Образовательный портал - Kuveys

Иоанн Павел II

Иоанн Павел II в начале понтификата.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), 1978.10.16 - 02.04.2005

Иоанн Павел II, Папа Римский
Ioannes Paulus Secundus
Мирское имя: Кароль Юзеф Войтыла
Происхождение: Вадовице (Польша)
Годы жизни: 18 мая 1920 - 2 апреля 2005
Годы понтификата: 16 октября 1978 - 2 апреля 2005
Отец: Кароль Войтыла - старший
Мать: Эмилия Качоровска

Кароль Юзеф Войтыла родился в городе Вадовице, в южной Польше, в семье бывшего офицера австрийской армии. Он был младшим из двух детей Кароля Войтылы-старшего и Эмилии Качоровской, которая умерла, когда будущему папе было всего девять лет. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла-младший остался круглым сиротой. Кароль успешно учился. Окончив лицей в 1938, накануне Второй мировой войны он поступил на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове. Тогда же Кароль стал членом театрального кружка "Студия 38". Во время немецкой оккупации, чтобы избежать угона в Германию, он оставил учёбу и работал в каменоломне близ Кракова, а потом перешёл на химический завод. В 1942 Кароль Войтыла записался на общеобразовательные курсы подпольной Краковской духовной семинарии. Тогда же он стал одним из инициаторов действовавшего подпольно "Рапсодического театра". В 1944 архиепископ Краковский кардинал Стефан Сапега по соображениям безопасности перевёл Войтылу вместе с другими "нелегальными" семинаристами на работу в епархиальное управление в архиепископском дворце, где Кароль остался до конца войны. Ещё в юности он стал полиглотом и достаточно бегло разговаривал на девяти языках - на родном польском, словацком, русском, итальянском, французском, испанском, португальском, немецком и английском. А также, разумеется, знал латынь.

1 ноября 1946 Кароль Войтыла был рукоположен в священники и через несколько дней отправился в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 в папском университете "Ангеликум" он защитил докторскую диссертацию по произведениям испанского мистика XVI века, реформатора ордена кармелитов, св. Иоанна Креста. Затем вернулся в Польшу, где его назначили помощником настоятеля прихода в Неговице, близ Гдова. Академический сенат Ягеллонского университета в Кракове признал действительным полученный Войтылой в Риме диплом и удостоил его докторского звания. В 1953 Войтыла защитил на богословском факультете Ягеллонского университета в Кракове диссертацию о возможности обосновать христианскую этику, исходя из этической системы немецкого философа Макса Шелера. Позднее Кароль Войтыла стал профессором этики и нравственного богословия в Краковской духовной семинарии и на богословском факультете Люблинского университета. 4 июля 1958 по назначению папы Пия XII отец Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства и 28 сентября 1958 был рукоположен в сан епископа. Между 1962 и 1964 годами он принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора, созванного папой Иоанном XXIII , являясь одним из самых молодых его участников. Благодаря этой работе спустя год он был рукоположен в сан архиепископа, митрополита Краковского. 28 июня 1967 папа Павел VI сделал его кардиналом. В августе 1978, после смерти Павла VI , Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I , однако тот скончался всего через 33 дня после избрания. В октябре состоялся ещё один конклав. Его участники оказались расколоты на сторонников двух претендентов-итальянцев - Джузеппе Сири, архиепископа Генуи, известного своими консервативными взглядами, и более либерального Джованни Бенелли, архиепископа Флоренции. В конечном итоге Войтыла стал компромиссным кандидатом и был избран папой. При восшествии на престол Войтыла принял имя своего предшественника и стал Иоанном Павлом II. Он стал первым папой-поляком и первым неитальянцем с 1523 г.

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение "я" вместо "мы", как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).

Террорист Мехмет Али Агджа, бежавший из турецкой тюрьмы, где отбывал пожизненное заключение за убийство журналиста, четырежды выстрелил из 9-миллиметрового пистолета. Две пули попали в нижний отдел кишечника, одна в правую руку и ещё одна в указательный палец левой руки Иоанна Павла II. Двое прохожих получили ранения.

У Агджи был сообщник. Орал Челик должен был совершить отвлекающий взрыв, чтобы прикрыть отступление стрелявшего преступника, но утратил самообладание и сбежал. Агджу арестовали на месте, пока папу везли в больницу.

13 мая, 1981
Папа Римский Иоанн Павел II после покушения.
Фото: Томми В. Андерсен / Getty Images

13 мая, 1981
Фото: Keystone / Getty Images

Несмотря на большую кровопотерю, понтифик выжил и попросил всех католиков помолиться за Агджу, которого он «искренне простил».

Итальянский суд приговорил террориста к пожизненному тюремному заключению. Мотив преступления и его планирование остаются загадкой. В случившемся обвиняли различные структуры, среди наиболее распространённых вариантов: ЦРУ, КГБ, болгарское правительство, турецкая мафия.

В 1983 году Иоанн Павел II посетил своего покушителя. У них состоялся конфиденциальный разговор, о содержании которого никому не известно. После этой встречи они стали друзьями. Папа поддерживал связь с семьёй Агджи в течение всего периода, пока тот отбывал срок, а в 2000 году понтифик просил о его помиловании.

Просьбу удовлетворили. Агджу освободили и экстрадировали в Турцию, где он десятилетием ранее отбывал пожизненное заключение до побега.

Находясь в заключении, Агджа обратился в католицизм. А в 2010 году освободился.
В декабре 2014 года он вернулся в Рим и возложил две дюжины белых роз к могиле Иоанна Павла II.

Ретро фотографии о преступлении и прощении:

13 мая, 1981

13 мая, 1981
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images

13 мая, 1981
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images

13 мая, 1981
Папу везут в больницу сразу после покушения.
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images

13 мая, 1981
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images

13 мая, 1981
Фото: NY Daily News Archive

14 мая, 1981
Монахиня на площади Святого Петра молится за выздоровление папы.
Фото: Toronto Star / Getty Images

19 мая, 1981
Папа в больнице на шестой день после ранений.
Фото: Оссерваторе Романо Артуро Мари / AFP / Getty Images

1979
Агджа, сфотографированный в Турции после ареста за убийство журналиста Абди Ипекчи.

14 мая, 1981
Агджа в суде за покушение.
Фото: Keystone-France / Getty Images

Иоанн Павел II

(лат. Ioannes Paulus PP. II, польск. Jan Paweł II, итал. Giovanni Paolo II; до интронизации - Ка́роль Ю́зеф Войты́ла, польск. Karol Józef Wojtyła (18 мая 1920, Вадовице, Польша - 2 апреля 2005, Ватикан) - папа римский, глава Римско-католической церкви с 16 октября 1978 по 2 апреля 2005.

В 1978 году 264-й папа римский Иоанн Павел II стал первым не-итальянцем на папском престоле, избранным за последние 455 лет (Адриан VI, ставший папой в 1523, был голландцем по рождению), одним из самых молодых понтификов в истории и первым папой славянского происхождения.

По длительности своего понтификата он уступает только папе Пию IX (1846-1878).

Его преемником стал немецкий кардинал Ратцингер, принявший имя Бенедикт XVI.

Антикоммунист и консерватор

С именем Иоанна Павла II связана целая эпоха - эпоха крушения коммунизма в Европе, - и для многих в мире именно он стал её символом наряду с Михаилом Горбачёвым.

На своём посту Иоанн Павел II проявил себя неустанным борцом как против коммунистических идей, так и против негативных сторон современной капиталистической системы - политического и социального угнетения народных масс. Его публичные выступления в поддержку прав и свобод человека сделали его символом борьбы против авторитаризма во всём мире.

Будучи убеждённым консерватором, папа решительно отстаивал устои вероучения и социальной доктрины католической церкви, доставшиеся в наследство от прошлого. В частности, Иоанн Павел II решительно осудил модную среди части латиноамериканских католиков «Теологию освобождения» - смесь христианства с марксизмом - и отлучил от церкви священника Эрнесто Карденала, вошедшего в состав сандинистского правительства Никарагуа.

Католическая церковь при Иоанне Павле II заняла непримиримую позицию в отношении абортов и средств контрацепции. В 1994 Ватикан сорвал принятие ООН предложенной США резолюции по поддержке планирования семьи. Иоанн Павел II выступал решительно против гомосексуальных браков и эвтаназии, против рукоположения женщин в священники, а также поддерживал целибат.

При этом, сохраняя основополагающие каноны веры, он доказал способность католической церкви развиваться вместе с цивилизацией, признав достижения научно-технического прогресса и даже назначив святого покровителя сети Интернет (святого Исидора Севильского).

Покаяние католической церкви

Иоанна Павла II в ряду его предшественников выделяют уже одни только покаяния за ошибки, совершённые некоторыми католиками в ходе истории. Ещё во время Второго Ватиканского собора в 1962 польские епископы вместе с Каролем Войтылой опубликовали письмо к немецким епископам о примирении со словами: «Мы прощаем и просим прощения». А уже будучи папой, Иоанн Павел II принёс покаяние от лица западно-христианской церкви за преступления времён крестовых походов и инквизиции.

В октябре 1992 Римско-католическая церковь реабилитировала Галилео Галилея (через 350 лет после смерти учёного), а в октябре 1993 - Николая Коперника[источник?].

В августе 1997 Иоанн Павел II признал вину церкви в массовом уничтожении протестантов во Франции во время Варфоломеевской ночи 24 августа 1572, а в январе 1998 принял решение открыть архивы Святой инквизиции.

12 марта 2000 в ходе традиционной воскресной мессы в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он просил прощения и признал вину церкви за восемь грехов: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы и оправдывающие войну теологические догматы, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства [источник?]. Никогда в истории человечества ни одна религия или конфессия не приносила подобного покаяния.

Иоанн Павел II признавал обвинения в адрес католической церкви - в частности, в молчании во время событий Второй Мировой войны и Холокоста, когда католические священники и епископы ограничились спасением евреев и других преследуемых нацистами людей (см. историю раввина Золли и мн. др.).

Миротворец

Активно выступая против любых войн, в 1982 во время кризиса вокруг Фолклендских островов он посетил и Великобританию, и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 папа осудил войну в Персидском заливе. Когда в 2003 году в Ираке снова началась война, Иоанн Павел II отправил одного из кардиналов с миссией мира в Багдад, а ещё одного благословил на беседу с Президентом США Джорджем Бушем, во время которой папский легат передал американскому президенту резко отрицательное отношение Ватикана к американо-британскому вторжению в Ирак.

Межконфессиональные отношения

В межконфессиональных отношениях Иоанн Павел II также сильно отличался от своих предшественников. Он стал первым папой, который пошёл на контакты с другими конфессиями.

В 1982, впервые за 450 лет с момента отделения англиканской церкви от римско-католической, папа римский встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение.

В августе 1985 по приглашению короля Хассана II папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман. Он говорил о непонимании и вражде, которые существовали ранее в отношениях христиан и мусульман, и призывал к установлению «мира и единства между людьми и народами, составляющими на Земле единое сообщество».

В апреле 1986 папа впервые в истории католической церкви переступил порог синагоги, где, сидя рядом с верховным раввином Рима, произнёс фразу, ставшую одним из наиболее цитируемых его высказываний: «Вы - наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья». Через много лет, в 2000, папа посетил Иерусалим и коснулся Стены плача, святыни иудаизма, а также побывал в мемориале Яд ва-Шем.

В октябре 1986 в Ассизи состоялась первая межрелигиозная встреча, когда на приглашение понтифика обсудить проблемы межконфессиональных отношений откликнулись 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий.

4 мая 2001 Иоанн Павел II посетил Грецию. Это был первый визит главы римско-католической церкви в Грецию с 1054, когда произошёл раскол христианской церкви на католическую и православную.

Биография

Детство и юность

Кароль Юзеф Войтыла родился в городе Вадовице, в южной Польше, в семье бывшего офицера австрийской армии. Он был младшим из двух детей Кароля Войтылы-старшего и Эмилии Качоровской, которая умерла, когда будущему папе было всего девять лет. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла-младший остался круглым сиротой.

Кароль успешно учился. Окончив лицей в 1938, накануне Второй мировой войны он поступил на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове. Тогда же стал членом «Студии 38» - театрального кружка. Во время немецкой оккупации, чтобы избежать угона в Германию, оставил учёбу и работал в каменоломне близ Кракова, а потом перешёл на химический завод.

В 1942 Кароль Войтыла записался на общеобразовательные курсы подпольной Краковской духовной семинарии. Тогда же он стал одним из инициаторов действовавшего подпольно «Рапсодического театра». В 1944 архиепископ Краковский кардинал Стефан Сапега по соображениям безопасности перевёл Войтылу вместе с другими «нелегальными» семинаристами на работу в епархиальное управление в архиепископском дворце, где Кароль остался до конца войны.

Ещё в юности он стал полиглотом и достаточно бегло разговаривал на десяти языках - на родном польском, и кроме того на словацком, русском, итальянском, французском, испанском, португальском, украинском, немецком и английском. А также, разумеется, знал латынь.

Служение церкви

1 ноября 1946 Кароль Войтыла был рукоположен в священники и через несколько дней отправился в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 в папском университете Ангеликум он защитил докторскую диссертацию по произведениям испанского мистика XVI века, реформатора ордена кармелитов, св. Иоанна Креста. Затем вернулся в Польшу, где его назначили помощником настоятеля прихода в селе Негович, что на юге страны в гмине Гдув. Академический сенат Ягеллонского университета в Кракове признал действительным полученный Войтылой в Риме диплом и удостоил его докторского звания.

В 1953 Войтыла защитил на богословском факультете Ягеллонского университета в Кракове диссертацию о возможности обосновать христианскую этику, исходя из этической системы немецкого философа Макса Шелера (1874-1928). Позднее Кароль Войтыла стал профессором этики и нравственного богословия в Краковской духовной семинарии и на богословском факультете Люблинского католического университета.

4 июля 1958 по назначению папы Пия XII отец Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства, а 28 сентября 1958 был рукоположен в сан епископа. Между 1962 и 1964 годами он принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора, созванного папой Иоанном XXIII, являясь одним из самых молодых его участников. Благодаря этой работе спустя год был рукоположен в сан архиепископа, митрополита Краковского.

28 июня 1967 папа Павел VI сделал его кардиналом. В августе 1978, после смерти Павла VI, Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I, однако тот скончался всего через 33 дня после избрания, 28 сентября 1978.

В октябре состоялся ещё один конклав. Участники конклава оказались расколоты на сторонников двух претендентов-итальянцев - Джузеппе Сири, архиепископа Генуи, известного своими консервативными взглядами, и более либерального Джованни Бенелли, архиепископа Флоренции. В конечном итоге Войтыла стал компромиссным кандидатом и был избран папой. При восшествии на престол Войтыла принял имя своего предшественника и стал Иоанном Павлом II.

Папа Иоанн Павел II

1970-е годы

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение я вместо мы, как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо неё простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).

* 24 января - папа Иоанн Павел II принял министра иностранных дел СССР Андрея Громыко по его просьбе, что стало беспрецедентным событием, поскольку дипломатических отношений между СССР и Ватиканом в то время ещё не было, а всем было известно отношение папы к коммунистической идеологии и очевидное недружелюбие советской власти к католицизму.

* 25 января - началась пастырская поездка папы в Мексику - первое из 104 зарубежных путешествий понтифика.

* 2 июня - Войтыла впервые приехал в родную Польшу в качестве главы Римско-католической церкви. Для поляков, находившихся под властью атеистического просоветского режима, избрание их соотечественника папой стало духовным толчком к борьбе и появлению движения «Солидарность». «Без него коммунизм бы не кончился или, по крайней мере, это произошло бы намного позднее и с бо́льшей кровью», - так передавала слова бывшего лидера «Солидарности» Леха Валенсы британская газета Financial Times. За всё время понтификата Иоанн Павел II восемь раз навещал родину. Самым важным, возможно, стал визит 1983 года, когда страна ещё не оправилась от шока, вызванного введением военного положения в декабре 1981. Коммунистические власти опасались, что визит папы будет использован оппозицией. Но папа не дал повода для обвинений ни тогда, ни в свой следующий визит в 1987. С лидером оппозиции Лехом Валенсой он, например, встретился исключительно в частном порядке. В советские времена польское руководство давало согласие на приезд папы с обязательным учётом реакции СССР. Тогдашний руководитель Польши генерал Войцех Ярузельский, соглашаясь на визит папы, хотел показать, что он прежде всего поляк и патриот, а уже потом коммунист. Позднее папа сыграл большую роль в том, что в конце 1980-х смена власти в Польше произошла без единого выстрела. В результате его диалога с генералом Войцехом Ярузельским тот мирно передал власть Леху Валенсе, получившему папское благословение на проведение демократических реформ.

* 28 июня - состоялась первая консистория понтификата, в ходе которой папа вручил красные кардинальские шапочки 14 новым «князьям церкви».

В 1980 Ватикан с государственным визитом посетила английская королева Елизавета II (она же глава англиканской церкви). Это был исторический визит, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. Елизавета II первой из британских монархов посетила Ватикан с государственным визитом и даже пригласила папу в Великобританию с пастырским визитом к 4 млн британских католиков.

Покушение

13 мая 1981 правление Иоанна Павла II чуть было не оборвалось в результате покушения на римской площади св. Петра. Впоследствии Иоанн Павел II пришёл к убеждению, что пулю отвела от него рука самой Божией Матери.

Покушение совершил член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа. В Италию он попал после побега из турецкой тюрьмы, где отбывал срок за убийство и ограбление банков. Агджа ранил Иоанна Павла II в грудь и руку и был схвачен.

В 1983 папа навестил находящегося в заключении Али Агджу, приговорённого к пожизненному заключению. Они поговорили о чём-то, оставшись вдвоём, но тема их разговора до сих пор остаётся секретом. После этой встречи Иоанн Павел II сказал: «То, о чём мы говорили, останется нашим секретом. Я говорил с ним, как с братом, которого я простил и который имеет моё полное доверие».

По одной из версий, широко распространявшихся в то время, в подготовке покушения на папу при посредничестве болгарских спецслужб принимал участие КГБ. В 1984 году Али Агджа дал показания, согласно которым к покушению были причастны болгарские спецслужбы, после чего обвинения были предъявлены троим гражданам Болгарии и троим гражданам Турции, в том числе болгарскому гражданину Сергею Антонову, которого считали координатором покушения. Все обвиняемые, кроме Агджи, были оправданы за отсутствием улик.

По просьбе Иоанна Павла II Агджа был помилован итальянскими властями и передан в руки турецкого правосудия.

В 2005 Али Агджа заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы.

2 марта 2006 были опубликованы выдержки из доклада комиссии итальянского парламента, занимавшейся расследованием обстоятельств покушения на Иоанна Павла II. Глава специальной комиссии парламента Италии сенатор Паоло Гуцанти, член партии «Вперёд, Италия», сообщил журналистам: «Комиссия полагает, что, вне сомнения, руководители СССР были инициаторами устранения Иоанна Павла II». Доклад основан на информации, опубликованной бывшим начальником архивного отдела КГБ СССР Василием Митрохиным, бежавшим в Великобританию в 1992 году.

1980-е годы

В 1982 произошла встреча папы Иоанна Павла II с Ясиром Арафатом.

* 13 апреля впервые с апостольских времён папа посетил синагогу (в Риме) и приветствовал иудеев, которых он назвал «старшими братьями».

* 27 октября в итальянском городе Ассизи прошёл Всемирный день молитвы за мир с участием представителей различных религий со всего мира.

1 декабря 1989 папа впервые принял в Ватикане советского лидера - им стал Михаил Горбачёв. Биограф Иоанна Павла II Джордж Ваагель оценил это событие так: «Визит Горбачёва в Ватикан стал актом капитуляции атеистического гуманизма как альтернативы развития человечества». Встреча стала переломным моментом в дипломатических контактах между СССР и Ватиканом и в процессе возрождения католической церкви в СССР. 15 марта 1990 между Ватиканом и СССР были установлены официальные отношения, имеющие дипломатический статус. Уже в апреле 1991 был подписан официальный документ о восстановлении структур католической церкви в России, Белоруссии и Казахстане. А в августе 1991 по особому распоряжению Михаила Горбачёва был поднят железный занавес, и более 100 тысяч юношей и девушек из СССР без виз, по внутренним советским паспортам, отправились на встречу с папой римским в Польшу.

1990-е годы

12 июля 1992 понтифик объявляет верующим о предстоящей своей госпитализации в связи с необходимостью удаления опухоли в кишечнике.

29 апреля 1994 понтифик поскользнулся, выходя из душа, и сломал шейку бедра. По мнению независимых экспертов, с этого же года он начал страдать болезнью Паркинсона.

21 мая 1995 папа просит прощения за зло, причинённое католиками в прошлом представителям других конфессий.

* 12 апреля - Иоанн Павел II совершает поездку в Сараево (Босния и Герцеговина), где говорит о гражданской войне в этой бывшей югославской республике как о трагедии и вызове для всей Европы. На пути папского кортежа были обнаружены мины.

* 24 августа папа принимает участие во Всемирном католическом дне молодёжи в Париже, на который собралось более миллиона юношей и девушек.

21 января 1998 папа начинает пастырскую поездку на коммунистическую Кубу. На встрече с Фиделем Кастро во Дворце революции в Гаване папа осудил экономические санкции против Кубы. Одновременно папа передал Фиделю Кастро список из 302 имён кубинских политзаключённых. Кульминацией исторического визита стала месса на площади Революции в Гаване, где собралось около миллиона кубинцев. После этого визита власти Кубы освободили нескольких узников, позволили праздновать Рождество, согласились разрешить въезд на остров новым миссионерам, в целом отношение к церкви стало более либеральным.

* 11 марта - в Риме состоялась первая встреча папы с президентом Исламской Республики Иран Мохаммадом Хатами. Этот визит помог Ирану выйти из международной изоляции.

2000-е годы

* 20 марта - начинается папский визит в Израиль, в ходе которого он молится у Стены плача в Иерусалиме.

* 13 мая - римский первосвященник открывает «третью тайну» Фатимской Божией Матери, связанную с предсказанием покушения на его жизнь в 1981 году.

* 4 мая - в Афинах понтифик просит прощения за разорение крестоносцами Константинополя в 1204.

До последних своих дней папа старался поддержать паству в постсоветских республиках СССР.

* июнь - уже будучи тяжело больным, он побывал в Киеве и Львове, где собрал сотни тысяч паломников.

* 12 сентября - после нападения террористов на американские города глава Римско-католической церкви призывает не допустить преобладания логики ненависти и насилия.

* 29 июня - состоялся официальный визит в Ватикан Вселенского Константинопольского патриарха Варфоломея Первого.

* 27 августа - папа направляет в дар Русской Православной Церкви список иконы Казанской Божией Матери, который хранился в его личной капелле.

* 1 февраля - Иоанн Павел Второй был спешно доставлен в римскую клинику «Джемелли» в связи с острым ларинготрахеитом, осложнённым спазматическими явлениями.

* 23 февраля - на прилавках книжных магазинов Италии появилась последняя книга, принадлежащая перу папы, - «Память и идентичность».

* 24 февраля - произошла повторная госпитализация понтифика, в ходе которой ему была проведена трахеотомия.

* 13 марта - папа выписался из больницы и вернулся в Ватикан, однако впервые не смог принять непосредственное участие в богослужениях Страстной недели.

* 27 марта - понтифик попытался обратиться к верующим после Пасхальной мессы из окна Апостольского дворца, выходящего на площадь Святого Петра, но так и не смог произнести ни слова.

* 30 марта - Иоанн Павел II в последний раз появился на публике, но не смог поприветствовать верующих, собравшихся на площади Святого Петра в Ватикане.

* 2 апреля - Иоанн Павел II, страдавший болезнью Паркинсона, артритом и рядом других заболеваний, скончался в возрасте 84 лет в 21:37 по местному времени (GMT +2). В его последние часы возле его ватиканской резиденции собралась огромная толпа людей, молившихся об облегчении его страданий. По заключению ватиканских врачей, Иоанн Павел II умер «от септического шока и сердечно-сосудистого коллапса».

* 17 апреля - завершился траур по усопшему папе и официально закончился отпущенный ему земной срок правления. По древнему обычаю были сломаны и уничтожены личная печать Иоанна Павла II и перстень, так называемый Pescatore («Перстень рыбака»), с изображением первого папы, апостола Петра. Печатью Иоанн Павел II заверял официальные письма, оттиском перстня - личную корреспонденцию.

Отклики на кончину Иоанна Павла II

В Италии, Польше, странах Латинской Америки, Египте и многих других в связи со смертью Иоанна Павла II был объявлен трёхдневный траур. Бразилия - самая большая в мире католическая страна (120 млн католиков) - объявила семидневный траур, Венесуэла - пятидневный.

На смерть Иоанна Павла II откликнулись политические и духовные лидеры всего мира.

Президент США Джордж Буш назвал его «рыцарем свободы».

«Уверен, что роль Иоанна Павла II в истории, его духовное и политическое наследие по достоинству оценены человечеством», - говорится в телеграмме соболезнования российского президента Владимира Путина.

«Почившего предстоятеля древней Римской кафедры отличали преданность избранному в юности пути, горячая воля к христианскому служению и свидетельству», - сказал патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

«Мы никогда не забудем о том, что он поддерживал угнетенные народы, в том числе палестинцев», - заявил, по словам пресс-секретаря Лиги арабских государств, её генеральный секретарь Амра Муса.

Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, открывая еженедельное заседание правительства, сказал: «Иоанн Павел II был человеком мира, другом еврейского народа, признававшим право евреев на Землю Израиля. Он немало сделал для исторического примирения между иудаизмом и христианством. Именно благодаря его усилиям Ватикан признал Государство Израиль и установил с ним дипломатические отношения в конце 1993 года».

В заявлении председателя Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса подчеркивалось, что Иоанна Павла II будут помнить как «выдающегося религиозного деятеля, посвятившего свою жизнь защите мира, свободы и равенства». С соболезнованиями выступили также палестинские партии и движения, включая Народный фронт освобождения Палестины, большинство членов которого составляют арабы-христиане, ХАМАС и «Исламский джихад».

«Куба всегда считала Иоанна Павла II другом, который защищал права бедных, выступал против неолиберальной политики и боролся за мир на планете», - заявил министр иностранных дел Кубы Фелипе Перес Роке.

Труды

Иоанн Павел II является автором более 120 философских и богословских работ, 14 энциклик и пяти книг, последняя из которых - «Память и идентичность» - вышла в свет накануне его госпитализации 23 февраля 2005 года. Самая популярная его книга - «Переступить порог надежды» - разошлась тиражом в 20 млн экземпляров.

Самой важной целью для Иоанна Павла II как для главы католической церкви была проповедь христианской веры. Иоанн Павел стал автором ряда важных документов, многие из которых оказали и оказывают огромное воздействие на Церковь и на весь мир.

Одним из важнейших достижений Иоанна Павла II была публикация нового Катехизиса Католической Церкви, ставшего международным бестселлером.

Первые его энциклики были посвящены триединой сущности Бога, а самой первой стала «Иисус Христос, Искупитель» («Redemptor Hominis»). Эта его сосредоточенность на Боге продолжалась на протяжении всего понтификата.

Среди других важных документов, вышедших из-под его пера, можно назвать Евангелие Жизни («Evangelium Vitae»), Вера и Разум («Fides et Ratio»), Величие Истины («Veritatis Splendor»).

Апостольские путешествия

Иоанн Павел II совершил более 100 зарубежных поездок, посетив около 130 стран. Чаще всего он посещал Польшу, США и Францию (по шесть раз), а также Испанию и Мексику (по пять раз). Эти поездки были призваны содействовать укреплению позиций католицизма по всему миру и установлению связей католиков с иными религиями (в первую очередь, исламом и иудаизмом). Где бы он ни бывал, он всегда выступал в защиту прав человека и против насилия и диктаторских режимов.

В целом за время понтификата папа проехал более 1 167 000 км.

Несбывшейся мечтой Иоанна Павла II осталась поездка в Россию. В годы, предшествовавшие падению коммунизма, его поездка в СССР была, разумеется, невозможна. После же падения железного занавеса посещение России стало политически возможным, но против приезда папы выступила Русская Православная Церковь. Московский патриархат обвинил Римско-Католическую Церковь в экспансии на исконную территорию православной церкви, а патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заявил, что, пока католики не откажутся от прозелитизма - попыток обращения православных в католичество, визит главы их церкви в Россию невозможен. Визиту папы в Россию пытались способствовать многие политические лидеры, включая Владимира Путина, но Московская Патриархия осталась непреклонной. В феврале 2001 года премьер-министр Михаил Касьянов, пытаясь обойти недовольство Московского Патриархата, предлагал папе римскому посетить Российскую Федерацию в качестве главы Ватикана.

По мнению архиепископа Тадеуша Кондрусевича, митрополита архиепархии Божией Матери, одним из главных достижений за время понтификата Иоанна Павла II стало восстановление в России административных структур Римско-католической церкви в феврале 2002 года. Именно эти преобразования, однако, обострили и без того сложные взаимоотношения между Ватиканом и Московским патриархатом.

Похороны

Прощание с папой римским Иоанном Павлом II и его похороны стали самой массовой чередой церемониальных событий в истории человечества. 300 тысяч человек присутствовали на траурной литургии, 4 млн паломников проводили наместника Святого Петра из жизни земной в жизнь вечную (из них более миллиона составили поляки); более миллиарда верующих, принадлежащих к различным христианским конфессиям и исповедующих разные религии, молились за упокой его души; 2 млрд зрителей следили за церемонией в прямом эфире.

На похороны понтифика съехались более 100 глав государств и правительств - 11 монархов, 70 президентов и премьер-министров, несколько руководителей международных организаций, в том числе Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. И ещё около двух тысяч членов различных делегаций - всего из 176 стран. Россию представлял премьер-министр Михаил Фрадков.

Церемония похорон папы Иоанна Павла II, состоявшихся 8 апреля 2005 в ватиканском соборе Святого Петра, была основана на литургических текстах и положениях апостольской конституции, утверждённой Иоанном Павлом II в 1996 году. В ночь на 8 апреля был прекращён доступ верующих в собор Святого Петра, и тело Иоанна Павла II поместили в кипарисовый гроб (по преданию, из этого дерева был изготовлен крест, на котором распяли Иисуса Христа) - первый из трёх причитающихся понтифику при захоронении гробов (два других - цинковый и сосновый). Перед закрытием крышки гроба лицо Иоанна Павла II было накрыто специальным куском белого шёлка. По традиции в гроб положили кожаный мешочек с монетами, выпущенными за годы понтификата Иоанна Павла II, и металлический пенал со свитком, содержащим жизнеописание Иоанна Павла II.

После молитвы гроб перенесли на паперть перед фасадом собора Святого Петра, где в 10 часов утра кардиналы отслужили заупокойную мессу. Траурную службу вёл Йозеф Ратцингер, декан Коллегии кардиналов, префект Конгрегации доктрины веры. Литургия шла на латыни, однако отдельные места читались по-испански, по-английски, по-французски, а также на суахили, польском, немецком и португальском языках. Восточные патриархи отпевали папу по-гречески.

16 октября 1978 года 264-м Папой Римским был избран польский кардинал Кароль Войтыла, в дальнейшем известный как Иоанн Павел II.

27 марта 2005 года верующие, собравшиеся на площади Святого Петра в Ватикане, ждали, когда из окна Апостольского дворца к ним после Пасхальной мессы обратится Папа Римский Иоанн Павел II .

В распахнутом окне показался понтифик, и толпа замерла, ожидая его слов. 84-летний глава католической церкви смотрел на собравшихся, но не смог произнести даже одной фразы. Наверное, в этот момент паства, обожавшая папу, поняла, что его земные дни сочтены.

Безусловный святой

Всего через восемь лет после кончины Иоанна Павла II, в сентябре 2013 года, было принято решение о его канонизации. Официально процедура признания умершего понтифика святым состоялась 27 апреля 2014 года.

Такая стремительность, не имеющая аналогов в истории церкви, связана с особыми заслугами папы римского перед католической церковью.

Но оставим почитание святого верным сынам и дочерям католицизма, сосредоточившись на личности поляка Кароля Войтылы , под именем Иоанна Павла II ставшего 264-м римским папой.

Студент, мечтавший о театре

В юности Кароль не думал о сане священника. Сына поручика польской армии из города Вадовице куда больше привлекал театр. Кароль Войтыла мечтал стать профессиональным актером и, как говорят, имел к этому ремеслу определенные способности. Пробовал себя юноша и в драматургии, в возрасте 14 лет написав свою первую пьесу.

Он был глубоко верующим человеком, но на вопрос о том, не хочет ли стать священником, отвечал просто: «Я недостоин».

Жизнь Кароля Войтылы перевернула война. Студент факультета полонистики Ягеллонского университета вместе с отцом отправился на восток страны, спасаясь от гитлеровских полчищ и веря слухам о том, что польская армия готовит сокрушительный удар.

Но в восточные районы Польши, некогда отнятые у Украины и Белоруссии, уже вступала Красная Армия. Вместе с отцом Кароль вернулся в Краков, где присоединился к нелегальному христианскому кружку, а затем и такому же подпольному театру.

Служение Богу начиналось в подполье

Мать умерла, когда Каролю было 8 лет, старший брат Эдмунд — когда ему исполнилось 12. Единственным близким человеком оставался отец, но 18 февраля Кароля Войтылы-старшего не стало. Это потрясение изменило намерения сына.

«К двадцати годам я потерял всех, кого любил. Бог явно готовил меня к моей стезе», — вспоминал впоследствии понтифик.

Обучение в Краковской духовной семинарии он начинал в подполье, поскольку ее работа была запрещена гитлеровцами. Молодые годы, очевидно, и научили Кароля Войтылу осторожности. Стремясь к осуществлению своих замыслов, он предпочитал не сжигать мосты, а искать обходные пути.

Весной 1943 года Кароль распрощался со своим театральным наставником, сосредоточившись на духовном образовании под началом архиепископа Краковского Стефана Сапеги .

Нелегальная жизнь завершилась весной 1945 года после освобождения Кракова частями Красной Армии. 1 ноября 1946 года Кароль Войтыла был рукоположен в священники.

Священник Кароль Войтыла в Неговиче, 1948 год. Источник: Public Domain

Антикоммунист в рамках закона

Будущий папа римский был убежденным антикоммунистом, и взглядов своих никогда не скрывал. Однако Кароль Войтыла был далек от радикализма в этом вопросе, считая насилие не лучшим методом борьбы.

Постепенно поднимаясь по ступням церковной иерархии, в 1967 году он стал кардиналом. Как архиепископ Краковский, Войтыла доставлял немало проблем властям Польской Народной республики. Он добивался освобождения от военной службы для семинаристов, поддерживал мирные социальные протесты, добивался строительства новых церквей.

В руководстве социалистической Польши с удовольствием бы прибегли к жестким мерам, но вынуждены были признать — кардинал Войтыла действует в рамках закона, так что любые акции против него будут выглядеть как гонения на веру.

В Ватикане к началу 1970-х годов за Каролем Войтылой закрепилась репутация одного из сильнейших идеологов церкви. Его беспокоило не только распространение коммунизма; Войтылу тревожило и то, что влияние церкви падает также и в странах Запада. Переломить данную тенденцию, по его мнению, можно было лишь активной пастырской деятельностью и вовлечением мирян в жизнь церкви.

Визит в кармелитскую церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в Кракове — начало июня 1967 года, незадолго до своего назначения кардиналом. Фото: Public Domain

Компромиссная фигура

К середине 1970-х годов кардинал Войтыла входил в число 10 наиболее видных деятелей католической церкви, которых называли в качестве возможных кандидатов на место Папы Римского.

В 1978 году в Ватикане происходили весьма драматические события. После смерти Папы Римского Павла VI его преемником был избран кардинал Альбино Лучани , принявший имя Иоанна Павла I .

Новый папа, однако, прожил всего 33 дня и скоропостижно скончался. Смерть эта до сих пор вызывает немало вопросов.

Фаворитами новых выборов были архиепископ Генуи Джузеппе Сири и архиепископ Флоренции Джованни Бенелли . Соперничество двух партий зашло в тупик, и, в конечном итоге, решили остановиться на компромиссной фигуре. Ей и стал 58-летний на тот момент Кароль Войтыла — первый понтифик неитальянского происхождения за последние 455 лет.

«Раб рабов Божьих»

Приняв имя Иоанн Павел II, новый папа римский перешел к реализации той программы, которую вынашивал много лет. В титуле понтифика заложена формула Servus Servorum Dei, что в переводе означает «раб рабов Божьих». Иоанн Павел II отказывался от внешнего блеска, сосредоточившись на своей пастырской миссии.

Появление Папы Римского-поляка добавило головной боли Москве и Варшаве. В Польше позиции католической церкви резко усилились, на ее поддержку стал опираться профсоюз «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой . Обстановка накалилась до того, что встал вопрос о падении социалистического режима в стране.

Советский Союз допускать этого не собирался, и тогда польский генерал Войцех Ярузельский , вставший во главе партии и правительства, заявил Москве, что сам обезвредит смутьянов.

Иоанн Павел II в этой ситуации, осуждая насилие со стороны властей, выразившееся в интернировании оппозиционных лидеров, в то же время не призывал поляков к открытому сопротивлению.

Кто стоял за покушением на Иоанна Павла II?

13 мая 1981 года папа римский едва не погиб в результате покушения. В понтифика стрелял член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа . Террориста, нанесшего Иоанну Павлу II тяжелое ранение, схватили и приговорили к пожизненному заключению.

Позже Агджа стал утверждать, что за покушением стояли спецслужбы Болгарии.

На Западе это считали вполне логичным — Москва, недовольная Папой-антикоммунистом, решила избавиться от него руками своих саттелитов.

Вот только судебный процесс завершился полным оправданием подозреваемых, в отношении которых не было найдено никаких улик.

В 1983 году Иоанн Павел II навестил Агджу в тюрьме и, после беседы со своим несостоявшимся убийцей, заявил: «То, о чём мы говорили, останется нашим секретом. Я говорил с ним, как с братом, которого я простил, и который имеет моё полное доверие».

1 167 000 км пастырских поездок

Кто на самом деле стоял за покушением 1981 года, и по сей день неизвестно. Тот же Агджа уже после смерти Иоанна Павла II стал рассказывать о заговоре неких ватиканских кардиналов. Зная нравы Ватикана, в эту версию поверить легче, чем в заговор спецслужб.

До Иоанна Павла II ни один понтифик не совершал такое количество пастырских поездок. В ходе этих визитов он посетил 1022 города в 130 странах на всех континентах и провёл за пределами Ватикана в общей сложности более 822 суток, преодолев в общей сложности 1 167 000 км.

Он не боялся выступать с мирными инициативами даже тога, когда сильные мира сего это не приветствовали. В 1982 году, во время войны за Фолклендские острова, он посетил и Великобританию, и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 году папа осудил войну в Персидском заливе, а в 2003 году — вторжение в Ирак.

Принципы и компромиссы

Жесткий антикоммунист, Иоанн Павел II решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения» и, в частности, отлучил от церкви священника Эрнесто Карденаля , вошедшего в состав социалистического сандинистского правительства Никарагуа.

Но в то же время в 1998 году понтифик осуществил пастырскую поездку на Кубу. Легендарный Фидель Кастро , в отличие от Михаила Горбачева , не поступился принципами даже перед лицом влиятельного Иоанна Павла II. Впрочем, и папа римский, и легендарный команданте доказали, что даже принципиальные идеологические противники могут находить точки соприкосновения.

Были вопросы, в которых Иоанн Павел II не делал никаких послаблений. Например, он и слышать не хотел о гомосексуальных браках и эвтаназии. Не видел понтифик возможности для появления в католицизме женщин-священников или послаблений в вопросе целибата. А вот Интернет Иоанн Павел II в целом одобрил, назначив его покровителем святого Исидора Севильского .

Страны, которые посетил папа Иоанн Павел II.

С кончиной папы Иоанна Павла II (2.04.2005) закончился самый длинный понтификат в истории прошедшего века. Покойный папа был первым славянином во главе римского католицизма, посетившим с пастырскими визитами множество стран мира (знаковое исключение составляет Россия). Он канонизировал наибольшее количество святых за историю Католической церкви, в том числе священников и верующих, подвергшихся гонениям со стороны тоталитарных и авторитарных режимов (среди них, в частности, экзарх русских католиков Леонид Федоров). О папе еще при его жизни были написаны сотни книг, а государственный секретарь Ватикана Анджело Содано сразу после объявления о кончине Иоанна Павла II назвал его «великим папой» – обычно этот эпитет употребляется в отношении понтификов, признанных святыми или блаженными.

Однако все эти положительные стороны понтификата Иоанна Павла II сочетаются с наличием целого ряда проблем в современном католицизме. Новое тысячелетие поставило церковь перед нелегким выбором: или адаптироваться к новым общественным настроениям, или выступать в качестве хранителя традиции. Этот выбор можно сравнить с эпохой Реформации, когда одна часть западных богословов настаивала на том, чтобы пойти навстречу протестантизму, а другая, напротив, на «ассиметричном» ответе на их вызов, предусматривающем ставку на все позитивное и жизнеспособное, что было в истории Католической церкви. В результате победили последние, ставшие идеологами контрреформации.

Итак, для того, чтобы попытаться определить значение понтификата Иоанна Павла II, нужно, в первую очередь, проследить за социальными, политическими, внутренними и внешними церковными событиями, произошедшими в Ватикане за прошедшие четверть века.

В наши дни ситуация выглядит следующим образом. II Ватиканский собор (1962–1965) начал реформы, направленные на модернизацию церкви: процедура богослужения была упрощена, а сама месса переведена на национальные языки; были расширены права епископов (и при этом несколько сокращены прерогативы Ватикана); санкционирован диалог с некатолическими церквами, а также между верующими и неверующими. Церковь дистанцировалась от апологетики капитализма, демонстрируя свою свободу от какой-либо политической, социальной или экономической системы. Определенным продолжением этой тенденции можно считать критику католиками многих проявлений глобализации, а также негативное отношение к односторонним силовым акциям, например к войне в Ираке.

Однако целое множество проблем не были решены и до сих пор продолжают оставаться дискуссионными. Многие клирики и прихожане настаивают на дальнейших реформах, однако даже среди модернизаторов нет консенсуса по вопросу о том, насколько глубокими они должны быть.

Считается, что в период понтификата Иоанна Павла II реформаторские тенденции в католицизме не получили поддержки в Ватикане. Но все же некоторые действия почившего папы, например такие, как демонстративное посещение синагоги и лютеранской церкви, а также покаяние за грехи католичества (12.03.2000), совершенные на протяжении многих столетий, в том числе и против евреев, нельзя не назвать новаторскими. В молитве, оставленной в Стене Плача в Иерусалиме, Иоанн Павел II испрашивал у Бога прощения за неправды против иудейского народа и выразил желание установить с ним братские отношения. Желание «примириться» с богоотверженным народом весьма неординарно для «главы» христианской церкви и со стороны верующих может быть рассмотрено по-разному, например на площади Святого Петра, где зачитывался текст «публичного покаяния», оно было встречено бурными овациями и рукоплесканиями. Но если отбросить шелуху повсеместных в последнее время обвинений в антисемитизме и глобализации, «примирение с иудеями» иначе как богоотступничеством католиков назвать нельзя.

Следует отметить, что за долгий 25-летний понтификат Иоанн Павел II всячески стремился поднять авторитет Ватикана как государства, а вместе с тем и Католической церкви как влиятельной структуры. По этой причине он налаживал контакты со многими государственными лидерами.

Например, 24 января 1979 года папа Иоанн Павел II принял Андрея Громыко по его просьбе. Визит советского министра иностранных дел в Ватикан был событием беспрецедентным. Дипломатических отношений между СССР и Ватиканом в то время не было, антикоммунизм папы был хорошо известен, как известно было и очевидное недружелюбие, с которым советская власть относилась к католицизму.

В 1980 году в Ватикан с государственным визитом прибыла королева Елизавета II. Визит был историческим, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. С течением времени стороны более или менее успокоились, между Соединенным Королевством и Ватиканом были даже установлены дипломатические отношения. Но о визите правящего британского монарха, а по совместительству и главы Англиканской церкви в Ватикан не могло быть и речи. Елизавета II стала первым британским монархом, посетившим Ватикан с государственным визитом. Она же стала первым монархом, пригласившим папу в Великобританию, правда, оговорившись, что поездка должна считаться не визитом в страну, а пастырским визитом к четырем миллионам британских католиков.

В 1982 году в Риме произошла встреча папы Иоанна Павла II с Ясиром Арафатом. Аудиенция в папской библиотеке была немедленно раскритикована Израилем как признак того, что Католическая церковь не имеет ничего против деятельности палестинских террористов и как косвенное доказательство антисемитских настроений, царящих в церкви.

В 1996 году во время поездки по Европе лидер кубинской революции Фидель Кастро неожиданно заехал в Ватикан, где состоялась его частная встреча с Иоанном Павлом II. Долгое время церковь и коммунистические власти Кубы враждовали. Ватикан неоднократно обвинял Гавану в нарушениях прав верующих. Встреча, по мнению наблюдателей, могла означать, что старые противники нашли компромисс. Так и произошло. Через два года Иоанн Павел II прибыл в Гавану с пастырским визитом и снова встретился с Фиделем Кастро. Уже официально и публично. На встрече во Дворце революции в Гаване папа осудил экономические санкции против Кубы.

11 марта 1999 года в Риме состоялась первая встреча главы Римско-Католической церкви с президентом Исламской Республики Иран Мохаммадом Хатами. Было это в то самое время, когда Иран пытался выйти из международной изоляции.

В общей сложности, почивший понтифик встретился с 426 главами государств, 187 премьер-министрами и 190 министрами иностранных дел, а также принял верительные грамоты 642 послов.

В правление папы Иоанна Павла II, как уже отмечалось выше, было прославлено много новых святых, кроме того, решением понтифика была совершена «реабилитация» средневекового ученого Галилео Галилея и беатификация Пия IX, которая кардиналом Поль Пупаром в интервью российской католической газете «Свет Евангелия» (№ 38. 22.10.2000), была обоснована следующем образом: «Человека канонизируют за христианские добродетели, а не за стиль управления».

Создается впечатление, что Ватикан при Иоанне Павле II стремился стать как можно ближе миру и современности, желая при этом идти на минимальный компромисс. До Иоанна Павла II ни один папа Римский не присутствовал на рок-концерте (27.09.1997), на стадионе, где проходил футбольный матч (29.10.2000). До него не издавались компакт-диски с песнями, которые он сам написал и спел. Покойный понтифик, таким образом, становится как бы символом или скорее «рекламой» нарочитой открытости Католической церкви миру. Но такая открытость, в конце концов, влечет за собой появление значительного числа требований, направленных к Ватикану со стороны общественности и мира, а Ватикан, принимая правила игры, обязан с этими требованиями считаться. И потому при более глубоком рассмотрении современного состояния Святого престола, становится ясно, что за яркой оберткой всеобщего благополучия, в католичестве скрывается множество внутрицерковных проблем, навязанных церкви неофитами, не желающими отказываться ради «высоких материй» от привычного комфортного образа жизни.

Так, например, либералы поднимают ряд вопросов, которые они хотели бы сделать, как минимум, дискуссионными. Среди них существенную роль играет возможная отмена целибата. Догматических запретов здесь нет, но целибат соответствует многовековой традиции католического канонического права. Дискуссия о целибате получила новый импульс из-за усиливающихся в последнее время обвинений европейских католических священников, а особенно североамериканских иерархов в преступлениях, связанных с совращением малолетних.

Еще одна проблема – разводы. Каноническое право делает эту процедуру крайне затруднительной, что вызывает недовольство многих верующих. Во многих странах со значительным католическим населением прошли референдумы о легализации гражданских разводов, которые привели к тому, что многие католики прибегают к такому способу прекращения семейных отношений, игнорируя позицию духовенства. Кроме того, после гражданского развода они часто вступают во второй брак, который не признается церковью, что создает немалые сложности в общении с духовниками (это является одной из причин снижения активности прихожан).

Следующая проблема – контрацепция. Если отрицание абортов является практически консенсусным для римо-католицизма, то с противозачаточными средствами не все так просто. Многие католики из развивающихся государств настаивают на смягчении подхода к этому вопросу, утверждая, что без контрацепции значительная часть многодетных семей обречена на проживание в бедности.

Еще одна «тема нового века» – сексуальные меньшинства. Ватикан сохраняет традицию резко негативного отношения к ним, их представителей запрещено допускать к причастию. В то же время мировые тенденции носят прямо противоположный характер – некоторые политики, для которых раньше подобная информация означала конец карьеры, уже не скрывают своей сексуальной ориентации. В еще большей степени это относится к лидерам общественного мнения из культурно-медийной элиты.

.
Сторонники реформ обращают внимание на снижение авторитета церкви как среди паствы, так и в международных правящих кругах. Так, во время обсуждения проекта европейской конституции Ватикану не удалось пролоббировать включение в него положения о христианских корнях европейской цивилизации.

Что касается внутреннего вероучительного состояния католичества, то политика Иоанна Павла II может расцениваться более как консервативная, нежели либеральная, доказательством чего могут служить события, произошедшие еще в начале его понтификата, связанные с леворадикальной «теологией освобождения», получившей распространение в странах Латинской Америки. Тогда был сменен генерал ордена иезуитов, так как внутри ордена получили широкое распространение реформаторские тенденции. Труды отдельных либеральных теологов были подвергнуты критике, а наиболее известный из них, Ганс Кюнг, был уволен из католического университета.

Вместе с критикой латиноамериканских реформаторских тенденций резко выросло влияние «Опус Деи» – консервативной католической организации, основанной в 1928 году испанским священником Хосе-Марией Эскрива де Балагером, который был причислен к лику святых Иоанном Павлом II. «Опус Деи» обвиняли и в связях с франкизмом (впрочем, «опусдеисты» способствовали модернизации Испании и ее постепенному отходу от жесткой диктатуры и самоизоляции), и в слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Однако внимание Ватикана эта организация привлекла в связи с попыткой синтеза духовной и светской жизни и связанным с этим «освящением» любого труда (исключая, конечно, криминальную деятельность). Такой подход привлек в организацию многих успешных мирян из числа «столпов общества» – бизнесменов, политиков, интеллектуалов. Такой подход сочетается с подчеркиванием необходимости широкого участия членов организации в благотворительных проектах.

«Опусдеистская» составляющая церковной политики является признаком того, что Ватикан был намерен действовать в рамках традиционалистской парадигмы. Повышение авторитета церкви должно осуществляться без радикализма, который, с точки зрения покойного папы и его ближайшего окружения, мог привести к серьезному обострению внутрицерковных конфликтов (литургическая реформа II Ватиканского собора привела к выходу из подчинения папе группы верующих во главе с двумя епископами).

Отношения римо-католичества и Русской Православной Церкви во второй половине XX века заслуживают особого внимания, объем данной работы не позволяет отметить все стадии их развития, но вкратце можно сказать следующее.

На II Ватиканском соборе в ознаменование намечающихся братских отношений между Ватиканом и Московской Патриархией был принят термин «Церковь-сестра». Но совсем недавно нынешний Римский папа Бенедикт XVI, еще в бытность свою префектом ватиканской конгрегации по вероучению, подчеркнул, что термин Церковь-сестра некорректен, и вопрос не только в терминологии, но и в сути дела. По его словам, «когда речь заходит о «Церкви», то имеется в виду единственная, святая, универсальная, апостольская Католическая церковь». Ее «сестрами» могут именоваться лишь другие Католические церкви, заявил кардинал, добавив, что он выступает против «примитивного экуменизма». «Выражение “Церковь-сестра” неприменимо к взаимоотношениям между католиками, православными и протестантами. Можно лишь говорить о Католической церкви как таковой и некоторых доктринах на Востоке».

В церковно-политическом плане следует отметить, что за время понтификата Иоанна Павла II неоднократно осуществлялись попытки приезда папы на каноническую территорию РПЦ – Россию и Украину. До сих пор остается открытым вопрос о поддержке Ватиканом захватнических действий униатов в западных областях Украины.

Кроме того, наталкивает на размышления поведение албанских католиков во время агрессии НАТО на Балканах. Когда притесняемые мусульманами сербские православные не ощутили от своих «собратьев-христиан» никакой помощи, хотя православные храмы были постоянно окружены припаркованными вокруг них натовскими танками, рядами колючей проволоки, блокпостами из мешков с песком и вооруженными до зубов солдатами, которые требовали документы от приходящих в храм. А 60 тысяч католиков чувствовали себя, как и прежде, вполне свободно и даже посещали мероприятия местных мусульман.

Каждая крупная историческая личность берет своих потомков в своеобразные заложники. И в этом смысле Иоанн Павел II был великой личностью, удобной для потомков. В какую бы сторону ни пошло дальнейшее развитие Католической церкви, всегда можно будет сказать, что это продолжение курса «великого папы».

Пойдут ли католики на большую либерализацию – можно будет сказать, что они продолжили линию Иоанна Павла II на открытость миру. Консервативный курс на защиту традиционных христианских ценностей от несущих порой разложение ветров времени также найдет в почившем папе свое оправдание. Будет Ватикан стараться расширять свое влияние на восток, на Россию – именно Иоанна Павла II можно будет назвать зачинателем этой политики. Но и обратная позиция на поиск точек соприкосновения с Русской Православной Церковью, в некотором смысле, тоже может быть оправдана именем папы.

Пока же ясно лишь то, что Иоанн Павел II оставил своим преемникам свободу во всем, кроме одного. Им отныне придется действовать под прицелом телекамер и в присутствии огромных толп народа. Чтобы не утратить авторитет Католической церкви, почивший папа вынужден был внести в свою деятельность элементы, если так можно выразиться, представления или, как сейчас принято говорить, «элементы шоу». И в этом смысле нынешней церкви для свершения каких-либо радикальных изменений в курсе своего дальнейшего развития придется выбирать между всегда обманчивой «любовью толпы» и осознанным следованием Христовым заветам.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: