Образовательный портал - Kuveys

Тема «Освещение. Свет и тень»

Цели : Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объёма предмета;

познакомить с понятиями «блики», «полутени», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень»;

расширить представления о свете как средстве организации композиции в картине;

учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением;

развивать приёмы работы карандашом;

воспитывать наблюдательность;

углублять межпредметные связи.

Оборудование : геометрические тела (конус, куб, пирамида, параллелепипед, цилиндр),

подсветка, образец педагогического рисунка (см. рис. 1-4)


рис. 1-4

Словарь : рисунок, светотень, композиция.

ХОД УРОКА .

I Организационный момент .

1 Приветствие.

2 Проверка готовности учащихся к уроку.

3 Обобщение пройденного на предыдущем уроке материала:

С какими приёмами штриховки карандашом вы знакомы?

(нажимом (см. рис. 5), накладыванием штрихов (см. рис. 6))

Что такое перспектива? Ракурс?

С какими геометрическими телами вы знакомы? (см. рис. 7,8)

Каковы правила их построения?

рис. 5 рис. 6

рис. 7,8

II Сообщение темы урока .

Хотя на прошлом уроке вы и научились строить объёмное изображение различных тел, но ваши рисунки ещё не выглядят выразительными и объёмными. В современной реалистической живописи и графике освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как же с помощью освещения и тени организовать свою композицию, воплотить художнические замыслы.

III Изучение нового материала .

1 Сообщение теоретических сведений.

Роль характера и распределения теней в изображении многообразна: они передают рельеф предметов, их положение в пространстве, состояние погоды и т.д. Чтобы умело пользоваться в своём творчестве тенями и свободно предавать с их помощью свои замыслы, надо, прежде всего, знать законы их образования.

Образование теней при естественном и искусственном освещении происходит по-разному. Главное отличие определяется тем, что солнце – источник естественного освещения – находится на таком неизмеримо далёком расстоянии от нас, что его лучи практически параллельны.

Искусственный же источник света по отношению к освещаемым предметам располагается недалеко, и его лучи воспринимаются нами как радикально расходящиеся.

По отношению к зрителю и картине солнце может занимать 3 основных положения, которые определяют положение теней:

Солнце находится против наблюдателя по другую сторону картины, падающие тени от предметов идут на наблюдателя;

Солнце находится сбоку от наблюдателя, и тени идут параллельно картине;

Солнце находится позади наблюдателя, падающие тени идут от зрителя в глубь картины

2 Передача формы предмета.

На плоском листе художник создаёт изображение, в котором зритель

видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось,

он должен научиться воспринимать всё видимое пространственно и

объёмно. Видимые нами объёмные формы выявляются для нас падающим

на них светом- светотенью.Светотень распадается на несколько фаз,

получивших у художников определённые наименования.

Рассмотрите градации светотени на рисунке (см. рис. 9).

рис. 9

На наиболее освещённой поверхности располагается свет , а самая яркая

точка называется бликом . На поверхности, освещённой скользящим

светом, располагается полутон , а на самой затенённой поверхности-

собственная тень . Последняя всегда в той или иной степени подсвечена

светом, отражённым от других предметов- рефлексом . Наконец, предмет

отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень , которая

обычно бывает темнее собственной тени.

Задача рисующего- найти правильное соотношение этих светлотных фаз,

уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет

ощущать весь объём тела в целом.

3 Ознакомление со словарём по искусству.

Рисунок - изображение, начертание на плоскости с помощью контурных

линий, штрихов, светотеневых пятен.

Светотень - сочетание светлого и тёмного, распределение различных по

яркости цветов или оттенков цвета для выявления объёмности

изображаемого предмета. Градации светотени- свет, тень, полутень,

рефлекс, блик.

Композиция - способ расположения, построения художественного

произведения, взаимосвязь элементов произведения, от которой зависит

весь его смысл и строй.

IV Актуализация знаний .

Сегодня мы выполним рисунок объёмных геометрических тел с боковым

освещением. В процессе создания изображения нельзя изменять положение

источника света. В первоначальном композиционном наброске найдите

расположение теней, правильно выдерживая соотношения между различными

по освещённости поверхностями.

V Практическая работа .

Задание. Выполните рисунок объёмных геометрических тел (конус, куб и т.д.)

с боковым освещением (работа карандашом).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения

правил безопасности;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объёма и качества выполненной работы.

VI Итог урока .

1 Выставка работ. Рисунки учащихся (см. рис. 10,11).


рис. 10,11

2 Заключительное слово.

Выполняя рисунки, вы смогли убедиться в том, что правильная передача

светотеневых отношений позволяет выявить на рисунке объёмную форму

предмета. В ваших рисунках передано распределение освещённости на

различных частях поверхности предмета.

Домашнее задание : подобрать материал по изученной теме. Ознакомиться подробнее

с понятиями, рассмотренными на уроке, в словарях по изобразительному искусству.

6 класс Изобразительное искусство

Кирсанова Надежда Владиславовна

МАОУ лицей № 10

Г. Советск Калининградской области




Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Куинджи Архип Иванович


Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.


Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

Схема построения теней от солнца


Знание закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Фронтальное освещение


Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов

Боковое освещение


Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

Контражурное освещение






Урок 13. Освещение. Свет и тень (6 класс) Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения

Тип урока

Формирование новых умений

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс ; сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета, анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели

Методы и формы

обучения

Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукция картины объемные геометрические тела, схема построения теней от солнца, «Распределение света на геометрических телах».

Мультимедийный ряд: презентация «Свет и тень»

Основные понятия и термины

Свет, блик, тень, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения

Организационная структура урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Беседа

с постановкой проблемы

Посмотрите в окно, светит солнце. Я могу выключить и включить свет в кабинете. Нам постоянно нужен свет: естественный – солнце, луна, искусственный – созданный человеком. Свет и тень – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Посмотрите, я буду светить на шар слева, справа. Буду приближать
и отдалять от него свет. Видите, как изменяется предмет. А теперь выключим свет в кабинете. Осветим только некоторое пространство и включим свет. Видите, как менялась окружающая нас среда.

Хотите узнать, как издавна использовали художники светотень

в своих произведениях?

Слушают учителя.

Осмысливают цель урока.

Знакомятся

с источниками освещения

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель и проблему в учебной деятельности.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Частичнопоисковый

Перед вами таблица «Распределение света на геометрических телах». (Презентация)

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объема предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности.

Свет делит предмет на теневую и освещенную сторону.

Блик – самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света.

Собственная тень – теневая сторона предмета. Самое темное место находится на границе со светом – на повороте формы.

Ребята получают представление об освещении как средстве выявления объема предмета.

Осмысливают

понятия свет, блик, тень,

Фронтальная работа

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают

Продолжение табл.

Рефлекс – тень, уходящая в глубину, – светлеет.

Падающая тень падает от предмета, она темнее собственной тени, самое темное место у подножия предмета. Полутень граничит с затененной частью.

На столе в ряд стоят предметы. В начале ряда – лампа, которая освещает эти предметы. Обратите внимание, чем ближе стоит предмет
к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень и сильнее контраст и наоборот. Это – тональные отношения. Тон показывает нам степень освещения.

рефлекс, полутень. Проводят опыт с тональными отношениями. Учатся анализировать картину на примере произведения «Лютнист» Караваджо

объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Личностные:

проявляют познавательную активность

III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

Сильный тон – это контрастные отношения светлого и темного. Сделайте драматический по содержанию, напряженный натюрморт. (Презентация)

Выполните задание (с. 73).

После окончания работы предлагает сделать выставку рисунков

и выбрать наиболее удачные натюрморты

Ребята готовят рабочее место, выбирают художественные материалы.

Индивидуальная

работа

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже-

Окончание табл.

Выполняют задания по выбору. Ищут свои пути решения учебной задачи

ния цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Игра

Я провожала Солнце на покой,
Я наблюдала за его закатом.

И вам я предлагаю понаблюдать за солнышком.

На схеме вы видите солнце высоко над линией горизонта. На другой схеме солнце касается линии горизонта. Ниже линии горизонта вы видите несколько зданий.

Подумайте, какие линии необходимо провести, чтобы выяснить,

в каком случае тень будет длиннее, а в каком короче. Первый ответивший правильно получает медаль «За сообразительность!»

Рассматривают схемы. Решают поставленную задачу. Вручают медаль победителю

Индивидуальная работа

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии

с ситуацией;

поддерживают товарища.

Регулятивные:

оценивают конечный результат; осознают правила контроля

Данный урок позволяет закрепить понятия: точка зрения, перспектива, точка схода, названия геометрических тел, а также в игровой форме познакомиться с понятиями света, тени, рефлекса и т.д., и выполнить задания на передачу объема геометрических тел, соединяя индивидуальную работу и работу в группах.


«Открытый урок. Освещение. Свет и тень.»

Конспект открытого урока в 6 классе.

Предмет : изобразительное искусство

Тема : «Освещение. Свет и тень».

Тип урока : урок-формирование новых умений.

Продолжительность : 45 минут.

Класс : 6 класс.

Технологии : компьютерная, игровая, групповая

Оборудование:

для учителя : мультимедийный проектор, экран, презентация «Освещение. Свет и тень» (собственная разработка); карточки для учеников; 3 листа цветного фона для групповых работ; лист белого картона; геометрические тела: цилиндр, параллелепипед, конус, призма, куб; 4 листа бумаги А-4 для выполнения демонстрационной работы; уголь; полоска белого картона;

для учеников : объемная геометрическая фигура из белого картона; фигура нарисованного на листе и вырезанного геометрического тела; полоска белого картона; альбом для рисования; карандаш, уголь.

Цели :

Актуализация знаний учащихся;

Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного мышления, внимания;

Формирование навыков передачи объема при изображении геометрических тел.

Задачи :

Образовательные:

Закрепить правила объемного изображения в перспективе геометрических тел;

Закрепить знание понятий: точка зрения, перспектива, точка схода; знание геометрических тел: куб, параллелепипед, цилиндр, конус, призма, шар, пирамида;

Познакомить с понятиями: свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень;

Выполнить задания на передачу объема геометрических тел;

Формировать художественно-графические навыки.

Развивающие:

Развивать психические процессы: воображение, внимание; развивать ассоциативное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к графическому изображению; аккуратность при выполнении задания; коммуникацию, взаимопонимание.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

1) Мотивация учащихся к учебной деятельности – раскрытие темы урока посредством игры в «испорченный телефон».

2) Деление класса на 3 группы.

3) Актуализация знаний.

4) Введение в тему урока.

5) Работа по теме урока (объяснение с показом на доске задания по передачи объема геометрических тел).

6) Постановка художественной задачи.

7) Физкультминутка.

8) Практическое выполнение работы.

3. Рефлексия.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Основная часть.

1) Мотивация учащихся к учебной деятельности – раскрытие темы урока посредством игры в «испорченный телефон».

Все вы, конечно, знаете игру «Испорченный телефон». Вот «по нему» я сейчас и передам тему нашего урока.

Гоша, подойди сюда. Я по секрету скажу тебе учебную тему, ты передашь её на ушко Кристине, Кристина – сидящему на второй парте, тот – своему соседу. И так далее по цепочке. Последний, кто примет информацию, запишет её на доске. На выполнение задания – 1,5 минуты.

Ученики по очереди передают информацию, последний ученик выходит и записывает тему урока на доске.

Слайд 1 с темой урока.

Проверяем, правильно ли была передана тема урока.

При необходимости учитель исправляет тему, записанную на доске

2) Деление класса на 3 группы.

Для дальнейшей работы вам надо разделиться на команды. На первых партах лежат фрагменты открыток. Каждый возьмёт себе один кусочек и из них сложится 3 открытки – 3 команды. На складывание открытки – полторы минуты.

Ученики подходят, берут фрагмент открытки, находят недостающие фрагменты, т.о. сформировывается команда

3) Актуализация знаний.

Прежде, чем перейти к новой теме урока, мы должны вспомнить пройденный материал.

Сейчас посыльные от каждой команды получат конверт, в котором лежит разрезанная на отдельные слова фраза из пройденной темы (см. Приложение 1). Вы должны сложить фразу и прочитать нам ее вслух. Время, отведенное на выполнение задания – 1, 5 минуты.

и зачитывают вслух полученные фразы

Следующее задание на знание геометрических тел.

Перед вами геометрические тела. Сколько разновидностей геометрических тел вы видите? Представитель команды должен выйти и написать количество разновидностей.

Слайды 2-3.

Ученики выполняют задание, представитель команды выходит и записывает количество разновидностей

Следующее задание называется «Найди и исправь ошибку» (см. Приложение 2). Каждый учащийся получает листок с графическим изображением, в котором есть ошибка. Ее надо исправить и передать листок для проверки правильности выполнения задания своему соседу по группе, который проверяет и оценивает вашу работу. Таким образом, каждый из вас будет и учеником, и учителем. Время на выполнение задания: 1 минута на исправление ошибок и 1 минута на проверку. Всего 2 минуты.

Ученики выполняют задание

4) Введение в тему урока посредством рассказа сказочной истории.

Слайд 4

Жил-был на свете один мальчик, который очень любил рисовать. Он всегда ходил с большим альбомом для рисования, а из кармана куртки выглядывали карандаши. Жители городка, в котором он жил, даже завидовали ему немножко. А мальчик был очень несчастным человеком. Чтобы он ни пытался нарисовать, у него ничего не получалось. Начнет он рисовать яблоко, на бумаге его правильно разметит, линии аккуратно проведет, раскрасит, а яблоко все равно получается плоское, словно из картонки вырезанное. Расстроился юный художник, порвал все рисунки и пошел с горя, куда глаза глядят. Шел, шел, устал, прилег отдохнуть.

Слайд 5

А вокруг так красиво: птички летают, бабочки порхают, всюду цветы, облака по небу плывут белые, пушистые. Увидел все это художник и расплакался. Обидно ему стало, что такая красота вокруг, а нарисовать он ее не может. Вдруг увидел, что на стебельке искорка сверкает, да так ярко, словно солнце маленькое. Протянул он к ней ладонь, а она сама к нему на ладошку прыгнула.

Здравствуй, - говорит, - почему у тебя на глазах слезы? Мужчина не должен плакать.

Кто ты? – спросил мальчик.

Меня зовут Блик.

Откуда ты?

С солнца. Я маленький осколочек солнца. А ты кто и почему плачешь?

Поведал мальчик Блику о своих неудачах. Все как есть рассказал.

Не вешай голову. Я помогу твоему горю. Я познакомлю тебя со своими друзьями. С их помощью твои рисунки оживут.

Слайд 6

Друзья Блика жили одной семьей. Самым главным в этой семье был папа. Его звали Свет. Маму звали Тень. Папа и мама очень любили друг друга и никогда не расставались ни на одну минуту. У Света с Тенью была дочь – Полутень. Очень тихая и скромная девочка. Она всегда держалась за мамину юбку и никуда не ходила. С подружками не играла. Бывало все между папой и мамой вертится.

Вскоре появился в семье и сын. Папа с мамой были очень рады. Они считали, что их сын особенный, ни на кого не похожий. Раз так, то и имя ему нужно выбрать не простое, а особенное. И назвали мальчика по-иностранному – Рефлекс. Рос Рефлекс как в сказке. Вырос и зазнаваться стал. Решил, что он действительно особенный и неповторимый. Но это ему только так казалось. В действительности он был бесхарактерным и безвольным. Мнения своего ни о чем не имел. Скажут ему: «А ты голубоватый», - «И верно, голубоватый», - говорил Рефлекс. Скажут ему: «А ты желтый». – «Желтый», - соглашается Рефлекс. Но несмотря на это, он всюду лез вперед, никого не слушал. Неизвестно, чем бы это кончилось, но появился Блик. Он всем очень понравился. А папа Свет в нем просто души не чаял. Взялся Блик за воспитание Рефлекса, да так строго, что Рефлекс сразу притих и стал послушным.

Блик представил мальчику своих друзей, поставил перед ним обыкновенную кружку. И сказал: «Рисуй».

Слайд 7

Что ты делаешь, возмутился Блик. – Ты повторяешь свои ошибки. Неужели ты не видишь, что кружка не везде одинаковая. В одном месте она светлее, в другом темнее.

Нет, не вижу.

Ну-ка, друзья по местам! – скомандовал Блик.

Слайд 8

Когда на кружке расположились Свет, Тень и Полутень, Блик подпрыгнул и очутился рядом со Светом.

А теперь вижу, - закричал мальчик, сначала кружка светлее, потом темная, потом совсем темная, потом опять немножко светлее. А еще вижу, что там, где Блик самое светлое место.

Юный художник быстро изобразил все на рисунке и не поверил своим глазам: у него получился рисунок.

У тебя всегда будут получаться рисунки, - сказал Блик, - если ты будешь следить за тем, как на вещах располагаемся мои друзья и я. Без нас на бумаге ни один рисунок не будет как настоящий.

А я всегда там, куда попадает мало Света, - добавила Полутень.

К вашим услугам – на самом светлом месте, - поклонился Свет. – И если там, где буду находиться я, вы увидите сверкающие лучики солнца, то знайте - это шлет вам привет наш дорогой Блик.

Простите, а где мне искать вас? – обратился мальчик к Рефлексу.

Позади всех.

Что же вы там делаете?

Он отражает свет и цвет других предметов, - сказал Блик.

Вот такая история произошла с вашим ровесником, который очень хотел научиться рисовать.

5) Работа по теме урока (объяснение с выполнением на доске задания по передаче объема геометрических тел)

Слайд 9

Давайте же посмотрим на этот цилиндр и выясним, где же располагаются герои нашей истории.

Ученики называют, где какой герой истории располагается

Учитель показывает на доске выполнение объемного изображения цилиндра.

Граница светотени у цилиндра проходит по вертикальной линии. Форма меняется плавно, поэтому границы размыты. Штрих кладём по форме, в вертикальном направлении. Удаляющиеся поверхности от света становятся темнее. Верхнее основание оказывается в полутоне, если освещение преимущественно сбоку. Передний край падающей тени берёт своё начало от точки границы светотени в основании цилиндра, а дольний край тени начинается от аналогичной точки на невидимой стороне.

На завершающем этапе работы уточняем форму штрихом в горизонтальном направлении. Верхняя часть чуть ближе к свету, она будет светлее. Теневая часть подсвечена снизу, а сверху тень в контрасте с верхним основанием. Поэтому самая тёмная часть тени окажется вверху.

Слайд 10.

Посмотрите на изображение куба. Как здесь располагаются наши герои?

Ученики называют, где располагается свет, тень, полутень, рефлекс

Учитель показывает на доске выполнение объемного изображения куба.

Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещенной поверхности предмета. Линия границы в данном случае проходит по ребру куба или параллелепипеда. На теневую поверхность падают отраженные лучи, называемые рефлексом. Рефлекс по силе тона темнее полутени.

Слайд 11.

Перед вами изображение конуса.

Находим границу света и тени. Граница представляет собой прямую линию, идущую от вершины к точке в основании. Постарайтесь верно определить, каково соотношение части, видимой на свету и части в тени. В верхней части линия немного чётче, в нижней части конуса она более плавно размыта к краям. Связано это с тем, что ближе к вершине конуса форма заворачивается сильнее, она почти приближается к угловой форме, какую мы видим на примере куба. Теневая поверхность удаляется от нас, дальний край по закону воздушной перспективы будет светлее.

Освещённая часть удаляется от зрителя, поэтому, в соответствии с законами воздушной перспективы, она будет темнее. На границе света и тени мы видим полутон, промежуточную поверхность между светом и тенью, он относится к свету, но темнее, чем освещённая часть предмета, т. к. угол падения лучей света здесь небольшой. Падающая тень темнее тени собственной. Она лежит на горизонтальной поверхности, передняя часть тени темнее. Штрих кладём по форме, сначала в направлении лучей, идущих от вершины к основанию.

Для лучшей передачи формы введём горизонтальные линии штриховки, показывающие сечение формы по горизонтали. Особенно важно показать, как форма заворачивается по краям. На завершающем этапе работы уточняем тональные отношения и форму. Освещённая часть чуть темнее снизу, сверху выше контраст света и тени. Теневая часть конуса снизу подсвечена рефлексом от поверхности стола, также имеется рефлекс, проходящий по дальнему краю формы.

Слайд 12

Геометрическая форма шара самая простая из всех фигур, но для рисунка эта форма является самой сложной. Свет, тень, полутень, рефлекс располагаются по овалу.

Слайд 13

Контуры шара на видимом фоне должны быть нарисованы мягко, не были чрезмерно усилены.

Слайд 14

6) Постановка художественной задачи.

У вас на партах ваши заготовки нарисованных геометрических тел, которые вы сделали дома. Ваша задача выявить объем фигуры, т.е. показать расположение Света, Тени, Полутени, Рефлекса, Блика (если он есть).

Следующая часть задания состоит в том, чтобы составить композицию из своих ранее выполненных объемных геометрических тел. Поставить ее перед собой и приклеить в необходимой последовательности ваши готовые рисованные изображения тел на цветной фон, который располагается на доске.

7) Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Все у нас пойдет на лад.

Повернулись вправо, влево,

Поклонились, тихо сели.

8) Практическое выполнение задачи (работа в группах).

Самостоятельная работа учащихся

3. Рефлексия.

Молодцы, ребята, все справились с заданием. Давайте же вспомним, о чем мы сегодня говорили. Я начинаю фразу, а вы быстро должны закончить.

Слайд 11

Освещенная поверхность предметов называется… (свет);

Всегда там, куда не попадает свет, располагается… (тень);

Отражает свет и цвет других предметов … (рефлекс);

Она всегда там, где мало света, располагается между светом и тенью … (полутень);

Лучик солнца на светлом месте предмета… (блик);

Тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности (поверхности стола, стены и т.д.) называется… (падающая).

4. Домашнее задание.

Слайд 12

У вас есть полоски белого картона. Согните их в произвольной форме, чтобы были и ребра и цилиндрическая поверхность. Сделайте зарисовки того, как распределяется светотень на полученной полоске картона.

Перед вами пример такого изображения.

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Приложение 1

Сложи фразу.

1) Точка схода – это точка на линии горизонта, в которой сходятся изображения параллельных линий при построении перспективы

2) Перспектива – это правила и закономерности изображения предметов и объектов в пространстве

3) Точкой зрения называется точка, из которой предполагается взгляд на вещи при перспективном изображении

Просмотр содержимого презентации
«Освещение. Свет и тень.»

Освещение. Свет и тень

Презентацию подготовила:

Голубева И.В.,

учитель ИЗО

МБОУ «Покровская СОШ»






  • Самым главным в семье был папа. Его звали Свет .
  • Маму звали Тень .
  • У Света с Тенью была дочь – Полутень .
  • Сына назвали по-иностранному – Рефлекс .







  • Контуры шара на видимом фоне должны быть нарисованы мягко, чтобы края формы вызывали впечатление закругленности.
  • Все шары выполнены в тоне в равной степени, а воспринимаются различно.
  • а и б чрезмерно усилены края формы, а на рисунке в – края формы умеренно подчинены ей


  • Освещенная поверхность предмета называется…
  • Всегда там, куда не попадает свет, располагается…
  • Отражает свет и цвет других предметов …
  • Она всегда там, где мало света, располагается между светом и тенью …
  • Лучик солнца на светлом месте предмета…
  • Тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности (поверхности стола, стены и т.д.) называется…

Домашнее задание: Согнуть полоску в произвольной форме, чтобы были ребра и цилиндрическая поверхность. Сделать зарисовки того, как распределяется светотень на полученной полоске картона

Урок № Дата

Тема: Освещение. Свет и тень. (ИЗО, 6 класс)

Цель: Ознакомление с понятием “освещения” как средства выявления объёма предмета

Задачи:

Расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине;

Познакомить с градацией светотени, понятиями: “блики”, “полутени”, “собственная тень”, “рефлекс”, “падающая тень”.

Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением.

Провести исследование зависимости расположения светотени на предмете от расположения источника света.

Воспитывать наблюдательность.

Совершенствовать приемы изображения предметов в перспективе.

Планируемые результаты:

Предметные : научиться передавать объём геометрических тел при помощи светотени.

Метапредметные УУД:

Познавательные: анализировать предлагаемое задание, рассматривать и анализировать картины художников, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные : использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов.

Оборудование: геометрические тела, иллюстрации, ИКТ.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Задания: (3 команды)

Разрезанная на отдельные слова фраза из пройденной темы, сложить фразу и прочитать нам ее вслух. Время, отведенное на выполнение задания – 1, 5 минуты.

Сложи фразу.

1) Точка схода – это точка на линии горизонта, в которой сходятся изображения параллельных линий при построении перспективы

2) Перспектива – это правила и закономерности изображения предметов и объектов в пространстве

3) Точкой зрения называется точка, из которой предполагается взгляд на вещи при перспективном изображении

2. Фрагменты открыток, составить 3 открытки. Время, отведенное на выполнение задания – 1, 5 минуты.

3. Мотивация. Целеполагание.

Сейчас вы увидите работы разных художников, разного времени.

Микеланджело да Караваджо считается одним из первых художников 17 века, который применил приём резкого противопоставления света и тени.

На его работах резкий поток света выхватывает предметы из тёмного пространства, что создаёт ощущение повышенной реалистичности и в то же время придаёт обычным вещам загадочность.

Источник света не виден: очевидно, художник имел ввиду Божественный свет, который озаряет мир и подчёркивает его тайный смысл.

Последователем Караваджо был Жорж де Латур. Картина “Святой Иосиф-плотник” на первый взгляд полностью лишена какой либо торжественности; художник представил обычного ремесленника с мальчиком - мальчик – Христос держит свечу над склонившимся к работе Иосифом. И хотя речь идёт о плотнике, пламя свечи освещает лицо Христа и привлекает внимание зрителей именно к нему, а не к фигуре Иосифа.

Другим художником, использовавшим возможности направленного освещения, был Франсиско Сурбаран. Живописец изобразил простые и изящные вещи: вазочки, кувшинчик, металлическое блюдо и чашу. Его работа реалистична, каждый предмет изображён отдельно, что бы почувствовать его значительность. Чувствуется даже материал из которого сделаны эти предметы.

Совсем другое освещение на полотнах Ж.-Б. Шардена – источник света дальше и не такой контрастный Кажется, что человек прикасался к предметам, пользовался ими, но вдруг отлучился ненадолго, и предметы застыли в шатком спокойствии, ожидая возвращение хозяина. Данная работа была заказана художнику Екатериной II для оформления конференц-зала Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Что объединяет все эти работы?

Ответы учащихся: (в них присутствует освещение, свет, они написаны на тёмном фоне...)

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Как бы вы назвали сегодня тему нашего урока?

Ответы учащихся: (“Освещение. Свет и тень в изобразительном искусстве”)

4. Формирование новых знаний.

Правила линейной перспективы позволяют изображать предметы в пространстве. Чтобы превратить круг в шар, прямоугольник в цилиндр, квадрат в куб, недостаточно только пририсовать ему дополнительные грани, иначе у нас получится просто пустой каркас.

О том, как изобразить предметы, чтобы они выглядели объемными, мы узнаем, посетив страну “Света и Тени”. Создать в рисунке объем не так уж сложно, как кажется. Для этого надо познакомиться с такими личностями, как принц СВЕТ и принцесса ТЕНЬ. Уж они-то точно знают, что такое ОБЪЕМ!

Небольшой островок этой страны – это геометрические тела – цилиндр, конус, параллелепипед, куб, шар. Но самым главным в этой стране является Мистер Фонарь. Когда Мистер Фонарь включает свет, страна оживает, появляется фронтальное, боковое освещение. Откуда не возьмись, появляются блики, далее следует Свет, затем … (продолжают дети).

Но Мистер Фонарь не любит стоять на месте, сделает шаг в сторону, вслед за ним меняют положение и все элементы светотени. Очень любит Мистер Фонарь контражурное освещение.

В волшебной стране все совсем не так просто, как кажется с первого взгляда! Есть у Света и Тени незаметный, но очень важный помощник – РЕФЛЕКС. О нем должен знать каждый художник! Рефлекс – это свет в тени. Господин РЕФЛЕКС - его появление на наших рисунках делает эти самые рисунки более живыми и реальными.

В стране Света и Тени есть еще одна важная особа, её зовут Падающая ТЕНЬ. Без неё нарисованный предмет будет висеть в воздухе, она положит его на землю, создаст необходимое для реальности изображаемого предмета чувство ВЕСА. Падающая Тень имеет свои особенности. Во-первых, она четко очерчена, у неё редко бывают размытые края. Однако это не означает, что можно рисовать жирную линию вокруг тени! Вторая особенность тени: она более густая и темная внутри и ближе к предмету, а ближе к внешнему своему краю она более светлая и прозрачная. Тень не бывает однородной никогда, запомните это! К тому же, теней может быть две, три и более, в случае если у нас источников света два, три, и более.

Для того чтобы научиться рисовать реалистично нужно знать законы света и тени:

1.Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени .

2.Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

3.Предметы можно освещать: сзади (контражур), спереди (фронтально), сбоку.

Светотень - это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

Элементы светотени:

Полутень

Собственная тень

Падающая тень

4.Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет.

5.Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

Контрастное освещение , в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

6.Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

7.Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

Физкультминутка

5.Блиц-опрос

Освещенная поверхность предмета называется…

Всегда там, куда не попадает свет, располагается…

Отражает свет и цвет других предметов …

Она всегда там, где мало света, располагается между светом и тенью …

Лучик солнца на светлом месте предмета…

Тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности (поверхности стола, стены и т.д.) называется…

6. Практическая работа

Задание:

Выполнить эскиз постановки предметов с применением правил светотени.

7. Закрепление изученного материала

Задание “Найди ошибку”.

8.Подведение итогов

7. Рефлексия:

сегодня я узнал...

было интересно...

было трудно...

я выполнял задания...

я понял, что...

теперь я могу...

я почувствовал, что...

урок дал мне для жизни...

мне захотелось...

9. Домашнее задание

Согнуть полоску в произвольной форме, чтобы были ребра и цилиндрическая поверхность. Сделать зарисовки того, как распределяется светотень на полученной полоске картона

Творческое задание :

Желающие могут написать мини-сочинение “Приключение в стране Света и Тени”

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: