Потребности
1. Упражнение «Людоеды”
Цель:
упражнение - вызов для этапа выявления потребностей.
Время:
25-30 минут
Размер группы:
6-14 человек
Описание:
Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две группы.
4. Упражнение «Подарок»
Цель:
отработать навыки прояснения запроса клиента, потренировать вопросные технологии (открытые, закрытые и альтернативные вопросы), навыки активного слушания.
Время:
45 – 50 минут
Материалы:
не требуются
Описание:
«Все мы любим получать подарки. Особенно приятно, когда получаешь в подарок то, что тебя радует, о чем давно мечтал. Чтобы сделать такой подарок нашим близким нужно как-то узнать, что собственно мы хотели бы получить. Сейчас я предлагаю Вам потренироваться в выяснении предпочтений и пожеланий».
Тренер приглашает 2-х участников в центр круга. 1-й участник – «Одариваемый»; 2-й – «Дарящий».
Задание «Дарящему»
:
Ты хочешь подарить подарок этому человеку (1-му участнику). Тебе нужно выяснить (максимально подробно), какой подарок он хотел бы получить от тебя на … Новый год (8 Марта, День рождения и т.д.).
Обсуждение:
- Удалось ли выяснить, что хочет получить в подарок 1-й участник?
- Что способствовало выяснению потребности «Одариваемого»?
- Какие вопросы были заданы?
- Как можно было выяснить нужную информацию быстрее?
- С какими трудностями столкнулись при выяснении потребности «Одариваемого»? Как преодолели?
- Какова общая технология выяснения необходимой информации у собеседника?
После разбора «переговоров» первой пары, можно продолжить тренироваться в выяснении потребностей, разбив участников по парам, или в форме «аквариума» - каждая пара делает упражнение «на круг».
6. «Вожди и жемчужины».
Цель
– выявить/закрепить навыки установления контакта, выявления потребностей клиента, ведения переговоров.
Время проведения
: 30-40 минут.
Материалы:
много различных предметов
Количество участников
: 6-12 человек.
Описание
: выбираем двух «вождей племени» (желательно из сильных участников), создаем две команды «купцов».
Преамбула: приезжают купцы на остров в Тихом океане. Им нужно выменять у вождя племени всякий свой товар на жемчужины. Какая команда выменяет больше, - та и выиграла.
Задание для вождей: к каждому из вас подъедет группа купцов с предложением обмена. Меняйтесь, только если с вами почтительны, установили контакт, задают вопросы, с уважением выслушивают ваши пожелания. Если вам не нравится подход, – примите любую закрытую позу. Ваша цель – выменять у купцов все сверкающие предметы для украшения своего дворца (но если с вами не любезны, предлагают что попало, не меняйтесь).
Задание для купцов: ваша задача – выменять жемчужины. В качестве вашего товара можете использовать реквизит (реквизит заранее готовит тренер).
Реквизит: всевозможные небольшие яркие предметы – ложки, платочки, косметика, мягкие игрушки и др.
Анализ упражнения. Подводим итоги, какая команда выменяла больше жемчужин. Вожди делятся своими впечатлениями по переговорам. После первого раунда иногда даем второй раунд (если участники желают и есть время) для закрепления совсем другого поведения в продаже – с вниманием к клиенту и пр. (задание вождям уже другое, например, - берите только стеклянные емкости).
Обсуждение:
-
Поделитесь своими впечатлениями от переговоров.
- За счет чего вы добились результата?
- Что хотелось бы изменить в процессе переговоров?
- Что способствовало выявлению потребности?
деловой игра экономика
На современном этапе обучения деловые игры получили широкое распространение в школьной практике, так как они являются педагогическим средством и активной формой обучения, интенсифицирующие учебную деятельность. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.
При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать наличие высокого интереса у обучающихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки.
В последнее время деловые игры используются практически на всех занятиях по разным предметам, таким как экономика, география, история, обществознание и др.
Деловая игра - это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий.
При прохождении первой педагогической практики в МУК Фрунзенского района было проведено 5 уроков и, как средство обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, деловая игра «Мой бизнес» (см. Приложение 4) , которая включала все то, что было освоено ребятами на занятиях.
Таблица 2. Поурочное планирование
Название темы |
Кол- во часов |
Сущность темы |
Требования к уровню подготовки |
|
Фирма и ее деятельность Приложение 1) |
Что такое фирма, функции фирмы и ее деятельность. |
Знать/понимать сущность деятельности фирмы Уметь приводить примеры успешных компаний на Российском рынке. |
||
Товар и товарная политика (см. Приложение 2) |
Что такое товар, жизненный цикл товара, компоненты товарной политики, товаропродвижение. |
Знать/ понимать сущность товара и товарной политики Уметь определять роль товаропродвижения для деятельности компании |
||
Упаковка и товарный знак. Важно ли это? (см. Приложение 3) |
Что такое товар, жизненный цикл товара. Товарный знак, упаковка и их роль в жизни товара. Товарная политика. |
Знать/понимать основные сущность товара и его важнейшие свойства. Уметь определять функции упаковки и товарного знака. |
||
Товаропродвижение. Реализация товаров |
Основные каналы сбыта продукции. Товаропродвижение. |
Знать/понимать основные компоненты рыночной атрибутики товара. Уметь описывать функции упаковки и товарной марки. |
||
Уметь приводить конкретные примеры видов рекламы. |
||||
Деловая игра «Мой бизнес» |
Применение знаний по теме «Комплекс маркетинга» при решении творческих заданий |
Знать/понимать компоненты комплекса маркетинга Уметь решать творческие задания |
Данные табл.2. свидетельствует о том, что занятия проводились по 5 темам, связанные с изучением курса основ экономики и предпринимательства.
Сущность деловой игры «Мой бизнес» заключается в том, что в городе Ярославле работают три крупные компании. Первая занимается продажей канцелярских товаров классического типа, вторая фирма занимается производством шоколадной продукции, а третья фирма занимается продажей оригинальных подарков. При этом в Ярославле происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов из-за того, что товары, продаваемые первой компанией ориентированы только на одну группу потребителей, товары второй компании имеют очень некрасивую и не привлекательную упаковку, не имеют торговой марки и фирменного слогана, а товары третьей компании просто не разрекламированы. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, чтобы он был привлекателен для разных групп потребителей, второй фирме модифицировать упаковку, выработать товарный знак и придумать яркий слоган, а третьей фирме необходимо разработать рекламную кампанию.
При разработке деловой игры необходимо было учитывать методические рекомендации, а именно разрабатывать игру «Мой бизнес», учитывая следующие этапы:
1) Выбор темы, постановка цели и задач игры:
Постановка целей и задач - это один из важнейших этапов разработки деловой игры, который определяет специфику игры и эффективность ее применения.
При разработке деловой игры важно правильно поставить цель и задачи.
Деловая игра имеет следующую цель :
Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки обучающихся при изучении курса основ экономики и предпринимательства.
При этом участники должны решить следующие задачи :
1) Образовательные:
Уметь применять теоретические знания на практике;
Делать вывод;
Вести диалог;
Определять свою личную точку зрения;
Формирование коммуникативных навыков.
2) Воспитательные:
Воспитание интереса к экономике;
Формирование основы экономических знаний;
3) Развивающие:
Способствовать развитию познавательных способностей;
Развивать умения принимать решения при возникновении экономической ситуации;
Развитие умения работать в группе.
2) Разработка сценария деловой игры:
При разработке и проведении деловой игры, большое место отводиться роли педагога. В данном случае педагог, как основной руководитель игры, должен активизировать, мотивировать, направлять и контролировать их работу. То есть, выполнять роль ведущего игры. При этом присутствует и другой педагог - жюри, задача которого объективно оценивать результат деятельности ребят по определенным критериям. Нужно учитывать то, чтобы игра прошла как можно эффективнее, жюри должно быть как минимум три человека, так как это самое оптимальное число человек для объективного оценивания деятельности участников деловой игры.
Сначала педагог озвучивает ребятам следующее задание: в городе Ярославль работают три фирмы:
Первая фирма занимается продажей канцелярских товаров классического типа;
Вторая фирма занимается производством шоколадной продукции;
Третья фирма занимается продажей оригинальных подарков.
При этом в городе происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, второй фирме разработать привлекательную упаковку, товарный знак и фирменный слоган, третьей фирме разрабатывает рекламную кампанию.
Следующим этапом является выполнение ребятами задания. Они рассаживаются на свои места и приступают к исполнению своих ролевых функций. При этом для принятия рационального решения, они могут использовать различные методы, такие как мозговой штурм и др. Методы обговариваются педагогом на подготовительном этапе подготовки игры.
После выполнения задания участники приступают к оглашению результатов своей деятельности. Для этого каждой команде отводится 10 минут на выступление и 5 минут на вопросы. После выступления команд жюри подводит итог прошедшей игры.
Сценарий должен обговариваться на предварительном этапе проведения игры, чтобы учащиеся не только понимали суть игры, но и знали, что от них требуется.
3) Формирование структуры деловой игры:
Деловая игра включает в себя несколько этапов. Чтобы она имела хороший результат, игра должна включать в себя предварительный этап, на котором в деловой игре «Мой бизнес» педагог делит ребят на три команды, рассказывает о том, что на следующем занятии будет проводиться деловая игра, поясняет, с чем она связана и дает задание придумать название своим командам - фирмам. Так же педагог распределяет командные роли, а именно роли директора, секретаря и отела маркетинга.
За предварительным этапом следуют первая игровая фаза и фаза деловой игры. Их структура выглядит следующим образом:
Рис.3. Структура протекания игровой фазы
Как видно на рис.3. структура протекания игровой фазы имеет 4 этапа, за которыми следует заключительная фаза - фаза рефлексии.
Во время организационного момента педагог (ведущий) приветствует команды, которые должны озвучить названия своих команд. После чего ведущий сообщает участникам игры их командное задание.
Так же он приветствует жюри и говорит о критериях оценки результатов деятельности участников деловой игры, по которым компетентное жюри выставляет соответствующие баллы в градации от 1 до 10, при это 1 - самый низкий балл и соответственно 10 - самый высокий.
После чего команды приступают к выполнению задания, то есть идет работа в группах, на которую отводится 30 минут. При этом они могут использовать различные методы выработки и принятия командного решения, о которых говорилось командам на предварительном этапе.
После оглашения результатов жюри совещается и расставляет баллы. Затем идет награждение команд и подводится итог игры. По результатам любой игровой деятельности, участников команды необходимо поощрять памятными призами, чтобы улучшить эмоциональный эффект после проведения мероприятия.
После подведения итогов наступает фаза рефлексии - каждый участник высказывает свое мнение о проведенной игре, проводится небольшой анализ деятельности игроков и педагога в целом. Фаза рефлексии обязательна не только для деловых игр, но и для любых уроков, так как педагог может понять настрой учащихся и их личное мнение о проведенном занятии, что окажется полезным опытом при разработке других игр и уроков.
4) Формирование структуры игрового комплекса
При формировании структуры игрового комплекса, большое внимание уделяется разработке игровых ролей. Игровая роль не только направляет участников и диктует их обязательства, но еще и мотивирует ребят, так как им дается определенный статус, а вместе с тем и ложиться ответственность при выполнении задания, поэтому каждый старается не подвести команду.
В деловой игре «Мой бизнес» участвуют три команды, в каждой из которых 4 человека - один директор, один секретарь и два менеджера отдела маркетинга и рекламы. Их должностные инструкции выглядят следующим образом:
Таблица 3. Должностные инструкции участников деловой игры
Наименование игровой роли |
Характеристика |
|
Проводит игру, активизирует и систематизирует деятельность участников, подводит итог игры. |
||
Директор фирмы |
Контролирует деятельность отдела маркетинга и рекламы, подводит итог работы в группе, озвучивает результат. |
|
Менеджер маркетингового отдела |
Посредством различных методов выполняют командное задание. Менеджер - генератор идей в коллективе. |
|
Секретарь |
Ведет протоколы заседаний, фиксирует результаты деятельности отдела маркетинга и решение директора. |
|
Оценивают деятельность команд посредством различных критериев разработанной системы оценивания |
Данные табл.3. свидетельствуют о том, что во время игры менеджеры отдела маркетинга и рекламы разрабатывают политику компании, выполняя командное задание, директор активно участвует в процессе принятия решения, контролируя деятельность других участников, и подытоживает этот процесс, а секретарь фиксирует в протоколе все сказанное отделом маркетинга и рекламы и выводы директора.
На подготовительном и игровых этапах участники могут использовать различные средства и методы для принятия командного решения (мозговой штурм, голосование и т.д.). При этом представлять итоги своей работы команды могут различными способами - словесно, с предоставлением наглядных средств. Об этом педагог говорит ребятам на подготовительном этапе. Использование разнообразных средств сделает игру интересной не только для жюри, но и для самих участников.
5) Разработка системы оценивания
Разработка системы оценивания является важным компонентом игровой деятельности обучающихся. Любая система оценивания должна содержать ряд критериев, по которым оценивается деятельность участников, так как по одному критерию не удастся объективно оценить команды. Посредством различных критериев жюри выставляет определенные баллы, которые затем оглашаются участникам игры (см. Приложение 5).
Таблица 4. Критерии оценки участников деловой игры «Мой бизнес»
Критерии оценки |
|
Соответствие тематике |
|
Интересная идея |
|
Активность |
|
Логичность |
|
Грамотная защита |
Данная табл.4. свидетельствуют о том, что в деловой игре «Мой бизнес» жюри будет выставлять оценки по 5 основным критериям.
При этом оценки выставляются по 10-ти бальной шкале, 1 - самая низкая оценка по критерию, 10 - самая высокая. Баллы выставляются на рассмотрение жюри.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при разработке деловой игры нужно разработать не только сценарий, но и расписать цель и поставить задачи, разработать ролевые цели каждого из участников, разработать игровой комплекс, состоящий из средств, которые могут использовать команды при выработке решения, поставить несколько критериев оценки и провести рефлексию. Все это поможет сделать игру наиболее эффективной как для педагога, так и для самих учеников.
17 октября 2017 Экзекутив-коуч, бизнес-тренер, консультант. ИП Димитриев Д.В.Данную игру я впервые использовал в конце 90-х, узнав о ней от друггих тренеров. Имя автора мне неизвестно. Игра позволяет развивать или оценивать навыки выявления потребностей. Прекрасно работает как с продавцами, так и с руководителями или специалистами по работе с человеческим капиталом. Логика игры строится на скрытом мотиве покупателя и навыках выявлении его скрытых потребностей, не выяснив которых, убедить его ни в чем не возможно.
Общая инструкция:
Разбейтесь на четыре команды. Три команды - это туристические агенства, четвертая - группа клиентов.
Вы находитесь на выставке туристических услуг и участвует в аукционе на рекламный тур. Та команда, которая уговорит данную группу клиентов купит именно их тур станет туристической компанией года.
Каждая команда общается с клиентами строго по очереди и только одной репликой, которая может состоять максимум из трех законченных предложений. Клиенты реагируют на Вашу реплику и слово передается следующей команде. И так продолжается до тех пор, пока:
Внимание: любая команда турагентства имеет право пропустить свой ход с правом на один внеочередной ход позже.
Инструкция команде №1:
Вы специализируетесь на морских круизах. В Вашем распоряжении доступ к лучшим и наиболее комфортабельным лайнерам. Изюминка - круизы по Карибскому морю. Популярны также направления - Таиланд, Азорские острова, круиз по мотивам "Бриллиантовой руки", Северный морской путь, Круизы по мотивам наиболее популярных фильмов, книгам Жюля Верна, а также самый перл Вашего предложения - "Вокруг Света за 80 дней".
Инструкция команде №2:
Вы специализируетесь на путешествиях по России. Все уголки нашей Родины с максимальным комфортом и лучшими проводниками. Сочи, Байкал, Соловки, Алтай, пляжи Приморья и Калининграда, музеи Санкт-Петербурга и Кижей, паломнические туры, рыбалки, охоты и т.д.
Инструкция команде №3:
Вы мировой лидер по экстремальному туризму: серфинг. кайтинг, горные лыжи, подводные лодки, воздушные шары, вулканы, вершины, пещеры, полеты в стратосферу и в Антарктиду, секс-туризм и ритриты, погружения в марианскую впадину или намибийские алмазные копи и т.д.
Команда клиентов:
Вы - группа снегурочек. Вы хотите прекрасно отдохнуть, но при этом остаться в живых.
Но вы крайне счесняетесь своих ограничений и не хотите о них сообщать открыто. Вы просто отказываетесь от всех предложений, которые могут Вам серьезно навредить и только в ответ на промой вопрос намекаете о том, что бы Вас больше устроило.
Вы соглашаетесь только на такое предложение, которое не содержит для вас никаких рисков.
Стоимость поездки для вас не имеет значение, все предложения компаний вам по карману.
Цели:
Задачи:
Методы:
Вид: урок деловая игра.
Тип: урок применения знаний.
Средства обучения:
Участники: 3 команды по 5-6 человек, а если игра проводится в параллели, то участвует команда от каждого класса.
Жюри: эксперт-экономист (Приложение 1 )
Подготовительный этап:
Туры:
Задания:
Тур 1. Продовольственная корзина
Выберите 10 основных видов продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 15 предлагаемых:
1) хлеб;
2) сахар;
3) минеральная вода;
4) масло растительное;
5) кукурузные хлопья;
6) мясо;
7) рыба
8) кальмар сушеный;
9) газированные напитки;
10) молоко;
11) яйцо;
12) майонез;
13) картофель;
14) овощи;
15) фрукты.
Если 10 основных продуктов выбраны вами
правильно, то на приобретение продовольственной
корзины вы потратите 1500 рублей.
Выберите 13 основных видов продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 20 предложенных:
1) хлеб;
2) сахар;
3) минеральная вода;
4) масло;
5) кукурузные хлопья;
6) мясо;
7) рыба;
8) кальмар сушеный;
9) газированные напитки;
10) молоко;
11) яйцо;
12) майонез;
13) картофель;
14) овощи;
15) фрукты;
16) соль;
17) креветки;
18) кондитерские изделия;
19) чай;
20) сухофрукты.
Если вы верно выберете 15 основных продуктов, то
на их приобретение вам предстоит потратить 3000
руб.
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.
Выберите 15 основных наименований продуктов для продовольственной корзины вашей семьи из 25 предложенных:
1) хлеб;
2) сахар;
3) минеральная вода;
4) масло;
5) кукурузные хлопья;
7) рыба;
8) кальмар сушеный;
9) газированные напитки;
10) молоко;
11) яйцо;
12) майонез;
13) картофель;
14) овощи;
15) сухофрукты;
16) соль;
17) креветки;
18) кондитерские изделия;
19) сельдь иваси;
20) финики сушеные;
21) маринады;
22) сало копченое;
23) орешки соленые;
24) конфеты;
25) чипсы.
Если 10 основных продуктов вы выберете
правильно, то на приобретение продовольственной
корзины потратите 5000 руб.
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.
Правильный ответ.
Во всех трех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:
1) хлеб;
2) сахар;
3) масло;
4) мясо;
5) рыба;
6) молоко;
7) яйцо;
8) картофель;
9) овощи;
10) фрукты.
Тур 2. Коммунальные услуги
Задание для семьи с низким уровнем доходов
Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант проживания с учетом размера оплаты коммунальных услуг.
1. Вы имеете личную квартиру, но стоимость
коммунальных услуг с каждым месяцем возрастает
на 10 % (1000руб. + 100 руб.).
2. Вы арендуете квартиру; коммунальные услуги
составляют 800 руб., но нет гарантии, что вас не
попросят ее освободить в ближайшие дни.
3. Вы имеете дом в 8км от райцентра с оплатой услуг
200 руб. в месяц: но каждый день вам приходится
добираться до райцентра на автобусе (стоимость
билета – 10 руб. в одну сторону).
Выбрав свой вариант, ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.
Задание для семьи со средним уровнем доходов
Ваша семья переехала в город, и у вас возникла проблема с оплатой аренды жилья и коммунальных услуг. Каков будет ваш выбор?
1. Аренда однокомнатной квартиры (без удобств) –
2000 руб. в месяц + коммунальные услуги – 1000 руб. в
месяц.
2. Аренда двухкомнатной квартиры (на окраине
города) – 3000 руб. в месяц + коммунальные услуги –
1500руб. в месяц.
3. Аренда двухкомнатной квартиры (в центре города)
– 4000 руб. в месяц + коммунальные услуги – 2000 руб. в
месяц.
Обоснуйте ответ. Сделайте запись в расходах.
Задание для семьи с высоким уровнем доходов
Учитывая стоимость коммунальных услуг и условия проживания, выберите жилье для своей семьи из ряда предлагаемых вариантов, исходя из того, что:
1. Оплата коммунальных услуг в коттедже в центре
города составляет 12000 руб. в месяц (при этом
имеется бассейн, тренажерный зал, сауна,
двухэтажный гараж, спутниковое телевидение,
теле- и видеосъемка).
2. Стоимость коммунальных услуг в трехкомнатной
квартире в панельном доме составляет 3000 руб. в
месяц (но дом расположен в опасном районе, где
часто совершаются квартирные кражи, подъезды не
имеют домофонов, стоянка для автомашин находится
далеко).
3. Стоимость коммунальных услуг в загородном доме
со всеми условиями составляет 1500 руб. в месяц (но
он расположен в экологически неблагоприятном
районе).
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.
Тур 3. Здоровье
Задание для семьи с низким уровнем доходов
Заболела ваша бабушка. Каковы ваши действия?
1. Не будете расходовать денежные средства,
считая, что бабушка вылечится самостоятельно без
медицинской помощи (но нет гарантии, что наступит
полное выздоровление).
2. Положите в обычную больницу с лечением за 2000
руб. (вероятность выздоровления – 70 %).
3. Будете самостоятельно лечить бабушку дома
недорогими препаратами общей стоимостью 500 руб.
(вероятность выздоровления – 50 %)
4. Отправите бабушку за границу, но лечение
обойдется в 30000 руб. (вероятность выздоровления –
100%).
Задание для семьи со средним уровнем доходов
Вашей маме врачи назначили срочное лечение. Что вы предпримете?
1. Не станете тратить деньги, выберете
самолечение (но нет гарантии, что она вылечится).
2. Положите в обычную больницу, где стоимость
лечения составит 2000 руб. (вероятность
выздоровления – 70 %).
3. Выберете домашнее лечение недорогими
препаратами с общей стоимостью 1500 руб.
(вероятность выздоровления – 50%).
4. Отправите в санаторий, потратив на путевку 25000
руб. (выздоровление гарантированно).
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.
Задание для семьи с высоким уровнем доходов
Вашему ребенку требуется срочная операция. Каким будет ваше решение?
1. Согласитесь на операцию за границей и
заплатите 125000 руб. (гарантия выздоровления – 100%,
но вы сможете сделать эту операцию только через 3
месяца).
2. Сделаете операцию в России за 60000 руб. (гарантия
выздоровления – 90%, операцию вы сможете сделать
через два дня).
3. Обратитесь к местной знахарке и потратите на
лечение 3000 руб. (гарантия выздоровления – 10%).
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.
Тур 4. Образование
Задание для семьи с низким уровнем доходов
Что окажется наиболее важным перед новым учебным годом?
1. Приобретение школьной формы за 800 руб.
2. Покупка школьных принадлежностей за1000 руб.
3. Перевод ребенка в специализированный колледж
за 500 руб. в месяц.
Обоснуйте ответ. Сделайте запись в расходах.
Задание для семьи со средним уровнем доходов
Что окажется важным перед новым учебным годом?
1. Приобретение формы, учебников на 3000 руб. и
отправление ребенка в обычную школу
2. Определение ребенка в лицей с индивидуальным
обучением (в стоимость обучения входит стоимость
формы и обучения) за 6000 руб.
3. Определение ребенка в колледж при университете
с возможным
бесплатным зачислением в этот ВУЗ за 11200 руб.
Выбор обоснуйте. Сделайте запись в расходах.
Задание для семьи с высоким уровнем доходов
Выберите наиболее приемлемый вариант получения образования вашим ребенком.
1. В обычном российском колледже за 20000 руб.
2. При Московском государственном институте
международных отношений (МГИМО) с дальнейшим
зачислением в этот ВУЗ за 100000 руб.
3. Обучение в колледже при Оксфордском
университете с перспективой дальнейшего
поступления в любой ВУЗ мира за 160000 руб.
Тур 5. Бизнес-проект
Семьи должны выбрать из предложенных вариантов (кофейня, продуктовый магазин, зал игровых автоматов, парикмахерская) какой бизнес-проект является перспективным в современных условиях. Обосновать свой выбор.
Тур 6. Банк
Каждая семья по желанию заполняет бланк
договора банковского вклада. Банк «МП» под 200%
годовых.
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.
После заполнения бланков договоров банкир
расшифровывает аббревиатуру «МП» – «Мыльный
Пузырь» который «лопается» вместе с вкладами.
Тур 7. Предпринимательская деятельность
Задание для всех семей – разработать проект по
увеличению доходной части бюджета. Семьи
презентуют собственный проект увеличения
доходной части семейного бюджета. Семья с низким
уровнем дохода – «Сувениры Прибайкалья», семья с
средним уровнем дохода – «Цветочный бизнес»,
семья с высоким уровнем дохода – «Туристический
бизнес
организация экскурсии, путешествий, отдыха» (Приложение 3
). Сделайте
запись в доходах.
Тур 8. Лотерея
Вы выиграли 100 тыс. рублей в лотерее «Золотой ключ» - распорядитесь этой суммой с учетом интересов всех членов семьи.
Эксперт-экономист премирует семьи.
Подведение итогов. Учащиеся суммируют все данные и определяют тип семейного бюджета. Анализируют полученный результат.
«Свободный микрофон» – что я узнал на уроке.
Цель игры
Активная форма обсуждения концепции иерархии потребностей А. Маслоу и выяснение возможности использования идей этой концепции в управлении людьми.
Исходные теоретические положения
Мотивация - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения организационных целей в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом. Современные теории мотивации делятся на содержательные и процессуальные. Содержательные базируются на идентификации потребностей, которые заставляют действовать людей так, а не иначе. К ним относятся работы А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКлел-ланда и Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации исходят в первую очередь из того, как ведут себя люди с учетом их восприятия познания. Основные процессуальные теории - это теория ожидания, теория справедливости и комплексная модель мотивации Портера-Лоулера.
А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Потребности формируют иерархию, в которой любая другая становится мотиватором лишь после того, как низшая в иерархии будет пройдена. Иерархия потребностей по Маслоу выглядит следующим образом: S физиологические потребности; S потребности в безопасности; S потребности в принадлежности; ^ потребности в уважении; S Потребности в самовыражении - высший уровень.
Методические указания
Ответить на вопросник в задании и заполнить прилагающуюся к нему таблицу.
Обсудить персональные результаты, значимость потребностей и как результа
ты ответов скажутся на подходе к управлению людьми.
Вписываются набранные очки в скобки в соответствии с номером каждого утверждения: 1) 10+Ц +13+18 = () + () + () + () =
6 + 8 + 14 + 17 = () + () + () + () =
5 + 7 + 12+15 = () + () + () + О =
4)2 + 3 + 9+19 = () + () + () + () =
5) 1+4+16 + 20 = () + () + () + () =
Отметить в таблице итоговый результат в каждом ряду в соответствии с общей суммой очков для каждого типа мотивации.
Самовыражение |
||||||||||||
Самоутверждение |
||||||||||||
Социальные потребности |
||||||||||||
Потребности безопасности |
||||||||||||
Физиологические потребности |
3. Составить отчет.
Исходные данные
Следующие утверждения имеют 7 вариантов ответа:
полностью положительные (+3);
положительные (+2);
не совсем положительные (+1);
не знаю (0);
не совсем отрицательные (-1);
отрицательные (-2);
полностью отрицательные (-3).
Обозначить один из семи предложенных вариантов ответа на следующие вопросы:
1. Специальное повышение зарплаты произ- |
|||||||||||||||
водится тому, кто очень хорошо выполняет |
|||||||||||||||
2. Более доскональное описание выполняе- |
|||||||||||||||
мой работы является полезным, так как ра- |
|||||||||||||||
ботник знает, что от него ожидается |
|||||||||||||||
3. Работникам нужно напоминать, что от их |
|||||||||||||||
работоспособности зависит конкурентоспо- |
|||||||||||||||
собность компании |
|||||||||||||||
4. Руководитель должен уделять большое |
|||||||||||||||
внимание физическим данным работников |
|||||||||||||||
5. Руководитель должен затрачивать много |
|||||||||||||||
усилий для создания благоприятной, друже- |
|||||||||||||||
ской производственной атмосферы среди ра- |
|||||||||||||||
ботников |
|||||||||||||||
6. Индивидуальная пригодность к более качественному выполнению работы имеет большое значение для работников |
|||||||||||||||
7. Безразличный контроль часто приводит к притуплению восприятия |
|||||||||||||||
8. Работники хотят верить, что их профессионализм и искусство пригодятся в работе |
|||||||||||||||
9. Для сохранения работников важны выплаты пособий при увольнении и страховые программы |
|||||||||||||||
10. Почти каждую работу можно сделать более стимулирующей и интригующей |
|||||||||||||||
11. Многие работники готовы признать превосходство другого в том, что они делают |
|||||||||||||||
12. Менеджмент может продемонстрировать большой интерес в делах сотрудников путем поддержки внерабочих мероприятий после работы |
|||||||||||||||
13. Гордость за работу является лучшим вознаграждением |
|||||||||||||||
15. Взаимоотношения в неформальных группах очень важны |
|||||||||||||||
1 6. Персональное стимулирование с помощью премий улучшает качество выполняемой |
|||||||||||||||
17. Возможность наблюдать высшее руководство важна для работника |
|||||||||||||||
18. Работники любят, чтобы был минимум контроля при составлении программ работы и решении вопросов |
|||||||||||||||
19. Безопасность работы важна для работников |
|||||||||||||||
20. Для работника очень важно наличие хорошего оборудования |
|||||||||||||||