Образовательный портал - Kuveys

Разделы: Биология

Задачи урока:

  • углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;
  • охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов;
  • расширить представления о постэмбриональном периоде индивидуального развития, о путях его прохождения (прямом и непрямом);
  • показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза;
  • раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.

Средства обучения:

  • таблица «Критические периоды зародышевого развития»;
  • динамическая модель «Зародыши позвоночных»;
  • модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых»;
  • презентация. (См. приложение)

План урока

1. Актуализация известных знании проводится в форме фронтального опроса с использованием следующих вопросов:

  1. Какой предмет мы проходим в этом году?
  2. Что изучает общая биология?
  3. Какая система называется живой?
  4. Какие критерии живых систем вы знаете?
  5. На каком из них мы остановились?
  6. Что такое размножение?
  7. Какие виды размножений вы знаете?
  8. С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов?
  9. Какими способами могут делиться клетки?
  10. Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток?

Далее демонстрируются слайды из презентации, на которых изображены процессы митоза, мейоза, кроссинговера, овогенеза и сперматогенеза, с последующими ответами учащихся на поставленные к ним вопросы. (См. приложение)

2.Изучение нового материала

  1. Понятие об онтогенезе.
  2. Исторические сведения.
  3. Индивидуальное развитие одноклеточных организмов.
  4. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов.
  5. Эмбриональный период.
  6. Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша.
  7. Постэмбриональный период.

Понятие об онтогенезе.

Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни.

От греческого «ontos» - сущее и genesis – возникновение. Онтогенез это цепь строго определенных сложнейших процессов на всех уровнях организма, в результате которого формируются присущие только особям данного вида особенности строения, жизненных процессов, способность к размножению. Заканчивается онтогенез процессами, закономерно ведущими к старению и смерти.

С генами родителей новая особь получает своего рода инструкции о том, когда и какие изменения должны происходить в организме, чтобы он мог успешно пройти весь жизненный путь. Таким образом, онтогенез представляет собой реализацию наследственной информации.

Исторические сведения.

Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания.

Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

Существенный вклад в эмбриологию внесли следующие ученые.

Антонии ван Левенгук (1632-1723) обнаружил в 1677 г. сперматозоиды, им впервые был изучен партеногенез у тлей.

Ян Сваммердам (1637-1680) впервые провел изучение метаморфоза насекомых.

Марчелло Мальпиги (1628-1694) принадлежат первые исследования по микроскопической анатомии развития органов зародыша курицы.

Каспар Вольф (1734-1794) считается основателем современной эмбриологии; точнее и подробнее всех своих предшественников исследовал развитие цыпленка в яйце.

Подлинным создателем эмбриологии как науки является русский ученый Карл Бэр (1792-1876), уроженец Эстляндской губернии. Он первым доказал, что при развитии всех позвоночных животных зародыш закладывается сначала из двух первичных клеточных слоев, или пластов. Бэр увидел, описал, а затем и продемонстрировал на съезде естествоиспытателей яйцевую клетку млекопитающих у вскрытой им собаки. Он открыл способ развития осевого скелета у позвоночных (из, так называемой, спинной струны-хорды). Бэр первым установил, что развитие всякого животного представляет собой процесс развертывания чего-нибудь предшествующего, или, как теперь бы сказали, постепенной дифференцировки все более сложных образований из более простых зачатков (закон дифференцировки). Наконец, Бэр первым оценил важность значения эмбриологии как науки и положил ее в основу классификации животного царства.

А.О. Ковалевский (1840-1901) известен своей знаменитой работой «История развития ланцетника». Особый интерес представляют его работы по развитию асцидий, гребневиков и голотурий, по постэмбриональному развитию насекомых и др. Изучая развитие ланцетника и распространяя полученные данные на позвоночных, Ковалевский еще раз подтвердил правильность идеи об единстве развития во всем животном царстве.

И.И.Мечников(1845-1916) особую известность приобрел исследованиями губок и медуз, т. е. низших многоклеточных. Видной идеей Мечникова явилась его теория происхождения многоклеточных организмов

А. Н. Северцов (1866-1936) является крупнейшим, из современных эмбриологов и сравнительных анатомов, создателем теории филэмбриогенеза. (См. приложение)

Индивидуальное развитие одноклеточных организмов

У простейших организмов, тело которых состоит из одной клетки, онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки, до следующего деления или смерти.

Онтогенез одноклеточных организмов складывается из двух периодов:

Созревания (синтез клеточных структур, рост)

Зрелости (подготовка к делению), и самого процесса деления. (См. приложение)

Индивидуальное развитие многоклеточных организмов

Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов.

Например у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений. (См. приложение)

У многоклеточных животных онтогенез тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений.

У животных выделяют три типа онтогенеза: личиночный, яйцекладный и внутриутробный. Личиночный тип развития встречается, например, у насекомых, рыб, земноводных. Желтка в их яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растет. Затем, по прошествии какого-то времени, происходит метаморфоз - превращение личинки во взрослую особь. У некоторых видов наблюдается даже целая цепочка превращений на одной личинки в другую и только потом - во взрослую особь. Смысл существования личинок может заключаться в том, что они питаются другой пищей, нежели взрослые особи, и, таким образом, расширяется пищевая база вида. Сравнить, для примера питание гусениц (листьями) и бабочек (нектаром), или головастиков (зоопланктоном) и лягушек (насекомыми). Кроме того, в личиночной стадии многие виды активно заселяют новые территории. Например, личинки двустворчатых моллюсков способны к плаванию, а взрослые особи практически неподвижны. Яйцекладный тип онтогенеза наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих, яйцеклетки которых богаты желтком. Зародыш таких видов развивается внутри яйца; личиночная стадия отсутствует. Внутриутробный тип онтогенеза наблюдается у большинства млекопитающих, в том числе и у человека. При этом развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган - плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона: дыхание, питание, выделение и др. Внутриутробное развитие оканчивается процессом деторождения. (См. приложение)

Эмбриональный период

Индивидуальное развитие многоклеточных организмов можно поделить на два этапа:

  • эмбриональный период.
  • постэмбриональный период.

Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы, происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения.

Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион - зародыш).

Эмбриональное развитие может протекать двояко: внутриутробно и заканчиваться рождением (у большинства млекопитающих), а так же вне тела матери и заканчиваться выходом из яйцевых оболочек (у птиц, рыб, пресмыкающихся, земноводных, иглокожие, моллюски и некоторых млекопитающих)

Многоклеточные животные имеют разный уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери, но у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из трех периодов: дробления, гаструляции и органогенеза. (См. приложение)

Воздействие факторов окружающей среды на развивающийся зародыш.

У развивающегося зародыша (особенно у человеческого) есть периоды, называемые критическими, когда он наиболее чувствителен к повреждающему воздействию факторов среды. Это период имплантации на 6-7 сутки после оплодотворения, период плацентации – конец второй недели и период родов. В эти периоды происходит перестройка во всех системах организма. (См. приложение)

Постэмбриональный период.

Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом. У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи).

Различают два основных типа постэмбрионального развития: прямое и непрямое.

Прямое развитие, при котором из тела матери или яйцевых оболочек выходит особь, отличающаяся от взрослого организма только меньшим размером (птицы, млекопитающие). Различают: неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы), и внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери - и связан с ним через плаценту (плацентарные млекопитающие).

С превращением (метаморфозом), при котором из яйца выходит личинка, устроенная проще взрослого животного (иногда сильно отличающаяся от него); как правило, она имеет специальные личиночные органы, отсутствующие у взрослого животного, и не способна к размножению; часто личинка ведет иной образ жизни, чем взрослое животное (насекомые, амфибии). Вызывают интерес факты превращения неотенической личинки аксолотля в амбистому, превращение головастиков в лягушат под влиянием гормона щитовидной железы.

Продолжительность постэмбрионального периода у разных многоклеточных организмов различна. Например: черепахи - 100-150 лет, грифа - 117 лет, белуги - 80-100 лет, попугая - 70-95 лет, слона - 77 лет, гуся - 50-100 лет, человека - 70 лет, крокодила - 60 лет, карпа - 50-100 лет, актинии - 50-70 лет, филина - 68 лет, носорог - 45 лет, омар - 50 лет, лошадь - 40 лет, чайка - 30-45 лет, обезьяна - 35-40 лет, лев - 35 лет, уж - 30 лет, корова - 20-30 лет, кот - 27 лет, лягушка - 12-20 лет, ласточка - 9 лет, мышь - 3-4 года. (См. приложение)

3. Актуализация изученных знании об онтогенезе и его периодах, об особенностях протекания каждого периода и его результатах, о факторах, влияющих на ход онтогенеза. (Беседа по вопросам)

  1. Что такое онтогенез?
  2. Какие этапы выделяют в онтогенезе всех организмов?
  3. Какой период онтогенеза называют эмбриональным?
  4. Чем характеризуется постэмбриональный период онтогенеза?
  5. В чем преимущество непрямого развития?
  6. Какие факторы оказывают влияние на онтогенез? (См. приложение)

4. Задание на дом.

  1. Изучить § 16 учебника.
  2. Выполнить задания в конце параграфа.
  3. Записать продолжительность эмбрионального периода своих домашних животных.

Процессы развития

Количественный процесс:
Рост – количественный процесс увеличение числа клеток или
размеров клеток
Качественные процессы:
Дифференцирование тканей и
органов
Формообразование

Взаимосвязь этих процессов

Ускоренный рост замедляет
формообразование,
дифференцирования и развития
вторичных половых признаков
Усиленные процессы полового
развития тормозят рост тела и
нарастание мышечной массы

Развитие

Запрограммировано генетической
информацией
Регулируется внутренними факторами
(гормонами и БАВ)
Определяется:
образом жизни (характер питания, уровень
физических и интеллектуальных нагрузок и
т.д.)
воспитанием
состоянием эмоциональной сферы
уровнем здоровья
влиянием внешней среды

«Возрастные периоды» – периоды, характеризующиеся функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими особенностями

Периодизация основана на комплексе
признаков:
Размеры тела и органов, масса и
окостенение скелета (костный возраст)
Прорезывание зубов (зубной возраст)
Развитие желез внутренней секреции и
степень полового созревания

Онтогенез

Пренатальный период (до
рождения):
Эмбриональный (до 8-й недели)
Фетальный – плодный (от 8 недель до
рождения)
Постнатальный период (после
рождения)

Постнатальный период онтогенеза:

Период новорожденности (неонатальный)
Ранний неонатальный (0-7 дней)
Поздний неонатальный (8-28 дней)
Постнеонатальный (29 дней-12 месяцев)
Раннее детство -1-3 года
Первое детство – 4-7 лет
Второе детство (М - 8-12 лет, Д - 8-11 лет)
Подростковый возраст (М – 13-16 лет, Д – 12-15 лет)
Юношеский возраст (М – 17-21 год, Ж – 16-20 лет)
Зрелый возраст - 1-й период (М – 22-35 лет, Ж – 21-35 лет)
Зрелый возраст - 2-й период (М – 36-60 лет, Ж – 36-55 лет)
Пожилой возраст - (М – 61-74 года, Ж – 56-74 года)
Старческий возраст -(75-90 лет)
Долгожители – 90 лет и старше

Грудной возраст

К году:
длина тела увеличивается в 1,5 раза
масса тела – в 3 раза
в 6 мес – первые зубы
Психомоторные навыки:
Держит голову – с 1 мес
Сидит - с 6 мес
Ползает - с 8-10 мес
Ходит – с 12 мес

Грудной возраст

Теряется пассивный иммунитет
Появляется способность к выработке
условных рефлексов на комплекс
раздражителей, в т.ч. – на слово
Начало речи (к году 10-12 слов)
Формируется потребность в общении
Появляются зачатки интеллектуальной
деятельности, мышления
Тенденция к целенаправленной
деятельности

Раннее детство -1-3 года

К 2-м годам заканчивается прорезывание
молочных зубов
После 2-х лет абсолютные и относительные
величины приростов размеров тела
уменьшаются
Мышечная масса интенсивно увеличивается
Закладывается основной фонд движений
Развивается предметное действие, игровая
деятельность
Пассивная речь переходит в активную
Развивается наглядно-действенное мышление
Начинает формироваться личность

Первое детство – 4-7 лет

С 6 лет появляются первые коренные зубы
Первое физиологическое вытяжение
Увеличение длины конечностей, углубление
рельефа лица
Совершенствование тонких координированных
движений
Развитие всех видов внутреннего торможения
Доминирующее словесное мышление с
внутренней речью
Наглядно-действенное мышление
Формируются потребности и волевые качества
Ведущий вид деятельности – игра, развивающая
произвольную память и внимание, речь и
мышление

Второе детство

Выявляются половые различия в форме
и массе тела
Начинается усиленный рост в длину
Повышается секреция половых гормонов
и начинают развиваться вторичные
половые признаки:
У девочек: формирование молочных желез,
развитие матки и влагалища, оволосение
лобка, оволосение подмышечных впадин
У мальчиков: рост яичек, мошонки и пениса

Второе детство

Абстрактное мышление
Динамические стереотипы легко
переделываются
Быстро вырабатываются условные Полная
замена молочных зубов на постоянные
Быстро развиваются сложные координационные
движения (письмо)
Выраженное влияние коры над подкорковыми
образованиями – сдержанность эмоций,
осмысленность и контролируемость поведения
Возрастает умственная работоспособность,
снижается утомляемость
Формируется рефлексы, устойчивые к внешнему
торможению

«Пубертатный скачок» – увеличение всех
размеров тела
Завершение формирования вторичных
половых признаков:
У девушек: завершение формирования
молочных желез, оволосение лобка и
подмышечных впадин, появление менархе
У юношей: мутация голоса, оволосение лобка
и подмышечных впадин, появление первых
поллюций

Подростковый (пубертатный) возраст

Ростовой скачок с некоторой свойственной
дисгармоничностью, возникновением и развитием черт,
характерных для пола
Процессы возбуждения преобладают над процессами
торможения
Много лишних движений
Снижен контроль коры над эмоциональными реакциями,
памятью, восприятием, вниманием
Неустойчивость эмоционального состояния
Снижена умственная работоспособность
Возникает психическая неуравновешенность
Формируется абстрактно-логический тип мышления и
способность оперировать гипотезами

Юношеский возраст:

Заканчивается процесс роста
Размерные признаки достигают дефинитивной
величины
Резко возрастает физическая и умственная
работоспособность
Возрастает роль коры в регуляции психической
деятельности и контроль над эмоциями
Восстанавливается возможность внутреннего
торможения
Происходит дифференцировка между функциями
правого и левого полушарий
Отрабатываются механизмы стратегии работы
мозга, в т.ч. наиболее экономного пути

Периоды:

Критические
Скачкообразные
моменты развития
организма,
отдельных органов
и тканей
Переключение
организма на
новый уровень
онтогенеза
Создание
морфофункциональной основы
существования в
новых условиях
жизнедеятельности
Контролируются
генетически
Сенситивные
Особо чувствительные периоды,
возникают в период критических
Меньший генетический контроль
Приспосабливают функции
организма к новым условиям
Оптимизация перестроечных
процессов в органах и системах
Согласование деятельности
функциональных систем
Обеспечение адаптации к
нагрузкам на новом уровне
существования организма
Большее влияние внешней среды
(в т.ч. педагогическое и
тренерское)

Акселерация -

это «эпохальное» увеличение роста
детей и раннее половое созревание
(сопровождается увеличением
продолжительности жизни и
репродуктивного периода)
Обусловлена:
изменением генотипа вследствие
миграции населения и образования
смешанных браков
уровнем социальных условий

Ретардация – задержка, остановка в развитии

Инволюция – старение, обратное
развитие (вилочковая железа –
после полового созревания,
молочные железы – в пожилом
возрасте)

Особенности энергообмена у детей

Повышенная отдача тепла
Высокая интенсивность энергетических
процессов
Несовершенство работы всех систем организма
С возрастом общий обмен в расчете на кг массы
снижается, в абсолютных значениях увеличивается
У плода и новорожденного – анаэробный способ
использования глюкозы – глюконеогенез,
позднее – повышение роли аэробных процессов
Максимальное потребление кислорода – к 17
годам

Возрастные особенности крови

С возрастом объем циркулирующей крови
относительно массы тела и число эритроцитов
уменьшается
Гемоглобин к году уменьшается до 116 г.л, до 14 лет
– на 10-20 г меньше. Чем у взрослого
Число лейкоцитов у новорожденного 30 тыс., затем
уменьшается. В 14-17 лет – как у взрослых
В лейкоцитарной формуле: первый «перекрест»
(число нейтрофилов равно числу лимфоцитов) на 5-6
день, второй – в 5-6 лет, к 17 годам – как у взрослых
После года содержание факторов свертывания и
антикоагулянтов – как у взрослых, до года – ниже
Содержание белков крови до 3-х лет - ниже, а затем
- как у взрослых

Возрастные особенности системы кровообращения

У новорожденных - предсердия имеют больший объем, чем
желудочки
Левый и правый желудочки равны
Темпы роста магистральных сосудов меньше, чем сердца
Кровеносные сосуды новорожденных тонкостенны – слабо
выражены мышечный и эластический слои
ЧСС при рождении 140 уд в мин, с возрастом снижается, что
обусловлено холинэргическим влиянием
АД с возрастом увеличивается, уровень зависит от
эмоционального, психического и физического состояния
Развитие иннервационного аппарата сердца завершается к 7
годам
В подростковом возрасте – нарушается регуляция сосудистого
тонуса – юношеская дистония (гипертония, гипотония)
Условные и сосудистые рефлексы начинают хорошо
проявляться в 7-8 лет

Возрастные особенности системы дыхания

У новорожденных – малая растяжимость
тканей легких и высокая податливость стенок
грудной клетки
Дыхание частое и поверхностное, поэтому
вентиляция легких – хуже, чем у взрослых
Дыхательный центр у ребенка отличается
низкой возбудимостью, лабильностью и
быстрой истощаемостью

Особенности пищеварения у детей

У новорожденных – все функции пищеварительного тракта
приспособлены к переработке молока
Сравнительно низкая ферментативная активность
Низкая кислотность
Пепсин хорошо расщепляет казеин, плохо – альбумины и
глобулины
Переваривающая способность желудочного сока определяется
химозином, который активен даже в щелочной среде
Низкая активность панкреатического сока обусловлена низкой
выработкой энтерокиназы
В кишечнике преобладает пристеночное переваривание
Преобладает гуморальная регуляция
Часто дискоординация моторной функции ЖКТ, поэтому легко
возникают, срыгивание, рвота, понос

Особенности деятельности нервной системы у детей

У новорожденных –
доминирующими являются пищевые и терморегуляторные
центры
с момента рождения хорошо проявляются врожденные реакции
на тактильные, проприоцептивные, обонятельные. вкусовые и
вестибулярные раздражения, слабо выражены - на зрительные и
слуховые
широкая афферентная и эфферентная генерализация рефлексов
эфферентная генерализация проявляется вовлечением в реакцию
большого числа эффекторов (еще не созрели вставочные
тормозные нейроны)
В 1-ю неделю жизни вырабатываются условные (естественные)
рефлексы в ответ на интероцептивные раздражители (раздражения
вестибулярного аппарата, кожи и проприорецепторов)
К концу 2-й недели вырабатываются условные (искусственные)
рефлексы в ответ на дистантные раздражители раздражители (запах,
звук, свет и цвет)
К 5-ти месяцам все анализаторы достигают уровня зрелости,
достаточного для выработки сложных условных рефлексов
Чем больше возраст ребенка, тем быстрее вырабатываются
условные рефлексы при меньших количествах сочетаний

Возрастные особенности деятельности нервной системы у детей

Важный фактор развития – выработка стереотипа (режим питания,
сна и бодрствования)
С возрастом рефлекторные реакции становятся более локальными,
а некоторые исчезают
К концу 1-го года в число условных сигналов включается СЛОВО –
начало развития 2-й сигнальной системы
Для полноценного развития анализа и синтеза необходима игровая
деятельность с участием и двигательного анализатора:
осматривание, ощупывание, называние и т.д.
Ходьба и развитие функции руки способствуют широкому
использованию всех анализаторов и бурному развитию аналитикосинтетической функции
Развитие тонкой моторики необходимо для развития речевой
функции
Корковый отдел зрительного анализатора созревает к 4-7 годам
Миелинизация нервных волокон завершается к 3-5 годам
Мозг обильно кровоснабжается и проницаемость
гематоэнцефалического барьера высока, поэтому легко возникают
токсические формы инфекционных заболеваний

Старение – разрушительный процесс, которому противостоит витаукт – механизм защиты организма от разрушения, возникший в процессе эволюц

Старение – разрушительный процесс,
которому противостоит витаукт –
механизм защиты организма от
разрушения, возникший в процессе
эволюции
Естественное старение
Преждевременное старение (прогерия)
Замедленное (ретардированное)
Для старения характерны:
Гетерохронность – различие во времени
наступление старения различных органов и систем
Гетеротропность – разная скорость старения в
различных отделах одного и того же органа

Теории старения

Генетическая теория – существуют ювенильные гены,
ответственные за программу раннего онтогенеза, и гены
старения, нарушающие механизм репарации ДНК
Метаболическая теория – изнашивание тканей под влиянием
внешних факторов и снижения интенсивности и скорости
метаболических процессов
Конформационная теория – изменение структуры мембран,
ее свойств, транспорта веществ и функции клеток, а также
усиление межмолекулярных связей и снижение
функциональных возможностей макромолекул (коллагена и
эластина)
Клеточная теория – замещение «благородных» тканей
соединительной, возникновение иммунодефицитного
состояния и активация продукции антител
Адаптационно-регуляторная теория – интеграция
микроповреждений, возникающих при каждом отдельном акте
адаптации в системах немедленного ответа и в системах
обеспечения
Надорганизменная теория – старение под влиянием
неблагоприятных факторов внешней среды

Витаукт – механизмы противостарения

Генетически запрограммированные механизмы –
система антиоксидантов, система репарации ДНК,
антигипоксическая система
Фенотипические механизмы – появление
многоядерных клеток, компенсаторное увеличение
размеров и активности внутриклеточных органелл,
гипертрофия и гиперфункция некоторых клеток в
условиях гибели части их, повышение
чувствительности к медиаторам в условиях
ослабления нервного контроля
Механизм пассивной защиты – снижение
адаптивных реакций на внешние воздействия

Факторы, снижающие скорость старения организма

Здоровый образ жизни, включающий
адекватную возрасту двигательную и
интеллектуальную активность
Рациональное питание
Избегание вредных привычек
Умение снимать стресс
Социальная активность
Гигиенический уход за телом
Применение оксигенотерапии, тканевой
терапии, адаптогенов, антиоксидантов, БАВ,
витаминов, микроэлементов и гормонов краткое содержание презентаций

Онтогенез

Слайдов: 18 Слов: 1973 Звуков: 0 Эффектов: 0

ЛЕКЦИЯ 12 ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ и ОНТОГЕНЕЗ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ и ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОНТОГЕНЕЗА. ГАМЕТЫ. Онтогенетический (организменный) уровень организации жизни -. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ и ОНТОГЕНЕЗ ЖИВОГО СУЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ и ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА -. ОСНОВНОЙ БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН Э.ГЕККЕЛЯ и Ф.МЮЛЛЕРА, ФИЛЭМБРИОГЕНЕЗЫ А.Н.СЕВЕРЦОВА); ОНТОГЕНЕЗ как БИОИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС -. Периодизация онтогенеза -. ЭМБРИО- и ФЕТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА обеспечивается ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ “МАТЬ-ПЛАЦЕНТА-ПЛОД” -. РАЗМНОЖЕНИЕ в ЖИВОЙ ПРИРОДЕ -. - Онтогенез.ppt

Эмбриология

Слайдов: 25 Слов: 1028 Звуков: 0 Эффектов: 0

Онтогенез урок

Слайдов: 18 Слов: 347 Звуков: 0 Эффектов: 0

Биология Онтогенез

Слайдов: 13 Слов: 180 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема: Генетика развития. План лекции: Онтогенез: понятие, периодизация. Клеточные и генетические механизмы онтогенеза. Дифференциальная активность генов в ходе онтогенеза. Врожденные пороки развития. Контрольные вопросы (обратная связь): Назовите этапы онтогенеза. Клеточные механизмы онтогенеза. Генетические механизмы онтогенеза. Значение врожденных пороков развития. - Биология Онтогенез.ppt

Размножение и онтогенез

Слайдов: 52 Слов: 1772 Звуков: 0 Эффектов: 34

Размножение. Жизненный цикл клетки. Репродукция. Клеточный цикл. Митотический цикл. Цикл. Интерфаза митоза. Период интерфазы. Метафаза. Размножение и онтогенез. Митоз. Гистологическая картина митоза. Непрямое редукционное деление. Кроссинговер. Мейоз. Мейоз I. Эквационное деление. Мейоз II. Размножение и онтогенез. Конъюгация гомологичных хромосом. Процесс формирования половых клеток. Гаметогенез. Период роста. Период созревания. Период формирования. Половые клетки человека. Общая характеристика полового и бесполого размножения. Партнерогенез. Онтогенез. Типы, периоды и стадии онтогенеза. - Размножение и онтогенез.ppt

Наследственность в онтогенезе

Слайдов: 81 Слов: 3464 Звуков: 0 Эффектов: 0

Организменный уровень организации биологических систем. Онтогенез животных. Изучение онтогенеза. Понятие онтогенеза. Онтогенез. Пренатальный период. Реализация наследственной информации. Эмбриональный период. Оплодотворение. Схематическое изображение процесса оплодотворения. Дробление. Характерные черты дробления. Тип дробления. Дробление. Дробление яйца. Дробление яйца свиньи. Дробление приводит к образованию однослойного зародыша. Гаструляция. Инвагинация. Эктодерма. 1. Первичный органогенез. Способы образования мезодермы. Телобластический способ образования мезодермы. - Наследственность в онтогенезе.pptx

Развитие организма

Слайдов: 10 Слов: 605 Звуков: 0 Эффектов: 0

От греческого ontos- сущее и genesis – возникновение. Понятие об онтогенезе. 2) постэмбриональный – от рождения или выхода из яйца до смерти организма. 1) эмбриональный – от момента слияния яйцеклетки и сперматозоида до рождения или выхода из яйца. Онтогенез делится на 2 периода: Исторические сведения. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Так накапливались знания по эмбриологии. Ученные - эмбриологи. Мюллер. Северцев. Шмальгаузен. Бэр. - Развитие организма.ppt

Индивидуальное развитие

Слайдов: 7 Слов: 109 Звуков: 0 Эффектов: 0

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Дробление. Бластула- однослойная стадия. Гаструла- двухслойная стадия. Как вы думаете где могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке? - Индивидуальное развитие.ppt

Индивидуальное развитие организма

Слайдов: 29 Слов: 697 Звуков: 0 Эффектов: 50

Эбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Задачи урока. Проверка домашнего задания: таблица «Сравнение процессов митоза и мейоза». Дайте определения. Оплодотворение. Зигота. Наружное оплодотворение. Внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение. Партеногенез. Знакомство с новым. . . Стадии эмбрионального развития. Стадия дробления. Стадия бластулы. Стадии гаструлы и нейрулы. А – гаструлу Б – бластулу В – нейрулу Г - органогенеза. Однослойный шарообразный зародыш животных с полостью внутри называется: А – гаструлой Б – бластулой В – нейрулой Г - бластомером. - Индивидуальное развитие организма.ppt

Процесс индивидуального развития организмов

Слайдов: 28 Слов: 1415 Звуков: 0 Эффектов: 0

Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. Онтогенез у одноклеточных организмов. Периоды онтогенеза у животных. Эмбриональный период. Возникновение эмбриологии. Эмбриональное развитие хордовых. Дробление. Бластула. Гаструла. Нейрула. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Прямое развитие. Непрямое развитие. Развитие с неполным превращением. Развитие с полным превращением. Постэмбриональное развитие животных. Особенности роста животных. Животные. Периоды онтогенеза растений. Растения. Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера. - Процесс индивидуального развития организмов.ppt

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Слайдов: 18 Слов: 738 Звуков: 0 Эффектов: 89

Тема. Индивидуальное развитие организмов. Этапы оплодотворения. Эмбриональное развитие. Первый этап эмбрионального развития. Гаструляция. Третий зародышевый листок. Эктодерма. Энтодерма. Мезодерма. Постэмбриональное развитие. Прямое постэмбриональное развитие. Непрямое постэмбриональное развитие. Развитие с метаморфозом. Развитие с неполным превращением. Развитие зародышей у животных. Онтогенез. Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных. - Размножение и индивидуальное развитие организмов.ppt

Периоды индивидуального развития

Слайдов: 15 Слов: 810 Звуков: 0 Эффектов: 0

Индивидуальное развитие организмов. Индивидуальное развитие животных. Яйцо ланцетника. Тип дробления характерен для яйцеклеток птиц. Зародыш. Существует несколько способов гаструляции. За­родышевый листок. Гаструла. Способы формирования двухслойного зародыша. Сложный процесс развития органов. Хорда. Эмбриональное развитие животных. Непрямое развитие. Нимфа. Дифференцировка клеток. - Периоды индивидуального развития.ppt

Эмбриональный период развития

Слайдов: 30 Слов: 1045 Звуков: 0 Эффектов: 0

Ход урока. 1.Проверка знании 2. Изучение нового материала 3. Закрепление знаний 4. Домашнее задание. Опрос: Что изучает общая биология? Какая система называется живой? Какие критерии живых систем вы знаете? Что такое размножение? Какие виды размножений вы знаете? С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов? Какими способами могут делиться клетки? Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток? Изучение нового материала. Понятие об онтогенезе. Исторические сведения. Индивидуальное развитие одноклеточных организмов. - Эмбриональный период развития.ppt

Эмбриональное развитие организмов

Слайдов: 18 Слов: 676 Звуков: 0 Эффектов: 0

Индивидуальное развитие организма - онтогенез. Понятие онтогенеза. Периоды онтогенеза. История развития учения об онтогенезе. Сторонники эпигенеза считали, что каждый организм образуется заново. Направления онтогенеза. Овисты утверждали, что организм преформирован в яйцеклетке. Преформисты. Ни преформизм, ни эпигенез не дают правильного понимания процессов эмбрионального развития. Верность учения. Понятие эмбриогенеза. Стадии эмбриогенеза. Закладка органов. Аномалии. Уродства. Постэмбриональное развитие. Обобщение. Почему учёным необходимы знания закономерностей онтогенеза? - Эмбриональное развитие организмов.ppt

Стадии эмбрионального развития

Слайдов: 23 Слов: 715 Звуков: 0 Эффектов: 2

Период жизни. Стадии эмбрионального развития. Эмбриональное развитие организма. Особенности эмбрионального развития. Основные этапы развития. Эмбриология. Карл Эрнест фон Бэр. Самостоятельная работа. Этапы эмбрионального развития. Дробление. Ядро. Бластулы. Гаструляция. Зародышевый листок. Органогенез. Данные. Заполните таблицу в тематической карте. Отрывок стихотворения. Развитие зародыша. Результат выполнения. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональное развитие. Мы против абортов. - Стадии эмбрионального развития.ppt

Внутриутробное развитие

Слайдов: 21 Слов: 1794 Звуков: 0 Эффектов: 0

Прогенез и ранний эмбриогенез. Прогенез. Онтогенез потомка. Овогенез. Амплификация генов. Ооплазматическая сегрегация. Гены материнского эффекта. Система пространственных координат. Фолликула. Транскрипционный фактор. Экспрессия гена. Детализация проспективного потенциала. Полярность тела зародыша. Гомеозисные гены. Система пространственных координат: гомеозисные гены (продолжение 1) -. Плодовая муха. Гены раннего эмбриогенеза. Генные кластеры. Система генетического контроля пространственной организации. Гетерохроматизируют эухроматин. Общая схема. - Внутриутробное развитие.ppt

Постэмбриональный период развития

Слайдов: 5 Слов: 107 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема:Постэмбриональный период развития. Закрепить знания об эмбриональном развитии организма. Расширить знание учящихся о закономерностях послезародышевого развития огранизмов. Развивать умение работать с разными источниками информации. Цели урока: Оборудование: Основные понятия и термины урока: Постэмбриональный период развития Яйцевые оболочки Метаморфоз. Личностная значимость изучаемого для школьника: - Постэмбриональный период развития.ppt

Органогенез

Слайдов: 20 Слов: 893 Звуков: 0 Эффектов: 16

Органогенез. Органогенез - последняя стадия, когда происходит формирование тканей и органов, процесс образования органов в эмбриогенезе. Изменение характера адгезионных свойств лежит в основе морфогенетических процессов, таких, как гаструляция, нейруляция и формирование сомитов. Вероятно, у позвоночных клетки соединительной ткани являются первичными носителями позиционной информации. Клетки соединительной ткани дермального слоя кожи способны контролировать региональную специализацию эпидермиса, формирующего перья и чешуи. У химерных зародышей мыши, например, перемешиваются клетки двух исходных морул, вследствие чего во взрослом организме хаотически перемешаны клетки двух генотипов. - Органогенез.ppt

Старение

Слайдов: 29 Слов: 2439 Звуков: 0 Эффектов: 0

Старение. Старость и старение. Определение и общая характеристика. Состояние старости. Возраст хронологический. Возраст биологический. Конкретные возрастные изменения. Психо-эмоциональная сфера. Неконструктивный сценарий развития. Заключительный период индивидуального развития. Физиологическая старость. Ускоренное (патологическое, преждевременное) старение. Борьба с ускоренным (преждевременным) старением. Естественный возрастной процесс. Процесс старения. Стохастический процесс. Возрастной процесс. Следствие наличия счетчика биологического времени. Пусковые и движущие механизмы. Гомеостаз. -

Cлайд 1

Cлайд 2

«Приход наш и уход загадочны – их цели Все мудрецы Земли осмыслить не сумели. Где круга этого начало, где конец? Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?» Омар Хайям

Cлайд 3

Что такое онтогенез? Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцеклеткой и образования зиготы до конца жизни. На какие периоды делится онтогенез? Онтогенез делится на два больших периода: 1- эмбриональный – период от образования зиготы до рождения; 2 - постэмбриональный – от рождения до конца жизни.

Cлайд 4

Краткая историческая справка Основателем современной эмбриологии по праву считается Академик Российской Академии Карл Максимович Бэр (1792 -1876). В 1828 г. он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором положил начало учению о зародышевых листках и сформулировал закон зародышевого сходства. Как называется наука, изучающая онтогенез? Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организма, занимается эмбриология (от греч. «embryonic» - зародыш).

Cлайд 5

Карл Бэр доказал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. Благодаря работам Александра Онуфриевича Ковалевского (1840 - 1901) и Ильи Ильича Мечникова (1845 - 1916), а также других ученых второй половины ХIХ в. установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

Cлайд 6

В начале ХХ в. Фриц Мюллер (1821 - 1897) и Эрнст Геккель (1834 - 1919) сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие каждой особи (онтогенез) есть краткое и быстрое повторение исторического развития (филогенез) вида.» Алексей Николаевич Северцов (1866 - 1936) уточнил формулировку: «Повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.»

Cлайд 7

В эмбриональный период развития организм проходит следующие стадии: зигота – клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения; бластула – многоклеточный однослойный зародыш; гаструла – двухслойный, затем трехслойный зародыш; нейрула - зародыш с комплексом осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

Cлайд 8

Период нашей жизни, который мы с легкостью отбрасываем, называя день своего рождения… Оплодотворение и образование зиготы происходит в маточной трубе. В матку попадает бластула, состоящая из 30 – 32 клеток, и внедряется в ее слизистую оболочку. Процесс образования гаструлы идет одновременно с образованием зародышевых оболочек: амниона и хориона. К концу 3-ей недели завершается образование нейрулы.

Cлайд 9

Пятинедельный зародыш имеет зачатки всех органов. Он уютно лежит в амниотической сумке, заполненной жидкостью. Через пуповину он связан с плацентой- лепешкообразным органом на стенке матки. Через плаценту зародыш получает от организма матери кислород и питательные вещества, а отдает углекислый газ и продукты распада.

Cлайд 10

Второй месяц (6недель): зародыш имеет все внутренние органы. У него бьется сердце, работают клетки мозга. Вес зародыша – 30 г. Третий месяц (10 недель): плод полностью сформировался. Он умеет сосать палец, чувствует боль.

Cлайд 11

Пятый месяц (19недель). Ребенок активно двигается и реагирует на звуки. Седьмой месяц (28 недель). Ребенок готовится к самостоятельной жизни. Он засыпает и просыпается вместе с мамой, слушает ее голос.

Cлайд 12

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Период начинается с рождения человека, заканчивается его смертью. Различают следующие стадии развития: -новорожденный возраст; -грудной возраст – до 12 месяцев; -дошкольный возраст – до 7 лет; -подростковый возраст – от 10 до 18 лет; -зрелость – от 18 до 45 лет; -менопауза – возраст 48 – 54 лет; -старость – самый последний период жизни человека.

Cлайд 13

РЕБЕНОК ДО 12 МЕСЯЦЕВ Кости черепа несросшиеся – соединены родничками, позвоночник без изгибов. Постепенно ребенок овладевает движениями. Появляются молочные зубы.

Cлайд 14

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Усиленно развивается костно-мышечная система. Развиваются вторичные половые признаки: растут волосы на лобке и в подмышках, у мальчиков растут половые органы, у девочек начинается менструация.

Индивидуальное развитие организмов

(онтогенез).


Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология

(от греч. е mbryon – зародыш).


Краткие исторические сведения

И.И.Мечников

А.О.Ковалевский

А.Н. Северцов

Э.Геккель


Карл Эрнест фон Бэр (1792 – 1876)

Основателем современной

эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр.


Александр Онуфриевич Ковалевский (1840 – 1901)

Русскому ученному принадлежит заслуга создания эволюционной эмбриологии.

Он обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых.


Илья Ильич Мечников (1845 – 1916)

Замечательный русский ученый, который вместе с А.О.Ковалевским изучал эволюционную эмбриологию .

Благодаря работам И.И.Мечникова и

А.О.Ковалевского, установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.


Фриц Мюллер (1822 – 1897)

Немецкий ученный, вместе

со своим соотечественником Э.Геккелем создали биогенетический закон , согласно которому онтогенез , есть краткое повторение филогенеза


Эрнст Генрих Геккель (1834 – 1919)

Немецкий ученный вместе

со своим соотечественником Ф.Мюллером создали

биогенетический закон , согласно которому онтогенез , есть краткое повторение

филогенеза – исторического развития вида.


Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)

Академик, крупнейший эволюционный морфолог,

В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза.


Что же такое онтогенез?

Онтогенезом , или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма.


Онтогенез

Эмбриональный

от образования

зиготы до

рождения.

Пост -

эмбриональный

  • от рождения

до смерти.


Эмбриональный период развития

В данном периоде выделяют три основных этапа:

1. дробление;

2. гаструляция;

3. первичный органогенез;


I. Дробление

Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки.


Возникшее при оплодотворении

ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.

Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами

(от греч. blastos – зародыш,

meros – часть).

При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.


Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы .

При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы.


Для дробления характерны и другие черты:

  • Все клетки в бластуле имеют диплоидный набор хромосом;
  • Чрезвычайно короткий митотический цикл бластомеров по сравнению с клетками взрослого организма. Во время очень короткой интерфазы происходит только удвоение ДНК.
  • Цитоплазма зиготы при делении не перемещается;

Эти и ряд других различий создают основу для дифференцировки клеток , вследствие которой из разных клеток бластулы образуются те или иные органы и ткани.


II . Гаструляция

Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называется гаструляцией .

Гаструла (от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков:

эктодермы (от греч. ectos – находящийся снаружи);

энтодермы (от греч. entos – находящийся внутри);


У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине).

1 – эктодерма;

2 – энтодерма;

3 – мезодерма;

4 – нервная пластинка;

5 – хорда;

Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки.


Дифференцировка – это процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.

Морфологическая точка зрения : образуется несколько сотен типов клеток специального строения;

Биохимическая точка зрения : в синтезе определенных белков, свойственных только данному типу клеток;


III Органогенез

Эктодерма

Нервная трубка (спинной и головной мозг), органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов;

Энтодерма

Эпителий средней кишки, пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа), эпителий жабр и легких;

Мезодерма

Мышечная ткань, соединительная ткань, (хрящевой и костный скелет), кровеносная система, почки, половые железы и др.


Постэмбриональный период развития.

Постэмбриональное развитие может быть:

Прямым – когда из яйца или организма матери появляется существо, сходное со взрослым;

Непрямое – когда образовавшаяся личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается способом питания, движения и др.


Постэмбриональное развитие в основном сводится к:

  • росту;
  • половому созреванию;
  • репродукции;

Биогенетический закон

Карл Бэр сформулировал закон зародышевого сходства : «В пределах одного типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство».

Однако мысль о зародышевом сходстве была сформулирована Ф.Мюллером и Э.Геккеля в биогенетическом законе :

индивидуальное развитие особи (онтогенез ) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез ), к которому относится данная особь.




Человек начинает свое эмбриональное развитие с одной клетки – зиготы, т.е. как бы проходит стадию простейших, бластула аналогична колониальным животным, сходным с вольвоксом, гаструла – аналог двухслойных кишечнополостных.

В первые недели эмбриогенеза у будущего человека есть хорда, жаберные щели и хвост, т.е. он напоминает древнейших хордовых, сходных по строению с нынешним ланцетником.

Строение сердца человеческого зародыша в ранний период формирования напоминает строение этого органа у рыб: оно с одним предсердием и одним желудочком.

















Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: