Образовательный портал - Kuveys

Здесь вы узнаете, что такое эпитет , где он применяется и какова его роль в современном мире.

Говоря, про эпитеты, стоит сказать, что это слово греческого происхождения и означает «поворот речи» или «оборот речи». Образован он от слова «троп», которое иначе можно охарактеризовать как форму мышления.
Эпитет - это определение при слове, влияющее на его выразительность и красоту произношения.

Их применяют в образной и литературной речи, чтобы придать ей красочности, создать зрительный образ. Чаще всего эпитет – это имя прилагательное, однако может быть наречием, существительным и даже числительным.

В теории литературы у него нет четкого места. В этимологии его называют прилагательным, в синтаксисе – определением.


Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.

Что такое эпитет в русском языке, примеры

Обычно писатели и поэты используют в качестве эпитетов устоявшиеся слова, но иногда придумывают и собственные. Например, чего стоит чеховское «мармеладное настроение». Попробуй, узнай, что оно означает.
Откройте любую книгу классиков русской прозы и поэзии, старинные сказки и былины, чтобы найти для себя :

  • белы рученьки;
  • добрый молодец;
  • красна девица;
  • белеет парус одинокий.

Эпитеты в наши дни

Сейчас литературный язык постепенно исчезает. В книгах используются простые выражения, описания уступают место диалогам, от чего теряется красота речи. В мире компьютеров литературному языку почти нет места. Пользующийся спросом seo-копирайтинг требует лаконичности и краткости, поэтому встретить прилагательные в современных текстах, подобных этому почти невозможно. Даже существуют сервисы вроде Главреда, убирающие не несущие ценности слова, к которым причисляют и эпитеты.
Сейчас чаще появляются непонятные слова, сленги вроде , которые заимствуют из иностранных языков, забывая родной.
Чтобы понять, что такое эпитет, нужно открыть классиков русской литературы, можно поэтов, можно писателей, и погрузиться в чтение, не пропуская ни строчки. Выбирайте книги по душе, пусть это будет Пушкин, Есенин или Толстой, но только там вы поймете настоящую красоту и богатство русского языка и красоту эпитетов и других оборотов речи.

Первый конкурс нашей учебной конкурсной серии "Тропы" будет посвящен Эпитету. Что это такое - мы уже познакомились в вводной статье . В этой мы еще раз вспомним особенности эпитета и рассмотрим, как используют это выразительное средство поэты.

1. Что такое эпитет?

В общем смысле ЭПИТЕТОМ называют слово, образно определяющее предмет, явление или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. В составе предложения эпитетами часто бывают определения, при этом не всякое определение - эпитет, а эпитет- в предложении не всегда только определение: он может быть и подлежащим, и дополнением, и обращением.

Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления.

2. Какими частями речи выражается эпитет?

Эпитет может быть выражен прилагательным ("хрустальный воздух"), наречием ("горячо любить", " тихо ненавидеть"), причастием ("блуждающий вечер ") , деепричастием ("играя в прятки, сходит небо"), числительным ("вторая жизнь", "пятое колесо"), существительным («веселья шум») и даже глаголом. У М. Исаковского: "И такой на небе месяц, хоть иголки подбирай" - практически всё предложение - эпитет. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи. Это слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения. Выполняя эту функцию, эпитет выступает как изобразительный прием и придает тексту определенную экспрессивную тональность.

Например, фраза «крылатые качели» содержит в себе эпитет «крылатые», который помогает читателю представить качели не просто как железяку, двигающуюся вперед-назад, а как некое подобие птицы, парящей в воздухе. Для того чтобы простое прилагательное стало эпитетом, его нужно «наградить» глубоким смыслом, при этом иметь образное воображение. Эпитет - это не просто определение, обозначающее какой-то признак, качество предмета ("деревянная палка), а его образная характеристика ("ДЕРЕВЯННОЕ выражение лица"). Так "тихий голос" - это не эпитет, а "ЯРКИЙ голос" - эпитет, потому что ЯРКИЙ здесь используется в переносном смысле. Или: "теплые руки" - не эпитет, а "ЗОЛОТЫЕ руки" - эпитет.

К эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов, но и не дающие их образной характеристики. Когда прилагательные выполняют лишь смысловую функцию, их в отличие от эпитетов называют логическими определениями: "Зажженных рано фонарей шары висячие скрежещут…" (А. Ахматова)

ЗАПОМНИМ: В эпитете слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

3. Примеры эпитетов в поэзии

Несколько примеров эпитетов:

Румяная заря.
Ангельский свет.
Быстрые мысли.
Человек-кран.
Легкое чтиво.
Золотой человек.
Человек-компьютер.
Чудесный вечер.
Поющий костер.

Рассмотрим использование эпитетов известными литераторами (эпитеты выделены заглавными буквами):

«Кругом трава так ВЕСЕЛО цвела» (И. Тургенев).
«Что если я, ЗАВОРОЖЕННЫЙ, вернусь домой УНИЧИЖЕННЫЙ, ты можешь ли меня простить?» (Александр Блок).
«В БЛЮДЕЧКАХ - ОЧКАХ спасательных кругов» (В. Маяковский).
«ПРИЗРАЧНО царит» (И. Бродский).
«КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ, сходит небо» (Б. Пастернак)

Описание осени в стихотворении Ф. Тютчева:

"Есть в осени первоначальной
Короткая, но ДИВНАЯ пора -
Весь день стоит как бы ХРУСТАЛЬНЫЙ,
И ЛУЧЕЗАРНЫ вечера.. .
Где БОДРЫЙ серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины ТОНКИЙ ВОЛОС
Блестит на ПРАЗДНОЙ борозде.. ".

В этом отрывке даже такие, казалось бы, обычные, предметные определения, как «короткая пора», «тонкий волос», тоже можно считать эпитетами, передающими эмоциональное восприятие Тютчевым ранней осени.

Описание вечера в стихотворении Афанасия Фета:

«В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ».

4. Зачем нам эпитеты?

Эпитетами мы пользуемся на каждом шагу. Например, характеризуя ребенка, говорим, что он УЛЫБЧИВЫЙ. Или СВЕТЛЫЙ (то есть добрый). Или ЖИВОЙ (то есть подвижный). Слово светлый употребляется в переносном смысле. Добро у нас ассоциируется со светом, поэтому добрый ребенок и превращается в светлого ребенка. Мы говорим, что небо СИНЕЕ или что воздух СВЕЖИЙ. А если съел что-то не то – всё лицо ЗЕЛЁНОЕ. Все данные прилагательные будут эпитетами. Возьмём более абстрактный пример. ПЛАМЕННАЯ речь. То есть речь, подобная пламени. Эта речь жжёт точно так же, как пламя. СЕДАЯ волна. То есть, белая волна. Цвет седины – белый. Отсюда и ассоциация.

Итак, что же такое эпитет? Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ.

Эпитеты особенно важны в поэтических описаниях, ведь в них не просто фиксируются объективные свойства предметов и явлений. Основная их цель - выразить ОТНОШЕНИЕ ПОЭТА К ТОМУ, О ЧЕМ ОН ПИШЕТ. Употребление эпитетов позволяет значительно разнообразить текст, особенно, при описании. И в стихотворении, где важно каждое слово, одним удачным эпитетом можно заменить целое предложение.

Эпитеты, в отличие от обычных определений, всегда отражают индивидуальность автора. Найти удачный, яркий эпитет для поэта или прозаика - значит точно определить свой неповторимый, уникальный взгляд на предмет, явление, человека.

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы (Между которыми не всегда удается провести четкую границу!).

1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове; к усилительным эпитетам относятся и тавтологические. ("…В снежных ветках ЧЕРНЫХ галок, ЧЕРНЫХ галок приюти").

2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (бессонница-СИДЕЛКА).

3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов ("Рядами стройными проходят ленинградцы, ЖИВЫЕ С МЕРТВЫМИ…"

Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие эпитет объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.

5. Устоявшиеся эпитеты

Есть такое понятие, как УСТОЯВШИЙСЯ ЭПИТЕТ. Это такой эпитет, который плотно «прилип» к слову и ассоциируется исключительно с ним. Красная девица, чистое поле, широкая душа, добрый конь, светлая голова, зеленая земля… Все эти эпитеты – стёртые, устоявшиеся. Они даже не воспринимаются как эпитеты. В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ ЭТИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Ищите яркие, необычные эпитеты, которые будут поражать читателя, вызывать у него целый поток ассоциаций и чувств: «Малиновый звон» (Толстой), «Простодушная клевета» (Пушкин), «Мраморный грот» (Гумилев)…

Постоянные эпитеты указывают на типичный, постоянный признак предмета. Они часто не учитывают ситуации, в которой этот признак проявляется: ведь море не всегда «синее», а конь не всегда «добрый». Однако для певца или сказителя смысловые противоречия не являются помехой. В народной поэзии, чуждой личному авторству, широко распространены постоянные эпитеты: «дружинушка хоробрая», «красна девица», «синееморе», «шелковое стремечко», «дорога прямоезжая», «конь добрый», «тучи черные», «поле чистое» и т.п.

В произведениях писателей, опирающихся на традиции устного народного творчества, обязательно используются постоянные эпитеты. Немало их в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях Некрасова, Есенина. Особенно последовательным в использовании постоянных эпитетов является Лермонтов, их можно встретить едва ли не в каждой строке его поэмы:

"Над Москвой ВЕЛИКОЙ, ЗЛАТОГЛАВОЮ,
Над стеной кремлевской БЕЛОКАМЕННОЙ
Из-за ДАЛЬНИХ лесов, из-за СИНИХ гор,
По ТЕСОВЫМ кровелькам играючи,
Тучки СЕРЫЕ разгоняючи,
Заря АЛАЯ подымается..."

6. Ошибочное использование эпитетов

У Гомера можно найти ряд чрезвычайно сложных эпитетов, по форме являющихся прилагательными с двумя корнями: шлемоблещущий Гектор, совоокая Афина, быстроногий Ахилл, поножноногие ахейцы… При этом гомеровские эпитеты являются устойчивыми, прикреплёнными к конкретному герою. То есть Гектор всегда ШЛЕМОБЛЕЩУЩИЙ, даже если не носит шлема, а Ахилл всегда БЫСТРОНОГИЙ, даже если спит.

С современной точки зрения это - ошибка. ЭПИТЕТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ К МЕСТУ И КО ВРЕМЕНИ. И, конечно, они должны быть РЕАЛИСТИЧНЫМИ. Всё-таки, наверно, «зелёных молний» и «быстрокрылых мух» не бывает.

7. Использование эпитетов в лирике Анны Ахматовой

В дополнении к сказанному рассмотрим примеры использования эпитетов (а точнее - НЕ ТОЛЬКО ЭПИТЕТОВ, А ЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ТРОПОВ) в лирике Анны Ахматовой.

ВНИМАНИЕ:

(Конкурсанты - прошу не путать троп с эпитетом, эпитет - это один из видов многочисленных тропов!!!)

А) Красочные определения, выраженные прилагательными:

"Я обманут моей УНЫЛОЙ, ПЕРЕМЕНЧИВОЙ, ЗЛОЙ СУДЬБОЙ".
"МУТНЫЙ фонарь голубел и мне указывал путь".

Б) Прилагательные-эпитеты, выполняющие роль подлежащего, дополнения, обращения:

"Пророчишь, ГОРЬКАЯ, и руки уронила…"

В) Эпитеты- действия.

Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (память ЯРОСТНАЯ, СДАВЛЕННЫЙ стон), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства ("ГОРЬКО волную", "звенела и пела ОТРАВНО"). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета: "я- ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ, я- ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА".

Г) Зооморфные эпитеты.

Наделение предметов, переживаний, природных явлений теми качествами, которые присущи непосредственно животным: "Это РЫСЬИ глаза твои, Азия, что-то высмотрели во мне, что-то выдразнил и подспудное…"

Ахматова почти никогда не объясняет, она показывает. Достигается это и выбором образов, очень продуманным и своеобразным, но главное - их подробной разработкой. Сравнивая любовь с миром животных, она пишет: "То ЗМЕЙКОЙ, свернувшись клубком, у самого сердца КОЛДУЕТ, то целые дни ГОЛУБКОМ на белом окошке ВОРКУЕТ". Или: "В белом поле я тихою девушкой стала, ПТИЧЬИМ ГОЛОСОМ кличу любовь". В творчестве А.Ахматовой «птица» обозначает многое: стихи, состояние души, Божьего посланника. Птица – это всегда олицетворение свободной жизни, в клетках мы видим жалкое подобие птиц, не лицезрея их парения в небе. Так же и в судьбе поэта: подлинный внутренний мир отражается в стихах, созданных свободным творцом.

"Там малиновое солнце над ЛОХМАТЫМ сизым дымом" (ср. лохматый медведь);
"И что память ЯРОСТНАЯ мучит…"(ср. яростный волк);
"Мы хотели муки ЖАЛЯЩЕЙ…"(ср.жалящая оса);
"Бензина запах и сирени, НАСТОРОЖИВШИЙСЯ покой…"(ср. насторожившийся зверь).

Д) Цветовой эпитет

Каждое второе стихотворение А.Ахматовой имеет в своем составе хотя бы один цветовой эпитет. Всем известно, что цвета влияют на наше мышление и чувства. Они становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют, печалят, формируют наш менталитет и влияют на нашу речь. Цветовых определений очень много в ее стихах и чаще всего - для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии: "Вижу выцветший флаг над таможней и над городом ЖЕЛТУЮ муть", " Растут стихи, не ведая стыда, как ЖЕЛТЫЙ одуванчик у забора". Помимо желтых и серых тонов обыденности, часто встречается у Ахматовой белый, голубой, серебристый, а также красный цвет.

Белый – это цвет невинности и чистоты. На Руси белый цвет –это цвет «Духа Свята». (Он спускается на землю в виде белого голубя). Белый цвет символизирует переход из одного состояния в другое: смерть и рождение вновь, для новой жизни. Но белый цвет имеет и свою печальную сторону значений - это и цвет смерти. Символ «белый» находит свое непосредственное отражение в стихах Ахматовой. Он есть олицетворение тихой семейной жизни в «белом доме». Когда же любовь изживает себя, героиня оставляет «белый дом и тихий сад». «Белый», как олицетворение вдохновения, творчества, находит отражение в следующих строках: "Я голубку ей дать хотела, ту, что всех в голубятне БЕЛЕЙ, но птица сама полетела за стройной гостьей моей". Белая голубка– символ вдохновения – улетает вслед за Музой, посвящая себя творчеству.«Белый» – это и цвет воспоминаний, памяти: "Как БЕЛЫЙ камень в глубине колодца, лежит во мне одно воспоминанье". День Спасения, рай тоже обозначаются белым цветом у Ахматовой: "В БЕЛЫЙ рай растворилась калитка, Магдалина сыночка взяла".

Встречаются в лирике Ахматовой различные оттенки красного цвета. Красные у Ахматовой и ослепшая стена, и тюльпан, и китайский зонтик, и плюш кресел, и черти. Из оттенков красного мы видим «розового друга какаду», «за алелый рот», «розовые губы», «малиновый платок» и др. Как видим, поэтесса использует данный цвет не только как символ страсти, но и как символ некой дьявольщины.

Голубой цвет -признак света, чистоты и незапятнанности, цвет неба и лазури, цвет моря и слезы. Голубыми у Ахматовой выступают прибой, туман, полумрак и т.д.

Одно из самых важных мест в ахматовской палитре цветов принадлежит серебристому цвету. Серебристые локоны, серебристая ива, серебристый гроб, серебрящийся тополь, серебристый смех, серебристый олень -все это эпитеты Ахматовой.

Проанализировав лирику Ахматовой, можно сделать следующий вывод: обозначения цвета у нее всегда выполняют смысловую, описательную и эмоциональную цели. Так, смысловая функция заключается в актуализации различных приращений смысла; описательная - в том, что цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримым, выпуклым; эмоциональная же особенно интересна: цвета-символы у Ахматовой являются своего рода «проекцией» душевного состояния ее лирического героя. Детали -символы были необходимы автору для того, чтобы усилить лирическую основу произведения, более четко подчеркнуть то или иное настроение и, несомненно, привнести в произведение символическую загадку.

Е) Бытовые эпитеты

В стихах Ахматовой много эпитетов рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира. У Ахматовой встречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского немудреного быта - вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч. Невольно вспоминаются слова, сказанные Ахматовой в старости, о том, что стихи «растут из сора», что предметом поэтического воодушевления и изображения может стать даже пятно плесени на сырой стене.

"Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце –пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне".

Нам не столь важно, что именно произошло в жизни героини, самое главное - ее боль, растерянность и желание успокоиться хотя бы при взгляде на солнечный луч, - все это нам ясно, понятно и едва ли не каждому знакомо. Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японскую хокку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, «такой невинный и простой», с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром, этого удивительного стихотворения. Большинство бытовых эпитетов подчеркивает именно бедность и неяркость предмета: «протертый коврик, стоптанные каблуки, выцветший флаг» и т. д. Ахматовой, чтобы полюбить мир, нужно видеть его милым и простым.

А теперь самое время попробовать свои силы в написании стихов, использующих яркие, точные и авторские эпитеты. Этому и будет посвящен 1 тур учебной конкурсной серии "Тропы". Объявление о конкурсе появится в самые ближайшие дни.

С уважением, Ваша АлКора.

Большинство из нас согласится, что главный ключ в непосредственном взаимодействии друг с другом - это общение. Общаясь, мы делимся с другими людьми своими мыслями, эмоциями, взглядами. Без общения невозможно представить существование современного общества. Однако чтобы наша речь приносила другим пользу и была понятной, необходимо её украшать практичными, но в то же время яркими словами. Одними из таковых являются эпитеты. Что это такое и так ли они важны при совместном общении?

Вконтакте

Определение эпитета

Что такое эпитет в литературе? С этим определением мы сталкиваемся ещё в школе. Итак, эпитет - это особое, выразительное слово, которое служит дополнением к другим словам. Эпитет помогает лучше понять суть того или иного слова. Исходя из определения, их используют в качестве дополнения к словам, обозначающим субъекта или объекта. Он вступает прилагательным. В редких случаях он может являться существительным. Существительным служит то слово, ради которого был употреблён эпитет. Примеров употребления эпитетов вместе со существительным очень много.

Вот несколько из них: могучие плечи, чёрная тоска, глухая ночь. Во всех приведённых примерах образные выражения придают существительным особое значение и подчёркивает их выразительность, делая саму речь богатой.

Разновидности образных выражений

В литературе известно не только определение этого понятия, но и три основных разновидности:

  • индивидуально-авторские;
  • общеязыковые;
  • народно-поэтические.

Рассмотрим подробней каждый упомянутый вид,

Индивидуально-авторский . Этот вид создают сами авторы произведений или ораторы. Другими словами, сказанные выражения или напечатанные в книгах никогда прежде не использовались. Этим видом чаще всех пользовались и пользуются поэты и писатели. Употребление таких интересных выражений придаёт их творчеству больше индивидуальности. Чтобы их увидеть, достаточно прочесть произведения или стихотворение известного поэта. Например, Маяковского или Бродского. Там присутствуют словосочетания с эпитетами.

Общеязыковый . Этот вид не является выдумкой конкретного поэта. Такие выражения уже употреблялись с речи и в литературе. Например, звенящая тишина, ласковое солнце, свинцовые тучи. В этом случае образное выражение направлено на описание свойства и возможностей существительного. Использование подобных образных выражений в повседневной речи помогает нам наилучшим образом передать собеседнику атмосферу предстоящего события или показать наше личное отношение к определённым действиям или ситуации.

Народно-поэтический . По-другому они называются постоянными. Эти выражения являются результатом народного творчества. За время существования народов они прочно закрепились в человеческом сознании. Тот или иное выражение автоматически ассоциируется с тем или иным словом. В некоторых случаях народно-поэтическим эпитетом может выступать не одно слово, а целое выражение. Вот некоторые такие примеры: добрый молодец, чисто поле, красна девица.

Не пропустите: толкование такого литературного приема как , примеры преувеличений.

Другая классификация

Существует и другая классификация. В большинстве случаев такие образные выражение стоят рядом со словами, употреблёнными в тексте в переносном смысле. Если существительное имеет переносный смысл, то и эпитета значение другое, например:

  • метонимическим;
  • метаморфическим.

Метонимические . Основываются на переносном метонимическом смысле. Ярким примером является выражение из творчества С. Есенина:«берёзовым, весёлым языком».

Метаморфические . Отличаются от первого вида. Название этого типа говорит об основе образного выражения. Основной является . Примеров таких эпитетов в литературе очень много. Например, у Пушкина - это «лёгкие угрозы».

Самостоятельные и постоянные

Самостоятельных эпитетов существует не так уж и много. В литературных произведениях или повседневной жизни, они используются без существительных . Они являются самостоятельными и полноценными членами предложения. Им не нужно дополнение. Если говорить о литературных направлениях, то больше всего такие самостоятельные образные выражения встречаются в произведениях всем известной эпохи символизма.

Что такое постоянные эпитеты? Такой вид в отличие, от самостоятельных выражений, часто встречается в литературе и в повседневной жизни. Постоянные эпитеты - это красивые и понятные образные выражения , которые преимущественно используются в разговорной речи. Разговорные эпитеты позволяют нам лучше передавать эмоции сказанных слов. Или же показывать своё отношение к определённым предметам обсуждения или к самому собеседнику. Придавая новый смысл словам, постоянные выражения улучшают наши навыки в общении с окружающими.

Как находить такие выражения в тексте?

Осознав важность и необходимость эпитетов в речи и литературе, важно научиться отслеживать и находит их. Вот несколько интересных и полезных советов, которые будут, кстати, во время обучения:

Таким образом, мы узнали, какими могут быть эпитеты, определили, что это такое и немного разобрались, как отыскать его в тексте. В завершении статьи хочется ещё раз напомнить о важности этих образных выражений в литературе. Без них она не была бы такой, насыщенной, яркой и интересной. Да и наша с вами повседневная речь тоже была бы вялой, скучной и сухой. Поэтому эпитеты - это достойное украшение для нашей речи.

В русском языке много слов, которым не всегда можно дать точное определение, хотя слышишь их почти каждый день. К таким словам можно отнести Эпитет. Что значит Эпитет ? Прежде чем продолжить, разрешите предложить вам прочесть ещё несколько статей, например, что значит Таунхаус , что такое Суверенный Долг , что означает выражение Средний Класс ? Это слово было заимствованно из греческого языка "Эпитетос " и переводится на русский, как "приложенный", "добавленный". На самом деле его часто используют вместо термина "прилагательный", хотя не во всех случаях он имеет сходное значение с эпитетом. Как правило, эпитеты предназначены для того, чтобы более красочно описать объект или человека с точки зрения рассказчика, а также выделить те или иные свойства, которые автор хочет подчеркнуть.

Эпитет - данный термин в художественной литературе, как правило, лирическом, поэтическом, заключает в себе особые выразительные свойства, выделяя в объекте повествования нечто такое, что изначально присуще лишь ему, позволяя взглянуть на него с необычной точки зрения


Примеры эпитетов:

"Чумачечная весна " - означает отличную весеннюю погоду, которую так долго ждал всю зиму, эту фразу придумали известные исполнители Настя Каменских и сеньор Потап.

"Красна девица " - этот эпитет подчёркивает, что девушка очень привлекательна, поскольку слово "красна", значит "красивая".

"Добрый молодец " - это выражение означает "крепкий парень", то есть характеризует мужчину, как здорового, приятного внешне и положительного во всех отношениях.

"Горячо любить " - означает страстную и беззаветную любовь, правда не всегда на взаимной основе.

"Вторая жизнь " - это означает начать жизнь с чистого листа, либо отремонтировать сломанную вещь и снова её использовать.

"Москва златоглавая " - данный эпитет появился во времена Российской Империи, когда по всей стране активно строились и вводились в эксплуатацию православные церкви, купола которых были покрыты сусальным золотом.

"Дикий Запад " - этот эпитет присвоили США во времена переселения народов, когда множество людей решили начать "вторую жизнь" на новом месте. Однако это место было совершенно диким и не приспособленным для жизни, всё приходилось "вырывать" у природы с боем.

Эпитеты необходимы в художественном тексте для :

Чтобы достичь с их помощью особой глубины, выразительности и чувствительности.

Обычно эпитет в тексте располагается после определяемого слова в постпозиции.

Как правило, сама структура эпитета достаточно проста. Он состоит из существительного и прилагательного.

Если разместить эпитеты в художественном тексте оторвано друг от друга, что бы они заняли вертикальную позицию, то подобное расположение лишь их чувственный смысл и придаст звучанию необычную глубину.
{reklama3}
Порой размышляя над эпитетом рассказчика, мы будем постепенно постигать задумку и всю сложность построения выражения. Например разбирая эпитеты великого поэта Маяковского , мы можем разглядеть тщательно скрываемую смысловую глубину, которая наполнена недоумением, иронией, сарказмом и горечью.

Всё это многообразие смыслов и лексический подтекст достигается с помощью выразительного и художественного помощника автора - эпитета .

  • Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

    Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии - прилагательным; но совпадение это только частичное.

    Установившегося взгляда на эпитет нет в теории литературы: одни относят его к фигурам речи, другие считают, наряду с фигурами и тропами, самостоятельным средством поэтической изобразительности; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.

    Александр Веселовский охарактеризовал несколько моментов истории эпитета, являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля.

    Теория литературы имеет дело только с так называемым украшающим эпитетом (epitheton ornans). Это название ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи, однако только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».

    Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.

    Логика различает суждения синтетические - такие, в которых сказуемое называет признак, не заключённый в подлежащем (эта гора высока) и аналитические - такие, в которых сказуемое лишь выявляет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны).

    Перенося это различие на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «Лондон щепетильный» - эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность - признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне.

    Эпитет - начало разложения слитного комплекса представлений - выделяет признак, уже данный в определяемом слове, поскольку это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может казаться несущественным, случайным, но не таков он для творческой мысли автора.

    Былина постоянно называет седло черкасским не для того, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому, что это седло богатыря, лучшее, какое народ-поэт может себе представить: это не простое определение, а приём стилистической идеализации. Как и иные приёмы - условные обороты, типичные формулы - эпитет в древнейшем песенном творчестве легко становился постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица) и настолько тесно с ним скреплённым, что даже противоречия и нелепости не одолевают этого постоянства («руки белые» оказываются у «арапина», царь Калин - «собака» не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру).

    Это «забвение реального смысла», по терминологии A. H. Веселовского, есть уже вторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзя считать первичным: его постоянство, которое обычно считается признаком эпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторого разнообразия.

    Возможно, что в эпоху древнейшего (синкретического, лирико-эпического) песенного творчества этого постоянства ещё не было: «лишь позднее оно стало признаком того типически условного - и сословного - миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколько односторонне, характерным для эпоса и народной поэзии».

    Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (матушка-Волга, ветер-бродяга, очи светлые, сыра земля). Эпитеты - очень распространённое в литературе понятие, без них трудно представить художественное произведение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: