Образовательный портал - Kuveys

Люди, живущие в XXI веке, связаны необходимостью решения общих задач, которые стоят перед человечеством. Сегодня общество столкнулось с проблемами, которые представляют угрозу для его существования и дальнейшего развития. Такие проблемы получили название глобальных (от французского слова global - всемирный, всеобщий).

    Советуем запомнить!
    Глобальные проблемы человечества - проблемы, характерные для всего человечества, представляющие угрозу для его существования и дальнейшего развития. Глобальные проблемы могут быть преодолены только усилиями всего человечества.

Учёные и специалисты называют целый ряд основных глобальных проблем, такие, как сохранение окружающей среды, угроза войн и распространения ядерного оружия, международного терроризма, рост противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами, социальное неравенство, бедность, неграмотность, безработица и преступность (особенно в слабо развитых странах), конфликты в обществе. Всё большее значение приобретают проблемы охраны здоровья, предотвращения распространения СПИДа и наркомании.

Загрязнение окружающей среды и нехватка природных ресурсов

Некоторые проблемы возникли в глубокой древности, постепенно накапливались и к настоящему времени достигли катастрофических размеров.

Заметный ущерб природе стали наносить уже первобытные люди, используя огонь для загона животных, выжигания растительности для обработки почвы. Социальный прогресс не только совершенствовал средства удовлетворения человеческих потребностей, но и приводил к постоянному росту количества новых потребностей, человек всё более интенсивно воздействовал на природу. Именно в наше время накопившиеся местные проблемы превратились в глобальные.

Чем комфортнее становилась человеческая жизнь и успехи медицины, тем больше прибавлялось на планете людей, а в обществе увеличивалось количество потребностей, которые надо удовлетворять. Для этого необходимо укреплять индустрию, извлекать полезные ископаемые, которые не безграничны. Как следствие, человек загрязнил планету настолько, что на ней стало опасно жить и людям, и животным, и растениям.

    Дополнительное чтение
    Некоторые изменения, вызванные человеческой деятельностью, уже необратимы. Например, плотины, которые перегораживают реки, порты в устьях рек изменяют характер движения потока воды. Загрязнение воды приводит к размножению малярийных комаров, из-за чего ежегодно умирает около 2 млн человек.

Как вы думаете, какие ещё последствия деятельности человека наносят необратимый вред окружающей среде?

Загрязнение почвы приводит к тому, что отравляющие вещества поглощаются человеком вместе с пищей и водой. Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами вызывает различные заболевания.

Демографические проблемы и противоречия между богатыми и бедными странами

Изучением состава населения занимается специальная наука - демография.

Ускоренный рост населения планеты, численность которого составляет 7 млрд, привёл мир к глобальной демографической проблеме. Её суть - в неконтролируемом росте населения Земли, с одной стороны, и постоянном уменьшении доли населения экономически развитых стран в общем населении мира - с другой. Это значит, что население развитых стран стареет. То есть рост численности населения мира происходит за счёт бедных стран (например, Индия, Бангладеш, Пакистан, Эфиопия, Конго и др.), где проживает большинство населения Земли. У них много проблем: нехватка продовольствия, растущий разрыв в уровне жизни между бедными и богатыми, периодически возникающий массовый голод, регулярные вооружённые конфликты, вспышки болезней и эпидемий, преступность и терроризм.

    Интересные факты
    В развивающихся, наиболее бедных странах мира 1,5 млрд человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От голода ежегодно умирают миллионы людей, в том числе - дети. Организация Объединённый Наций признала, что проблему голода полностью не удастся решить в течение ближайших 50-60 лет.

Угроза войн и распространения ядерного оружия

Чем больше становилось людей на Земле, чем больше у них возрастали потребности, тем чаще они воевали друг с другом. За последние 5 тыс. лет в мире произошло 14,5 тыс. войн. Причём от века к веку увеличивалось количество человеческих жертв, так, в Первую мировую (1914-1918) и Вторую мировую (1939-1945) войны погибли уже десятки миллионов человек. В итоге проблема войны и мира, интересовавшая ранее отдельные племена и народы, сегодня превратилась в глобальную проблему. Военные действия охватывают огромные территории, на которых разрушается природная среда, гибнут люди (например, за годы войны в Конго на рубеже XX-XXI веков погибло около 4 млн африканцев, в основном от эпидемий и голода).

Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить жизнь на Земле.

    Интересные факты
    Больше всего ядерных зарядов накоплено в США и России. Кроме того, ядерное оружие есть у Великобритании, Франции и Китая. Эти пять государств составляют «ядерный клуб» держав, которым мировое сообщество в лице ООН разрешает иметь ядерное оружие. Но кроме них ядерное оружие создали Индия, Пакистан, Израиль и Корейская Народно-Демократическая Республика. Чем больше государств обладают ядерным оружием, тем выше опасность его применения.

Международный терроризм

Одной из самых опасных проблем человечества можно назвать международный терроризм.

Акты международного терроризма включают жестокость, бессмысленные убийства, взятие заложников, взрывы на улицах городов, захват самолётов, вымогательство, применение пыток или угрозы их применения с политическими целями.

    Советуем запомнить!
    Терроризм (от латинского terror - страх) - насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) или угроза их применения в политических или экономических целях.

Волна террористических актов, прокатившаяся в последнее время по планете, подтвердила, что терроризм не имеет границ (атака на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, захват школы в Беслане, взрывы в московском метро, теракты в Норвегии, на Украине и др.). Кроме того, становится всё более очевидным, что борьба с терроризмом - это проблема не какого-то отдельно взятого государства, а всего мирового сообщества. Ведь террористы, продолжая совершать свои злодеяния в различных уголках планеты, не просто бросают вызов человечеству. По существу, они развязали войну против всего мирового сообщества. Войну без правил, жестокую, жертвами в которой становятся мирные граждане, в том числе - женщины, дети, старики. На международном уровне принят ряд документов, направленных на борьбу с международным терроризмом, в их числе - «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма» (1994), Совет Безопасности ООН учредил Конртеррористический комитет.

Сегодня известны свыше 300 террористических организаций, действующих в различных странах мира.

    Подведём итоги
    Глобальные проблемы современного общества - сохранение окружающей среды, нехватка природных ресурсов, распространение ядерного оружия, противодействие международному терроризму и др. - могут быть решены только усилиями всего человечества.

    Основные термины и понятия
    Глобальные проблемы человечества, терроризм.

Проверьте свои знания

  1. С какими проблемами столкнулось человечество в конце XX - начале XXI века? Почему они являются глобальными?
  2. В чём заключается глобальная демографическая проблема человечества? Приведите примеры.
  3. Почему проблема терроризма стала одной из опаснейших проблем человечества? Приведите примеры.

Практикум

  1. Сделайте сообщение на тему «Глобальные проблемы современного общества». Подготовьте компьютерную презентацию.
  2. Объясните, что такое ядерная угроза. Подберите в средствах массовой информации материалы о том, как с ней борется человечество.
  3. Напишите рассказ на тему «Как я могу помочь бороться с глобальными проблемами человечества».

Глобальные проблемы современного общества стали закономерным продолжением неравномерности развития, причём как между уровнями государств (проблема Севера – Юга), так внутри самих стран по разным сферам. Что усугубляется ещё и большим разрывом между финансовым положением, реальным уровнем жизни и возможностями различных слоёв общества. Возникновение многих глобальных проблем современности поспособствовала научно-техническая революция, которая вывела человечество на новый виток развития, дала ему современные технологии, позволила справиться с болезнями… И открыла путь к уничтожению всей планеты.

Так, в результате гонки вооружений уже в 80-е годы общий запас вооружений в 100 раз превышал то, что использовали все участники во время Второй мировой войны. Таким образом, глобальные проблемы современного мира поднимают остро вопрос о выживании человека как вида. Это настолько важно, что их рассматривает далеко не только обществознание, но и социология, политология, экономика, некоторые отрасли географии, изучает статистика, экология и так далее.

Существует мнение, что виной всему стала глобализация, которая породила подобное разрастание. Некоторые также возлагают ответственность на определённые страны, в частности, на экономически развитый Запад, а также на Европу, считая, что создавшееся положение дел в мире стало во многом результатом того, что они эксплуатировали бывшие монополии, потребительски и часто грабительски относились к мировой экологии.

Однако, размышляя о том, верны ли следующие суждения о глобальных проблемах, то есть уже упомянутые, нельзя не отметить, что свою роль в том, как именно все пришли к настоящему, сыграл СССР. А страны, которые входили в СССР, за исключением Прибалтики и отчасти Грузии, сейчас нельзя назвать экономически успешными и принадлежащими к данной группе государств. Тем не менее это не освобождает их от ответственности, в том числе и исторической.

Таким образом, трудно сказать, что причина глобальных проблем как-то связана с преуспеванием или напротив – с отсталостью в плане экономических отношений. Да и явление намного глубже, это не простая сумма национальных или региональных проблем, вышедших на новый уровень. Существует мнение учёных, что человек оказался на следующем витке развития и столкнулся с новыми для себя проблемами. Чем больше у него возможностей, тем более серьёзные задачи приходится решать. И тем выше ставка – цена за вероятный проигрыш. Фактически, в настоящем экономические, научные, технологические, транспортные и т. п. возможности людей в целом беспрецедентные. И, соответственно, риск тоже максимальный.

Какие они бывают?

Глобальные проблемы человечества обществознание и философия делят на 3 большие группы. В первую входят те, что возникли по линии взаимоотношения людей и природы. В частности, к глобальным экологическим проблемам (а речь идёт именно о них) относятся вопросы загрязнение природы, стремительное сокращение биоразнообразия, уничтожение экологических систем, нехватка чистой питьевой воды, продовольствия. Вопрос ресурсов тоже часто включают в этот перечень, хотя он находится скорее на стыке.

По линии людей и социума в целом – демографический кризис, который сейчас стал сложнее, чем просто вопрос перенаселения планеты. Так, в одних странах наблюдается слишком большая плотность, в то время как другие не могут даже просто обеспечить гарантированную смену поколений из-за резкого падения рождаемости. Сюда же можно отнести проблему бедности, терроризма, социального неравенства, хотя последние уже будут спорными, многие считают их скорее региональными, просто некоторые – очень масштабными.

И, наконец, интерсоциальные. Это проблемы предотвращения ядерной войны, отсталости развивающихся стран по сравнению с развитыми. И не только. Вообще глобальные проблемы мировой экономики связаны с гиперинфляцией, периодическими кризисами, а также с тем, какое количество ресурсов уходит на постоянное вооружение. И сейчас этот вопрос снова оказался остро поднят в связи с противостоянием между Россией и Западом.

Отдельные глобальные проблемы человечества

Некоторые проблемы настолько остро встают, что они выделяются из основной группы и получают особый статус. Именно так случилось в своё время с парниковым эффектом, который отдельно начали обсуждать на международном уровне, когда поняли, что среди всех экологических проблем именно это может оказаться самым критическим в ближайшее время. Сегодня схожим статусом обладает тема Мирового океана.

Напомним, что он занимает 70% суши. Без него на планете не было бы жизни. В то же время загрязнение Мирового океана намного труднее контролировать, чем пользуются многие развивающиеся страны, сбрасывая туда отходы и экономя, таким образом, на их утилизации или переработки. Развитые страны пытаются контролировать этот процесс, но, во-первых, им не всегда хватает юридических возможностей, потому что в полной мере ни одна страна не может указывать другой, что той делать. Во-вторых, Мировой океан – огромен. Чтобы охватить всё пространство, понадобятся слишком большие ресурсы.

Кроме того, напомним, что глобальные проблемы мировой экономики – это, помимо прочего, ещё и вопрос ресурсов, обеспечения сырьём. К чему относится добыча нефти, а она сейчас всё чаще затрагивает Мировой океан. Разумеется, большинство компаний следит за техникой безопасности, старается не допускать протечек, тщательно контролирует процесс. Однако достаточно одной крупной аварии, чтобы пострадала значительная часть территории. А локализировать зону бедствия в Мировом океане затруднительно.

Вообще глобальные проблемы примеры такого рода знают в большом количестве. Иногда речь идёт о простой ошибке, периодически – о техническом несовершенстве. Но чаще всего к трагедиям приводят халатность, пренебрежение собственными обязанностями, злой умысел, а ещё чаще – нищета (люди в развивающихся странах вырубают лес, потому что для них это часто чуть ли не единственный способ прокормиться) и неграмотность.

Поясню по поводу последнего: в современном мире при доступности образования, а также Интернета каждый может, при желании, узнать, какие виды растений и (или) животных занесены в Красную книгу, чем опасно их уничтожение, как стоит вести себя на природе. Но существует довольно большое количество людей, проживающих как раз в местах скопления диких животных, которые не представляют себе всей картины. У них нет доступа в Интернет, они могут не знать о проблеме. И при этом такие люди

эксплуатируют природу, не задумываясь. Многие не понимают, какой ещё у них может быть выход. Просветительские программы в Индии, к примеру, помогли спасти жизнь многим леопардам: местные жители стали им помогать, когда те оказывались совершенно случайно в ловушках, рассчитанных на других животных.

Взаимосвязь глобальных проблем

Глобальность современных существующих проблем связана не только с тем, что они оказывают влияние на всю планету. Помимо прочего, их нельзя решить силами одной страны или даже группы государств. Здесь требуется объединение усилий. И ещё критически важно учитывать взаимосвязь. Нельзя найти то, что относилось бы к глобальным проблемам современности, но при этом не влияло на другие или не испытывало соответствующее влияние – в свою очередь.

В целом цепочку можно рассматривать так. Примерно около двух сотен лет тому назад накопилась критическая масса недовольства в разных странах, которая привела к резким социальным переменам и к революциям, произошедшим где-то раньше, где-то позднее. Людей перестала устраивать религия, они стали искать ответы в науке, результатом чего стала научно-техническая революция. А она привела к созданию новых лекарств, повышению уровня жизни, решению вопроса голода (несмотря на то, что нехватка продовольствия продолжает оставаться одной из глобальных, сейчас недоедает меньше людей, чем раньше). В итоге произошёл демографический взрыв, как следствие – перенаселение.

Что, в свою очередь, повлекло за собой угрозу истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды. Большое количество людей само по себе также способно обострить проблемы между странами и привести к новым конфликтам. А научно-технический прогресс дал государствам в руки новое, более мощное и опасное оружие. Что и привело к актуальному положению дел.

» происходит от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных явлений и процессов. Глобальные проблемы человечества - это такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты. В значительной степени эти проблемы представляют угрозу для выживания планеты Земля, для сохранения ее биосферы, а поэтому требуют неотложного решения усилиями народов всех стран. К глобальным проблемам человечества относятся следующие проблемы .:

  1. Экологическая проблема - разлад системы взаимодействия с природой, исчерпаемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания.
  2. Угроза термоядерной войны - гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма и шантажа как на межгосударственном уровне, так и на уровне криминальных структур и отдельных террористов.
  3. Экономический кризис - экономические, финансовые, промышленные потрясения, разрыв в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира».
  4. Демографическая проблема - неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах, при одновременном уменьшении населения в развитых странах.
  5. Кризис условий выживания человека - истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой (пресной) воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ.
  6. Проблемы охраны здоровья - предотвращение распространения СПИДа, наркомании, алкоголя, табакокурения, устранение голода, нищеты и безграмотности на земном шаре.
  7. Кризис духовности человека - утрата нравственных ценностей, крушение идеалов, зависимость от алкоголя и наркотиков.
  8. Преодоление непосредственных и отдаленных отрицательных последствий НТР - научно-технической революции. К отрицательным последствиям НТР необходимо отнести:
    • разрушение природы и подрыв естественных условий существования общества;
    • создание новых видов оружия (атомное, водородное), создающих угрозу существованию человечества;
    • компьютерная революция привела к ухудшения зрения значительного числа населения, к психическим отклонениям, к дефициту общения, дополнительным нервным перегрузкам;
    • в целом возросли нагрузки на человеческий организм, увеличились стрессы, заболевания нервной и сосудистой систем людей.
Размышляя о причинах появления глобальных проблем, ученые указывают, прежде всего, на возникшую всемирную общность и интенсивность взаимодействия людей, целостность современного мира, которую обеспечивают, в первую очередь, глубинные экономические связи, усилившиеся политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный, общемировой характер. Но дело не только в этом. Активная, преобразующая деятельность человека по всей своей мощи и последствиям (как созидательным, так и разрушительным) не только сопоставима, но и превосходит самые грозные силы природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации еще весьма далеки от требований современной эпохи. Глобальные проблемы современности поставили перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Этими проблемами занимаются как на национальном уровне, так и в рамках крупных международных исследовательских центров. Однако уже на данном этапе можно сделать следующие выводы .
  1. Решение глобальных проблем требует усилий всех стран мира.
  2. Необходимо изменить курс развития современной техногенной цивилизации, переориентировать людей с мирских, утилитарных ценностей на ценности духовные.
  3. Следует ограничить производство и потребление, целью человека должно стать духовное самосовершенствование.
Из этого следует, что необходимо совершить коренной поворот в развитии совр еменных обществ. Большинство мыслителей сходятся на том, что глобальные проблемы человечества - это не чисто экономические, политические или научные явления, а, прежде всего, это - проблемы духовно-нравственные. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, изменения социальных и нравственных установок личности и общества. Видеолекция «Глобальные проблемы современности» :

«Глобальные проблемы» (от лат. globus terrae - земной шар, сам термин появился в конце 1960-х гг.) - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Общие черты:

  • масштабность: затрагивают все человечество;
  • предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
  • острота: от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации;
  • проявляются как объективный фактор развития общества;
  • настоятельно требуют решения.

Главные (приоритетные) глобальные проблемы:

  1. Проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны.
  2. Демографическая.
  3. Сырьевая.
  4. Экологическая.
  5. Проблема «север-юг» (преодоление отсталости развивающихся стран и сокращение разрыва в уровне развития между ними и передовыми постиндустриальными странами).

6. Продовольственная.

7. Энергетическая.

8. Использования Мирового океана.

9. Мирового освоения космоса.

И прочее.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете.

Основные направления разрешения глобальных проблем:

  1. Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма . Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
  2. Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.
  3. Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
  4. Четкая международная система прогнозирования.
  5. Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии).
  6. Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.

ВОПРОСЫ:

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы человечества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобальных проблемах.

ОТВЕТ

Определение: 1) Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.

Два предложения: 2) Решение глобальных проблем человечества возможно только при участии всего мирового сообщества. 3) Одной из глобальных проблем является проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Назовите любые три глобальные проблемы современности и приведите к каждой конкретный пример.

ОТВЕТ

  1. Экологическая проблема. Пример: вырубка лесов - «легких планеты», например тропических лесов в долине реки Амазонки.
  2. Демографическая. Пример: быстрый рост рождаемости в современном мире с 1,5 млрд человек в начале ХХ века, до 6,5 млрд в начале XXI века. Осенью 2011 года был зафиксирован семимиллиардный житель планеты. Население земли увеличивается в геометрической прогрессии и по самым скромным подсчётам достигнет к 2050 году 10 млрд жителей.
  3. Угроза возникновения третьей мировой войны. Пример: если в начале 1950-х годов ХХ века только две страны в мире обладали ядерным оружием, то к началу XXI века их уже около десятка. Причем часть из них находится в состоянии «холодной войны» друг с другом, например Индия и Пакистан.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

ОТВЕТ

В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены:

  1. Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт.
  2. Из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война).
  3. Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др.

4 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью - производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремленном продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чем новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идет сейчас полным ходом и все набирает и набирает скорость».

(По А. Печчеи)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3) Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.

5) В 1900 г. население Земли достигло 1650 млн человек; в 1926 г. оно составило 2 млрд человек; на третий миллиард ушло 34 года; следующий миллиард добавился за 14 лет; затем - за 13; увеличение населения с 5 до 6 млрд человек заняло 12 лет и завершилось в 1999 г. Какую идею автора иллюстрируют приведённые факты? В чём опасность продолжающегося роста численности населения Земли?

Ответ

1. План текста:

  1. Влияние современного человека на природу.
  2. Рост потребностей человека.
  3. Научно-техническая революция.
  • Те виды (виды растений и животных), которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью - производить для него как можно больше пищи и сырья.
  • Те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, обречены, потому что естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд.
  • Печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая все еще нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни.

3. Два предположения:

  1. Рост производства и потребления приводит к поиску дополнительных ресурсов, что приводит человека в самые отдалённые и нетронутые уголки дикой природы. В свою очередь это нарушает и так шаткое равновесие человека и дикой природы.
  2. Постоянный рост производства и потребления будет сопровождаться увеличением отходов, что может привести к глобальной экологической катастрофе. Например, увеличение выбросов углекислого газа в атмосферу грозит «парниковым эффектом».
  3. Борьба за передел ресурсов - «третья мировая война».
  1. По мнению автора, научно-техническая революция началась «тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире».
  2. Два крупнейших достижения НТР:
  • интернет;
  • мобильная связь.
  1. Подобные факты иллюстрируют следующую идею автора: «Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву».
  2. Опасность в грядущем перенаселении планеты, которой не хватит ресурсов, чтобы прокормить такое количество народа. Это грозит человечеству новыми войнами, социальными катаклизмами и прочими бедами.
  1. Дикая природа позволяет человеку насладиться чувством прекрасного, ощутить гармонию с природой, испытать чувство покоя и т. п.
  2. Дикая природа - источник вдохновения для человеческого творчества.

5. При характеристике глобальных проблем современности приходится слышать мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обречённость мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведённым мнением? Свою позицию аргументируйте.

ОТВЕТ

Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки:

  1. Они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом.
  2. Они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле.
  3. Они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

Происходящая в современных условиях информационная революция создаёт реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Всё большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей.

Аргументы:

Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создаёт условия совместных действий по решению глобальных проблем.

темы для эссе:

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень».

(А. Эйнштейн)

«Большинство жизненных задач решаются как алгебраические выражения: приведением их к самому простому виду».

(Л. Толстой)

«У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества».

Глобальные проблемы - это совокупность острейших общепланетарных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего решения согласованных международных действий.

Особенности глобальных проблем: 1)Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира. 2)Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. 3)Нуждаются в неотложных и эффективных решениях. 4)Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Причины глобальных проблем

Глобальные проблемы порождены неравномерностью развития мировой цивилизации:

во-первых, техническое могущество превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

во-вторых, политическое мышление отстало от политической действительности и не может уже эффективно ею управлять;

в-третьих, побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов (общее нравственное предписание) эпохи;

в-четвертых, западные страны опережают остальной мир в экономической, социальной, научно-технической областях, что ведет к перетеканию основных ресурсов именно к ним.

Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):

1. Отношения человека к природе порождают природно-социальные глобальные проблемы: окружающей среды, нехватки ресурсов, энергетики, отсутствия продовольствия.

Особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями природы.

2. Отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения привели к появлению социальных глобальных проблем: мира и разоружения, мирового социально-экономического развития, преодоления отсталости бедных стран.

3. Отношения между человеком и обществом породили антропосоциальные глобальные проблемы: роста народонаселения, научно-технического прогресса, образования и культуры, здравоохранения.

  1. Социализация человека: значение в человеческой жизни, периоды социализации, основные факторы.

Человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Этапы социализации.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма не равномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы, (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов)

Третья - мезафакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

ИЛИ 31.Социализация человека

Процесс становления личности в обществе, т. е. процесс становления социального «Я» индивида, называется социализацией. Вне общества, вне социального общения не может быть и личности.

Под социализацией принято понимать усвоение индивидом накопленного социального опыта, культуры, в результате чего обеспечивается его «пригодность» к жизни в обществе.

Социализация – очень важный процесс, без которого индивид не был бы «пригоден» к жизни в обществе. Социализация не только дает людям возможность общаться между собой, найти свое место в обществе, но и также обеспечивает сохранение целостности общества.

Социализация личности охватывает, таким образом, основные этапы жизненного цикла человека: детство, юность, зрелость, старость. На каждом этапе жизни социализация имеет свои особенности: она осуществляется более интенсивно в молодом возрасте, а в преклонном ее интенсивность снижается. (Он там еще говорил про семилетние отрезки жизни, но я не помню ничерта, если есть у кого, то добавьте плиз).

Английский социолог Энтонни Гидденс выделяет следующие средства социализации:

1. Семья. При любом типе культуры именно в семье родители передают ребенку опыт, культуру, усвоенные ими в процессе собственной социализации.

2. «Группы равных». Любой индивид нуждается в группе людей, среди которых он чувствует себя «равным среди равных». Это, как правило, ровесники, друзья одного возраста, в среде которых индивид усваивает нормы, правила и образцы поведения. Ровесники выступают посредниками в процессе перехода от детства к зрелости.

3. Школа, система образования. Они направляют социализацию в соответствии с целями общества, а не только прививают новые знания.

4. Труд. Это важнейшее средство социализации, в процессе которого индивид начинает соответствовать требованиям общества.

5. Церковь. В прошлом она определяла и направляла социализацию, способствовала формированию ценностного ядра личности. Сегодня ее роль в процессе социализации несколько изменилась, но во многих странах она по-прежнему остается значимой.

6. Средства массовой информации. В современном обществе их значение трудно переоценить. Они «задают» образцы и стиль поведения, особенно для молодежи, влияют на формирование ценностного ядра личности.

От социализации следует отличать:

Адаптацию – ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям;

Воспитание – это целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов;

Обучение, образование – приобретение новых знаний и навыков;

Взросление – социопсихологическое развитие человека в узком возрастном диапазоне (примерно от 10 до 20 лет).

Социализация не сводится ни к одному из перечисленных выше процессов, и вместе с тем они включаются в процесс социализации в качестве элементов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: