Образовательный портал - Kuveys

Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…


1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...

3) Данный текст посвящён теме (проблеме) ...

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах...)

9) Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...

11) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.


1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

4) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.


8) В тексте доказывается мысль о том, что...

9) Основная мысль текста заключается в том, что...


1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.


- с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с...

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...

- из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...

- из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...


1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

4) (Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Современный русский язык (стандартный вариант, в русской традиции известный как литературный язык) сформировался примерно на рубеже XVIII--XIX веков. В 1708 году произошло разделение гражданского и церковно-славянского алфавита. В 1755 году Ломоносов создает первую Русскую грамматику. Из последующих изменений следует выделить реформу русского правописания 1918 года, а также менее существенные изменения 1956 года.

В начале XX века, когда активно развивается научная сфера деятельности, начинают употребляться англоязычные слова, которые плотно переплетаются с русским языком, становятся с ним нераздельными. Церковь, а также многие политики в период XVIII--XX веков боролись за сохранность чисто русско- славянского языка как национального. Но изучение иностранной речи внесло свой отпечаток: развилась мода на слова иностранного происхождения.

В середине двадцатых годов начался пик популярности и освоения русского языка многими странами мира. В семидесятых изучением русского языка занимались практически все основные учебные заведения мира. Количество стран, осваивавших русский язык, превышало 90.

Стандартизации устной речи способствовало распространение СМИ в XX веке, введение всеобщего образования, масштабная межрегиональная миграция населения. Традиционные говоры сохраняются только сельским населением (старшее поколение). В устной речи городского населения, среднего поколения, молодёжи есть практически только некоторые различия в лексике и произношении, которые постепенно нивелируются под влиянием централизованного теле- и радиовещания. Язык переживает своё восхождение, приобретает новые правила, доводится до совершенства. Изучение языка, составление правил, исключений, нахождение новых примеров до сегодняшнего времени продолжает формироваться.

Заключение

В заключении отметим, что с тех пор как появился русский язык, он претерпел много метаморфоз от азов до современного насыщенного и богатого языка со сложными правилами и огромным словарным запасом. За свою многовековую историю русский язык никогда не испытывал таких значительных преобразований, как в XX столетии. История показывает, что русский язык формировался постепенно, но целеустремлённо. Мы, россияне, сами должны «познать и почувствовать» русский язык, ибо мы сами недостаточно его знаем, плохо им владеем, небрежно к нему относимся, а ведь мы и только мы несем ответственность за состояние родного языка, его дальнейшее развитие, обогащение, за его место в мире.

Я считаю, что роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ - творец и носитель этого языка.

Русский язык - единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Усиливается его влияние на другие языки. Ещё в 1920 году В.И. Ленин с гордостью говорил: "Наше русское слово "Совет" - одно из самых распространенных, оно даже не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски". Во многие языки мира вошли слова большевик, комсомолец, колхоз и др.

В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.

Русский язык, несомненно, - это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико.

Список литературы

  • 1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове).М. Высшая школа, 1986.
  • 2. Выготский Л.С. Развитие устной речи. М.: Просвещение, 1982.
  • 3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1975.
  • 4. Современный русский язык. Труды Е.М. Галкиной-Федорчук Ч. II. М. Издательство МГУ. 1997.
  • 5. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь в общении человека. М.: Наука, 1989

Вступление готовит читателя к восприятию всего сочинения, поэтому должно быть тщательно обдумано. Задача пишущего вступление подвести к теме таким образом, чтобы логично перейти к изложению аргументов. Именно по этому от продуманного вступления зависит, в каком направлении пишущий будет развивать свое рассуждение.


Вступление – это важная композиционная часть сочинения, организующая весь текст. Среди важнейших признаков вступления назовем: 1) лаконичность (при написании мини- сочинения, это особо актуально); 2) связь с темой; 3) наличие сформулированного тезиса; 4) связь с заключением.


1) Определение темы текста. Одиночество гения. Веками эта тема волнует и вдохновляет поэтов, художников, музыкантов. Образ Прометея, забытого людьми, со времен Софокла возникает в нашем воображении при осмыслении роли личности в истории. Только ли в невозможности понимания лежит причина одиночества гения? Этот вопрос поднимает автор в данном тексте.


2) Формулировку основных проблем которые поднимает или затрагивает автор исходного текста. Что такое долг? Что такое ответственность? Какая сила помогает человеку идти до конца, даже если его никто не понимает? Именно такие вопросы возникают после про чтения текста В. Лаптева.


3) Изложение собственной позиции пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Я думаю, что в тексте А. Кондратова подняты исключительно важные проблемы: это влияние прошлого на осознание и осмысление настоящего, значение истории как науки, утверждение гуманистического взгляда на окружающий мир, роль исторической памяти в становлении и развитии личности, нации, человечества в целом.


4) Краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста. В. Лаптев - один из тех писателей, которые всегда интересуются историческими событиями. С удивительной точностью он раскрывает характеры своих героев, их внутренний мир. Выразительны, эмоциональны его высказывания о людях. В. Лаптев часто поднимает тему судьбы человека, его веры в будущее.


5) Лирическое размышление, связанное с темой текста. Жизнь каждого человека наполнена неожиданными встречами, знакомствами, новыми впечатлениями... В первые минуты общения, совершенно не задумываясь, мы даем мысленную оценку собеседнику: его внешности, манере говорить и одеваться. Однако забываем о главном: увидеть внутренний мир, узнать истинное лицо человека. О подобной ситуации и пишет Д. Гранин.


6) Назывное предложение в зачине должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Барклай-де-Толли. Это имя великого полководца, героя Отечественной войны 1812 г., хорошо известно каждому, кто знаком с историей России. Главнокомандующий русскими войсками Барклай-де-Толли – человек чести и долга. Именно эти личные качества полководца раскрывает В. Лаптев в своем тексте.


7) Вопросно-ответное единство. Диалогичность позволит сделать вступление более энергичным. В чем выражается истинная культура человека? Думаю, что это один из сложнейших вопросов, о котором писал в своих сонетах еще Шекспир. В нашем представлении культурный человек - это личность образованная, с хорошими манерами и вкусом, грамотной речью... Но ведь и за внешней молчаливостью, неброскостью может скрываться истинно культурный человек. Именно об этом пишет своей статье Д. Гранин.


8) Риторический вопрос – вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Кто из нас не сталкивался с людьми, подобными героям Д. Гранина, которые за внешним лоском, за показной начитанностью, « за поверхностными знаниями скрывают внутреннее бескультурье, невежество? Ненадежность таких людей настораживает. Не таков плотник Ермаков, который первоначально не привлек внимания автора.


9) Цитата в качестве зачина. Цитируемый фрагмент не должен быть очень объемным, он должен иметь прямое отношение к теме. Цитата может быть взята или из текста, или из другого источника. «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – так думал полководец Барклай-де-Толли. Ум, талант, прозорливость великого человека спасли жизнь многим воинам. Лишенный славы, он верил в правоту своего решения.


10) Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в зачине призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить в нем главное. Кто такие великие люди? В чем их величие? Как должен жить человек, как поступать, чтобы оставить след в сердцах людей, в истории страны, всего мирового сообщества? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста В. Лаптева о главнокомандующем русской армией М. Б. Барклае-де-Толли.


11) Обращение к исторической характеристике. Проблемы дружбы, предательства, взаимопомощи волнуют человека в любую эпоху. И в истории человечества мы встречаем много примеров и великой самоотверженной дружбы, и страшного предательства. Это вечные вопросы, это вечные темы, которые всегда будут находить отражение и в современной литературе. Об этом текст М. Худякова.


12) Диалог с воображаемым собеседником. Давайте поговорим о детстве, о том, что мы будем вспоминать. Какие воспоминания останутся в нашей памяти - светлые, яркие или те, которые вызывают стыд, ужас, сожаление? Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, мы можем обратиться к тексту М. Худякова.


13) Рассуждение о заглавии. «Шрам» вот название, которое я дала бы данному тексту. То, о чем пишет М. Худяков, навсегда осталось в его памяти кровоточащей раной. Физическая боль проходит, раны заживают, а душевная боль, нанесенная еще в детстве, напоминает о себе всегда.


14) Сравнение (прошлого и настоящего, понятий и произведений). Так устроено, что жизнь, как и человеческие отношения, очень сложна. Иногда один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на подлое предательство. Как раз такой случай и описывается в рассказе М. Худякова.


15) Связь с современностью. Проблема взаимоотношении подростков особенно актуальна в наше время. Мы часто задаемся вопросом: почему нынешние подростки так жестоки по отношению к кому-то из сверстников? И это не только физическая жестокость, но и душевная. Примеров, доказывающих это, немало: об этом пишут и в газетах, показывают и по телевизору. Об этом и текст М. Худякова.


В заключении обобщаются основные выводы из сказанного, подводится краткий итог, формулируется обобщенный вывод, высказывается свое отношение к проблеме, если это не было сделано раньше, а также может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста отношению к рассматриваемым проблемам. Заключительная часть работы может обобщать микро выводы предыдущих частей, такая композиция придает работе завершенность.




1)Заключение может быть написано в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста. Отношения между друзьями выразил Э. Асадов в своем стихотворении «Разговор с другом»: И тут мелькнуло: а не так ли я Хвалю порой того, кто не подлец? Но сколько рядом истинных сердец? И все ль действительно друзья? Эти строки заставляют задуматься над вопросом: можно ли быть уверенным на все сто процентов в своих друзьях?


2) В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Рассуждение В. Лаптева о судьбах великих людей не оставило и меня равнодушной, я согласна с автором в том, что многие вели кие люди беспрестанно терпели невзгоды, но они искренне и честно служили своему Отечеству. Мы должны знать историю России и помнить героев, с которых можно брать пример.


3) Заключение может быть написано в форме яркого примера, обобщающего суждения. Я читала легенду о Данко, страстно желавшем помочь людям. Ради спасения людей он вырвал из своей груди пылающее сердце, осветив им дорогу. Толпа быстро забыла своего спасителя. Не повторяем ли и мы эту ошибку, стремясь стереть из памяти чувство благодарности?


4) Заключение может быть написано в форме спора с воображаемым собеседником. Не все, наверное, согласятся с позицией Лаптева, найдутся те, кто скажет: «Зачем вспоминать войну 1812 года?» Но ведь патриотические чувства должны быть развития в каждом из нас. Мы должны знать свою историю, своих героев, гордиться своей Родиной – Россией.


5) В заключении может быть развернута мысль, выраженная во вступлении. Текст М. Худякова о двух тринадцатилетних мальчишках не оставил меня равнодушной. Точно так же, как и автора, меня поразило поведение Сережки Леонтьева. Как понять его поведение? Как простить? Мне не дают покоя эти вопросы.


6) Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод (концовка – афоризм). Прочитав этот текст, я вспомнила пословицу: «Руку, ногу переломишь, сживется, а друга переломишь, не сживется». Народная мудрость учит, что жить надо по совести. Совесть заставляет нас задуматься о тяжелых последствиях наших поступков.


7) Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка – ответ). Почему человек, непоколебимо верный своему призванию, часто оказывается в одиночестве? Почему его деяния непонятны современникам? Я далека от идеализации личности Барклая-де-Толли, но говорю о тех качествах его характера, которые и определили его авторитет. Он обладал большим жизненным опытом, военной мудростью; надменно презирал ненавистного врага, полагавшего сломить его. Несомненно, он был поистине велик. Ведь большое видится на расстоянии.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: