Образовательный портал - Kuveys

1820-е гг., - особенно начало, - важный этап исторической жизни Европы и России. Убийство наследника французского престола герцога Беррийского ремесленником Лувелем, революционные восстания в Португалии и Испании; в России - рост крестьянских волнений, бунт в Семеновском полку. Все это оказывало воздействие на настроение передовых людей.

1820 г. решительно изменил личную и творческую жизнь К.Ф. Рылеева. Он переезжает в Северную столицу. Завершен ученический период его творчества (свои ранние произведения он публикует под псевдонимом «К.Р-в», считая их подражательными и незначительными).

Рылеев находит свое призвание - в гражданской лирике, в вольнолюбивых стихах, и он бесповоротно встает на этот путь. Началом послужила сатира «К Временщику», опубликованная в «Невском зрителе» (1820 г., №10) за полной подписью поэта. Сатира метила во всесильного Аракчеева. «Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые внимали ему, - писал Н. Бестужев, - но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно... это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью...». С этого стихотворения началось политическое поприще поэта. Он привлек всеобщее внимание.

Подзаголовок сатиры указывает на один из множества источников - сатиру М.В. Милонова «К Рубеллию» (1810), имеющую подзаголовок «Из Персия». Стихотворение Милонова не перевод, а вольное подражание. У римского поэта Персия (34 - 62) такой сатиры нет. Рылеевские обличения временщика звучали несравненно острей, чем у Милонова. Произведение Рылеева как бы воспроизводит сатиру XVIIIвека (их сближает поэтический язык, обильно использованы восклицания, вопросы, «архаическая» лексика; гражданская и патриотическая тематика вели за собой одический настрой, и риторическое построение). В сатире Рылеева встречаются и слова-«символы». Как верно было замечено, в военной поэзии 1812 г. формируется особый лексический пласт, который практически без изменений переходит в лирику 1820-х гг. Это слова-«сигналы», «система упорных символических понятий» - «тиранство», «рабство», «цепи», «бичи» - как бы образуют семантическое поле «врага»; «высокие» же слова гражданского языка: «отчизна», «отечество» (это слово указом Павла I вообще было запрещено употреблять), «свобода» («священная свобода»), «сыны», «деяния», «мужи» - прикрепляются к теме национально-освободительной борьбы.

Временщик в сатире Рылеева «тиран», «неистовый», «подлый», «коварный», «хитрый», «неблагодарный» - все эти образные эпитеты имеют яркую отрицательную окраску. Негативное отношение автора к «надменному временщику» доходит до полной своей кульминации (используются эмоционально-экспрессивные эпитеты противоположного оценочного значения):

Твоим вниманьим не дорожу, подлец,

Из уст твоих хула - достойных хвал венец!

Упоминаемые в сатире Сеян, Кассий, Брут, Катон - римские государственные деятели, составившие заговор против тиранов, - в представлении Рылеева они - символ любви к свободной отчизне.

Обращаясь к «неистовому тирану», не боясь его «ярого гнева», автор предлагает ему выбрать иной путь:

Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,

Чем с низкими страстьми и подлою душой

Себя, для строгого своих сограждан взора,

На суд их выставлять, как будто для позора!

Здесь явный намек на тех преступников, которых для наказания выставляли на площадях на суд людской, на всеобщее посмешище. Суд людской, возмездие народа будут страшными:

Народ тиранствами ужасен разъяренный!

В поэзии Рылеева начала 1820-х гг. (как и у многих русских поэтов) гражданские и элегические темы, гражданские и элегические стили существовали раздельно и не сливались. Это ограничение сохранилось в таких произведениях Рылеева, как послание «А.П. Ермолову» (1821) и ода «Гражданское мужество» (1823 г.), обращенная к Н.С. Мордвинову. Оба героя - и Мордвинов и Ермолов - полная противоположность временщику Аракчееву. Они достойны подражания личным мужеством, независимостью суждений. В понимании Рылеева - это идеал, они носители политической и нравственной доблести. Ермолов - «любимец славы», «наперсник Марса и Паллады! // Надежда сограждан, России верный сын», «гений северных дружин». Мордвинов - «гражданским мужеством дивит», «Души возвышенной свободу // Хранит в советах и суде».

Хотя названные произведения Рылеева обращены к реальным историческим лицам, его герои показаны достаточно абстрактно («О, витязь юный!» - обращается поэт к 44-летнему Ермолову), они лишены индивидуальных черт, они подобны античным героям, не знающим колебаний и сомнений.

Одический стиль Рылеева - источник патетических интонаций. Он как бы продолжает то направление развития оды в русской поэзии, которое было начато еще Радищевым. Оды Рылеева «Гражданское мужество», «Видение» (1823 г.) стали для него легальной возможностью для пропаганды своих политических идеалов. В «Видении» автор выражает надежду и веру в просвещенного монарха (оно обращено к пятилетнему мальчику, будущему Александру II). Это своеобразное послание просвещенной монархини - Екатерины II - к своему правнуку. Умудренная опытом императрица произносит те слова, которые близки автору, буквально выстраданы им:

Довольно лавров и побед,

Довольно громозвучной славы...

Иные ждут тебя дела...

Настанет век борений бурных

Неправды с правдою святой.

Уже воспрянул дух свободы

Против насильственных властей;

Смотри - в волнении народы,

Смотри - в движеньи сонм царей.

Забота о благе отечества и народное счастье - приоритетны в воспитании будущего императора:

Люби народ, чти власть закона,

Учись заране быть царем.

Люби глас истины свободной,

Для пользы собственной люби,

И рабства дух неблагородной -

Неправдосудье истреби.

Власть закона, свобода совести, уничтожение крепостничества - идеалы, за которые боролся Рылеев. Но их отстаивает и императрица, процарствовавшая 34 года (долгий срок для России):

Дай просвещенные уставы,

Свободу в мыслях и словах,

Науками очисти нравы

И веру утверди в сердцах.

Во всех перечисленных произведениях Рылеев использует свои любимые приемы: красочные эпитеты, риторические вопросы, повторы слов, архаичную лексику - все это усиливает эмоциональную картину.

Поэзия К.Ф. Рылеева

Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Его творческая жизнь продолжалась недолго - с первых ученических опытов 1817-1819 гг. до последнего стихотворения (начало 1826), написанного в Петропавловской крепости.
Широкая известность пришла к Рылееву после публикации оды-сатиры “К временщику” (1820), которая была написана во вполне традиционном духе, но отличалась смелым содержанием. Первоначально в поэзии Рылеева параллельно сосуществуют стихотворения разных жанров и стилей - оды и элегии. Над Рылеевым тяготеют “правила” тогдашних пиитик. Гражданская и личная темы еще не смешиваются, хотя ода, например, приобретает новый строй. Ее темой становится не прославление монарха, не воинская доблесть, как это было в лирике XVIII в., а обычная гражданская служба.
Особенность лирики Рылеева заключается в том, что он не только наследует традиции гражданской поэзии прошлого столетия, но и усваивает достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова, в частности поэтический стиль Жуковского, используя те же устойчивые стиховые формулы.
Постепенно, однако, гражданская и интимная струи в лирике поэта начинают пересекаться: элегии и послания включают гражданские мотивы, а ода и сатира проникаются личными настроениями. Жанры и стили начинают смешиваться. Иначе говоря, в гражданском, или социальном, течении русского романтизма происходят те же процессы, что и в психологическом течении. Герой элегий, посланий (жанров, которые традиционно посвящались описанию интимных переживаний) обогащается чертами общественного человека (“В.Н. Столыпиной”, “На смерть Бейрона”). Гражданские же страсти получают достоинство живых личных эмоций. Так рушатся жанровые перегородки, и жанровое мышление терпит значительный урон. Эта тенденция характерна для всей гражданской ветви русского романтизма.
Типично, например, стихотворение Рылеева “Я ль буду в роковое время…”. С одной стороны, в нем очевидны черты оды и сатиры - высокая лексика (“роковое время”, “гражданина сан”), знаковые отсылки к именам героев древности и современности (Брут, Риэго), презрительно-обличительные выражения (“изнеженное племя”), ораторская, декламационная интонация, рассчитанная на устное произношение, на публичную речь, обращенную к аудитории; с другой - проникнутое грустью элегическое размышление по поводу того, что молодое поколение не вступает на гражданское поприще.

Кондратий Федорович Рылеев родился в небогатой дворянской семье. Отечественная война 1812 года застала его, когда он учился в кадетском корпусе в Петербурге. Юноше стремился на фронт, его патриотический порыв нашел отражения в первых литературных опытах – одах «Любовь к отчизне», «Князю Смоленскому», «Победной песни героям», где начинающий поэт славил героев, готовых отдать жизнь за отечество.

В 1814 Рылеев получает чин прапорщика и принимает участие в заграничных походах русской армии, что серьезным образом повлияет на его мировоззрение: «Свободомыслием … заразился я во время походов во Францию». В течение нескольких лет Рылеев служит в армии, но приходит к неутешительному выводу: «Для нынешней службы нужны подлецы, а я, к счастию, не могу им быть». Молодой человек покидает службу, уходит в отставку и переезжает в Петербург, где находит единомышленников в кругах свободомыслящих столичных литераторов.

Вскоре произошло событие, заставившее заговорить о Рылееве-поэте весь Петербург: в популярном журнале «Невский зритель» была опубликована его беспрецедентно смелая сатира «К временщику» (1820).

В это время одной из центральных фигур на политической арене России бал А.А. Аракчеев – всесильный фаворит Александра I, перед которым трепетала вся страна. Аракчеев занимал виднейшие посты в государстве: военный министр, председатель военного департамента Государственного совета - он фактически руководил страной. Политика Аракчеева предполагала введение палочной дисциплины в армии, жестокое подавление любого проявления общественного недовольства. «Венцом» деятельности Аракчеева стала организация военных поселений, где крепостные должны были заниматься не только крестьянским трудом, но и нести тяжкое бремя солдатской службы. В «надменном временщике, и подлом и коварном», изображенном в стихотворении Рылеева «К временщику», современники безошибочно узнали Аракчеева.

Центральной идеей сатиры Рылеева является антитираническая идея, причем явленная в своей крайней форме: поэт полагал, что любого тирана ждет неминуемое наказание – он падет жертвой народного гнева («Народ тиранствами ужасен разъяренный!»), либо будет повержен героем-тираноборцем («Тиран, вострепещи! Родиться может он - / Иль Кассий, или Брут. Иль враг царей Катон!»).



В сатире «К временщику» четко звучит мысль о назначении поэта. С точки зрения Рылеева, истинный поэт должен воспевать героев, жертвующих собой ради свободы своего народа: «О, как на лире я потщусь того прославить, / Отечество мое кто от тебя избавит!».

В этом стихотворении Рылеев обращается к жанру высокой сатиры, его стиль отличается торжественностью, обращением к книжной лексике, изобилует сложными синтаксическими конструкциями, многочисленные восклицания передают эмоциональный накал произведения. В стихотворении органично сочетаются два пласта безошибочно узнаваемые современниками поэта картины российской действительности («Налогом тягостным довел до нищеты, / Селения лишил их прежней красоты») и сцены из римской истории, живописующие гибель Цезаря от руки Брута, тираноборческое поприще Катона… использование подобного приема придает универсальность тем выводам, к которым приходит Рылеев:

Но если злобный рок, злодея полюбя,

От справедливой мзды и сохранит тебя,

Все трепещи, тиран! За зло и вероломство

Тебе свой приговор произнесет потомство!

Стихотворение «К временщику» положило начало активной политической и творческой деятельности К.Ф. Рылеева.

Своеобразие творчества К.Ф. Рылеева

Характерными чертами лирики Рылеева является сатирическая направленность, гражданский пафос; неизменная приверженности антитиранической тематике, которая вбирает в себя все остальные тематические пласты, придавая им специфическую трактовку. Так, важные для творчества Рылеева темы поэта и поэзии, любви и дружбы наполнены высоким гражданским пафосом. В стихотворении «<Гражданин>» (1824) утверждается идеал человеческой судьбы, который заключается в том, чтобы готовиться для будущей борьбы / За угнетенную свободу человека». Верность этому идеалу лирический герой Рылеева сохраняет в любой жизненной ситуации. Даже тогда, когда его сердце переполнено нежными чувствами к возлюбленной, он не отступает от своего кредо:

Любовь никак нейдет на ум:

Увы! моя отчизна страждет, -

Душа в волненье тяжких дум

Теперь одной свободы жаждет.

«К N.N.», (1824 или 1825)

Положительные герои лирики Рылеева наделены сильными страстями, но эти страсти подчинены одной цели – цели высокого гражданского служения. С точки зрения Рылеева, никакое горе не может сломить человека, если он помнит о своем высшем предназначении. Например, в стихотворении «Вере Николаевне Столыпиной» (1825), написанном в связи со смертью близкого к декабристским кругам прогрессивного государственного деятеля А.А. Столыпина, поэт напоминает его вдове о ее «священном долге» «прекрасных чад образовать» - воспитать своих сыновей как истинных граждан, готовых «пасть за край родной».

Жанр думы

В 1821 – 1823 годах К.Ф. Рылеев создает поэтический цикл «Думы».

Дума– эпико-лирический жанр украинского фольклора, распространенный в XV - XVII веках. Сюжеты дум обычно составляли истории героических сражений казаков с турками и поляками. В русской поэзии XIX века под думой стали понимать произведения, в которых затрагивались значительные общественные проблемы.

В предисловии к отдельному изданию «Дум» (1825) Рылеев четко определяет цель, которую он стремился достигнуть в своих произведениях: возрождение в памяти современников славных подвигов предков, лучших страниц истории российского государства – «вот верный способ для привития народу сильной привязанности к Родине».

Думы Рылеева построены согласно одному композиционному принципу: описание места действия, изображение героя, раздумывающего о свободе отечества, патриотическое, гражданское назидание, звучащее в монологе центрального персонажа.

Вся история России представлялась поэту-декабристу как жесткая борьба героев-тираноборцев и злодеев-деспотов. Русский человек, по Рылееву, отличается исконным вольнолюбием. В основу большинства сюжетов дум положены переломные моменты истории, когда герои поставлены перед выбором, но они всегда предпочитают только одну дорогу – дорогу борьбы с тиранами.

История воспринимается Рылеевым как процесс, поэтому обращение к прошлому – это всегда попытка осмыслить настоящее. Герои дум Рылеева – люди разных эпох (Святослав, Дмитрий Донской, Ермак, Волынский и др.), но в их уста поэт неизменно вкладывает страстные проповеди свободы, вольности, гражданства в духе деклараций декабризма. Так, в думе «Дмитрий Донской» князь Дмитрий накануне Куликовской битвы обращается к русскому войску с пламенной речью, в которой призывает «перед тираном не склонять покорную главу», сражаться за «святую праотцев свободу / И древние права граждан», «за вольность, правду и закон». Рылеев не намеренно искажал историю, для него была важна непосредственная соотнесенность событий прошлого с настоящим.

А.С. Пушкин отметил ряд слабых сторон дум К.Ф. Рылеева. В частности, он писал о том, что исторические личности выглядят недостоверно и неубедительно, поскольку невозможно сочетать события далекого прошлого и идеи современного вольнолюбия. Однако Пушкин не распространил соей критики на думу «Иван Сусанин», в которой Рылееву удалось воссоздать исторически правдивый народный характер. Иван Сусанин, крестьянин, который не произносит пространных речей просветительского содержания, а действует сообразно своим представлениям о добре и правде, демонстрируя подлинный патриотизм, который изначально присущ русскому человеку.

Любимым героем Рылеева в цикле «Думы», несомненно, является Волынский, сподвижник Петра I. Именно он является носителем самых дорогих Рылееву убеждений: «славна кончина за народ! за истину святую. / И казнь мне будет торжеством!», «Любовью к родине дыша, / Да все для ней он переносит». Цикл завершает дума «Державин», в которой еще раз Рылеев напоминает о предназначении поэта, который «выше всех на свете благ / Общественное благо ставил / И в огненных своих стихах / Святую добродетель славил».

Жанр поэмы

В 1823 году Рылеев создает поэму «Войнаровский», которая была тепло принята современниками. Пушкин высоко оценил это произведение, отметив, что талант его создателя «возмужал».

В центе поэмы по-прежнему герой-тираноборец, который, не смотря на поражение, разочарование в своих ближайших соратниках и ссылку в далекую Якутию, остается верен идеям свободы.

Поэма «Войнаровский» оказала значительное влияние на дальнейшее развитие жанра русской романтической поэмы. Во-первых, Рылеев стал одним из первых романтиков, который попытался преодолеть европейскую традицию отождествления автора и героя: на одни и те же события автор поэмы и его герой Войнаровский зачастую смотрят совершенно по-разному. Во-вторых, в поэме «Войнаровский» осуществляется попытка совместить гражданскую идею и психологический анализ поступков и устремлений персонажей.

Воодушевленный высокой оценкой Пушкиным его первой поэмы, Рылеев приступает к работе над поэмой «Наливайко». В центре этого произведения – борьба украинского народа с поляками. Работе над поэмой не суждено было завершиться.

Последние годы жизни

В 1823 году Рылеев становится членом Северного общества, вскоре выдвигается в число его руководителей. Именно квартира Рылеева становится штабом восстания, совершившегося 14 декабря. Будучи истинным романтиком, он призывал своих товарищей идти до конца в борьбе за свои идеалы: «...пусть мы погибнем, но за нами пойдут другие».

После разгрома восстания в период следствия по делу декабристов Рылеев держался достойно, брал всю вину на себя, всячески пытался поддержать и ободрить своих соратников.

Тюрьма мне в честь, не в укоризну,

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдиться тех цепей,

Коли ношу их за Отчизну

(1826?) К.Ф. Рылеев

«Я виновнее из всех, - убеждал он императора Николая I. – прошу тебя, государь, прости их… Казни меня одного…». Рылеев был одним из пяти декабристов, казненных 13 июля 1826 года.

Творчество К.Ф. Рылеева – уникальное явление, феномен культурной и общественной жизни начала XIX столетия. Но для сегодняшнего читателя гораздо более значимым представляется не творчество поэта, а его яркая неординарная личность. Его жизненная позиция, трагическая судьба сами по себе являются воплощением идеала культуры романтизма.

ПОЭТЫ-ДЕКАБРИСТЫ

ü Ф.Н.Глинка – не пил чай, укрывался своей шинелью, чтобы выкупать крепостных крестьян.

Идея свободы: не принимает участия в восстании на Сенатской площади, но всё равно посадили в тюрьму.

ü В.Ф. Раевский – декабрист без декабря

ü П.А.Катенин

ü В.К.Кюхельбекер – сторонник клас-ма, высокого стиля

ü А.А. Бестужин(МАрлинский) – подарил последнюю записную книжку Лермонтову

ü А.И.Одоевский

Общее у классицистов и декабристов:

1 дидактизм

2 гражданский пафас(для декабристов в стихе главное – идея -à стихи часто получались неуклюжие)

3 тяготение к высоким жанрам: ода, трагедия, героич-я поэма

4 полагали, что личные интересы необходимо подчинять общественным интересам.

Особенное у класс-в:

1 боролись за укрепление гос-ва

2 полагали, что гражданское служение Отечеству – долг каждого гражданина

Особенное у декабристов:

1 стремились к разумению сущ-го гос-ва

2 служение Отечеству – это потребность личности

Особенности поэзии:цт. Тема: тема свободы, тема судьбы рус народа. Часто обращались к бродячим сюжетам и образам. Тв-во пронизывает не только общие мотивы, но и общие образы. Выделяют два стиля в поэзии декабристов: 1) – античный – авторы обращались к истории Рима, к тираноборческому сюжету, в образам Цезаря, Бруто, Катула;2) – древнерусский стиль – обращение к истории Росии, обращение к периоду смуты 17 в (образ Б. Годунова)и т.д.

КЮХЕЛЬБЕКЕР

Друг Пушкина и Грибоедова, собеседник Гете, которому внушил интерес к молодой тогда русской поэзии, запальчивый литературный критик (но, по отзыву Пушкина, «человек дельный с пером в руках»), филолог-эрудит, блестящий лектор - пропагандист вольности и русской литературы в Париже 192 , легендарный поэт-чудак, посмешище для литературных врагов и даже друзей, возможный прототип пушкинского Ленского... 193 Удачи и неудачи Кюхельбекера поучительны; его творческий путь отразил противоборство многообразных тенденций русской лирики в переломный для нее момент 194 .

Кюхельбекер, подобно другим декабристам, твердо стоял на просветительских позициях и при этом усвоил революционный смысл просветительства. Декабристы понимали совершенствование человека и общества как переделку, перестройку, преобразование. Их революционность опиралась на представление о целесообразности вмешательства в жизнь носителей «истины». Философский скептицизм затронул их очень слабо. Потому наиболее характерный тип декабриста - тип политического энтузиаста 195 .

Энтузиазм - основа личного психического склада Кюхельбекера, основа его жизненного поведения, политических убеждений, эстетических теорий.

Еще в Лицее Кюхельбекер сделал свой выбор между оформившимися к тому времени типами русской стихотворной речи (пафос XVIII века, лиризм и «поэтичность» Жуковского и Батюшкова, «устная» непринужденность и ирония Д. Давыдова). Задолго до того, как сложились его декабристские воззрения, Кюхельбекер стал ценителем патетического искусства. Высота тона для него всегда адекватна значительности содержания, определяет пафос, созвучный его просветительскому энтузиазму.

В разные годы, в разных обстоятельствах своей трагически складывавшейся судьбы, Кюхельбекер возвращается к одним и тем же проблемам. В 1824 году ему кажется неоправданным «чрезмерное» увлечение Байроном, так как «он живописец нравственных ужасов, опустошенных душ и сердец раздавленных; живописец душевного ада» 196 . Кюхельбекеру никогда не нравилась романтическая ирония. Он заметил в 1834 году: «Надоела мне, между прочим, судорожная ирония, с какою с некоторого времени обо всем пишут» 197 . В его собственных произведениях попытки в ироническом роде преимущественно неудачны (в «Шекспировых духах», отдельные места в «Ижорском» и др.).

Просветительский оптимизм принял у Кюхельбекера прямолинейные формы. Огорченный тем, что его критический отзыв о Байроне совпал по времени с известием о смерти поэта (1824), он в оде «Смерть Байрона» решил искупить свою неловкость и даже по-своему истолковать поэта, чья мировая скорбь была ему не по душе:

Бард, живописец смелых душ,
Гремящий, радостный, нетленный...

Ему был нужен «радостный» Байрон.

Во всем этом Кюхельбекер - плоть от плоти литературного декабризма.

Революционно-просветительское мировоззрение определило созданное декабристами направление в поэзии. Этот революционный романтизм, проникнутый высоким пафосом служения отечеству, был той почвой, на которой декабристский романтизм сближался с классицизмом.

Декабристская поэзия в большей мере тяготела к наследию классицизма, чем Д. Давыдов, даже Батюшков, не говоря о Жуковском. Объединение в декабристской поэзии принципов классицизма и романтизма связано со стремлением воплотить высокий героический идеал человека.

В «Законоположении» Союза благоденствия говорилось: «Описание предмета или изложение чувства, не возбуждающего, но ослабляющего высокие помышления, как бы оно прелестно ни было, всегда недостойно дара поэзии». Кюхельбекер, А. Бестужев, Рылеев воспользовались этим критерием для оценки творчества своих современников. Восхищаясь даром Пушкина, они, однако, не были в восторге от его тематики. «Зачем тебе из пушки стрелять в бабочку?», «Зачем вырезывать изображения из яблочного семечка, если у тебя резец Праксителя?» 198 Кюхельбекер, недовольный «господином Онегиным», как он его называл, сокрушался: «Ужели это поэзия?..»

В таком понимании «высокости» проявлялись и романтические понятия о возвышенном, о мечте, и отзвуки эстетики классицизма.

Именно Кюхельбекер более чем кто-либо иной отразил основную для эпохи литературную коллизию: классицизм - романтизм. А. Бестужев, писавший тогда преимущественно в прозе, - автор ультраромантических повестей. Основные искания Рылеева шли в области романтических лиро-эпических жанров («Думы», поэмы «Войнаровский», «Палей» и др.) 199 .

Ориентируя поэзию на просветительское понимание духовных ценностей, «идей», декабристы не могли принять мотивировку героики, предложенную Д. Давыдовым, - его «физиологизм». Они заняли скептическую позицию и по отношению к элегической школе, к Батюшкову и Жуковскому.

Начиная с лицейских лет Кюхельбекер все определеннее и настойчивее отстраняется от так называемой «легкой» поэзии. Различием литературных воззрений Ю. Н. Тынянов объясняет его постоянные конфликты с товарищами, в том числе с ближайшими друзьями - Пушкиным и Дельвигом. Среди лицеистов существовало мнение, что Кюхельбекер стоит как поэт выше Дельвига и должен занять место непосредственно после Пушкина 200 . Но все же его стихи постоянная мишень для очень злых насмешек. Дело было не столько в художественном уровне стихов, сколько в их направлении .

Из античных лириков Кюхельбекер более всех ценит торжественного Пиндара (оставленного в стороне Батюшковым). В немецкой литературе, в отличие от школы Жуковского, его привлекают не сентиментальные и предромантические течения, а поэмы немецкого классицизма XVIII века и Гете. В русской поэзии он выше всех ставит Державина и Гнедича, а не властителей дум Батюшкова и Д. Давыдова.

С Жуковским обстояло сложнее. Кюхельбекеру вначале импонировала нравственная высота его лирики, не укладывавшейся в понятие «легкости» и «мелочности». Он до начала 1820-х годов преклонялся перед Жуковским, а Жуковский даже позднее называл себя его «духовным отцом» 201 .

Среди стихотворений Кюхельбекера, написанных до переломного в его творчестве 1821 года, много подражаний Жуковскому. Это «Осень», «Элегия», «Зима», «К Лизе», «Призрак», «К моему гению», «Вдохновение», «К брату», «Ницца» и др.

Молодой поэт воспринимает у Жуковского нечто большее, чем мотивы элегического уныния. При всех симпатиях к классической поэзии, он явно увлечен новыми перспективами изображения душевной жизни. Расширение границ внутреннего мира в лирике дало ему, подобно молодому Пушкину, возможность изобразить гражданские эмоции как личные душевные переживания.

В стихотворении «К друзьям, на Рейне» (1821) поэт называет свободу «любовью души». В душе поэта - мысли об отечестве. Готовность к гражданскому самопожертвованию - внутреннее состояние. Стремление же воссоздать его приводит к лирическим интонациям Жуковского:

Легкий челн меня лелеет, -
Твердь небесная ясна;
С светлых вод прохлада веет, -
В душу льется тишина!
. . . . . . . . . . . .
Вам сей кубок, отягченный
Влагой чистой и златой,
Пью за наш союз священный,
Пью за русский край родной!

Так, при всех «архаистических» симпатиях, в своем лирическом творчестве Кюхельбекер вначале движется в русле поэзии нового типа. Отсюда иногда и его близость с Пушкиным:

О град бессмертья, муз и брани!
Отец народов, вечный Рим!
К тебе я простираю длани,
Желаньем пламенным томим.

(«Прощание») «Мы ждем с томленьем упованья || Минуты вольности святой...» («К Чаадаеву» Пушкина). Здесь еще более крайний случай - не лирический стиль Жуковского, а стиль «эротической» поэзии применен для целей гражданской поэзии 202 .

Снискавший вскоре известность как гонитель элегии и сторонник оды, Кюхельбекер на рубеже 1810-1820-х годов производил с элегией смелые эксперименты (некоторые из них - до Пушкина и иначе, чем у Пушкина). Сохраняя жанр, он видоизменял не только его тематику, но и стиль. И это давало интересные результаты.

Опыты Кюхельбекера важны тем, что он один из первых использовал заложенные в жанре элегии возможности тематического и стилистического разнообразия. Интонационный и лексический строй Жуковского является (что очень важно) основой, на которой распределяются дополнительные тоны и цвета.

Новшеством было введение патетики. Эмоциям Кюхельбекер придает напряженность и определенность. Радость тяготеет у него к ликованию, уныние - к трагизму.

Так! легко мутит мгновенье
Мрачный ток моей крови,
Но за быстрое забвенье
Не лишай меня любви...

Неразрывны наши узы!
В роковой священный час -
Скорбь и Радость, Дружба, Музы
Души сочетали в нас!

(«К***», 1817-1818)

Как видим, элегическое послание Кюхельбекера очень «энергично», проникнуто несвойственной этой жанровой традиции патетикой. С другой стороны, меланхолической теме увядания придан мрачно-скорбный колорит в элегии «Зима» (1816 или 1817):

Сердце заныло во мне, средь тягостных дум я забылся:
Спит на гробах человек и видит тяжелые грезы; -
Спит - и только изредка скорбь и тоска прилетают
Душу будить!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Всюду и холод и блеск. - Обнаженны древа и покрыты
Льдяной корой. Иду; хрустит у меня под ногою
Светлый, безжизненный снег, бежит по сугробам тропинка
В белую даль!

Стихи молодого Кюхельбекера о мечтах и о славе (мотивы тогда очень распространенные) отличаются эмоциональной и стилистической смелостью:

Вотще, спускаясь к изголовью,
Приникши к ложу твоему,
Она тебя в виденьях смелых,
В мечтах и грозных и веселых
Вела ко храму своему!

(«К самому себе», 1818)

Современный ему критик, П. А. Плетнев, оценил у Кюхельбекера «отважные приемы в изображении сильных чувствований, новость картин, созидаемых живым воображением» 203 . Кюхельбекер рано стал в оппозицию к «гладкому», гармоническому стиху; «гладкость» с его точки зрения - недостаток, а не достоинство. Не принимая стилистическую гармонию, молодой протестант скрещивает стилистически разнородные пласты языка. Сначала он делает это робко, затем смелее:

Ах, дорогой бесконечной
Для души, еще младой,
Для мечты моей беспечной
Представлялся путь земной!

Но умолкнет хохот громкий,
Высохнет мое вино; -
Так пируйте же, потомки,
Гробу всё обречено!

Может быть, мои череп белый
Пнет сердитою ногой
Старец, в скорбях поседелый,
Ныне собутыльник мой!

(«Песнь тления», конец 1810 - начало 1820-х годов)

Кюхельбекер обнаруживает тяготение к поэтическим тропам, к олицетворениям и метафорам, нехарактерным для «школы гармонической точности» (выражение Пушкина). Карамзинисты и Жуковский чуждались тропов 204 . Для них важно было, в частности, то, что скрещение прямых и переносных значений затрудняло возможности гармонических словосочетаний.

В стихотворении Кюхельбекера «Ночь» (1818-1820) метафоричен и сам образ ночи, и его отдельные детали:

Дети страданий дневных,
Грезы обстали меня, кивали главами призраки
Мертвые, суетный сонм...

Интересно, что Кюхельбекер придает довольно неожиданную экспрессию образу, взятому у Жуковского. В балладе Жуковского «Рыцарь Тогенбург» монастырь «светился меж темных лип». У Кюхельбекера «над дремлющей церковью рдеет || В сумраке пламенный крест».

Наиболее плодотворны искания Кюхельбекера в области «гражданственной» элегии. Примером служит его «Ницца» (1821). «Ницца» не была напечатана в свое время по цензурным причинам и, по-видимому, осталась тогда неизвестна Пушкину. Кюхельбекер попал в политическую опалу (власти были недовольны его лекциями о русской литературе, прочитанными в Париже), переезжал с места на место и, очевидно, не мог переслать «Ниццу» другу, находившемуся в южной ссылке. В 1829 году, когда Кюхельбекер отбывал одиночное заключение в крепости, «Ниццу» напечатали анонимно и с цензурными купюрами. Не все строфы этого стихотворения равноценны. Однако главное поэту удалось: человеческое сознание раскрыто здесь не как мир одного «рассудка», но как мир «души», где всеобщее становится своим, где гражданская скорбь - одно из сильнейших внутренних переживаний:

Край, любовь самой природы,
Родина роскошных Муз,
Область браней и свободы,
Рабских и сердечных уз!
. . . . . . . . . . . .
Здесь я видел обещанье
Светлых, беззаботных дней;
Но и здесь не спит страданье,
Муз пугает звук цепей!

Интимный лирический тон и одновременно общественный пафос характерны для этой элегии, где Италия рисуется не только как «область» душевных мечтаний, переживаний любви и красоты, но и «область» героической борьбы за вольность.

Кюхельбекер совмещает в «Ницце» поэтическую сладостность стиля Жуковского:

Дивною твоей луною
Был я по морю ведом... -

с очень свободными, оригинальными образами:

Гром завоет; зарев блески
Ослепят унылый взор;
Ненавистные тудески 205
Ниспадут с ужасных гор:
Смерть из тысяч ружей грянет,
В тысяче штыках сверкнет;
Не родясь, весна увянет,
Вольность, не родясь, умрет!..

Самое каноническое, казалось бы, выражение русской элегии («унылый взор») вспыхнуло новым смыслом.

Но дидактические представления классицизма оказались у Кюхельбекера слишком сильны. Тот путь, по которому он было пошел, не исключал, как мы видели, гражданский пафос содержания, но плохо мирился с дидактикой.

Кюхельбекер круто повернул в сторону. 1821 год - рубеж в его лирике. От элегии он возвращается к оде. На своем поэтическом знамени он пишет имя жестоко осмеянного карамзинистами архаического поэта Шихматова - выспреннего и до крайности риторичного. После стихов о «ненавистных тудесках», об увядании вольности и весны, о прекрасной стране, где «муз пугает звук цепей», Кюхельбекер, как говорили в старину, «запел»:

Века шагают к славной цели -
Я вижу их, они идут!

(«Греческая песнь») -

Элегия Кюхельбекера отличалась стилистическим разнообразием, включая в себя даже одическую лексику («ниспадут», «зарев блески», «грянет» и т. д.). Новую элегию удалось создать. Новую оду создать оказалось невозможно: прямолинейная дидактичность наглухо ее замкнула.

Друзья! нас ждут сыны Эллады!
Кто даст нам Крылья? полетим!
Сокройтесь горы, реки, грады -
Они нас ждут - скорее к ним!
Услышь, судьба, мои молитвы -
Пошли и мне, пошли минуту первой битвы!

(«Греческая песнь»)

Трудно преодолеть впечатление, что эти хорошие стихи все же беднее, чем незадолго перед ними написанные на ту же тему греческого восстания:

Да паду же за свободу,
За любовь души моей,
Жертва славному народу,
Гордость плачущих друзей!

(«К друзьям, на Рейне»)

Многие поэты пушкинской поры с резким неодобрением отнеслись к архаистическим крайностям Кюхельбекера: «Только в его голову могла войти... мысль воспевать... Грецию, где все дышит мифологией и героизмом, - славянорусскими стихами, целиком взятыми из Иеремия» 20 . В этом отзыве Пушкина подчеркивается неизбежная заданность всей структуры оды. «Кюхельбекер нередко называет прекрасным и высоким то, что должно называть бомбастом... - заметил Языков. - Красоты Шихматова, которых Кюхельбекер не доказывает, все заимствованы или из Священного писания, или из Ломоносова и Державина» 207 .

Языкову ясна причина художественной несамостоятельности «архаистов»: это - скованность жанром, препятствующая изменению угла зрения . «Красоты Шихматова», по мнению Языкова, «все состоят в словах и, следственно, не дают Шихматову права назваться оригинальным».

Кюхельбекер между тем теперь ценит в других и вырабатывает в себе оригинальность, состоящую именно «в словах». Более всего ему претит то, что и ранее им преодолевалось, - «сладостная» гармоничность словосочетаний. Он - за шероховатости, неправильности слога, несущие в себе стихию противоречий и беспокойства.

Например, совсем не по комической неловкости, а для того чтобы демонстративно попрать презираемые им критерии «хорошего вкуса» и «умеренности», Кюхельбекер пишет в послании Грибоедову:

Певец, тебе даны рукой судьбы
Душа живая, пламень чувства,
Веселье тихое и светлая любовь,
Святые таинства высокого искусства
И резво-скачущая кровь 208 .

Пушкин неоднократно высмеивал эту строку - она стала такой же мишенью для сатирических стрел, как первые, еще неумелые, лицейские стихи «Кюхли» 209 .

Развитый Батюшковым и Жуковским «поэтизирующий» принцип и лиризм все решительнее отрицаются Кюхельбекером: «Наши стихи не обременены ни мыслями, ни чувствами, ни картинами; между тем заключают в себе какую-то неизъяснимую прелесть , непонятную ни для читателей, ни для писателей, но всякий не-славянофил, всякий человек со вкусом восхищается ими» («Земля безглавцев») 210 . Кюхельбекер понимал, что отрицание права лирики на «неизъяснимую прелесть» и возврат к стихотворной архаике разделяют его как поэта с Пушкиным 211 .

Несмотря на отдельные новшества, ода Кюхельбекера в целом воссоздавала классический канон. Вернувшись к оде, Кюхельбекер вернулся и к соответствующей художественной концепции человека. Он одновременно пишет одическое «Пророчество» и дружеское послание «К Пушкину». В первом - гражданственный образ поэта выражен в предельно патетическом, «библейском» ключе:

Послание же «К Пушкину» (по поводу «Кавказского пленника») выдержано в интимной манере, местами даже сентиментальной:

Увы! как он, я был изгнанник,
Изринут из страны родной,
И рано, безотрадный странник,
Вкушать был должен хлеб чужой.

Показательно, что в лирическом сюжете этого послания фигурируют и ссылка Пушкина, и скитания Кюхельбекера, но вне гражданской значимости. Биографические подробности имеют «частный» характер. Потому проводимая поэтом параллель между собственной судьбой и судьбой пушкинского пленника не убеждает; совпадения производят впечатление случайных. Это сразу же было замечено Пушкиным: «Кюхельбекер пишет мне четырестопными стихами, что он был в Германии, в Париже, на Кавказе и что он падал с лошади. Все это кстати о Кавказском пленнике» 212 ,

Элегии «закупского» цикла 213 почти лишены гражданственности. В них нет и стилистического разнообразия, характерного прежде для элегий Кюхельбекера. Они камерны, что было несвойственно ранее элегическим опытам Кюхельбекера. «Закупский» цикл, в своем роде совершенный, - вполне традиционен. С профессиональным мастерством Кюхельбекер пишет «не хуже» Жуковского в гармоническом роде:

Священный сердцу уголок!
Там дышит все благоуханьем,
Там с розы сорванный листок
Кружится ветерка дыханьем.

(«Закупская часовня»)

Одновременно, в 1822-1825 годах, Кюхельбекер создает ряд гражданских стихов одического типа («Участь поэтов», «К Вяземскому», «Молитва воина», «К богу», «Смерть Байрона» и др.). Жанр сковал Кюхельбекера. Несмотря на все усилия внести свежую струю, стиль его оды оставался каноническим. Кюхельбекер резко нападает на элегию, считая ее возможности крайне ограниченными, в частности, высмеивает наскучившие «розы - морозы »; но у него самого в одах и поэмах непрерывно повторяется теперь другая рифма - «струны - перуны »...

Наиболее уязвим в «новой» оде был образ поэта, в значительной мере предопределенный жанром. Далее условного одического «исступления» характеристика образа поэта в оде Кюхельбекера не пошла: 214

Тогда (но страх объял меня!
Бледнею, трепещу, рыдаю;
Подавлен скорбию, стеня,
Испуган, лиру покидаю!..).

(«Смерть Байрона»)

Не пощадив Кюхельбекера, Пушкин спародировал его в «Оде его сиятельству графу Хвостову» (1825) и тогда же, в 4-й главе «Евгения Онегина», указал на бесперспективность архаического жанра:

Пишите оды, господа,
Как их писали в мощны годы,
Как было встарь заведено...

Однако, критикуя традиционную элегию, Кюхельбекер был отчасти прав. Патетический стиль, к которому Кюхельбекер стремился, для элегии неорганичен. Пафос же - неотъемлемое и извечное право поэзии. Он не является чем-то преходящим и не мог, не должен был исчезнуть вместе с классицизмом. В европейской поэзии, в других формах, он существовал задолго до классицизма. Но естественно, что возможности патетического стиля для русской лирики в первую очередь обусловливались ближайшей традицией в собственной литературе XVIII века. Роль Кюхельбекера и заключалась в том, что он сделал классицистическую «прививку» новой русской лирике.

Была и еще одна причина, по которой декабристская гражданственная поэзия тогда отказалась ориентироваться на элегию. Русская ода XVIII века основывалась на просветительски-оптимистическом мироощущении и по самой своей природе не могла быть ни пессимистичной, ни в сущности трагичной. В элегической же меланхолии изначально заложены возможности самого крайнего трагизма (напомним поздние элегии Баратынского).

У декабриста Кюхельбекера закономерно возникает литературная программа, где требования оптимистической гражданственности и пафоса соединяются воедино.

В своей нашумевшей статье 1824 года «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» 215 Кюхельбекер прежде всего обвиняет элегическое направление в однообразии. «Прочитав любую 216 элегию Жуковского, Пушкина или Баратынского, знаешь все». Это суждение в принципе крайне несправедливо, но не забудем, что Кюхельбекер не приемлет элегическую тему разочарования, враждебную его темпераменту энтузиаста. Он обвиняет поэтов-элегиков: «Чувств у нас давно уже нет; чувство уныния поглотило все прочие». Критику-декабристу важнее то, что объединяет элегическую «школу» в целом, а не то, что отличает друг от друга отдельных ее представителей.

Кюхельбекер отстаивает теперь чистоту гражданской темы, полную отрешенность ее от личного элемента; такая «чистая культура» гражданственности, казалось ему, выигрывает в интенсивности. Кюхельбекер - за интенсивность. «В элегии, новейшей и древней, стихотворение говорит о самом себе, о своих скорбях и наслаждениях». «В оде поэт бескорыстен... он ликует о величии родимого края, мещет перуны в супостатов, блажит праведника, клянет изверга».

«Элегия никогда не окрыляется, не ликует». «Сила, свобода, вдохновение - необходимые три условия всякой поэзии».

Статья Кюхельбекера была принята современниками как одно из наиболее серьезных явлений в тогдашней литературной критике. Установлено, что в литературно-критических высказываниях Пушкина (даже 1830-х годов) есть из нее десятки реминисценций. Пушкин не принял положительную программу статьи 217 , но был под сильнейшим впечатлением ее полемической части. А Баратынский писал Кюхельбекеру: «Мнения твои мне кажутся неоспоримо справедливыми» 218 . Можно думать, что статья оказала известное воздействие на творческую эволюцию Баратынского. В 1825-1826 годах наступил кризис в его лирике, затем «новая эра», разрыв с жанром любовной элегии. При этом у Баратынского оказалась совсем иная, чем у Кюхельбекера, позиция в отношении просветительского оптимизма.

Критическое выступление Кюхельбекера сильнейшим образом способствовало преодолению жанровой ограниченности традиционной элегии (что, как мы видели, было возможно). Традиционная элегия постепенно становится уделом эпигонов. Удар, нанесенный ей Кюхельбекером, высвободил заложенные в элегии возможности обновления. Таков был еще один немаловажный результат статьи, неожиданный, вероятно, для ее автора.

Рылеев - самое крупное дарование среди писателей-декабристов , ярчайший выразитель основных идей и образов революционного романтизма декабристов . В нем слились революционер и поэт, жизнь и творческое дело, политическая борьба и поэзия. Он пример того, как плодотворно влияние революционной идеологии на поэтический талант и как важно влияние поэтического слова в революционном деле.

Прежде чем выступить со стихами в печати, Рылеев писал "для себя" на протяжении целых восьми лет.

Поэтические образы Рылеева связывают различные формы борьбы против тирании и деспотизма - от сопротивления новгородцев великому русскому князю до испанской военной революции и от последней до тираноборства древних римлян.

Большим вкладом в развитие присущего русской классике духа братства народов являются мастерские отрывки из незавершенных поэм: "Наливайко", "Хмельницкий", "Палей". В украинцах Рылееву нравился дух ненависти к крепостным цепям, которыми их опутала Екатерина II в конце XVIII века . "Прикрепленные к земле", они, как отмечает поэт, называли себя все-таки лишь "подданными", не желая сливаться с общей массой, по их презрительной кличке, "крепаков"*. Народная украинская песня, вольная, как степное раздолье, привлекла внимание русского революционного поэта. Отсюда почерпнул он жанр известных дум. С Украиной связано лучшее его произведение в лиро-эпическом роде, поэма "Войнаровский ". Рылеев сближал в своем творчестве два братских народа России.

Рылеев подхватил замечательный мотив поэзии просветителей "Вольного общества" - воспевание героя разума, культуры и прогресса в противоположность герою завоеваний. В оде "Гражданское мужество осуждается вековечное преклонение людей перед Аттилами, Наполеонами, утверждавшими свою славу "убийственным мечом".

За год с небольшим до своей трагической гибели Рылеев, признанный глава тайного "Северного общества", написал стихи, которые распространялись в декабристской среде и получили там широчайшую известность. Приобщенные к следственным материалам, они были уничтожены по личному приказанию Николая Первого. Случайно сохранившаяся копия была впоследствии опубликована за границей

В этих стихах, обращенных поэтом к своим современникам, к молодому поколению, уходящему от общественных проблем в область бездумного, рассеянного существования, отражены самые значительные черты личности Рылеева и особенности его творческой манеры.

Поразительна в Рылееве прямолинейность и неуклонность, с которой он подчинил все свое творчество революционной идее. Гражданственность стала его музой, которой он не изменил до самого конца своего краткого литературного пути.

в печати его стихи появились впервые лишь в 1820 году, когда ему было уже 25 лет - возраст для поэтов той эпохи довольно поздний. Если иметь в виду, что жизнь Рылеева трагически оборвалась в 1826 году, то на весь его литературный путь приходится всего пять с небольшим лет. За этот краткий срок им сделано не так уж мало: стихи в журналах, редактирование совместно с Бестужевым одного из лучших альманахов той поры "Полярная звезда", выпуск отдельным изданием сборника стихотворений на исторические сюжеты под общим названием "Думы", публикация поэмы "Войнаровский" , критические статьи, переписка на литературные темы. И все это в сочетании с гражданской службой, сначала в Палате уголовного суда, а затем в правлении "Российско-Американской компании", деятельность которой была посвящена исследованию природных богатств Аляски, принадлежавшей тогда России. Но главным делом жизни Рылеева было горячее участие в тайном "Северном обществе ", где он скоро занял ведущее положение. Он и свою поэзию подчинил агитационным декабристским задачам, не упуская ни единой возможности, даже в условиях царской цензуры, служить идее будущего революционного переворота.

Рылеев впервые получил широкую известность как поэт, опубликовав в 1820 году свое послание "К временщику". Из цензурных соображений автор выдавал свои стихи за произведение древнеримского поэта. Но, читая первые же строки - все понимали, что речь идет не о каком-либо сенаторе Древнего Рима, а о графе Аракчееве , жестоком начальнике военных поселений, советнике и сотруднике Александра Первого , проводившем реакционную политику.

В том положении, в каком была и есть Россия, никто еще не достигал столь высокой степени силы и власти, как Аракчеев... Все государство трепетало под железной рукой любимца правителя. Никто не смел жаловаться. Едва возникал малейший ропот - и навечно исчезал в пустынях Сибири или в склепах крепостей.

С этого стихотворения началось политическое поприще Рылеева.Читателю было понятно, что речь идет не только о всесильном деспоте-временщике, но и о самом императоре - душителе свободы.

Гражданский пафос поэзии Рылеева ясно проступает и в дальнейших его стихах, из которых только очень немногие были опубликованы на страницах тогдашних журналов. Однако и по тому немногому, что попало в печать, можно судить о ярко выраженной гражданственности и патриотизме. Рылеев откликался на важнейшие события текущей политической жизни. Он написал большое стихотворение "На смерть Байрона", видя в знаменитом английском поэте прежде всего защитника свободы угнетенных народов.

В своей оде "Гражданское мужество", Рылеев громким именам знаменитых царедворцев противопоставляет менее заметных, но мужественных защитников общегражданских прав и общенародной свободы.

"Общественное благо " - вот главная тема зрелой поры в творчестве Рылеева. Здесь обрел он собственный голос, резко выделяющий его среди поэтов декабристского круга. Понятие "гражданственность", введенное им в поэзию, поистине знаменательно для дальнейшего ее развития. Он Словно принимая эстафету от Рылеева, много лет спустя Некрасов повторил его завет - "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан ".

В стеснительных условиях цензуры Рылеев, естественно, не мог говорить в полный голос. Ему поневоле приходилось оставаться в рамках свободолюбивого просветительства и общественной гражданской морали. Но и здесь с достаточной отчетливостью проступает социальный протест

Разрабатывая темы политической лирики, Рылеев сосредоточил свое внимание на героической истории русского народа. Воспитание патриотического чувства было одной из очередных задач декабристской пропаганды.

Преследуя эту цель, Рылеев создал обширную галерею исторических портретов горячих и самоотверженных патриотов, ради любви к родине, к родному народу способных идти на подвиг, жертвуя собственной жизнью. Он объединил эти стихи в цикл, связанный общей идеей,. Название "Думы", очевидно, пришло от поэтических преданий свободолюбивой Украины, распевавшихся кобзарями. До известной степени само название должно было подсказать вдумчивому читателю мысль о демократической направленности этого произведения. Всего Рылеевым была написана тридцать одна дума Здесь проходят имена древней русской истории: Олег Вещий, Ольга, Святослав, Святополк, Мстислав Удалой, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Курбский, Ермак, Борис Годунов князь Владимир Киевский, Марфа Посадница, Яков Долгорукий, Меншиков, Волынский и др. Все эти стихотворные рассказы о деятелях отечественной истории проникнуты единой мыслью: жертвенная любовь к родине, борьба против иноземных насильников, воинское и гражданское мужество.

Он идеализировал своих героев, придавая им не соответствовавшие действительности черты. Если образы древнерусских князей, мужественно защищавших родную землю, были нарисованы исторически верно, то государственные деятели XVII - XVIII веков часто не по праву приобретали желательный поэту облик правдолюбцев и защитников народных прав .

Идеей патриотизма и свободолюбия проникнута следующая поэма Рылеева - "Наливайко ", дошедшая до нас в тринадцати небольших отрывках, Наливайко - украинский гетман XVI века, поднявший народное восстание против польской шляхты, владевшей тогда Украиной, и казненный в Варшаве в 1597 году. В нем Рылев увидел героя борьбы за национальную независимость, мужественного, стойкого до конца защитника своих свободолюбивых убеждений. С болью в душе видит гетман горе угнетенного, порабощенного врагами родного края. Сердце его пылает ненавистью к иноземным захватчикам, жаждой справедливой мести, но вместе с тем и презрением к соотечественникам, смирившимся с чужеземным игом:

Героической теме в родной истории Рылеев оставался верен до конца. В его литературном архиве сохранились планы и наброски будущих произведений, и все они имеют отношение к прошлому русского или украинского народа: "Гайдамаки", "Палей", "Партизаны", стихи о вольном Новгороде, переложение "Слова о полку Игореве".

Особое место занимают агитационные песни, писавшиеся в тесном сотрудничестве с Бестужевым. Простые по языку, конкретные по содержанию, эти песни несомненно сыграли немаловажную роль среди полков, подготовляемых к восстанию.

Наследие Рылеева невелико. Кроме "Войнаровского", он напечатал при жизни всего сорок пять стихотворений (включая сюда и 21 "думу"). После разгрома декабрьского восстания его имя и совсем исчезает со страниц альманахов и журналов. И только с 1856 года, когда была объявлена амнистия сосланным в Сибирь декабристам, стихи Рылеева понемногу начинают появляться в печати

Стихотворение «Гражданин» - вершинное произведение декабристской лирики.

Его стихотворения, отличаясь эмоциональной приподнятостью, изобилуют словами социально-политической окраски: «герой», «цепи», «вольность», «отчизна», «раб», «свобода», «закон», «народ», «гражданин».

Наиболее целеустремленно и полно своеобразие декабристской поэзии представлено в творчестве К. Ф. Рылеева (1795—1826).

Рылеев начал как подражатель Жуковского и Батюшкова и не избежал увлечения легкой поэзией. Его ранние стихотворные опыты — любовные элегии, дружеские послания, шарады и надписи — мало оригинальны. Первым стихотворением, обратившим на себя всеобщее внимание, была его знаменитая сатира «К временщику» (1820), направленная против всесильного тогда Аракчеева.

Портрет «временщика» был до того точен и страшен, что Аракчеев предпочел себя не узнать. Только поэтому сатира и смогла появиться в печати. Стихотворение содержало прямую политическую угрозу. Рылеев призывал к действию, к уничтожению временщика. Избавить страну от «рока злого» может только новый Брут или Катон, и поэт открыто заявлял, что будет счастлив «прославить на лире» этого нового героя.

Огромная политическая смелость первого выступления Рылеева обнаруживала в нем будущего революционера. Свое политическое credo он формулирует в стихотворениях «А. П. Ермолову» (1821), «Александру I» (1821), «Видение» («Ода на день тезоименитства великого князя Александра Николаевича», 1823)и в посвященной А. С. Мордвинову оде «Гражданское мужество» (1823).

В качестве адресатов Рылеев выбирает царей (настоящего и будущего) и политических деятелей, т. е. лиц, которые по своему положению могут способствовать «общественному благу». В этом проявляется гражданственность стихотворений Рылеева, еще не члена тайного общества, но уже потенциального декабриста. Политическая доктрина его первых гражданских стихотворений связана с идеями просветительства XVIII в. — заботой о просвещении, «общей пользе», «святости закона».

С традициями XVIII в. связана и идея просвещенного монарха. Чтобы научиться быть царем, нужно прежде всего «чтить власть закона». Необходимость отстаивать закон — центральный момент оды «Гражданское мужество». Ораторский пафос оды, изложенная в ней программа гражданских доблестей утверждали образ идеального общественного деятеля.

Послание Ермолову отражает общее настроение передовых кругов, с волнением следивших за вспышками освободительного движения в Греции и Испании, когда казалось, что революционная волна подкатилась к границам России. То же самое подразумевает и поэтическая формула Рылеева «предназначенье века», которая обретает в его творчестве фразеологическую устойчивость. «Предназначенье века» — это стремление к свободе.

В послании «Александру I» и в «Видении» — это освободительная тенденция века вообще, в «Гражданине» (1824) она связывается уже с практическим участием в революционной борьбе. Несмотря на умеренность политической программы первых гражданских стихотворений Рылеева, их агитационное значение было велико.

Оно заключалось уже в самом факте выдвижения на первый план гражданской идеи, в их общей тенденции, наконец, в гражданственной, патриотической лексике и фразеологии, которая создавала лирическую тональность стихотворений и воплощала их основную эмоциональную тему: любовь к свободе, протест против угнетения.

В первых стихах Рылеева уже проявились его оппозиционные настроения и приверженность к гражданским традициям русской поэзии. Последнее демонстративно подчеркнуто его отношением к Гнедичу. В 1821 г. Рылеев обращается к Гнедичу с посланием, а через год посвящает ему свою программную думу «Державин».

Оба стихотворения тематически связаны со знаменитой речью Гнедича «О назначении поэта», произнесенной в «Вольном обществе любителей российской словесности» 13 июня 1821 г. Эта речь была ярко выраженной декларацией литературных принципов декабризма. В основе ее была идея высокой гражданской поэзии, призванной поднять дух современного молодого поколения.

В послании Гнедичу впервые появляется в лирике Рылеева обобщенный образ поэта-гражданина. В думе «Державин» этот образ развертывается как образ поэта-трибуна, поборника свободы и истины: «Он выше всех на свете благ Общественное благо ставил».

Реальный облик поэта Державина далеко не во всемсоответствовал этой характеристике. Но она полностью отвечала идейно-творческим устремлениям самого Рылеева, предельно точно охарактеризованным в его ставшем знаменитым стихе: «Я не поэт, а гражданин» («А. А. Бестужеву», 1825).

Открыто и не раз заявленным гражданским, политическим пафосом поэзии Рылеева определяется и ее жанровое своеобразие. Сперва пользуясь традиционными жанрами классицизма (ода, послание, сатира), Рылеев обновляет их тематику и стилистический строй. Затем создает совершенно оригинальный по его жанровым очертаниям поэтический цикл, названный самим поэтом «Думами».

Так именовались в украинском фольклоре песни исторического содержания. Их подобием и должны были стать, по замыслу Рылеева, его собственные думы. Но до того аналогичная попытка была предпринята польским поэтом Немцевичем, которого Рылеев назвал своим предшественником.

Думы Рылеева были написаны на протяжении 1821—1823 гг., печатались по отдельности в различных журналах и альманахах тех же лет и в 1825 г. вышли отдельным изданием.

Все думы Рылеева подчинены одному заданию: явить современникам поучительные примеры гражданских добродетелей их «предков» — известных деятелей отечественной истории. В их числе древнерусские князья, Ермак, Богдан Хмельницкий, Борис Годунов и Петр I, сподвижники Петра и др.

Некоторые думы написаны в форме лирического монолога исторического героя, другие — в форме лирического авторского воспоминания о его славных делах. Одна из них — «Смерть Ермака» — стала известной народной песней «Ревела буря, дождь шумел».

Рылеев не стремится объективно изобразить отдельные эпизоды русской истории или показать становление национального характера. Его задача — на исторических примерах дать образцы гражданской и патриотической доблести. Исторический сюжет подчиняется политическим задачам современности и насыщен аллюзиями. Герои дум излагают политическую программу поэта.

Поучения Ольги Святославу («Ольга на могиле Игоря») совпадают с наставлениями Екатерины II наследнику в оде «Видение»: монарх должен быть отцом для своих подданных, а «несправедливость власти» ведет к народным бедствиям и гибели властителя. Потомки осуждают Игоря, несмотря на его воинскую доблесть, потому что им двигало не стремление к славе отечества, а «к золоту алчба».

Наоборот, «святая мудрость» и правота правления смягчают приговор современников и потомства Борису Годунову. Он «страдалец», «несчастный», достойный не только проклятий, но и благословений. Даже преступление (убийство царевича Дмитрия) искупается заботой правителя об общественной пользе, о благе народа.

Для Рылеева важен не столько тот или иной исторический эпизод, сколько поведение героя в определенных условиях. Отсюдаиногда противоречия в оценке некоторых исторических событий, равно как и характеров исторических лиц. В думе «Петр Великий в Острогожске» Мазепа — потенциальный изменник, коварный лицемер, враг Петра и России. В поэме «Войнаровский» ее герой, соратник Мазепы, показан как защитник народа и родины.

Таким образом, думы откровенно служат агитации. Недаром в критических отзывах на них так часто фигурирует слово «цель». Рылеев избрал «целью возбуждать доблести сограждан подвигами предков», — писал о них А. Бестужев. «Цель» и «намерение» как непременное условие поэтической зрелости видел в них Вяземский. И это же слово «цель» повторил Пушкин: «Думы Рылеева и целят, а все невпопад».

Поиски способов активного воздействия на общество привели Рылеева к романтической поэме байронического толка. Первой и единственно законченной поэме Рылеева «Войнаровский» (1823—1824) предшествовал шумный успех «Кавказского пленника» (1820—1821) Пушкина.

Этот успех показывал, что жанр романтической поэмы был созвучным художественной потребности эпохи. К этому новому для русской поэзии стихотворному жанру Рылеев подошел уже в «Думах». В них уже проявились характерные для романтической поэмы тенденции к построению лирического повествования, сосредоточенного вокруг личности героя, его внутренних переживаний, которые доминируют над действием, окрашивают собою фабулу и самую обстановку рассказа и вместе с тем путем эмоционального отождествления как бы становятся лирическим выражением внутренней жизни поэта.

19 Одновременно «Думы» связаны и с поэтикой классицизма (ораторский пафос, «высокая» лексика, назидание). Обращаясь к романтической поэме и сознательно отталкиваясь от ее пушкинского образца, Рылеев ищет самостоятельный творческий путь. Разочарованному герою Байрона и Пушкина он противопоставил страдающего гражданина, борца с тиранией за права народа.

Исторические Войнаровский и Мазепа не соответствовали их образам, созданным Рылеевым, о чем прямо сказано в предпосланных поэме очерках (написаны А. А. Бестужевым и А. О. Корниловичем).

Патриотизм Войнаровского и Мазепы, их пламенные речи были выражением чувств автора поэмы, причем значительно более художественно совершенным, нежели в «Думах». Пушкинне мог принять навязчивой дидактичности, композиционного однообразия и антиисторизма дум, но после «Войнаровского» он писал: «С Рылеевым мирюсь — Войнаровский полон жизни»; «...слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет».

Каноны романтической поэмы требовали включения в нее местного колорита и нравов. Идя вслед за Пушкиным, Рылеев стремится к точности описаний. Уже в думе «Иван Сусанин» Рылеев вместо условного оссианического пейзажа дал конкретные детали крестьянского быта.

В «Войнаровском» описание природы также реалистично и естественно включает приметы местного колорита — описание быта далекой Сибири. Тема природы в поэме имеет самостоятельное значение и так же, как сюжетное действие, несет гражданственную нагрузку.

Это первая в русской литературе попытка дать описание «места» и «нравов» страшного края, невольного места жительства многих поколений русских вольнолюбцев, края, где ломались характеры, рушились надежды, терялась вера в себя и людей.

«Войнаровский» был окончен в первой половине 1824 г. В это время Рылеев — уже один из руководителей Северного общества. На совещании в декабре 1823 г. он внес предложение о создании агитационной литературы. Конституционные чаяния, выраженные в первых гражданских стихах, ушли в прошлое.

Энтузиазм руководителя, политическая активность Рылеева, его республиканские убеждения, практические предложения — все это находит выход в поэтическом творчестве.

В «Войнаровском» Рылееву пришлось подтягивать историю к современности, идеализировать вождей антинародного движения. Но в следующих своих замыслах Рылеев уже непосредственно обращается к освободительной борьбе украинского народа против польского владычества в конце XVI в.

Из всех неосуществленных замыслов Рылеева 1824—1825 гг., связанных с этой темой (поэмы «Мазепа» и «Наливайко», трагедии «Мазепа» и «Богдан Хмельницкий»), наиболее полно представлена сохранившимися рукописными набросками и печатными фрагментами поэма «Наливайко».

13 отрывков и программа поэмы позволяют судить, что Рылеев задумал поэму как широкое эпическое полотно с изображением быта и нравов Украины, враждующих религиозных групп, притеснения украинских крестьян поляками, наконец, народного восстания.

В романтическую поэму Рылеев вводит нового героя — предводителя казацкой вольницы. Любовный сюжет, обязательный в романтической поэме, исключается полностью, уступая место сюжету героическому — большому трагическому событию национальной истории. «Войнаровский» композиционно еще связан с думами.

Основная часть поэмы (после повествовательной экспозиции) строилась как монолог героя, таким образом все события преломлялись через его восприятие. В «Наливайко» Рылеев стремится к большей объективности изображения:монолог перемежается авторским повествованием, и повествование преобладает.

Вместе с тем эта поэма больше всех других произведений связана с практической деятельностью Рылеева-революционера. Войнаровский показан героем, исключенным из общественной жизни, лишенным возможности действовать. Наливайко — руководитель восстания и изображен в момент наивысшей политической активности.

Его образ впитал эмоциональный настрой декабристов в период перед восстанием, их готовность к борьбе и одновременно колебания, неуверенность в успехе. В знаменитой, известной нескольким поколениям революционеров «Исповеди» Наливайко говорит о неизбежной гибели тех, кто «первым восстает на утеснителей народа».

Психологическая аналогия была настолько точна, что друзья Рылеева в монологе Наливайко услышали предсказание своей собственной судьбы, а Рылеев повторил в разговоре с Н. Бестужевым слова Наливайко как собственное убеждение: «Верь мне, что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России, и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящих россиан».

Даже такой эпизод, намеченный в программе поэмы, — «он может бежать, но не хочет» — соответствовал поведению некоторых декабристов после разгрома восстания. Так, узнав, что начались аресты товарищей, друг Рылеева Александр Бестужев не захотел бежать и сам явился в Зимний дворец.

В программе поэмы Наливайко становится гетманом в результате народного восстания. Народ выступает как реальная сила истории, но восстание должно было закончиться поражением. Иное решение социального конфликта намечалось в трагедии Рылеева «Богдан Хмельницкий». Восстание, которое возглавил Богдан Хмельницкий, привело к освобождению украинского народа от политического и религиозного гнета Польши.

Признание народа реальной силой истории вызвало к жизни агитационные сатирические песни Рылеева и Бестужева, обращенные к народу.

Сатирическая песня, песня-пародия в это время — явление распространенное. Достаточно вспомнить пушкинский ноэль («Ура, в Россию скачет»), который, по свидетельству декабристов, «распевался чуть ли не на улице». До нас дошло 12 песен, написанных Рылеевым и Бестужевым, иногда, по-видимому, в соавторстве и с другими декабристами. Агитационное значение этих песен было признано даже Верховным судом: их сочинение было поставлено авторам в вину наряду с покушением на цареубийство.

Имитация крестьянских или солдатских простонародных песен была живой, увлекательной, доступной для масс и потому действенной публицистикой. В песнях выражено конкретноепредставление о народных бедствиях. Здесь говорилось о бесправии народа, о взяточничестве в судах, о царских поборах, бессмысленной шагистике в армии и о том, что людьми торгуют, «как скотами».

Включая в разудалый мотив рассказ о дворцовых переворотах, о свержении Петра III и «курносого злодея» Павла I, песни внушали мысль о необходимости уничтожения царской фамилии во имя интересов грядущей революции.

Конечно, декабристы, в том числе и Рылеев, оставались на позициях дворянской революционности и не собирались привлекать к восстанию народ, но они стремились донести до народных масс свою программу и лозунги. Поиски доходчивой формы и общего с народом языка были характерными для Рылеева — руководителя тайного общества, поэта и гражданина.

Отчетливей всего гражданская позиция Рылеева-борца выражена в стихотворении «Я ль буду в роковое время», написанном уже незадолго перед восстанием. Рылеев заклеймил гражданственную несостоятельность тех современников, кто не постиг «предназначенья века» и стоит в стороне от общественной борьбы.

«Изнеженному племени переродившихся славян», так непохожему на героев дум, противостоит голос автора, мужественного и страстного человека, своей жизнью доказавшего право обличать современников.

Последние три стихотворения написаны Рылеевым уже в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, когда сам Рылеев оказался в ситуации, которую так часто избирал для своих героев. В одном из них («Мне тошно здесь, как на чужбине», 1826) мотив обреченности (уже не как предчувствие, а как ожидание смерти) сочетается со смирением и раскаянием.

Это следствие той депрессии, которая овладела им в начале следствия. Но в последнем стихотворении («О милый друг, как внятен голос твой», 1826) сквозь библейский колорит его проступают те самые настроения, которыми поэт наделял своих героев — Михаила Тверского, Артамона Матвеева, Наливайко.

Мотив жертвенности сочетается с историческим оптимизмом и сознанием, что и борьба и смерть автора стихотворения не будут напрасными. Дальнейшая история революционной борьбы подтвердила жизненность дела Рылеева, а его поэзия оказалась значительной для последующей истории русской литературы.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: