Образовательный портал - Kuveys

Программа Тренинга ораторского искусства
от Самарского Тренингового Центра

Базовая ступень (12 часов): «Словесная импровизация».

Базовая ступень тренинга направлена на то, чтобы снять страх выступления перед аудиторией, чтобы вы могли спокойно выйти перед слушателями и начать говорить практически на любую тему, при этом удерживая внимание публики, говоря на хорошем уровне энергетики, активно и грамотно используя жесты, интонации, контакт глазами. Чтобы вас слушали и восхищались вашей словесной импровизацией! Чтобы ваша речь была яркой, интересной, увлекательной, живой, зажигающей, харизматичной!!!


Темы

Содержание блока

Грамотные советы

Теория:

  • Как грамотно давать друг другу обратную связь (как быть хорошим тренером по ораторскому искусству для других).
Практика:

  • Мини-самопрезентации с отработкой навыка давать обратную связь.
*** Запускаем механизм самообучения, чтобы развитие ораторских навыков продолжалось и после окончания тренинга.

Энергетика речи

Теория:

  • Об энергетике. Шкала для измерения. Демонстрация разных уровней. Что создает высокую / низкую энергетику. Демонстрация работы на разных уровнях энергетики.
Практика:

  • Отработка навыка работать на разных уровнях энергетики.

  • Отработка навыка работать на высокой энергетике (вдохновляющая речь, призыв).

  • Отработка навыка перехвата лидерства с помощью высокой энергетики.
*** В этом же блоке на 50% прорабатывается страх публичных выступлений.

Техника речи

Теория:

  • Короткая лекция: на какие параметры в выступлении оратора обращать внимание (первые 6 параметров).
*** По итогам курса у участников семинара остается в голове матрица из 10-12 параметров, составляющих основу ораторского мастерства.

Постановка на публике

Теория:

  • Основная поза оратора.

  • Базовое положение рук.
Практика:

  • Запоминаем телом основную позу оратора.

  • Тренируем разные варианты базового положения рук.

  • Находим наиболее удачное для себя положение.

Словесная импровизация

Теория:

  • Демонстрация. Разбор приемов, которые позволяют импровизировать легко и спонтанно.
Практика:

  • Отработка навыка словесной импровизации (2 раза).

  • Отработка приема «импровизация по последнему слову».

  • Отработка навыка импровизировать, сохраняя контакт глазами.

Уверенность в себе

Теория:

  • Мозговой штурм «приемы для снятия волнения».
Практика:

  • Отработка навыка сохранять спокойное состояние, несмотря на провокации группы.

Работа с возражениями

(сложные вопросы)


Теория:

  • Демонстрация.
Практика:

  • Тренируем эмоциональную устойчивость при ответах на неожиданные вопросы.

  • Отрабатываем навык быстро, спонтанно, «сохраняя лицо», отвечать на сложные вопросы.

Работа с жестами

Теория:

  • На что обращать внимание при жестикуляции.
Практика:

  • Упражнения на отработку «говорящих» и «коммуникационных» жестов.

Актерское мастерство

Практика:

  • Изменение стиля своего выступления за счет вхождения в разные роли (отрабатываем 5 ролей).

  • Тренировка умения выступать в агрессивно-наезжательной манере (роль разозленного начальника).

Работа с голосом

Теория:

  • Приемы для лучшего владения своим голосом.
Практика:

  • Гимнастика для лица. Голосовая разминка.

  • Подстройка по голосу (при телефонных переговорах).

  • 2-3 упражнения на развитие интонационного / эмоционального богатства.

Словесная импровизация

Теория:

  • Демонстрация. Разбор двух основных стратегий для увязывания всего со всем.
Практика:

  • Тренируем навык перехода с текущей темы на тему, нужную оратору, с помощью импровизации .

Контакт глазами

Теория:

  • Контакт глазами: тонкости…
Практика:

  • Отработка умения поддерживать со слушателями хороший контакт глазами.

Продвинутая ступень (12 часов): «Видеотренинг (работа в жанрах)».

Продвинутая ступень тренинга направлена то, чтобы развить ваши ораторские навыки, чтобы научиться грамотно выступать в наиболее частых жанрах: «убеждающее выступление», «рассказывание историй», «произнесение тостов». Чтобы сделать несколько видеозаписей ваших выступлений и дать вам возможность проанализировать таким образом свои сильные и слабые стороны. Просмотр себя по видео дает поистине бесценную обратную связь о вашем стиле выступления. У многих именно видеотренинг приводит к скачкообразному росту ораторского мастерства!


Темы

Содержание блока

Метасообщение

Теория:

  • О важности того, что говорит наша невербалика: тело, мимика, жесты… Метасообщение о себе, услуге, слушателях…
Практика:

  • Тренируем навык выдавать нужные метасообщения. Замечать и расшифровывать метасообщения, идущие от других ораторов.

  • Тарабарский язык. Умение передать нужное метасообщение на несуществующем языке.

Цепляющие

вопросы


Теория:

  • Приемы для удержания внимания слушателей с помощью цепляющих вопросов. Демонстрация.
Практика:

  • Тренируемся выступать с использованием цепляющих вопросов .

Парламентские дебаты

с видеосъемкой


Теория:

  • Структура убеждающего выступления. Основы построения аргументации.
Практика:

  • Подготовка к выступлению.

  • Выступления в дебатах.

*** В этом упражнении суммируются все навыки, которые изучались на семинаре. Задача ораторов – выступить с учетом всего , что они уже знают. Видеосъемка – отличное средство выявления дальнейших направлений развития себя как оратора.

Художественный рассказ

с видеосъемкой


Теория:

  • Как создавать яркие, интересные истории-зарисовки из своей жизни. Композиция художественного рассказа.
Практика:

  • Подготовка выступления.

  • Выступление.

  • Получение обратной связи на выступление.

Сочинение сказки

сходу


Теория:

  • Основные элементы любой сказки. Демонстрация.
Практика:

  • Словесная импровизация по созданию сказки без подготовки.

Паузы.

Передвижения по аудитории


Теория:

  • О важности пауз . О том, как правильно ходить.
Практика:

  • Тренируемся держать паузы и ходить перед аудиторией.

Трудная аудитория

Теория:

  • Что делать, если в группе один-два человека находятся в роли «вредных» слушателей.
Практика:

  • Тренируемся: сохранять свое состояние, удерживать внимание дружелюбной части группы, перетягивать внимание «вредных» слушателей.

Парная работа

Теория:

  • Как грамотно выступать в паре. Преимущества парной работы. Приемы для передачи хода.
Практика:

  • Тренируем умение работать в паре.

Чтение незнакомого текста

Теория:

  • Как читать текст с листа (выступать, когда нужно часто подглядывать в текст). Разбор приемов. Демонстрация.
Практика:

  • Тренируем навык читать даже незнакомые тексты – ярко, интересно, увлекательно…

Тосты

Теория:

  • Разбор одной из самых простых и при этом самых эффективных стратегий произнесения тостов.
Практика:

  • Тренируемся произносить тосты.

Пояснительная записка

"Люди теряют уважение к тем,

кто не может говорить как следует,

и они проникаются уважением к другим,

Кто манипулирует словами
с необычайной легкостью" Т. Шибутани

"Никакая другая способность человека

не даст ему возможности с такой быстротой

сделать карьеру и добиться признания,

Как способность хорошо говорить"
Ч. Депью

Работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель - способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых и талантливых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной деятельности в школе, занятия по интересам: кружки, творческие мастерские и объединения муниципальных образовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Определяя работу с одаренными детьми, необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Одаренность - это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов) .

Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Выделяют следующие виды одаренности : творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность, музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность, общая одаренность, интеллектуальная одаренность, социальная одаренность.

Вся наша жизнь строится на общении - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных.
Говорить, конечно же, можем мы все, даже малолетние дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может все-таки не каждый. Мастерами общения не рождаются - ими становятся, но существует категория людей, которым с детства не составляет никакой трудности выступить перед публикой, они чувствуют себя перед группой людей уверенно, могут смело вступить с ними в беседу, не испытывают стеснения. Это социальная одаренность. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Результатом социальной одарённости является формирование социально-коммуникативной компетентности как проявления социальной одарённости в деятельности: с пособность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли.

Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к навыкам общения. Творческое объединение «Юный оратор» дает возможность развития социальной одаренности, позволяет учащимся получить не только полезные знания, но на практике отработать все приемы, способствующие развитию грамотной, красивой, смелой речи, развитию навыков выступления перед аудиторией.

Ораторское искусство - это
- умение чётко и ясно выражать свою мысль;
- конструктивность речи;
- динамичность речи;
- презентация речи.

Цель работы с одаренными детьми: Создание системы деятельности педагога по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей
  2. проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
  3. предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Цель Программы : овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией. А также овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие красноречия.

Формы и методы работы на занятиях кружка - это лекции (ознакомление с ораторским искусством, особенностями публичной речи), беседы, встречи с интересными людьми и, безусловно, практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся, участие в общешкольных мероприятиях). Большая часть работы с кружковцами отводится именно практическим занятиям, в процентном соотношении - примерно 60-70%.

Данный курс состоит их трёх ступеней , связанных единой идеей с постепенным усложнением материала. 1-ая ступень - "Основы ораторского мастерства".

Ребята на занятиях данного кружка учатся: снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;

активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой

На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.

Планируемые результаты:

Овладение техниками построения устной монологической речи;

Умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;

Умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;

Умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;

Умение противостоять словесной агрессии;

Овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;

Знание и соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;

Умение готовиться к выступлению;

Выработка собственного стиля, особенной манеры общения с людьми, реализация через общение своей индивидуальности.

Программа 1 ступени обучения в кружке «Юный оратор» рассчитана на целый учебный год, по 1 часу в неделю.

Количество участников: группа из 12 учеников.

Учебно-тематический план работы

кружка «ЮНЫЙ ОРАТОР»

(мастерская искусства речи)

Речевое дыхание. Дыхание - основа звучания голоса. Правильное дыхания (развитие правильного вдоха и правильного выдоха), бесшумный, короткий вдох, выдох - длительный, лавный.

Постановка на публике и контакт с аудиторией: приемы вовлечения, захват и удержание внимания аудитории, создание уважения, доверия и расположение публики. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах». (Ларошфуко): внешний вид оратора, выход на сцену, стойка оратора, пауза в выступлении.

Энергетика речи и уверенность оратора: управление стрессом, владение психологическим состоянием, методы устранения страха, секреты привлекательности оратора, свобода речи и самовыражения на публике.

Владение содержанием речи : освоение основных стилей и жанров речи. Убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки. Умение оперативно мыслить на публике, точно выражать и четко формулировать содержание.

Импровизация в речи. Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Словесная импровизация помогает: снять паузы зависания; не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов; выступать на высокой энергетике; легко отвечать на вопросы; уменьшить страх публичных выступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости; легко поддерживать светскую беседу.

Креативность и остроумие в речи. «Подвешенность» языка, нестандартность, оригинальность, юморотворчество. Образность речи, богатство языка, расширение активного словарного запаса.

Убедительность и влияние на публику : мастерство убеждения, методы эффективной аргументации, логическое и эмоциональное воздействие. Оказание влияния на публику речью, использование манипуляции, приемы софистики и внушения.

Выразительные средства речи : наглядность, владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Художественные приемы, выразительные средства языка: тропы, фигуры, пословицы и поговорки, фразеологизмы. Выразительность жестикуляции, детализация, драматизация, ролевое перевоплощение и гибкость, актерские техники.

Работа с аудиторией : управление слушателями, вдохновление на диалог, психология общения с залом. Публичное выступление. Моральная настройка на успех. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Эффективные методы работы с вопросами публики. Практикум.

Воспитательная работа с кружковцами

  1. Воспитание любви и уважения к русской речи.
  2. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
  3. Воспитание культуры поведения в семье, в школе и в общественных местах.
  4. Творческое развитие личности школьников.
  5. Развитие навыков публичного выступления (ораторского искусства).
  6. Воспитание культуры поведения на сцене.
  7. Участие в общешкольных мероприятиях, в праздничных концертах.

Работа с родителями

Заинтересовать родителей в творческом развитии их детей.

Организовать с помощью родителей поездку в г. Чебоксары с посещением музея, знакомства с достопримечательностями столицы Чувашской Республики.

Организовать с помощью родителей интересное проведение детского досуга, праздников, творческих выступлений кружковцев.

Проводить родительские собрания один раз в полгода.

Литература

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1982.
  2. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. - М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
  3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. - 2009. - № 3. - С. 85 - 86.
  4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1995.
  5. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. М., 1989.
  6. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. - №2.
  7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., 1993.
  8. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416с.
  9. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1998.
  10. Скворцов Л.И. Культура языка - достояние социальной культуры. - М.: Просвещение, 1992.
  11. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. - 2008. - № 1. - С. 103 - 106.
  12. Теплов Б. М. «Способности и одаренность». М, 1961, с. 9—20.
  13. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
  14. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. - 2008. - № 2. - С. 69 - 76.
  15. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия. 1997. - 78с.
  16. http://www.odardeti.ru
  17. www.ustinow.ru
  18. golos.net

Приложение 5.

Скороговорки

С помощью скороговорок можно эффективно тренировать дикцию (четкое произношение слов и звуков). Чтение скороговорок вырабатывает правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок.

Прочитайте скороговорки вслух, отчетливо проговаривая каждый звук, затем постепенно увеличивайте темп. При этом в первую очередь следует обеспечивать четкое произношение и лишь во вторую - ускорять темп. Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удается, то сначала осознайте ее смысл, чтобы в голове возник ясный видеоряд и читайте медленно, по слогам. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. Затем постепенно наращивайте темп.

Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон. Это позволит слышать себя со стороны и эффективно устранять речевые недостатки.

Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.

2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

7. Около кола колокола, около ворот коловорот.

8. Шакал шагал, шакал скакал.

9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.

10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

11. Ткет ткач ткани на платки Тани.

12. Водовоз вез воду из-под водопровода.

13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

15. В один, Клим, клин колоти.

16. Стоит копна с подприкопёночком.

17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

19. У елки иголки колки.

20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.

23. На меду медовик, а мне не до медовика.

24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.

26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.

27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.

28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.

30. У нас гость унес трость.

31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

32. Рододендроны из дендрария даны родителями.

33. К Габсбургам из Страсбурга.

34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.

35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

36. Хвалю халву.

37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Р, л, м, н

38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.

41. Клара-краля кралась к ларю.

42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

43. На дворе трава, на траве дрова - раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.

46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.

48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?

52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

55. Дробью по перепелам да по тетеревам.

56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

61. Король-орел.

62. Курьера курьер обгоняет в карьер.

БЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.

65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

66. Гонец с галер сгорел.

67. Талер тарелка стоит.

68. Идти на рать, так бердыш брать.

69. Интервьюер интервента интервьюировал.

70. Либретто Риголетто.

71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

74. Во мраке раки шумят в драке.

75. На дороге с утра тарахтят трактора.

76. Жри во ржи, да не ржи во ржи.

77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.

78. Город Нерль на Нерли-реке.

79. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.

81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

83. А мне не до недомогания.

з, с, ж, ш, ч, щ, ц

84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

85. У осы не усы, не усища, а усики.

86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

87. Осип охрип, а Архип осип.

88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

89. Сачок зацепился за сучок.

90. По семеро в сани уселися сами.

91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

92. Свиристель свиристит свирелью.

93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

100. Четверть четверика гороха без червоточинки.

101. Инцидент с интендантом.

102. Прецедент с претендентом.

103. Константин констатировал.

104. У ежа ежата, у ужа ужата.

105. Жутко жуку жить на суку.

106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

107. Тщетно тщится щука ущемить леща.

108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

109. Яшма в замше замшела.

110. В Чите течет Читинка.

Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 354с.



Ораторский тренинг центра «Фрегат»
сочетание классических и современных авторских техник публичного выступления
индивидуальный подход к каждому участнику, работа в мини-группах до 6 человек
максимум практики, минимум теории: пошаговая проработка каждой темы
зачетное выступление перед незнакомой аудиторией
возможность шлифовки своего мастерства на бесплатных мастер-классах и вечерах-импровизации
Ведущие компоненты ораторского искусства:
уверенность в себе, своих словах и действиях
хорошо поставленный голос
четкая ясная жестикуляция и свободное поведение на сцене
харизматичность и артистичность
чувство времени и пространства
красноречие
логика и четкость построения и выражения своих мыслей
умение убеждать и возбуждать.
понимание аудитории, ее потребностей, свободная зона общения

И еще многое другое ждет вас на нашем тренинге.

Тренинг ораторского искусства тренингового центра «Фрегат» даст вам возможность:

преодолеть страх публичного выступления
грамотно выстроить свою речь
работать в разных жанрах: от агитаций до произнесения тостов за праздничным столом
наладить контакт с любой, даже «сложной и проблемной» аудиторией
превратить свое выступление в «изюминку» ораторского искусства
найти свой стиль
стать харизматичным и красноречивым оратором

Структура тренинга: Два варианта групповых занятий
- 6 занятий по 3 часа в будние дни
- 6 занятий по 3 часа в выходные дни
Основная работа проходит в мини-группах от 4 до 6 человек. После каждого занятия участник получает индивидуальное домашнее задание. Выполнение его — это ваш вклад в увеличение результативности тренинга.
Раздаточные материалы и пособия предоставляются тренером.
Все выступления записываются на видео, потом просматриваются и обсуждаются с тренером и другими участниками.
По окончании тренинга проходит зачетное занятие - выступление перед незнакомой аудиторией.


Преимущества тренинга ораторского мастерства тренингового центра «Фрегат»:
Профессионализм и большой опыт тренеров
Четкая пошаговая отработка всех техник ораторского искусства
Практическая ценность тренинга. Каждый участник имеет возможность выступить по 8-10 раз за занятие, что возможно только в малой группе.
Каждое выступление снимается на видео для последующего разбора и работы над ошибками.
Домашние задания для каждого участника формируются индивидуально.
Программа тренинга корректируется согласно потребностям и степени подготовки его участников.
В конце тренинга все желающие имеют возможность выступить перед незнакомой аудиторией и самостоятельно оценить качество проделанной им работы.

Программа Ораторского тренинга:

Занятие 1.
Внешний вид оратора. Компоненты метасообщения. Жестикуляция. Правила совмещения слова и жеста. Контакт со зрителем. Техники расслабления и преодоления страха.

Занятие 2.
Трехчастная структура выступления. «Эффект края» и «Золотое сечение». Структура вступления. Заголовок, как способ вовлечения аудитории. Типы заголовков.Структура основной части выступления. Типы аргументации. Окончание речи и завершение выступления на «высокой ноте»

Занятие 3.
Жанры выступлений. Составление тезисного и структурного планов.

Занятие 4.
Обратная связь со зрителем. Логика речи: паузы, акценты, классические интонационные схемы. Темпоритм выступления. Артистизм и харизматичность. Драматургия выступления, экспликация.

Занятие 5.
Образность и эмоциональность речи. Тропы и фигуры.

Занятие 6.
Умение грамотно задавать вопросы и отвечать на них. Работа с возражениями. Логические манипуляции и способы борьбы с ними. Конструктивная работа с критикой.

Также рекомендуем вам
Тренинг "Техника речи" | Тренинг "Деловое общение" |
Тренинг "Искусство общения" | Тренинг уверенности |


Отзывы:


Тренинг ораторского искусства - это прекрасная возможность потренировать себя в умении слушать и чувствовать аудиторию, эффективно реагировать на ее обратную связь, грамотно выстраивать структуру выступления и текста, доносить до слушателей ключевые моменты презентации. Изюминкой тренинга для меня стал авторский подход Алисы к подготовке к выступлению и самонастрою. Тебя учат не только классическим, отработанным техникам речи, а также дают возможность импровизировать и развивать гибкости в общении с людьми в повседневной жизни. Игровая, динамичная форма занятий, дружелюбная атмосфера позволяют раскрепоститься и полностью погрузиться в процесс обучения. Благодаря данному курсу я чувству себя намного увереннее перед аудиторией и учусь получать удовольствие от каждого выступления.
Огромное спасибо Алисе за ее индивидуальный подход к каждому участнику тренинга, открытость и профессионализм.


Огромное спасибо!
Тренинг полностью оправдал ожидания. Мне этот формат очень понравился, все четыре часа каждого из дней занятий были насыщены полезной информацией, положительными эмоциями, и, что особенно привлекательно, большим количеством практики для каждого участника.
Занятия построены разнообразно и при этом целостно - ни на одном из них не было скучно.Все очень понравилось. Хотелось бы больше видеосъемок, чтобы больше оценивать себя со стороны. Удобное время занятий.
Очень позитивный подход к обучению и к учащимся. Хорошая энергетика на занятиях, Интересные задания. Много полезных техник для выступления. Упор на практику, а не на теорию. Отличный преподаватель Алиса, вселяет уверенность в себя.


Спасибо за тренинг, для меня это было очень интересно и полезно, время проведенное на тренинге прошло увлекательно и незаметно, полученные знания я стараюсь применять на практике, думаю, что курсы помогли мне сделать еще один шаг в моем развитии.

Но говорят и про качество методических материалов.

Отзывы участников тренинга


Спасибо, ребята!!

Татьяна
Тренинг-тренеров №11

Отзывы участников тренинга

Понравилось:
- Кофе-брейки.


Руслан
Тренинг-тренеров №10

Отзывы участников тренинга

Что понравилось:




Елена
Тренинг-тренеров №10

Отзывы участников тренинга




Галина
Тренинг-тренеров №10

Отзывы участников тренинга

Что понравилось:


Александр
Тренинг-тренеров №9

Отзывы участников тренинга

Елена
Тренинг-тренеров №9

Отзывы участников тренинга

Александр
Тренинг-тренеров №8

Отзывы участников тренинга




Шамиль
Тренинг-тренеров №19

Отзывы участников тренинга

Понравилось:




Аня
Тренинг-тренеров №18

Отзывы участников тренинга



Успехов, удачи…!

Резеда
Тренинг-тренеров №17

Я в восторге, что посетила тренинг тренеров в Университете Риторики и Ораторского Мастерства! Много теории, умное сочетание активной и пассивной деятельности. Высокий уровень профессионализма команды тренеров. Очень поддерживала работа с нами в перерывах, касательно не только тренинга, но и общего состояния. Очень конструктивная ОС, которая, безусловно, влияла на положительную динамику каждого участника. Очень понравился индивидуальный подход к каждому участнику. Очень яркий доп.материал и методички!
Спасибо, ребята!!

Татьяна
ООО «Лидер-Класс», Координатор лидерских программ
Тренинг-тренеров №11

Понравилось:
- Кофе-брейки.
- Структурность, качество подачи информации, передачи навыков – идеально!
- Позитив, доброжелательность, и просто доброта и понимание.
Лучшая в СНГ передаче темы Ораторского мастерства. Кроме абсолютного предмета, понимание того, как эффективно передать тренерские навыки. Доброжелательность, поддержка и позитив вызывают полное доверие. ВЫ действительно любите то, чем занимаетесь, и поэтому вы лучшие в этом бизнесе!

Руслан
Основатель тренинговой компании «Архитектура бизнеса», Управляющий партнер холдинга коммуникаций «UKRAINE TOTAL COMMUNICATIONS»
Тренинг-тренеров №10

Что понравилось:
1. Конечно, открытая, раскрепощенная атмосфера - супер! Уже давно не получала такого удовольствия от профессиональной работы настоящих мастеров-тренеров.
2. Тренеры Сергей, Женя и Настя! Ваша командная работа, сработанность, позитив и умение раскрыть людей – просто выше всех похвал.
3. Уважение к каждому человеку, внимание к мелочам, продуманность тренинга – этому надо учиться!
Если вы выбрали для себя эффективное общение с людьми, то вам – на этот тренинг. Человек так раскрывается за несколько занятий, открывает в себе такие возможности, что получает с первой до последней минуты огромный кайф.
Тренеры - выше всех похвал, надо наслаждаться и учиться! Спасибо Сергею Шипунову за тренинг успеха! Женя Ильченко – мегасуперчеловек. Настя – потрясающе позитивная! Наша группа – февраль 2011, я всех полюбила, мы теперь родня!

Елена
г. Челябинск, начальник информационного управления Законодательного Собрания Челябинской области, политтехнолог
Тренинг-тренеров №10

В первые же минуты знакомства группы установилась очень доброжелательная атмосфера. Я восхищена самим руководителем Университета Сергеем Шипуновым – очень добрый, открытый, и при этом невероятно скромным, даже застенчивым. И те тренера, которые вели наш курс, Евгений Ильченко и Анастасия Спиро, сразу дали понять, что мы коллеги, ввели в эту особую, открытую, юморную, и вместе с тем серьёзную обстановку.
Тренинг очень мудро продуман – так, что уже вечером мы выступаем на вечерней школе ораторского мастерства.
Ежедневно раскрывая наш творческий потенциал и одновременно структурируя наши навыки, они вместе сделали процесс обучения легким, радостным, всеобъемлющим.
Отдельно хочется поблагодарить за изобильный кофе-брейк, за ту домашнюю атмосферу Университета, которая очень поддерживала приезжих издалека, а также общий позитивный настрой группы. Этот настрой тут же передавался вечерней тренинговой группе, которая тоже восторгалась тренингом. Такой круговорот позитива прямо в центре Москвы!

Галина
г. Обнинск, Руководитель имидж-школы «НЛПодиум», стилист
Тренинг-тренеров №10

Что понравилось:
Все очень продуктивно, утилитарно, спасибо, что существует отработанная годами структура проведения.
Здорово, что очень разнообразная группа, количество 18-19 человек – оптимально, было бы больше – уже сложнее работалось бы.
Хорошо организованное помещение

Спасибо большое за полученное удовольствие и эффективные методы развития ораторского мастерства. За семь лет активного участия в различных образовательных программах, как в России, так и в Европе, второй раз участвовал в такой насыщенном, практическом и структурированном тренинге!!
Спасибо еще раз, до встречи на следующем тренинге!

Александр
Тренинговый Центр «Человеческие активы»
Тренинг-тренеров №9

Отличная программа, эффективная и яркая. Тренеры - профессионалы и поддерживающие. Пишу и все протестует. Не просто нет никакой возможности писать стандартный восторженный отзыв, потому что это не обычная качественная программа! Это – ПРОРЫВ!!! Выход за мысленные пределы. Я делала то, о чем никогда не думала, что когда-то это буду делать, и не боялась выглядеть смешной и нелепой. Меня «перло» весь курс! По ночам я не могла заснуть, потому что внутри меня все продолжало выступать, импровизировать, жестикулировать и прочее.
Навряд ли этот отзыв можно размещать на сайте, очень уж он сумбурный, но можете подписать моим именем и должностью все что угодно!

Елена
розничная сеть «Инканто», Москва, Руководитель группы обучения
Тренинг-тренеров №9

Замечательный тренинг. Полученные знания и навыки позволяют не только вести тренинг по ораторскому мастерству, но и дают мощный стимул для личного развития. Прекрасная атмосфера, готовность тренеров отвечать на все вопросы (ничего не «зажимали»), практические рекомендации, из жизни – все это делает тренинг очень живым и практичным! Большое спасибо!
Надеюсь на дальнейшие встречи и плодотворное сотрудничество.

Александр
ООО «Группа индустриальной технологии», Руководитель проектов, коммерческий департамент
Тренинг-тренеров №8

Ну, все замечательно! Домашнее задание, высланное заранее, это очень нужно. Я готовился, и мне это помогло. Очень щедро делитесь материалами.
Идея с вечерней группой замечательная, таким и должен быть тренинг.
Особенно хочу отметить материальное обеспечение тренинга и работу Анны. Все было на высоте.
Сергей, Евгений, Настя! Спасибо вам! Надеюсь на сотрудничество в будущем! Я вас не подведу!

Шамиль
Тренинг-тренеров №19

Понравилось:
Много обратной связи мне как тренеру – почувствовала уверенность в своих силах.
Методические моменты – дизайн тренинга, подготовка упражнений…
Приятная дружеская атмосфера: за эти 7 дней почувствовала себя частью «тренерской семьи», очень здорово!
Отличные, полноценные кофе-брейки =)
Много фана (выступления тренеров, шутки, видеоролики…).

Аня
Тренинг-тренеров №18

Мне казалось, что за мою долгую жизнь я увидела многое, и меня трудно удивить… Смогли, удивили, открыли во мне те способности, которых, казалось, у меня просто нет. Спасибо!
Когда человек умеет работать и знает свое дело на «5+», его называют «профессионалом». Вы – «профи», ребята! И пока есть такие, как вы, армия тренеров-специалистов будет расти! И это радует!
Успехов, удачи…!

Резеда
Тренинг-тренеров №17

Наш тренинг называется "Ораторское искусство".

Все мы ежедневно вступаем в контакты с другими людьми, и наша речь иногда оказывает на собеседника решающее впечатление.

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу во все времена. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Что такое риторика? Риторика – это слово, которое имеет древнегреческое происхождение и означает дословно « ораторское искусство ». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему? Каждому из нас приходится выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое. Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

На минимальном уровне стоит владеть искусством красивой речи всем людям, для того чтобы в процессе ежедневного общения умело владеть своим голосом и быть интересным собеседником.

Те, кто только начинает обучение, совершают однотипные ошибки. К ним относятся:

    Недостаточно обширный словарный запас. В этом случае приходится буквально заучивать текст для произнесения перед аудиторией, а, когда слова из текста забываются, найти им замену - слишком сложная задача.

    Сбивчивый темп речи, когда оратор волнуется. Однако за быстрой речью слушателям сложно угнаться, а медленный темп заставляет погрузиться в скуку. Обучение и освоение риторики должны привести к тому, что человек сможет делать вовремя паузы, повышать и понижать темп речи.

    Однообразная речь. Знак мастерства говорящего – в вовремя использованных цитатах, коротких историях и присказках, которые помогут поддерживать интерес аудитории. Цитаты заранее подбираются из книг и выступлений других ораторов, их используют, чтобы вовремя повысить интерес слушателей к речи.

К популярным упражнениям для развития ораторского мастерства относятся:

    упражнения напротив зеркала;

    упражнения с диктофоном;

    самостоятельную подготовку выступления с использованием заданных опорных точек.

В первом случае можно самому наблюдать за собой во время речи или монолога. Нужно стараться избегать суетливых движений. Эффективно очень записать речь на видео – эффект упражнения будет как в упражнении с зеркалом, причем говорящий не будет постоянно отвлекаться на отражение в зеркале.

«Опорные точки» можно самостоятельно найти в интернете или книге. Зная «схему» монолога, составить речь легко. Однако со временем потребуется усложнение задачи и тренировки по импровизации.

Читайте вслух. Чтобы научиться чувствовать то, о чем говоришь, пропитывать своими эмоциями каждое слово, каждый звук, обязательно нужно читать вслух стихотворения. Возьмите лирический сборник Вашего любимого поэта (так легче начать) и читайте, читайте, читайте! С разными интонациями, паузами, эмоциями, тембром. Одно и то же стихотворение обязательно нужно читать самому себе или публике в лице, скажем, кошки прочитать хотя бы десять раз каждый раз по разному. Самое главное, прочувствовать слово и мысль, увидеть картину перед мысленным взором, попытаться понять, что ощущал поэт.

Проговаривайте скороговорки. Можно и перед выступление, хорошо успокаивают.

Обязательно во время выступления устанавливайте зрительный контакт с аудиторией.

Путь к хорошему выступлению займет некоторое время, однако, результат того стоит – можно выступать на конференциях и собраниях перед незнакомыми людьми, общаться с коллегами и близкими без стеснения, волнения. Мгновенно формулируя мысли и умея добиваться нужной реакции на них.

Как я уже говорила ранее, если вы хотите развивать ораторское искусство, то нужно иметь большой словарный запас. Для его пополнения нужно читать много различной литературы: научную, художественную, , фантастику.
Читайте не торопясь, старайтесь проанализировать каждую фразу. Смотрите как она построена, с какой интонацией, какую эмоциональную нагрузку несет.

Обучение ораторскому мастерству важно в каждом возрасте, для молодых и для опытных специалистов, и при разнообразных видах деятельности. Время, которое уйдет на тренировки, принесет дивиденды на протяжении будущих лет. Кроме того, даже умея выступать публично, стоит периодически расширять знания и способности в области риторики – это поможет в учебе, в профессии и в личных отношениях.

Ну, а теперь потренируемся. Я подготовила для вас скороговорки и упражнение на умение задавать наводящие вопросы. начнем со скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.


3) Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.


4) Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.


5) И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

6) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,


5)Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.


6) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

7) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

8) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

9) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

10) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

12) Течет речка, печет печка.

13) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

14) Тщетно тщится щука ущемить леща.

15) Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

16) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

17) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

18)Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"

19. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

20. Разнервничавшегося конституционалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

21. Розововолосовенькая глазовыколупывательница с полувыломанными ножками.

22. Столы белодубовые, ГЛАДКОТЕСОВЫСТРУГАННЫЕ.

23. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

24. Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.

25. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

26. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.

27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

28. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

29. Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.

30. Их пестициды не перепестицидят наши по своей пестицидности.

31. Д еидеологизировали-деидеологизировали,и додеидеологизировались.

Упражнение «Встречают по одежке».

Цель : развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску».

Время проведения:15 мин.

Описание упражнения:

Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: