Образовательный портал - Kuveys

Венеды.

Древний народ, обитавший в Восточной Европе (преимущественно на территории Польши) на рубеже н.э., рассматриваемый как один из предков славян.

Вандалы как германизированные венеды на карте Европы I века

Археологические соответствия

С венедами чаще связывают Поморскую культуру, которая была распространена на южном побережье Балтийского моря при впадении Вислы до вторжения готов. Поморская культура развивалась в тесном взаимодействии с кельтско-италийской лужицкой культурой. Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает "белый". Под влиянием германцев в рамках пшеворской культуры часть венедов могла подвергнуться германизации и образовать этнос вандалов, а другая - войти в состав нарождающейся славянской народности после взаимодействия с полесскими балтами в рамках зарубинецкой культуры, от которой пошла пражская культура. Вместе с тем округ этнической принадлежности венедов до сих пор идут жаркие споры, поэтому большинство выдвигаемых теорий имеют спорный характер.

Венеды на карте Европы II века

Исторические упоминания

Наиболее ранние известия о венедах, восходит к концу I-II в. н. э. и принадлежат римским и греческим писателям - Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. На певтингеровой карте редактировавшейся с I в. н. э. по V в. н. э., венеды локализуются в низовьях Дуная, а венеды-сарматы в северной части Карпат - ареалы пражской и пеньковской культур в V в. н. э. Начиная с Тацита, «венедами» в текстах античных историков стали обозначать не только адриатических венетов, но и племя, жившее в Центральной Европе. По свидетельствам некоторых авторов, они жили по Висле и побережью Балтийского моря (в средневековых летописях имеется легенда о Палемоне, прибывшем из Венетии в низовья р. Неман с пятьюстами знатными семьями), а по мнению других - к северу от Карпат и на Нижнем Дунае, однако почти все отмечали их многочисленность и обширность занятых ими пространств. Современный баварский город Аугсбург, во времена римлян, назывался Augusta Vindelicorum, то есть "город Августа, в стране венедов (винедов), живущих по Лику". Плиний Старший причислял венедов к сарматам, Тацит колебался в суждении: причислять ли их к германцам или сарматам. На основании того что они «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком», он всё же счёл их отличными от сарматов, «живущих в повозке и на коне». Византийский историк Иордан (VI век) считал их родственными антам и склавинам и отмечал, что их имя вытесняется этими двумя этнонимами. Современные Иордану, но уделявшие большее внимание близкому к ним времени, а также более поздние историки Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр, Феофилакт Симокатта и др. не упоминали венедов.

Венеды как носители Пражской культуры (VI век)

Древние греки рассказывали о реке Эридан, находившейся на севере, что у этой реки живут ВЕНЕТЫ, которые добывают янтарь. С начала I века от р.х. сведения о венетах увеличиваются. Римские писатели Плиний и Помпоний Мела сообщают рассказ другого римлянина Квинта Метелла Целера (он был в 58 г от р. Х. проконсулом Галлии) - на северный берег Германии буря прибила корабль с купцами народа виндов (винетов). Плиний далее пишет: "Некоторые рассказывают, что здесь (речь идет о гданьском заливе) живут до реки Вистулы (Вислы) Птолемей II век от р. Х. тоже упоминает о венетах: «Сарматию ограничивают великие племена - венеды по венедскому заливу…». Далее он пишет: "По реке Висле под венедами живут гутоны, затем финны...". В третий раз он упоминает ВЕНЕТСКИЕ горы (Карпаты).

Венеды как славяне

По одной из теорий, венеды были индоевропейским протославянским народом, покорившим и заселившим регион между Балтийским и Адриатическим морями. Можно предполагать, что часть венедов на рубеже VII-VIII веков переселилась восточнее и влилась в состав восточных славян. Возможно, этноним «венеды» сохранился в наименовании восточнославянского племени вятичей (произносилось и зафиксировано в некоторых летописях как «вентичи»). В то же время имеются археологические и антропологические свидетельства того, что в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья.

Историк Иордан в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» пишет:" Между реками Дунаем, Тисой и Олтом лежит Дакия, ..к северу.. на необозримых пространствах расположился многолюдный народ венедов. Несмотря на то, что теперь их название меняется соответственно различиям родов, но все же преимущественно они называются СКЛАВЕНАМИ и АНТАМИ ". Так же он пишет: "После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов…Эти венеты происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавинов".

В хронике Фредегара (VII в.) не единожды упоминаются венеды (Winedos) в привязке к славянам (Sclavos) в связи с событиями 623 г.: "Славянами, называемыми венедами", "Славяне, которые известны как венеды".

Ион Боббийский, живший в VII веке, в своем описании жития святого Колумбиана говорит: "Между тем запала в голову мысль отправиться в пределы венетиев (Venetiorum), которые также зовутся славянами (Sclavi)...".

Англосаксонский писатель Алкуин, живший во времена Карла Великого, писал в своем письме (датируемое 790 г.): "Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)...".

Память о венедах сохранилась в языках финских народов, которые этим именем по сей день называют русских и Россию. Финское - "Venäläinen" (русский), "Veneman", "Venäjä" (Русь); эстонское - "Venelane" (русский), "Venemaa", "Vene" (Русь); карельское - "Veneä" (Русь).

Венеды как отдельный народ

У историков нет консенсуса, являются ли одним и тем же племенем тацитовские венеды и адриатические венеты, говорящие на венетском языке и населявшие в XI-I веках до н. э. часть северо-восточной Италии и давшими название Венеции. Существовали и другие племена, носившие сходное название (например, упоминаемые Юлием Цезарем кельты-венеты) и германцы вандалы.

По предположению российского археолога Щукина М. Б., в начале н. э. существовала связь между венетами адриатическими, и венетами прибалтийскими населявшими в I в.н. э. Самбийский полуостров (устье Немана), и являвшихся носителями самбско-натангской археологической культуры, что подтверждается археологическими находками. Таким образом, венеды отождествляются с северными иллирийцами.

Fredegarii. Et aliorum chronica. Vitae sanctorum // Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Merovingicarum. - Hannoverae, 1888. - P. 144, 154.; Свод древнейших письменных известий о славянах. - М., 1995. - Т. II. (VII-IX вв.). Венеды

Ionae Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis // Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Germanicarum. - Hannoverae et Lipsiae, 1905. - P. 216.; Свод древнейших письменных известий о славянах. - М., 1995. - Т. II. (VII-IX вв.). . Венеды

Monumenta Alcuiniana // Bibliotheca rerum Germanicarum. - Berolini, 1873. - P. 166-167.; Свод древнейших письменных известий о славянах. - М., 1995. - Т. II. (VII-IX вв.) . Венеды

Вилинбахов В.Б. Славяне в Ливонии (Некоторые соображения о вендах Генриха Латвийского) // Acta Baltico-Slavica. - Warszawa, 1973. - T. VIII. Венеды

Егоров К.Л. Образование Киевской Руси. Венеды

ИОРДАН «О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ». Венеды

Славяне, венеды. Венеды

Тацит. Венеция, правда, была основана в VII веке н. э. Этот факт дал основание теории о том, что венеты в той или иной форме, могли продолжать существовать и после I в. до н. э. и могли, на самом деле, иметь отношение к более северным и западным венедам, описаным Тацитом. Венеды

Щукин М.Б. (С.-Петербург) РОЖДЕНИЕ СЛАВЯН. Венеды

Ведь психология общины (рода, ордена, секты, деревни...) такова, что пока ты в ней, то ни в чем не нуждаешься, ибо всё общее и ты сам - общий. Чтобы понять, причем тут увиденная этимологами "радость", просто вспомните народные деревенские гуляния - веселье в чистом виде, обусловленное собранием всей общины в одном месте. Один за всех и все за одного. Она даст тебе и кров, и еду, и судьбу, если ты - часть неё. Но если нет, то община закрывается для тебя, вместе со всеми духами, домовыми и т.д. Тогда уж жди и боль, и печаль, и тревоги...

Чтобы увидеть именно этот вывод, достаточно просто посмотреть слова, однокоренные названию нашей руны:

ᚹᛁᚾᛁᛉ - winiz, которое стало шведским "vän" или норвежским "venn" (изначально - vinr), означает "друг". У англов писалось еще в формах wynn, wenian, wine - просто для того, чтобы сравнить с "венедами, виндами".

Касательно строк из рунической поэмы и моей интерпретации их, хорошо посмотреть на слово "wine" - так в английской поэзии обозначали "друга, правителя, защитника". Мне кажется, с таким рядом значений получше виден смысл этой "Ƿ". Говоря простым языком, "все повязаны между собой".

А что же Ваня?

Ну, и зайдем с третьей стороны. Любимая многими версия о том, что "Венеды" - это от имени "Ваня", мол, до сих пор раз русский, то Ваня, как немец Ганс или Фриц, как американец Джон (кстати, тоже "Иван", только по-англицки).

Разумеется, что назвать этнос в честь "Вани" - это верх глупости, который может выглядеть логичным только у нынешних пытливых умов. Но то, что в словах "Иван" и "Венеты" один и тот же корень - это факт.

Чтобы понять его хорошо, то настоятельно рекомендую ознакомиться с моей статьей "Иван: Купальская этимология ". Там все логические цепи подробно расписаны. Ей-богу, я просто не смогу сейчас тут повторить всё то словоблудие, что там нагородил.

Обозначу лишь два нужных нам момента. Во-первых: Иван - это как бы замена слова "крещенный", о чем писал Веселовский А.Н. в своей статье "Гетермизмъ, побратимство и кумовство въ купальской обрядности" (1894):

"В Венеции San Zuanin зовут ребенка тотчас после крещения, как в следующем малорусском обряде "Иван" отвечает вообще понятию "крещенного": когда бабка приносит новорожденного к священнику, он творит над ними молитву и поздравляет ее с "внуком Иваном"; затем он нарекает мальчику имя и снова повторяет то же приветствие. После крестин ребенка приносят домой и передают матери со словами "поздравляем с четвергом и с сыном Иваном"; либо входя в дом, спрашивают: А ну, скажи-ка, кум, какое имя нарекли нашему Ивану".

Крещенный - это значит присоединенный к общине, то есть как раз "друг, брат" (winiz), то же самое, что и руна "Ƿ".

Во-вторых: имя Иван, по моему расследованию, означает "Крепкий", что вплотную связано с понятием "Связанный" (крепкий - это туго связанный, свитый, скрепленный). Именно на этой основе "Иван" является однокоренным слову "Юность", так как юность характеризуется крепостью здоровья. Всё это в подробностях есть в моей статье по Ивану.

А как у нас называли молодёжь на Руси? Сейчас расскажу!

Возьмем крошечный отрывок из былины "Данило Игнатьевич с сыном" (Песни, собранные П.В Киреевским , выпуск 3, 1861):

"Растужится, расплачется Володимир князь.
И приходит к нему молодой вьюношь
Иван Данилович двенадцатилетец.
- Ох ты гой еси, наш батюшка Володимир князь,
Не плачь, не тужи и не печалься,
Я твоя великая застоюшка,
Обороушка немалая...
- Ох ты гой еси, младый вьюношь, Иван Данилович!
Молодехонек, зеленёхонек,
Ты на больших боях не бывал..."

Как вы понимаете, "выюношь" - это "юноша", но в то же время происходит от слова "вьюн", то есть "вить" и "венок".

И второй пример:

"Вьюни́шник (вьюшник, вьюничник, вьюне́ц, вьюни́ны, вью́нство, вьюни́тство, юни́ны, юне́ц, окликание молодых) - славянский обходной обряд, целью которого было коллективное чествование и поздравление молодожёнов, вступивших в брак в течение года. Вьюнишник завершал длительный период послесвадебных обрядов, а также вписывался в систему восточнославянских весенних обрядовых обходов, входил в одну группу с хороводными величаниями и некоторыми другими формами поздравления молодожёнов" (Википедия)

Снова "вьюн", снова молодёжь... судя по былине, двенадцатилетняя...

Так что правильно всё я разложил при разборе имени "Иван", с чем себя и поздравляю.

И как видим, Венеты не происходят от "Ивана" напрямую, однако смысл слова "Иван", выраженный в "витье, вязи" прочно заложен в "Венетах".

Ну, и раз уж такая пьянка, давайте бегло глянем на напиток Вино. Ибо он тут очень в тему, как по звучанию, так и по смыслу. Ведь Вино - это питье обрядовое. Чашу с вином пускали по кругу или же непосредственно от правителя к избранному им человеку. Все, кто выпивали из этой чаши, скрепляли обязательства между собой, то есть образовывали побратимую связь. Кстати, слово "обязательство" тоже несёт в себе "вязь", ибо от "обвязывать".

И конечно же, вино также пилось на свадьбах и святках (что очень хорошо прослеживается в английских обрядах вплоть до 20 века). И сватовские мотивы у нас так и запевались "Виноградье моё красно-зелёное". Опять же тут хорошо выбран символ, поскольку виноградная кисть - это много ягод, собранных, связанных вместе одной ветвью (гроздь)...

Человек за бортом!

Еще один пример (не могу остановиться, "Остапа понесло"), демонстрирующий через фольклор, что корень "Венедов" лежит в "Вязи".

Легендарная польская княжна Ванда, о которой говорят, будто бы она утопилась в реке Висле, чтобы не достаться в жены немецкому принцу. Хотя другие твердят, что свадьба-таки состоялась и жили они долго и счастливо. Почему правы и те, и другие? Да, собственно, потому же, почему и ошибаются все историки, спорящие о том, топил ли Разин персидскую царевну в Волге или нет.

И это мировоззрение очень хорошо отображается как раз славянской ритуальной частью, а именно Колядками.

Колядки, волочения, вьюнцы - это всё центральные обряды славянских праздников, переданные и на запад, и на юг Европы. Во время этого действа совершается обход всех домов со взаимным одариванием - это и есть негласная почти юридическая связь (делиться едой = доверие). И вместе с ней была и гласная, в прямом смысле. Так как колядующая толпа ГРОМОГЛАСНО ОЗВУЧИВАЛА имя хозяина, его семью.

Это и есть то, что выражено конструкцией "-слав" в конце некоторых славянских имён, которая говорит миру о том, чем носитель данного имени прославился... Чтобы правильно понять это слово, заменю его на "прослыл".

Английские аналоги нашего "слав" - это "laud" (восхвалять) и "loud" (громкий), откуда пошли все эти короли "Лудвиги, Луи, Хлодвики". У греков - "κλέω" (делать известным, прославлять). У нас однокоренным "славе" является "слух".

Тут всё просто - о ком идёт слух, тот знаменит. Разве нет? И это выводит нас на тему репутации, но мы ее трогать не будем. Тут и так понятно, что репутации семьи было посвящено очень много раньше, и каждый отдельный член семьи нёс на себе это бремя, не смея "обесчестить фамилию". Отсюда проистекают всевозможные вендетты, дуэли, изгнания и позоры и прочее. Огромная часть социальной жизни. Собственно, и есть сама социальная жизнь, целиком замешанная на связях.

Чем ты известен обществу? Хозяйством, детьми, деяниями... ТЕМ, ЧЕМ ТЫ МОЖЕШЬ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ, прежде всего. Вот это являлось нашим "-слав", а не поверхностным "достославные, благородные" Гильфердинга или просто "славные", как думает часть общественности. Тут есть философская связь со "Словом", но это не относится к данной теме.

Таким образом, обряд СЛАВЛЕНИЯ подводит нас к общественным УЗАМ. Именно поэтому название "Славяне" связано с "Венетами", не являясь однокоренным, но очень интересно лично мне было найти эту смысловую ниточку, которая оказалась толстым канатом (особенно, если держать в голове еще не разобранных тут "wind, вайя").

Так что, имхо (аргументированное), Гильфердинг чересчур зациклился на бахвале славян, выводя и их, и ариев, и венедов от "достославных, почтенных". Всё куда глубже и практичнее... По крайней мере, для меня, ведь каждый такой разбор кое-чему жизненному да учит.

Что же, я вам показал свою версию того, почему Венеды назывались "Венедами". Эта тема ведёт нас к еще одной - "Герои" в древнем мире, которая дополняет всю эту "узловатую" картину старого родового общества.

Но есть и маленький пикантный момент, касающийся классической греческой географии. Он связан с тем, что греческий термин Ἰνδοί, которым европейцы называли Индию (сами-то они себя величали бурятами "бхарат"), судя по написанию, - это то же "Венеды" ("Виндвы"), в связи с чем есть пара забавных опечаток в исторических документах . Так что куда там греческие покорители Востока направлялись - это очередной вопрос...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Птолемей Клавдий назвал их именем Карпаты и Балтийское море. Возможно, именно они основали Венецию. Король Швеции (Густав I) гордо величал себя их королем. Вполне вероятно, что именно они являются предками славян.

Славяне?

Эта древняя группа племен появилась на территории Европы в I тысячелетии до н.э. в результате «соприкосновения римлян с племенами южной Прибалтики». Одно из первых упоминаний о венедах принадлежит Геродоту Галикарнасскому и датируется V веком до н.э.: «Янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов)».

В I веке н.э. Рублий Корнелий Тацит обозначает территорию венедов областью между рекой Вистула (Висла) и эстиями (зстами), однако сомневается в справедливости отнесения их к германцам или сарматам. Венеды использовали щиты, передвигались пешком, ставили дома, что слабо коррелировало с образом жизни сарматов, предпочитавших постоянно «быть на коне» и воспринимавшими повозки в качестве «дома».

Век спустя, Птоломей Клавдий назвал Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты – Венедскими горами.

На Пейтингеровой карте (редакция I - V века н. э.), венеды локализуются дважды. Впервые (как Venadi) - с севера Карпат, позднее (как Venedi) - в низовьях Дуная.

Готский историк VI века Иордан опубликовал очерк начала истории славян. Иордан выдвигает мнение, что названия «венд», «венед» и «славянин» использовались для обозначения одного и того же народа. Историк применяет эти названия попеременно, что свидетельствует о том, что в VI веке признавалось тождество славян с венедами:

«У левого склона (Альп), спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавинами».

Основываясь на этом и других сохранившихся письменных упоминаниях венедов, последних часто напрямую отождествляют со славянами. Однако венеды намного древнее.

Венеды, венеты и вандалы

Алексей Хомяков и другие историки XIX века не дифференцировали венетов, венедов и вандалов. Все три группы они отнесли к древним славянам. Отсюда гипотеза о том, что именно славяне основали Венецию.

Древнерусские («Повесть временных лет») и средневековые литовские легенды («О Палемоне») отмечают регион Норик, как территорию обитания иллирийских венетов, где никогда не было ни славян, ни древних балтов. В процессе миграции на север к южным берегами Балтийского моря венеты, смешавшись с местными балтийскими племенами, вполне могли превратиться в венедов.

С этим согласуется также легенда об образовании чешского народа, описанная в книге Прокопа Слободы.

Готский историк VI века Иордан первым описал историю славян, слова «венд», «венед» и «славянин» употреблялись для обозначения одного и того же народа. Историк использует эти названия попеременно, что свидетельствует о том, что в VI веке признавалось тождество славян с венедами:

«По разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошёл и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть суть славяне»

Король Швеции Гуcтав I гордо относил себя к венедам. Его пышный тройной титул звучал так: «Король шведов, гётов и венедов».

В «Скандивании в наглядных описаниях Йоханнеса Мессенуса» автор придает происхождению венедов как народа, значение бого-избранности:

«Óдин, с военной помощью союзных ему венедов, завладел всей европейской частью Сарматии и землей, откуда недавно изгнали вандалов, а вместо них поселились венеды, и море у нового места их обитания позже прозвалось Венедским заливом».

Другие гипотезы

Этноним «венеды» известен на побережье Адриатики. Современная итальянская провинция Венето и город Венеция даже в своих названиях обозначили народ венетов.

Историкам известны и другие племена, носившие сходное название. В частности, кельты-венеты, о которых в «Записках о Галльской войне» упоминал Юлий Цезарь.

Член-корреспондент Императорской академии наук Александр Николаевич Попов связывает имя венедов с легендарным народом ванов из германской мифологии. Ваны относятся к группе богов германо-скандинавского пантеона. Даже легендарные асы уступали им в возрасте и мудрости.

Средой обитания ванов считалась Ванахейма – страна Северного Причерноморья к западу от реки Дон (Ванаквисль), о чем говорится в древнеисландской «Саге об Инглингах».

Что о венедах знают лингвисты?

Подтверждения гипотезы о том, что венеды – наши предки, есть и в лингвистике. Слово «русский» переводится на финский как «Venäläinen», «Русь» - «Veneman», Россия по-эстонски - «Venemaa». Карельское «Veneä» означает «Русь».

Словацкий ученый Павел Шафраник находит в этом протославянском языке термин «руса» и трактует его как «река». «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло», – заключает ученый.

Куда они делись?

На рубеже IV - V веков началась эпоха Великого переселения народов. Венеды рассеялись по различным территориям. Однако они не исчезли бесследно. Название народа и накопленная генетическая память связывают ветви древнего народа идеей общих корней.

Восточные венеты, упоминаемые в древних хрониках как Венды, Венты (лат. Venedi, Venethae, Venethi; греч. Ούενέδοι), иногда Энты (лат. Veneti, греч. Ενετοί), в германском произношении - Винды (нем. Wenden) - племенная группа, известная до VI века, и упоминаемая древними историками Геродотом, Помпонием Мелой, Плинием Старшим, Тацитом, Клавдием Птолемеем, Иорданом, размещаемая ими к востоку от Вислы - от балтийского побережья до северных Карпат и низовьев Дуная. Опираясь на эти источники, многие исследователи считают венедов непосредственными предками древних славян VI-VIII веков (вендов, склавен и антов).

О венедах упоминал ещё Геродот в V веке до н. э., когда писал о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов).

Согласно Плинию (I век), венеды обитали на юго-восточном побережье Балтийского моря восточнее Вистулы. Плиний Старший и Помпоний Мела сообщают рассказ проконсула Галлии Квинта Метелла Целера о том, как на северный берег Германии буря прибила корабль с купцами народа виндов (венетов).

Тацит помещает венедов на территории между рекой Вистула (Висла) и эстиями (зстами). Тацит колебался в суждении: причислять ли венедов к германцам или сарматам, родственного скифам племени . На основании того, что венеды «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком», он всё же счёл их отличными от сарматов, «живущих в повозке и на коне».

По имени венедов Птолемей Клавдий (II век) называл Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана , а Карпаты Венедскими горами. Соседями венедов он называет племена сарматов, феннов, галиндов (голядь) и гутонов.
На Пейтингеровой карте, редактировавшейся с I веке н. э. по V век н. э., венеды локализуются в двух местах, первый раз (как Venadi) с севера Карпат, второй (как Venedi) в низовьях Дуная.

Готский историк Иордан в своём повествовании «О происхождении и деяниях гетов (Гетика)» (551 г.) так описывал места проживания венетов [венедов]:

« …У левого их склона [Альпы], спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы , на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра [ Днестра ], и на север - до Висклы [ Вислы ] , вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих - распространяются от Данастра до Данапра [ Днепра ], там где Понтийское [Чёрное] море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов»»

Там же, у Иордана упоминается, что во времена остроготского [остготского] короля Германариха (умер в 375 или 376 годах новой эры), племя венедов было подвластно ему наряду с другими праславянскими племенами:

« …Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племен, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха»

Множество территорий, где с VII века живут славянские народы, в I веке были заселены праславянскими племенами. Например, на территории Болгарии жили , на территории Словении — праславянские , на территориях прибалтийского поморья, Чехии, Моравии, от реки Вислы до Одера жили праславянские племена.

Несомненно, праславянские племена имели индо-арийские корни, так как все славянские языки, в том числе и русский язык, относится к . В основе Индоевропейских языков лежит родной язык «Риг-Веды»(ṛg-veda - «хвала знанию»), которая является древнейшей частью вед. Ведический санскрит и более поздний классический санскрит — разные языки.

На ведическом санскрите само слово — «славный» . А ещё щравана — zravaNa означает: «приобретение знаний, обучение на слух, исследование» и слово «шраванья» — śrāvaṇa - «устное учение, постижение Веды на слух».

Переход от индоарийского ведического слова — «славный», в составе которого есть — , -vaNa, -vaṇa, к слову «венеды» родственны и, очевидно, принадлежат самоназванию людей одного рода-племени.

Многие исследователи утверждают, что этноним «венеды» сохранился в однокоренном наименовании восточнославянского племени вятичей (произносилось и зафиксировано в некоторых летописях как «вентичи», др.-еврейск. Wnntit .
По мнению ряда исследователей, имеются археологические и антропологические свидетельства того, что в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья. В частности, отмечаются сходства конструкции некоторых типов построек, а также параметров черепов из захоронений у полабских славян и новгородских словен.

Этнографическая память о венедах сохранилась в языках финских народов, которые этим именем по сей день называют русских и Россию. Финское - «Venäläinen» (русский), «Veneman», «Venäjä» (Русь, Россия); эстонское - «Venelane» (русский), «Venemaa» (Россия), «Vene» (Русь); карельское - «Veneä» (Русь).

В современном эстонском языке Vene означает «русский», то есть славянский.

Все славяне в VIII веке, принимая самоназвание единого славянского рода племени, и общности языка, тем не менее делились по названиям территорий -новгородские или ильменские славяне. Все славянские племена связаны множеством общих черт различных археологических культур начала нашей эры.

Территория распространения племён венедов, ставанов, соувенов и их предшественники: , самоназвание — — соув[б]ены Птолемея — полуострове — склавены — славяне — совпадает с ареалом распространения праславянских племён со II века до н.э. — II века н.э.

Славянофил А. С. Хомяков, автор XIX века, ссылаясь на хрониста XII века Гельмольда написавшего в «Славянской хронике»:
«Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются».

Между тем, эти три народа занимали единую территорию в центре Европы и могли быть связаны между собой. Адриатические венеты ещё во II тыс. до н. э. были связаны с регионом южной Прибалтики янтарным путём.
Древнерусская летопись Повесть временных лет и средневековые литовские легенды о Палемоне связывают происхождение своих народов с регионом Норик, где жили иллирийские венеты :
« …По разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошёл и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть суть славяне».

С этим согласуется также легенда об образовании чешского народа , описанная в книге Прокопа Слободы :

«Хорошо знаю, что известно многим, но не всем, как некогда из этой крапинской местности, по исчислению Петра Кодицилюса и многих других, в 278 году, ушёл очень знатный вельможа Чех с братьями своими Лехом и Руссом, а равно со всеми своими приятелями и родом, из-за того, что они не могли уже переносить те великие нападки и притеснения, которые делали им римляне, а особенно начальник римских войск Аврелий , который охранял Иллирию вооруженной рукой и настолько притеснял его род, что Чех со своими поднял против него восстание и вывел его из числа живых. И вследствие этого, боясь могучей руки римлян, покинул Крапину, своё отечество. Целых 14 лет служил он с Салманином, с сыном Цирципана, в то время правителя и будущего вождя богемского народа …»

По мнению С. Л. Николаева, все эти этнонимы восходят к одному этнониму (*wenət-), первоначально принадлежавшему какой-то одной западноиндоевропейской группировке .
Российский археолог М. Б. Щукин предполагает существование в начале н. э. связи между венетами адриатическими, и венетами прибалтийскими, заселявшими в то время Самбийский полуостров (устье Немана), и являвшихся носителями самбско-натангской археологической культуры , что подтверждается некоторыми археологическими находками.

Отождествление венедов со славянами

Чешский археолог, этнограф, историк-славист и антрополог, профессор Карлова университета Любор Нидерле (1865 — 1944 г.г.) был решительным сторонником отождествления славян и венедов:
«Балтийские венеды были, безусловно, славянами. Имеется несколько доказательств этому. Во-первых, их места обитания в I-II веках н. э. совпадают с местами обитания славян в VI веке. Распространение славян было совсем незначительно в период переселения народов. Во-вторых и это очень важный довод, - наименование венедов, вендов сохранялось в немецком языке (Wenden, Winden) в течение всей исторической эпохи, вплоть до новейшей, как общее наименование славян. Старые деревни, которые их немецкие соседи хотели отличить от одноимённых немецких деревень, обозначались в отличие от них windich или wendich. Наконец, Иордану, историку VI века, первым давшему очерк начала истории славян, известно, что наименования «венд», «венед» и «славянин» употреблялись для обозначения одного и того же народа ; он употребляет эти названия попеременно, из чего можно заключить, что в VI веке признавалось тождество славян с венедами » .

В самом деле, историк Иордан в своём труде «О происхождении и деяниях гетов» указывал тождество между венедами, антами и склавинами . Кроме Иордана, венедов со славянами отождествляли и латинские писатели VII-VIII вв. : в хронике Фредегара (VII в.) не единожды упоминаются венеды (Winedos) в привязке к славянам (Sclavos) в связи с событиями 623 г.: «Славянами, называемыми венедами», «Славяне, которые известны как венеды».

Иона из Боббио, живший в VII веке, в своем житии святого Колумбана писал: «Между тем запала в голову мысль отправиться в пределы венетиев (Venetiorum), которые также зовутся славянами (Sclavi)… ». Англосаксонский писатель Алкуин, живший во времена Карла Великого, писал в своем письме (датируемое 790 г.): «Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)…» .

Противниками отождествления венедов и славян использовался в конце XIX века буковый аргумент, согласно которому прародина славян располагалась восточнее предполагаемого места обитания венедов, однако, по новейшим данным палеоклиматологии, в первые века нашей эры климат в Европе был значительно более мягким, чем в XIX веке, и ареал произрастания бука отличался от современного.


Археологические соответствия.
С венедами связывают Поморскую культуру , которая была распространена на южном побережье Балтийского моря при впадении Вислы до вторжения готов. Поморская культура развивалась в тесном взаимодействии с лужицкой культурой.
Существует гипотеза, что под влиянием германцев в Пшеворской культуре часть венедов могла подвергнуться германизации и образовать этнос вандалов, а другая - войти в состав славянской народности.

В более поздний период, в V-VI веках, с венедами связывают дзедицкие древности на западе.
По предположению российского археолога М. Б. Щукина, в начале н. э. существовали связи между венетами адриатическими и венетами прибалтийскими, заселявшими в то время Самбийский полуостров (устье Немана) и являвшимися носителями самбско-натангской археологической культуры, что подтверждается некоторыми археологическими находками.

Венеды на рубеже I и II веков н.э. занимали территорию, на которой с VII века мы видим первоначально различные племена славян, живущие между средним течением Днепра, верховьями Западного Буга и Вислы — территория северо-западной Украины, южной Белоруссии и юго-восточных областей Польши. Восточные славяне жили «кождо своим родом», собираясь время от времени на совместное вече.

Пшеворская и Зарубинецкая археологические культуры распространены в обширном ареале от Полесья Припяти, Верхнего и Среднего Поднепровья , племена этой культуры, обитавшие на среднем Днепре, наладили торговые контакты с античными северным Причерноморьем, осуществляя торговлю по Борисфену (Днепру). Об этом свидетельствуют фрагменты эллинистической керамики. Главным же для определения хронологии и этнической принадлежности племён зарубинецкой культуры являются фибулы — заколки для одежды . Их изучение показало, что племена Зарубницкой археологической культуры связаны с формированием культуры кельтских народов Средней Европы . Кельтская культура развивалась своим путём, формируя и сохраняя своё своеобразие. При значительном кельтском импульсе в процесс становления Зарубницкая археологическая культура сохранила собственный темп и ритм развития, свои собственные связи и включения, а так же хронологию этапов своего развития, отличную от общих канонов других Латенских или кельтских археологических культур железного века (V-I вв. до н. э.), распространённых по всей Центральной и Западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, в Малой Азии, Британии и Ирландии.

Многообразие внешних влияний можно выделить и в соседней Пшеворской культуре, в которой прослеживаются многие черты воздействия германской, кельтской, латентные черты Зарубинецкой культуры и фракийской — . Памятники Зарубинецкой и пшеворской культур со временем переходят в Черняховскую археологическую культуру в конце II — начале III века.

Хорошо известны племена венедов , проживающие на реке Висле, и венеты, живущие на побережьи Адриатического моря. Объясняя ситуацию с многочисленными венедами-венетами.

Юлий Цезарь сообщает о населявших полуостров Бретань галльских племенах венетов. Венеты Бретани — это племена, оказавшие самое решительное сопротивление войскам римлян, вторгшихся в Галлию, и самым жестоким образом они поплатились за это, римляне казнили весь общинный совет и продали в рабство всех граждан венетского округа . И вся история завоевания венетов-галлов рассказана самим Юлием Цезарем.

Племя венетов пользовалось наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагали самым большим числом кораблей, которые ходят в Британию. Венеты Бретани превосходили остальных галлов знанием морского дела, и не смортя на малое количество морских гаваней на побережьи, венеты сделали своими данниками всех, занимающихся морской торговлей в этом районе.

Основания вроде бы очевидны: Венеты Бретани — в Висло-Бугском бассейне венеды; в Бретани Брест — на Буге Брест.

Есть полное основание считать, что имя племени «венеты» у галлов Бретани , о которых пишет Цезарь, это именно самоназвание . То же самое относится и венецианским венетам — народу с собственной письменностью и государственностью, торговыми связями с Римом, которые были покорены Римским государством, но и сегодня в области Венето, сохранился язык венето.

Справа налево: ka.n.ta ruma.n.na dona.s.to re.i.tia.n.

Оба эти народа — и Венеты Бретани, и венецианские венеты сохранили своё самоназвание с античных времён.

ВЕНЕДЫ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Венеды (лат. Venedi, Venethae, Venethi), или венды, или венты — прото-европейский народ, упоминавшийся в письменных источниках с I по VI века н.э. С венедами связывают пшеворскую археологическую культуру.

Название «венеды» встречается в текстах античных историков, начиная с Тацита. По свидетельствам некоторых авторов, они жили по Висле и побережью Балтийского моря, иначе именуемого Венедским, а по мнению других — к северу от Карпат и на Нижнем Дунае.

На огромных пространство от Ботнического залива до берегов Испании в географических названиях можно встретить тот же корень "вен(д)": Вандея (франц. Vendée) — департамент и одноименная река на западе Франции; расположенные неподалёку Вьенна (франц. Vienne) — департамент и река на западе Франции; Вена (лат. Vindabona, нем. Wien, польск. Wieden),- столица Австрии; итальянские Венеция и окрестная провинция Венето, заселённая в прежние времена племенем Венети (Veneti) (греч. Ενετοί); прибалтийская река Вента и расположенные на ней города Вента и Вентспилс (Виндава); наконец, Вятка, произносимая с носовым звуком В(ен)тка. Названия Wenden, Winden употреблялись немцами в средние века для обозначения славян вообще и широко представлены на карте Германии . Кроме того, финны и эстонцы, считающие, что их легендарным предком был Вейнамейнен (Вайнемуйне)(фин. Väinämöinen), до сих пор называют Россию «Venaja» и «Vene» соответственно.

Вокруг этнической принадлежности венедов до сих пор идут жаркие споры, и большинство выдвигаемых теорий имеют спорный характер.

По одной из теорий, венеды — то же самое, что славяне. По другой, они представляли собой отдельную этническую группу — либо коренную, либо появившуюся здесь в результате одной из миграционных волн. Можно предполагать, что часть венедов на рубеже VII — VIII веков переселилась восточнее и влилась в состав восточных славян. В средние века новгородцы называли себя «словене» (подчёркивая тем самым своё отличие от населения Киевской Руси) — в принципе и в этом слове можно найти морфему «вене». В то же время имеются археологические и антропологические свидетельства того, что в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья.

Плиний Старший причислял венедов к сарматам, Тацит колебался в суждении: причислять ли их к германцам или сарматам. На основании того что они «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком», он всё же счёл их отличными от сарматов, «живущих в повозке и на коне». Византийский историк Иордан (VI век) считал их родственными антам и склавинам и отмечал, что их имя вытесняется этими двумя этнонимами.

Источники

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%8B

http://en.wikipedia.org/wiki/Adriatic_Veneti

http://www.pravaya.ru/govern/391/550?print=1

Http://de.wikipedia.org/wiki/Wenden

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВЕНЕДЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВЕНЕДЫ
    венеты, венды (лат. Venedi, Veneti), древнейшее наименование славянских племён, по-видимому, относящееся к их западной ветви. Название "В." встречается с 1 …
  • ВЕНЕДЫ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ов, ед. вен"ед, -а, м. и вен"еты, -ов Древнейшее (с I в. н. э.) наименование славянских племен, живших к северу …
  • ВЕНЕДЫ в словаре Синонимов русского языка:
    венды, …
  • ВЕНЕДЫ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ВЕНЕДЫ в Толковом словаре Ефремовой:
    венеды мн. Древнейшее наименование славянских племен, живших по Висле и побережью Балтийского моря, встречающееся у античных авторов в I в. …
  • ВЕНЕДЫ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. Древнейшее наименование славянских племен, живших по Висле и побережью Балтийского моря, встречающееся у античных авторов в I в. …
  • ВЕНЕДЫ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. Древнейшее наименование славянских племен, живших по Висле и побережью Балтийского моря, встречающееся у античных авторов в I в. …
  • ВЕНЕЦИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Венеция (итал. Venezia, нем. Wenedig), город в Италии. Население 271,3 тыс. жителей (2004). Название города …
  • ВЕНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вена (нем. Wien) - столица Австрии, расположена в восточной части страны. Является одной из девяти …
  • ОТГОН I ВЕЛИКИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Из рода Людольфингов. Немецкий король в 936—973 г. Император «Священной Римской империи. Умер в 962—973 гг. Сын Генриха 1 Птицелова …
  • ОТГОН I ВЕЛИКИЙ в биографиях Монархов:
    Из рода Людольфингов. Немецкий король в 936—973 г. Император «Священной Римской империиУмер в 962—973 гг. Сын Генриха 1 Птицелова и …
  • ВЕНЕТЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    1) группа племен, населявших в древности северное побережье Адриатического м., к северо-востоку от р. По; вопрос о происхождении не решен. …
  • ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    культура, археологическая культура рубежа 2-3 вв. - рубежа 4-5 вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на З. до …
  • ПОЛЯКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    нация, основное население Польской Народной Республики. Численность 32,8 млн. чел., или около 98% всех жителей страны (1973, оценка). Около 10 …
  • ВЕНДСКИЙ КОМПЛЕКС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    комплекс, венд (по названию древнего славянского племени венды, или венеды) , комплекс горных пород, непосредственно предшествующий кембрийской системе (периоду) …
  • СЛАВЯНСКОЕ ПРАВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    и его история. — Понятие. Под славянским правом понимается наука, долженствующая раскрыть начала общественной жизни славян как одного единого целого. …
  • ВЕНЕТЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВЕН́ЕТЫ, группа племён, населявших в древности сев. побережье Адриатич. м., к С.-В. от р. По; вопрос о происхождении не решён. …
  • СЛАВЯНСКОЕ ПРАВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    и его история. ? Понятие. Под славянским правом понимается наука, долженствующая раскрыть начала общественной жизни славян как одного единого целого. …

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: