Образовательный портал - Kuveys

А. И. Куприн Собачье счастье.

1.Орг. момент. Сообщение темы и цели урока:
- Мы продолжаем работать с произведением Александра Ивановича Куприна Собачье счастье. И мы попробуем ответить на самый главный вопрос произведения: что же такое собачье счастье?
2. Проверка дом. зад.
- Вы должны были дома подготовиться читать по ролям и нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Выставка рисунков. Рисунки вывешиваются на доску, на которой записаны слова А.И.Куприна: Как часто без нужды и смысла человек жесток к животным!
3. Работа по теме урока:
- Я предлагаю с помощью нашего рассказа убедиться в достоверности слов автора.
Для этого кратко вспомним содержание рассказа.
- Кто хочет кратко по плану пересказать рассказ?
На доске записан план:
1.Прогулка Джека.
2. В клетке.
3. Беседа о собачьей жизни.
4. Собачье счастье.
- Так как же люди относились к собакам? Подтвердите это словами автора.
- Можно ли так поступать с братьями нашими меньшими?
- А почему люди порою бояться бродячих собак? (Потому что они могут напасть на человека и причинить ему вред, особенно стая бездомных собак).
- А предлагаю послушать песенку о собачьей жизни. Музыкальная пауза: (звучит песня Собака бывает кусачей
- А почему собаки становятся бездомными? (От них отказываются хозяева и они вынуждены скитаться по улицам и питаться чем угодно и когда придется).
- А как герои рассказа называют свою зависимость от людей? (постыдным рабством)
- Как они предлагают исправить такую несправедливость? Найдите в тексте. (перекусать всех и баста).
- Как отреагировал на это предложение старый пудель, прочитайте.(чтение последнего абзаца стр.55) Что он предлагает? (Смириться, покориться, принять волю судьбы).
- Готовы обитатели клетки принять такое же решение? (Нет).
- Собаки возмущены такой несправедливостью, они задаются вопросом: неужели люди настолько лучше нас?
- Прочитайте как старый пудель описывает людей? (стр.56-57)
- А справедливы ли замечания прожившего жизнь пуделя? (Да, к сожалению).
- Кто из собак не разделяет позицию Арто? (фиолетовый пёс).
- Расскажите, что вам известно о этом герое. Подтвердите это словами автора (стр.52)
- Сколько раз побывал фиолетовый пес в клетке? (7) Как он относился к данной ситуации?(Дерзко, цинично, хладнокровно).
- Что же происходит под конец, когда клетку подвезли к живодерне? Прочитаем это по ролям (стр.57-59.).
- В чем же состоит собачье счастье?
- В чем же смысл рассказа? Что проповедовал белый пудель? В чем правда фиолетового пса?
Белый пудель проповедует покорность неизбежности, покорность людям, которые здесь, в рассказе о собаках, играют роль `какой-то сверхъестественной силы`, `какой-то безымянной беспощадной силы`, соответствующей року в человеческой жизни. Но фиолетовый пес, который держит себя в собачьей компании вызывающе дерзко, - `он был зол, голоден, отважен и силен`, - показывает белому пуделю, в чьих руках собачье счастье: он перескакивает через забор живодерни, оставив на его гвоздях `добрую половину своего бока`, и спасает свою жизнь. `Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку`
`Ошибка старого пуделя` - покорность, смирение. `Собачье счастье` - борьба за жизнь, воля к жизни.
- Какие чувства у вас хотел вызвать автор? (сочувствие, сопереживание, возмущение несправедливостью, желание борьбы, радость, восхищение).
- Чему научил вас рассказ? (Быть добрыми, милосердными и бороться за свою свободу и счастье).
На доске:
Тезисы: Не успокаивайся в случае удачи, не приходи в отчаяние в беде.
Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.
Маленькое счастье зависит от судьбы, а большое от тебя самого.
- Какой тезис подходит больше всего к нашему произведению? Объясните свой ответ.
4. Итог: - Понравились вам произведения А.И.Куприна? Чему он учат? Хочется вам еще прочитать произведения этого автора?
5. Домашнее задание: тетрадь стр.17, задание 4 - письменно

Posted on 05.03.2018


Главные герои рассказа "Собачье счастье".

Главная мысль рассказа "Собачье счастье".

главные герои,

литература,

основная мысль,

образование

ответить

комментировать

в избранное

Тагет-ес

более месяца назад

Главные герои — персонажи рассказа А.И.Куприна — "Собачье счастье":

  • пойнтер Джек — домашняя собака достаточно бойкого и веселого нрава;
  • белый, старый пудель Арто — мастер эквилибристики, цирковой артист, утомленный и разочарованный жизнью;
  • дворовый пес фиолетового цвета, очень дерзкий, своевольный, малоразговорчивый, непокорный, нагловатый, отважный и решительный. Именно эта собака, проявившая все свои качества в конце рассказа, становится главным персонажем рассказа, который переворачивает мировоззрение остальных собак.

Другие персонажи из "Собачьего счастья" — персонажи второго плана:

  • пожилой дог мышастого цвета, слишком надменный и глуповатый;
  • изнеженная и капризная левретка;
  • такса, которая мне показалась олицетворением мещанки;
  • дворовый пес, который вполне мог называться Бутоном — олицетворение нищего, бродяжки, приспосабливающегося под ту обстановку, куда его занесла судьба.

Основная мысль, идея рассказа:

  • лучше погибнуть свободным при попытке к бегству, чем жить несколько дней или недель в ожидании смерти или какого-то чуда, что и доказал пес фиолетового окраса, когда сбежал из этого заведения. Как бы не доказывал пудель, что собачье счастье в том, чтобы подчиниться судьбе, все собаки поняли, что это не так. Надо бороться всеми клыками, когтями и хвостом за жизнь и верить в успех своего замысла, а не быть покорной овечкой, добровольно идущей на жертвенник…

комментировать

в избранное

отблагодарить

Lady v

более месяца назад

Рассказ Куприна "Собачье счастье" повествует о судьбе собак, волей судьбы оказавшихся в лапах живодеров. В нем можно выделить трех главных героев:

  • Пойнтер Джек, веселого и задиристого нрава, который впервые оказывается в такой ситуации, потерявшись на базаре
  • Пудель Арто, который третий раз едет к живодерам, философ который считает, что судьба собак в руках людей.
  • Дворняга фиолетового цвета, которая девять раз ехала в фургоне и снова сбежала, показав, что счастье в руках самих собак.
  • Главная мысль рассказа "Собачье сердце" в том, что счастье любого человека или собаки только в го собственных руках, и если он имеет достаточно силы воли и решимости чтобы переломить неудачную для него ситуацию, то он господин своей жизни.

    Этот рассказ учит нас не сдавать на чью то милость и не ждать ее от других, а своими руками добывать свое счастье.

    комментировать

    в избранное

    отблагодарить

    Trok

    более месяца назад

    Главными героями рассказа "Собачье Счастье " Куприна являются:

    • Дог
    • Пойнтер Джек , который является одним из главных героев.
    • Белый пудель , который является одним из главных героев.
    • Такса , который является одним из главных героев.
    • Левретка , который является одним из главных героев.
    • Дворняжка Бутон , который является одним из главных героев.
    • Дворняжка (фиолетовый пес) , который является одним из главных героев.

    Основной мыслью данного рассказа является — жизнерадостность от свободы, которая есть в этом мире. Отчаяние в заточение также присутствует. В этом мире нужно наедятся только на самого себя или же на своего хозяина. Свобода для собаки — это счастье. Собаки тоже нуждаются в друзьях, а именно человек должен быть рядом с ними.

    Александр Куприн

    Один из друзей писателя вспоминал, что он «ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить». Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф», «Сапсан» и другие.

    Собачье счастье

    Было часов шесть-семь хорошего сентябрьского утра, когда полуторагодовалый пойнтер Джек, коричневый, длинноухий веселый пес, отправился вместе с кухаркой Аннушкой на базар. Он отлично знал дорогу и потому уверенно бежал все время впереди, обнюхивая мимоходом тротуарные тумбы и останавливаясь на перекрестках, чтобы оглянуться на кухарку. Увидев в ее лице и походке подтверждение, он решительно сворачивал и пускался вперед оживленным галопом.

    Обернувшись таким образом около знакомой колбасной лавки, Джек не нашел Аннушки. Он бросился назад так поспешно, что даже его левое ухо завернулось от быстрого бега. Но Аннушки не было видно и с ближнего перекрестка. Тогда Джек решился ориентироваться по запаху. Он остановился и, осторожно водя во все стороны мокрым подвижным носом, старался уловить в воздухе знакомый запах Аннушкиного платья, запах грязного кухонного стола и серого мыла. Но в эту минуту мимо Джека прошла торопливой походкой какая-то женщина и, задев его по боку шуршащей юбкой, оставила за собою сильную струю отвратительных китайских духов. Джек досадливо махнул головою и чихнул, - Аннушкин след был окончательно потерян.

    Однако пойнтер вовсе не пришел от этого в уныние. Он хорошо был знаком с городом и потому всегда очень легко мог найти дорогу домой: стоило только добежать до колбасной, от колбасной - до зеленной лавки, затем повернуть налево мимо большого серого дома, из подвалов которого всегда так вкусно пахло пригорелым маслом, - и он уже на своей улице. Но Джек не торопился. Утро было свежее, яркое, а в чистом, нежно-прозрачном и слегка влажном воздухе все оттенки запахов приобретали необычайную тонкость и отчетливость. Пробегая мимо почты с вытянутым, как палка, хвостом и вздрагивающими ноздрями, Джек с уверенностью мог сказать, что не более минуты тому назад здесь останавливался большой, мышастый, немолодой дог, которого кормят обыкновенно овсянкой.

    И действительно, пробежав шагов двести, он увидел этого дога, трусившего степенной рысцой. Уши у дога были коротко обрезаны, и на шее болтался широкий истертый ремень.

    Дог заметил Джека и остановился, полуобернувшись назад. Джек вызывающе закрутил кверху хвост и стал медленно подходить к незнакомцу, делая вид, будто смотрит куда-то в сторону. Мышастый дог сделал то же со своим хвостом и широко оскалил белые зубы. Потом они оба зарычали, отворотив друг от друга морды и как будто бы захлебываясь.

    «Если он мне скажет что-нибудь оскорбительное для моей чести или для чести всех порядочных пойнтеров вообще, я вцеплюсь ему в бок, около левой задней ноги, - подумал Джек. - Дог, конечно, сильнее меня, но он неповоротлив и глуп. Ишь, стоит болван боком и не подозревает, что открыл весь левый фланг для нападения».

    И вдруг… Случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека… Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания.

    Он пришел в себя в тесной железной клетке, которая тряслась по камням мостовой, дребезжа всеми своими плохо свинченными частями. По острому собачьему запаху Джек тотчас же догадался, что клетка уже много лет служила помещением для собак всех возрастов и пород. На козлах впереди клетки сидели два человека наружности, не внушавшей никакого доверия.

    В клетке уже собралось довольно многочисленное общество. Прежде всего Джек заметил мышастого дога, с которым он чуть не поссорился на улице.

    Дог стоял, уткнувши морду между двумя железными палками, и жалобно повизгивал, между тем как его тело качалось взад и вперед от тряски. Посредине клетки лежал, вытянувши умную морду между ревматическими лапами, старый белый пудель, выстриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Пудель, по-видимому, относился к своему положению с философским стоицизмом, и, если бы он не вздыхал изредка и не помаргивал бровями, можно было бы подумать, что он спит. Рядом с ним сидела, дрожа от утреннего холода и волнения, хорошенькая, выхоленная левретка с длинными, тонкими ножками и остренькой мордочкой. Время от времени она нервно зевала, свивая при этом трубочкой свой розовый язычок и сопровождая каждый зевок длинным тонким визгом… Ближе к заднему концу клетки плотно прижалась к решетке черная гладкая такса с желтыми подпалинами на груди и бровях. Она никак не могла оправиться от изумления, которое придавало необыкновенно комичный вид ее длинному, на вывороченных низких лапках, туловищу крокодила и серьезный мордочке с ушами, чуть не волочившимися по полу.

    Кроме этой более или менее светской компании, в клетке находились еще две несомненные дворняжки. Одна из них, похожая на тех псов, что повсеместно зовутся Бутонами и отличаются низменным характером, была космата, рыжа и имела пушистый хвост, завернутый в виде цифры 9. Она попала в клетку раньше всех и, по-видимому, настолько освоилась со своим исключительным положением, что давно уже искала случая завязать с кем-нибудь интересный разговор. Последнего пса почти не было видно; он забился в самый темный угол и лежал там, свернувшись клубком. За все время он только один раз приподнялся, чтобы зарычать на близко подошедшего к нему Джека, но и этого было довольно для возбуждения во всем случайном обществе сильнейшей антипатии к нему. Во-первых, он был фиолетового цвета, в который его вымазала шедшая на работу артель маляров. Во-вторых, шерсть на нем стояла дыбом и при этом отдельными клоками. В-третьих, он, очевидно, был зол, голоден, отважен и силен; это сказалось в том решительном толчке его исхудалого тела, с которым он вскочил навстречу опешившему Джеку.

    Молчание длилось с четверть часа. Наконец Джек, которого ни в каких жизненных случаях не покидал здравый юмор, заметил фатовским тоном:

    Приключение начинает становиться интересным. Любопытно, где эти джентльмены сделают первую станцию?

    Старому пуделю не понравился легкомысленный тон коричневого пойнтера. Он медленно повернул голову в сторону Джека и отрезал с холодной насмешкой:

    Я могу удовлетворить ваше любопытство, молодой человек. Джентльмены сделают станцию в живодерне.

    Как!.. Позвольте… виноват… я не расслышал, - пробормотал Джек, невольно присаживаясь, потому что у него мгновенно задрожали ноги. - Вы изволили сказать: в жи…

    Да, в живодерне, - подтвердил так же холодно пудель и отвернулся.

    Извините… но я вас не совсем точно понял… Живодерня… Что же это за учреждение - живодерня? Не будете ли вы так добры объясниться?

    Пудель молчал. Но так как левретка и такса присоединились к просьбе Джека, то старик, не желая оказаться невежливым перед дамами, должен был привести некоторые подробности.

    Это, видите ли, mesdames, такой большой двор, обнесенный высоким, остроконечным забором, куда запирают пойманных на улицах собак. Я имел несчастье три раза попадать в это место.

    Эка невидаль! - послышался хриплый голос из темного угла. - Я в седьмой раз туда еду.

    Только один Бутон, движимый лакейским усердием выскочки, закричал:

    Пожалуйста, не вмешивайтесь, если вас не спрашивают!

    И тотчас же искательно заглянул в глаза важному мышастому догу.

    Я там бывал три раза, - продолжал пудель, - но всегда приходил мой хозяин и брал меня оттуда (я занимаюсь в цирке, и, вы понимаете, мною дорожат)… Так вот-с, в этом неприятном месте собираются зараз сотни две или три собак…

    Скажите, а бывает там порядочное общество? - жеманно спросила левретка.

    Случается. Кормили нас необыкновенно плохо и мало. Время от времени неизвестно куда исчезал один из заключенных, и тогда мы обедали супом из…

    Для усиления эффекта пудель сделал небольшую паузу, обвел глазами аудиторию и добавил с деланным хладнокровием:

    - …из собачьего мяса.

    При последних словах компания пришла в ужас и негодование.

    Черт возьми! Какая низкая подлость! - воскликнул Джек.

    Я сейчас упаду в обморок… мне дурно, - прошептала левретка.

    Это ужасно… ужасно! - простонала такса.

    Я всегда говорил, что люди подлецы! - проворчал мышастый дог.

    Какая страшная смерть! - вздохнул Бутон.

    Однако этот суп ничего… недурен… хотя, конечно, некоторые дамы, привыкшие к цыплячьим котлетам, найдут, что собачье мясо могло бы быть немного помягче.

    Пренебрегши этим дерзким замечанием, пудель продолжал:

    Впоследствии, из разговора своего хозяина, я узнал, что шкура наших погибших товарищей пошла на выделку дамских перчаток. Но, - приготовьте ваши нервы, mesdames, - но этого мало. Для того, чтобы кожа была нежнее и мягче, ее сдирают с живой собаки.

    Отчаянные крики прервали слова пуделя:

    Какое бесчеловечие!..

    Какая низость!

    Но это же невероятно!

    О боже мой, боже мой!

    Палачи!..

    Нет, хуже палачей…

    После этой вспышки наступило напряженное и печальное молчание. В уме каждого слушателя рисовалась страшная перспектива сдирания заживо кожи.

    Господа, да неужели нет средства раз навсегда избавить всех честных собак от постыдного рабства у людей? - крикнул запальчиво Джек.

    Будьте добры, укажите это средство, - сказал с иронией старый пудель.

    Собаки задумались.

    Перекусать всех людей, и баста! - брякнул дог озлобленным басом.

    Вот именно-с, самая радикальная мысль, - поддержал подобострастно Бутон. - По крайности будут бояться.

    Так-с… перекусать… прекрасно-с, - возразил старый пудель. - А какого вы мнения, милостивый государь, относительно арапников? Вы изволите быть с ними знакомы?

    Гм… - откашлялся дог.

    Гм… - повторил Бутон.

    Нет-с, я вам доложу, государь мой, нам с людьми бороться не приходится. Я немало помыкался по белу свету и могу сказать, что хорошо знаю жизнь… Возьмем, например, хоть такие простые вещи, как конура, арапник, цепь и намордник, - вещи, я думаю, всем вам, господа, небезызвестные?.. Предположим что мы, собаки, со временем и додумаемся, как от них избавиться… Но разве человек не изобретет тотчас же более усовершенствованных орудий? Непременно изобретет. Вы поглядели бы, какие конуры, цепи и намордники строят люди друг для друга! Надо подчиняться, господа, вот и все-с. Таков закон природы-с.

    Ну развел философию, - сказала такса на ухо Джеку. - Терпеть не могу стариков с их поучениями.

    Совершенно справедливо, mademoiselle, - галантно махнул хвостом Джек.

    Мышастый дог с меланхолическим видом поймал ртом залетевшую муху и протянул плачевным голосом:

    Эх, жизнь собачья!..

    Но где же здесь справедливость, - заволновалась вдруг молчавшая до сих пор левретка.
    - Вот хоть вы, господин пудель… извините, не имею чести знать имени…

    Арто, профессор эквилибристики, к вашим услугам, - поклонился пудель.

    Ну вот, скажите же мне, господин профессор, вы, по-видимому, такой опытный пес, не говоря уже о вашей учености; скажите, где же во всем этом высшая справедливость? Неужели люди настолько достойнее и лучше нас, что безнаказанно пользуются такими жестокими привилегиями…

    Не лучше и не достойнее, милая барышня, а сильней и умней, - возразил с горечью Арто. - О! Мне прекрасно известна нравственность этих двуногих животных… Во-первых, они жадны, как ни одна собака в мире. У них настолько много хлеба, мяса и воды, что все эти чудовища могли бы быть вдоволь сытыми целую жизнь. А между тем какая-нибудь десятая часть из них захватила в свои руки все жизненные припасы и, не будучи сама их в состоянии сожрать, заставляет остальных девять десятых голодать. Ну, скажите на милость, разве сытая собака не уделит обглоданной кости своей соседке?

    Уделит, непременно уделит, - согласились слушатели.

    Гм! - крякнул дог с сомнением.

    Кроме того, люди злы. Кто может сказать, чтобы один пес умертвил другого из-за любви, зависти или злости? Мы кусаемся иногда - это справедливо. Но мы не лишаем друг друга жизни.

    Действительно так, - подтвердили слушатели.

    Скажите еще, - продолжал белый пудель, - разве одна собака решится запретить другой собаке дышать свежим воздухом и свободно высказывать свои мысли об устроении собачьего счастья? А люди это делают!

    Черт побери! - вставил энергично мышастый дог.

    В заключение я скажу, что люди лицемерны, завистливы, лживы, негостеприимны и жестоки… И все-таки люди господствуют и будут господствовать, потому что… потому что так уже устроено. Освободиться от их владычества невозможно… Вся собачья жизнь, все собачье счастье в их руках. В теперешнем нашем положении каждый из нас, у кого есть добрый хозяин, должен благодарить судьбу. Один хозяин может избавить нас от удовольствия есть мясо товарищей и чувствовать потом, как с него живьем сдирают кожу.

    Слова профессора нагнали на общество уныние. Более никто не произнес ни слова. Все беспомощно тряслись и шатались при толчках клетки. Дог скулил жалобным голосом. Бутон, державшийся около него, тихонько подвывал ему.

    Вскоре собаки почувствовали, что колеса их экипажа едут по песку. Через пять минут клетка въехала в широкие ворота и очутилась среди огромного двора, обнесенного кругом сплошным забором, утыканным наверху гвоздями. Сотни две собак, тощих, грязных, с повешенными хвостами и грустными мордами, еле бродили по двору.

    Дверь клетки отворилась. Все семеро только что приехавших псов вышли из нее и, повинуясь инстинкту, сбились в кучу.

    Эй, послушайте, как вас там… эй вы, профессор… - услыхал пудель сзади себя чей-то голос.

    Он обернулся: перед ним стоял с самой наглой улыбкой фиолетовый пес.

    Ах, оставьте меня, пожалуйста, в покое, - огрызнулся старый пудель. - Не до вас мне.

    Нет, я только одно замечаньице… Вот вы в клетке-то умные слова говорили, а все-таки одну ошибочку сделали… Да-с.

    Да отвяжитесь от меня, черт возьми! Какую там еще ошибочку?

    А насчет собачьего счастья-то… Хотите, я вам сейчас покажу, в чьих руках собачье счастье?

    И вдруг, прижавши уши, вытянув хвост, фиолетовый пес понесся таким бешеным карьером, что старый профессор эквилибристики только разинул рот. «Лови его! Держи!» - закричали сторожа, кидаясь вслед за убегающей собакой.

    Но фиолетовый пес был уже около забора. Одним толчком отпрянув от земли, он очутился наверху, повиснув передними лапами. Еще два судорожных движения, и фиолетовый пес перекатился через забор, оставив на его гвоздях добрую половину своего бока.

    Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку.

    Мы в ответе за тех,

    кого приручили.

    А.С.-Экзюпери

    Цель: показать, как А.Куприн в рассказе раскрывает взаимоотношения людей и животных.

    Задачи: познакомить с рассказом А.Куприна «Собачье счастье»; раскрыть смысл названия рассказа; ответить на вопрос: «Что такое собачье счастье»

    Оборудование: краткое содержание рассказа (прил.); магнитофон (запись музыки из м/ф «Бобик в гостях у Барбоса»); портрет писателя (прил.); фотографии собак: пойнтер, левретка, дог, пудель, такса (прил.); игрушки (животные); рисунки и фотографии домашних животных (подготовили дети) (прил.); сочинения детей о домашних любимцах (прил.)

    Ход урока

    1) Организационный момент

    Дети разделены на 2 группы

    (звучит песня из м/ф)

    2) Слово учителя

    Сегодня на уроке внеклассного чтения мы выясним, как раскрываются взаимоотношения людей и животных в рассказе А.Куприна «Собачье счастье», ответим на вопрос «Что такое собачье счастье»

    Эпиграфом урока я взяла слова маленького принца из сказки А.С.-Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

    Как вы понимаете эти слова?

    3) Работа с рассказом

    Слово учителя

    Имя А.Куприна известно во всем мире. Рассказ «Собачье счастье» был написан в 1896 году, когда Куприн жил за границей. Читательская публика отнеслась к нему по-разному. Появление этого рассказа оказалось подобно бомбе. «Никто раньше не раскрывал эти проблемы так жестко», писали критики.

    Какие проблемы раскрывает писатель?

    На западе этот рассказ сразу же взяли в постановку. Таких спектаклей было больше 20. Однако буквально перевести название рассказа так и не смогли.

    Расскажите кратко содержание рассказа(прил.) .

    Чьи взаимоотношения раскрывает писатель?

    (чел+жив; жив+жив; чел+чел)

    Чьими глазами мы видим происходящее? Что мы о нем знаем?

    (полуторагодовалый пойнтер Джек, коричневый, длинноухий веселый пес)

    К 1 группе

    Как Джек относился к людям до того, как попал в клетку? Каким для него был окружающий мир?

    (кухарка Аннушка. Утро было свежее, яркое, а в чистом, нежно-прозрачном и слегка влажном воздухе все оттенки запахов приобретали необычайную тонкость и отчетливость)

    Ко 2 группе

    Выясните, кто оказался товарищами по несчастью в клетке? Какие отношения сложились сразу?

    (еще 6 собак, по социальному принципу - «приличное общество»)

    (2-3 мин для поиска)

    Всем

    Куда везут собак? Что рассказывает об этом месте пудель?

    Почему он спокоен?

    Почему спокоен фиолетовый пес?

    К 1 группе

    Как писатель показывает отношение человека к собакам?

    Ко 2 группе

    Как писатель показывает отношение человека к человеку?

    («какие конуры, цепи и намордники строят люди друг для друга!», «чтобы один пес умертвил другого из-за любви, зависти или злости?», «Мы кусаемся иногда - это справедливо. Но мы не лишаем друг друга жизни», «люди жадны, злы, лицемерны, завистливы, лживы, негостеприимны и жестоки»)

    Всем

    Как представляет собачье счастье «приличное общество»?

    (добрый хозяин)

    Почему фиолетовый пес считал это ошибкой?

    («вы в клетке-то умные слова говорили, а все-таки одну ошибочку сделали... я вам сейчас покажу, в чьих руках собачье счастье?», «Одним толчком отпрянув от земли, он очутился наверху, повиснув передними лапами. Еще два судорожных движения, и фиолетовый пес перекатился через забор, оставив на его гвоздях добрую половину своего бока», «Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку»).

    В чем же заключалась ошибка пуделя?

    (надеяться надо только на самих себя)

    4) Творчество детей

    Что мы можем сделать для тех, кого приручили, за чью жизнь несем ответственность?

    (Музыка)

    (сочинения детей)

    5) Итог

    Как мы должны относиться к животным?

    Какие отношения для этого должны быть между людьми?

    БУДЕМ ДРУГ К ДРУГУ ДОБРЫ, ВНИМАТЕЛЬНЫ, ТЕРПИМЫ, МИЛОСЕРДНЫ, ТОГДА И БРАТЬЯМ НАШИМ МЕНЬШИМ РЯДОМ С НАМИ БУДЕТ УЮТНО.

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

    Тема: А.И.Куприн «Собачье счастье».

    Цель: создание условий для формирования у детей представления о биографии и творчестве А.И.Куприна.

    Задачи:

    1) организовать работу по актуализации знаний детей по ранее изученным произведениям А.И.Куприна;

    2) формировать представления о жизни и творчестве А.Н. Куприна;

    3) создать условия для формирования представления о детской книге А.Н.Куприна «Собачье сердце»;

    4) содействовать развитию мышления, речи, внимания, памяти;

    5) содействовать воспитанию стремления к знаниям, любви к собакам и к животным в целом.

    Оборудование для учителя: учебная хрестоматия, ТЦЗ, рабочая тетрадь, портрет А.Н.Куприна, книги А.Н.Куприна.

    Оборудование для учащихся: учебная хрестоматия, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

    Ход урока:

    Приветствие.

    Действия с правилами поведения и общения (К)

    2. Актуализация знаний

    Ребята, давайте вспомним, с творчеством какого писателя вы познакомились на прошлом уроке?

    Посмотрите на портрет А.И.Куприна.

    Поднимите руку, кто может назвать, в каком году родился Александр Иванович Куприн?

    В каком городе родился этот писатель?

    А кто запомнил, в каком училище учился Александр Иванович?

    А какие моменты из жизни вы можете еще назвать?

    Ребята, давайте вспомним, какое произведения вы читали на прошлом уроке?

    О ком этот рассказ?

    Кто является главными героями рассказа?

    Как вы поняли, о чем этот рассказ?

    Чему учит рассказ «Барбос и Жулька?

    Хорошо, молодцы.

    А.И.Куприна.

    В уездном городе Наровчате.

    В военном училище.

    Ответы детей.

    - «Барбос и Жулька»

    О собаках.

    Барбос, Жулька.

    О дружбе, привязанности и верности собак.

    Не бросать близких в трудной ситуации, воспитывает отвагу, храбрость, героизм и мужество

    Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

    3. Целеполагание

    Сегодня на уроке мы прочитаем еще один рассказ Александра Ивановича Куприна про собак.

    Давайте, прочитаем в хрестоматии на странице 3, как он называется.

    Ребята, как будет звучать тема нашего урока?

    Исходя из темы, какую цель мы перед собой поставим?

    А зачем мы будем знакомиться с этим произведением?

    Ребята, чтобы достичь цель, какие задачи перед нами стоят? На доске представлены задачи урока, они расположены не по порядку. Поднимите руку, кто может их расставить?

    Ответить на вопросы по содержанию;

    Оценить свою работу на уроке.

    Выполнить задания в рабочей тетради;

    Составить план рассказа;

    - «Собачье счастье»

    Познакомиться с рассказом А.И.Куприна «Собачье счастье».

    Чтобы развивать технику чтения, чтобы научиться чему-то новому.

    2) ответить на вопросы по содержанию;

    3) составить план рассказа;

    4) выполнить задания в рабочей тетради;

    5) оценить свою работу на уроке

    4. Открытие нового знания

    Ребята, а как вы думаете, в чем заключается собачье счастье?

    Ребята, давайте прочитаем рассказ и узнаем верны ли ваши предположения. Когда в тексте будут встречаться не знакомые слова, я буду останавливаться и будем выяснять значения этих слов.

    Итак, переходим к чтению рассказа. У вас уже открыта хрестоматия на странице 3.

    Чтение учителя + слушание аудиозаписи + чтение детей.

    Полуторагодовалый – возраст, которого полтора года.

    Галопом – очень быстро, стремительно.

    Трусивший степенной рысью - неторопливо, важно бегущий.

    На козлах – передок экипажа, на котором, сидит кучер.

    Стоицизм – хладнокровие, невозмутимость (стр.15).

    Выхоленная – ухоженная.

    Антипатия - чувство неприязни, нерасположения к кому-нибудь.

    Артель - группа лиц одной профессии.

    Четверть часа – 15 минут.

    Фатовским - воображая, модничая.

    Зараз – одновременно, вместе.

    Жеманно - не отличаясь простотой.

    Пренебрёгши - без всякого уважения.

    Запальчиво – переходящий в гнев.

    Баста - конец.

    Радикальный - решительный.

    Арапник - охотничий кнут для собак.

    Мадемуазель – форма обращения к женщине.

    Галантно - изысканно.

    Лицемерно - лживо.

    Ревматические – с больными суставами.

    Эквилибристика -умение сохранять равновесие.

    Пойнтер, дог, пудель, левретка, такса – породы собак. (показ иллюстраций пород собак)

    Ребята, какую задачу мы выполнили?

    Физминутка . Но прежде, чем мы перейдем к выполнению следующей задачи, давайте отдохнем. Встаем.

    Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ?

    Почему он тебе понравился?

    Ребята, давайте же проверим, кто же был прав? В чем же заключается собачье счастье. Открываем рабочую тетрадь на странице 35, выполняем первое задание. Прочитайте про себя задание. Кому задание не понятно поднимите руку?

    Ребята, что же вы отметили?

    Ребята, зачитайте отрывок из рассказа, где описывается внешность пойнтера Джека.

    Куда отправился Джек с кухаркой Аннушкой?

    Около чего Джек заметил, что потерял Аннушку?

    Кого встретил Джек, после того, как он потерял ее?

    Что случилось с догом и Джеком после их ссоры? Где они оказались?

    С кем Джек встретился в этой железной клетке кроме мышастого дога?

    Ребята, зачитайте, как выглядел старый белый пудель.

    Зачитайте, как выглядела левретка?

    Зачитайте описание внешности таксы.

    Ребята, почему случайное общество проявило антипатию к фиолетовому псу? Кто может зачитать?

    Кто начал вести разговор в этой компании?

    Куда же повезли всех этих собак?

    Продолжим работу в рабочей тетради, выполняем 4 задание. Обсудите ответ в парах. Что записали в тетрадь?

    Как же люди относились к собакам? Подтвердите это словами из текста.

    Почему так нельзя поступать с братьями нашими меньшими?

    А почему люди порою бояться бродячих собак?

    А как герои рассказа называют свою зависимость от людей?
    - Как они предлагают исправить такую несправедливость? Найдите в тексте.

    Как отреагировал на это предложение старый пудель, прочитайте. Что он предлагает?


    - Прочитайте, как старый пудель описывает людей?

    Отчего же зависит собачье счастье, по мнению Арто?
    - Кто из собак не согласен с Арто?
    - Как он относился к данной ситуации?
    - Что же произошло под конец, когда клетку подвезли к живодёрне?

    Давайте прочитаем, как поступил фиолетовый пес после разговора с Арто?

    В чем же состоит собачье счастье?

    В чем же Арто допустил ошибку?

    В чем правда фиолетового пса?


    - О чем же этот рассказ?

    Чему учит нас этот рассказ?

    Ребята, какую задачу мы сейчас выполнили?

    Давайте перейдем к выполнению следующей задачи, как она звучит?

    Деформированный план.

    Ребята, на доске представлены пункты плана, нам нужно их расставить по порядку. Давайте вспомним, что же было в начале рассказа.

    С чего же начинается рассказ?

    Что произошло с Джеком затем?

    Кого же встретил Джек после того, как он пробегал мимо почты?

    Что произошло, когда эти собаки встретились?

    1. Встреча с мышастым догом .

    Прочитайте предложение, которое является концом этой части.

    А следующее описание, какой идет собаки?

    Где, по вашему мнению заканчивается эта часть?

    Ребята, как мы озаглавим эту часть?

    2. Описание собак .

    Прочитайте предложение, которое относится к следующей части текста.

    Чем занимались собаки в то время, когда они ехали на живодерню?

    Кто завел разговор первый?

    О чем разговаривали собаки?

    Как мы озаглавим эту часть?

    3. Разговор собак о людях и живодерне .

    Прочитайте последнее предложение этой части. Где она заканчивается?

    Ребята, как же озаглавим последнюю часть?

    4. Побег с живодерни фиолетового пса.

    Давайте докажем, что именно так нужно озаглавить эту часть.

    Ребята, куда привезли всех этих собак?

    Кто завел разговор с Арто, когда все собаки оказались на живодерне?

    Что сделал фиолетовый пес в конце рассказа?

    Ребята, какую задачу мы выполнили?

    Сытная еда.

    Любящий хозяин

    Свобода

    Поднимают руки.

    Ответы детей.

    Свобода.

    Полуторагодовалый пойнтер Джек, коричневый, длинноухий веселый пес. Стр.3

    На базар.

    Около знакомой колбасной лавки, Джек не нашел Аннушку.

    Мышастого дога.

    Они оказались в клетке, которая тряслась по камням мостовой.

    Старый белый пудель, левретка, черная гладкая такса и две дворняжки.

    - Выхоленная левретка с длинными, тонкими ножками и остренькой мордочкой

    - Черная гладкая такса с желтыми подпалинами на груди и бровях. Она никак не могла оправиться от изумления, которое придавало необыкновенно комичный вид ее длинному, на вывороченных низких лапках, туловищу крокодила и серьезный мордочке с ушами, чуть не волочившимися по полу.

    Во-первых, он был фиолетового цвета, в который его вымазала шедшая на работу артель маляров. Во-вторых, шерсть на нем стояла дыбом и при этом отдельными клоками. В-третьих, он, очевидно, был зол, голоден, отважен и силен

    Джек

    Приключение начинает становиться интересным. Любопытно, где эти джентльмены сделают первую станцию?

    На живодерню.

    Большой двор, обнесенный высоким, остроконечным забором, куда запирают пойманных на улицах собак.

    - Кормили нас необыкновенно плохо и мало. Время от времени неизвестно куда исчезал один из заключенных, и тогда мы обедали супом из... Для усиления эффекта пудель сделал небольшую паузу, обвел глазами аудиторию и добавил с деланным хладнокровием: - ...из собачьего мяса.

    Они, как и человек, тоже живые существа.

    Потому что они могут напасть на человека и причинить ему вред, особенно стая бездомных собак.

    Постыдным рабством.

    Перекусать всех и баста.

    Смириться, покориться, принять волю судьбы.

    Люди лицемерны, завистливы, лживы, негостеприимны и жестоки...

    От людей.

    Фиолетовый пёс.

    Дерзко, цинично,хладнокровно.

    - Дверь клетки отворилась. Все семеро только что приехавших псов вышли из нее и, повинуясь инстинкту, сбились в кучу.

    И вдруг, прижавши уши, вытянув хвост, фиолетовый пес понесся таким бешеным карьером, что старый профессор эквилибристики только разинул рот. "Лови его! Держи!" - закричали сторожа, кидаясь вслед за убегающей собакой.

    Но фиолетовый пес был уже около забора. Одним толчком отпрянув от земли, он очутился наверху, повиснув передними лапами. Еще два судорожных движения, и фиолетовый пес перекатился через забор, оставив на его гвоздях добрую половину своего бока.

    Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку.

    В свободе.

    Он утверждал, что собачье счастье зависит от человека.

    В своих руках, а не в руках людей.

    О бездомных собаках.

    Учит надеяться только на себя, все зависит только от самого себя.

    Ответить на вопросы.

    Составить план для пересказа.

    Пойнтер Джек с кухаркой Аннушкой отправились на базар.

    Он потерял Аннушки и учуял запах, недавно проходящего мышастого дога.

    Мышастого дога.

    Случилось что-то необъяснимое сверхъестественное… стр.5

    - Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания.

    Он пришел в себя в тесной …свинченными частями.

    О пуделе.

    Левретка.

    Молчание длилось с четверть часа.

    Разговаривали.

    Джек.

    О людях и живодерне.

    Бутон, державшийся около него, тихонько подвывал ему.

    На живодерню.

    Фиолетовый пес.

    Он сбежал с живодерни.

    Составить план рассказа.

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

    Поиск необходимой информации (П)

    Построение логической цепирассуждений, доказательство (П);

    Осознание ответственности за общее дело (Л)

    Поиск необходимой информации (П)

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

    Поиск необходимой информации (П)

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

    Использование знаково-символических средств (П)

    5. Первичное закрепление полученных знаний

    Итак, давайте перейдем к выполнению следующей задачи. Как она звучит?

    Выполните задание 3. Прочитайте, что нужно сделать?

    Я предлагаю мальчикам описать пуделя, а девочкам – левретку.

    Давайте проверим. Начнем с девочек, кто желает прочитать то, как дает нам автор описание левретки?

    Девочки, поднимите руку, у кого есть какое-то дополнения описания левретки?

    Давайте проверим, что написали мальчики, кто желает прочитать о старом белом пуделе?

    Мальчики, поднимите руку, у кого есть какое-то дополнение описания о старом белом пуделе?

    Выполнить задания в рабочей тетради.

    Перечитайте описания собак, Запишите одно из них.

    Выполняют задание.

    - Рядом со старым белым пуделем сидела, дрожа от утреннего холода и волнения, хорошенькая, выхоленная левретка с длинными, тонкими ножками и остренькой мордочкой.

    Дополняют.

    - Посредине клетки лежал, вытянувши умную морду между ревматическими лапами, старый белый пудель, выстриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста.

    Умение слушать и понимать речь других (К)

    6. Рефлексия.

    Ребята, урок подходит к концу. Давайте запишем домашнее задание и подведем итог.

    Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа А.И.Куприна «Собачье счастье»+ в рабочей тетради на странице 35 №2.

    Итак, ребята, какая была тема урока?

    Какая цель была урока?

    Поднимите руку, кто считает, что сегодня на уроке мы не достигли цели?

    Сейчас давайте оценим себя. Встаньте те, кто считает, что работал сегодня на высоком уровне? На среднем? На низком? Почему?

    Давайте встанем, урок окончен.

    А.И. Куприн «Собачье счастье»

    Изучить рассказ А.И.Куприна «Собачье счастье»

    Выражение своих мыслей с полнотой и точностью (К)

    Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)

    Использование критериев для обоснования своего суждения (К)

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ: