Образовательный портал - Kuveys

Введение

Понятие об аддикции

Критерии зависимости

Механизмы формирование зависимости

Психобиология психической зависимости

Стадии развития зависимости

Виды аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение в МКБ-10

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Человеческая жизнь проявляется в поведении и деятельности. Сложное взаимопереплетение этих форм активности часто приводит к тому, что их под частую сложно разграничить. Тем не менее, существенные их различия очень важны. Человеку свойственно рассудочное поведение. Это значит, что его поступки, составляющие характер поведения, определяются интеллектуальным "высвечиванием" существующих между предметами связей и отношений.

Многие наши поступки и особенности поведения со временем становятся привычками, то есть автоматическими действиями, автоматизмами. Автоматизируя наши действия, привычка делает движения более точными и свободными. Она уменьшает степень сознательного внимания, с которым совершаются действия.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что образование привычки означает появление не столько нового умения, сколько нового мотива или тенденции к автоматическим действиям. Другими словами, привычка – это действие, выполнение которого становится потребностью. Приобретение привычки с физической точки зрения есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию. Система таких нервных связей служит основой более или менее сложных форм поведенческих актов, которые И.П. Павлов называл динамическими стереотипами . В комплексе нервных структур, обеспечивающих привычный образ действий, как правило, включаются и механизмы эмоционального реагирования. Они вызывают эмоционально положительные состояния в период реализации привычек и, напротив, рождают отрицательные переживания в обстоятельствах, мешающих ее осуществлению.

Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, азартные игры и т.п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. И тогда смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить и, дабы не оказать у нее в плену, в плену аддиктивного поведения.


Понятие об аддикции

Аддиктивное поведение (addiction – склонность) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Характеризуется эмоциональными изменениями: установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью.Человек нуждается в эмоциональном тепле, интимности, получаемых от других и отдаваемых им. При формировании аддиктивного поведения происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты. Лица с аддиктивным поведением стараются реализовать свое стремление к интимности искусственным образом.На сознательном уровне они используют для самозащиты механизм, который называют "мышлением по желанию".Он заключается в том, что человек, вопреки логике причинно-следственных связей, считает реальным, допускает до себя, до области своих переживаний лишь то, что соответствует его желаниям, содержание мышления при этом в свою очередь подчинено эмоциям, которые у аддикта тоже искусственно обеднены, туннелезированы и, скорее, представляют собой не полноценную эмоциональную картину, а некие "эмоциональные подвижки". В связи с этим оказывается невозможным или очень трудным убедить человека с развитым аддиктивным поведением в неправильности, опасности его подходов.Разговор с такими людьми происходит в двух плоскостях, которые не соприкасаются друг с другом: логической и эмоциональной.

Аддикт защищает свой внутренний мир от проникновения "негативного" из окружающей среды. Как известно, обычные межличностные отношения характеризуются динамикой, в процессе контактов происходит обмен мнениями, взаимное обогащение, усвоение опыта. Человек встречается с новыми ситуациями, подходами, что стимулирует его развитие.Аддиктивные отношения с предметами-суррогатами лишены этих динамических особенностей, имеет место фиксация на заранее предсказуемой эмоции, которая достигается стереотипным способом.Таким образом, отношения аддиктивного типа оказываются сравнительно стабильными и предсказуемыми.Однако эта стабильность и предсказуемость содержит в себе что-то мертвое, застывшее, задерживающее развитие человеческой личности.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни.

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ "борьбы" с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. "Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации".

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния : алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности : азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Критерии зависимости

Основными критериями зависимого поведения в девиантной психологии, принято считать следующие:

· Созерцательное, пассивное взаимоотношение с действительностью, поверхностное восприятие происходящего только на основе внешних признаков. Игнорирование сути явлений, цели поступков.

· Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

· Стремление говорить неправду и уходить от ответственности в принятии решений.

· Предпочтение искусственной реальности, замена ею всех других ценностей, событий, явлений жизни, которые игнорируются. Использование бегства в искусственную реальность как основного метода решения проблем.

· Тревожность и агрессивность.

· Безуспешные попытки сократить пребывание в искусственной реальности, сопровождающееся чувством вины.

· Стереотипность, повторяемость поведения.

· "Туннельное" восприятие жизни, определённой узость и избирательность. Поглощение зависимостью всех сил, всей информации от жизни, что приводит к невозможности делать нечто, не связанное с зависимостью, полным устранением из действительности.

· Распад прежних отношений и связей, их агрессивное восприятие как "врагов", скрытность, лживость. Смена значимого окружения на новое, взаимодействие с которым осуществляется только для обеспечения выхода в искусственную реальность, протекает по принципу игр детей 2-3 лет "не вместе, а рядом".

Основной, в соответствии с имеющимися критериями, особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко ("автоматически") приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лице разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий. Учитывая, что давление на таких людей со стороны социума достаточно интенсивно, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль "своего среди чужих". Вследствие этого они научаются формально исполнять социальные роли, навязанные им обществом. Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, пытающейся скрыть от окружающих собственный "комплекс неполноценности", обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

В статье можно познакомиться с понятием "аддиктивное поведение", формами поведения; особенностями подросткового возраста как фактора риска. А также рекомендую провести тестирование среди обучающихся 8-10 классов. Результаты обсудить на Совете по профилактике.

Аддиктивное поведение - одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение - одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г.Селье, говоря об адаптации, пишет: “Приспособляемость – это, вероятно, главная отличительная черта жизни”. “Есть два способа выживания: борьба и адаптация” (21).

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. “Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации”(11).

Формы аддиктивного поведения.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Алкоголизм. “По данным Всемирной организации здравоохранения, алкогольная проблема, рассматриваемая только в медицинском аспекте, занимает третье место после сердечно – сосудистых и опухолевых заболеваний. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществе особенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических и социально – экономических последствий” (10).

Началом развития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное употребление алкоголя. Символический характер приема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость приема алкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти ощущения, как правило, кратковременны; они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим дискомфортом. “Появление такого состояния является одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, так как человек начинает стремиться к его “воспроизведению”, для чего усиленно прибегает к алкоголю”.

Наркомания. В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболее распространены мягкие наркотики. С мягких наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества.

Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема наличия средств для приобретения наркотиков.

Прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические - приводит к определённой релаксации, создаётся впечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать своё состояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, эти препараты начинают использоваться регулярно в качестве снотворных. Появляются симптомы физической зависимости (частые случаи употребления, попытки прекратить приём и срывы). Малейший психологический дискомфорт становится поводом для приема транквилизаторов.

Приём препаратов бытовой химии. Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Эффект заключается в том, что развивается состояние “напоминающее опьянение, головокружение “взлёта”, повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций” (10).

Азартные игры не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом; постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию.

Работогольная аддикция представляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительной оценке личности и ее деятельности. В нашем обществе в сфере производственных отношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты, отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, их поощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный им стиль. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим работоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностью работоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов.

Аддикции к еде. О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяет отметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время или заполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включается химический механизм. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываются вещества, стимулирующие аппетит. Таким образом увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечет за собой нарастание веса, сосудистые нарушения. Эта проблема особенно актуальна в странах с высоким уровнем жизни, наряду с которым в обществе наблюдается высокий уровень стресса. Реально развитие пищевой аддикции и в ситуации доступности еды в связи с особенностями профессии (бар, ресторан, столовая).

Другая сторона пищевой аддикции – голодание. Опасность кроется в своеобразном способе самореализации, а именно в преодолении себя, победе над своей “слабостью”. Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой “борьбы” с самим собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности.

Особенности подросткового возраста как фактор риска

формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром.

Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований “в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характерен бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр.”. (13). Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям.

В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения. Существенным фактором может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия. Информация нужна для обретения необходимого чувства свободы и осознанности выбора, а также для того, чтобы научиться брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит. Масштабы ухода от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество “мягких” проявлений аддикций, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы аддиктивного поведения к другой. Кризис подросткового возраста становится в связи с этим значимым фактором риска, т. к. адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.

Нормальная линия развития подростка : Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? Кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.

Аномальная линия: Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Потеря трудовой активности. Смешение форм ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках (4).

В связи с проблемой ухода от реальности актуальным является вопрос, касающийся особенностей преодоления трудностей и эмоционального стресса. Трудности, с которыми сталкиваются подростки, разнообразные стрессовые воздействия, требуют от них определенных стратегий преодоления препятствий. Личность подростка претерпевает “либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение” (19). Различные формы поведения подростков представляют собой варианты преодоления стресса. Подростковый возраст – это период, в котором увеличиваются требования к психофизиологическим потенциям. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и дальнейшие перспективы.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного поведения:

Повышенный эгоцентризм;

Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;

Стремление к неизвестному, рискованному;

Обостренная страсть к взрослению;

Стремление к независимости и отрыву от семьи;

Незрелость нравственных убеждений;

Болезненное реагирование на пубертатные изменения;

Склонность преувеличивать степень сложности проблем;

Негативная или несформированная Я-концепция;

Гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения;

Низкая переносимость трудностей;

Предварительный просмотр:

Методика по выявлению аддиктивного поведения.

Методика, разработанная В.Д.Менделевичем, позволяет выявить психологическую склонность индивида к развитию у него алкогольной и наркотической зависимости.

Опросник состоит из 116 утверждений, 41 из которых отражает склонность личности к наркотической зависимости, 35 - к алкогольной зависимости, остальные 40 высказываний нейтральны.

Инструкция

«Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений:

1 - совершенно не согласен (совсем не так);

2 - скорее не согласен (скорее не так);

3 - ни то, ни другое (и так, и не так);

4 – скорее согласен (скорее так);

5 - совершенно согласен (именно так)».

Текст опросника

1. Я склонен разочаровываться в людях.

2. Верить в приметы глупо.

3. Часто бывает, что я обижаюсь на родителей или друзей.

4. Нередко я опаздываю на учебу (работу) или на встречу из-за непредвиденных случайностей в пути.

5. Окружающие часто удивляют меня своим поведением.

6. Мои родители часто пытаются обращаться со мной как с маленьким ребенком.

7. Я люблю планировать свое время до мелочей и с точностью до минут.

8. Мне кажется, что я чувствую происходящее вокруг более остро, чем другие.

9. Родители сами виноваты в том, что их дети начинают принимать наркотики («колоться»).

10. Для меня не существует абсолютных авторитетов.

11. В детстве был период, когда я страстно любил что-либо подсчитывать (количество окон, ступеней, номера машин).

12. Если бы родители или другие взрослые больше говорили с детьми о вреде наркотиков, то мало кто становился бы наркоманом.

13. Мне легче перенести скандал, чем однообразную размеренную жизнь.

14. Я верю в порчу и сглаз.

15. Прежде чем что-либо предпринять, я стараюсь предусмотреть все опасности, которые могут подстерегать меня.

16. Если я чем-то увлеченно занят, то часто даже не замечаю, что происходит вокруг.

17. Я живу и поступаю в соответствии с поговоркой: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему».

18. Меня нелегко убедить в чем бы то ни было.

19. Меня нередко обманывали (обманывают).

20. Неизвестность для меня очень мучительна и тягостна.

21. Меня раздражает, когда на улице, в магазине или в транспорте на меня пристально смотрят.

22. Жизнь малоинтересна, когда в ней нет опасностей.

23. Я не уважаю тех, кто отрывается от коллектива.

24. Некоторые люди одним прикосновением могут исцелить больного человека.

25. Жизнь должна быть радостной, иначе не за чем жить.

26. Я хорошо ориентируюсь во времени и, не глядя на часы, могу точно сказать, который сейчас час.

27. Если я захочу что-нибудь сделать, но окружающие считают, что этого делать не стоит, то я готов отказаться от своих намерений.

28. В детстве я часто отказывался оставаться один.

29. Мне нередко бывает скучно, когда нечем себя занять.

30. В жизни надо попробовать все.

31. Я легко могу заснуть в любое удобное время (и ночью, и днем).

32. После того, как я схожу в лес за грибами, у меня долго могут со-храняться воспоминания о грибах.

33. Я люблю помечтать о том, на что я потрачу возможный будущий выигрыш в лотерее, как поступлю с обещанным подарком.

34. Часто думаю: «Хорошо бы стать ребенком».

35. Мне часто трудно находить правильные слова для моих чувств.

36. Для меня несложно дать знакомому денег взаймы на покупку спиртного.

37. Я склонен жить, стараясь не отягощать себя раздумьями о том, что может произойти со мной в будущем.

38. Я люблю, когда мне гадают на картах или но руке.

39. Мне хорошо удается копировать мимику и жесты других людей.

40. Когда меня будят ночью или рано утром, то я долго не могу понять, что происходит вокруг.

41. Музыку я люблю громкую, а не тихую.

42. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.

43. Человек должен стараться понимать свои сны, руководствоваться ими в жизни и извлекать из них предостережения.

44. Меня трудно застать врасплох.

45. Все известные мне «чудеса» объясняются очень просто - обман и фокусы.

46. Меня считают наивным человеком, поскольку мне часто случается попадать впросак.

47. Наркотики бывают «легкими», и они не вызывают наркомании.

48. Я иногда чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставлял меня совершать какие-либо поступки.

49. Мои знакомые считают меня романтиком.

50. Я верю в чудеса.

51. Даже психически здоровый человек иногда не может отвечать за свои поступки.

52. Меня часто озадачивает поведение и поступки людей, которых я давно знаю.

53. Никому нельзя доверять - это правильная позиция.

54. Самое счастливое время жизни - это молодость.

55. В детстве я боялся, что мама может бросить меня, уйти из дома и не вернуться.

56. Я склонен лучше помнить реально происшедшие со мной неприятные события, чем собственные прогнозы по поводу возможности их появления.

57. Я люблю советоваться с друзьями (или взрослыми) о том, как по-ступить в сложной ситуации.

58. Я бы согласился пожить пусть мало, но бурно.

59. Я бы мог на спор ввести себе в вену наркотик (героин).

60. Часто меня не оценивали по заслугам.

61. Я всегда точно могу сказать, сколько денег я потратил и сколько у меня осталось.

62. В детстве я долго не мог привыкнуть к детскому саду (яслям) и не хотел туда из-за этого ходить.

63. Своим друзьям или подругам я доверяю полностью и убежден, что они меня никогда не обманут и не предадут.

64. Опасность употребления наркотиков явно преувеличена.

65. В жизни все-таки мало ярких событий.

66. Я не люблю длительные поездки в поезде или на автобусе.

67. Меня раздражает грязное стекло, потому что весь мир тогда кажется грязным и серым.

68. Когда мне скучно, я обычно ложусь поспать.

69. Часто родители (или взрослые) упрекают меня в том, что я слушаю излишне громкую музыку.

70. Очень мучительно чего-либо ждать.

71. Я мог бы после некоторых предварительных объяснений управлять маленьким (спортивным) самолетом.

72. Я нередко просыпаюсь утром за несколько секунд или минут до звонка будильника.

73. Если бы случился пожар и мне надо было бы из окна пятого этажа прыгнуть на тент, развернутый пожарниками, я бы, не задумываясь, сделал это.

74. Мне жалко наивных людей.

75. Меня смущает, когда люди долго и пристально смотрят мне в глаза.

76. Рисковать всем, например в казино, могут только сильные люди.

77. В том, что подросток становится наркоманом, виноваты те, кто продает наркотики.

78. Я люблю очень быструю, а не медленную езду.

79. Я доверяю предсказаниям гороскопов и следую содержащимся в них рекомендациям.

80. Меня очень интересуют лотереи.

81. Прогнозировать будущее - бесполезное дело, так как многое от тебя не зависит.

82. Я способен с легкостью описывать свои чувства.

83. У меня в жизни бывали случаи, когда я что-то делал, а потом не помнил, что именно.

84. Считаю, что любопытство -? не порок.

85. Бывает, что меня пугают люди с тромким голосом.

86. У меня было (есть) много увлечений (интересов, хобби).

87. Когда я остаюсь дома, то мне часто бывает не по себе от одиночества.

88. Я не суеверен.

89. Мне говорили, что у меня неплохие способности имитировать голоса или повадки людей.

90. Есть люди, которым я верю безоговорочно.

91. Случается, что во время разговора с заикающимся я сам начинаю говорить сбивчиво и с запинками.

92. Самое тягостное в жизни - это одиночество.

93. Если я начинаю играть в какую-нибудь игру, то меня нередко нелегко оторвать от нее.

94. Бывает, что я могу сделать назло даже то, что мне самому окажется невыгодным.

95. Меня всегда притягивала и притягивает таинственность, загадочность, мистика.

96. Бывало, что я на улице соглашался на игру с «наперсточниками».

97. Я знаю многих ребят, кто употребляет или употреблял наркотики.

98. Я, как правило, ставлю будильник так, чтобы не только все успеть сделать до ухода из дома, но и иметь несколько минут в запасе.

99. В своей жизни я часто сталкиваюсь (сталкивался) с невообразимым стечением неблагоприятных обстоятельств.

100. Я готов полностью подчиниться и даже доверить свою судьбу, но только тому, кого действительно уважаю.

101. Я люблю рисковать.

102. Среди моих знакомых есть люди, которые обладают даром убеждать.

103. Меня часто невозможно оторвать от интересного дела, игры, занятия.

104. Я мог бы прыгнуть с парашютом.

105. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.

106. Меня многое в жизни удивляет.

107. Я могу переспорить кого угодно.

108. Я вошел бы вместе с укротителем в клетку со львами, если бы он мне сказал, что это безопасно.

109. Если меня о чем-то просят, мне трудно отказать.

110. Мне легче придумать свои собственные примеры, чем выучить наизусть примеры из учебника.

111. Мне никогда не бывает скучно.

112. Часто я сам от себя не ожидаю какого-либо поступка.

113. В детстве у меня какое-то время были тики или разнообразные повторяющиеся движения.

114. Я люблю помечтать.

115. Меня влечет все новое и необычное.

116. Со мной нередко происходят «несчастные случаи» и случаются всяческие происшествия.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка данных заключается в суммировании баллов отдельно по каждой шкале, при этом обращается внимание на характер обработки значений по прямым и обратным вопросам. Для прямых вопросов баллы подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены испытуемыми («5» - 5, «4» - 4, «3» - 3, «2» - 2, «1» - 1), для обратных вопросов баллы подсчитываются наоборот «5» - 1, «4» - 2, «3» - 3, «2» - 4, «1» - 5).

Шкала склонности к наркозависимости: прямые вопросы - № 1, 3, 4, 16, 19, 24, 26, 48, 50, 52, 54, 59, 76, 79, 80, 89, 91, 96, 97, 100, 107, ПО, 116; обратные вопросы - № 2, 12, 29, 30, 41, 45, 53, 61, 65, 67, 69, 72, 77, 78, 81, 86, 112, 114.

Шкала склонности к алкогольной зависимости: прямые вопросы № 3, 5, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 24, 26, 30, 43, 48, 76, 79, 84, 91, 95, 97, 100, 107, 112, 113, 116; обратные вопросы - № 21, 29, 38, 41, 44, 64, 65, 67, 75, 77, 81.

Интерпретация результатов осуществляется в соответствии со сле-дующими критериями.

Существует много непонятных терминов в психологии, обозначающих довольно простые вещи. Одним из подобных определений можно отнести аддикцию.

Определение аддикции

Модное понятие «аддикция» подразумевает саморазрушение путем ухода от реальности, связанное с употреблением различных химических веществ, существенно влияющих на психику и разум, а также навязчивое стремление заниматься определенными видами деятельности. Проще говоря, аддиктивное поведение – это термин, который означает своего рода зависимость, пристрастие к определенным препаратам или занятиям с целью получения физического или психического удовлетворения.

Суть аддиктивного поведения выражается в постоянном стремлении аддикта (зависимого человека) использовать удовлетворить свои потребности при помощи предметов или действий, к которым и возникла нездоровая тяга.

Существует ряд теоретических выкладок о биологических механизмах развития любой зависимости:

  1. Отсутствие необходимой стимуляции центров удовольствия в головном мозгу аддиктов. Предполагается, что мозг любого здорового человека имеет центр удовольствия, активизация которого вызывает огромное чувство удовлетворения. Мозг аддиктов устроен немного по-иному – их центры удовольствия не получают должной активизации в обычной жизни, поэтому в ход идут различные синтетические вещества или навязчивые действия.
  2. Во всем виновен некий ген аддиктивности, обнаруженный в 1990 году американским ученым К. Блюмом. Этот ген выявляется у всех людей, имеющих нездоровые пристрастия, будь то психоактивные вещества или стремление к перееданию, азартным играм, частой смене сексуальных партнеров.
  3. Влияние любых психоактивных веществ на опиатные рецепторы головного мозга. В норме опиатные рецепторы возбуждаются от воздействия вырабатываемых нейромедиаторов – дофамина, эндорфина, энкефалинов, ГАМК и др. Любое химическое вещество, вызывающее необъяснимую тягу, имеет свойство замещать эти нейромедиаторы. Впоследствии мозг человека перестает вырабатывать природные вещества и при отсутствии замены начинает посылать сигналы о необходимости восстановить баланс. Так развивается физическая зависимость от психоактивных веществ.

Как бы там ни было, зависимую личность мало интересует биологический аспект формирования тяги, его навязчивое стремление уйти в иллюзорный мир вырывают человека из реальной жизни и приносят в его жизнь массу проблем, начиная от проблем во взаимоотношениях с близкими и заканчивая трудностями с законом. Проблемы аддикции связаны с тем, что многие зависимые люди заканчивают жизнь самоубийством, не мысля себя без объекта пристрастия, другие – коротают остаток жизни в психиатрических клиниках. Так или иначе, аддикция является серьезной проблемой, требующей незамедлительной коррекции, а порой и длительного медикаментозного лечения.
На видео о проблемах аддиктивного поведения:

Классификация

Для большего удобства можно систематизировать болезненные пристрастия по разным группам:

  1. Химические аддикции. Характеризуется пристрастием к сильнодействующим синтетическим или природным веществам, изменяющим физическое и психическое состояние человека до неузнаваемости. Химические аддикции наносят огромный вред здоровью человека. В это группу входят: , зависимости, .
  2. Нехимические пристрастия. Это довольно большая группа, включающая в себя:
    • тягу к азартным играм;
    • сексуальная аддикция;
    • любовная аддикция;
    • зависимость от покупок – шоппинг;
    • трудоголизм;
    • интернет-зависимость;
    • спортивная аддикция.
  3. Промежуточная группа. Сюда специалисты включают виды аддикций, связанные с перееданием и голоданием. Такие распространенные нервно-психические болезни, как булимия или анорексия, являются яркими примерами пищевых аддикций.

Причины развития

Причин формирования аддиктивного поведения, а именно негативного пристрастия к тому или иному веществу у каждого конкретного человека может быть масса: непонимание окружающих, недовольство собой, психотравмирующая ситуация и т.д.

В целом все факторы, способствующие развитию аддикции, можно разделить на 3 большие группы:

  • психологические;
  • социальные;
  • биологические.

Все эти факторы тесно связаны между собой. Мало того, у одного человека может наблюдаться целый комплекс причин, вызывающих болезненное пристрастие к определенному веществу.



К психологическим факторам развития аддиктивного поведения относятся:
  • личностные черты характера – закомплексованность, низкий интеллект, отсутствие смысла жизни и интересов и др.;
  • тяжелое психологическое состояние – стресс, психическая травма, горе;
  • обстоятельства, способствующие развитию аддикций, в важнейшие периоды становления личности – пример выпивающих родителей, отсутствие телесного и духовного контакта с матерью в ранние годы, подростковые проблемы и неумение их решать.

Социальная подоплека аддиктивных состояний выражается в большей части во влиянии семьи и учебных учреждений, низкая заинтересованность государства в решении проблемы алкоголизации общества, доступность психоактивных веществ, пищевые традиции семьи и ближайшего окружения, ненормальное воспитание – гипер- и гипоопека, влияние различных социальных групп.

К биологическим факторам развития аддикций относят физическую устойчивость к действию психотропных веществ, наследственную предрасположенность, способность вырабатывать собственные психоактивные вещества, способствующие повышению настроения.

Этапы формирования

Психологи давно заметили, что формирование любой зависимости проходит ряд ступеней.

Рассмотрим стадии развития аддикции более подробно:

  • Стадия первых проб. Здесь происходит первое знакомство с предметом пристрастия, формирование положительных эмоций в ответ на употребление, но пока сохраняется контроль над своим поведением.
  • Стадия аддиктивного ритма, которой характерно более частое прибегание к объекту аддикции, закрепление привычки, возникновение психологической зависимости.
  • Аддиктивное поведение. Тяга становится столь явной, что ее нелегко скрывать, утрачивается контроль над ситуацией. При этом зависимый резко отрицает наличие у него каких-либо проблем. Человек охвачен смятением, его мучает беспокойство и страхи, что с ним что-то не в порядке, но он боится в этом признаться окружающим.
  • Полное преобладание физической зависимости. Эффект улучшения настроения при использовании объекта зависимости исчезает, имеются стойкие изменения личности, вплоть до деградации, социальные контакты затруднены.
  • Стадия полного разрушения – катастрофа. На этом этапе происходит нарушение работы организма из-за постоянной интоксикации либо вследствие постоянного деструктивного поведения. Человек серьезно болен, его зависимость явно преобладает над базовыми потребностями. Этой фазе характерно совершение правонарушений, суицидальные мысли, эмоциональные срывы.

Наиболее ярко этапы формирования аддиктивного поведения прослеживаются на примере химических зависимостей.

Виды химических аддикций

Алкогольная аддикция наиболее распространена среди химических зависимостей. Спиртные напитки не запрещены к употреблению, более того – рекомендованы при некоторых состояниях. Тем не менее, частое злоупотребление алкоголем вызывает многочисленные нарушения в работе внутренних органов, головного и спинного мозга, нервной системы.

Употребление малых доз этанола в редких случаях, как правило, не приводит к стойкой зависимости, действует расслабляюще, повышает настроение, расширяет сосуды. Состояние аддикции развивается в тот момент, когда человек не представляет себе нормального существования без ежедневного присутствия спиртных напитков, употребление алкоголя становится сверхценной идеей, наличествует синдром абстиненции.

Алкогольная зависимость приводит к ранней инвалидности или смерти больного вследствие интоксикации, травматизации или психических нарушений.

Лекция об алкоголизме как форме аддиктивного поведения:

Наркотическая аддикция считается более серьезным явлением, развивается вследствие употребления психоактивных веществ, резко изменяющих сознание. Под воздействием химического вещества у человека возникает иллюзорное ощущение полного отсутствия проблем, резко повышается настроение, мир видится в радужных красках. Желание повторить приятные моменты приводит к развитию психической зависимости уже с первого применения.

Для достижения желаемого состояния наркозависимому требуется все большая дозировка вещества, постепенно аддикты переходят с более легких психотропных препаратов на серьезные тяжелые наркотики, вызывающие многочисленные нарушения психической сферы и поражения организма. Все это практически мгновенно приводит к полной изоляции наркомана, тяжелым заболеваниям – передозировке, ВИЧ-инфекции, гепатиту С, а также суициду.

Постепенно зависимые от употребления наркотиков люди начинают употреблять химические вещества не только для достижения состояния кайфа, но и с целью достижения хорошего самочувствия.

Наркотик, встраиваясь в систему обмена, становится необходимым для жизни, в результаты отмены препарата наступает сильная абстиненция – физические боли сменяются тяжелым депрессивным состоянием и нежеланием жить.

Наркотической аддикции свойственны постоянные рецидивы из-за неумения жить в социуме, неспособности получать удовольствие от простых вещей, явно выраженной потребности в изменении сознания.

Табачная аддикция характеризуется наличием тяги к никотину, вызываемой постоянным табакокурением. Развитие табачной аддикции наступает вследствие нерешенных психологических и социогенных проблем. Сигарета на время помогает переключиться с проблемной ситуации, отрешиться от нее, тем самым вызывая ложное чувство расслабления и способности взглянуть на ситуацию под другим углом.

Совместные перекуры помогают нерешительным людям установить контакт, начать знакомство. Курение табака вызывает не только психологическую зависимость, но и в значительной степени физическое пристрастие. В результате поступления никотина извне организм перестает вырабатывать собственный, эндогенный никотин, что в результате отказа от курения вызывает негативное состояние: депрессию, раздражительность, бессонницу, головные боли.

Клинические проявления

Распознать наличие какой-либо зависимости у родного человека очень непросто, в особенности, если больной находится на первых двух этапах формирования аддикции.

Однако, существуют общие признаки, благодаря которым возможно понять, имеется ли у человека зависимость:

  1. Самоуверенность и хорошая переносимость жизненных трудностей при явно плохом моральном состоянии в случае бытовой рутины. Это один из основных признаков развития аддикции – стремление к комфортному существованию и заставляет аддиктов искать острых ощущений.
  2. Лживость и вечное стремление переложить ответственность на чужие плечи.
  3. Низкая самооценка и закомплесованность, при этом внешнее стремление казаться лучше окружающих.
  4. Боязнь эмоционально привязаться к кому-либо.
  5. Стереотипное мышление.
  6. Тревога.
  7. Желание манипулировать другими людьми.
  8. Нежелание брать на себя ответственность за свои поступки.

Диагностика

Выявить склонность к аддиктивному поведению или уже имеющееся патологическое пристрастие может опытный нарколог и психолог. В ходе первичной беседы специалист может распознать некоторые особенности личности, позволяющие сделать вывод о подверженности человека к аддиктивному поведению.

Уже имеющиеся химические аддикции диагностируются на очном приеме у опытного врача-нарколога. Существуют определенные критерии для выявления химических аддикций.

К ним относятся:

  • непрекращающееся желание употребить психитропное вещество;
  • постоянное употребление, несмотря на сопутствующие проблемы – наличие хронических болезней, психические расстройства, факты передозировки;
  • увеличение дозировки;
  • развитие и употребление психоактивных веществ для его купирования;
  • нежелание иного досуга, нежели принятие химического вещества, отсутствие увлечений и хобби, все имеющееся свободное время тратится на употребление стимуляторов или восстановление после их применения;
  • отсутствие контроля над употреблением.

Если три или более симптомов наблюдались у человека в течение года, то можно смело говорить о наличии у него аддикции.

Лечение

Справиться с зависимостью возможно только при осознании человеком тяжелой проблемы и стремления избавиться от пристрастия. Выйти из порочного круга зависимости в одиночку практически невозможно, всем зависимым необходима помощь психотерапевта, а в случае наркомании и алкоголизма – квалифицированного нарколога.

Больные тяжелыми формами наркомании и алкоголизма непременно госпитализируются в стационар с целью снятия абстиненции, восстановления разрушенного здоровья и снятия влечения к психотропным веществам. Все это время с больным работает психолог, помогающий предотвратить развитие рецидива болезни и социализироваться после выхода из стационара.

С учетом развития современной фармакологии купировать физическое влечение к наркотикам или алкоголю не составляет особого труда. Гораздо тяжелее справиться с психической зависимостью к изменению сознания, этот этап является очень сложным, менее поддающимся терапии. Психическая тяга к употреблению может сохраняться всю жизнь.

Профилактика

Такое сложное состояние, как аддикция, проще выявить на ранней его стадии и далее предупредить его развитие и переход на крайнюю стадию.

Для профилактики используются следующие способы:

  1. Диагностика – выявление детей и подростков, личностные характеристики которых дают возможность предполагать склонность у них к аддиктивному поведению. Беседы с детьми из группы риска помогают выявить наличие имеющихся проблем в семье, внутренние переживания, низкую самооценку, способствующих в будущем развитию пристрастий.
  2. Донесение информации. Крайне важно распространять среди детей и молодежи как можно большее количество информации о вредных привычках, их последствиях, методах противодействия стрессовым ситуациям, учить грамотному общению.
  3. Коррекция. В данном случае работа психолога направлена на исправление сформировавшихся негативных взглядов, отношению к себе, формирование навыка справляться с трудными жизненными ситуациями.

К вторичной профилактике можно отнести обнаружение людей с уже имеющимися проблемами и их терапию, а к третичной – реабилитацию и социализацию аддиктов, находящихся в стойкой ремиссии.

Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. При вовлеченности в какую-то деятельность развивается психологическая зависимость, более мягкая по своему характеру. Но все эти виды объединяют общие аддиктивные механизмы. Рассмотрим немного подробней отдельные формы аддиктивного поведения.

Виды аддиктивной реализации:

Алкоголизм. "По данным Всемирной организации здравоохранения, алкогольная проблема, рассматриваемая только в медицинском аспекте, занимает третье место после сердечно - сосудистых и опухолевых заболеваний. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществе особенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических и социально - экономических последствий".

Началом развития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное употребление алкоголя. Символический характер приема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость приема алкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти ощущения, как правило, кратковременны. Они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим дискомфортом. "Появление такого состояния является одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, так как человек начинает стремиться к его "воспроизведению", для чего усиленно прибегает к алкоголю". "Особенно опасно возникновение механизмов аддиктивного поведения, связанное с допинг-эффектом в случаях, если последний выражается в возникновении психического состояния, субъективно облегчающего творческий процесс у лиц, занимающихся живописью, писателей, поэтов, музыкантов и др.". Нередко аддикты навязывают свой стиль поведения друзьям и близким, что происходит без всякого опасения перед возможностью возникновения стойкой алкогольной зависимости. Традиционная антиалкогольная пропаганда неэффективна, т. к. она может только закрепить уверенность аддикта в безопасности выбранного средства аддиктивной реализации, потому что собственный опыт приема алкоголя противоречит содержанию пропагандистских деклараций. В последнее время растет сеть учреждений, призывающих избавиться от алкогольной или никотиновой зависимости с помощью кодирования или других методов, не имеющих в своей основе серьезной психологической работы с причинными механизмами аддикции, адекватной личностной коррекции и поддержки. Рекламирование таких служб довольно интенсивное, но, во-первых, носит навязчивый характер, чем может спровоцировать реакцию неприятия, а, во-вторых, способствует упрочению иллюзии, что избавиться от губительной зависимости можно в любое время и без особых усилий.

Длительный прием алкоголя ведет за собой физическую зависимость. Ее характеризуют следующие признаки: явления алкогольной абстиненции ("похмельный синдром"), потеря ситуационного и количественного контроля, повышение толерантности к алкоголю в 8-10 раз по сравнению с изначальной (потребность в большей дозе для достижения прежнего эффекта). Постепенно нарушаются мнестические процессы, снижается круг интересов, наблюдаются частые перепады настроения, ригидность мышления, сексуальная расторможенность. Снижаются критика к своему поведению, чувство такта, проявляется склонность винить в своих бедах неудачный брак, работу, ситуацию в стране и т. д. Происходит социальная деградация (распад семьи, потеря работы, асоциальное поведение). По мере прогрессирования алкогольной аддикции у людей с таким стилем поведения наблюдаются сходства в мотивах деятельности, интересах, привычках, во всем образе жизни.

Наркомания . В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболее распространены мягкие наркотики (марихуановый ряд). Они быстро вызывают психологическую зависимость: ощущение кайфа, усиление воображения, физической активности, философствование. С мягких наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества в виде ингалянтов (кокаин, экстази) и в виде внутривенных инъекций (героин), почти сразу же вызывающих физическую зависимость. Но не всегда путь "от марихуаны к героину и так далее вовсе не обязательное явление, часто дело начинается с алкоголя, сразу с героина или других наркотиков или марихуана так и остается "наркотиком на всю жизнь". Длительный приём марихуаны и многих других веществ (мескалин, ЛСД и др.) провоцируют психические заболевания. Наркотическая зависимость носит более выраженный характер по сравнению с алкогольной. Очень быстро вытесняется все, не относящееся к аддикции, быстрее наступает опустошенность. Возрастает интровертированность. Круг общения охватывает в основном тех, кого объединяет наркотическое пристрастие. Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема наличия средств для приобретения наркотиков.

Прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические . Приём транквилизаторов (элениум, реланиум и др.) приводит к определённой релаксации, создаётся впечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать своё состояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, эти препараты начинают использоваться регулярно в качестве снотворных. Появляются симптомы физической зависимости (частые случаи употребления, попытки прекратить приём и срывы). Малейший психологический дискомфорт становится поводом для приема транквилизаторов. Появляется ряд нарушений состояния: сонливость, трудности с концентрацией внимания, рассеянность (в связи с этим существует риск оказаться жертвой несчастного случая), подёргивание мышц рук и лица. Состояния такого рода иногда неправильно диагностируются. Злоупотребление снотворными (барбитуратами) вызывает психоорганический синдром: головные боли, нарушение памяти, плохая переносимость жары и душных помещений, головокружения, нарушения сна, явления потери контроля над дозой приёма, вследствие чего человек может погибнуть.

Психотропные препараты (психоделики) привлекают тем, что резко усиливается восприятие, особенно зрительное. Эти препараты быстро вызывают длительные изменения: иллюзии, галлюцинации, чувство того, что долго тянется время, повышенное настроение, резкая смена настроения.

Приём препаратов бытовой химии. Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Нередко эти ингалянты употребляются и детьми. Эффект заключается в том, что развивается состояние "напоминающее опьянение, головокружение "взлёта", повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций". Вдыхание паров органических растворителей (бензин, аэрозоли, растворители, эфир, хлороформ, клеи и т. д.) вызывает "необратимые тяжелые поражения внутренних органов, головного и костного мозга, приводит к смертельным исходам". Возможны случаи смерти во время вдыхания в результате паралича дыхательного центра, асфиксии. Регулярные употребления приводят к стойким психическим нарушениям: ухудшение памяти, нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение сообразительности, задержка развития умственных способностей. Употребление ингалянтов сопровождается низкой успеваемостью, нарушением дисциплинарных норм, агрессией, противоправными действиями.

Сексуальное аддиктивное поведение характеризуется сверхценным отношением к сексу, восприятием лиц, к которым возникают сексуальные влечения, не как личностей со своими особенностями и стремлениями, а как сексуальных объектов. При этом очень значимым, целевым становится "количественный" фактор. Сексуальная аддикция может маскироваться в поведении нарочитой праведностью, целомудрием, порядочностью, становясь при этом теневой стороной жизни. Эта вторая жизнь постепенно приобретает все большую значимость, разрушая личность.

Формы проявления сексуальной аддикции различны: донжуанизм (стремление к сексуальным связям с как можно большим числом женщин), привязанность к порнопродукции во всем ее многообразии, разные виды извращения сексуальной активности. К последним можно отнести такие явления как фетишизм (интенсивная фиксация на каких-либо предметах, прикосновение к которым вызывает сильное сексуальное возбуждение), пигмалионизм (фиксация на фотографиях, картинах, скульптурах не порнографического содержания), трансвестизм (стремление к переодеванию в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (интенсивное сексуальное желание обнажать половые органы напоказ лицам противоположного пола, детям), вуайеризм (стремление к подглядыванию за обнажёнными или вступающими в сексуальную связь людьми). При всех этих проявлениях происходит "суррогатная подмена, нарушение настоящих эмоциональных отношений с людьми". Перед сексуальными аддиктами стоит опасность возникновения сексуальных расстройств. Их сексуальное поведение оторвано от личностного аспекта, оно притягивает и наносит вред. Кроме того, реален риск заболевания СПИД. Корни сексуальной аддикции закладываются в раннем возрасте в эмоционально холодных, дисфункциональных семьях, в семьях, где сами родители являются аддиктами, где реальны случаи сексуальной травматизации в детском возрасте.

Азартные игры не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры. Вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры и потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру). Состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом и постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию. Наряду с этим может происходить злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами и т. д. в целях стимуляции активности и обострения ощущений. Способствовать риску развития пристрастия к азартным играм могут дефекты воспитания в семье: гипоопека (недостаточное внимание родителей к воспитанию детей), эмоциональная нестабильность, излишняя требовательность, стремление к престижности и переоценка значимости материальных благ.

Работогольная аддикция представляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительной оценке личности и ее деятельности. В нашем обществе в сфере производственных отношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты, отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, их поощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный им стиль. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим работоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностью работоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов. "Как и всякая аддикция, работоголизм является бегством от реальности посредством изменения своего психического состояния, которое в данном случае достигается фиксацией внимания на работе. Работа не является здесь тем, что она представляет собой в обычных условиях: работоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа не воспринимается им лишь как одна из составных частей жизни - она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности". Развитие аддиктивного процесса при аддикции этого вида влечет за собой личностные изменения: эмоциональную опустошенность, нарушение процессов эмпатии и симпатии, предпочтение общения с неодушевленными предметами. Уход от реальности прячется за успешной деятельностью, преуспеванием в карьерных устремлениях. Постепенно работоголик перестает получать удовольствие от всего, что не связано с работой. Вне трудовой занятости возникает ощущение дискомфорта. Работоголиков отличают консерватизм, ригидность, болезненная потребность в постоянном внимании и положительной оценке со стороны, перфекционизм, излишняя педантичность, крайняя чувствительность к критике. Могут быть ярко выражены нарцистические черты, манипулятивные стратегии взаимодействия с окружающими. При полной идентификации с работой из зоны внимания выпадают личностные качества и гуманистические ценности.

Аддикции к еде. О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом, с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяет отметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время или заполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включается химический механизм. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываются вещества, стимулирующие аппетит. Таким образом, увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечет за собой нарастание веса, сосудистые нарушения. Эта проблема особенно актуальна в странах с высоким уровнем жизни, наряду с которым в обществе наблюдается высокий уровень стресса. Реально развитие пищевой аддикции и в ситуации доступности еды в связи с особенностями профессии (бар, ресторан, столовая).

Другая сторона пищевой аддикции - голодание. Опасность кроется в своеобразном способе самореализации, а именно в преодолении себя, победе над своей "слабостью". Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой "борьбы" с самим собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности.

Таким образом, мы рассмотрели виды реализации аддиктивного поведения человека, их характеристику и причинность. В связи с видоизменением структуры психических и поведенческих расстройств и девиаций на современном этапе возникла необходимость выделения аддиктивного поведения в международной классификации болезней 10 пересмотра, которая представлена чуть ниже.

Аддиктивное поведение напоминает отвержение окружающего мира, при котором индивид отграничивается от общества, используя какие-либо развлечения в виде интернет-развлечений, секса, азартных игр, чрезмерной траты денег. Это проблема встречается не только у взрослых, но и у подростков.

Причины аддиктивного поведения

Основанием отчуждения от реальности является отсутствие взаимодействия или нарушение общения в среде, в которой растет ребенок. Гормональные перестройки, развивающиеся у подростков, приводят к всплеску эмоций, появлению агрессивности (см. ). На них оказывают влияние родители, друзья, одноклассники, с которыми ребенок зачастую не может найти общий язык.

Психика подростков не полностью сформирована, а сами молодые люди недостаточно адаптированы к взрослой жизни. Аддикция связана также с употреблением различных психотропных средств. Аддиктивность у некоторых почти незаметна, у других она сочетается с нормальным поведением и лишь изредка проявляется. Иногда возникает нарушение манеры держаться, выраженное вплоть до возникновения крайностей. Высокая степень тяжести способна приводить к развитию психосоматических заболеваний.

Выделяют множество форм пагубных привычек, которые могут сочетаться и переходить из одной в другую. Например, отказавшись от употребления алкоголя, подросток начинает курить, а забросив компьютерные игры – заниматься экстремальными видами спорта, развивая новую зависимость.

Прочитайте про при заболеваниях неврологического и психиатрического характера.

Узнайте про типичные признаки и лечение.

Виды зависимости

Аддиктивность, возникающая у подростков, аналогична взрослой аддикции. Различают химическую и нехимическую. Первая связана с употреблением веществ, которые воздействуют на нервную систему, вызывая насыщение центров удовольствия. К таким средствам относят:

  • алкоголь (см. );
  • токсикомания;
  • сигареты;
  • курение кальяна;
  • лекарственные препараты.

Нехимическая аддикция заключается в любой сфере деятельности, приводящей к разрушению психического здоровья. К ней относят:

  • игровую зависимость;
  • обжорство;
  • трудоголизм;
  • сектантство;
  • сексуальное поведение;
  • мазохизм;
  • прослушивание специфической музыки.

Появление аддиктивности может послужить развитию асоциализации, а также к возникновению у тинейджера:

  • биполярного ассоциативного расстройства ();
  • психосоматических патологий;
  • склонности к убийству или суициду;
  • параноидальной шизофрении;
  • деградации;
  • социопатии.

Провоцирующие факторы

Существуют определенные моменты, которые вызывают склонность подростка к пагубным привычкам. В связи с этим важны консультации психологов, способных определить его тип личности и психологический портрет.

В группу риска входят дети:

  • ранимые;
  • часто болеющие;
  • восприимчивые к критике;
  • подвергшиеся насилию в домашних условиях;
  • со строгим воспитанием.

Согласно психологическим исследованиям выделяют 4 основные причины:

  • экономические;
  • социальные;
  • биологические;
  • индивидуальные.

Формирование тела человека и становление личности заключается в развитии психического здоровья и устойчивости организма. Подросток начинает вести себя более уверенно после приема психотических средств (злоупотребление энергетическими напитками, кофеином, алкоголем).

Нарушения, к которым приводят эти вещества, начинают формироваться в подростковом периоде, а приобретенные последствия чаще выявляют во взрослом возрасте. Так, боязнь темноты превращается в страх смотреться в зеркало, а одиночество трансформируется в манию преследования. Кроме этого, присоединяется девиантное поведение (не соответствующее социальным нормам).

Предпосылками развития аддикции могут быть и травмы головы: сотрясение, ушибы, повышение внутричерепного давления, и умственная отсталость. Существуют следующие типы личности у тинейджеров:

  1. Гипертимный. Имеет нестандартный вид и скорость мышления, в их жизни преобладает интеллектуальная деятельность, творчество и креатив. Выделяются среди других лидерскими качествами.
  2. Гипервозбудимый. Подростки слишком импульсивны, находятся в эмоциональном перевозбуждении. Они неспособны контролировать свое поведение и влечения, неусидчивы, раздражительны и нетерпеливы. Не могут спокойно относиться к критике в свой адрес и воспринимают всё «в штыки». Характерно развитие аддиктивности для детей дошкольного возраста.
  3. Истерический. Проявляется жаждой и стремлением стать замеченным, признанным. Они демонстративно разговаривают, преувеличивают те или иные события, пытаясь впечатлить окружающих, порой даже выдуманными историями. Также они способны врать, оговаривать себя или приписывать неизлечимые болезни и страдания.
  4. Эпилептоидный. У подростков наблюдаются изменения личности, напоминающие эпилептические нарушения. Они находятся в агрессивном состоянии и постоянно вступают в конфликты.
  5. Неустойчивый тип характеризуется слабоволием, апатией. Подростки непослушны, не выполняют обычные правила поведения, их требуется постоянно контролировать. Но они боятся подчиняться другим людям. В школе такие дети ленивы, постоянно сбегают с уроков. Способны пойти на мелкие преступления в виде хулиганства и кражи.

Эти типы личности порой не встречаются самостоятельно, а сочетаются друг с другом, приводя к развитию аддикции. Диагностировать аддиктивное расстройство должны психологи или психотерапевты. Тест на аддиктивное поведение проводят с целью выяснить запущенность той или иной зависимости (алкогольную, никотиновую, игровую), а также выявить ее влияние на организм. Тесты должны проходить не только подростки, но и их родители.

Помощь подросткам при аддикции поведения

В зависимости от степени тяжести аддиктивного расстройства лечение проводят специалисты на психотерапевтических сеансах либо в условиях психиатрической клиники. При легкой степени нарушений с помощью специальных методик помогают подростку избавиться от пристрастия к играм, перееданию, шопоголизму.

При алкогольной, наркотической или лекарственной зависимости терапию оказывают в специальном отделении, осуществляя дезинтоксикацию организма. Затем помогают подростку восстановить психическое здоровье.

Профилактические мероприятия необходимо проводить в санаторно-курортных местах для насыщения жизни подростка новыми впечатлениями. Аддиктивное расстройство в большинстве случаев несет деструктивный характер. Чем раньше обнаружены пагубные привычки, тем проще избавиться от них при своевременной комплексной терапии.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: