Образовательный портал - Kuveys

Лабораторная работа № 3 по теме «Осанка и плоскостопие» Цель: выявить уровень сформированности осанки и овладеть методикой оценки степени развития плоскостопия Оборудование: лист белой бумаги, краситель или таз с водой, сантиметровая лента, карандаш. Ход работы: 1. Выявление нарушений осанки 1.1. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходи только ладонь - осанка нормальная. 1.2. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см. от плечевого сустава. Измерение проводите со стороны спины(1) и со стороны груди(2). Второй результат разделите на первый. Если получится число близкое к единице или больше её, то нарушений нет. Получение числа меньше единице говорит о наличии сутулости. 2. Выявление плоскостопия 2.1 Мокрой (или покрытой красителем) ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет, если заходит - есть. 3. Сделайте вывод (при выявлении нарушений пропишите рекомендации) Лабораторная работа № 3 по теме «Осанка и плоскостопие» Цель: выявить уровень сформированности осанки и овладеть методикой оценки степени развития плоскостопия Оборудование: лист белой бумаги, краситель или таз с водой, сантиметровая лента, карандаш. Ход работы: 1Выявление нарушений осанки 1.1.Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходи только ладонь - осанка нормальная. 1.2. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см. от плечевого сустава. Измерение проводите со стороны спины(1) и со стороны груди(2). Второй результат разделите на первый. Если получится число близкое к единице или больше её, то нарушений нет. Получение числа меньше единице говорит о наличии сутулости. 2.Выявление плоскостопия 2.1 Мокрой (или покрытой красителем) ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет, если заходит - есть. 3. Сделайте вывод (при выявлении нарушений пропишите рекомендации) Лабораторная работа № 3 по теме «Осанка и плоскостопие» Цель: выявить уровень сформированности осанки и овладеть методикой оценки степени развития плоскостопия Оборудование: лист белой бумаги, краситель или таз с водой, сантиметровая лента, карандаш. Ход работы: 1Выявление нарушений осанки 1.1.Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходи только ладонь - осанка нормальная. 1.2. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см. от плечевого сустава. Измерение проводите со стороны спины(1) и со стороны груди(2). Второй результат разделите на первый. Если получится число близкое к единице или больше её, то нарушений нет. Получение числа меньше единице говорит о наличии сутулости. 2.Выявление плоскостопия 2.1 Мокрой (или покрытой красителем) ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет, если заходит - есть. 3. Сделайте вывод (при выявлении нарушений пропишите рекомендации)

Осанка и плоскостопиеI. Выявление нарушений осанки.
Ход работы
Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная.

Ход работы

Напишите результаты пж)

Школьная

Цитата дня У Земли есть пуп. Это ты.

Материал из Гипермаркет знаний

Перейти к: навигация, поиск

Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 8 класс>> Осанка. Предупреждение плоскостопия

§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия

Что такое осанка и каковы причины ее нарушения?
Почему сформировались своды стопы и отчего они деформируются?
Как можно определить искривление позвоночника и наличие (или отсутствие) плоскостопия?

Осанка - это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.

Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке - спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв. Развивается болезнь - остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

Различают три степени нарушения осанки.

При первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, ес ли человек старается держаться прямо и контролирует себя. При второй степени отклонения от нормы устойчивы, но, как правило, связаны лишь с нарушениями мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой. Искривления третьей степени затрагивают скелет, поэтому лечению они поддаются с трудом.

Как же предупредить искривление позвоночника? Прежде всего надо правильно сидеть за столом (рис. 38). Если стол слишком низок, приходится наклоняться над ним, а если высок, человек изгибает туловище так, чтобы пишущая рука была на его поверхности. Первое ведет к сутулости, второе - к боковым искривлениям туловища. К нарушению осанки может привести и несимметричная нагрузка мышц: например, носить тяжести только в правой руке, при физической зарядке наклоняться в одну сторону больше, чем в другую, и т. п.

Предупреждение и лечение плоскостопия.

Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды (рис. 39). Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки - супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковые искривления (сколиоз), плоскостопие.

1. Что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?
Какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?
Что такое плоскостопие, каковы его причины и принцип лечения?

Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Лабораторная работа

Осанка и плоскостопие

I. Выявление нарушений осанки.

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы

Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная.

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш.

Ход работы

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом.
Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет (рис. 39).

Задачи урока :

    закрепить знания учащихся о мышечной системе, строении и работе мышц

    дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;

    разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;

    воспитывать потребности в гигиенических знаниях, усилить практическую направленность изучения биологии;

    формировать познавательный интерес к предмету

Ход урока:

    Организационный момент

- приветствие

Проверка отсутствующих

Проверка готовности класса к уроку

    Проверка ране изученного материала

- карточки - № 1 - № 6

-Устный опрос (при хорошей готовности класса спросить дважды)

а) Поясните особенности макро- и микроскопического строения костей

б) Охарактеризуйте основные группы мышц, поясните, как осуществляется движение в суставах

    Формирование новых знаний

Если полистать классный журнал, то в конце можно обратить внимание на особый раздел - листок здоровья. К сожалению очень часто там можно увидеть фразу «нарушение осанки» Что это такое?

Сегодня мы с вами

    выясним, что такое осанка ,

    выясним признаки правильной осанки.

    Попробуем определить причины нарушения осанки.

    Познакомимся с понятием плоскостопие

    попытаемся выработать профилактические меры по нарушению осанки и плоскостопия

Запишите тему урока: “Осанка. Предупреждение плоскостопия»

Что же такое осанка? Осанка – привычное положение тела в покое и при движении . Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Джесси Банкрофт, известный американский преподаватель физкультуры, в своей книге “Осанка школьников” пишет: “Термин осанка включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела”.

Какая же осанка может считаться правильной? Для этого давайте немного поэкспериментируем.

Лабораторная работа . Правильность осанки . (провести с одним-двумя учениками из класса) Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Теперь давайте выясним признаки правильной осанки (смотрим на рисунок, я буду помогать – предлагаются варианты ответов на каждую позицию).

    Голова и туловище держатся (наклонно, прямо , откинуты назад)

    (Голова , рука, шея) слегка приподнята

    ( Плечи , руки, ноги) несколько отведены назад

    Грудная клетка (вогнута, развернута , выпукла)

    Плечи находятся на ( одном , разном) уровне

    Живот (побран , опущен, расслаблен)

    В поясничной области имеется ( небольшой , средний, большой)изгиб вперед

При правильной осанке: (записать в тетрадь)

    Голова и туловище держатся прямо .

    Голова слегка приподнята.

    Плечи несколько отведены назад.

    Грудная клетка развернута .

    Плечи находятся на одном уровне.

    Живот подобран .

    В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

К сожалению, не у всех осанка является правильной. Существует три степени нарушения осанки

    Внешне почти не видны нарушения, при выпрямлении человека осанка становится правильной

    Устойчивые уклонения от нормы – нужна ЛФК для укрепления мышечного аппарата

    Глубоки изменения скелета, трудно поддаются корректировке

Оценивая осанку учитывают по состоянию естественных изгибов позвоночника.

Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника : лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей (на рисунках разбираются конкретные нарушения).

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.

Беседа . Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему?

Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано, смещение или сдавление внутренних органов; деформация и истончение хрящевых дисков начиная с 4-5 лет).

Задачи осанки :

    Предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки.

    Показатель психических особенностей человека (научно доказано, что человек с хорошей осанкой более уверен в себе, более привлекает внимание окружающих). “Осанка выражает состояние души”, – говорил Карл Густав Маннергейм, генерал-лейтенант русской армии.

Ситуация 1 . Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? ( Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).

Ситуация 2 . В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач?

Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?

Ситуация 3 . В 8 классе учится девочка модельной внешности – очень стройная и худая. На перемене перекусывает яблоком или грушей. Подругам хвалится, что придя домой кушает только листики салата или огурец. Запивает зеленым чаем. Родители обеспокоены – дочь становится сутулой, постоянно одергивают её, чтобы выпрямилась. А она отвечает, что нет сил выпямляться – очень устаёт. От чего может возникнуть такая ситуация?

Каковы причины нарушения осанки?

1. Неправильное положение за столом

3. Неполноценное питание

4. Неправильная манера стоять, походка

Значит, нужно сохранять осанку при любой деятельности – сидите ли вы за партой или переносите тяжести Как же быть в данном случае? как правильно сидеть?(работа с таблицей на доске)

    В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.

    Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.

    Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.

    Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.

    Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.

    Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Как поднимать тяжести? (мини-сообщение ученика)

    Не поднимай больших грузов (более 10 кг), особенно рывковыми движениями – раздели груз на части или используй подручные средства механизации.

    Не носи груз в одной руке.

    При подъеме груза обязательно старайся согнуть ноги, а не спину – это уменьшает нагрузку на позвоночник. Вся нагрузка должна ложиться на ноги, а не на спину.

    Не поднимай ничего на вытянутых руках, держи груз как можно ближе к туловищу.

    Избегай подъема груза в сочетании с резким поворотом туловища.

    Поднимая и перенося грузы, не стесняйся просить о помощи – лучше просить такую помощь, чем потом просить помощь об уходе.

Ситуация 4 . На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

Плоскостопие . Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?

Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов(записать в тетрадь) . Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.

Профилактика плоскостопия :

    Не носить слишком тесную обувь.

    Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

    Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

    Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

    Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

    Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

    Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

Комплекс упражнений для физкультминутки:

    Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.

    Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.

    Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.

    В домашних условиях:

ходить по валику босиком;
– поднимать с пола карандаш пальцами ног;
– катать мяч подошвами ног;
– делать массаж ступней.

Подведение итогов урока . Для чего мы сегодня так много говорили об осанке и плоскостопии? Почему это так важно? Правильная осанка и своды стопы – важнейшие факторы, влияющие на здоровье человека и требующие пристального внимания.

4. Закрепление

? Что такое осанка

Каковы признаки правильной осанки?

Что нужно предпринимать для красивой правильной осанки?

Что такое плоскостопие?

Почему важно иметь правильную осанку и своды стопы?

5. Домашнее задание

параграф № 15, на двойном листе выполнить лаб. раб «Выявление плоскостопия» сдать через неделю

Цель : научиться определять нарушения осанки простым способом.

Оборудование : ровная вертикальная поверхность (стена без плинтуса).

Ход работы :

    Встать спиной к стене (или к любой вертикальной поверхности) так, чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки касались стены.

    Попробовать просунуть кулак между поясницей и стеной, не нарушая положения тела. Если это невозможно, попытаться просунуть ладонь.

    Анализ результатов. Осанка считается нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Если же между поясницей и стеной проходит кулак, осанка нарушена. Для выявления конкретного типа нарушения осанки необходимо использовать комплексную методику.

Ваш результат

Практическая работа 2.Выявление плоскостопия

Цель : овладеть простым способом выявления плоскостопия.

Оборудование : лист бумаги, вода или крем, карандаш или краска, линейка, транспортир.

Ход работы :

    Мокрой или смазанной кремом ногой встать на лист бумаги. Отпечаток обвести карандашом или закрасить краской.

    Соединить касательной след от плюсны со следом от пятки (рис. 1, линия АК).

    Найдите середину АК, равноудаленную точку от мест касания.

    Проведите два отрезка, перпендикулярные к АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М.

    Измерьте отрезки АВ и СД. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СД может равняться 0.

    Определите процентное соотношение СД:АВ и сопоставьте свои результаты со следующими нормативами. Отношение (СД/АВ)х100% не должно превышать 33%. Более высокие результаты говорят о плоскостопии.

    Ваши данные:правая нога (СД/АВ)х100% = (___ /___ )х100% = ___ левая нога (СД/АВ)х100% = (___ /___ )х100% = ___

Рис. 1 . Определение наличия плоскостопия

Ваш результат :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 3.Определение уравновешенности нервных процессов

Цель: определить соотношение процессов возбуждения и торможения.

Оборудование: секундомер, испытуемый.

Ход работы:

    Испытуемый, сидя с закрытыми глазами, по команде экспериментатора начинает считать про себя три минуты (180 секунд). Экспериментатор регистрирует время по секундомеру.

    Как только истекает 180 секунд, испытуемый открывает глаза. Экспериментатор отмечает истинное время по секундомеру.

    Сделать вывод о соотношении процессов возбуждения и торможения у испытуемого на данный момент времени учитывая, что:

    если время испытуемого оказалось меньше истинного, то у него преобладают процессы возбуждения на данный момент времени;

    если время испытуемого оказалось больше истинного, то у него преобладают процессы торможения на данный момент времени;

    если время испытуемого оказалось примерно равным истинному, то на данный момент времени у него процессы возбуждения и торможения уравновешены.

Вывод :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

>> Осанка. Предупреждение плоскостопия

§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу . Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв. Развивается болезнь - остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

При первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, ес ли человек старается держаться прямо и контролирует себя. При второй степени отклонения от нормы устойчивы, но, как правило, связаны лишь с нарушениями мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой. Искривления третьей степени затрагивают скелет , поэтому лечению они поддаются с трудом.

Как же предупредить искривление позвоночника ? Прежде всего надо правильно сидеть за столом (рис. 38). Если стол слишком низок, приходится наклоняться над ним, а если высок, человек изгибает туловище так, чтобы пишущая рука была на его поверхности. Первое ведет к сутулости, второе - к боковым искривлениям туловища. К нарушению осанки может привести и несимметричная нагрузка мышц : например, носить тяжести только в правой руке, при физической зарядке наклоняться в одну сторону больше, чем в другую, и т. п.

Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды (рис. 39). Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки - супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.


Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковые искривления (сколиоз), плоскостопие.


1. Что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?
Какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?
Что такое плоскостопие, каковы его причины и принцип лечения?

Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Лабораторная работа

Осанка и плоскостопие

I. Выявление нарушений осанки.

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы

Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная.

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш.

Ход работы

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом.
Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет (рис. 39).

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: