Образовательный портал - Kuveys

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники»


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о деревьях и кустарниках в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Деревья и кустарники».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.
Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и кустарников, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет дерево или кустарник, изображённый на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом деревья или кустарники, изображённые на одном игровом поле.


1. Дуб, берёза, ива, липа, каштан, клён – это лиственные деревья.


2. Черёмуха, сирень, мимоза, магнолия, шиповник, жасмин – это кустарники.


3. Лимон, слива, груша, вишня, персик, яблоня – это плодовые деревья.


4. Ель, сосна, кипарис, можжевельник, туя, кедр это хвойные растения.


Дидактическая игра «Отгадай растение»
Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.
Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза).
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту,
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Дуб – это дерево. На нём растут жёлуди.
Сирень – это куст с сиреневыми цветами.
Карточки для разрезания.











Дидактическая игра «Четвёртый лишний»


Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например:
1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные.


2. Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные.


3. Груша, персик, сирень, яблоня. Лишняя сирень потому, что это кустарник, а остальные плодовые деревья.


4. Мимоза, магнолия, сирень, берёза. Лишняя берёза потому, что это дерево, а остальные кустарники.


Дидактическая игра « Что сначала, что потом?»


Цель : умение располагать картинки в порядке развития сюжета.
Дидактический материал: Набор картинок для игры «Что сначала, что потом?», по четыре картинки в каждой серии.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям серии картинок (по четыре картинки каждому ребенку), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.






Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход игры : Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.
Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.

В предыдущих статьях мы выяснили, что системное видение окружающего мира, умение мыслить системно, очень важны для более точного, более достоверного, более полного и детального восприятия любого объекта (предмета, явления, процесса). Такое восприятие позволяет найти самое лучшее и правильное решение возникающих противоречий.

Но работа с «Волшебным экраном» довольно затруднительна для дошкольников. Поэтому с помощью специальных игр и упражнений нужно подготовить малыша к умению мыслить в системе, показать, что любой объект является частью чего-то большего и в то же время сам состоит из чего-то, изменяется в процессе продвижения из прошлого в будущее.

Играя, учим понимать генетический подход (прошлое-настоящее-будущее)

«Паровозик» (технологическая цепочка)

Формируем у ребенка представление об изменениях объекта во времени. В зависимости от возраста увеличивает длину цепочки – в 2-3 года достаточно двух-трех вариантов, чем старше ребенок, тем более длинной и полной должна быть цепочка. Для демонстрации можно использовать, например, паровозик в вагонами. В окошко вагонов вставляем картинки или схематично рисуем постепенное изменение объекта во времени.

Икра → головастик → лягушка

Яйцо → гусеница → куколка → бабочка

Семя → росток → саженец → маленькое деревце → большое дерево

Если игра проводится в детском саду, или участников – несколько человек, игру можно сделать подвижной. Взрослый заранее готовит карточки или картинки, которые раздаются играющим. Это могут быть картинки изображающие времена года (например: зеленый листик, желтый листик, ветка без листьев, ветка с почками), разные этапы жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, взрослый человек, старый человек), история предметов (повозка, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль, автомобиль будущего – например, летающий)

Выстраивается «Поезд времени» — первым встает «Паровозик», которого в зависимости от возраста и понимания происходящих процессов или назначает взрослый, или дети выбирают сами. За «Паровозиком»выстраиваются «Вагоны» в соответствии с последовательностью процесса.

«Что сначала, что потом»

Это упражнение может использоваться с детьми 2-3 лет, постепенно усложняясь, и помогает закрепить последовательность времен года, частей суток, дней недели и т.п.

Сначала осень, а потом? – Зима. – А потом? – Весна. – А потом? – Лето.

– Сначала вторник, а потом? – Среда.

Сначала вечер, а потом? – Ночь.

– Сначала завтрак, а потом? – Обед.

С детьми 5-6 лет можно использовать многовариативный подход:

Сначала глина, потом… — ваза, кирпич, скульптура, свистулька, и др.

Сначала бревно, потом… — дом, шкатулка, бумага, доска, шкаф и др.

Сначала яйцо, потом… — птенец, черепашка, крокодиленок, гусеница, змея и др.

Если игра проводится в группе детского сада или с несколькими детьми, и принцип упражнения уже освоен, то можно ввести новое правило – кто называет последнее слово из вариантов ответа, тот становится ведущим и предлагает свое первое слово.

«Парные слова»

Этим упражнением можно закреплять названия животных и их детенышей, процессы взросления человека, изменения в живой и неживой природе.Упражнение проводится в прямом (сейчас-потом) и обратном (сейчас-раньше) вариантах парными словами. Игра будет интереснее, если перекидывать друг-другу мячик. В этом случае помимо закрепления знаний, ребенок упражняется в ловле и броске мяча, совершенствуется координация движений, активизируются оба полушария мозга за счет одновременной умственной и двигательной деятельности.

С более маленькими детьми называется тема: например «Как называют детеныша?»

Взрослый называет слово: «Лошади» и кидает ребенку мячик. Ребенок ловит его, отвечает: «Жеребенок» и бросает мяч обратно взрослому. Взрослый: «Кошки»… «Котенок»; «Свиньи»… «Поросенок»; «Собаки»… «Щенок» и т.д.

С более старшими детьми (от 6-7 лет) конкретную тему можно не обозначать, сообщить только направление «Что было раньше?» или «Что будет?». Слова берутся из разных тем: например – «Что было раньше?»

«День … утро»; «Овца … ягненок»; «Цветок … семечко»; «Дяденька … мальчик»; «Дождь … туча»; «Окно … стекло» и т.д.

Настольно-печатные игры

В магазинах можно приобрести готовые игры, например «Что сначала, что потом», «Логические цепочки» и т.п.

Две предложенные игры Вы можете скачать, распечатать на цветном принтере, разрезать на карточки (можно предварительно наклеить на картон) и уже играть с ребенком.

»Что сначала, что потом»

Выполняя задания, ребенок учится обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь.

1 вариант

Ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности. Сначала Нужно разложить сюжеты, состоящие из 4-х картинок, затем – из 6-ти, после этого – из 8-ми. Затем составить развернутые рассказы по картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, можно ему помочь, начав повествование.

2 вариант

Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и придумать начало и конец своего рассказа по этой картинке.

3 вариант

Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и составить по ней предложение из 2-х, 3-х, 4-х, и т.д. слов. Затем составить рассказ, состоящий из одного, двух, трех предложений. Следует обратить внимание на связность речи, её выразительность, эмоциональность.


  • Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому Набор включает серию парных картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что следствием изображенного на картинках. Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных конструкций. «Расскажи историю»

«Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону»

«Петя упал с велосипеда»



Картинки выкладываются перед ребёнком в случайной последовательности и даётся задание разложить их по порядку. Если ребёнку сложно выполнить, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Можно выкладывать ряд с пропуском картинки ИЛИ включать в него картинку из другой последовательности, способ работы зависит от особенностей проблем ребёнка и целей работы. При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания.

Мышка хочет попить сок, но не может достать пакет очень высокий. Она видит лежащую рядом соломинку, приставляет её и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку наверх, вставляет её в дырочку. Забирается на соломинку и пьёт через неё сок.


Так же можно составить рассказ с придумыванием заглавия. Например:

Бабушка и пирожки

Лепит пирожки и кладет их на противень.

Бабушка месит тесто.

Достает румяные пирожки и угощает внука.

Ставит противень в духовку.



В игру можно играть не только индивидуально, но и небольшими подгруппами. Игра хорошо развивает понимание ребёнком простых причинно- следственных отношений, учит строить предложения, составлять рассказ,

способствует развитию логического мышления, внимания и наблюдательности.


Валентина Владимировна Кузьменко
Разновидности игры «Что вначале, что потом»

Одним из приемов работы в ТРИЗ является отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени, которые можно использовать уже со 2 младшей группы. Целью его является упражнение детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития.

Существует несколько вариантов игры «Что вначале , что потом » . Они помогают формировать умение выявлять закономерности, определять последовательность; развивают речь, внимание, память, знакомят с окружающим миром, природой. Изготовить их несложно с помощью компьютера, стоит только подобрать соответствующие картинки.

Вот некоторые из этих игр :

- «Паровозик»

Ведущий подбирает несколько вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды . Это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

Например : человек :

1- карточка – младенец, 2 – девочка, 3 – женщина, 4 – старушка. Дети выстраиваются в определенной последовательности.

- «Кем был раньше?»

Цель : учить называть прошлое предмета.

Ход : Цыпленок (яйцом, лошадь (жеребенком, корова (теленком, дуб (желудем, рыба (Икринкой, яблоня (семечком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, хлеб (мукой, шкаф (доской, велосипед (железом, рубашка (тканью, ботинки (кожей, дом (кирпичиком) сильный (слабым) .

- «Репка»

Воспитатель называет объект и предлагает потянуть репку. Дети становятся друг за другом и по очереди называют стадии развития этого объекта. Если всё названо правильно, воспитатель объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остаётся на грядке. Например, икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем… вытащили репку.

- «Ромашка»

В игре используется волчок. Вокруг него раскладывают предметные картинки. Волчок раскручивают. Когда стрелка укажет на один из объектов, кто – то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам.

- «Был. Есть. Будет»

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например : яблоко сейчас сочное. красное, красивое; было нежным, розовым цветком с запахом; будет вареньем, компотом , сухофруктом и т. д.

- «Что было? Что будет?»

Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение : каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или ещё будет (по отношению к предыдущему выступлению) . Например, В теремок стучится лиса. Это сейчас. До этого приходил зайчик. Это было. Звери разбегаются из разрушенного теремка Это будет.



Игру с картинками "Что сначала а что потом" чаще всего используют логопеды на своих занятиях.

По этим картинкам с Давидом логопед начал заниматься когда Давиду было 3 года и 5 месяцев.

Это игра учить ребёнка располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Целью занятий является научить ребёнка выстраивать логические цепочки. Так же занятия с этими карточками влияют на развитие речи.
Первые карточки у нас появились,когда Давиду было 3,5. Начанали мы с самых простых схем и историй. Первые месяцы давалось все не просто. Процесс шол медленно и не давал видимых результатов. Что бы добиться именно понимания со стороны Давида пришлось запастись очень большим количеством дидактического материала. Можно бы было конечно же ограничится 3-4 историями "что сначала что потом". Но тогда Давид вряд ли бы понял алгоритм, он бы просто напросто вызубрил сами схемы. А нужно было, что бы он сам осознал смысл игры. По началу я выкладывала карточки и сама рассказывала, что было в начале и что случилось потом. Объясняла почему я именно в такой последовательности раскладывала карточки. Затем я раскладывала карточки и просила что бы Давид сам разложил их в хронологической последовательности. Естественно подсказывая и задавая наводящие вопросы. В самом начале я рассказывала историю сюжета, а потом уже Давид выкладывал карточки в соответствующей последовательности. В возрасте 3,7 Давид в редких случаях мог без подсказки сам разложить карточки в правильной последовательности. Тогда я в основном комментировала сюжет, а он на слух восстанавливал его по картинкам.

Часть карточек для занятий я сделала сама.



Остальную часть карточек я скачала в интернете. Например вот следующий материал нашла на просторах интернета. Отличная методичка на тему что вначале что потом. С подробными пояснениями. В методичке есть для распечатывания 24 сюжета состоящие из 2, 3 или 4 карточек. http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/DswMedia/chto.pdf

И ещё наткнулась на сайт с карточками "Что с начало что потом" только не цифровая версия а сканированная. Я если честно не люблю распечатывать сканированные картинки, так как они размытые но как вариант иногда принимаю.

И ещё несколько ссылок где можно скачать материал для занятий

1) Из готовой продукции у нас есть набор карточек что сначала, что потом. Карточки не сложные, вполне доступные сюжеты.
Покупала в магазине "Умная игрушка"

2) Ещё у нас есть серия "История в картинках"

К сожалению в этих наборах нет пояснений, поэтому родителям самим приходится догадываться как развивается история. Первая часть по проще. А вот вторая по сложнее.

Истории в картинках. Игра-занятие. Часть 2



Когда Давиду исполнилось 4.3 г. мы стали использовать более сложные варианты историй. На видео (которое ниже) первая история с новогодней ёлкой. История состоит из 6 карточек. Для начала я рассказывала Давиду подробно саму историю и только потом просила разложить карточки по порядку в соответствии с рассказанной историей.

Вторая история (на видео ниже) состоит из 4 карточек. И это уже был следующий этап, когда Давиду нужно было самому без подсказок и без описания сюжета, уловить суть истории. Я раскладывала карточки и просила посмотреть что нарисовано на карточках. После этого просила сказать какая по мнению Давида может тут быть история.

На видео ниже Давиду 4.3

Между видео прошёл ровно год. На видео ниже Давиду 5.3. Карточки о том как состригают шерсть, а затем из нее получают вязанную кофту Давид видит впервые. Но уже может сам самостоятельно увидеть историю, разложить по порядку и рассказать небольшой рассказ по этим карточкам.

4) Логические цепочки
Набор есть в "Озоне"
есть в "My-shop"

5) Djeco Игра-трио Последовательность Пазл


6) Настольная игра «Короткие истории», Радуга
Есть в магазине "Умная игрушка"


7) Есть у нас и такой набор Короткие истории-2, Радуга (настольная игра). Игра скорей всего как дополнение к остальным, но не как не основной набор.
Покупала в магазине "Умный ребёнок"



8) Что сначала, что потом?, настольная игра, Готовимся к школе (Радуга)
Есть в магазине "Igromagazi n"

9) Есть у нас ещё пазлы "Забавные истории"
Этот набор можно использовать как и для занятий по развитию связанной речи так и для игр что "сначала, что потом"
Покупала в магазине "Умный ребёнок"

10) Веселые истории, Радуга (настольная игра, серия Шаг за шагом
Есть в магазине "Умный ребёнок"

Так как по мимо проблем с речью у нас были сложности и с волевой сферой. То помимо того, что бы подобрать нужный материал для занятий, нам приходилось еще придумывать и тему игры. Дело в том, что Давид не очень и горел желанием заниматься с карточками монотонно раскладывая их по порядку. А вот стоило карточки сделать частью игры, то у Давида просыпался интерес, и он уже выполнял задания с желанием. После 4 лет у Давида появилась страсть к набором лего на тему полиции. И мы эти предпочтение обыграли под занятия. Например мы играли в полицейских которые учатся запутывать своими хитроумными схемами воришек. Мол мы учимся в школе для полицейских, и что бы научиться запутывать преступников, нам нужно самим для начала научится выстраивать схемы. Мы с Давидом вначале раскладывали карточки, так как это требует методика. А потом начинали шалить. Мол мы полицейские которые специально преступникам раскладываем карточки не так как нужно. И в шуточной форме рассказывали истории шиворот на выворот. И мол из за этих карточек у преступников шла кругом голова. В общем игра получалась весёлая, а главное был результат. Когда мы не сложные задачки научились щелкать как семечки. Мы эти карточки стали использовать как пособие для развития речи. По сюжетно учились рассказывать истории. Давиду давались эти задания не легко, так как при ОНР бывают сложности с пересказами и рассказами по картинкам. И нам и тут приходилось выдумывать разные игры. Иногда просто выкладывала 4 – 5 вариантов историй просила Давида выбрать один рассказ для меня, и один рассказ для него. Иногда раскладывали правильно два рассказа и правильно проговаривали сюжет. А иногда специально баловались раскладывая шиворот навыворот историю и в шуточной форме на ходу сочиняли смешную историю. А порой и вовсе одну историю рассказывали вдвоём, но по очереди. Например первую карточку рассказываю я, вторую Давид, третью опять я а четвертую Давид и т.д.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: