Образовательный портал - Kuveys

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель - создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление : краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть : информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка : впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий - пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж - пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж - пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый - требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго - непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж - пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж - пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность - значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное - оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе…), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

В «Крокус Экспо» открылся долгожданный «Фотофорум» - самая крупная в России выставка, рассказывающая о последних достижениях в мире фото и видео. Каждый день на протяжении «Фотофорума» мы будем публиковать репортажи прямо из гущи событий, сделанные участниками клуба , - следите за обновлениями!

Словно по щелчку фотоаппарата на «Фотофоруме» снова собрались фотолюбители и профессионалы. Организаторы постарались, чтобы удивить гостей выставки, включив в программу отраслевые конференции, мастер-классы, автограф-сессии, выставки и фотоконкурсы. «Фотофорум» снова аккумулирует все новинки и тренды: в этом году, например, все желающие приглашены в «Школу блогеров», которая расскажет о дигатильной успешности, создании контента и завоевании онлайн-сердец.



Одной из важных тем форума остается печать фотографий, трепетное отношение к альбомам и тактильной культуре. Как и всегда, гости выставки могут познакомиться с оборудованием и услугами для производства фотокниг, принтерами и другими гаджетами. Первый день прошёл насыщенно, и пока вы собираете фоторюкзак на завтра, рассказываем о главных событиях первого дня.



Олег Зотов и Катерина Бобкова показали мастер-класс, как работать с моделью. Фото: Дмитрий Сотников

Фото: Евгений Жиляев. В рамках «Фотофорума» состоялась выставка участников клуба «Российское фото».

Фото: Мария Понамарева. В рамках «Фотофорума» состоялась выставка участников клуба «Российское фото».

«Фотофорум» стартовал сразу с нескольких профессиональных дискуссий. Первый круглый стол «Российский рынок потребительской электроники. Как эффективно использовать возможности роста» был посвящен тенденциям и рискам в сфере государственного регулирования рынка и основным трендам в потребительской электронике и фото. Спикеры отметили, что рынок потребительской электроники во всем мире продолжает медленное снижение, но тем не менее с марта 2017 года наметилась положительная тенденция в настроении потребителей.

На фотовидеорынке показывает рост только один сегмент - это системные фотокамеры, которые в России составляют уже 22% от общего оборота рынка. Еще один важный тренд - технология 4К, которая значительно поднимает продажи товара, будь то видеокамеры или экшен-камеры, дроны или телевизоры. Участники круглого стола прогнозируют продолжение роста рынка системных камер - как среднеформатных, так и особенно полноформатных.

Обсуждение продолжилось на круглом столе «Системные камеры как главный тренд фоторынка». В нем приняли участие Евгений Уваров, модерировавший дискуссию, Сафие Аль Хаффаф, GfK Rus, представившая статистику по рынку, Андрей Курганов, старший менеджер по маркетингу фото и видео продукции компании Sony Electronics, а также Павел Гуров - директор департамента фото- и аудиотехники компании Olympus.

Почему рынок полноформатных и среднеформатных системных камер набирает такие обороты? По мнению собравшихся, на рынке среднеформатных камер революция уже свершилась: 2/3 всех продаваемых камер - системные! А среди профессионалов уже 40% выбрали системные полноформатные камеры. Мобильность, «подключенность» или возможность быстро передать изображение или видео, удобство и простота - вот ключевые причины их популярности.

Собравшиеся обсудили с залом возможности и задачи, которые открывают перед пользователями системные камеры, и обсудили необходимость осваивать новые программные продукты. После круглого стола представители брендов пригласили гостей убедиться в своих словах и протестировать новейшие системные камеры на стендах компаний.

Открытие «Фотофорума» не обошлось без громких премьер: так, компания Sony представила новую полнокадровую беззеркальную камеру α9. Упор в новой модели делается на скорость съемки и бесшумность. По заявлениям производителя, эта беззеркальная камера обходит конкурентов по ряду характеристик и призвана стать незаменимым инструментом в условиях, когда требуется предельно быстрая фокусировка (например, для съемки спортивных мероприятий).

Также Sony показали новый объектив, который позволит гармонично дополнить новую Alpha 9. Весь комплект весит 2068 г, что совсем немного для профессиональной аппаратуры.

«Для компании самое главное - поддерживать профессионалов», - так Sony прокомментировали создание сети поддержки фотографов в России. Чтобы пользоваться всеми привилегиями такого сервиса, необходимо являться профессиональным фотографом (то есть фотография должна быть основным родом деятельности), обладать двумя топовыми камерами и тремя премиальными объективами Sony.

Не менее важным событием для фотографического и полиграфического мира стала конференция по фотокнигам, на которой выступили Алексей Кузьминых, генеральный директор компании «Фотолаб», и Антон Горбачев, арт-директор «Фотолаба», Дмитрий Федотов и Сергей Поливец, фотографы, представляющие компанию «Фото Фиера», а также Константин Данилов, менеджер по продукту департамента кино- и фотопродукции Fujifilm.

Возрастающий интерес и, что немаловажно, спрос на фотокниги является одним из основных трендов индустрии, и есть все основания полагать, что эта тенденция сохранистя надолго. Спикеры конференции были едины в том, что именно фотокнига как носитель, как медиум, позволяет во всей полноте и не только представить фотографии, но и создать по-настоящему ценный документ, важность которого будет со временем только возрастать. Общее мнение выразил Константин Данилов, представитель компании Fujifilm. По его словам, фотокнига - как раз тот формат, который выполняет основную функцию фотографии, то есть сохраняет для потомков информацию о сегодняшней действительности. Более того, Константин Данилов обратил внимание на то, что создание фотокниги предполагает использование широкого диапазона полиграфических возможностей, а это также повышает ценность изображения и расширяет пространство для творчества.

«Любая фотокнига - это по сути инновация», - заявил Данилов. В доказательство своих слов он представил новые поверхности Fujifilm для печати фотографий, текстурированные под лен и кожу.

Также в рамках конференции состоялось награждение победителей конкурса «Фотокнига-2017». Отметив всех участников, жюри отдельно выделило высочайшее качество печати книг, созданных компанией «Фотолаб».







Второй день «Фотофорума» стал не менее насыщенным, чем первый. Гостей выставки ждали новые встречи, тесты и предложения от компаний, а также интересная лекционная программа и мастер-классы от ведущих фотографов.



С мастер-классом «Умение видеть» выступил профессиональный фотограф Даниил Конторович, работы которого появляются на обложках книг в Италии, Норвегии, США, Испании. Вы можете также знать его под псевдонимом tertius alio, что означает «третье лицо», «наблюдатель». Даниил рассказал о художественной фотографии, требующей от автора интуиции, эстетического чувства и умения примечать всё , что происходит вокруг. Даниил - успешный портретист, при этом он не так увлечён постобработкой, как многие думают. Фотограф уверен, что залог успеха - выбор интересной модели. Глубокий взгляд - глубокая фотография. Даниил с удовольствием использует Instagram, чтобы тренировать видение.

С мастер-классом выступила участница клуба «Российское фото» Елена Петрова, которая поделилась с аудиторией секретами съемки пейзажей. Пейзаж, уверена Елена, не такой статичный, каким кажется, он меняется очень быстро.

«Я смотрю, когда и с какой стороны будет всходить солнце, пытаюсь представить, как будет падать свет и куда надо бежать в первую очередь, чтобы не пропустить самую красоту», - поделилась она своим опытом.

Композиция - это сердце фотографии, поэтому все элементы должны быть продуманы. Ритм, линии, золотое сечение, свет - на всё это Елена посоветовала обращать особое внимание.

Дмитрий Зверев - известный фотограф, который публикуется в National Geographic, «Русском репортёре» и других изданиях, а также выставляется в галереях и музеях, - провел вдохновляющую встречу.
Дмитрий посоветовал анализировать как свои, так и чужие работы, изучать живопись, не бояться коммерческой фотографии, так как она помогает набраться опыта.

Еще одним спикером второго дня «Фотофорума» стал ведущий редактор National Geographic Traveler Иван Васин. Иван рассказал о том, что недостаточно делать хорошие фотографии. Человек, с которым захочет сотрудничать журнал, должен уметь сложить историю. «Снимать больше, писать больше, но не присылать больше» - такой совет дал Иван желающим попасть на страницы журнала. Фотографии должны пройти жесткий отбор, у редактора нет времени отсматривать каждого: умение собирать съемку очень важно.

Как и в первый день, профессионалы и любители фотографии собирались у стендов, смотрели выставки, тестировали новинки и, конечно же, общались и обменивались впечатлениями.

Фото: Петр Богомазов. Выставка участников клуба «Российское фото»





РЕПОРТАЖ КАК ИСКУССТВО

Репортаж – жанр профессиональной публицистики, представляющий собой сообщение с места событий. Термин происходит от французского «reportage», восходит к латинскому reporto – «передавать ». Особенность репортажа заключается в том, что он даёт наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника событий.

Подготовкой репортажей занимаются профессиональные журналисты. Как они сами признаются, хороший репортаж сродни искусству. Но основывается данный вид «искусства» на строгих правилах, которые известны всем профессионалам. С этими правилами, а также с некоторыми секретами профессии репортёра мы познакомимся в этой статье.

Первое правило репортажа – создать ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ.

У читателя должно создаться впечатление, будто он сам побывал на месте события , сам видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с автором репортажа. Репортаж не рассказывает о событии, а показывает, как оно происходило.

Поэтому репортёр обязательно должен побывать на месте события. При подготовке репортажа используется метод наблюдения : журналист, чтобы написать репортаж, отправляется на место события, следит за развитием действий, определяет ключевые моменты, фиксирует поведение людей – участников и очевидцев событий.

Создать эффект присутствия помогают следующие приёмы.

1) Использование ярких деталей и подробностей.

Важно делать словесные зарисовки.

Опишите выражения лиц, мимику, одежду участников события, а также их речь и поведение. Для реалистичности нужно уметь парой штрихов нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда – неважно. Главное – уловить какую-то характерную деталь:

«В нашем длинном коридоре появился седовласый дядечка, серьёзный и спокойный, с хозяйственной сумкой в руках».

Очень важно описание окружающей обстановки. Например, в репортаже, посвящённом проблеме загрязнения окружающей среды, воздействие создаётся при помощи описания одного факта, выхваченного из обозреваемого пейзажа:

«Баклан с трудом ковыляет, выбираясь на берег. Он еле волочит слип­шиеся крылья, покрытые мазутом...»

Деталями могут быть не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, запахи, кинестетические ощущения.

2) Введение в репортаж коротких диалогов, небольших интервью, реплик .

Примеры небольших диалогов и отдельных реплик, создающих эффект присутствия:

– Есть, пить на рабочем месте запрещено, – произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. – Появляться в неопрятной спецодежде – тоже. Вот тут, – показывает она на вход в тёмную тесную подсобку, – наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.

Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.

– Давайте, покажите ей, как с пилой работать, – Ирина Владимировна уходит.

– Ну, вот так берёшь ножку, – одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. – Вот так вот её сюда подносишь, – подносит к пиле. – И всё, – пила вгрызается в курицу, отрывая от неё желтую култышку.

– Так же порезаться можно… – прячу я руки под фартук.

– Можно, – соглашается она и отворачивается к лотку.

Только шахтёр закончил зловещий рассказ, как над головой что-то стрельнуло, и мимо нас пролетел железный болт от крепления штрека.

– Порода сверху давит: конструкции не выдерживают. Кого-то из нас могло и не стать, – спокойно замечает мой начальник Григорий Фёдорович. – Такой болт каску запросто прошибёт.

Второе правило репортажа – СОЗДАТЬ ДИНАМИЗМ.

Динамизм повествования связан с протяжённостью действия во времени и пространстве. Репортёр стремится как можно быстрее показать читателю всю картину события на всех этапах его развития. Репортёр выполняет задачу воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Динамичность и напряжение повествования достигаются разделением рассказа о событии на отдельные эпизоды и правильным определением смен эпизодов.

Среди приёмов создания динамизма стоит подробнее остановиться на следующих:

1) смена точки зрения (перспективы), т.е. показ одного и того же явления с разных сторон (например, из зрительного зала – и из-за кулис; с точки зрения субъекта действия – с точки зрения объекта действия);

2)чередование действий и объясняющей их информации. К объясняющей информации относятся предыстория события и вписывание увиденного в более широкий контекст. В репортаже такая информация подается порциями в виде «перебивок»;

3)смена планов: отописания картины в целом переход к отдельному элементу, а затем – к его детали или деталям;

4) смена темпа речи: представлена на письме изменением длины предложений, размеров абзацев. Так, длинные предложения и абзацы создают ощущение размеренного повествования, уменьшение абзацев и использование коротких предложений – движение динамичное, «рывками». Сменить темп можно переходом от «живого» языка (реплик людей) к официальному.

Для изменения темпа повествования используется варьирование времен глаголов: для создания эффекта в текст, где глаголы употребляются в прошедшем времени, делается вставка с использованием настоящего времени, и наоборот.

Третье правило репортажа – ОПЕРАТИВНОСТЬ.

Репортажи пишутся сразу после того, как произошло событие. В репортаже всегда указывается, в каком месте и в какое время событие имело место.

Четвертое правило репортажа – ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ.

Репортаж не терпит вымысла. Это сообщение о реальных событиях, показ реальных действий, разговор с реальными очевидцами и участниками событий. Репортаж нельзя сыграть. Невозможно реконструировать те или иные события, повторить их для съёмки.

Пятое правило репортажа – ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ.

Цель репортажа – не столько информировать о случившемся событии, сколько дать возможность читателю самому побывать на месте события. Такая цель даёт автору установку не преподносить свои эмоции в готовом виде, а создать такие условия, т.е. описать событие таким образом, чтобы вызвать у читателя схожие эмоции. Вот как объясняет это эксперт: «Например, журналист вошёл в комнату, и она показалась ему мрачной и унылой. Так вот, в репортаже нельзя прямо написать, что комната была мрачной и унылой. Нужно описать эту комнату, но описать так, чтобы читатель сам пришел к выводу, что эта комната – мрачная и унылая. Или в одном из репортажей журналисту нужно было показать, что больной ребёнок почти ничего не видит. Для этого он описывает сцену, как он прощается с ребёнком и его мамой, и ребёнок машет рукой в другую сторону, потому что не видит, куда ушёл журналист. Вообще при написании репортажа явление нужно описывать, а не оценивать. Оценку даст сам читатель».

Созданию эмоциональности помогают точно подобранные сравнения и метафоры. Например, «и вот прибор для определения экстрасенсорных способностей включен в розетку, будто обычный чайник ». Автор не выразил прямо своё отношение к прибору для определения экстрасенсорных возможностей, но при помощи сравнения его с обычным чайником передал ощущение недоверия и некоторого комизма ситуации.

Шестое правило репортажа – продумать КОМПОЗИЦИЮ.

Очень важно продумать композицию репортажа так, чтобы событие «разворачивалось» на глазах у зрителя. Репортаж – это фабульный жанр: основу повествования составляет последовательное описание события. Это также работает на создание эффекта присутствия: читатель вместе с репортёром «проживает» событие от его начала до завершения. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, поскольку не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону: от начала к концу описываемого события.

В начале репортажа даётся вводная сцена. Её роль – привлечение читателя к материалу.

Далее следует собственно репортажное описание. В него включаются различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. Важно удачно подобрать «говорящие» детали, интересные подробности, при помощи которых воссоздается отображаемая действительность.

В концовке автор обобщает свои впечатления, оценки, мнения. Здесь важно избежать морализаторства: читателя можно подвести к определённому выводу, но не навязать его в готовой форме. Комментарий эксперта: «Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет – проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный».

Седьмое правило репортажа – АКТИВНАЯ РОЛЬ АВТОРА.

Автор в репортаже – активное действующее лицо, активный наблюдатель и комментатор событий. В этом жанре ему позволено демонстрировать собственный взгляд на происходящее – делиться своими субъективными эмоциями и суждениями.

Восьмое правило репортажа – НАЙТИ НОВОСТЬ.

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • особенности репортажного письма;
  • принципы сбора информации при подготовке репортажа;
  • разновидности репортажных текстов;
  • возможности использования репортажных элементов в текстах других жанров; уметь
  • описывать происходящее в рспортажном стиле;
  • методически грамотно наблюдать за происходящим при подготовке репортажа;
  • выявлять характерные детали, раскрывающие особенности персонажей и атмосферу происходящего;
  • выстраивать репортаж с учетом требований к текстам этого жанра; владеть
  • навыками подготовки репортажей по стандартам ведущих российских изданий;
  • навыками быстрого написания репортажных заголовков и лидов.

Репортажный способ письма

Репортаж как жанр и как метод. Репортаж как жанр - это наглядное описание происходящего, чтобы читатель имел возможность пережить случившееся, почувствовать то, что чувствовал журналист на месте события. Такая передача ощущений называется «эффект присутствия». Репортаж расширяет эмоциональный опыт аудитории, позволяет читателю ощутить себя на месте других людей в их жизненных ситуациях.

Подготовка репортажа предусматривает наблюдение за происходящим. Если журналист будет писать репортаж с чужих слов, текст получится либо недостаточно эмоциональным (с чужих слов удается передавать факты, но не ощущения), либо недостаточно достоверным (журналист начнет додумывать и, неизбежно, будет ошибаться либо врать).

Репортаж фокусируется на описании процесса, на рассказе о том, КАК что-то происходило. Это в репортаже главное. Для сообщения о том, ЧТО произошло, лучше подходит новость. На уровне фактов любой, даже объемный репортаж (15-20 тыс. знаков), можно пересказать в нескольких предложениях. Но репортажи читают ради описания действия, ради того, что американский медиатренер Р. П. Кларк (R. Р. Clark ) называет «кино в сознании читателя» . Сюжет любого фильма тоже можно пересказать в нескольких предложениях, но люди предпочитают посмотреть полуторачасовой фильм.

Для репортажа обязательно эмоциональное отношение автора к происходящему. Именно эмоциональное восприятие события определяет то, что журналист отберет из увиденного для показа читателю - как в репортаже, представленном ниже, где журналистка поработала в одной из сетевых кофеен, чтобы рассказать, что происходит «по ту сторону прилавка».

Репортаж

Идем на кухню. Мне казалось, что в кофейне, где подают «горячие блюда собственного приготовления», кухня должна быть масштабной. Но за барной стойкой - помещение размером с кухню в хрущевке.

Давай сюда вон гот ложк и тот уилк. Зови меня тетей Мариной, - говорит чернобровая повариха лет тридцати пяти с непроизносимым восточным именем.

Вместо посудомоечной машины - тетя Соня с другим непроизносимым именем. Чистые бокалы стоят на грязной клеенке. 11о тараканов на кухне вроде бы нет. Плиты тоже нет. Только холодильники и микроволновка.

  • - Все готовится в цеху, мы только разогреваем.
  • - А крем-суп с грибами? Мой любимый?
  • - Ты думаешь там есть грибы? И сливки? - хохочет Света. - Там порошок с кипятком. Ладно, слушай: руки мыть нужно каждый час. Кран закрываем только локтем. Моем руки тщательно, горячей водой с мылом, трем между пальцами.
  • - А где здесь мыло?
  • - Мило тебе еще? Нету мила, в туалете мило! - огрызается тетя Соня .

Обратите внимание и на «эффект присутствия» - ощущение себя там, на кухне этой кофейни, во время чтения текста, и на эмоцию, которую испытывает автор, на подкрепление которой «работает» текст - смесь удивления и разочарования. Когда журналистка приходила в эту кофейню как посетитель, она совершенно иначе представляла себе устройство этого заведения. И в репортаже собрано именно то из увиденного и услышанного, что передаст читателю эмоцию автора.

Репортажные элементы могут присутствовать и в текстах других жанров. Это позволяет сделать материал наглядным и легким для восприятия. Факты, цифры и логические цепочки воспринимаются гораздо труднее, нежели «кино в сознании читателя». Поэтому репортаж как метод сбора и подачи информации может использоваться для того, чтобы излагать любой материал в репортажном ключе. Например, возможно в авторскую колонку включать репортажные сцены, обосновывающие точку зрения автора, а в расследование - репортажпое описание того, как автор собирал информацию. Поэтому владение навыками репортажного письма - один из критериев профессионализма журналиста.

Как сделать текст наглядным. Ниже представлены приемы репортаж- ного письма. Соблюдение этих приемов позволит запустить то самое «кино в сознании читателя». Главное правило - контролировать себя, особенно на первых порах, потому что «кино» в голове автора не обязательно автоматически запустит «кино» в голове читателя.

Типичная ошибка начинающих журналистов - думать о процессе, но сообщать факт. Для журналиста, наблюдавшего за событием, сообщение о факте автоматически включает «кино», которое журналист наблюдал. Читатель же рядом с журналистом не был и ничего не наблюдал. И для читателя сообщение о факте будет просто информированием о том, что что-то произошло. Как именно оно происходило, читатель не узнает.

Итак, рассмотрим приемы наглядного письма.

Первый прием касается использования существительных. Нужно использовать те слова, которые обозначают предметы, а не процессы или термины. Иногда этот прием называют «тележка» и объясняют так: существительные делятся на те, чье значение можно положить в тележку, и на те, чье значение в тележку не положишь. Например, книгу, ручку и компьютер в тележку положить можно. Можно положить также мост и небоскреб, если тележка очень большая. Когда журналист пишет эти слова, читатель «видит» описываемое. Но прогресс, революцию и парадигму в тележку не положишь. И при упоминании этих слов картинка в голове читателя не возникнет.

Американский вариант данного приема Р. П. Кларк называет «лестница абстракции» (the ladder of abstraction)K Суть приема - расположение всех слов вдоль лестницы, внизу которой - слова наиболее конкретные (например, «лестница»), а вверху - слова наиболее абстрактные (например, «абстракция»). Соответственно для наглядного письма нужно придерживаться низа «лестницы абстракции». Если же абстрактных слов избежать не удается, их нужно тут же перевести в конкретные. Например, как здесь: «Достижения науки проникли во все сферы нашей жизни. Это и мобильный телефон, и автоматическая стиральная машина, и томограф».

Второй прием заключается в том, чтобы предпочитать единичное общему. Например, доберман Граф со сломанным левым ухом - конкретная собака, которую можно представить достаточно четко. Доберман - это более общее слово, и каждый читатель представит своего добермана, хотя эти доберманы будут более или менее похожими друг на друга. Если вместо «доберман» написать «собака», разброс представлений читателей будет еще большим. Кто-то представит маленькую и лохматую собаку, кто-то - большую и гладкошерстную и т.д. А если написать «животное», тут и вовсе каждый представит что-то свое, далекое от того, что видел автор. Хотя формально это будет одно и то же - доберман Граф - это и просто доберман, и собака, и животное. Этот прием Р. П. Кларк называет «ищи конкретное

Третий прием - передача в тексте конкретных слов, которые произнесли персонажи, и конкретных действий, которые они совершили. Например, описать ссору соседей по лестничной клетке можно следующим образом.

Вариант 1

Иван Иванович открывает дверь своей квартиры № 50, делает два шага и утыкается в груду картонных коробок. Одна из коробок падает и ударяет мужчину по ноге чуть ниже колена. «Ох,... твою мать!», - вскрикивает он. Поворачивается и звонит в квартиру №51, нажимая на треснутую кнопку с торчащим из-под нее проводом. «Эй, уберите свое барахло! Опять весь проход перегородили!», - кричит Иван Иванович и трижды бьет кулаком в соседскую дверь. «Завтра уберем. Сегодня некогда», - раздается женский голос из-за двери. «Я все это сегодня вынесу на улицу и сожгу! Чуть ногу не сломал!», - грозит мужчина и пинает коробку ногой. «Смотреть под ноги надо. А выбросишь - я тебе дверь сожгу», - отвечает соседка.

Вариант 2

Соседи по лестничной клетке поругались из-за расставленных на проходе коробок, одна из которых упала и травмировала жильца квартиры № 50. Он пригрозил сжечь коробки, на что в ответ также получил угрозы.

В первом варианте происходящее воспринимается гораздо нагляднее, чем во втором. Это достигается за счет описания конкретных действий (делает два шага, бьет ногой в дверь и т.д.) и цитирования («Эй, уберите свое барахло! Опять весь проход перегородили!»). Второй вариант просто сообщает факты: соседи поругались, обменялись угрозами. Но как именно соседи ругались и угрожали друг другу, читатель представить не может, и поэтому кино в сознании читателя не запускается.

Четвертый прием заключается в работе с планами подобно тому, как с планами работают операторы на телевидении и в кино. Вы, наверное, замечали, что происходящее на экране то приближается, то удаляется. Например, улица, люди, мужчина, рука опускается в карман и достает пистолет, другая сторона улицы, прохожие, выстрел, один из прохожих падает, на груди растекается красное пятно. Или актовый зал, сидят люди, один из сидящих пристально смотрит вдаль, на сцене стоят несколько человек, один из них читает по листу речь, лист закручивается, и докладчик пальцем отгибает его обратно.

Такое восприятие окружающего мира характерно для человеческого глаза. Оказавшись в незнакомом месте, мы вначале оглядываем окружающее пространство, затем пристально рассматриваем что-то, что нас заинтересовало, после чего снова оглядываем происходящее в целом и снова к чему-то присматриваемся.

Пишущий журналист также должен это учитывать и при наблюдении за происходящим, и при подготовке текста. Показ происходящего должен соответствовать его естественному осмотру на месте события. Чередование приближений и удалений должно быть осмысленным, подчеркивающим интерес к тому, что автор пристально рассматривает.

По поводу количества планов единства среди журналистов нет. Распространена система из пяти планов, представленная в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Планы в репортаже

Снимающие журналисты обычно добавляют еще планы, например, поколенный (от головы до колен) или молочный (от головы до груди). Но пишущий журналист может ограничиться пятью планами, перечисленными выше.

Вот как работает с планами известный журналист Валерий Панюшкин.

за активистом Front AIDS , снимавшим акцию на любительское видео. Пытался отобрать камеру и кричал: “Отдай, наркоман проклятый!”

(От самого общего плана к среднему.)

Рукой в наручнике Александр Румянцев прижимал к уху мобильный телефон и разговаривал с радио “Эхо Москвы”.

(От самого крупного плана к крупному.)

Ведущая новостей, видимо, спросила его, не потому ли медлят милиционеры, что боятся заразиться.

Не надо называть ВИЧ заразой,- сказал прикованный Румянцев,- лучше говорить “инфекция”.

Милиция не ехала примерно полчаса, прикованные кричали: “Фашизм не пройдет!” и “Тюремный срок - не смертный приговор!” - и приплясывали оттого, что замерзли» .

(Самый общий и общий планы.)

Обратите внимание на то, что переходы между планами могут происходить внутри одного предложения, и на то, что последовательность переходов может быть любой. Следовательно, не обязательно двигаться от самого общего к самому крупному плану через общий, средний и крупный. Можно сразу прыгнуть в средний или крупный, а затем приблизиться до самого крупного. То же самое - при смене планов в обратном направлении. От самого крупного или крупного можно сразу же перейти к общему или самому общему.

Типичные ошибки начинающих журналистов - нехватка самых общих планов либо крупных и самых крупных. В первом случае нет понимания, как все происходит в целом. Во втором - картинка получается нечеткой, читатель не может увидеть происходящее в деталях, как будто автор страдает близорукостью и забыл очки.

Пятый прием - это подключение по возможности всех органов чувств. Напомню, что у человека их пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, т.е. мы можем видеть, слышать, нюхать, трогать руками и облизывать. Это не означает, что нужно все подряд щупать и тащить себе в рот. Главное - не ограничиваться только визуальным описанием происходящего. Если имеется какой-то звуковой фон (разговор за стеной, музыка, работающий агрегат и др.), надо об этом упомянуть. Если журналист чувствует запах, и этот запах похож па какой-то из известных, об этом также надо сообщить читателю, и тогда восприятие станет гораздо ярче. Тем более что запахи запоминаются очень хорошо.

Шестой прием заключается в использовании характерных деталей. Характерные детали - это предметы обстановки, а также слова и действия людей, раскрывающие какие-либо значимые характеристики происходящего. Вот как описывает работу журналиста с характерными деталями Р. П. Кларк.

«Детали персонажа и обстановки воздействуют на ощущения читателя, приводя к пониманию. Когда мы говорим “я вижу”, мы чаще всего имеем в виду “Я осознаю”. Неопытные журналисты часто отбирают очевидные детали: мужчина курит сигарету, девушка грызет ногти. Эти детали ничего не рассказывают, кроме случаев, когда мужчина умирает от рака легких или девушка страдает анорексией.

Перед казнью серийного убийцы репортер Кристофер Сканлан посетил семью одной из предполагаемых жертв преступника. Несколько лет назад девушка вышла из дома и не вернулась. Сканлан обнаружил деталь, которая передавала бы нескончаемое горе этой семьи. Он заметил кусок скотча, которым был залеплен выключатель возле входной двери - так, что свет нельзя было выключить. Мать всегда оставляла свет включенным, пока ее дочь не вернется с прогулки. И хотя уже прошли годы, лампочка продолжала гореть, как вечный огонь.

Вот ключ: Сканлан увидел залепленный скотчем выключатель и спросил по поводу этого. Деталь, которую он выявил - это результат его любопытства, а не его воображения» .

Умение фиксировать и передавать характерные детали - показатель профессионального уровня журналиста. В идеале репортаж должен изобиловать характерными деталями, так как они позволяют и быстро погрузить читателя в происходящее, и отпечатываются в памяти.

Итак, репортажный способ письма - это показ происходящего от сцены к сцене с передачей диалогов между участниками, со сменой планов, с характерными деталями, с подключением всех органов чувств и с использованием тех существительных, которые обозначают знакомые читателю предметы. За счет этого создается «эффект присутствия», и читатель может ощутить себя на месте события, увидеть и пережить то, что увидел журналист.

Этот параграф был посвящен тому, как писать репортаж или репортаж- ную вставку в текст другого жанра. В следующем параграфе мы разберем, что следует описывать в репортажном ключе, и какие темы наиболее подходят для того, чтобы подавать их именно в жанре «репортаж».

  • Clark R. Р. Writing Tool #28: Writing Cinematically // Povnteronline . URL:http://web.archive.org/weh/20060705003111/http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=72080 (дата обращения: 12.01.2016).
  • Донская А., Делер А. Операция «Тайный гость» // ЭкспертопНпе . URL: http://expert.ru/russian_reporter/2012/14/operatsiya-tajnyij-gost/ (дата обращения: 12.01.2016).
  • Clark R. Р. Writing Tool #13: Show and Tell // Poynteronline . URL: http://web. archive. org/web/20060705002509/http://www. poynter.org/content/content_view.asp?id=65978 (дата обращения: 16.12.2016).
  • 2 Clark R. Р. Writing Tool #7: Dig for the Concrete and Specific. Always get the name of thedog// Poynteronline . URL: http://web.archive.Org/web/20060705003335/http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=64349 (дата обращения: 16.12.2016).
  • Behnam К. Rampaging rooster attacks girl // St. Petersburg time online . URL: http://www.sptimes.com/2002/10/04/NorthPinellas/Rampaging_rooster_att.shtml (дата обращения:16.12.2016).
  • Панюшкин В. Цепная акция // Коммерсант. 2005. 16 февр.
  • Clark R. Р. Writing Tool #7: Dig for the Concrete and Specific.

Привет, друзья и коллеги. На связи Павел Ямб, и сегодня выкладываю пример написания репортажа. Это одновременно текст в портфолио и в рубрику “про меня”, потому что я являюсь активным участником описываемых событий – праздника, проводимого в северных городах.

День оленевода

Ежегодно в последние выходные марта в северных городах, таких как Ноябрьск, Сургут, Салехард проходит праздник “День народов Севера”. Местные жители называют его День оленеводов. В город съезжаются коренные жители западной Сибири – ханты. Они прибывают на оленях, привозят свежую, на днях выловленную рыбу, раскидывают чумы и накрывают столы.

Чум – конической формы шалаш, сооруженный из веток деревьев и покрытый оленьей шкурой, в котором ханты проводят большую часть своей кочевой жизни в тундре, далеко от города.

Мы побывали на этом празднике и многое узнали об этом удивительном народе.
С самого утра на городской площади обнаружили толпящихся людей, желающих купить свеженькую рыбу. Ханты продают ее c грузовиков. Муксун, щука, щекур, ряпушка – местные виды рыб, которые можно приобрести здесь. Рыба из наших супермаркетов ни в какое сравнение не идет с этой. Мы пришли очень рано и успели купить копченого муксуна. (Теперь я сомневаюсь, что куплю рыбу в супермаркете).

С самого утра на главной сцене площади раздается непривычная музыка и песни коренных народов – необычно протяжная мелодия с использованием самобытных музыкальных инструментов.

Неподалеку от центра празднования пасутся олени. Каждый желающий может за 400 рублей сделать несколько кругов вокруг площади на санях с оленями, погладить их и сфотографироваться. Дети в восторге от такого развлечения. Наш Сережка точно.

Наш Сережка и олени

Хозяева чумов, раскинутых по периметру, также рады гостям и их кошелькам. За 500 рублей любой житель города может окунуться в атмосферу этого жилища: посидеть за столом, принять угощение от хозяев и пообщаться с ними.

Сложно удержаться от желания взглянуть, как живут эти люди далеко в тундре, среди снега. Не удержались и мы.

Попав вовнутрь, оказываешься в полумраке, освещением служит свет от небольшой печки, которая располагается в центре. Недалеко от входа стоит стол с яствами, специально приготовленными для гостей. Мы сели на мягкий ковер, не снимая обуви. Нас принялась угощать молодая женщина – Айгуль, в ярко-красной одежде с вышитой северной символикой. После ухи, налитой в одноразовый стаканчик, мы отведали свежей рыбки. В прямом смысле – свежезамороженная рыба, от которой отрезаются тоненькие кусочки и кладутся на тарелку. Называется строганина. Необычно, но вкусно. Запиваем чаем, вприкуску клюква с сахаром.

Мы с Инной в чуме

За едой мы разговорились с Айгуль и задали интересовавшие нас вопросы:

— Скажите, а вы постоянно живете в тундре в таких чумах?
— Да, — ответила она.
— А чем занимаетесь?
— Мы пасем наших оленей, шьем одежду, воспитываем детей. Муж занимается охотой и рыбалкой.
— А сложно так жить, вдали от цивилизации?
— Нет, мы привыкли, с самого детства так живем. К тому же сейчас у нас появился снегоход, на котором муж может ездить в город продавать рыбу или менять ее на другие товары. На тот же бензин, например. Сейчас мы намного современней, чем еще 20 лет назад.
— А правда, что вы можете различать 100 оттенков снега?
— Почти, — Айгуль засмеялась.

Это мы у нее в гостях

После полудня на улице, за импровизированными столиками ели шашлык, который был приготовлен при нас. Особенная северная романтика заключалась в том, что пока мы ели наше мясо, в тарелку попал снег – еле заметные снежинки, которые надуло ветром.

В память об этом дне мы купили по сувениру, отражающему суть этого праздника: магнитики на холодильник с изображением одиноко стоящего чума посреди тундры, фигурки оленей и их хозяев – хранителей севера – хантов.

Затем пошли смотреть на соревнования оленеводов

Соревнования включали в себя национальные виды борьбы, перетягивание палки и прыжки на скорость через нарты. Нарты это узкие сани, в которых впрягаются олени. Суть соревнований – как можно быстрее перепрыгнуть через 20 нарт выстроенных в ряд. Очень интересно и не так легко, как может показаться. По крайней мере, добровольцам из городских жителей, которые вызвались поучаствовать в этих прыжках, пришлось нелегко. Они смогли перепрыгнуть только через 3 или 4 нарт, в то время как оленеводы перепрыгивали через них, даже не вспотев.

Вечером в 18:00 прошла церемония награждения победителей соревнований. Все достойные получили награду – медали, кубки и аплодисменты.

На этой приятной ноте завершилось наше путешествие в удивительный мир северного народа. Пусть немного, но все мы (присутствующие) прикоснулись к этой жизни – полной романтики и приключений на наш взгляд, но обыденной и повседневной для них – оленеводов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: