Образовательный портал - Kuveys

На территории Ливана расположен таинственный и древний храмовый комплекс под названием Баальбек.

Вконтакте

Однокласники

Это величественная постройка с долгой историей сегодня – лишь отголоски того священного места и чуда древности, на которую свой отпечаток наложили время, войны и природные катаклизмы.

Но и сейчас люди восхищаются красотой и масштабностью сооружения: крупнейшие в мире колонны, блоки, а также широчайшая в мире лестница находятся именно в Баальбеке. Но самая главная загадка сооружения – зачем и как его построили?

Колоссальное чудо

Баальбек относят к мегалитам, а его возведение, согласно преданию, произошло еще до всемирного потопа. Кстати, считается, что самые крупные детали сооружения уже лежали на этом месте еще до начала строительства, поэтому создатели храмового комплекса лишь включили их в общий ансамбль.

Как полагают исследователи постройки, с давних времен в этой местности поклонялись финикийскому божеству Ваалу (или Баалу), отсюда и название храма.

Во время землетрясения сооружение было частично разрушено, однако позже его восстановили египтяне, назвав храмом Солнца. Греки же «расширили» название с храма до города, окрестив комплекс как Гелиополис, то есть, город Солнца.



В руинах Баальбека просматриваются различные архитектурные стили.

Во времена подъема Римской империи храм перестроили в честь Юпитера, а рядом воздвигли храмы во славу Венеры и Вакха. Потом пришла эпоха Византийской империи – и на смену языческим храмам пришли христианские. Позже был черед минаретов.

Впоследствии сюда приходили крестоносцы, монголы, турки… Конечно, от первоначального варианта храмового комплекса осталось мало, ведь его столько раз разрушали землетрясения, перестраивали и восстанавливали люди разных культур и конфессий.

На сегодняшний день, Баальбек представляет собой небольшой поселок в Ливане, рядом с которым расположены руины древнего храма. Несмотря на то, что уцелело далеко не все, размах сооружения поражает любого современника, которому не привыкать к большим архитектурным масштабам.

Храм-рекордсмен

К храму Юпитера можно подняться по широчайшей в мире лестнице. Она вырублена в огромных каменных блоках, причем на каждой ее ступеньке могут одновременно находиться до 100 человек!



Самая широкая в мире лестница - Баальбек

В храме уцелело шесть колонн, высота которых 20 метров – и это высочайшие колонны на Земле. Диаметр исполинских колонн – 2,5 метра. До сих пор ученые гадают, как и кто смог поднять и установить такие столпы. Примечательно, что и остатки колонн, которые лежат вокруг, были обработаны механически, а не вручную.



Высочайшие колонны на земле - Балльбек

В основании храма лежит платформа из каменных блоков, отдельные из которых достигают трехсот тонн! А вес любого из трех блоков мегалита под названием Трилитон превышает 850 тонн – а это гораздо больше, чем вес блоков, использованных при строительстве египетских пирамид.



Фрагмент Трилитона - Баальбек

Еще один интересный факт: двадцатиметровые глыбы Трилитона так плотно прилегают друг к другу, что между ними не пройдет даже тончайшее лезвие или край купюры.

Крупнейший обработанный в мире камень также находится неподалеку от храмового комплекса. Это «Камень юга», вес которого превышает 1200 тонн.



"Южный камень" Трилитон весом 1200 тонн на окраине Баальбека

Технологии далекого будущего

Даже сегодня, когда техника способна на многое, ученые не знают, как повторить подгонку блоков Баальбека: отдельные блоки имеют площадь соприкосновения, превышающую 120 квадратных метров, а посадка идет с допуском одна сотая миллиметра!



Неоконченный «заборчик» из мегалитов, не известного назначения - Баальбек

На сегодняшний день, не существует станков, на которых можно выточить фрагменты колонн, вес которых составляет 45 тонн, а также отшлифовать площадь в сотню квадратных метров.

Каменные блоки Баальбека хранят отчетливые следы резцов, длина которых составляет порядка 4 метров. Невозможно сегодня повторить и «доставку» материалов. Самый мощный современный кран осилит груз и в две тысячи тонн, однако для такого перемещения поверхность должна быть идеально ровной и прочной, явно не такой, как в районе Баальбека.

Связь с космосом

Человеческая цивилизация на данной ступени развития неспособна создать что-либо подобное – неудивительно, что у исследователей комплекса возникла теория об инопланетном происхождении храма. Согласно этой гипотезе, внеземная цивилизация выстроила на Земле космодром.

Так загадка монолитов становится объяснимой: колоссальные блоки из камня способны выдержать огромную вертикальную нагрузку, которой может быть и посадка межпланетного корабля.

Древнее предание «вторит» этой версии: Трилитон построили боги, а Баальбек был излюбленным местом остановки и отдыха бога Солнца, который ездил по небу в колеснице.

Логично было бы предположить, что храм возвели уже после создания платформы, однако монолитные камни и лестница полностью соотносятся с ее параметрами и обработкой. А это значит, что в теории о внеземном космодроме есть своя логика, достаточно додумать еще зал для прибывающих…

Но разве это нужно, чтобы объяснить происхождение гигантского комплекса? Главным образом, всех зрителей поражает масштаб постройки. Конечно, проще было бы работать с маленькими каменными блоками, которые легче как обрабатывать, так и доставлять на место строительства.

Однако если у создателей храма «под рукой» были технологии, которые позволяли работать с колоссальными масштабами, то, вероятно, они выбрали именно их не случайно, ведь чем крупнее части комплекса, тем легче им выстоять в зоне, где нередки землетрясения. Кроме того, строительство из крупных элементов идет быстрее, чем из мелких.

История знает много примеров использования подобных технологий строительства: так возводились и египетские пирамиды, и флоридский Коралловый замок, который был создан в двадцатом веке. Интересно другое: ни одно строительство в Баальбеке, неважно, в какое время и кем оно велось, не было доведено до конца.

Загадочный «недострой»

Строительство платформы Баальбека не закончили, на что указывают многочисленные признаки. К примеру, Трилитон высится над другими уровнями кладки, не вписываясь в общий ансамбль платформы, а Южный камень одним боком примыкает к каменоломне.



Верхний край лестницы соответствует уровню пола в храме Юпетира, а обломок колонны лежит на Трилитоне

Но даже в недостроенном виде, этот исполинский архитектурный шедевр потрясал воображение многих народов, которые, стремясь оставить и свой след в истории Баальбека, возводили здесь свои храмы, перекраивая старые под себя и достраивая новые и новые элементы. Позже каменная кладка и обломки колонн служили для строительства мечетей, крепостей, замков.

Но все-таки никому не удалось завершить создание храма Юпитера. Ученые полагают, что крыши у храма никогда и не было, а архитектурные украшения комплекса в виде барельефов и фризов остались недоделанными.



Незаконченные барельефы - Баальбек

Руины Баальбека заставляют нас задуматься о том, сколь многогранным и причудливым может быть слияние различных культур, эпох и стилей в одном месте. Тем не менее, ответ на главный вопрос – Кто запланировал и начал этот грандиозный объект? – так и не найден. Ученые до сих пор гадают, кто владел такими совершенными технологиями.

И напоследок еще один факт: внизу, под Трилитоном, который, если верить преданиям, находится здесь с незапамятных времен, есть помещения, размеры которых также огромны. Выйти в эти пещеры можно через протяженный подземный тоннель, в котором есть окна…

История возникновения храмового комплекса

Первые ритуальные сооружения на территории Баальбека возникли еще в финикийский период. В городе процветал культ языческого бога солнца – Баала, чье имя и дало название местечку, а также его главной достопримечательности. Традиционный уклад был нарушен Александром Македонским, присоединившим Баальбек к Македонскому царству и положившим начало череде масштабных изменений в его истории и культуре. Так, после смерти великого полководца, город вошел в состав Египта, получив название Гелиополя. Некоторое время спустя египетские владения перешли к римлянам, развернувшим здесь бурную строительную деятельность. На фундаментах бывших финикийских святилищ стали расти гигантские храмы, прославлявшие мощь и величие римских богов, в конечном итоге слившиеся в уникальный храмовый комплекс.

В VII веке Гелиополь захватили арабы, оградив прекрасные античные сооружения каменной стеной и превратив их в военную крепость. К XIX в. необходимость обороны города отпала, а бывшие римские святилища стали потихоньку растаскивать на стройматериалы местные жители. Спасти один из величайших архитектурных памятников древности удалось немецкой археологической экспедиции, прибывшей в Баальбек на раскопки в 1898 году. После кропотливой работы, занявшей несколько месяцев, археологи вернули бывшему Гелиополю его главную достопримечательность, а миру – бесценный исторический объект, на долгие годы ставший предметом научных исследований и споров.

Баальбекский храмовый комплекс: внешний вид и особенности архитектуры

Площадь храмового ансамбля Баальбека принято делить на три части: Полукруглый двор, Гексагон и Большой (Алтарный) двор. Вход в один из самых древних архитектурных комплексов находится в его восточной части. Путешествие начинается с парадной лестницы в месте, ранее бывшим Полукруглым двором, а сегодня представляющем собой лишь скопление каменных обломков. Пройдя через некогда величественные пропилеи, турист попадает в Шестиугольный двор или Гексагон. Когда-то просторную площадку украшала колоннада, а в ее центре находился алтарь, вмещавший в себя около 230 статуй богов римского пантеона. Сегодня здесь можно найти лишь намек на бывшую алтарную часть и часть стены, окружавшей зал.

Самый большой двор баальбекского ансамбля – Алтарный – занимает около гектара всей площади. Из 84 колонн, стоявших по его периметру, сохранилось лишь несколько. Не выдержали проверку временем и галереи. Центральной фигурой двора является кубический алтарь (рядом находится второй алтарь, более скромных размеров). Здесь же можно увидеть правильные углубления в террасе, бывшие ранее ритуальными бассейнами.

Святилища

На территории одного из самых загадочных ритуальных комплексов планеты располагалось сразу несколько святилищ:

  • храм Юпитера;
  • храм Вакха;
  • храм Венеры.

Кроме того, со времен мусульманского нашествия здесь сохранились останки древней арабской крепости, минарета и Большой мечети.

Строительство храма Юпитера осуществлялось предположительно в эпоху правления императора Нерона. Масштабное сооружение размером 90×50 м было выполнено в виде традиционной античной конструкции, поддерживаемой 20-метровыми колоннами. Шлифованные монолиты, послужившие основой здания, имели по-настоящему фантастические размеры. Например, вес гранитного блока над входом в так называемую камеру царя превышает 90 тонн, при этом вес плит храмового основания исчисляется уже сотнями и тысячами тонн.

К сожалению, здание не выдержало многочисленных войн и разрушительных ливанских землетрясений. В результате, вместо некогда великолепного храма, сегодня можно наблюдать лишь его основание да часть уцелевшей колоннады. Добраться до святилища можно по каменным ступеням, расположившимся напротив главного алтаря Большого двора.

Храму Вакха (второе название – храм Меркурия) повезло больше. Здание не только сохранило презентабельный внешний вид, но и часть внутренней отделки. Например, поднявшись по ступеням в центральную часть помещения, можно увидеть резной алтарь. А если добраться до закрытого внутреннего зала, то в нем обнаружится ритуальная комната размером 27×23 м, в которой предположительно располагалась статуя древнеримского бога Бахуса.

По периметру храм окружен галереей из 19-метровых колонн, ровно в полтора раза превышающих высоту колонн в греческом Парфеноне. Безусловно, часть архитектурных элементов святилища была безвозвратно утрачена, что нисколько не мешает воображению воссоздать подлинный и полный образ грандиозного сооружения.

Храм Венеры (по некоторым сведениям храм назван в честь богини удачи Фортуны) несколько отдален от основной части комплекса и отличается необычной конструкцией в виде подковы. Невзирая на сравнительно скромные размеры, внутренний зал святилища достигает почти 9 метров в диаметре.

Помимо легендарных храмовых построек, есть в Баальбеке и места, скрытые от посторонних глаз. К ним можно отнести местные подземелья, берущие свое начало с юго-восточной стороны платформы и заканчивающиеся под святилищем Юпитера. Есть мнение, что эти импровизированные катакомбы появились в Баальбеке еще до грандиозной римской застройки. Наличие окон в тоннелях дает возможность предполагать, что ходы были обитаемы. Учитывая специфику культа, связанного с поклонением Ваалу, остается только догадываться, кто именно коротал свои дни в мрачных коридорах…

Загадки и артефакты Баальбека

Как ни странно, но с точки зрения археологии, главную ценность Баальбека составляют отнюдь не его храмы, а монолитное основание комплекса или так называемая терраса со стороны храма Юпитера. Именно в этой части ансамбля находится легендарный Трилитон Баальбека – три мегалита в кладке фундамента по 800 тонн каждый. Интерес к этим исполинским плитам вызван тем, что в эпоху Древнего Рима, к которой принято относить строительство баальбекских святилищ, способов транспортировки мегалитов таких размеров еще не было.

Противоречивый факт дал повод к появлению всевозможных гипотез относительно способов перемещения плит. Кто-то из исследователей заявил, что к строительству храмового комплекса в Баальбеке приложила руку инопланетная цивилизация, кто-то считал более адекватной версию использования сверхмощной техники, которая впоследствии была утрачена человечеством. Были извлечены на свет и древние библейские сказания, согласно которым Баальбек был построен Нимродом – одним из ветхозаветных царей, водившим дружбу с титанами. Именно великаны и доставили сюда неподъемные мегалиты, после чего навлекли на себя гнев божий и были уничтожены всемирным потопом.

Несмотря на сенсационность подобных заявлений, официальных доказательств присутствия на территории древней Финикии внеземных и мифических существ пока нет. При этом гиды, проводящие экскурсии в храмовом комплексе Баальбека, не упускают возможности обратить внимание туристов на лестничные ступени, ведущие к храму Юпитера. Массивные каменные плиты явно не соответствуют ширине шага обычного человека, а рассчитаны на существ более высокого роста. Добавьте к этому выдающиеся размеры храмовых колонн, не имеющих аналогов в мировой архитектуре, и получите наглядную картину гигантского святилища для сказочных великанов.

На размышления наводят и небольшие углубления, выдолбленные в толще каменных плит террасы. Появление непонятных отверстий можно было бы объяснить их использованием в качестве гнезд для металлических захватов, с помощью которых могли перемещаться блоки. Однако это предположение можно считать несостоятельным уже потому, что далеко не все плиты «украшены» дырами. В частности, на мегалитах Трилитона гнезда практически отсутствуют. Впрочем, некоторые исследователи считают, что прямоугольные отверстия могли служить и совершенно иным целям. Например, быть креплениями для факелов во время служб, а также вместилищем праха ритуальных жертв.

Еще один странный артефакт Баальбека – Южный камень или по-арабски Хаджар эль-Хубла (в переводе «камень, отторгнутый от материнского массива»), найденный в ближайшей каменоломне на расстоянии 900 м от ансамбля. Гладкая мегалитическая глыба считается одним из самых больших камней в мире, обработанных человеком. Вес плиты оставляет 1000 тонн, а длина около 20 м. Впоследствии в каменоломне была найдена еще пара мегалитов, вес которых значительно превышал вес Южного камня. Глыбы, гладкая отшлифованная поверхность которых недвусмысленно намекает на человеческую деятельность, представляют собой одну из величайших мировых загадок. Чтобы сдвинуть с места такие масштабные предметы потребовалось бы несколько десятков тысяч человек, но разместить такое количество рабочих на столь незначительной территории, а тем более сделать их действия слаженными – абсолютно невозможно. И пока современные версии о появлении Хаджар эль-Хубла находятся на стадии недоказанных предположений, фантастический артефакт продолжает оставаться приманкой для туристов, а также искателей необычных фонов для селфи.

Три любопытных факта из истории храмового комплекса

    Первые туристы появились в Баальбеке в XVI веке. Как правило, это были богатые путешественники, прослышавшие о великолепии местного храмового ансамбля.

    Во дворе комплекса можно встретить монолиты с высеченной на них аббревиатурой IOMN, что расшифровывается как Iuppiter Optimus Maximus Heliopolitanus – Высочайший и Величайший Юпитер Гелиополиса.

    Во время раскопок несколько фрагментов храма Юпитера были вывезены в Германию. Увидеть их сегодня можно в Пергамском музее Берлина.

Как добраться

Античные храмы Баальбека настолько велики, что видны из любой точки города. А поскольку бывший Гелиополь – маленький город, то и добраться до его главной достопримечательности можно пешком, на всякий случай, уточнив у местных жителей наиболее короткий путь.

: Баальбек (араб. بعلبك‎‎) – древний город в Ливане, в котором сохранился в руинах грандиозный храмовый ансамбль, состоявший из пропилеев, богато украшенных резьбой дворов (в одном из них открыты остатки большого здания алтаря), Большого храма (храма Юпитера), хорошо сохранившихся Малого храма (храм Вакха или Меркурия) и круглого храма (храм Венеры) с 4-колонным портиком.

Храм Юпитера представляет собой огромное сооружение. Некоторые блоки основания весят 800-1000 тонн. В известной степени, это сооружение превосходит пирамиду Хеопса, самые крупные гранитные блоки которой (потолок камеры царя) весят 50-80 тонн. А самый большой блок, под названием "Южный камень" (от древнего арабского названия "Гайяр эль-Кибли"), который так и не был вынут из каменоломни, но по всем признакам намеренно был подготовлен для завершения платформы, и вовсе достигает веса 1500 тонн.

Главную загадку Баальбека представляет терраса, на которой стоит храм Юпитера. В ее кладке находятся три знаменитые плиты – трилитон – совершенно невероятных размеров и весом порядка 800 тонн (согласно одной древней легенде, эти блоки лежали здесь вечно и считались священными). Эти громадные блоки расположились на высоте 7 метров.

Баальбек – древний город в Ливане, расположенный в 80-ти км к северо-востоку от Бейрута, на высоте 1130 м.
В центре города находится целый комплекс древних храмов – Баальбекское святилище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке.
Святым это место считалось еще в неолите. Позднее, во времена Финикии (I-II тысячелетие до н.э.) здесь был воздвигнут храм Баала – центрального финикийского божества. В эллинистическую эпоху образ Баала слился с греческим богом Солнца Гелиосом, и город был переименован в Гелиополис. В начале нашей эры Баальбек стал опорным пунктом Рима, превратился в крупнейший религиозный и торговый центр, а на месте поклонения Баалу появился монументальный храм Юпитера, от которого остались только стены основания и шесть колонн.

Храм Юпитера окружен целым комплексом построек. Храм Бахуса, расположенный по соседству – одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений римской эпохи.

В 4-м веке нашей эры на алтарной площади был построен большой христианский храм, а уже в 7-м веке захватившие город арабы превратили храмовый квартал в хорошо укрепленную цитадель. Все эти перестройки, а также несколько сильных землетрясений превратили комплекс в живописные руины, которые можно наблюдать сейчас.

Но, несмотря на богатую историю, Баальбек стал широко известен благодаря грандиозному сооружению, которое часто называют "баальбекская терраса". Это основание храма Юпитера, гигантская конструкция, состоящее из огромных мегалитов. Три самые крупные блока даже имеют собственное название – трилитоны, чудо трех камней.

И в своем небольшом обзоре я хотел бы поподробней описать именно эту часть храмового комплекса, как наиболее загадочную и вызывающую много справедливых вопросов у сторонников альтернативной истории.

Впечатление от первого осмотра у многих вызывает приблизительно одинаковую реакцию – возглас удивления, который далеко не всегда можно процитировать в приличных публикациях...

Фото и видео, к сожалению, не передает ощущение нереальности, нечеловеческую грандиозность циклопических блоков, собранных в стену и подогнанных с потрясающей точностью...

Эта мегалитическая конструкция (выделена желтым цветом), вернее ее видимая часть, имеет форму буквы "П", и, как мы увидим позднее, была не закончена строителями. Возможно, она даже не предназначалась для возвышающегося ныне храма Юпитера.

Чтобы все было более наглядно и понятно, мы попробуем очистить террасу от поздних наслоений и взглянуть на нее, так сказать, в чистом виде.
Видимая часть террасы огибает храм Юпитера с юга, запада и севера на расстоянии около 7 метров от стен. С западной и южной сторон между блоками террасы и стенами храма есть заполнение из разной величины блоков, с северной такого заполнения нет, поэтому блоки террасы имеют вид исполинского забора. Мегазабора, как его прозвали участники экспедиции.

А теперь для большей ясности уберем пока храм Юпитера совсем. Получается следующая приблизительная схема (в целях наглядности некоторые пропорции несоблюдены).

Это и есть та самая "баальбекская терраса". 1,2,3 – стены "мегазабора", которые лежат буквой "П" и огибают храм Юпитера по периметру. На западной стороне лежат трилитоны (4,5,6). Фундамент состоит из блоков гораздо меньшего размера, имеет небрежности в стыках, на северной стене уходит в глубину на три блока, на западной (под трилитонами) минимум на 5. На южной стене фундамента не видно, но для полноты картинки обозначен. Обозначено также заполнение между мегазабором и стеной храма Юпитера (7,8). Отверстие в мегазаборе (явно позднего происхождения) – 9.

Южная стена (на схеме 1):

Западная стена с трилитонами (2):

Северная стена (3):

Если еще раз посмотреть на схему то будет очевидно, что в стык к трилитонам имеется место для таких же по размеру блоков, которые должны ложиться перпендикулярно существующим на южную и северную стороны "мегазабора". И, действительно, в километре от комплекса в карьерах можно увидеть два схожих по размерам и почти законченных блока.

Размеры трилитонов впечатляют. Высотой 4,6 м, длинной около 20 и весом порядка 750 тонн. Блоки мегазабора длинной в среднем 9 метров, высотой 3,7 и весом от 250 до 400 тонн. Ширина всех блоков варьируется.

На схеме на всех блоках мегазабора изображен откос. Но на северной и южной сторонах он незакончен. Откос совершенно очевидно закладывался в проекте сооружения – все стыки сделаны с учетом этой детали.

Особенно хочется отметить качество сопряжения блоков. На трилитонах до стыков добраться не удалось, есть только фото в приближении. Но все же хорошо видно, что стыки безупречны, зазор – доли миллиметров (на семисоттонных блоках!!!).

Северная и западная стена очевидно подвергались природному воздействию долгое время, поэтому детали состыковки блоков уже не так заметны, а вот на южной, откопанной в начале 20-го века стене обработка стыков очень хорошо видна.

Плоскости примыкания обработаны инструментом, очень похожим на тот, которым пользовались римляне при создании украшений и орнаментов.

Фаска на стыках сложная, иногда многогранная; наряду с инструментом, имеющим много зубцов, применялось нечто подобное шлифовке.
Примечательно, что все фаски создавались до установки блока в стену. Создается впечатление, что стыки между блоками мегазабора (а возможно и трилитонами) играли важнейшую роль и тщательно обрабатывались наподобие "контактов", возможно для придания стене монолитности.

Между стеной Храма Юпитера и блоками террасы имеется, как упоминалось, свободное пространство, которое заполнялось блоками разной величины. На северной стороне заполнения практически нет (подготовлена только площадка для установки находящегося в карьере трилитона – на схеме – 8). Слева стена Храма Юпитера, справа блок мегазабора, по центру блоки заполнения. Сверху на блоке мегазабора остатки стены, построенной арабами.

На южной заполнение подогнано под уровень мегазабора (под осколками блоков и колонн):

На западной уровень выше и соответствует уровню трилитонов. На фото видны блоки следующего (над трилитонами) уровня. Лестница начинается на стене храма, заканчивается на блоках заполнения. Часть колонны справа лежит на трилитоне.

Иными словами, вся мегалитическая терраса с трилитонами и мегазабором – это возможно только внешняя часть исполинской стены, которая огибает храм Юпитера и примыкает к нему вплотную.
Есть еще одна поразительная деталь. На северной части стены, где блоки мегазабора подвергались воздействию окружающей среды, камень выглядит почерневшим и старым. А стена храма юпитера выглядит гораздо моложе, но в то же время как бы заходит за блоки заполнения.
Возникает вопрос – какой порядок стройки? Если мегазабор существовал ранее, затем внутрь периметра решили вставить храм Юпитера, то каким образом делали заполнение немаленькими блоками (а там есть весьма крупные экземпляры)? Если блоки заполнения уже были на месте, то как внутрь недостроенной платформы попал более поздний храм Юпитера? Или храмом Юпитера заменили более древнее сооружение, которое предполагалось обнести исполинской стеной? И какой смысл в подобном гигантизме в основании храма? Что так защищали (или от чего защищались) строители?
Или это просто прихоть правителей, решивших в подобном способом увековечить свое величие...
Терраса явно осталась недостроенной – два трилитона в карьере, откос на мегазаборе начат, но недоделан, заполнения у северной стены нет. Строители храма Юпитера посчитали излишним заканчивать грандиозный проект всей платформы. Скорее всего по причине неумения работать с блоками большого веса (вес блоков храма Юпитера не превышает несколько десятков тонн).
У строителей террасы явно были две технологии перемещения и подгонки блоков. Одна рассчитанна на вес порядка 300-400 тонн, другая 700-800. Блоков с промежуточным весом замечено не было.
Существует много гипотез и схем, где описывается предполагаемые способы перемещения.

Подобные схемы есть даже у Витрувия, известного архитектора, жившего в римскую эпоху.

Но все эти схемы умозрительны, описания подобных процессов в реальности не существует. Так же не существует и описания работ самими римлянами, славившимися своим бюрократизмом, хотя строительство такого масштаба никак не могло уйти от внимания римских чиновников.
Надо отметить, что в 19 веке была проведена подобная работа по перемещению гром-камня, весившего порядка 1500 тонн, для постамента памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге.

Но все же там применялись технологии, уже доступные в 19 веке, событие отмечалось как выдающееся достижение техники того времени, существуют подробные описания процесса (строительство уникальной дороги, применение специальных литых медных шаров по деревянным рельсам, и т.д.). И тем не менее здесь задача облегчалась тем, что событие было единичным и не было необходимости в прецизионной точности установки и подгонки блоков.
В конце 20 века было много попыток сымитировать процесс перемещения тяжестей примитивными способами. Но все эти попытки были связаны с гораздо более меньшим (на порядок) весом и большинство из подобных экспериментов нельзя признать успешными.
Способы, которыми пользовались строитель баальбекской террасы по сей день считаются неразгаданными и являются одной из тайн истории. Так же как назначение всей конструкции.

Поддержите как спонсоры наш проект на BOOMCTARTER.ru ! Без Вашей помощи трудно будет перенести это знание из одного – древнего – мира в другой – наш современный.

“Такие грандиозные конструкции и такое изящество исполнения, кое можно увидеть в храмах Баальбека, не было повторено или достигнуто во всем, что сделал человек за прошедшие двадцать веков.”

Марк Твен «Простаки за границей, или Путь новых паломников»

Википедия имеет очень размытую информацию о Баальбеке, не приписывая римлянам строительство мегалитической части и упоминая о том, что уже в трехсотых годах до нашей эры Баальбек был “крупнейшим религиозным центром, где поклонялись Ваалу”. Тема римского строительства как бы умалчивается.

Даже английская википедия , которая продолжает называть трилитоны термином, введенным французским археологом Жаном-Пьером Адамом – “Римские строительные блоки” (“Roman building blocks ”), пишет: “Местоположение современного храма Юпитера вероятно было точкой более древнего почитания [Баала]” (“The site of the present Temple of Jupiter was probably the focus of earlier worship”).

Однако в статье про храм Юпитера прямым текстом написано, что он был построен на финикийском основании – а значит вся идея с “римскими блоками” попахивает подменой понятий. По официальной версии, строительство храма началось в сотых годах нашей эры – значит финикийское основание к тому времени уже существовало, по крайней мере, лет пятьсот.

Метаморфозы официальных версий строительства Баальбека сами по себе очень интересны – если погрешность разрешает им колебаться от финикийцев до римлян (а это 500-1500 лет!), то и возраст в пять-десять-пятнадцать тысяч лет перестает быть чем-то крамольным.

Экспедиция

Это уже третья экспедиция ЛАИ к Баальбеку – могло бы показаться, что это слишком много, но практика показывает, что Баальбека много не бывает.

Девять человек, которые составили эту группу, ехали не просто “еще раз посмотреть”. У нас был список задач и предположений, которые хотелось проверить, большое количество пожеланий по фиксации размеров и увеличению фотобанка конкретных точек.


С момента прошлой экспедиции произошло одно очень важное изменение – был полностью раскопан Южный камень, и почти полностью вычищена от мусора и земли сама каменоломня. Благодаря этому была найдена почти готовая болванка второго, значительно большего, мегалита.

Судя по архивным кадрам и рисункам – за последние несколько сотен лет эти мегалиты никогда не были раскопаны, что дает нам уникальную возможность увидеть законсервированные следы технологий без значительной эрозии и современной реконструкции.

Сам комплекс Баальбека тоже преподнес нам ряд сюрпризов и немного теорий заговора, о которых я расскажу ниже.

Старый и не очень старый Баальбек

Много уже было сказано о вторичном использовании и многократном перестраивании Баальбека, и много было попыток разделить между собой периоды, технологии, назначение сооружений.

Осмотр приводит к неутешительным результатам – бо́льшая часть стен вокруг комплекса сделана из повторно использованных блоков, включая колонны, элементы декора. Это касается не только верхних частей стен, которые ремонтировали после землетрясений, но и почти всех конструкций до основания.

Исключений два – храм Бахуса, который даже по плану явно построен позже остального комплекса и большого интереса не представляет, и комплекс мегалитических стен, окружающий храм Юпитера.

В «Хронике Захарии Ритора» говорится: «Есть храм Соломона в Баальбеке городе […] Молния упала с неба, когда шел мелкий дождь, она ударила в храм и разбила его камни пожаром, разрушила его колонны, разбила и развалила его. Трех камней она не коснулась, и они стояли целыми», что говорит о том что в 470 году н.э. храм Юпитера уже был разрушен, причем уже упоминается мистическая версия разрушения. Одновременно с этим Захария Ритор говорит, что храм построил Соломон, значит, он записывал предания, оставшиеся с девятисотых годов до нашей эры.




Интереса к мегалитическим стенам добавляет и чертеж 1911 года, выполненный в ходе раскопок немецкого археолога Отто Пехштайна. На чертеже очень точно нанесен комплекс Баальбека, а самое главное – произведено разделение периодов строительства на три:

  1. Римский
  2. Византийский или ранний Христианский
  3. Поздний (видимо, имеется в виду Арабский)

Но на самом плане отмечен четвертый период строительства (я выделил его зеленым) – это незаштрихованные объекты. То есть сам Пехштайн выделил четвертую категорию – она полностью включает в себя мегалитический комплекс стен вокруг храма Юпитера. Почему же Отто забыл описать этот вид штриховки?

Архитектор Мария Дудакова подсказывает мне, что незаштрихованными на планах оставляют объекты, не вошедшие в “горизонтальный срез” (т.е. не пересекающие его), но на чертеже Пехштайна слева от храма Юпитера (здесь “Temple of the Sun”) изображен ныне не существующий пассаж (“Arab Passage”), который начинался с уровня двора, но заканчивался самым нижнем уровнем, на котором как раз расположена мегалитическая стена. Пассаж весь выделен одинаковой штриховкой, значит точного соблюдения правил составители не придерживались, аналогичные моменты найдены еще в нескольких местах плана.

Дальнейший разбор “архитектурных полетов” привел к выводу о том, что в этом плане, вероятно, есть минимум четыре горизонтальных среза, которые при этом перекрываются в некоторых местах, а все три стены из мегалитических блоков в нем начерчены с принадлежностью к срезу на уровне пола храма Юпитера, с которым мегалитическое основание никак не пересекается (оно находится ниже).

Продолжая рассматривать этот чертеж, я заметил, что у пустого пространства между северной стеной (на чертеже справа) и стеной храма Юпитера есть название – “Muristan”, что с персидского переводится как “Госпиталь” (такое название носит комплекс улиц в Иерусалиме). К сожалению, найти какую-либо информацию не удалось, и “Муристан” пока остается загадкой – известно лишь, что Баальбек использовался как тюрьма для крестоносцев, а по названию “Muristan” можно сделать предположение, что речь идет конкретно о госпитальерах.

Самое главное

Как ни странно, отдельного названия для комплекса мегалитических стен Баальбека нет ни у классической, ни у альтернативной истории. Он состоит из трех стен, (по крайней мере две из которых имеют общий единый угол), и из стены, образованной сейчас лестницей к храму Юпитера, кроме того, он включает в себя небольшой “хвост”:


Мегалитический комплекс:

  • Фундамент западной стены храма Юпитера (стена с трилитонами)
  • Северный “Мегазабор”* – продолжение стены с трилитонами. Примыкает к ней с юга, расположена параллельно стене храма Юпитера в нескольких метрах от нее.
  • Южный “Мегазабор”** – стена у подножия колонн храма Юпитера (симметрична северному “Мегазабору”)
  • “Хвост”, растущий из южного “Мегазабора”.
  • Лестница, ведущая к храму Юпитера – она вырублена в блоках, очень напоминающих те, что использованы в “мегазаборах”, и явно является частью комплекса.

* “Мегазабор” – термин, введенный для обозначения северной мегалитической стены. Такое название она получила потому, что отстоит от стены храма Юпитера на несколько метров и напоминает заграждения из бетонных блоков, которые ставят вокруг строек для предотвращения проникновения на территорию. На самом деле, эта стенка только кажется отдельно стоящей, а по факту образует угол с западной мегалитической стеной (в которой находятся трилитоны).

** Южный “Мегазабор” – брат-близнец северного забора, который находится параллельно ему с противоположной стороны храма Юпитера, у подножия сохранившихся колонн. Расстояние между забором и стеной храма почти такое же, как и у северного, и заложено каменными блоками, часть из которых имеет размер как у стены храма (маленькие), а часть – более крупные. Уточнить размер сложно из-за большого количества археологического мусора.






Лично я считаю именно этот комплекс наследием “богов”, а остальные объекты уже достройками и перестройками, хотя многие со мной не согласятся. Только в нем и в карьере мы имеем несколько видов высокотехнологичной обработки, которые не просто выделяются на общем фоне, но и умудряются контрастировать даже между собой!

Технологии

Стыки между трилитонами, между которыми не влезает купюра в пятьсот евро – баальбекская притча во языцех. У нас таких денег не было, но мы обратили внимание на еще несколько технологических аспектов:

Прямоугольные выемки, которые несколько хаотично расположены на больших блоках.

Об этих выемках споры идут уже много лет, чаще всего встречается версия о такелажном назначении и о функции крепежа облицовки или балок.

Выемок нет на трилитонах, но есть на камнях поменьше – на тех, на которые уложены трилитоны и из которых состоят “мегазаборы”. Мы даже нашли место, где можно проследить “эволюцию” этих выемок – на “хвосте” (тренировались, что ли, на нем?). Хотя на трилитонах стены выемок нет, в каменоломне мы находили их на породе вокруг “Южного камня” и несколько на нем самом, причем вырезаные не под тем же углом, что камень, а параллельно горизонту.



Я всегда думал, что квадраты вообще вырезали позже, чем построили стены Баальбека – несколько несуразными кажутся такие зацепы для транспортировки гигантских блоков, но участники экспедиции обратили внимание на очевидное различие между блоками с выемками и без них. Блоки с выемками недоделаны! После осмотра всех трех стен стало ясно: выемки убирались после установки и подгонки камней, причем убирались со значительным по объему количеством камня. Скорее всего, этим можно объяснить отсутствие выемок на трилитонах – вероятно, они находились на финальных стадиях обработки (кстати, об этом же говорит отсутствие фаски между ними).




Тот факт, что мы находим полуобработанные или вообще необработанные блоки, говорит о том, что в какой-то момент работы остановили, а общее ощущение подсказывает, что комплекс был брошен еще на этапе строительства – впрочем, эта версия для ЛАИ была основной с момента первой экспедиции.

Итак, по прямоугольным выемкам можно сказать с большой долей уверенности: они имели технологическое происхождение, связанное с изготовлением, транспортировкой, установкой либо подгонкой блоков, а после этого их срезали, чтобы вид не портили.

Мегацарапины, присутствующие на блоках южного “мегазабора” и в каменоломне

По-другому их назвать сложно – следы длиннее трех метров, нарочито грубо оставленные на блоках “мегазаборов” и на скальном основании под “Южным камнем”.




Эти царапины больше всего напоминают следы отбойных молотков, и можно было бы даже усомниться в древности Баальбека, если бы не тот факт, что раскопки южного камня прошли совсем недавно, их процесс неплохо задокументирован, и варварских методов использовано не было.

Кир Булычев в книге “7 и 37 чудес” называет их многочисленными следами римских зубил, но у меня нет сомнений, что эти следы имеют высоко технологическое происхождение – подлезать под “Южный камень”, откалывать его от скального основания в таком маленьком пространстве и оставлять каждую царапину длиной по несколько метров – ненужное усложнение.

Камень снимали небольшими порциями, но оставляя огромные царапины – об этом говорят характерные следы на свежераскопанной части “Южного камня”, где отделение от основания только наметили.


Остается непонятно, какие инструменты или машины оставляли эти следы. Их можно было бы списать на продвинутые, но все же ручные технологии, если бы не одно но – их контраст с сохранившимися почти в идеальном состоянии следами технологии соединения блоков между собой…

Невероятная технология южного “Мегазабора”

Сразу отвечу на вопрос – почему именно южного. Я уверен, что эта технология применялась на всех стыках мегалитов, но южный забор был законсервирован (засыпан землей) – это видно на наиболее старых фотографиях Баальбека. Судя по датировке снимков, расчистка произошла между 1891 и 1920 годами, то есть всего сто лет назад.



В то же время северный “Мегазабор” (имеющий отчетливые аналогичные следы) был совершенно открыт и подвержен сильной эрозии, которая не дает нам увидеть ювелирную тонкость обработки, оставляя лишь намеки на нее.


Стена с трилитонами, вероятно, имела аналогичные следы, но они, как и в случае с квадратными отверстиями, убирались после успешной подгонки. Это снова говорит нам об исключительно технологическом происхождении фасок – если бы они были украшением, то срезать бы их не стали. На блоках под трилитонами такие следы убрали не везде (см. рис 17).

Что особенного на стыках? Да вообще все. Во-первых это стыки практически “нулевой” толщины – в них нельзя запихнуть ни иголку, ни фантик от жвачки. Уже этого обычно хватает, чтобы говорить о высоких технологиях, которые невозможно (или очень сложно) воспроизвести и сегодня, но в Баальбеке мы имеем не только идеально подогнанные блоки, но и уникальные фаски.



Как видно на иллюстрациях, кроме стыка мы имеем сложную фаску (даже несколько вложенных фасок) с характерной для каждой из них обработкой.

На месте изгиба по вертикали фаска тоже изгибается, показывая видом углов, что скалыванием ее точно никто не получал – это больше похоже на барабанную шлифмашину.

Сами по себе фаски не редкость при строительстве из камня. Многие римские постройки в Баальбеке, мегалитические и обычные постройки по всему миру имеют фаски на блоках, но таких, как между камнями “мегазаборов”, я больше не видел нигде. Как и полигональную кладку, такие следы можно считать детекторами технологий, которые мы ищем.

Контраст трехметровых царапин и подгонки блоков до сотых или тысячных долей миллиметра невероятен. А понимание, что эти фаски – следы процесса подгонки, а не декоративный элемент, заставляет мозг закипать. Мне это больше всего напомнило процесс опрессовки пластиковых труб – когда следы и стыки носят чисто технологический характер. Впрочем, следы на трубах потом не убирали, а вот фаски – срезали (сошлифовывали?) на следующих этапах работы.


Отдельно хочется обратить внимание на одну черточку, которая идет вдоль линии сопряжения блоков, ее хорошо видно на макро-снимках блоков, которые разошлись примерно на один сантиметр вдоль, (а может и никогда не были соединены).


Сохранившиеся стыки и фаски – огромная удача! Благодаря тому, что работа была брошена на середине, мы можем наблюдать ее “в разрезе”, как если бы на современной брошенной стройке мы смогли найти опалубку, строительные леса и торчащую арматуру, пока их не убрали и не привели все в порядок.

Даже предположив, что фаски появились как побочный эффект процесса стыковки блоков, пока не удается выдвинуть разумную версию о самом процессе и устройствах, которые применялись в процессе и оставили эти следы. Но даже не зная этого, мы можем представить себе процесс строительства.

Пробуем восстановить технологический процесс:

1. С использованием грубой технологии, оставляющей огромные царапины, формировался блок в карьере. Причем, судя по всему, формировался он так, что вокруг него сразу размечались следующие блоки. Где-то в процессе на бóльшей части блоков грубые царапины были сточены – в карьере они остались только на скальном основании, сам блок уже очень ровный (возможно, кроме метода, оставляющего царапины, параллельно применялся другой)



2. Транспортировка блоков до местоположения – тут мы мало что можем сказать. Замеры показали, что высота над уровнем моря каменоломни по крайней мере на 20 метров ниже, чем у уложенных трилитонов. Это значит, что в ходе транспортировки каменоломня – Баальбек, блоки поднимали, как минимум, на высоту 5-6 этажного дома. Кроме того, трилитоны вырезали не из породы, находящейся на максимальной высоте, а наоборот, из глубины каменоломни. Все это говорит нам о том, что процесс подъема тысячетонного блока не представлял какой-либо проблемы для тех, кто строил Баальбек.



3. После транспортировки блоков происходила их установка и подгонка друг к другу: квадратные отверстия либо уже были на блоках (и использовались для транспортировки), либо создавались в момент установки-подгонки. Я считаю второй вариант более вероятным, потому что в каменоломнях мы обнаружили их на скальном основании, что может намекать на зацепы-фиксаторы для каких-то механизмов.


4. В процессе установки были созданы фаски со специфическими следами и стыки нулевой ширины – причем фаски делались сразу с угловым вырезом, чтобы потом срезать с блока квадратные отверстия. Вероятнее всего, фаски и стык создавались примерно одновременно, о чем говорит очень качественная обработка фасок перед стыком и отсутствие сколов. Большого смысла создавать фаску после того, как камни успешно “притерты”, нет, особенно если учесть, что потом ее собирались убрать.



5. Срезался (как бы сошлифовывался) слой камня, который имел на себе “мегацарапины”, фаски и квадратные отверстия. Эта работа была завершена только в одной точке – вокруг углового камня рядом с трилитонами


P.S. Один из камней южного “Мегазабора” имеет следы, отличные от соседей. Если предположить, что эта обработка делалась значительно позже, чем установка “забора”, то мы увидим промежуточный этап обработки после стыковки блоков – начата уборка материала вокруг квадратных отверстий и одновременно выравнивание верхней части блока.


Теория заговора: что увидит турист?

Баальбек, трилитоны, каменоломни, казалось бы, известны не только альтернативщикам, но вписаны в учебники истории. Что же оказывается на местах? Когда вы проходите кассы – аккуратный, но высокий забор направляет ваше движение, и вы попадаете на лестницу, ведущую внутрь комплекса – ко двору, храмам Юпитера и Бахуса.


К трилитонам вы не попадете – чтобы до них дойти, надо обойти комплекс снаружи. Первая стена – у входа, в ней есть калитка, закрытая на замок. Вторая стена – слева от храма Бахуса, в ней тоже есть калитка и замок. Таким образом, путь к трилитонам закрыт, на вопросы к охране внутри территории дается ответ: “Нельзя, закрыто, ходи по комплексу”, а по периметру комплекс обнесен вторым забором, так что пройти к нему, обойдя с обратной стороны, не выйдет – мы пробовали.


Очень удачно случилось, что мы встретили Халиля Аббаса – бессменного гида по Баальбеку, который водил по нему группу ЛАИ еще в первый визит. Халиль подсказал как попасть на закрытую территорию – для этого надо, не проходя через кассу, пройти слева от входа через пассаж под лестницей и дальше обойти весь комплекс. Между прочим, не сразу поняв что имел в виду Халиль, я переспросил у кассы, получив загадочную улыбку и характерный взмах рукой. Через сто метров нас догнал охранник с ружьем и удовлетворившись утверждением, что мы идем фотографировать трилитоны, ушел (кстати, получается, что к трилитонам можно пройти без билета!)



Таким образом мы дважды ходили осматривать северный “Мегазабор” и трилитоны, но на второй раз нас вежливо попросили уйти уже после того, как мы минут сорок бегали по “мегазабору”, прошли трилитоны и ели ежевику у внешней стороны храма Бахуса, то есть сделали полный круг до закрытой калитки и собирались назад. За такую терпеливость и адекватность огромное спасибо местной охране – у меня до сих пор ощущение, что они просто посчитали нас заблудившимися.



Южный “Мегазабор” находится внутри территории комплекса и доступ к нему не закрыт, но все равно складывается ощущение, что его внимательный осмотр не приветствуется. Прямо перед забором равномерно разложены остатки колонн, блоков и какие-то жернова, в основном лежащие так, чтобы неподготовленный турист увидел блоки с расстояния не ближе 3-4 метров. По некоторым из них проложены кабели для подсветки колонн, прикрывающие стыки, и вкручены саморезы.


Удивляет тот факт, что никто не спешит показать туристам самые интересные места Баальбека. На большинстве планов комплекса вообще не прорисован северный “мегазабор”, который является самой главной и самой старой частью комплекса. И хотя про трилитоны упоминания есть, включая варианты их перемещения (например рисунок 32), какой-либо туристической карты “вы здесь, трилитоны здесь” нет – доступ к ним “не открыт”.


Каменоломни. До характерного щелчка

Каменоломни Баальбека находятся в километре от мегалитических стен основного комплекса и состоят из двух объектов, разделенных современной дорогой.

Самая известная часть одновременно и самая маленькая – именно в ней находится знаменитый “Южный камень” или “Камень беременной женщины” – мегалит весом почти в тысячу тонн.

В последние десятилетия каменоломню использовали вместо мусорного полигона и чуть не похоронили и так наполовину засыпанный землей камень под мусором. Его спас Абдул Наби, который теперь живет в сувенирной лавке у мегалита. Между прочим, это тот самый Абдул Наби, имя которого красуется на торце блока и попадает почти на каждую фотографию, включая известное фото ЛАИ.


Официальные группы ЛАИ приезжали в каменоломню трижды: в 2009 и 2014 годах, но раньше чем ее стали активно раскапывать.


За последние полтора-два года археологи убрали почти весь грунт и очистили не только “Южный камень”, но нашли под ним еще, по крайней мере, один почти завершенный мегалит. Он находится сбоку, впритык к первому камню и весит почти 1700 тонн.



Кроме того, под основным камнем находится плоскость, которая может быть заготовкой под следующий блок.

Раскопки прошли настолько удачно, что залезть на “Южный камень” теперь очень нелегко, однако, увидев нашу нетипичную заинтересованность каменоломней, Наби принес нам стремянку, что позволило сделать групповую фотографию.


Раскопки прошли практически незамеченными в официальных кругах – появление нового мегалита зафиксировали на табличке у входа на территорию. Ученых видимо совершенно не смутило, что исполинский камень находится еще ниже своего знаменитого собрата.


Одновременно с новыми мегалитами археологи практически полностью очистили и границы каменоломни – получилось, что она совершенно не готова к изъятию и перемещению из нее мегалита вручную. И дело не только в том, что все трилитоны в каменоломне расположены перпендикулярно к направлению на Баальбек (это еще можно хоть как-то объяснить), а в том, что даже верхний блок находится ниже уровня границ каменоломни – говоря русским языком, он лежит в каменной яме!


Рассмотрим еще раз иллюстрацию со знака у входа в каменоломню:


Даже если предположить, что именно таким методом добывались мегалиты, считать что их перемещали по бревнам не дают факты, которые мы видим в каменоломне. Если судить по стрелочке на чертеже, то единственном возможным вариантом перемещения именно “Южного камня” было тянуть его направо (то есть в гору, причем не просто в гору, а на вертикальную скалу – до нее остается несколько метров.

Кстати судя по скальным выходам выше – этот холм состоит из того же самого известняка, что и трилитон и вероятно можно было вырезать такие же блоки ближе к его вершине, но этого не делали.

Вторая грань, как мы видим, находится в самой нижней части каменоломни, и за нее потянуть тоже не выйдет. Направление в сторону комплекса перегорожено вертикально стоящим столбом – то есть прокатить мегалит, обернув его “колесами” тоже не вариант.

Почему я сказал про колеса? Вариант с катанием – одна часто встречающаяся иллюстрация касающаяся транспортировки мегалитов. Я обнаруживал ее без оригинального контекста и подозревал что она относится не к трилитонам, не к блокам “мегазабора” и даже не к элементам колонн храма Юпитера.

Оказалось что это иллюстрация из статьи Жана-Пьера Адама 1977 года “О трилитонах Баальбека. Транспортировка мегалитов”. Ее упорно демонстрируют доказывая, как просто могли перемещать трилитоны и колонны римляне:


На иллюстрации четко определены размеры объектов, для которых предполагается такой метод перемещения. Диаметр колонны 1.72 метра, размер стороны мегалита аналогичный. То есть можно предположить, что такой метод подойдет для перемещения объекта 2х2х6 метров. Размер “Южного камня” 4.5×4.2×21 метр! А это в 15-20 раз больше чем на иллюстрации.

Развернуть махину мегалита на 90 градусов и тянуть его под углом в 15 градусов в сторону и более 15 вверх – совершенно немыслимый вариант.

С точки зрения современных технологий, наименее трудозатратный (в комплексном смысле) способ достать тяжелый предмет из ямы – поднять его. Ни в одной концепции по извлечению-перемещению трилитонов не было вариантов с подъемом мегалитов в воздух. Но в этом случае авторы вариантов догадались, что это практически невозможно, и остановились на примитивных и кажущихся вполне логичными вариантах.

Что же получается?

  1. Вместо известняка на горе повыше – выбрали подножье горы (на 20 метров ниже трилитонов в Баальбеке)
  2. Вместо расширения каменоломни – выбрали ее углубление
  3. Вместо экономии ресурсов – выбрали самый энергоемкий метод подъема

В реальности все и всегда стараются выбрать оптимальный и наименее ресурсоемкий способ получения результата в пределах доступных технологий.

Какие же условия должны быть соблюдены, чтобы описанные выше три выбора были бы оптимальными, если обойтись без фантастических версий? Самый простой пример, который может прийти на ум – перемещение оборудования для вырубания, подъема и логистики мегалитов представляет из себя более сложную задачу, чем увеличение глубины, с которой необходимо поднять блок.

Между тем, даже блок, который находится прямо под “Южным камнем” – не самый нижний из известных трилитонов. Блок весом более тысячи тонн находится еще по крайней мере на 7-10 метров ниже, чем “Южный” и официально называется “Западным”.



Абдул Наби спас только одну каменоломню, в то же время, через дорогу был незаслуженно забыт еще один почти готовый камень. Без табличек и указателей, присыпанный строительным мусором, в самой низкой точке лежит такой же точно трилитон, под тем же самым углом и с таким же направлением.

Сама каменоломня в десятки раз больше верхней, но практически полностью перекрыта грунтом – частично раскопан мегалит, обнажены несколько стенок по краям и одна гробница/помещение на противоположной стороне. Скорее всего, если убрать весь грунт, все пространство размером 250х130м окажется каменоломней, а может быть, на дне обнаружатся еще несколько трилитонов.

Остается ждать, когда найдется еще один Наби, который не даст превратить ее в свалку и привлечет к ее раскопкам археологов.


Стоит рассказать немного о технологических следах в каменоломне. Во-первых, на гранях даже свеже-откопанных мегалитов нет необычных следов обработки – выглядит как обычное скалывание. Про трехметровые царапины между блоком и скальным основанием я писал выше (рисунки 21, 22)


Совершенно непонятно, каким образом сделаны эти следы – что с верхней, что с нижней стороны они подходят практически к самой плоской поверхности. Любой ручной метод оставил бы иной характер следов – они бы шли от центра к краям. Впрочем, отбойный молоток поступал бы так же, но оставил бы другой рисунок.

Несмотря на очевидность того, что камень не отделен до конца от скального основания – существует намеченная линия, по которой он должен отделяться. Эта линия не выглядит процарапанной или пробитой, и она точно не пропилена. Ощущение, что это трещина, но идущая строго там, где было нужно строителям.



Иногда закрадываются мысли, что мегалиты имеют естественное происхождение – просто так идут осадочные породы, между ними есть прослойки, их толщина примерно одинакова. Это могло бы объяснить выбор места каменоломен и добычу блоков с глубины, но природа тут не помогла бы оставить трехметровые зарубки, переместить мегалиты к комплексу, а потом стыковать их, как кубики лего, до характерного щелчка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В долине текут река Литани, самая большая и полноводная в Ливане, и река Оронт.
Баальбек стоит в самой плодородной области Ближнего Востока. По ней пролегали древние караванные пути, что вели к Дамаску и Тиру.
Археологические раскопки в Баальбеке показали, что еще 10 тыс. лет назад здесь появились первые поселения: они возникли в прекрасной зеленой долине, у источников пресной воды. Воды прибавлялось еще больше весной, когда таял снег на вершинах Антиливана и по склонам гор стекали потоки.
Вероятными основателями поселения на месте нынешнего Баальбека были египетские или ассирийские служители языческих культов. Вероятнее всего, город упоминался под другими названиями в древних записях, прежде чем название Баальбек появилось впервые в XIV в. до н. э. на глиняных табличках Телль-эль-Амарнской переписки между правительством Древнего Египта и его представителями в Восточном Средиземноморье.
Вновь сведения об этом городе появляются только после завоевания его Александром Македонским в IV в. до н. э. Когда его империя распалась, город оказался в составе государства Птолемеев под названием Гелиополис (Солнечный), так как то было место почитания Баала - бога солнца, в нем были построены величественные храмы в его честь. Баальбек разбогател при Селевкидах, став крупным торговым городом, «оседлавшим» пути караванов с товарами и паломниками, поскольку был еще и центром всего ближневосточного язычества и поклонения Баалу.
Город процветал и в эпоху римского императора Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.). когда вошел в римскую колонию Юлия Августа Феликс Гелиополитана. В период с I по III в. в Баальбеке было построено множество римских храмов, появились театры, термы и виллы богатых римлян, для которых цветущий Баальбек стал чем-то вроде курорта.
Изменения начались с распространением христианства: сначала император Константин запретил языческие культы в Гелиополе, а в IV в. последний император единой Римской империи Феодосий I Великий повелел перестроить языческие храмы в христианские церкви.
В 634 г. Баальбек захватили арабы под предводительством ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда и исламского полководца Абу Убайды аль-Кураши (583-638 гг.). Город начал приходить в упадок: торговля прекратилась, храмы опустели и стали разрушаться.
Но арабы сохранили Баальбек из стратегических соображений, значительно укрепив его и превратив храмовый квартал и акрополь в крепость.
Затем город много раз переходил из рук в руки, становясь добычей претендентов на власть в халифате. В 659 г. за город сражались Али ибн Абу Талиб и Муавия во время гражданской войны в первом Арабском халифате. Марван II в 750 г. разрушил городские стены. В 1175 г. его захватил Саладин. В 1260 г. монголы хана Хулагу едва не разрушили город до основания, им просто не хватило на это времени. В конце XIII в. дома Баальбека восстановил султан Калавун. В 1400 г. - новое разрушение, на этот раз - войсками Тамерлана. В XVIII в. город разрушали как правитель Палестины Даззар, так и серия сильнейших землетрясений.
Оказавшись под властью турок, Баальбек вошел в Сирийский вилайет Османской империи.
В настоящее время это небольшой город в Ливане.
Сохранившиеся фрагменты храмового комплекса позволили археологам восстановить его общий план, в целом характерный для римских языческих храмов той эпохи.
Действительно, в Баальбеке сохранились руины трех больших храмов, а в основании храмовой террасы - три гигантских камня, относительно которых строятся самые невероятные предположения.
Возрождением интереса к Баальбеку и началом систематических археологических раскопок мир обязан последнему германскому императору Вильгельму II (1859-1941 гг.), посетившему это место в 1898 г. по пути в Иерусалим. Пораженный величием древних руин и ужаснувшийся тому, с какой скоростью местные жители растаскивают их для постройки жилищ, император распорядился немедленно направить сюда научную экспедицию (ходили слухи, что она была еще и разведывательной). И уже месяц спустя начались раскопки под руководством известного археолога Отто Пухштейна (1856-1911 гг.). Несмотря на все ожидания, Пухштейн не нашел ничего, что относилось бы к доримскому периоду.
В дальнейшем раскопками в Баальбеке занимались французские археологи, в 1933-1934 гг. постаравшиеся даже реставрировать некоторые постройки.
Начиная с 2006 г., после окончания серии войн в Ливане, проводятся работы по консервации ценнейших строений Баальбека. Эти драгоценные руины не пострадали непосредственно от снарядов и бомб, но воздушные волны от взрывов сдвинули некоторые камни, в стенах храмов Юпитера и Вакха образовались трещины.
Нынешний город Баальбек расположен к востоку от развалин акрополя. Здесь же находится вход на огороженный храмовый участок. Громадная каменная лестница вела к монументальным воротам - пропилеям. Отсюда начиналась колоннада шириной около 150 м. По краям колоннады стояли квадратные башни высотой около 30 м. За колоннами находился шестиугольный двор. За ним - три широких входа, ведущие на Алтарную площадь, посреди которой в древности стоял большой алтарь, от которого сохранилась половина: вторую разобрали на строительство христианского собора еще в IV в. Справа и слева от алтаря находились бассейны для омовений.
От Алтарной площади поднималась лестница на храмовую террасу. Терраса была не просто большой, а громадной, подпираемая стеной - основанием всего акрополя, сложенной из каменных блоков, поражающих воображение своими размерами. Три из них составляют знаменитый Трилитон, каждый длиной 21,3 м, высотой 4,8 м, шириной 4 м и весом по 800 т.
Древним зодчим повезло в том смысле, что карьер, где добывались такие камни, находился на удалении около километра. В нем сохранились не до конца вырубленные монолиты.
На террасе стоял прямоугольный храм Юпитера с основанием 91 м в длину и 52 м в ширину с более чем полусотней колонн диаметром 2 м и высотой 20 м. Сохранилось шесть из них, и по ним можно судить о масштабах постройки.
На нижней террасе - к югу от храма Юпитера - построен храм Вакха, он меньше храма Юпитера, но зато лучше сохранился, с колоннами. Портал - шедевр античного зодчества - ведет в целлу: закрытое внутреннее помещение храма.
Третий храм посвящен Венере, он находился в 300 м к востоку от акрополя и представлял собой круглое сооружение, которое изначально было перекрыто каменным куполом.
Храмовый комплекс в Баальбеке входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Нынешний город Баальбек - центр сельскохозяйственного района, населенный преимущественно мусульманами-шиитами и в меньшей степени - суннитами и христианами. С 1955 г. город ежегодно становится местом проведения Баальбекского международного фестиваля: в римском акрополе проходят концерты классической и джазовой музыки, дают оперные и театральные представления.

Общая информация

Местонахождение : восток Ливана.
Административное местонахождение : район Баальбек, мухафаза Бекаа.
Первое упоминание : XIV в. до н. э.
Язык : арабский.
Этнический состав : арабы.
Религия : ислам.
Денежная единица : ливанский фунт.
Реки : Литани, Оронт.

Цифры

Площадь храмового комплекса : 5 км 2 .
Высота над уровнем моря : 1170 м.
Удаленность : 80 км к северо-востоку от Бейрута, 75 км к северу от Дамаска.

Климат и погода

Средиземноморский.
Средняя температура января : +4,5°С.
Средняя температура июля : +24°С.
Среднегодовое количество осадков : 600 мм.
Относительная влажность воздуха : 65-70%.

Достопримечательности

Исторические

Храм Юпитера (I в.), храм Вакха (II в.), храм Венеры (III в.), крепость (XIII в.).

Культовые

Руины Большой мечети и минарета (XIII в.).
Каменный блок Хаджар эль-Хубла и другие.

Любопытные факты

■ Во времена Крестовых походов крепость Баальбека служила тюрьмой для захваченных мусульманами христиан. В 1171 г. пленники сумели разоружить охрану и захватили крепость, изгнав из нее гарнизон. Однако мусульмане проникли в замок через подземный ход, указанный местным жителем, и жестоко расправились с пленниками.
■ В эллинский период храм Баалу в Баальбеке уже ассоциировался не с самим Баалом, а сначала с культом греческого бога солнца - Гелиоса, а затем - греческого Зевса и римского бога неба Юпитера. Из-за этого в популярной литературе часто имеет место путаница, и, например, при описании эпохи финикийцев главный храм Баальбека ошибочно именуют «храмом Юпитера». Подлинный же храм Юпитера находится на фундаменте предыдущего храма Баала, он был построен только около 60 г.
■ Гелиополь был очень известен в древности как место паломничества, название города встречается в надписях, оставленных на камнях Афин, Рима, Венеции, в Паннонии и Галлии и даже в районе Вала Адриана в Британии.
■ Согласно преданию, омейядский халиф Валид ибн Абд аль-Малик (668-715 гг.) перевез медный купол баальбекского храма в Иерусалим, чтобы водрузить его над Куполом Скалы.
■ Византиец Иоанн Малала (около 491-578 гг.) является автором «Хронографии» - первой дошедшей до наших дней всемирной хроники (до 563 г.). В ней он первым назвал Баальбек «чудом света».
■ Сохранились римские хроники, в которых рассказывается о посещении Баальбекского оракула (в городе был собственный оракул для нужд паломников) самим императором Траяном (53-117 гг.). Император задал оракулу два вопроса. Первый он передал запечатанным в конверт и приказал не открывать. Оракул промолчал, чем сильно впечатлил императора: в конверте находился чистый лист бумаги. Когда же Траян спросил, вернется ли он живым из похода против Парфии, оракул передал ему сломанный стек центуриона. Как известно, Траян победил парфян, но на обратном пути в Рим скончался.
■ Посещение Баальбека первыми туристами (богатыми путешественниками) произошло еще в XVI в., чему имеется документальное подтверждение.
■ Отдельные фрагменты храма Юпитера, а также две колонны с частью перекрытия дворовой галереи хранятся в настоящее время в Германии, в Пергамском музее (Берлин).
■ Без труда можно заметить следы разрушительного землетрясения 1759 г., от которого пострадали строения Баальбека, в частности арабская крепость, Большая мечеть и минарет, да и сам город.
■ Самый известный каменный блок в Баальбеке именуемый Южным камнем, по неизвестной причине так и не вынут из каменоломни, хотя и предназначался для завершения храмовой террасы. Его вес достигает 1050 т, размеры 20x4x4 м. Арабы называют его Хаджар эль-Хубла, что можно перевести, как «камень, исторгнутый материнским чревом». В 1990-х гг. в карьере Баальбека был обнаружен второй монолит - весом уже 1300 т и размерами 20x4,5x4,5 м. В 2014 г. немецкая экспедиция нашла еще больший монолит - весом 1500 т. Наука до сих пор не установила, как можно было вытесать камни такого размера и тем более - как их намеревались перенести на целый километр.
■ По периметру Большого двора тут и там лежат камни с надписью IOMN (luppiter Optimus Maximus Heliopolitanus), что переводится с латыни как «Высочайший и Величайший Юпитер Гелиополиса».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: