Образовательный портал - Kuveys

Верность и измена».

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Список литературы к направлению «Верность и измена»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Беглец».

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Ревизор»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

И. Гончаров «Обломов»

А. Н. Островский «Гроза»

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Крейцерова соната», «Анна Каренина»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Н. С. Лесков «Левша»

А. П. Чехов «Дама с собачкой», «О любви», «Попрыгунья»

И. А. Бунин «Темные аллеи», «Руся», «Кавказ»

М. Горький «Детство»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А. И. Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»

А. Платонов «Возвращение»

Б. Васильев «Летят мои кони»

В. Быков «Сотников», «Волчья стая», «Карьер»

В. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

Е. Носов «Белый гусь»

В. Некрасов «В окопах Сталинграда», «Вася Конаков»

В. Астафьев «Белогрудка»

Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Ч. Айтматов «Буранный полустанок или и дольше века длится день»

Е. Замятин «Мы»

В. Набоков «Лолита»

Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Дочь Бухары»

В. Железников «Чучело»

Е. Мурашова «Класс коррекции»

П. Санаев «Нулевой километр»

И. Курамшина «Сыновний долг»

У. Шекспир «Макбет»

Ш. Бронте «Джейн Эйр»

Э.М. Ремарк «Три товарища»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Ф. С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»

Дж.Оруэлл «1984»

Ф. Саган «Через месяц, через год»

Р.Р. Толкин «Властелин колец»

Э.Э. Шмитт «Оскар и Розовая дама»

Халед Хоссейни «Бегущий за ветром»

А.Гавальда «35 кило надежды»

Дж. Пиколт «Ангел для сестры»

У.Спаркс «Дневник памяти»

Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Список литературы к направлению «Равнодушие и отзывчивость»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Медный всадник»;

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Мальчик у Христа на ёлке»

А. Н. Островский «Бедность не порок»

В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе»

Н. С. Лесков «Старый гений»

А. П. Чехов «Вишневый сад», «Крыжовник», «Тоска», «В аптеке»

А. И. Куприн «Чудесный доктор»

Л. Н. Андреев «Кусака», рассказы

М. А. Горький «Легенда о Данко»

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Лапти»

М. А. Булгаков «Записки юного врача»

А. П. Платонов «Юшка»

А. С. Грин «Алые паруса»

М. А. Шолохов «Судьба человека»

А. Солженицын «Матренин двор»

В. Шукшин «Чудик»

К. Паустовский «Телеграмма», «Теплый хлеб»

В. Астафьев «Царь-Рыба», «Людочка»

Ф. Абрамов «Пелагея», «Алька»

В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Уроки французского»

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Е.Носов «Акимыч (Кукла)»;

А. Алексин «Сигнальщики и горнисты», «А тем временем где-то» и др

Д. Лихачев «Возвращение на Мару»

Б. Екимов «Ночь исцеления»

Ю. Яковлев «Мальчик с коньками»

В. Железников «Чучело»

Л. Улицкая «Дочь Бухары»

О. Бальзак «Отец Горио»

Дж.Остин «Гордость и предубеждение»

Ф. Кафка «Воздушный замок»

У. Голдинг «Повелитель мух»

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

П. Коэльо «Вероника решает умереть»

Л. Оливер «Прежде чем я упаду»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

М. Зузак «Книжный вор»

Т.М. Кенэлли «Список Шиндлера»

Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

Список литературы к направлению «Цели и средства»

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Дубровский»

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

А. Н. Островский «Бесприданница», «Бедность не порок»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Н. С. Лесков «Старый гений»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

В. М. Гаршин «Сигнал»

А. П. Чехов «Ионыч», «Крыжовник»

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

М. Горький «Песня о Соколе», «Челкаш»

М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»

И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

А. С. Грин «Алые паруса»

А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Матрёнин двор»

В. Каверин «Два капитана»

В. Шукшин «Сапожки»

В. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского», «Прощание с Матерой»

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Ю. Герман «Дело, которому ты служишь»

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

В. Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка)

Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»

Ж.-Б. Мольер «Тартюф»

Р. Брэдбери «Лед и пламя»;

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

О. Генри «Дары волхвов»

Ф. Саган «Здравствуй, грусть»

Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

А. Хейли «Отель»

С. Кинг «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка»

Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»

К. Воннегут «Колыбель для кошки»

Э. Хэмингуэй «Старик и море»

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Список литературы к направлению «Смелость и трусость»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Выстрел»

А. И. Гончаров «Обломов»

И. С. Тургенев «Муму»

А.Н. Островский «Бедность не порок»

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Село Степанчиково и его обитатели»

Н. С. Лесков «Старый гений»

В. М. Гаршин «Трус»

М. Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»

А. Твардовский «Василий Тёркин»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В. Закруткин «Матерь человеческая»

Е. Шварц «Обыкновенное чудо»

Б. Житков «Храбрость»

Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…»

В. Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»;

В. Быков «Сотников», «Журавлиный крик», «Обелиск»

В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

Ч. Айтматов «Плаха»

Д. Рубина «Адам и Мирьям»

В. Аксёнов «Московская сага»

В. Железников «Чучело»

А. Алексин «Поздний ребёнок»

Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Жизнь взаймы»

Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»

Г. Мопассан «Милый друг»

Р.Р. Толкин «Хоббит»

Р. Брэдбери «Лед и пламя»;

Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Дж.Роулинг «Гарри Поттер»

Р.Ригз «Дом странных детей»

Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Список книг к направлению «Человек и общество»

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Дубровский»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

И. А. Гончаров «Обломов»

И. С. Тургенев «Бирюк», «Отцы и дети»

Н. А. Некрасов «Кому нам Руси жить хорошо»

А. Н. Островский «Гроза»

Н. С. Лесков «Старый гений», «Левша»

Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик»

В. Г. Короленко «В дурном обществе»

А. П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Тоска», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи»

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

М. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

А. С. Грин «Алые паруса»

В. Т. Шаламов «Колымские рассказы» («Детские картинки» и др.)

А. И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг», «В круге первом»

А. П. Платонов «Юшка»

В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского», «Пожар»

Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

Е. Замятин «Мы»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?)

В. Крапивин «Мальчик со шпагой»

Э. М. Ремарк «Тени в раю»

С. Моэм «Луна и Грош»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Лед и пламя»

Дж. Оруэлл «1984»

Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

О. Хаксли «О дивный новый мир»

Т. Капоте «Завтрак у Тиффани»

К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»

Х. Ли «Убить пересмешника»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Р.S. Если внимательно посмотреть списки, можно заметить, что некоторые книги повторяются в каждом направлении, например, А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н Толстой «Война и мир», Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание», М. Шолохов «Судьба человека», В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского».

Приходите в библиотеки за книгами!

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

(356 слов)

Что такое отдельный человек в бесконечной сети общественных отношений? Это главный элемент общества, который постоянно с ним взаимодействует. С самого детства мы социализируемся, приспосабливаемся и живем по тем правилам, которые диктует нам общественность. Вовсе не случайно еще древнегреческий философ Аристотель называл человека «общественным животным». Но социум не всегда благотворно влияет на индивидуума, иногда под его влиянием он теряет свою индивидуальность и не только.

Так, в повести Куприна «Олеся» героиня становится жертвой общественных предрассудков. Крестьяне верят, что она — ведьма, так как живет в лесу и собирает лечебные травы. Люди ненавидят бедную девушку лишь за то, что она от них отличается. В попытке сблизиться с коллективом ради возлюбленного она покидает уединенный край и идет в церковь. Тогда толпа набросилась на нее и едва не убила. Вот так попытка войти в систему общественных отношений едва не окончилась для героини трагедией, и такое обращение часто заставляет личность покориться давлению и стать такой же, как все. Олесю от такой участи спасло бегство, но не все могут применить этот радикальный метод.

Некуда бежать обитателям ночлежки, героям пьесы Горького «На дне». Если рассматривать каждого из них по отдельности, то перед нами неплохой человек, и ничто в его жизни не предвещало такой судьбы. Но все вместе люди дна образовали клоаку, из которой не выбраться никому из них. Например, Сатин был успешным и благополучным человеком, пока не наказал обидчика сестры, получив в результате наказание в виде тюремного заключения. Даже там мужчина сохранял достоинство, отбыл срок, но на воле он обнаружил, что за человека его теперь не считают, и общество нормальных людей от него отвернулось. Чтобы не умереть от голода, ему оставалось только продолжать идти по кривой дорожке. Так, одна социальная группа его погубила своим равнодушием, а другая затянула его в свои порочные сети, не давая очиститься. Сатин — жертва социума, который мыслит предрассудками и шаблонами.

Итак, нередко возникают ситуации, когда человек не способен нормально жить в сложившейся системе общественных отношений. Иногда он борется с точкой зрения и поведением большинства, но чаще всего забывает о личном мнении и транслирует коллективные установки. Однако, безусловно, люди должны стремиться изменить общество в лучшую сторону, при этом не боясь с его стороны упреков и порицаний. Только тогда можно добиться прогресса.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Итоговое сочинение на тему «Человек и общество» с аргументами из литературы представлено ниже.

«Способен ли один человек противостоять обществу?»

Вступление

Общество – это целая система со своим укладом, законами и нормами оценок. Каждый из нас – часть этого большого целого, способного либо поглотить нас целиком, либо наделить возможностями успешного сосуществования.

Проблема

Способен ли человек противостоять обществу, общественному мнению или это заведомо проигранный бой?

Тезис №1

«Один в поле не воин», — утверждает древняя пословица. Сложно противостоять мнению большинства, для этого нужно обладать особым даром убеждения и харизмой.

Аргументация

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» мы видим героя, способного повести за собой окружающих людей. С одной стороны, Данко подчинил людей своей воле, ведя их к спасению, убеждая в лучшем будущем ценой собственной жизни. Но с другой стороны, что он получил в ответ? Как только он вывел их из чащи, толпа тут же забыла его, растоптав последние искры, напоминающие о его вырванном из груди горящем сердце.

Вывод

Одному человеку очень сложно противостоять целому обществу. Но это возможно, и такие люди есть и будут. Они обладают уникальным даром убеждения, особым складом характера.

Тезис №2

К людям, способным изменить изменить мир, относятся многие руководители государств, военные предводители и религиозные деятели. Но есть такие и среди простых людей.

Аргументация

«И один в поле воин, если он Чацкий», — говорил И.А. Гончаров. Действительно, в своей пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов изобразил человека, способного обличить пороки целого поколения, в котором сам же существовал. Чацкий явился к людям, живущим по уже устоявшимся правилам и перевернул все с ног на голову. Затем он уехал, никем не понятый и никому не нужный.

Вывод

Обладая бесстрашием и особым складом характера можно повлиять на общественный строй, хотя бы в ближайшем окружении. Однако это может грозить одиночеством.

Тезис №3

Есть люди, которые, отказавшись от попыток изменить мир, продолжают свое одинокое существование, отстранившись ото всех. Общество не принимает таких людей, а у них нет сил бороться с ним.

Аргументация

К таким людям относится Илья Ильич Обломов, главный герой романа А.И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич обладает рядом положительных качеств, он духовно высоко развит, но не может найти применения своим талантам. Люди, окружающие его, живут по законам, чуждым ему – они лживы, они способны идти по головам ради достижения поставленных целей. Обломов не принимает таких правил, но не способен справиться с собой и хоть как-то приспособиться к законам жизни. Поэтому он самоустраняется и живет практически отшельником, проводя дни на диване в засаленном халате.

Вывод

Общество – достаточно сильная система. Она с легкостью может поглотить отдельно взятую личность, не похожую на остальных, если она не способна противостоять ему.

Общий вывод (заключение)

Законы социума таковы, что все мы, каждый из нас – часть одного большого целого. Мы вынуждены жить по единым законам для всех, даже если нас что-то не устраивает. Есть мужественные люди, отважившиеся пойти против устоев или возглавить новое направления в развитии. Но против течения могут плыть только сильнейшие. Остальных же общество ломает и обрекает на одиночество.

(На изображении фрагмент картины Александра Дейнеки "Стахановцы" )

Человек и общество, их взаимодействие - это самая актуальная тема в произведениях русской литературы. Общество - это частичка мира, которая всегда развивается. У него имеются свои традиции, ценности, рамки времени. Общество имеет свою единицу - человека. Он не имеет возможности выбирать объединение, где ему жить. Рождаясь, он уже становится частью общества. Этот социум влияет на формирование личности, образ жизни, интересы человека. Каким образом давление общества осуществляется на отдельную индивидуальность? В произведениях русской литературы освещается проблема “человек и общество”:

(Иллюстрация к Л.Н. Толстому "Война и мир" )

Толстой в романе “Война и мир” показывает, что природа высшего общества в России двойственна. Читатель имеет возможность посмотреть на высший свет Петербурга, понаблюдать за его жизнью. Ему также открывается целый мир, обладающий своими устоями и законами. Однако автор четко высвечивает неестественность высоких взаимоотношений. Нарядные дамы натягивают свои улыбки, они бледные и холодные, а внутри лишь равнодушие и пустота. На великосветских мероприятиях часто обсуждают зарубежные новости. Человек, который умеет думать, быстро соскучится здесь и разочаруется в напыщенности господ. Также Толстой четко прорисовывает представителей высшего сословия, которые отличаются чуткостью и благородством. Речь идет о Наташе Ростовой, Андрее Болконском, Пьере Безуховом. Они умны, интересуются людьми, миром в целом. Они являются абсолютной противоположностью мертвецам, которые встречаются в салонах Петербурга. Но каждый из вышеперечисленных не ощущал себя в своей тарелке в высшем свете. Их обманывали и могли опозорить. Они индивидуальны, не имеют ничего общего с лицемерным, серым обществом.

(Иллюстрация к Ф. Достоевскому "Преступление и наказание" )

В романе “Преступление и Наказание”, написанном Достоевским, рассказывается, как общество может повлиять на рядового гражданина, его поступки. Раскольников захотел убить процентщицу. Это было не безосновательно. Первая причина - личность Родиона, его корни. Далеко не последнюю роль в этом сыграло общество, которое погрязло в грехах, нищете. Раскольников также был бедным, он сочувствовал другим людям, которые страдали. Но все же решился на совершение преступления. Общество из рассказа “Преступление и Наказание” ценило только деньги, забыв о высокой морали. Больше для них ничего не имело смысла. Соня Мармеладова была простой девушкой, которая стала проституткой. Это случилось из-за необходимости заработка, чтобы прокормить семью. Отец этой героини сильно пьет и заседает в кабаках, где гниют человеческие души. Толстосумы, в свою очередь, упиваются богатством, которое было заработано благодаря жизням обычных людей. Достоевский доказывает, что общество в любом случае влияет на человека, его жизнь. Быть свободным, находясь в обществе, не получится.


(Иллюстрация к М. Булгакову "Мастер и Маргарита" )

Булгаков с помощью романа “Мастер и Маргарита” поднял вопрос отдельного человека, его нахождения в обществе. Главный герой - Мастер, является настоящим гением, который сумел написать невероятный роман. Но после публикации героя начинают гнать, его не признали. Кто же ему шлет памфлеты, рецензии, наполненные яростью? Это общество графоманов, людей, которые завидуют и являются псевдописателями. Автор показывает это общество коварным и едким. Оно постоянно травит, нападает на Мастера, чем провоцирует уничтожение великолепного творения. В итоге гений попадает в сумасшедший дом. Теперь он не принадлежит скверному сборищу, его новый мир - это Маргарита. Именно в этом социуме Мастер отдыхает душой.

Таким образом, кем бы не был человек, каким бы он не был, но его индивидуальные особенности и качества нужны на благо обществу в котором живет и трудится человек. Можно смело заявить, если и существует идеальная формула, то это полная и двухсторонняя взаимосвязь человек — общество.

Каждый из нас является членом общества, разница только в активности: кто-то охотно участвует в жизни других людей, кто-то их сторонится. Однако все мы являемся частью одного большого объединения, поэтому важно находить с другими его элементами общий язык. Но чрезмерно сильное влияние этой системы отношений может навредить нам и лишить нас индивидуальности. В итоге, мы пришли к тому, что необходимо найти золотую середину между двумя крайностями взаимосвязи с социумом. Поскольку сделать это сложно, нередко случается так, что человек оказывается вне общества, то есть является лишним в его иерархии, не может найти себе места в ней. В данной подборке представлены аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», иллюстрирующие примеры, когда личность отчуждена от своего круга и разрывает все связи с ним.

  1. В комедии Грибоедова «Горе от ума» герой разочаровывается в фамусовском обществе и намеревается разорвать с ним отношения. Александр Андреевич хоть и является по праву рождения полноправным членом этого избранного круга, не находит в нем понимания. Его система ценностей коренным образом отличается от того, чему поклоняются Скалозубы, Репетиловы и Молчалины. Например, он не хочет прислуживаться, то есть добиваться карьерных высот лицемерием и подхалимством. Также его не устраивает консерватизм московской элиты, которая не чуждается жестокого обращения с крестьянами и подлости на службе, но боится положительных перемен и прогрессивных взглядов. Таким образом, Чацкий оказался перед выбором между сохранением верности своим идеалам и общением с порочным обществом. Он выбрал жизнь вне своего круга, чтобы сохранить себя от его пагубного влияния.
  2. В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский бежит из дворянских салонов на поле брани, лишь бы не слышать больше лицемерных речей и праздной болтовни. Ему чужда изнеженность и бесцельность жизни людей из его круга общения. Герою скучно даже с женой, которая разделяет их образ мыслей. Он не нашел общего языка с окружением из-за того, что отец воспитал его по-другому. Болконский-старший был суровым и дельным человеком, не терпел болтать попусту. Он редко отличался гостеприимством и сам не ходил по гостям. Зато он много работал и посвящал время воспитанию детей. Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.
  3. В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий идет против условностей своего сообщества. У казаков в приоритете всегда были семейные узы: дети слушались родителей, младшие – старших, жены были верны мужьям, мужья – женам и т.д. Все они работали на земле, и единство семьи было залогом выживания, ведь такое количество работы не мог делать один человек. Так вот, Мелехов нарушил вековые традиции, отказавшись жить по воле отца: он изменяет жене с замужней женщиной, а после череды скандалов уходит из деревни вообще, покидая семейство. Все это случилось потому, что герой был независимой и свободолюбивой натурой с незаурядным умом. Он понял, что традиции дедов и отцов могут быть неправильными или несправедливыми. Также он усомнился в авторитете отца и в праве общества осуждать его выбор. Конечно, герой сделал множество ошибок, но нельзя отказать ему в возможности стоить личное счастье без пересудов и мнений толпы. Перед нами пример того, что личность может взбунтоваться против социума и весьма успешно.
  4. Пример лишнего человека мы можем наблюдать в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин со своей индивидуальностью оказался вне общества с его ограниченностью и заурядностью. Он не хотел примерять на себя ни одну из популярных социальных ролей, поэтому всегда искал возможности стать исключением из правила. Так, он играет судьбами других людей, ставя себя в нетипичные обстоятельства, развлекаясь. То он убеждает себя в любви к Бэле, то разыгрывает ухаживания перед Мари, то пускается вслед за Ундиной. В погоне за новыми впечатлениями он игнорирует моральные нормы и интересы своих попутчиков, становясь опасным для общества. Исключительность Григория была направлена не на созидание, а на разрушение, деструктивное, безнравственное, пугающее. Его бунт против окружения был без смысла и без пощады, а ради чего? Он все равно был несчастен и болен своим отчуждением. В этом случае общество могло бы многому научить человека, спасти его, если бы тот прислушался к голосу со стороны. Он не слушал, поэтому ни один выходец из того или иного круга не смог помочь Григорию, будь то Бэла, Максим Максимыч или доктор Вернер.
  5. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли. Критики унизили автора и его работу, редакторы отказались печатать, сосед написал донос, и кончилось все заключением в сумасшедшем доме. Весь окружающий мир, кроме одной единственной Марго, повернулся к герою спиной. Однако в процессе чтения мы понимаем, что настоящему художнику эта травля была необходимо, чтобы он не стал таким же бездарным и ручным, как графоманы на цепи у власти, которые его оболгали. Поэтому в данном случае человек должен был оказаться вне общества, чтобы понять свое истинное предназначение.
  6. В поэме Лермонтова «Мцыри» герой был пленен и томился в тюрьме далеко от родины. Расторжение родственных уз с тем обществом, членом которого он был по праву рождения, глубоко ранили его душу, лишили ее покоя и счастья. Юноша тосковал по дому, по людям, что были ему близки. Он не хотел того одиночества, на которое его обрекли. И не напрасно, ведь мы понимаем, как много Мцыри мог сделать для своей страны. Именно там он мог реализовать свой потенциал и согреть кого-то огнем своего сердца. Из этого примера мы можем сделать вывод, что отчуждение от общества – это далеко не всегда освобождение от зла или предел мечтаний талантливого человека. Это может быть и трагедией узника, нежно привязанного к родственным душам за пределами тюрьмы, где он заточен.
  7. В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров – лишний человек. Он не находит себе места в сложившейся сословной системе. Поэтому он демонстративно презирает дворян и тянется к народу, в котором видит больше свойственных ему черт. Однако и от простого люда он безнадежно далек, ведь его образованность и категоричность не понятны невежественным и консервативным крестьянам. Так он оказывается вне общества со своими прогрессивными идеями и научным мышлением. Одиночество и отчуждение терзают его, но это открывается только в финале романа, когда он лежит на смертном одре и сетует на свою неприкаянность. Таким образом, оторванность от людей не делает человека счастливым, напротив, зачастую приносит страдания.
  8. В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» герой намеренно отчуждается от общества, ведь высокомерие не позволяет ему быть с окружающими на одной волне. Он всех мерит размером кошелька, а тех, чье состояние меньше его, и вовсе не замечает. Для него они всего лишь обслуживающий персонал, не достойный внимания. Казалось, такое расслоение социума естественно, богатые и бедные не найдут общий язык, но автор в символичном названии судна («Атлантида») намекает, что такой «естественный» уклад жизни ведет нас всех к катастрофе. Так и оказывается в финале: господин умирает, а его тело, которое уже не сулит чаевых, убирают в коробку из-под содовой. Очевидна уже наступившая нравственная катастрофа, которая привела всех пассажиров к повальному равнодушию друг к другу. Никто не выразил сожаления, никто не прекратил веселье и пляски, хотя рядом лежал труп того, кого так тщательно ублажали еще недавно. На этом примере видно, что конфликт личности и общества не всегда красив и романтичен. В реальной жизни он может привести к трагедии для всех его участников.
  9. В повести Булгакова «Собачье сердце» профессор находится вне общества, так как он является представителем интеллигенции в стране победившего пролетариата. Основная масса людей из-за пропаганды свыше ненавидит его «буржуазный» образ жизни и не понимает его ценностей. Преображенский, по их мнению, занимает незаслуженно много площади в доме и пользуется непозволительной роскошью, недоступной простым людям. Швондер и ему подобные не признают заслуг научного деятеля. Они готовы растерзать героя из зависти его к уму и положению. Но Филипп Филиппович не поддается на провокации. Ему удается абстрагироваться от большинства и сохранить лучшие качества прошлого: духовность, благородство, эрудированность. На фоне грубой и пошлой толпы профессор выглядит Гулливером среди лилипутов. Масштаб такой гениальной личности обществу никогда не разглядеть вблизи, для этого нужны столетия.
  10. В романе Достоевского «Преступление и наказание» человек идет против общества. Он принижает его в своих глазах, нарекая себя судьей и «право имеющим». Герой буквально заболевает идеей своего превосходства и в порыве «правосудия» губит две жизни. Причиной такого духовного нездоровья и последующих событий является тот факт, что Раскольников на некоторое время выбыл из социума: отчислился из университета, забросил подработки, был далек от семьи. Недостаток общения и понимания привел его к умопомрачению, которое смогли рассеять только люди. Обретая понимание в лице Сони, Родион выздоравливает и вновь возвращается в общество, из которого сам себя вычеркнул. Постепенно он осознает, что любовь к ближним – это истинное призвание любой души.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: