Библиотека
ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ: ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА
Российская ЛЕКОТЕКА
Служба психологического сопровождения и специальной психолого-педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения
Москва 2006
Редактор серии М.О. Егорова
Художественное оформление Е.М. Добровинский
К.М.Н. A.M. Казьмин, В.Н. Ярыгин,
Е.А. Петрусенко, А.И. Чугунова,
к.м.н. Л.В.Казьмина, Н.М. Калдарару,
Л.В. Ярыгина
Р76 Российская лекотека: Методическое пособие. - М.: Национальный фонд защиты
детей от жестокого обращения, 2006. - 138 с. - (Особый ребенок в семье: помощь и поддержка).
Настоящее пособие представляет собой вторую, переработанную и дополненную, версию книги «Российская лекотека», изданную в 2001 г. в рамках программы «Помощь детям-сиротам в России».
Новый материал представляет российскую лекотеку как службу сопровождения и психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Пособие основано на шестилетнем опыте работы. В том числе в рамках таких проектов, как «Российская лекотека», «Российская лекотека в доме ребенка», «Информационное пространство российской лекотеки», «Российская лекотека как региональная модель службы ранней помощи для детей-сирот домов ребенка».
В книге описаны компоненты службы, структура лекотеки и организация ее деятельности. В том числе речь идет о подходах к кадровому обеспечению, разработаны формы документации. Представлен алгоритм работы с семьей и ребенком, приведены особенности лекотеки в доме ребенка. Имеются данные о дальнейшем внедрении лекотеки в деятельность учреждений и специалистов, работающих с семьей и детьми, имеющими особые потребности и нуждающимися в специальной помощи.
Библиотека «Профилактика социального сиротства»
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения начинает выпуск Библиотеки «Профилактика социального сиротства».
Необходимость создания библиотеки вызвана тем, что на протяжении последнего десятилетия в России становится все больше сирот, беспризорных и безнадзорных детей. Это является результатом роста числа неблагополучных семей, в том числе из-за отсутствия им помощи в преодолении тех трудностей, с которыми такие семьи не способны справиться без поддержки государства и общества. К сожалению, большинство государственных программ по-прежнему направлены в первую очередь на преодоление последствий сложившейся ситуации, а не на профилактику социального неблагополучия семьи.
Опыт работы по профилактике социального сиротства, которую осуществляет фонд в рамках «Программы помощи детям-сиротам в России» (программа АРО), будет изложен в книгах и методических пособиях библиотеки. В нее войдут труды ведущих специалистов в данной области, подробно описывающие работу с неблагополучной семьей. В библиотеке будут описаны технологии сопровождения ребенка с особыми нуждами, опыт социально-психологической поддержки выпускников интернатов, также вы сможете ознакомиться с системным анализом истоков социального неблагополучия семьи.
В рамках библиотеки запланировано пять серий:
Неблагополучная семья: преодоление кризиса.
Ребенок группы риска: технологии оказания помощи.
Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация.
Особый ребенок в семье: помощь и поддержка.
Российский опыт: инновации в практике.
В серии «Неблагополучная семья: преодоление кризиса» планируется выпускать книги об эффективных методиках и технологиях помощи семьям, находящимся в группе риска. Анализ и описание работы с семьей, где есть риск сиротства, помогут специалистам системы социальной защиты детства оказывать своевременную и эффективную помощь таким семьям в преодолении кризисных явлений.
В серии «Ребенок группы риска: технологии оказания помощи» будут представлены книги, рассказывающие об опыте организации досуга детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, описаны технологии сопровождения и педагогической поддержки детей и подростков группы риска, новые формы работы с ними в общеобразовательной школе и внешкольных учреждениях.
Книги серии «Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация» расскажут о различных формах семейного жизнеустройства детей-сирот: усыновлении, опекунской, патронатной семье. В этой же серии выйдут книги о социализации детей-сирот после того, как они покидают интернат.
Издания серии «Особый ребенок в семье: помощь и поддержка» будут знакомить читателей с опытом создания интеграционной среды в образовательном пространстве ребенка-инвалида, его комплексным сопровождением в образовательном процессе, а также с методиками помощи детям с различными нарушениями развития, живущим в семьях.
Книги серии «Российский опыт: инновации в практике» представят уникальный опыт создания муниципальных, региональных моделей профилактики социального сиротства, опишут существующие модели межведомственного взаимодействия, направленного на его профилактику, расскажут о механизмах формирования общественного мнения по этому вопросу.
В библиотеке планируется издание научных монографий, научно-методических пособий, книг для специалистов (психологов, социальных работников, занятых в сфере помощи детям-сиротам и детям, лишенным попечения родителей), родителей и всех, кому небезразлична судьба детей.
Предисловие
Книга посвящена важной и актуальной проблеме - социализации детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности. Работа с такими малышами - очень сложное дело. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или с другими взрослыми, на которых лежат уход и воспитание. Без этого взаимодействия успеха добиться практически невозможно.
В последнее время в России учреждения, занимающиеся реабилитацией и психолого-педагогическим сопровождением семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития, стараются активно использовать в своей практике зарубежный опыт ранней помощи. Наш - российский - опыт свидетельствует, что для их применения требуется серьезная подготовка. Она заключается не только в обучении персонала, но и в создании условий для возможности работы по новым методам.
Авторы данного издания уже более пяти лет развивают и применяют метод ранней помощи «Лекотеки» при работе с семьями, имеющими детей с особыми нуждами. Кроме того, начата адаптация этого метода к условиям домов ребенка, где большинство воспитанников также нуждаются в подобной помощи.
В 2001 году РОО Содружество «Утешение» в рамках Программы «Помощь детям-сиротам России» разработала модель «Российской лекотеки». Настоящий материал представляет собой вторую, переработанную и дополненную, версию книги «Российская лекотека», изданную в 2001 году.
Сегодня, спустя пять лет, «Российская лекотека» - служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Главными здесь являются техники, основанные на психологическом воздействии. Они способствуют решению психогенных проблем ребенка и членов его семьи, а также предусматривают индивидуально-ориентированные способы и программы обучения детей, имеющих отклонения.
В разделе «Концепция» описаны цели и задачи «Лекотеки» - структурно-функциональной единицы, которая может работать как автономно, так и в составе центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детских садов компенсирующего типа, домов ребенка и других организаций и учреждений такого рода.
В основе идеологии «Лекотеки» лежит игра, являющаяся активным методом развития ребенка, его взаимодействия с физическим и социальным окружением. Игра рассматривается как интегральная часть обучения и развития. В пособии даны этапы развития игровой деятельности, сформулированы принципы игровой поддержки развития ребенка, подробно обсуждаются роль взрослого ребенка в игре и взаимодействие специалистов «Лекотеки» с родителями.
В книге даны рекомендации по формированию штатов и распределению функций персонала при различных организационных формах «Лекотеки». Систематизирована информация по организации службы и методической работы, представлена документация, которая уже успешно применялась на практике.
В главе «Форма и содержание» изложены этапы работы с семьей и ребенком - цели и технология проведения первичного консультирования, методы и организация обследования ребенка, отношений между родителями и детьми в домашних условиях и в учреждении. Здесь же даны рекомендации по проведению индивидуальных игровых сеансов и групповых занятий, по психологическому сопровождению семьи. Кроме того, как отдельное направление описаны обучающие программы по технологиям сопровождения игровыми методами семьи ребенка с нарушением развития - для специалистов других учреждений, организация супервизий и обучающих программ для сотрудников «Лекотеки».
В данном пособии впервые представлен опыт создания службы «Российская лекотека» в условиях дома ребенка (г. Москва, г. Конаково Тверской области). Описаны шаги по организации службы. На практических примерах доказаны возможность и необходимость внедрения методик ранней помощи в деятельность домов ребенка.
В приложениях приведены: образец «Положения о «Лекотеке», «Программа «Лекотека», формы документации и спецификация необходимого оборудования. Все это может стать хорошим подспорьем для тех, кто решит использовать этот метод в своей практике.
Таким образом, пособие «Российская лекотека» представляет опыт психолого-педагогического сопровождения семей, где есть дети раннего возраста с особыми нуждами. Книга имеет большую практическую ценность. В ней изложены рекомендации по организации деятельности в разных условиях. Материал проиллюстрирован множеством примеров.
Модель «Российская лекотека» прошла экспертизу в Министерстве образования Российской Федерации, вошла в программу «Столичное образо-вание-4» и уже начала применяться на практике. Книга - пособие для тех, кто начинает внедрение методик ранней помощи.
Профессор, доктор медицинских наук Д.И. Зелинская
Благодарности
Написание этой книги было бы невозможным без неоценимой помощи со стороны наших коллег и партнеров. Авторы выражают благодарность:
соавторам по первой версии книги «Российская лекотека», материалы которых оказали влияние на развитие описываемой модели лекотеки, но не вошли в данное издание: И.Е. Авериной, Н.А. Светловой, кандидату психологических наук Н.Я. Семаго, П.И. Шабан, И.В. Шарая, С.В. Уилсон;
рецензентам первой версии книги: доктору психол. наук, профессору Н.Л. Белопольской, кандидату педагогических наук, профессору О.Е. Грибовой;
консультантам первой версии книги: кандидату психологических наук Т.А. Басиловой, ведущему специалисту отдела социальной поддержки обучающихся и сотрудников Федерального агентства по образованию РФ Б.В.Белявскому, консультанту отдела воспитания и дополнительного образования детей Департамента по государственной молодежной политике, воспитания и социальной защиты детства Министерства образования и науки РФ И.М. Каманову;
консультантам по вопросам библиотек игрушек: сотрудникам библиотеки игрушек Института коррекционной педагогики РАО г. Москвы, Института раннего вмешательства г. Санкт-Петербурга, Службы ранней помощи Центра интегративного воспитания ДОУ № 41 г. Санкт-Петербурга, Консультативно-практического центра реабилитации детей со зрительной патологией
г. Санкт-Петербурга;
директору ГОУ ЦО «Технологии обучения», кандидату педагогических наук Е.И. Булин-Соколовой - за организационную и материально-техническую помощь в сферах подготовки специалистов лекотек в г. Москве и внедрения информационных технологий в лекотеке;
заместителю начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы М.М. Цапенко - за эффективную организационную помощь и плодотворное сотрудничество в создании сети лекотек в г. Москве;
начальнику отдела коррекции психолого-педагогического и социального сопровождения Департамента образования г. Москвы Г.В. Головченко – за безусловную поддержку внедрения модели российской лекотеки в образовательных учреждениях города Москвы.
Введение
Во многих городах России в последние десять-пятнадцать пет активно внедряются технологии психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития. Этот процесс параллельно происходит и в учреждениях государственной системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также в негосударственных некоммерческих организациях. Специалисты используют различные подходы, методы и техники, исходя из возраста, типа нарушений или проблем развития детей. В этой книге авторы описывают одну из таких технологий, которую они разрабатывали в течение последних пяти лет. Она ориентирована на оказание психолого-педагогической помощи семьям детей первых месяцев и лет жизни с различными вариантами аномального развития. Речь идет о программе «Российская лекотека».
Слово «лекотека» («Lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» - «собрание», «коллекция». Первая лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике в Стокгольме по инициативе родителей и педагогов. Цель основателей заключалась в том, чтобы смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры.
Первая американская лекотека, ставшая впоследствии Национальным центром, была открыта в Evanston (штат Illinois) в 1980 году. С тех пор в США создана целая сеть лекотек для детей с проблемами развития и их семей. Американские лекотеки стали обучающими и ресурсными центрами, цель которых - облегчить детям с инвалидностью вхождение в социум, помочь как
можно быстрее и легче адаптироваться к полному спектру семейной и общественной жизни. В лекотеках США предполагается вовлечение в игровую деятельность всех желающих членов семьи.
В условиях России мы рассматриваем лекотеку как структурно-функциональную единицу, которая может работать и автономно, и в составе центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кроме того, устройство лекотеки возможно и в детских садах компенсирующего типа, в домах ребенка и других организациях и учреждениях, оказывающих подобного рода помощь детям с особыми нуждами.
В первоначальном варианте модели «Российской лекотеки», разработанном в 2000 году, основной акцент ставился на игровых и технических средствах, важных для развития ребенка. По-видимому, авторы находились под влиянием этимологии самого термина «лекотека». Кроме того, ими был изучен опыт работы Института коррекционной педагогики Российской академии образования (г. Москва), Института раннего вмешательства (г. Санкт-Петербург), Службы ранней помощи Центра интегративного воспитания (г. Санкт-Петербург) и Консультативно-практического центра реабилитации детей со зрительной патологией (г. Санкт-Петербург), сотрудникам которых авторы выражают свою признательность за оказанную консультативную помощь.
Сегодня лекотека в России рассматривается как служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Таким образом, на передний план выступают техники психологического воздействия, способствующие решению психогенных проблем ребенка и членов его семьи, а также индивидуально-ориентированные способы и программы обучения детей с аномалиями развития. Материальные средства теперь рассматриваются как фоновые, но в то же время важные для повышения качества помощи.
История проекта
Модель «Российская лекотека» разрабатывается с 2000 года коллективом авторов - членов Региональной общественной организации Содружество «Утешение» и работающих в Государственном образовательном учреждении - Центре психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека» (до 2004 года - «Психолого-медико-социальный центр Северного административного округа города Москвы»). Над проектом также работали сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ, кафедра клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии).
В 2001 году РОО Содружество «Утешение» запустила проект «Российская лекотека», что дало возможность разработать модель российской лекотеки. Этот проект финансировался Агентством США по международному развитию (AMP США) в рамках программы «Помощь детям-сиротам в России» совместно с «Холт Интернешнл Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундэйшн» (CAP). По результатам гранта подготовлен и издан методический материал «Российская лекотека». В этом же году на базе Психолого-медико-социального центра Северного административного округа г. Москвы была открыта первая Московская лекотека. Модель «Российская лекотека» прошла экспертизу в Министерстве образования Российской Федерации.
В декабре 2001 года она была представлена на российской выставке «Новые технологии в образовании» и отмечена Золотой медалью. В это же время создание лекотек в Москве включено в государственную программу «Столичное образование».
Второй проект программы «Помощь детям-сиротам в России» - «Российская лекотека в доме ребенка» - начал свою работу в апреле 2002 года на базе Дома ребенка № 9 г. Москвы. В сентябре 2002 года, когда проект завершился, был выпущен цветной каталог «Российская лекотека в доме ребенка».
С сентября 2003-го по январь 2004 годов был успешно запущен в действие третий проект программы «Помощь детям-сиротам в России»: «Информационное пространство российской лекотеки», в результате которого был создан сайт www.lekoteka.ru.
С 2003 года на базе факультета повышения квалификации МГППУ ежегодно проводятся бюджетные курсы повышения квалификации для специалистов лекотек.
В 2005 году развитие их системы в Москве вошло в программу модернизации московского образования «Столичное образование-4», по которой лекотеки планируется открыть в каждом округе Москвы.
А в 2004-2005 годах РОО Содружество «Утешение» осуществила очередной проект программы «Помощь детям-сиротам в России» - «Российская лекотека как региональная модель службы ранней помощи для детей-сирот домов ребенка». В его рамках обучались специалисты домов ребенка Тверской области, открылась лекотека в Конаковском специализированном доме ребенка.
В сентябре-декабре 2005 года был сделан новый шаг: получен опыт внедрения лекотеки в нейрохирургическом отделении Морозовской детской городской клинической больницы (Департамент здравоохранения г. Москвы). Проект «Лекотека как служба психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с нейроонкологическими заболеваниями» был частью программы «Ралли Белых ночей», финансируемой благотворительным британским фондом «Charities Aid Foundation» («CAP»).
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ РОССИЙСКОЙ ЛЕКОТЕКИ
Сущность лекотеки
Лекотека - это структурно-функциональная единица, которая может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений: дошкольных; образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждений специального образования; детских домов и интернатов; домов ребенка; реабилитационных центров и других организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями.
Клиенты лекотеки - дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами, а также члены их семей или воспитатели. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разные: двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или же сочетанные. Важным фактором является хотя бы минимальная образовательная перспектива для ребенка, возможность какого-либо научения.
Специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности.
Цели лекотеки:
создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
психологическая поддержка семьи малыша с нарушением развития;
содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, помощь в адаптации в семье и других социальных группах.
Задачи лекотеки:
клинико-психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;
предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах клинико-психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка;
вовлечение родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, а также психопрофилактики и психокоррекции;
обучение родителей и воспитателей, специалистов образовательных учреждений и педагогов пользованию средствами лекотеки, методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;
подбор адекватных средств общения с ребенком;
помощь в личностно-социальном развитии малыша;
подбор оптимальных способов обучения маленького человека;
проведение развивающих и психокоррекционных занятий по индивидуальному плану;
формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях;
нормализация родительско-детских отношений;
помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении психологических проблем, связанных с этим.
Идеология лекотеки
Игра - основная деятельность ребенка, поддерживаемая лекотекой.
Что такое игра?
Определение игры звучит следующим образом: целенаправленный психический процесс (психическая функция), который обладает целями, исполнительными действиями, гибкостью результативности и к тому же управляем.
В отличие от рутинного бытового функционирования, например освоения навыков самообслуживания, игра направлена на получение удовольствия. Сенсорную стимуляцию, кураж от формирования и получения новых знаний, умений, радость от достижения и обладания - все это дает игра. К тому же этот процесс наполнен творчеством. Нередко игра помогает пережить травматический опыт и выработать адаптивные формы поведения. В отличие от пассивно-познавательной деятельности (просмотр видео, прослушивание сказки) в игре ребенок активно взаимодействует с окружением и физическим, и социальным. Важнейшие характеристики этого вида деятельности: добровольность, желание играть, наличие темы и игровой реальности, использование существующих и формирование новых действий, наличие программы, гибкость, цикличность. Обычно игра приносит ребенку радость, позволяя ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и навыки, выражать мысли и чувства.
Светлана Чеканова
Организация деятельности Лекотеки на базе дошкольной образовательной организации
Организация деятельности Лекотеки
на базе дошкольной образовательной организации
(из опыта работы)
В образовательной ситуации в России и в Белгородской области сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный образовательный процесс ребенка дошкольного возраста . Внимание обращено на формы , методы и средства образования , которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка .
Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения.
На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями Лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста . Лекотека – это служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их родителей. Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе, с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей (законных представителей) .
Слово «лекотека » («Lekotek» ) произошло от шведского «leko» , что значит «игрушка» , и греческого «tek» - «собрание » , «коллекция» , то есть лекотека – помещение , где можно играть и общаться со специалистами.
Воспитанники лекотеки - дети с нарушениями развития или выраженными пси-хогенными расстройствами. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разные : двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или же сочетанные.
Специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности .
Цели лекотеки :
Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
Психологическая поддержка семьи;
Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения , помощь в
адаптации в семье и других социальных группах.
Задачи лекотеки :
Психолого-педагогическое обследование детей и родительско -детского взаимодействия;
Предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка;
Вовлечение родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, а также психопрофилактики и психокоррекции;
Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;
Подбор адекватных средств общения с ребенком;
Помощь в личностно-социальном развитии;
Подбор оптимальных способов обучения маленького человека;
Проведение развивающих и психокоррекционных занятий по индивидуальному плану;
Формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях ;
Нормализация родительско - детских отношений;
Помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении
психологических проблем, связанных с этим.
Перечень нормативных документов Федерального уровня
Конвенция ООН о правах ребёнка и о правах инвалида.
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон № 5487-1-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
Федеральный Закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях , осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» .
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования ».
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования "
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом президента РФ от 01.06.2012г. №7761
Предусматривает меры :
Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней , гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства , а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование .
Перечень нормативных документов
регионального и муниципальног уровней
Постановление Правительства Белгородской области от 18.02.2013 г. №44-пп "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Белгородской области на 2013 - 2017 годы"
Распоряжение Правительства Белгородской области от 02.03.2015г. №122-пп "Об утверждении плана мероприятий по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах детей в Белгородской области на 2015 - 2017 годы"
Приказ департамента образования от 22 .07.2016 г. № 2452, департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 22.07.2016 г. № 834 «Об организации деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Белгородской области»
Приказ департамента образования Белгородской области от 18.08.2016г №2678 «Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области»
Приказ управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 22 декабря 2015 г. № 1689 «Об утверждении Плана мероприятий по развитию вариативных форм в сфере дошкольного образования для обеспечения местами в дошкольных организациях детей в возрасте до 3 лет на территории Старооскольского городского округа»
В 2009 году на базе МБДОУ ДС №52 «Ласточка» г. Старый Оскол была организована «Лекотека » . Процесс создания и функционирования группы на базе МБДОУ отражен и регулируется в Положении о лекотеке , разработанном в ДОО на основе федеральных и региональных нормативных документов.
Отличительной особенностью Лекотеки Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями.
За период с 2009 по 2016 гг. группу посещали 12 детей с ОВЗ. Из них :
Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) – 6 человек (50%) ;
Дети с ТНР (тяжелые нарушения речи) – 3 человека (25%) ;
Дети с ЗПР (общее расстройство психологического развития) – 1 ребенок (8,3%) ;
Дети с нарушением ОДА (опорно – двигательного аппарата) – 2 ребёнка (16, 7%) .
Увеличение количества детей с РАС, посещающих лекотеку , привело к тому, что в 2016 - 2017 учебном году группу посещали только дети с РАС (5 воспитанников)
Отличительной особенностью Лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Специалист Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями. Содержание программы должно учитывать актуальный уровень развития ребенка, рекомендации ИПРА, категорию ребенка с ОВЗ.
В лекотеку ребенок с ОВЗ зачисляется на основании заключения ТПМПК и по заявлению родителей.
К основным документам Лекотеки относятся :
приказ об открытии лекотеки ;
положение о Лекотеке ;
должностные инструкции сотрудников;
годовой план работы;
аналитический отчёт по результатам работы за год;
график работы специалистов;
протоколы обследования детей;
индивидуальные программы психолого-
педагогического сопровождения детей;
расписание игровых сеансов;
табель посещаемости занятий
При включении в Лекотеку , специалистами проводится психолого-педагогическое обследование развития ребенка. Процесс первичного обследования может занимать от двух до восьми встреч, общей протяженностью до 2 месяцев. При обследовании используется метод наблюдения за самостоятельной деятельностью ребенка и в диаде «родитель-ребенок» .
В результате обследования составляется индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка.
В течение реабилитационного процесса проводится несколько диагностических сеансов : при включении ребенка в Лекотеку и по одному сеансу в середине и в конце реабилитационного процесса.
Индивидуальный игровой сеанс с детьми проводится специалистами в присутствии родителей (законных представителей) . Продолжительность индивидуального игрового сеанса (диагностического сеанса) с ребенком в Лекотеке составляет 60 минут . В игровой сеанс входят разные виды совместной деятельности специалиста , родителя и ребенка и перерыв между сеансами. Специалист планирует структуру игрового сеанса в соответствии с содержанием поставленных задач. Если игровой сеанс (групповой или индивидуальный) включает «образовательную деятельность » , ее продолжительность в общем времени игрового сеанса регулируется СанПином
Режим посещения Лекотеки :
гибкий режим посещения;
количество посещений - 2 раза в неделю в зависимости от :
Состояния ребенка,
Периода включения в деятельность лекотеки ,
Возраста ребенка,
Возможностей родителей по транспортировке ребенка,
Оздоровительных процедур во внешних организациях ,
Потребностей семьи и др.
продолжительность индивидуального сеанса до 30 минут
Одной из задач Лекотеки является разработка индивидуальных адаптированных ОП. Основной целью программы является психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями для социализации, а также создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и оказания психолого-педагогической поддержки семье.
Особенность ИОП лекотеки главным образом определяется её контингентом.
ориентированных программ в Лекотеках
Многообразие возможных вариантов нарушений развития у детей, зачисленных в Лекотеку , диктует необходимость специального определения целей, форм, методов и методик работы с конкретным ребенком и его родителями. Поэтому, согласно положению об организации деятельности Лекотек , содержание и методы деятельности Лекотеки определяется индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемыми учреждением самостоятельно на основе существующих программ.
Индивидуально-ориентированная программа в лекотеке не имеет всеобъемлющего характера, как это предусмотрено в основных программах дошкольного образования , а направлена на профилактику и преодоление вторичных проблем развития, психогенных нарушений, ограничивающих возможности ребенка, развитие базовых коммуникативных и индивидуально-социальных компетенций, ключевых предпосылок познавательного развития. В разработке программы участвуют : специалисты лекотеки при взаимодействии с родителями (законными представителями) .
Основой для разработки индивидуальной программы является : рекомендации ТПМПК, состояние актуального развития ребенка, «зона ближайшего развития» ,
особенности поведения, состояние эмоционального благополучия ребенка, ресурсы и ограничения его развития. Программа разрабатывается с учетом ситуации в семье и возможностей родителей (законных представителей, других первичных воспитателей участвовать в её реализации.
формы работы Лекотеки :
1. Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями , во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей. Основная задача :
профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты дают родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, знакомят их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно.
2. Диагностический игровой сеанс. Представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале фиксируется на диск. Основная задача : диагностика уровня развития ребёнка и обследование детскородительского взаимодействие.
3. Терапевтический игровой сеанс – игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда – с участием родителей.
Игровой сеанс – основная форма работы с детьми в Лекотеке .
Игровой сеанс направлен на :
– реализацию индивидуально-ориентированной программы
сопровождения ребенка;
– оценку динамики психического развития и психологического состояния ребенка;
– нормализацию детско-родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка;
– решение психологических проблем ребенка и его окружения.
Специалист планирует структуру игрового сеанса индивидуально для ребенка в соответствии с содержанием поставленных задач и требований.
В структуру игрового сеанса могут входить :
– наблюдение за свободной игрой ребенка, с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;
– сопровождение свободной игры ребенка, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;
– наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения;
– совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения родителей техникам стимуляции и поддержки раз-
вития ребенка;
– индивидуальное занятие специалиста с ребенком, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;
– беседа с родителями : обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому.
Взаимодействие с семьей.
Успешное взаимодействие специалистов с семьёй - одно из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса . Работа с семьёй подразумевает различные формы помощи родителям, разъяснение истинных проблем ребёнка, обучение приемам и методам работы с ребёнком в условиях семьи и, возможно, использование родителей как парапрофессионалов.
Формы взаимодействия с семьей :
Консультация плановая или по запросу родителей;
Игровой сеанс;
Проблемно - ориентированная родительская группа;
Диагностический сеанс
(тестирование, интервьюирование, беседа и др.) ;
Мастер-класс;
Тематический обучающий семинар;
Повышение педагогической компетенции родителей
(оформление информационно-тематических
Папок, альбомов, выставок, подборка литературы для
Родителей и др. наглядные материалы)
Видеомастерская (родителям предоставляются консультации по интересующим их вопросам в электронном виде.
Планируемые результаты
Результаты психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи индивидуальны, исходя из того, что посещающие лекотеку дети имеют разные нарушения :
По природе происхождения,
По сочетаемости нарушений,
По степени выраженности дефекта развития,
По условиям воспитания в семье и
отношению членов семьи к проблеме ребенка
Сетевое взаимодействие
Специалисты лекотеки активно взаимодействуют с учреждениями здравоохранения, ТПМПК. Информирование родителей о деятельности лекотеки осуществляется через размещение информации на сайте ДОО, распространение информационных материалов в детских поликлиниках и ТПМПК
Результаты работы
1 ребенок обучается в школе для детей с ОВЗ, 5 детей направлены в группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, 5 воспитанников в 2017 - 2018 учебном году начали посещать группу компенсирующей направленности для детей с РАС.
Проблемы лекотеки
Недостаточное программно - методическое сопровождение;
Необходимость подготовки педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Лекотека (от шведского слова leco - игрушка, с греческого theke – хранилище, собрание, коллекция) – это система психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями развития.
Для максимальной реализации потенциала, для формирования достойной жизненной перспективы каждого воспитанника дома ребенка, его образования, воспитания и социализации в Доме ребенка № 19 с декабря 2012 г. реализуется проект: «Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей-сирот домов ребенка».
Основная цель лекотеки - создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Задачи лекотеки:
1. Клинико-психолого-педагогическое обследование детей.
2. Подбор адекватных средств общения с ребенком.
3. Помощь в личностно-социальном развитии ребенка.
4. Подбор оптимальных способов обучения ребенка.
5. Проведение индивидуальных развивающих и психолого-коррекционных занятий согласно индивидуальному плану.
6. Формирование предпосылок для успешного устройства ребенка в семью.
Игровой сеанс - это основная форма работы педагога в лекотеке с ребенком. Игровой сеанс направлен на решение основных задач индивидуально- ориентированной программы.
Этапы внедрения проекта «Лекотека» в домах ребенка:
Подготовительный этап:
Знакомство сотрудников дома ребенка (педагогического и медицинского персонала) с проектом «Лекотека»;
Отбор и обучение специалистов дома ребенка по проекту «Лекотека»;
- подготовка оборудования и организация среды для реализации проекта «Лекотека».
Реализационный этап:
Отбор детей в целевую группу;
Разработка специалистами лекотеки индивидуально-ориентированных программ развития ребенка;
Проведение индивидуальных игровых сеансов с детьми;
Видеосъемка игровых сеансов с целью дальнейшей коррекции психолого-педагогического воздействия и др.
Результаты проектной деятельности:
Укрепление доверительных отношений со взрослым;
Пробуждение интереса к совместной деятельности;
Высокое эмоциональное вовлечение ребенка в общение со взрослым;
Возрастание речевой активности;
Активизация познавательного интереса;
Раскрытие эмоционального и интеллектуального потенциала;
Гармонично дополняет, углубляет и расширяет деятельность учреждения.