Образовательный портал - Kuveys


Введение

Заключение

Введение


Отправной ступенью в поступательном социально-экономическом развитии человеческого общества, как это принято считать, является первобытнообщинный строй. В нем обычно выделяют три основных этапа: первобытное человеческое стадо, формирование и расцвет родового общества (материнский род) и его разложение на отличающиеся друг от друга социальные группы.

Данная тема занимает основополагающее место в курсе истории Беларуси, позволяя выявлять базис белорусской культуры, импонируя себя своеобразной отправной точкой, анализировать ход истории в ее эволюционном аспекте.

Информация о данной теме достаточно хорошо изучена белорусскими учеными на сегодняшний день, о чем говорят многочисленные учебные и справочные пособия современности.

Основываясь на материалах, из которых преимущественно изготавливались дошедшие до нас орудия труда, в исторической науке выделяют каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний.

Каменный век (100 тыс. лет до н.э. - 3-е тысячелетие до н.э.)


Наиболее протяженный, сложный, а нередко и драматичный период прошлого человечества - каменный век. На него выпадает и максимальное похолодание последней сотни тысяч лет (20-18 тыс. лет назад), которое стало причиной непригодного климата для человека, и наибольшее потепление (6 тыс. лет назад), с его особо благоприятными условиями для всего живого.

Со сменой условий жизни в процессе трудовой деятельности меняется и сам человек: эволюционирует его интеллект, совершенствуется орудия труда и оружие, усложняются занятия и быт. С учетом этого ученые разделяют каменный век на 3 периода:

1. первобытный каменный век - палеолит (от греч. полео - древний, литас - камень)

üРанний (нижний) палеолит 2,2 млн - 170 тыс. лет назад

üСредний палеолит (мустье) 100 - 35 тыс. лет назад.

üПоздний (верхний) палеолит 35 тыс. лет назад - 9-е тысячелетие до н.э.

Средний каменный век - мезолит (от греч. мезо - средний) 9-е - 5-е тясячелетия до н.э.

Новый каменный век - неолит (от греч. нео - новый) конец 5-го - 3-е тысячелетие до н.э.

I. Палеолит

üСредний палеолит (мустье) - начало заселения территории Беларуси неандертальцами

Известны три крупные и несколько мелких по времени и продолжительности оледенений: березинское (500 - 350 тыс. лет до н.э.), днепровское (300 - 110 тыс. лет до н.э.) и волдайское (90 - 83 тыс. лет до н.э.). Полностью ледниковый период в Белоруссии окончился только в 9-м тысячелетии до н.э.

первобытное общество каменный век

Данные археологии и других наук позволяют считать, что на территории Беларуси человек появился в промежутке от 100 тыс. - 40 тыс. лет назад, т. е в среднем палеолите. С этого времени началось интенсивное заселение ее территории людьми. Вещественные подтверждения этому найдены около д. Подлужье (Чечерский район), близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковического и Обидовичи Быховского районов Могилевской области. Принадлежали они человеку неандертальского антропологического типа. Именно в это время люди (палеоантропы, или неандертальцы (homo sapiens)) овладевали способами добывания огня, изготавливали такие каменные орудия труда, как остроконечники, скребла, рубила. Главным занятием человека этого периода была охота и собирательство. Они занимались добычей мамонтов, волосатых носорогов, овцебыков, северных оленей и других животных, характерных для холодного (арктического) климата, бедной растительности. Неандертальцы умели строить жилье, обогревать его кострами, шить одежду из шкур зверей. Они уже могли обмениваться между собой какими-то словами, чтобы понять друг друга, что было особо необходимо при коллективной загонной охоты. Они имели зародыши религии, т.к. хоронили умерших в могилах. Чтобы лучше противостоять суровым условиям существования, они объединялись в первобытные стада, где наблюдалось подчинение авторитету и мощи вожака, планирование занятий, разделение труда по его характеру между женщинами и мужчинами, взрослыми и подростками. Что касается биологической характеристики палеоантропа, то по пропорциям он схож с современным человеком, но его череп еще сохранил некоторые примитивные черты. Это человек небольшого роста (150-165 см), с пологим лбом, выступающими надбровными дугами и скошенным подбородком. Объем его мозга достигает в среднем 1500 см3.

üПоздний (верхний) палеолит - эпоха кроманьонцев

По неизвестным еще причинам около 40 - 35 тыс. лет назад неандертальцы полностью пропали. Их место заняли люди, так называемого кроманьонского типа, которые были похожи на современного человека.

По сравнению со своими предшественниками кроманьонцы изготавливали более разнообразные и совершенные орудия труда, заготовками для которых служили преимущественно кремневые пластины. Это были наконечники копьев, ножи, скребки, скобли, резцы, топоры и т.п., что стало эффективным оружием при охоте и самообороне.

Имеются несомненные сведения, что кроманьонцы на протяжении долгого времени заселяли северо-восток Беларуси, это - остатки их поселений стоянок.

В 1926 г. белорусский археолог К.М. Поликарпович нашел 2 первые и пока что единственные на территории Беларуси полеолитические стоянки - одну возле д. Бердыж (Чечерский район Гомельской области), другую - на Припяти, недалеко от Мозыря, возле д. Юровичи. Материалы с Бердыжа дали 2 даты - 23 тыс. и 15 тыс. лет назад, Юровическая датируется с 26 тыс. лет назад.

Жители самой древней стоянки на современной территории д. Юровичи поселились на высоком левом береге Припяти. Жители же Бердыжской стоянки выбрали высокий сухой берег реки Сож.

В то время были преимущественно морозные зимы, холодные летние месяцы. Вокруг разлеглась бескрайняя тундра, а на севера все еще властвовал ледник. Сильные холодные ветры вынуждали людей строить приземистые долговременные дома из костей (бивни, ребра, тазы) и шкур животных, носить теплую кожаную одежду, бесперерывно палить огни. Люди занимались коллективной загонной охотой на мамонтов, диких коней, песцов, первобытных быков, зубров, волков. Но основным объектом охоты все же оставался мамонт. Собирательство и рыболовство было распространено меньше. Площади жилья составляли от 15 до 50 м2. Количество жителей на стоянке не превышало сотни.

Общепризнанно, что у верхнепалеотических охотников и собирателей уже существовала определенная система представлений об окружающем их мире, которые непосредственным образом были связаны с конкретными условиями их жизни и занятий. Первоначальной стадией осмысления человеком неживой природы был фетишизм, далее анимизм и тотемизм.

В это время начинает зарождаться искусство. Были найдены орнаментированные пластинки из бивней мамонтов на стоянках, женские статуэтки, амулеты-украшения. Были изобретены музыкальные инструменты.

В эту эпоху существовали разнообразные обряды, которые были направлены на обеспечение удачной охоты. Эти обряды носили магический характер.

К этому времени утвердилась родовое общество, где род образовывался из нескольких семей. Люди жили материнско-родовой общиной, включавшей несколько десятков человек. Основой общины в это время являлась группа родственников по матери. Отсюда и название общины - материнский род. Женщина занимала исключительное положение в доме, это была и женщина-хранительница домашнего очага, и женщина-мать, хозяйка дома. В это время уже существует экзогамия и эндогамия. Здесь осуществлялось уравненное разделение продуктов охоты и рыболовтсва между членами общинами. Род был собственником определенной территории, вел совместное хозяйство, имел совместную собственность.

II. Мезолит

Около 20 - 18 тысячелетий назад, во время максимально широкого распространения ледника, береги на кторопых обитали древние жители Беларуси оупстели. Третья попытка закрепиться на нашей земемле произошла в самом конце ледниковой эпохи (около 12 - 11 тыс. лет назад), когда ледник отступил далеко на север, и на равнины начинают проникать племена охотников на северных оленей, где наибольшей эффективностью среди оружия пользуется новое изобретенное оружие - лук и стрелы. Заселение Беларуси происходит с разных сторон: с запада и северо-запада, с юга. В итоге была освоена почти вся территория. В этом участвовали разные аархеологические культуры: гренская, свидерская и др. Расселившись компактными группами, они образовали самое наименьшее - 4 культурно-исторческие области. В этнических отношениях Беларусь тогда не представлялала единства.

6 тыс. лет назад климат начал конкретно меняться, как следствие ухода ледника уже насовсем. Климат поменялся в особо благоприятную сторону и установился на оптимуме. На смену тундре пришли лесные массивы. Меняется и животный мир, северные олени уходят на север. Их место занимают лоси, медведи, кабаны и др. животные. Некоторые жители уходят вслед за оленями, которые являются их оснвной добычей на охоте, другие предпочитают жизнь среди лесов.

Смена климата, растительного и животного миров сильно повлияли на все стороны жизнедеятельности мезолитического человека. Меняются способы охоты и виды оружия, совершенствуется техника их обработки. Основные орудия труда изготавливаются из кременя, дерева и кости. Появились и более сложные орудия труда: кремневые пластины, топоры, резцы, скобли, теслы. Хозяйство принимает тип присваивающего, как следствие буйной растительности, образовавшейся из-за влажности. Большее место начинает занимать - рыболовство. Рыбу ловят не только гарпунами, но и на крючок, более того создается рыболовное сеть, сотканые из лубяных волокон. С мезолитических времен известны и нахождение первых выдолбленных из ствола лодок. В это время человек приручает собаку, которая помогает ему в охоте.

Дома людей стали более легкими, огонь внутри дома палили только в холодное время, а так в основном он находился возле него, рядом в несколькими хозяйственными ямами.

В Беларуси известно около 120 мезолитических стоянок. Общее количество ее жителей составляет примерно 4,5 - 6 тыс. чел. Для жизни и быта людей характерна родовая организация, где родовые общины начинают переходить в племена.

В мезолите в долинах крупных рек Беларуси уже жило первое автохтонное население. Бывшая изолированность племен все чаще нарушалась.

Под конец мезолита, когда человеская жизнь стала более оседлой, а количество населения увеличилось, стоянки начали гуще покрывать берега рек и озер, а жилье строилось более надежным.

III. Неолит

Около 6 тыс. лет назад в развитии общесства каменного века начинается новый этап - неолит, характеризующийся радикальными переменами в хозяйстве, материальной и духовной культуре.

В ранненеолитический период население уже жило в условиях климатического оптимума. В то время температура была на 2-4 оС выше современной, да и осадков было меньше. Влага и тепло содействавали бурному развитию растительности. Среди деревьев чаще встречались еловые, елово-широколистные леса с вязами, липами, а также дуб и граб. На Палесье было теплее всего.

В поздненеолитическое время климат стал более холодным, что повлияло на некоторое смещение пояса лесов на юг.

В лесах находили убежище разнообразная фауна - балгородные олени, туры и зубры, лоси, кабаны, медведи и др., большая часть которых становилась охотничьей добычей человека. Многообразные болота были богаты птицей, водоемы - рыбой.

Считается, что типовое неолитическое общество выделяется четырьмя главными особенностями - появлением земледелия, скотоводства, глиняной (керамической) посуды и шлифованных каменных изготовлений.

Именно по факту появления керамики и начинается новый каменный век на Беларуси. Появление такой посуды стало показчиком важных хозяйственным перемен. Дело в том, что благопритяный климат повлиял на количество дикорослой растительной еды (ягоды, оерхи), которую нужно было где-то хранить. Глиняная посуда, обоженная на огне, принимала достаточно прочные и долговременные свойства, что позволило не только использовать ее в качестве тары для хранения, но и для приготовления пищи уже более разнообразной по сравнению с предшественниками. Считается, что первыми гончарами были женщины. Практически вся неолитическая глиняная посуда была остроконечной, разных размеров, в зависимости от их функций. Бывало, что ее размер достигал до метра. Дошедшая до нас керамика даетогромное количество сведений об уровне производства, физико-химических знаниях, эстетических вкусах и даже о мировоззрении людей того времени.

Традиция собирательсва сменилась земледелием, которое постепенно начало проникать на территорию Беларуси со Средиземноморья и Ближенего Востока. В 5 - 4 тысячелетии до н.э. умение выращивать растения распространилось и на юг Беларуси. На средней же полосе и на севере, где было много дичи и рыбы, новая форма ведения хозяйства воспринилась неспешно. Основыми зерновыми культурами неолитической Европы были пшеница и ячмень. При этом более холодная Беларусь оказалась более пригодной для ячменя. Позже стали выращивать жито, просо, лен. На грядках росла самосейка-крапива, из стеблей которой добывали сильные и длинные волокна, из которых делали нитки и даже веревки. Сначала под посевы использовали небольшие участки земли. Почву рыхлили заостренными колами, деревянными и роговыми мотыгами. В позденем неолите, с расширением земледелия, начали выпаливать и высекать леса, расчищая места под настоящие поля. Такой вид земледелия получил название подсечно-огневого. Спелый ячмень можно было срезать на грядке и обычным ножом, но с развитием земледелия, когда под посевы стали отводить значительные площади, ножы сменились серпами. Перетераючи срезанные колоски, из них добывали зерна, которые перемалывали на плоких камнях. В результате такого ведения хозяйства пополнялись запасы продовольствия, человек становился более независимым от природно-климатических условий.

Скотоводство как и земледелие зародилось на южных землях, но все-таки распространилось и на территорию Беларуси в неолитическую эпоху. В это время люди стали приручать и растить в своем хозяйстве коз, овечек, коров, коней, свиней. Эти животные стали настолько домашними, что стали размножаться в неволи, что и является подлинным животноводством.

В неолите достигла совершенства обратботка кремня. Из него изготавливали высоклассные орудия труда и оружия: ножи и кинжалы, скребки, резцы, наконечники стрел и копьев, которые были незаменимы в охоте.

Одновременно менялась материальная и духовная культура, усложнялись взаимоотношения междуколлективами и отдельными людьми. В неолите развивался обмен. Из Посожья и Понеманья в Подвинье поступал кремен. Из Прибалтики на территорию Беларуси поступал янтарь. Этот огрмный хозяйственный переворот в истории человечества получил название неолитической революции, которая рассматривается учеными как значительный скачок в развитии производительных сил, овладении определенными технологическими достижениями. Н асмену замкнутым, самодостаточным, слаборазвитым хозяйствам приходили экономические отношения, связанные с обменом. Это оказало существенное влияние на все стороны жизни неолитических популяций, включая рост их численности и культурно-духовное развитие.

В Блерауис известно свыше 1500 неолитических стоянок, обнаруженных главным образом в бассейне рек Припяти, Сожа, Немана. Стоянки-селища неолита отличаются большими размерами и многолюдностью.

Археологические материалы неолита свидетельсвуют об особенностях мировоззрения людей той эпохи, их художественных наклонностях. Зависимость человека от леса и водной среды, окружавших его ландшафтов отразилась и на его представлениях. Существовал культ зверей и птиц. Об этом свидетельствуют находки костяных статуэток лосей, черепах, змей, уток. Существовал и культ предков, которые трансформировались в духов-хранителей, а затем и в божества. Их скульптурные изображения вырезались из дерева и кости. При раскопках неолитических поселений в больших количествах находят украшения. Орнаментированные изделия, подвески из зубов животных и людей свидетельсвуют о том, что ряду предметов предавался магтческий смысл. Существовала и музыка, о чем свидетельсвуют найденные на болотах свирели.

В то время воточное Полесье населяли племена полесского варианта днепро-донецкой культуры, бассейн Днепра к северо-востоку от Березины и Ипути - племена неманской культуры. В 3-м тысячелетии до н.э. на западную часть нынешней территории Беларуси проникли скотоводческие племена культуры шарообразных амфор. В середине 3-го тысячелетия до н.э. территорию белорусского Поозерья населяли племена типичной культуры гребенчато-ямочной керамики. В конце этого тысячелетия сюда переселились часть населения с Поднепровья - племена культуры шнуровой керамики.


Бронзовый век (2 тысячелетие до н.э. - VII в. до н.э.)


Бронзовый век - эпоха в истории человечества, когда возникает и активно расширяется метлургия, обработка и использование бронзы. Ранние металлические изготовления, которые использовались вместе с каменными и кремневыми, вносили заметные перемены в жизни тогдашних людей и способствовали особо быстрому развитию общества. Наступление новой эпохи в первую очередь предполагает сдвиги в хозяйственной, социальной и духовной сферах жизни.

Первые металлические изделия, в том числе из бронзы в границах Беларуси найдены в Верхнем Поднепровье в захоронениях среднеднепровской культуры этого времени. Появились медные и бронзовые топоры, наконечники копий, долота, ножи, шилья, различные украшения. Все эти изделия попадали на территорию Беларуси посредством обмена. Новая эпоха отличалась от предыдущих повсеместным распространением скотоводства и первобытного земледелия. Разводились крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Небольшие участки под посевы обрабатывались каменными и роговыми мотыгами. В бронзовом веке территория Беларуси входила в ареалы культур шнуровой керамики, затем культур среднеднепровской, шнуровой керамики Полесья, висло-неманской, а также северо-белорусской и др. Они свидетельствуют о постепенном переходе к земледельческой оседлости, в результате чего сообщества людей становились более устойчивыми, чем при бродячем или охотничьем присваивающем хозяйстве. Происходило так называемое первое общественное разделение труда, т.е. отделение земледелия от скотоводства. Применительно к этой стадии уже можно говорить о таких исторических типах этнической общностей, как племена. Начала складываться общность родственных племен с близкими культурами производства предметов труда, однотипным образом жизни. При этом постепенно выделялись как роды, так и племена, которые больше, чем другие, выращивали скота, получали зерна, владели другими материальными ценностями, т.е. появилось имущественное неравенство. Этому способствовало производство регулярного избыточного, а затем и прибавочного продукта, что порождало отношения эксплуатации. Накопление определенных излишков продуктов способствовало обмену.

Во 2-м тысячелетии до н.э. произошла замена материнско-родовых отношений патриархально-родовыми, материнского рода - отцовским. Мужчина-охотник, добытчик, от которого зависело благосостояние рода и даже его существование, занял господствующее положение, родство стало определяться по мужской линии. Социальный статус женщины изменился. Теперь она становится зависимой от мужчины, его своеобразной собственностью. Основной общественно-хозяйственной ячейкой стала большая патриархальная семья (община), состоявшая из нескольких поколений ближайших родственников по отцу с их женами и детьми.

В 2000 - 1000 гг. до н.э. с юга на будущие белорусские земли продвигались индоевропейцы. Вступая в контакт с местным населением, индоевропейцы, находившиеся на более высокой ступени социально-экономического развития, занимали доминирующее положение, абсорбировали, ассимилировали его.

Смешение индоевропейцев и местного населения в бассейнах Немана, Западной Двины, Верхнего Приднепровья привело к образованию так называемых балтских групп племен и народов.

Индоевропейцы явились изобретателями колеса и колесного транспорта, занимались плужным земледелием. Они принесли с собой обычай похорон в курганах. С индоевропейцами связывают способ нанесения орнамента на посуду при помощи шнура, накрученного на палочку.

Общее число населения, проживающего в бронзовом веке на территории Беларуси, могло достигать от 50 до 70 тыс. чел. С развитием земледелия получили распространение открытые селища - неукрепленные села, деревни, где жили несколько семей.

Мировоззрение населения лесной зоны характеризовалось культом зверя и мужчины-охотника, а также они дополнились верованиями с культом огня, света, небесных светил и плодородности земли.


Железный век (VII в до н.э. - V в н.э.)


В VII - VI вв. до н.э. наши предки уже научились получать железо из болотных руд. Такое сырье было распространено в многих местах, потому железо получали много и его хватало для изготовления самых разных вещей - топоров, серпов, ножей, наконечников копий и стрел, рыболовных крючков, шил, запинак и мн. др., которые стали коваться из железа. Более того продуктивность орудия труда из этого металла стала большей, чем каменных и даже бронзовых, потому в новую эпоху почти полностью был вытеснен в быту, а медь и бронза использовались преимущественно для изделия украшений.

Когда бронзовый век на Беларуси был много в чем продолжением каменного, то в эпоху железа наше общество значительно изменилось и его развитие ускорилось. Железо открыло человечеству путь да будущих высот цивилизации.

Тогдашний человек получал железо в соответствующих домницах. Это своего рода печь, с помощью которой получали "кричное железо. Временами такое железо несколько раз нагревали и ковали, чтобы получить сталь. Стальные вещи были известны на Беларуси уже в начале железного века.

Распространялись такие виды ремесла, как литье из бронзы, обработка кости и рога животных. Повсеместным стало прядение и ткачество, о чем свидетельсвуют многочисленные находки пряслиц.

Просиходило второе в истории человечества крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от других занятий и, прежде всего, от важнейшего из них - земледелия. Тем не менее основой хозяйства в ранеем железном веке остались земледелие и скотоводство (охота и рыболовтсво приобрели подсобное значение). Земледелие было подсечно-огневым. Это значит, что прежде чем засевать поля, люди, выбрав для этих нужд лесную землю, поджигали деревья, кустарники, далее выкорчевывали пни и только затем, проборонав землю так называемой "бороной-суковаткой почву, засевали культурами (пўеніца, полевые бобы, горох, просо и др.). Через 5-7 лет такой обработки земли, когда урожай, как правило, резко снижался, участок забрасывался, и люди переходили на другой. В южных райнах Беларуси, где почвы были пригодны для земледелия, появились и более совершенные орудия труда. Одно из них - деревянное рало, сделанное целиков из дуба. Происходило развитие пашенной системы земледелия. Важное место в хозяйстве занимало скотоводство: выращивались крупный и мелкий рогатый скот, кони, свиньи имели второстепенное значение. Бурное развитие земледелия и животноводства, распространение обмена, ремесла приводит к большему накоплению богатства. Потому сейчас становится прибыточным не только созидательный труд, но и вооруженный грабеж соседий. При отсутствии системы коллективной обороны, без государственной организованности, каждый человеческий коллектив надеялся только на свои силы и умения.

Более совершенные орудия труда, стали причиной построения более совершенных домов. Дальнейшее развитие скотоводства, распространение пашенного земледелия вели до еще большего роста значения мужчины-отца в роде, который стремился передать свою собственность в наследие сыновьям. Таким образом, первобытный род все больше начинает распадаться на отдельные семьи, происходит разложение первобытнообщинного строя. В середине 1-го тысячелетия до н.э. появились укрепленные поселения, т.к. начинаются стычки между людьми, образовываются городища. Данный тип поселения огораживали стенами, вокруг них насыпались высокие оборонительные валы и выкапывались глубокие рвы. Они обычно размещались в естественно труднодоступных местах (высокие обравистые берега рек, мысы). На территории Беларуси обнаружено свыше 1,2 тыс. так называемых городищ, т.е. остатков подобных поселений. Особенно многочисленны они в восточной части Гомельщины. В дальнейшем основной формой поселений становились неукрепленные открытые селища, а городища как убежища использовались во время опасности.

В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, особенностям погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д.

Юго-восток Беларуси и прилегающую часть современной Украины занимала милоградская культура (VII-III в. до н.э.). Западное Полесье в IV-III вв. до н.э. заселяли племена поморской культуры. На границе III - II вв. до н.э. на территории, до этого занятой милоградским и частично поморским населением, начинает формироваться сообщество племен зарубинетской культуры. В II-IV вв. н.э. территорию Западного Полесья занимает вельбарская культура, и в это же время юго-восток занят населением киевкой культуры. На протяжении всего железного века средняя и северная Беларусь была заселена кутурой штрихованной керамики.

Заключение


Первобытная эпоха в истории Беларуси - период не только начальный и саамы протяженный, но и чрезвычайно важный. За этот период произошли решающие перемены:

·от примитивного неандертальца до человека современного вида;

·от первого пронікновенія человека на северный восток до заселения всей территориии Беларуси;

·от легких шалашей из жердей, коры, шкуры до сложных жилищно-хозяйственных, культовых и оборонных зданий;

·от кратковременных стоянок до многолюдных поселений и городищ, на которых непрерывно жили многие сотни лет;

·от использования камней и костей до изготовления медных, бронзовых и железных орудий труда и оружия;

·от хранилищ из коры и шкуры до высококлассного керамической посуды;

·от добывания "даров природы" до животноводства и пашенного земледелия;

·от перемещения пешком до челноков, лыж;

·от примитивного обмена до широких хозяйственных и культурных связей с близкими и далекими землями;

·от украшений с зубов животных до бижутерии с цветного металла и стекла;

·от ритмичных царапин на костях до высоких узоров изобразительного и орнаментального искусства, до использования духовых и ударных музыкальных инструментов;

·от первобытной стадности, ровности и коллективизма до разделения собственности и появления родоплеменной аристократии.

Список использованной литературы


1.Новік, Я.К. Гісторыя Беларусі: падручнік: у 2 ч. Ч.1. Ад старажытных часоў - па люты 1917 г. / Я.К. Новік. - Мн., 2006. - 416 с.

2.Чарняўскі, М.М. Ілюстраваная гісторыя старадаўняй Беларусі: Першабытны перыяд / М.М. Чарняўскі. - Мн.: Выд. цэнтр БДУ, 2003. - 144 с.

.Гісторыя Беларусі: У 6 т. Т.1. Старажытная Беларусь: Ад першапачатковага засялення да сярэдзіны XIII ст. / Рэдкал: М. Касцюк (гал рэд.) і інш. - Мн., 2000. - 351.

.Ермаловіч, М. Старажытная Беларусь: Полацкі і новагародскі перыяды / М. Ермаловіч. - Мн., 2001. - 366 с.

.Археалогія Беларусі: У 4 т. Т.1. Каменны і бронзавы вякі / Э.М. Зайкоўскі, У.Ф. Ісаенка, А.Г. Калечыц і інш. - Мн., 1997. - 424 с.

.Чигринов, П.Г. Белорусская история: научно-популярный очерк / П.Г. Чигринов. - Мн., 2010. - 928 с.

.Ковкель, И.И. История Беларуси: С древнейших времен до нашего времени / И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. - Мн.: Аверсэв, 2005. - 605 с.


Теги: Первобытное общество на территории Беларуси Реферат История

Вопрос 5. Духовная культура первобытного общества

Хозяйственная деятельность людей способствовала появлению в позднем палеолите (40-10 тыс. лет назад ) веры в существование сверхъестественных сил. Древнейшими религиозными представлениями являются тотемизм (вера в сверхъестественную связь между человеком и животным или растением); фетишизм (вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов); анимизм (вера в существование душ и духов). Из совокупности ритуалов и обрядов складывались культы животных, явлений природы, неодушевленных предметов. Одним из первых возник культ огня. Составной частью культов являлась магия - вера в способность человека с помощью особых действий сверхъестественным образом воздействовать на природу и человека. Применительно к палеолиту и мезолиту объекты поклонения древних людей еще неправомерно называть богами или божествами. На территории Беларуси очень мало находок периода палеолита и мезолита, которые дали бы возможность составить полное представление о религии и искусстве древних людей этого региона. В Юровичах найдена пластина из бивня мамонта, покрытая чешуеобразным орнаментом (20-25 тыс. лет). Под Сморгонью нашли фрагмент изделия из рога, покрытый узором из нарезов и точек. В качестве оберегов, талисманов, амулетов древние люди использовали клыки тотемных животных (волка, медведя, кабана).

Данные раскопок поселений периода неолита (5-3 тыс. лет до н. э.) свидетельствуют о распространении культов лося, утки, цапли, змеи. Для неолита характерны культы, связанные с земледелием и скотоводством; солнца, домашнего очага, коня.

В железном веке (VII в. до н. э. - V в. н. э. ) сложился пантеон языческих богов, которые представляли значимые для человека силы природы: грозу. Солнце, дождь, воду.

Развитие религиозных представление о душе и загробном мире содействовало возникновению культа предков и похоронного обряда. На территории Беларуси в бронзовом и раннем железном веках были распространены два вида захоронений: кремация и трупоположение . Над могилой насыпался курган. Возле д. Ходосовичи (Рогачевский район) находятся курганы бронзового века.

Первобытное искусство , сочетавшее магические и эстетические функции, представлено орнаментами, украшениями, статуэтками. Палеолитическое искусство отображало растительный и животный мир. Изображения человека редки и схематичны. Интерес к человеческим изображениям характерен для неолита. В эпоху металлов широкое распространение получили орнаменты - символы Солнца. В этот период появляются изделия из меди и бронзы (подвески, височные кольца, гривны). Во время обрядов древние люди использовали музыкальные инструменты : духовые (дудки, свирели) и ударные (бубны, барабаны).

Вопрос 6. Расселение славян на территории Беларуси

В середине 3-го тысячелетия до н. э. из индоевропейской общности стали выделяться славянские племена. Этот процесс занял примерно 500 лет. Среди ученых до сих пор отсутствует единое мнение о прародине славян. Большинство современных исследователей считают, что славяне как этнокультурная общность сформировались в бассейне рек Эльба (Лаба), Одер, Висла. О жизни и нравах славян ("венедов") писали древнеримские авторы I-II вв. Византийские историки VI в. называли их антами и склавинами.

Славянские племена в VI в. включились в миграционные процессы, известные как "великое переселение народов". Социальное устройство славян в этот период характеризуется как "военная демократия". В II-III вв. славяне достигли Балканского полуострова, проникли в Среднюю и Юго-Восточную Европу. В V-VII вв. пражская археологическая культура, которую все ученые считают славянской, распространилась на юг Беларуси. В VI-VII вв. единая славянская этническая общность распалась на западных, южных и восточных славян. В VIII-Х вв. проходит массовое расселение восточных славян по территории Беларуси. При этом славянские племена вытесняли или ассимилировали балтов. На территории, занятой славянами, сохранялись небольшие районы, занятые балтами.

По свидетельству древнерусской летописи "Повесть временных лет", территорию современной Беларуси занимали три племенных союза - кривичи, дреговичи, радимичи. Кривичи расселились в Подвинье и Верхнем Поднепровье, на Верхней Волге, на севере Чудского озера. Это крупное объединение славянских племен ученые делят на три части: кривичей полоцких, смоленских и псковских. Дреговичи занимали южную и центральную части Беларуси. Радимичи занимали земли в бассейне рек Сож и Ипуть.

Современные ученые считают, что на территории Беларуси в IХ-Х вв. происходил славяно-балтский синтез. В подтверждение этому лингвисты указывают, что славяно-балтское происхождение кривичей, радимичей и дреговичей подтверждается названиями этих общностей: корни названий - балтские, а элемент "ичи" - славянский. На приграничных территориях Беларуси проживали славянские племена дулебов, древлян, волынян, бужан. Со славянами соседствовали балтские племена ятвягов и литвы.

Основными хозяйственными занятиями славян было подсечно-огневое (на севере и в центре Беларуси), пашенное (на юге) земледелие и скотоводство. Большое значение имели охота, рыболовство, бортничество, развивались различные ремесла (гончарное, кузнечно-металлургическое, ювелирное и др.).

1. Что рисовали первобытные люди на стенах пещер?

2. Во что верили жители Древнего Египта?

1. Верования первобытных людей. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, молнию и гром, жизнь растений и животных, древний человек не мог понять и правильно объяснить то, что видел. Болезни и смерть закрепляли в сознании наших далеких предков тревогу и ужас.

Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать такие явления. Это и было началом религиозных представлений.

Человек стал почитать то, от чего зависела его жизнь, — солнце, землю, воду, огонь. Всю природу человек в своем воображении одушевлял — населял духами земли, солнца, грома, молнии, растительности. Наш далекий предок верил, что деревья имеют душу, обладают чувствами и могут помочь в трудную минуту.

Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли выходом духа (души) из тела. Так возникла вера в загробную жизнь.

2. Мифология. Миф — это древнее народное предание о легендарных героях, богах, о происхождении разных явлений природы. У наших далеких предков сложилась своя мифология.

На белорусских землях с древних времен были широко распространены мифы о деревьях (дубе, березе), о цветке папоротника (кто его най -дет — будет счастлив), о происхождении отдельных рек, озер, болот.

Белорусы, как и другие народы, в мифах стремились объяснить окружающий мир. Существовали многочисленные предания о русалках, леших, домовых. Была создана интересная легенда о том, как Белун из горсточки земли, которая очень быстро росла, сотворил всю Вселенную.

Это интересно* Однажды Белун увидел шар, плывущий мимо него. Оттуда слышалось жалобное мяуканье. Белун освободил из шара узника. Им оказался черт. Белун рассказал ему о своем желании сотворить Вселенную и приказал спуститься на дно моря, чтобы взять там горсть земли. Тот подчинился. Но пока черт спускался, ему в голову пришла мысль, что он сам мог бы создать Вселенную. Поэтому черт взял в пригоршни земли со дна моря, а еще немного спрятал во рту, чтобы выполнить свой план. Вернувшись, он отдал землю Белуну. Тот скомандовал: «Земля, расти!» Горсточка земли начала расти и расти и превратилась в сушу. Но в это время земля, спрятанная чертом во рту, тоже стала расти. Щеки его раздулись, и земля начала выпирать изо рта. Испуганный черт бросился наутек, оставляя за собой дорожку земли, которая сформировала горы и холмы.

А вот на Полесье рассказывают, что, когда черт достиг их местности, запасы земли во рту закончились, и поэтому их земля осталась низиной и здесь образовались болота.

Белорусская мифология является ценным источником для изучения духовной культуры, верований и обычаев наших предков.

3. Погребальные обрады. Обычай погребения связан с возникновением верований древних людей о том, что душа умершего продолжает свое существование и после смерти человека.

Наиболее распространены были два обряда погребения. По первому обряда тело умершего закапывалось в землю, по второму — сжигалось на огне. Огонь считали священной силой. Ему и отдавали покойника.

Древние люди верили, будто умершему «на том свете» необходимо все то, чем он пользовался при жизни. Поэтому покойнику клали его вещи, которые якобы понадобятся ему в «загробной жизни». Это были орудия труда и домашняя утварь, украшения, оружие.

На территории Беларуси существовал обычай насыпать над могилами курганы. Дергай — это насыпь из песка или иного грунта.

Средняя высота кургана составляла 1—2 м. Наибольшее количество древних курганов обнаружено в Витебской и Гомельской областях.

4. Первобытное искусство.

С религиозными верованиями и обрядами связано первобытное искусство. Охотники-собиратели в каменном веке уже умели вырезать из дерева, камня, кости фигурки людей и животных.

Примером древнего искусства является скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют две статуэтки людей, найденные на стоянке возле деревни Осовец Бешенковичского района на Витебщине.

Одна статуэтка деревянная. Она довольно точно передает образ мужчины конца каменного века. Другое изображение вырезано из рога. Оно дает представление о мужчине с вытянутым лицом, высоким лбом и острым подбородком.

Древние люди изготавливали украшения из зубов волка или медведя. Украшения носили на шее, нашивали на одежду. Одновременно они выполняли роль амулетов. Их ношение, по тогдашним представлениям, оберегало человека от опасности, придавало ему силу в борьбе за существование.

В конце каменного века на территории Беларуси достигло расцвета орнаментирование глиняной посуды. Появились такие части орнамента, как круг, ромб, крестообразные фигуры. Эти знаки были символами Солнца и других небесных светил, плодородия, вечности природы, ее круговорота.

Вопросы и задания

1. Объясните понятия: миф, скульптура, курган. 2. Как представлял древний человек окружающий мир?3. Кто такой Белун в древней белорусской мифологии?4. Назовите два основных обряда погребения на белорусских землях.5. Каким образом связаны между собой религиозные верования и первобытное искусство?6. Какой смысл имели орнаменты в виде круга и ромба?7. На какой стоянке в Беларуси найдены статуэтки людей?8. Какое значение придавали амулетам в древности?

История Беларуси с древнейших времен до середины XIII в. : учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Г. В. Штыхов. С. Н. Темушев, В. В. Ракуть; под ред. Г. В. Штыхова, Ю. Н. Бохана; пер. с белорус, яз. Л, Г Киселевой. - Минск: Изд. центр БГУ 2009, 143 с.: ил.

3. Духовная культура и искусство первобытного человека.

    Доиндоевропейский период (каменный век).

Превобытность – самый ранний и длительный этап в истории человечества. В ходе попыток исследовать эту эпоху в науке сложилось несколько подходов и периодизаций.

I) Периодизация, предложенная антропологами, основана на изменениях физического типа человека. Эволюция человека как вида началась между 20-12 млн. лет до н.э. и не являлась единым процессом, шла по нескольким направлениям и представляет собой существование и развитие нескольких видов человекоподобных существ. Выделяются следующие этапы развития человека: эпоха существования древнейшего человека - архантропа : к нему относят 1) человека умелого , или «Homo habilis» (он возник примерно 2,5 млн. лет назад, его можно считать первым видом человека, т.к. по своим физическим характеристикам он превосходил обезьяну и использовал первые каменные орудия труда; 2) человека прямоходящего , или «Homo erectus» (примерно 1,5 млн. лет) и 3) человека работающего «Homo ergasten».

Второй этап – палеоантропы . К ним относят неандертальцев: этот тип получил название от реки Неандерталь в Германии, в долине которой впервые были найдены его останки. Именно этот тип человека впервые появился на территории Беларуси (юго-восток). Останки неандертальцев свидетельствуют, что у них были тяжелые челюсти, очень низкий лоб, выдающиеся надбровные дуги, шея была устроена так, что они не могли поворачивать голову назад и смотреть вверх. Кроме того, по строению челюсти ученые заключили, что неандерталец был неспособен к членораздельной речи. Неандертальцы существовали в Европе и на территории Беларуси в течение многих тысяч лет, когда около 35 тыс. лет до н.э. они были вытеснены новым видом существ.

Третий этап – неоантропы . Останки этих людей были найдены впервые в пещере Кроманьон, и данный тип человеческих существ был назван кроманьонцем, или человек ом разумн ым («Homo sapiens»). Кроманьонцы владели связной речью, действовали совместно, обладали большими в сравнении с другими видами знаниями и умениями, и скорее всего, эти существа истребили неандертальцев в борьбе за ресурсы. Эти существа были первыми настоящими людьми, их анатомическое строение схоже с нашим, фактически, с этого времени начинается история человеческого рода.

II) Существует также периодизация первобытного строя, критерием для которой является уровень развития общественных отношений в человеческом обществе. В соответствии с ней в первобытности выделяются несколько этапов.

1) 100-40 тыс. лет до н.э. – первобытное стадо (праобщина);

2) 40-5 тыс. лет до н.э. – раннеродовая материнская община;

3) 5-2 тыс. лет до н.э. – патриархатная община;

4) 2-е тыс. до н.э. – 8 век н.э. – соседская община.

III) Археологическая периодизация выделяет три больших периода первобытной истории – каменный век, бронзовый век, железный. Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. лет – 10 тыс. л. до н.э.), мезолит (9 – 5 тыс. лет до н.э.), неолит (5 – 3 тыс. лет до н.э.). В свою очередь палеолит также делится на три периода – нижний, или ранний палеолит (2,5 млн. – 100 тыс. лет до н.э.), средний палеолит, или мустьерский период (100-35 тыс. лет назад), верхний, или поздний палеолит (35-10 тыс. лет до н.э.), мезолит (ХII – V тыс. до н.э.) и неолит (V – III тыс. до н.э – наша эра). Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом – меднокаменным веком. Кроме того, палеолит и часть мезолита соответствуют ледниковому периоду – плейстоцену, неолит – относится к послеледниковой эпохе – голоцену. Эпоха бронзы – конец III тыс. – 8-7 вв. до н.э., железный век – 8-7 вв. до н.э. – 7-8 вв. н.э.

Начало каменного века на территории Беларуси приходится на период среднего палеолита, к этому времени относят каменные орудия труда, найденные около деревень Светиловичи, Подлужже (Гомельская область), Обидовичи (Могилевская). Считается, что ими пользовались неандертальцы. К периоду позднего палеолита (с 35 тыс. до н.э.) относят появление на белорусских землях кроманьонца. От этого времени на Беларуси сохранились две стоянки – Юровичи (24 тыс. до н.э.) и Бердыж (21 тыс. до н.э.). При раскопках были найдены остатки полуземлянок с очагом посредине, построенных из костей крупных животных, обтянутых шкурой (это были преимущественно мамонты, возле Юровичей нашли останки 20 мамонтов), а также большое количество кремниевых орудий труда (ножи, скребки и др.). К этому периоду относится также добывание огня путем трения. Основные виды деятельности – коллективная охота, рыболовство, собирательство.

Тяжелые условия жизни принуждали людей объединятся: небольшие группы по 20-30 человек получили в науке название прообщины или первобытного человеческого стада (это характерно для среднего палеолита). В позднем палеолите основным коллективом была раннеродовая материнская община (родство в общине велось по материнской линии (матриархат)), которая проживала на одной или нескольких соседних стоянках. Средства существования добывались коллективно, соответственно существовала общинная и родовая собственность, продукты распределялись равномерно между членами общины.

После отступления последнего ледника с территории Беларуси (15-13 тыс. лет назад) территория стала пригодной для жилья и наступила современная геологическая эпоха (климат, рельеф, растительный и животный мир были похожи на современные). Началась эпоха мезолита и именно в этот период происходит окончательное заселение территории Беларуси, появляется постоянное, т.н. автохтонное население, так как начинается переход к оседлому образу жизни. В Беларуси известно около 120 мезолитических стоянок, общее население составляло примерно 5-6 тыс. человек. Основные орудия труда делали из кремня, дерева или кости, был изобретен лук, ручные мельницы, плоты, лодки, была приручена собака.

Последний период каменного века – неолит. Этот период получил свое название в связи с появлением новых техник обработки камня – сверление, шлифовка. Растущие потребности в кремне привели к добыче его шахтным способом. Древние шахты, которыми пользовались в 4 тыс. до н.э., были найдены около Красного Села Волковысского района Гродненской области. Расширяются виды деятельности - возникают ремесла: ткачество, гончарное дело. Неолит – очень важный период в первобытной культуре, так как именно в это время происходит переход от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей (земледелие и животноводство - неолитическая революция ).

Еще во время мезолита на территории Беларуси шел процесс объединения родовых общин в племена. Племя – это устойчивое объединение нескольких родов, которые связаны общностью происхождения и кровных связей. Примерно в 4 тыс. до н.э. возникли основные группы племен эпохи неолита: на севере – нарвенская, на востоке – верхне-днепровская, на западе – неманская, в центральной части и юге – днепро-донецкая. К этому периоду относятся стоянки Камень (Брестская обл.) и Осовец (Витебская обл.). Все они отличаются жилищами, орудиями труда, домашней утварью, орнаментацией керамики.

Расписание занятий 6 «Б» класса

Понедельник

1. Белорусский (301)

2. Математика (204)

3. География (103)

4. Информатика (206) / Труд (м) (107)

5. Английский / испанский (307/313/101)

Вторник

1. Математика (204)

2. Белорусский (301)

3. Белорусский (301)

4. Физкультура

5. История (104)

6. Русский (305)

Среда

1. Биология (102)

2. Русский (305)

3. Информатика (206) / Труд (д) (106)

4. Математика (204)

5. Белорусский (301)

Четверг

1. Русский (305)

2. Английский / Испанский (307 / 313 / 101)

3. Физкультура

4. Математика (204)

5. Физика (202)

6. Русский (305)

Пятница

1. История (104)

2. Русский (305)

3. Белорусский (301)

5. Английский / Испанский (307 / 313 / 101)

6. Математика (204)

7. Классный час (305)


СПИСОК 6 «Б» КЛАССА

1. Акулова Дарья

2. Бердашкевич Александра

3. Гаврильчик Виолетта

4. Ермаков Алексей

5. Загдай Кристина

6. Ковалёнок Альбина

7. Костин Владислав

8. Купрацевич Полина

9. Кураш Олег

10. Маслакова Анна

11. Матяс Владислав

12. Мельникова Анастасия

13. Михеенко Юлия

14. Плиско Тимофей

15. Подсадник Вероника

16. Подсадник Михаил

17. Рыбаков Андрей

18. Скачиха Максим

19. Шаповалова Ульяна

20. Шевченко Ксения

21. Шестаков Максим

22. Язёнок Кира

23. Ярмилов Юрий


Календарно-тематическое планирование

Дата Проведен. Тема урока, план изучения нового материала Понятия Кол-во часов Материал учебнного пособия
18.02. Культура нашых продкаў 1. Вераванні першабытных людзей 2. Міфалогія 3. Пахавальныя абрады 4. Першабытнае мастацтва Міф, курган, скульптура, арнамент § 7
21.02. Наш край
Урок абагульнення
25.02. Кантроль ведаў вучняў
Раздзел II. Жыццё насельніцтва беларускіх зямель у раннім сярэдневякоўі ў V–IX стст.
28.02. Балты на тэрыторыі Беларусі 1. Тэрыторыя рассялення 2. Плямёны балтаў 3. Паселішча балтаў на тэрыторыі Беларусі 4. Гаспадарка і гандль 5. Мастацтва і рамёствы Балты, “бурштынавы шлях” § 8
04.03. Паходжанне і рассяленне славян 1. Прарадзіма славян 2. Першыя звесткі аб славянах 3. Шляхі рассялення славян 4. З’яўленне славян на тэрыторыі Беларусі. Прарадзіма, славяне § 9
07.03. Усходнеславянскія плямёны на тэрыторыі Беларусі 1. Славянска-балцкае ўзаемадзеянне 2. Крывічы-палачане 3. Дрыгавічы 4. Радзімічы Каланізацыя, славянізацыя, саюз плямён. крывічы, дрыгавічы, радзімічы § 10
11.03. На шляху да дзяржавы 1. Князі, дружына. 2. Ваеннае апалчэнне 3. Народны сход – веча 4. З’яўленне гарадоў 5. Племянныя княжанні Знаць, князь, даніна, дружына, ваеннае апалчэнне, веча, племянныя княжанні § 11
14.03. Гаспадарка, рамяство і гандаль усходніх славян 1. Развіццё земляробства і жывёлагадоўлі 2. Развіццё грамадства 3. Рамяство і промыслы 4. Гандаль Малая сям’я, суседская абшчына, рамяство, бортніцтва § 12
18.03 Рэлігія і міфалогія ўсходніх славян 1. Культ продкаў 2. Духi 3. Язычнiцкiя богi. Свяцілішчы 4. Міфы і падданні 5. Абрады Культ продкаў, язычніцтва (многабожжа), свяцілішча (капішча), ідал, абрад, трызна § 13
Матэрыяльная культура 1. Арнамент 2. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва 3. Жыллё 4. Адзенне 5. Зброя Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва § 14


ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

Дата Учет деятельности Примечания
10.02.2014 Участие в установочной конференции в Полоцком государственном университете. Ознакомление с методическим, педагогическим и психологическим аспектами практики. Прибытие на место прохождение практики (Средняя школа №6 г. Полоцка). Знакомство с учителем-методистом (Белевич В.И.), а также с администрацией школы. Экскурсия по школе.
11.02.2014 Присутствовала на уроке учителя-методиста, который проводился в классе, закрепленным за мной на время прохождения практики (6 «Б»), с целью ознакомления с методами, приемами обучения. Учитель-методист проводила комбинированный урок. На доске были записаны основные даты, понятия. Проверка домашнего задания осуществлялась с помощью фронтального опроса. Объяснение новой темы с вопросами к ученикам (тем самым проверка пройденного материала). Половина класса вела себя активно.
Присутствовала на уроке по русской литературе у 6 «Б» с целью ознакомления с классом, а также определения их уровней знания и активности. Ученики отвечали наизусть стихотворения. Большая половина класса не была подготовлена к уроку.
Знакомство с классным руководителем. Обсуждение предстоящего мероприятия в классе, посвященного празднику «23 февраля». Осмотр классного кабинета (№305.Русского языка и литературы)
12.02.2014 Присутствовала на уроке информатики у мальчиков 6 «Б» класса, с целью определения уровня заинтересованности информационными технологиями. Мальчики вели себя активно, отвечали на все вопросы практически без ошибок. К выполнению задания на компьютерах отнеслись с большим интересом.
Присутствовала на уроке математики у 6 «Б» класса, с целью ознакомления с составом класса.
Консультация с учителем-методистом по поводу проведения уроков по истории.
13.02.2014 Присутствовала на уроке по «Обществоведению» в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Иванова Д. А., с целью ознакомления с учебной работой в старших классах. Иванов Д.А. для проверки домашнего задания выбрал проведение к.р. (на подготовку 5 мин.) и 15 мин. на написание. Новая тема «Демократическое общество».
Присутствовала на уроке учителя-методиста по истории Беларуси в 7 «А» классе, с целью наблюдения использования материальных средств обучения на уроке Для проверки домашнего задания был использован диктант (зачитывается предложение, ученики записывают недостающие слова, даты.). Объяснение новой темы с обращением к учебнику. Введение новых терминов (выделение ключевых слов из определения термина).
Присутствовала на ЕИЧ «День памяти воинов-интернационалистов»
Консультация с классным руководителем по проведению предстоящего внеклассного мероприятия посвященному празднику 23 февраля.
14.02.2014 Посещение урока учителя-методиста по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
Анализ урока учителя-методиста 14.02.2014 г. 6 «Б» класс История Беларуси Белевич Валентина Ивановна «Возникновение неравенства в обществе» Для проверки домашнего задания был организован фронтальный опрос, этот факт позволил достигнуть активного участия в процессе опроса всех учеников. Также была проведена письменная работа на знание учащихся особенностей Бронзового и Железного веков, что позволило учесть уровень знания учащихся пройденного материала. Для введения в новую тему была проведена эвристическая беседа, которая позволила учащимся самим обозначить цели предстоящего урока. На протяжении объяснения новой темы учитель задавал вопросы, касающиеся прошедших тем, что позволяло учащимся применять уже полученные раннее знания на практике. Для усвоения материала учащимся было предложено составление логической цепочки, которая состояла из таких звеньев как «переход к земледелию» → «возрастание роли мужчины» → «Возникновение патриархальных семей» → «Совершенствование орудий труда» → «возможность жить отдельными семьями» → «переход к соседской общине» → «возникновение частной собственности» → «расслоения общества» → «возникновение неравенства». Позднее последовало логическое объяснение цепочки самими учащимися. При сообщении домашнего задания были ясно озвучены все требования к подготовке.
14.02.2014 Посещение урока по истории Беларуси учителя-методиста в 11 классе. «Восстановление народного хозяйства в послевоенные годы»
Посещение урока по «Обществоведению» в 11 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчука М. И. «Развитие культуры и укрепление здоровья нации». Работа по группам (по Министерствам).
Посещение урока учителя-методиста по истории Беларуси в 6 «А» классе. Тема: «Возникновение неравенства в обществе».
Посещение урока по истории Беларуси в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчуком М.И. «Проведение индустриализации».
15.02.2014 Оформление документации. Подготовка к проведению урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
17.02.2014 Присутствовала на уроке географии в 6 «Б» классе, с целью определения уровня географических знаний учащихся. Активно себя вели Плиско Т., Коваленок А., Шестаков М.
Консультация с учителем-методистом по поводу проведения урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
18.02.2014 Присутствовала на уроке по истории Беларуси студентки-практикантки 4 курса Плавинской А.Ю. «Культура наших предков».
Посещение урока по истории Беларуси в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчук М.И. «Коллективизация»
Проведение урока в 6 «Б» классе по истории Беларуси Тема: «Культура наших предков»

«Культура наших предков» 18.02.2014г.

Цель урока: Создать условия для представления учащихся о культуре наших предков, их верованиях и искусстве.

Задачи урока:

· организовать учебно-познавательную деятельность учеников по изучению верований, мифологии, обрядов и первобытного искусства наших предков;

· создать условия для развития умений описывать памятники культуры.

· способствовать формированию чувства уважения к культурно-историческому прошлому нашей страны.

Тип урока – комбинированный.

Наглядный материал: учебная доска, учебник (иллюстрации в параграфе), раздаточный материал письменной работы.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
Организационный Приветствие, проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. Приступая к проверке домашнего задания, распределяю ученикам раздаточный материал (9 человек) 3 вариантам. Проверка наличия учебника, дневника, рабочей тетради и ручке на столе. См. прил. 1.1.
Проверка домашнего задания Основной этап проверки домашнего задания – фронтальный опрос: 1.Давайте вспомним основные этапы становления человеческого коллектива? Объясните, почему происходило именно так? 2.Расскажите, пожалуйста, как в обществе появилось имущественное неравенство? (Почему у высших слоев населения формировалась частная собственность? 3.Что такое патриархальное рабство? Какая разница с простым рабством? 4.Что такое «ГОРОДИЩЕ»? Как выдумаете, отчего возникло это слово?На странице 28 учебника есть рисунок городища железного века, объясните что вызвало их строительство? 5.В настоящее время откуда мы можем узнать о неравенстве? 6.Что еще попадается при раскопках из вещей? 7.А почему клали различные предметы вместе с покойниками? Предпологаемые ответы учащихся: 1.Человеческое стадо, материнский род, отцовский род, родовая община, соседская община. 2-4. Для ответа вызвать 1 человека, другие дополняют. 5. Узнать о неравенстве мы можем благодаря археологическим раскопкам. 6-7.Вера в загробную жизнь.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала Так вот сегодня нам предстоит узнать, почему люди начали верить в загробную жизнь, что представляли собой верования первобытных людей, их обряды и обычаи.
Сообщение нового материала Тема нашего урока: «Культура наших предков» (записать) 1.Верования первобытных людей Как вы думаете, почему возникли религиозные верования в древности? Почему гремит гроза, что это за явление? Мы можем объяснить, но все равно некоторые боимся ее. Из этого следует, что люди стали верить в сверхъестественные силы природы. Учитывая климат на территории Беларуси, какие силы природы почитались, какие растения, животные? И почему? Человек стал почитать то, от чего зависела его жизнь. Как вы думаете, первобытный человек видел сны, падал ли в обморок? Так вот считалась, что в такие моменты душа человека покидает тело и где-то ходит. Нельзя было резко будить человека, а то ведь думали, что во сне душа где-то путешествует и вдруг не успеет вернуться обратно, в результате чего, человек мог бы просто умереть. Или когда мы чихаем, что делаем? – Закрываем рот. У нас это, конечно, как правило гигиены, а вот наши предки при этом опасались, что душа может вылететь из тела! Ученики отвечают, что люди боялись грозы, нападения животных, неурожая. Поскольку рассказ учителя дополняется ответами учеников, то объяснение нового материала можно охарактеризовать как беседу. Ученики рассматривают орнамент на с. 29 учебника.
2.Мифология 1.Давайте вспомним, что такое миф? На белорусских землях сложилось много мифов о богах, происхождении разных явлений природы, о деревьях, о цветке папоротнике (вспомните праздник «Купала» - кто найдет цветок папоротника, тот будет счастлив). Также поскольку много у нас озер и рек – о их происхождении и о существах, которые там были.. 2. Какие вы знаете мифы или может о каких мифологических существах вы слышали? 3. Как вы думаете, что хотели объяснить наши предки с помощью мифа про Белуна? В случае, если учащиеся затрудняются ответить на заданный вопрос, можно посмотреть ответ в словаре в конце учебника. Записывают определение в тетрадь. Ученики вспоминают мифы. На с. 30 учебника читают миф «про Белуна»
3.Погребальные обряды Вернемся к тому, что люди начали верить в загробную жизнь, а то есть? Как вы думаете, что такое трупоположение и трупосожжение? Покойнику клали все, что ему понадобиться в загробной жизни. На т-рии Беларуси существовал обычай насыпать над могилами «курганы».Средняя высота была 1-2 метра. Наибольшее к-во курганов обнаружено в Витебской и Гомельской областях. Учащиеся на с. 31 учебника рассматривают украшения. Ученики пробуют дать определение понятию «курганы», после этого зачитывается определение из учебника и записывается в тетрадь.
4.Погребальное искусство 1.Как вы думаете, было ли у наших предков свое искусство? (Пели? Танцевали? Рисовали?). А как это может быть связано с нашей сегодняшней темой? Одним из примеров искусства является скульптура К концу каменного века расцвет орнамента. Изображали то, что видели, чему поклонялись. (Круг, ромб). Можно нарисовать на доске или показать изображения в книге. Чтение определения термина «скульптура» на с. 31 учебника. Рассматривают на стр.31 украшения.
Закрепление полученных знаний Что такое мифология? Какая историческая ценность мифов, легенд? Что такое курганы? Что такое скульптура?
Подведение итогов Рефлексия. Учащиеся оценивают свою работу на уроке по 10 бальной шкале на раздаточных листочках. Домашние задание: Подготовка к уроку-обобщению на стр.33-36 учебника.
18.02.2014. Посещение урока по истории Беларуси в 7 «А» классе студента-практиканта 4 курса Лубченка О.В. Тема: «Государственный строй ВКЛ в сер XIII - XIV в.»
Консультация с классным руководителем 6 «Б» класса по поводу проведения внеклассного мероприятия посвященного празднику 23 февраля. Выбор конкурсов, вопросов для викторин, репетиция стихотворений с девочками.
19. 02.2014. Анализ с учителем-методистом проведенного урока по истории Беларуси. Консультация по поводу проведения урока-обобщения по разделу І.
20.02.2014. Посещение урока по обществоведению в 10 классе, проводимым студенткой-практиканткой 5 курса Трухина Н.В.. “Политические партии и общественные объединения”. Проверка домашнего задания – фронтальный опрос.
Посещение урока по истории Беларуси в 7 «А» классе, проводимым студентом-практикантом 4 курса Лубченок О.В. «Хозяйственная жизнь ВКЛ». Анализ выполненной письменной работы. Проверка домашнего задания (схема на доске). Раздаточный материал (картинки). Рассказ нового материала с вопросами к ученикам.
21. 02.2014 Проведение зачетного урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе. Урок-обобщение «Белорусские земли в древние времена». Раздаточный материал (карточки для заполнения периодизаций древнего времени и средних веков). Фронтальный опрос с выполнением некоторых заданий на доске.

Урок-обобщение по теме «Белорусские земли в древнейшие времена»

Цель урока: Обобщение, систематизация с элементами контроля и коррекции уже приобретенных знаний.

Задачи урока:

· Создать условия для повторения и обобщения знаний учащихся по теме «Белорусские земли в древнейшие времена»;

· Способствовать развитию умений определять местонахождение исторических объектов на исторической карте, называть даты исторических событий, сравнивать исторические события и раскрывать причинно-следственные связи между ними.

· Содействовать формированию познавательного интереса к прошлому своего края, уважения к его историческому наследию.

Тип урока – урок повторения и обобщения знаний.

Наглядный материал : Учебная доска, раздаточный материал письменной работы, учебник.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
Организационный этап Приветствие. В каждой школе есть «Машина времени» (кабинет истории) и я часто совершаю путешествия во времени. Сегодня я собираюсь совершить путешествие в Древнее время! Я собрала свой походный рюкзак, но еще мне необходимы знания! Я прошу вас мне помочь! Ваши знания мне очень пригодятся! Надеюсь все хорошо подготовились и придете мне на выручку. Учитель предстает перед ученика в костюме путешественника/ туриста.
Проверка домашнего задания, обобщение материала. 1.Для начала мне понадобятся ваши картографические знания! 1.Ученик на исторической карте показывает: Границы современной РБ; реки: Зап. Двину, Неман, Днепр, Припять; границу последнего ледника; места первых стоянок человека каменного века.
2. Что бы я не заблудилась во времени заполните, пожалуйста, таблички, которые я возьму с собой. 2.На карточках заполняют периодизацию. Ответы кладут учителю в рюкзак. См. прилож. 1.2.
3.(На доске написаны заранее даты) Вызываю учеников по очереди для пояснения дат.
4.(Устно отвечают) Древнее время; Средние века; Стоянка; Присваивающее хозяйство; Производящее хозяйство; Мотыжное земледелие; Подсечно-огневое земледелие; Пашенное земледелие; Оседлый образ жизни; Промыслы; Родовая община; Старейшина; Племя; Материнский род; Отцовский род; Большая патриархальная семья; Городище; Расслоение общества; Скульптура; Миф. 4.Предпологаемые ответы учеников.
5. (К доске 1 человек – пишет последовательно расставленные даты) 24 тыс лет до н.э. –стоянка Юровичи 21 тыс. лет до н.э. –стоянка Бердыж 3 тыс. лет до н.э. – переход к животноводству 2,5 тыс лет до н э –проникновение индоевропейцев 2 тыс лет до н.э. –добыча кремня шахтным способом VII в. До н.э. – нач. железного века X в. н.э. – нач. высокого средневековья. 5. Ученик, расставляющий даты позднее рассказывает, что было под этими датами, если затрудняется – помощь одноклассников.
6. Расположение природных и исторических явлений по времени их возникновения. Задание на с.35 учебника.
7. Определить главные причины. Задание на с. 35 учебника
8.Доказать, что: · Орудия труда древних людей постоянно совершенствовались; · Многими изобретениями древних людей пользуются люди нашего времени. Ученики устно отвечают
Подведение итогов Тезисное повторение изученного. Домашнее задание: Повторить пройденный материал.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

1. 21.02.2014, 6 «Б» класс

История Беларуси

2. Учитель: Телего Божена Александровна.

3. Урок-обобщение «Белорусские земли в древнейшие времена»

Данный урок имеет значительное место в системе уроков, так как является уроком-обобщением, что способствует систематизации полученных ранее знаний и их коррекции

Цель урока : Обобщение, систематизация с элементами контроля и коррекции уже приобретенных знаний.

Цели и задачи урока были определены в соответствии с обоснованием задач образования.

Тип урока - урок повторения и обобщения знаний.

Основные этапы:

Организационный

Проведение обобщения по разделу

Подведение итогов.

Для проверки знаний учащихся были проведены следующие виды методик: фронтальный опрос, написание на карточках периодизации, проверка картографических знаний, расставление в хронологической последовательности дат, выявление причин и следствий явлений, доказательство явлений с использованием собственной аргументации.

Оптимальность выбора методов проверки очевидна, так как задействовано максимальное количество учащихся.

Принцип последовательности был частично реализован, в связи с возникшими затруднениями при ответе у учащихся. Тем не менее активность класса была на высоком уровне, так как задания были дифференцированными и многие из них требовали личных высказываний и аргументов.

Время урока было использовано рационально, даже не смотря на не осуществление некоторых запланированных заданий.

Замысел данного занятия был реализован именно в форме обобщения потому что такой вид уроке во-первых предусмотрен программой, а во-вторых – необходимость систематизации знаний учащихся, для дальнейшего применения.

При подготовке к уроке были учтены особенности более слабых учащихся, так как им требуется больше времени но осознание той или иной темы, и уж тем более раздела. Поэтому в уроке-обобщение присутствовала много заданий рассчитанных на минимальные знания основных положений.

Условия урока были созданы слегка в необычной форме (учитель пришёл в костюме путешественника и с большим рюкзаком). На такое решение подтолкнул тот факт, что обычно уроки-обобщения проходят в напряженных для ученика условиях (высокая мозговая активность, осознания контроля), поэтому для разрядки обстановки и для воспитания у детей качества взаимопомощи мною были выбраны вышеупомянутые условия.

Поставленные задачи удалось решить более чем на необходимом уровне и поэтому были достигнуты хорошие результаты образования, при этом удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся.

В данном уроке недостатком было то, что из-за ограничения времени урока не всегда удавалось «быть в образе» (т.е. путешественника), но в отдельные моменты урока это было необходимостью, дабы держать дисциплину в классе.

Из данного урока можно сделать выбор, что не надо бояться экспериментировать, так как это поможет наладить хорошую обстановку в классе и внимание детей максимально приковано к изучаемому предмету.

21.02.2014 Посещение урока учителя-методиста по истории Беларуси в 11 классе.
Посещение урока студентки-практикантки Плавинской А.Ю. по истории Беларуси в 6 «А» классе. Урок-обобщение «Белорусские земли в древние времена».
Посещение урока по обществоведению в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчук М. И. Тема: «молодежная политика»
Проведение внеклассного мероприятия в 6 «Б» классе, посвященному празднику 23 февраля. Рассказ «Из истории праздника». Проведение викторины «Самый, самая, самое…», проведение конкурсов.
Проведение беседы с исследуемой по психологическому аспекту учащейся.
22. 02. 2014. Оформление документации. Подготовка к предстоящему уроку по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
24.02.2014. Консультация с учителем-методистом по поводу урока по истории Беларуси, составление письменной работы для учащихся.
25.02.2014 Проведение урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе. Контроль знаний учащихся. Письменная работа. Раздаточный материал с заданиями (2 варианта). В конце урока устный анализ письменной работы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: