Образовательный портал - Kuveys

Коренные народы Красноярского края
По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири. К местному аборигенному населению можно отнести хакасов, проживающих в южных, граничащих с Республикой Хакасия районах: Шарыповском, Новоселовском, Ужурском и др. Помимо этого немало мигрантов из Хакасии учится или работает в Красноярске, Ачинске, Минусинске, Канске и других городах Красноярского края. Всего на 2002 г. в регионе насчитывалось 4 489 хакасов, хотя еще недавно, в 1989 году, их было в полтора раза больше - 6 466 человек.
На северо-западе Красноярья, по реке Чулым Тюхтетского района и далее в сопредельном Тегульдетском районе Томской области проживает маленькая народность - чулымцы. Они по языку близки к хакасам, но, будучи охотниками и рыболовами, отличаются от них типом традиционного хозяйствования и материальной культуры.
До недавнего времени им было отказано в праве считаться особым этносом, и только в начале XXI века стали учитывать как чулымцев, что является переводом их самоназвания «июс кижилер» («люди Чулыма») . По переписи 2002 года, в крае оказалось 159 чулымцев.
В зоне тайги, в основном в Эвенкиии, расселены эвенки, общей численностью 4 632 человека в 2002 году и 4 338 человек в 1989 году. Помимо Эвенкии они проживают в Енисейском, Туруханском, Северо-Енисейском районах и на Таймыре.
На северо-востоке Эвенкии имеется единственный в крае якутский поселок Ессей, на берегу одноименного озера. Якутов в Красноярском крае насчитывается 1 368 человек (1 670 человек в 1989 г.) , большинство из которых составляют жители Ессея. Имеются также мигранты, выходцы из Якутии, например, студенты в Красноярске.
В Туруханском районе достаточно компактно проживают кеты, их отдельные группы встречаются также в Енисейском районе (пос. Сым) , в Байкитском районе Эвенкии (пос. Суломай) и в поселке Светлогорске (Игарский муниципалитет) . Общее количество кетов достигает в крае 1189 человек (981 человек в 1989 г.) .

Среди кетов есть потомки родственной им народности - югов. Трое из них, по последней переписи населения, записались не кетами, как остальные, а югами, значит па­мять об этом народе еще жива среди его потомков.

В Туруханском районе расположен единствен­ный в крае селькупский поселок - Фарково. Общее число селькупов состав­ляет в крае 412 человек (в 1989 г. - 359 человек) . Основная же часть селькупов расселена в соседних Томской и Тюменской областях.
На Таймыре проживают четыре северных этноса, в т. ч. самый крупный на сегодня в крае коренной народ - дол­ганы (2002 г. - 5 805 человек, 1989 г.- 5 383 человека) . Помимо Таймыра они находятся и в смежных районах Якутии.

Ненцев в крае насчитывается 3188 человек (в 1989 г. - 2 622 человека) , ареал их основного расселе­ния - северо-западные районы Таймыра, по обоим берегам Енисея и Енисейской губы.

В двух таймырских поселках - Воронцово и Потапово проживают энцы (всего в крае 213 человек) , причем в недалеком прошлом они включались при переписях населения в состав близких по культуре ненцев. В действительности их количество несколько больше, ведь красноярская экспедиция 2002 года только в пределах Таймыра выявила 245 энцев. Как оказалось, некоторые из них по-прежнему еще значатся ненцами.
Место обитания еще одно­го северного народа - нганасан - Центральный Таймыр. Они проживают совместно с долганами в трех поселках - Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нганасаны оказались единственным аборигенным этносом, чья численность в крае за межпереписной период уменьшилась с 1103 человек в 1989 г. до 811 человек в 2002 году. Однако экспедиция 2003-2004 годов дала несколько большую цифру, обнаружив только на территории Таймырского округа 867 человек против 766 человек по переписи 2002 года.
Таким образом, в Красноярском крае проживают 10 коренных сибирских этносов, восемь из которых относятся к категории малочисленных народов, а четыре (долганы, кеты, нганасаны и чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения

В Красноярском крае сегодня проживают сегодня восемь малочисленных коренных народов, это нганасаны и ненцы, кето и долганы, чулымцы и селькупы, энцы и эвенки. Каждый из народов невероятно интересен, у каждого из них своя самобытная культура и уникальные традиции.

Эвенки, или собственное самоназвание эвенкил, или по-старинному тунгусы издавна живут в Восточной Сибири. Сегодня этот немногочисленный народ общим количеством около 77 тыс. человек, 4,6 тыс. человек из них составляет коренное население разных административных единиц Красноярского края. Эвенки неоднородны по своему этническому составу, среди них различают отдельные, весьма самобытные группы — солоны, манегры, бирары, орочены.

Ареал расселения эвенков чрезвычайно обширен от до самых берегов Охотского моря. Предки эвенков пришли на эту землю с юга, по мнению ученых, из Забайкалья в V-VII вв. н.э. Некоторые этнографы считают предками эвенков забайкальских уваней, скотоводов-кочевников с берегов Селенги и Баргузина. Пришлые забайкальцы активно смешивались с тунгусами, ассимилировали их, и постепенно образовался этнос эвенков.

К основной прототунгусской этнической общности ученые археологи относят так называемую глазковскую бронзовую культуру XVIII-XIII вв. до н.э. Археологические памятники, обнаруженные в устье Иркута в пригороде Иркутска Глазково представляют собой кочевые стоянки и могильники. В погребениях древних глазковцев найдены уникальные предметы быта и оружие.

Первым из русских, встретивший в 1628 году тунгусов на Ангаре, был казак Петр Бекетов. Казаки узнали, что управлял сей землицей и родами иноверцев некий князь Гантимур, узнали они и о других местных князьках Бабуге, Тякше, Болдоное. По велению государя построили казаки Чарское зимовье и обложили местных тунгусов ясаком, в основном пушниной.

В царской России и позже в советские годы происходило постепенное проникновение двух культур русских и эвенков. Поселенцы обучались таежной охоте, брали в жены женщин эвенков, принимали нормы морали аборигенного населения.

Эвенкийский язык, разделенный на множество диалектов и говоров, принадлежит к тунгусско-манжурским алтайским языкам. Многие эвенки говорят на бурятском и якутском языках, большие группы эвенков замечательно изъясняются на русском языке.

Сегодня эвенки расселены по огромной территории дисперсно, что, несомненно, препятствует этнокультурному развитию и консолидации народа. Крупных сел, где эвенки проживают большими группами, совсем немного.

Основными занятиями традиционных эвенков всегда были стадное кочевое оленеводство на вольном круглогодичном выпасе, разведением овец и лошадей, таежная охота на лося, медведя, сибирскую кабаргу, оленей, пушных зверей, белку, куницу, соболя. Подсобное значение в хозяйстве имеет рыбная ловля и промысел тюленя.

Женщины занимались обработкой шкур, пошивом из них одежды, изготовляли из подручных материалов посуду и утварь. С приходом русских эвенки быстро переняли у них земледелие, выпечку хлеба, овощеводство, кузнечное и гончарное дело, разведение коров.

Основой традиционной кухни эвенков является мясо диких животных, оленье молоко, конина, рыба, дары тундры и тайги, ягоды, орехи, дикие луки. Основным напитком семейной трапезы является чай с травами, часто соленый и солью и молоком.

Вплоть до XX века у эвенков сохранялся древний обычай коллективного распределения среди сородичей всего добытого семьями общины — нимат. Имущество и родство у эвенков передается по мужской линии. Престарелые родители остаются жить чаще с младшим из сыновей.

За невесту дают калым или жених отрабатывает за нее определенные работы в интересах ее семьи. В семьях эвенков нередко встречается левират, брат мужчины должен взять на себя заботу о семье и жене в случае его гибели. В зажиточных семьях встречается многоженство, в некоторых семьях одновременно проживают до пяти жен.

Столетиями у эвенков сохранялись культы духов природы, родовые и промысловые культы, традиционный шаманизм. Весьма распространен среди эвенков культовый медвежий праздник, во время которого община сообща разделывала тушу убитого медведя, вместе поедали его мясо и ритуально проводили захоронение костей.

Православие, благодаря трудам миссионеров, с XVII века начало приживаться среди эвенков. Южные эвенки ощутили на себе влияние буддизма. В фольклоре народа преобладают импровизированные песни, сказки о животных с этической основой, мифы и рассказы под варган о реально живших в народе героях. Праздники эвенков часто сопровождаются хороводом (хейро).

Нганасаны

Самым северным из евразийских народов является самодийский народ нганасанов, проживающих на востоке Таймыра. Дословно «нганасан» означает «человек», «нганасаны» — «люди». Сегодня большинство нганасан сосредоточено в северных поселках Волочанка, Новый, Усть-Авам. И все же, часть нганасан и сейчас проживает в промысловых местах в тундре в верховьях Дудыпты.

Сегодня в России проживают 862 нганасана, 44 представителя народа живут на Украине. Из общего количества нганасанов родным языком владеют 125 человек, большинство нганасан довольно хорошо освоили русский язык. Язык нганасанов лингвисты относят к самодийским уральским языкам. Народ делится на авамских, вадеевских и яроцких нганасан.

Охотились нганасаны на дикого оленя, водоплавающую и таежную птицу, пушных зверей, ловили рыбу, собирали дары тундры. Женщины занимались выделкой шкур, шили одежду и национальную обувь, в советские годы работали на зверофермах по выращиванию голубых песцов.

Питаются нганасаны оленьим мясом, запасая его впрок, женщины вялили его нарезанным на длинные полоски на солнце. Зимой женщины замораживали оленью кровь, которую использовали для изготовления специфической похлебки дяма. Запасался олений жир и рыба, мясо куропаток и диких гусей, песцов и зайцев в ледяных ящиках. Популярна также мясная и рыбная сырая строганина. Хлеба нганасаны практически не употребляли, пекли только как лакомство пресные лепешки.

Среди устного фольклора нганасан известны героические поэмы о местных богатырях ситаби, поговорки, бытовые и мифические сказки, иносказательные частушки и загадки. Древние предания рассказывали вечерами у костра сказители, простые оленеводы и охотники.

Селькупы

Селькупов коренных сибирских жителей раньше называли остяками-самоедами. Проживают нарымские и тазовско-туруханские селькупы общей численностью 4400 человек на севере Тюменской и , Красноярского края. Южная группа селькупов являются потомками кулайской культуры (V в. до н.э. – V в. н.э.), и более поздней релкинской культуры (VI-IX вв. н.э.).

В русских источниках XVI века впервые появилось выражение «Пегая Орда», которым называлось племенное объединение сибирских селькупов. Документы рассказывают о серьезном противостоянии русским дружинам селькупской Орды в 400 воинов, возглавляемой князем Воней. Даже с падением Сибирского ханства Воня продолжал со своими воинами борьбу за независимость своего народа. Пегая Орда подчинилась русскому царю только в 1598 году, но и тогда часть селькупов ушла на крайний север.

Питались селькупы в основном мясо-рыбным рационом в сыром, вяленом, вареном и запеченном на огне виде, пресными лепешками из ячменной и ржаной муки, приготовляли хлебное вино «уль», рыбу часто квасили в бруснике. В обществе селькупов была четкая иерархия, особую роль в которой играли вожди-князья, богатыри-сенгира и шаманы.

Селькупский язык лингвисты относят к самодийским языкам уральской группы. Традиционными верованиями селькупов стали шаманизм, анимизм и позже православие. У селькупов в древности широко практиковалось воздушное погребение. Сегодня селькупы являются весьма разобщенным народом, проживающим в разных административных территориях.

Долганы

Одним из коренных малочисленных народов является тюркоязычный народ долганы. Сегодня в Долгано-Ненецком и Таймырском автономных округах, частично в Якутии проживает около восьми тысяч долган. Народ сложился в XIX веке из переселенцев на север с Лены якутов и эвенков, местных эвенков и энцев.

Самоназвание «долган» произошло от одного из долганских родов. Часто долган относят к близким им якутам и называют «саха». Сегодня долганы являются самым северным их тюркоязычных народов. Русские казаки при православном крещении давали долганам свои фамилии, сохранившиеся и сегодня. Язык долган относится к тюркским языкам, разделен на хатангский, авамский, попигайский, пясинский и норильский говоры.

Кето

Кетов, (самоназвание «кет» — «человек»), представителей коренного малочисленного народа, живущего на севере Красноярского края, раньше называли енисейскими остяками, просто остяками и енисейцами. Кетов в России сейчас проживает 1219 человек.

Преобладающим населением кеты являются в трех северных поселках Мадуйка, Суломай и Келлог. Язык кетов лингвисты относят к енисейским языкам. Он находится в отдаленном сходстве с нахскими, адыго-абхазскими и сино-тибетскими языками. Носителями кетского языка сегодня являются примерно 150 человек.

Предки кетов пришли на енисейский север с юга, смешались с тюрко-самодийскими племенами, которые были угроязычными. Именно пи этом смешении образовалась самобытная культура кетов. В XVII веке кеты жили тремя родовыми, локально живущими группами, земшаки жили по Подкаменной Тунгуске, в устье Бахты жили богденцы, на Елогуе жили инбаки. В 1607 году кеты добровольно вошли в состав Московского государства.


Основные народы На территории Красноярского края проживают представители 8 коренных малочисленных народов Севера: долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Данные народы являются носителями традиционного образа жизни, основанного на единстве человека и природы, занимаются традиционными видами хозяйствования и промыслами, имеют богатую культуру, хранят национальные традиции и обычаи.


Долганы Долганы (саха) народ в Российской Федерации (всего 7,3 тыс. чел. Народность сформировалась в конце XVIII первой половине XIX веков. Традиционные занятия Долганов оленеводство, охота на птицу и рыболовство. Основа пищи оленина, сырая, мороженая или варёная. Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером.


Нганасаны Говорят на нганасанском языке, который относится к самодийской группе уральской семьи. Традиционные занятия охота на дикого оленя, водоплавающих птиц, домашнее оленеводство (c XIX в.), пушная охота, рыболовство по открытой воде. Второстепенное значение имели рыболовство, пушной промысел. Основным оружием были копье (фонка), лук (динта) стрелы (буди). Традиционное жилище конический чум по конструкции близок к ненецкому. Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Основу питания составляло оленье мясо. Фольклор нганасан стал изучаться с конца 1920-х гг.



Кеты Малочисленный коренной народ Сибири. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков. численность народа 1494 человека. С кетами связывается карасукская культура (2 тыс. до н.э.) Казахстана и Южной Сибири. В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм.


Ненцы Самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Традиционное занятие крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи и состоит из двух диалектов тундрового, который распадается на западные и восточные говоры. Местные жители получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству, используются говядина, свинина, рыба.



Селькупы Селькупы Народ, живущий на севере Западной Сибири. Численность в России около 4249 чел. Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков. Традиционные верования анимизм, шаманизм. В конце XVI века существовало племенное объединение селькупов, которое в русских источниках называется «Пегая Орда».


Чулымцы Небольшой тюркский народ в России численностью 656 человек. Говорят на чулымском языке. Были крещены в православии, сохраняются некоторые традиции шаманизма. Основное занятие земледелие и разведение крупного рогатого скота. Чулымцы сложились в XVII XVIII веках, как результат смешения тюркских групп (переместившихся на восток после падения Сибирского ханства), частично телеутов и енисейских кыргызов.


Эвенки Сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы. Живут в России, Китае и Монголии эвенков. Глазковская культура археологическая культура монголоидных древнетунгусских племен бронзового века (18 13 вв. до н.э). Язык- эвенкийский, якутский, хамниганский, русский, китайский. Религия- шаманизм. Родственные народы: Маньчжуры, Нанайцы, Орочи, Ульчи, Эвены, Сибо.


Энцы Малочисленная самодийская народность численностью менее 300 человек. Верующие православные. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам. Численность- 237 человек. Основное жилище энцев чум, имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским. Комплексное оленеводческо- промысловое хозяйство.


Заключительная часть. Проблемы. Так, в Красноярском крае – одном из крупнейших в Российской Федерации – проблемы связаны с депопуляцией, особенно среди малых народов, сложными природно-климатическими условиями, спадом производства на предприятиях химической, нефтехимической и металлургической промышленности, что в итоге привело к безработице. Если исходить из проблем края, то главные направления деятельности были связаны с решением следующих задач: улучшение положения детей, в том числе малых народов Севера, укрепление и поддержка семьи, оздоровление населения, предотвращение массовой безработицы. В этих условиях основная тяжесть легла на краевые, областные, городские, районные органы социальной защиты и комитеты по занятости населения.



Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты - самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

  2. Буряты - это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии - город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия - это один из основных центров буддизма в России.

  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва - одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица - город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

  4. Хакасы - один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.

  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно - это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия - шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

  6. Ненцы - один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы - кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

  7. Эвенки - народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса - примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки - народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки - прирожденные охотники и следопыты.

  8. Ханты - коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов - рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков - шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

  9. Эвены - народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык - тунгусский. Места проживания - Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.

  10. Чукчи - кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия - анимизм. Коренные промыслы - охота и оленеводство.

  11. Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия - шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа - вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

  13. Нанайцы - малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.

  14. Коряки - коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса - шаманизм. Численность - 8 743 человека.

  15. Долганы - народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность - 7 885 человек.

  16. Сибирские татары - пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше - по некоторым оценкам до 100 000 человек.

  17. Сойоты - коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.

  18. Нивхи - коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов - 5 162 человека.

  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.

  20. Ительмены - это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

  21. Телеуты - тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.

  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки» . Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.

Для студентов

специальности 070703 Звукорежиссура культурно-массовых

представлений и концертных программ

Очной (заочной) формы обучения

Составители: Белоносова И.В.

Уровень основной образовательной программы - специалитет

Красноярск, 2012

Раздел первый

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

Коренные народы Красноярского края

Численность и расселение

Музыкальная культура Тувы в 20 столетии.

В. Сузукей

Музыкальная культура тюрков в современном мире (краткий обзор). В. Сузукей

К истории музыкальной культуры Тувы

Тувинская культура на современном этапе

Группа "Ят-Ха". ТУВА

(материал из интернет-сайта группы)

Из истории музыкальной культуры Хакассии

Легенды и мифы в современном мире

Миф о происхождении комуза

II международный симпозиум по чатханной музыке и горловому пению в Хакассии

Фестиваль «Саянское кольцо» и народная музыка

Мировоззрение хакасов

Роль традиционного мировоззрения в становлениии хакасской литературы

Хакасское музыкальное творчество

(Учебно-методическое пособие для преподавателей музыки. Шишлянникова Н.П. , Мазай Л.Ю)

Современная Хакассия. По материалам интернет-сайтов

Самодийская мифология

Традиции: праздники обряды. Сценарии (Тува)

Хоомей (к постановке вопроса)

Раздел первый

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

1. Коренные народы Красноярского края Численность и расселение

По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири. К местному аборигенному населению можно отнести хакасов, проживающих в южных, граничащих с Республикой Хакасия районах: Шарыповском, Новоселовском, Ужурском и др. Всего на 2002 г. в регионе насчитывалось 4 489 хакасов, хотя еще недавно, в 1989 году, их было в полтора раза больше - 6 466 человек.

На северо-западе Красноярья, по реке Чулым Тюхтетского района и далее в сопредельном Тегульдетском районе Томской области проживает маленькая народность - чулымцы . Они по языку близки к хакасам, но, будучи охотниками и рыболовами, отличаются от них типом традиционного хозяйствования и материальной культуры.

До недавнего времени им было отказано в праве считаться особым этносом, и только в начале XXI века стали учитывать как чулымцев, что является переводом их самоназвания «июс кижилер» («люди Чулыма»). По переписи 2002 года, в крае оказалось 159 чулымцев.

В зоне тайги, в основном в Эвенкиии, расселены эвенки , общей численностью 4 632 человека в 2002 году и 4 338 человек в 1989 году. Помимо Эвенкии они проживают в Енисейском,Туруханском,Северо-Енисейском районах и на Таймыре.

На северо-востоке Эвенкии имеется единственный в крае якутский поселок Ессей, на берегу одноименного озера. Якутов в Красноярском крае насчитывается 1 368 человек (1 670 человек в 1989 г.), большинство из которых составляют жители Ессея. Имеются также мигранты, выходцы из Якутии, например, студенты в Красноярске.

В Туруханском районе достаточно компактно проживают кеты , их отдельные группы встречаются также в Енисейском районе (пос. Сым), в Байкитском районе Эвенкии (пос. Суломай) и в поселке Светлогорске (Игарский муниципалитет). Общее количество кетов достигает в крае 1189 человек (981 человек в 1989 г.).

Среди кетов есть потомки родственной им народности - югов . Трое из них, по последней переписи населения, записались не кетами, как остальные, а югами, значит память об этом народе еще жива среди его потомков.

В Туруханском районе расположен единственный в крае селькупский поселок - Фарково. Общее число селькупов составляет в крае 412 человек (в 1989 г. - 359 человек). Основная же часть селькупов расселена в соседних Томской и Тюменской областях.

На Таймыре проживают четыр е северных этноса, в т. ч. самый крупный на сегодня в крае коренной народ - долганы (2002 г. - 5 805 человек, 1989 г.-5 383 человека). Помимо Таймыра они находятся и в смежных районах Якутии.

Ненцев в крае насчитывается 3188 человек (в 1989 г. - 2 622 человека), ареал их основного расселения - северо-западные районы Таймыра, по обоим берегам Енисея и Енисейской губы. Не́нцы (ненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.Кухня

Местные жители получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству. Оленина - довольно вкусное, нежное мясо, с некоторым привкусом дичи.[источник не указан 578 дней] Это мясо подвергают часто посолу - простейшему способу консервирования для его хранения на продолжительные сроки. Солонина применяется в любом виде: сыром, копченом, вяленом. В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например свежая печень, почки, кровь оленя. Изысканным блюдом являются языки, сердце, сычуги и прочие вкусности.

Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.

Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в основном, подвергают варке или тушению.

Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне - что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются строганина из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушеное с макаронными изделиями.

На гарнир предпочитают макаронные изделия; рис, овощи потребляются крайне редко.

Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.

Хлеб предпочитают больше ржаной.

Традиционное занятие - крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни.

Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев, как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 г. был упраздён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы - 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе.

Первые письменные сведения о ненцах у русских относятся к 1096 году, упоминанием в летописи Нестора.

В XVI в., с широким продвижением русских на восток, царское правительство строит на ненецких территориях ряд опорных пунктов - острогов, городков (Берёзов - 1593, Обдорск - 1 595, Сургут - 1 594, Мангазея -1601, Туруханск - 1607г.) Здесь начались регулярные торговые отношения ненцев с русскими. В быт и производство ненцев проникли новые технологии и предметы быта: огнестрельное оружие, сети, металлические изделия, ткани.

В 70-х гг. XIX в. царское правительство начинает переселение ненцев на Новую Землю. Колонизация эта была предпринята, чтобы положить конец норвежским притязаниям на богатую природными ресурсами землю, издавна принадлежавшую России.

В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимистического мировоззрения. Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели в представлении ненцев своих духов-"хозяев". Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум, от которого зависело и благополучие людей. Сын Нума, божество Нга, считалось злым богом болезней и смерти. Нум помогал людям только в случае обращения к нему с просьбами о защите. Эти просьбы и ответы на них передавали небесные духи (тадебцю), общаться с которыми могли только шаманы. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя - "мать земля", которая помогала людям, особенно покровительствовала женщинам.

Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертв, приносимых непосредственно духам, (например, водяному хозяину жертва опускалась в воду) или их изображениям из дерева и камня, водружаемых в определенных урочищах. Жертвоприношения выражались и в "кормлении" изображений духов. При неисполнении просьб духов наказывали и "оставляли без пищи".

Шаманство. Значительную роль у ненцев играло шаманство. Однако магические действия мог производить не только шаман. Ранее можно было наблюдать остатки семейного шаманства: камлание с бубном иногда производились и простыми смертными. Семейное шаманство, по-видимому, уничтожило выделение профессиональной группы шаманов.

Шаман считался избранником духов. Функции шаманов были весьма разнообразны: лечение больных, предсказание будущего, помощь в промысле, похороны и проводы души покойного. У ненцев в зависимости от выполняемых функций существовали различные категории шаманов.

Полное специальное шаманское облачение сохранилось в XIX в. лишь у восточных ненцев, у западных имелась только особой формы шапка.

Шаманы взимали плату за камлание. Размеры платы колебались от пары рукавиц или оленьей шкуры до нескольких оленей.

Бубен. Основным атрибутом шаманов был бубен. Ненецкое название - пензер. Ненецкий бубен имел круглую, реже овальную форму, небольшой размер (50-60 см в диаметре). Обечайку, шириной до 8 см делали из лиственницы, реже - из ели. На внешней стороне обечайки устанавливали 7 или 14 столбиков, вырезанных из березы, березовой губы, реже из рога или мамонтовой кости. На столбики натягивали жильую нить, или тонкие ремешки. Большое количество столбиков на сравнительно малой окружности обечайки создавало характерную для ненецких бубнов волнистую линию края. Часто на внутренней стороне обечайки укрепляли железные скобки с подвешенными на них кольцами или квадратными железными пластинками.

Обечайка обтягивалась кожей дикого, реже домашнего оленя, пожертвованного светлым небесным духам. Внутри бубна укреплялась сложная деревянная рукоять в виде развилки. Рукоять делали обычную березовую, иногда употребляли рог оленя, при этом его не вытачивали, а подбирали естественно разветвленный рог.

На некоторых бубнах на внешней стороне обтяжки имелся кружок. Это кружок иногда обводили красной краской. Перед натягиванием на обечайку кожу смачивали, завязывая в центр круглую монету для того, чтобы при высыхании кожи имелся запас, иначе высохнув, кожа могла лопнуть. Эта монета (или металлическая бляха) оставляла след в виде кружка в центре бубна.

Колотушка представляла собой узкую деревянную лопаточку, обтянутую шкурой оленя.

По старым представления ненцев, бубен являлся шаманским оленем, переносившим шамана в невидимые миры и в тоже время служил охранителем олених стад от болезней, волков и т.д.

Стремление выразить представление о бубне как об олене отразилось и в материале, из которого изготовлялся бубен: рукояти из рога оленя, резонаторные роговые столбики, подвески из копыт олененка.

Рисунков на бубне, как правило, не было. Только у печорских ненцев встречались бубны с рисунками. Их наносили красной краской на наружную сторону обтяжки и обечайку. Эти рисунки состояли из волнистых линий пол краю и различные перекрещивающиеся линии.

С помощью бубна шаман вызывал духов-помошников, и они, передав Нуму вопросы шамана, сообщали ответы.

Среди ненцев было распространено почитание разных животных, особенно медведя. Существовали даже особые правила пережевывания медвежьего мяса. Волк считался одним из воплощений злого духа (нгылека). Настоящее его название - сармик - почти никогда не произносили вслух. Почитались некоторые рыбы: щука, осетр, налим, кунжа. Большим почетом пользовался олень, считавшийся воплощением чистоты. В каждом хозяйстве были особые священные олени. Обычно избирались олени белой масти, на боках которых выстригался знак солнца или изображения духов. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали. Уши и рога, посвященных оленей украшали красными ровдужными лентами.

Крещение ненцев практически не изменило их религиозных воззрений. Влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник, особо почитавшийся у русских на Севере. Ему нередко приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Некоторые христианские праздники (Пасха, Ильин день) стали праздноваться ненцами, однако им не придавалось значения, предписываемое православной церковью.

В двух таймырских поселках - Воронцово и Потапово проживают энцы (всего в крае 213 человек), причем в недалеком прошлом они включались при переписях населения в состав близких по культуре ненцев. В действительности их количество несколько больше, ведь красноярская экспедиция 2002 года только в пределах Таймыра выявила 245 энцев. Как оказалось, некоторые из них по-прежнему еще значатся ненцами.

Место обитания еще одного северного народа - нганасан - Центральный Таймыр. Они проживают совместно с долганами в трех поселках - Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нганасаны оказались единственным аборигенным этносом, чья численность в крае за межпереписной период уменьшилась с 1103 человек в 1989 г. до 811 человек в 2002 году. Однако экспедиция 2003-2004 годов дала несколько большую цифру, обнаружив только на территории Таймырского округа 867 человек против 766 человек по переписи 2002 года.

Таким образом, в Красноярском крае проживают 10 коренных сибирских этносов, восемь из которых относятся к категории малочисленных народов, а четыре (долганы, кеты, нганасаны и чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения. На хакасов и якутов, насчитывающих свыше 50 тысяч человек, термин «малочисленные» не распространяется.

Помимо автохтонных для Красноярского края народов здесь же проживают представители многих сибирских и северных этносов, которые появились в регионе сравнительно недавно и насчитывают порою по несколько человек.

Среди этих мигрантов можно встретить южных соседей - тувинцев - 1 492 человека (в 1989 году было 2 049 человек), бурят - 1 051 человек (1 245 человек), алтайцев - 215 человек (227 человек), шорцев - 201 человек (353 человека), хантов - 19 человек, эвенов - 17 человек, манси -16 человек, нанайцев -15 человек, коряков - 13 человек, тофаларов - 12 человек, кумандинцев - 11 человек, чукчей - 8 человек, ительменов (камчадалов) - 8 человек, нивхов, удэгейцев, ульчей, эскимосов (по пять человек), алеутов, негидальцев, кереков (по два человека), саамов, телеутов (по одному человеку).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: