Образовательный портал - Kuveys

Умение правильно употреблять формы слов – признак хорошей, грамотной речи. Ничто так не разрушает имидж человека, как промелькнувшие в его речи «более светлее» или «пара сапогов». Ошибки в форме – неправильное падежное или родовое окончание, неправильная форма множественного числа существительных, повелительного наклонения глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ, потратить определенное время на отработку задания А3.

Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо выучить и отработать):

1. Числительные

А. Как склоняются порядковые и количественные числительные.

У порядковых меняется только последнее слово, все другие остаются неизменными (Родился (в каком?) в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Это случилось (в каком?) в две тысячи восьмом году.

Весьма частая ошибка – шедевры типа «в двухтысяче(и)пятом году» . Поэтому следующее замечание с примерами прочтем при полном внимании:

У порядковых – не меняется ничего, кроме последнего слова (Это случилось в тысяча восемьсот девяносто шестом году.)

У количественных меняется каждое слово, более того – каждая часть слова Напечатано (около скольких?) около тысячи девятисот пяти книг. Подобраны комментарии (к скольким?) к двум тысячам восьми книгам).

Поскольку при склонении русских числительных далеко не лучшие к ним чувства испытывают ученики всех времен, применяются разные подсказки.

Подсказка 1 – у числительных двести, триста и т.п. падежное окончание обычно совпадает с окончанием существительного (нет двухсот(нулевое ) книг(нулевое ); дать двумстам книгам , доволен двумястами книгами ).

Подсказка 2 – у числительных, обозначающих сотни (200-900), Р.п. – всегда на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но: если сотня одна (сто) Р.р. и все остальные, кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти к ста ученикам, доволен ста работами.

Подсказка 3 – числительные 40,90 склоняются так же, как и одиночное 100 (см. подсказку 2), то есть имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока, девяноста, ста (все остальные падежи): например: полка со ста книгами (с сорока книгами, с девяноста книгами) .

Б. Как и с чем употребляются собирательные числительные.

– Двое, трое, четверо и другие собирательные числительные употребляются только с 3 группами слов:

1) лица мужского пола (не предметы мужского рода!) (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши (пятеро волчат, трое лисят, двое ребят)

!Подсказка – с женщинами и взрослым животными – не употреблять! (то есть нельзя: двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки, три тигра).

– Оба или обе?

С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба мальчика, оба учебника, оба стола . Соответственно – обоих мальчиков, обоим учебникам, обоими столами ). С существительными ж.р. – обе (обе девочки, обе книги, обе парты. Соответственно – обеих девочек, обеим книгам, обеими партами ).

2. Степени сравнения прилагательных и наречий

Наиболее частая ошибка – соединяются простая и составная формы.

Правильная сравнительная степень:

Формы более светлее или менее выше НЕПРАВИЛЬНЫ!

Правильная превосходная степень:

простая форма – светлейший, высочайший, наибольший (из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее светлый, светлее всего (светлее всех) – у прилагательных.

Формы самый светлейший, самый наисветлейший ОШИБОЧНЫ!

Превосходная степень наречия – этот камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи интуитивно употребляется верно: выше всех (выше всего) (от наречия «высоко»).

3. Повелительное наклонение глаголов

Правильные формы повелительного наклонения глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ, а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ (***никаких ездий, едь, ехай! ). Соответственно я ЕЗЖУ, ЕДУ , он ЕЗДИТ, ЕДЕТ (***и никаких я ездию , он ездиет !).

Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ ), выдь (вместо ВЫЙДИ ), положь (вместо ПОЛОЖИ ) в литературной речи (А на ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.

В формах глаголов с приставкой ВЫ- (высуни – высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а также почисти – почисть, не порти – не порть, не корчи – не корчь, не морщи – не морщь допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч. – правильна одна форма – на -ИТЕ (высуните, выставите и т.д.)!

О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч. – хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. – хотим, хотите, хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги, бегите – это повелительное наклонение. Так что внимательнее к контексту!

Частые ошибки – в глаголах колебать, дремать, щипать, махать. Правильные формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).

4. Окончания некоторых существительных в И.п. мн.ч.

Обычно для разныхсуществительныхиспользуется одна из форм:

на -И(-Ы) или на -А(-Я).

Здесь надо просто смотреть в словарь и запоминать. Иногда в словах допустимы оба варианта, но предпочтение лучше отдавать литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)

5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.

Возможны3 типа окончаний: нулевое, -ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно запомнить все, но можно выучить хотя бы наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:

В заключение надо сказать, что все усилия, приложенные к тому, чтобы запомнить правильные формы, окажутся безуспешными, если делать это лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный контроль собственной речи куда более эффективен, особенно если договориться с приятелями или одноклассниками замечать ошибки друг друга.

данная


ошибка

Примеры

ошибок


Ошибки в образовании слов (нарушение словообразовательных норм)

Ошибки в образовании слова

1. Неправильное использование приставок

Зафотографировали (вм. сфотографировали)

Завсегда (вм. всегда)



2. Неправильное использование суффиксов
Одеяло мокнуло (вм. мокло)

Я люблю Азербайджанию (вм. Азербайджан)



3. Ошибки при образовании сложных слов

Полуумный (вм. полоумный)

Ошибки в образовании форм различных частей речи (нарушения морфологических норм)

Нарушения в образовании форм существительных:
1. Неправильное образование формы им. п. мн. ч.
Директора (вм. директоры),

торта (вм. торты),

шофера (вм. шофёры),

договора (вм. договоры)



2. Неправильная форма рода
пирожки с повидлой (вм. с повидлом)

туфель порвался (вм. туфля)

вкусное кофе (вм. вкусный)

легкая тюль (вм. легкий)

мальчик был круглой сиротой (вм. круглым)


3. Неправильная форма числа

Певец вышел на подмосток (вм. на подмостки)

4. Нарушение норм склонения иноязычных фамилий
У Барклая де Толля (вм. де Толли)

Фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (вм. Вайнеров)



5. Неправильное образование формы р. п. мн. ч.

Пять килограмм (вм. килограммов), много грузинов (вм. грузин)

Доволен новыми дверями (вм. дверьми)



6. Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных

Я забрал его ферзь (вм. ферзя)
7. Склонение несклоняемого существительного

Мы побывали на горном плате (вм. плато)

Нарушения в образовании форм прилагательных

1. Неверное образование форм кратких прилагательных
Вывод беспочвенен (лучше: беспочвен)

Ему свойственен оптимизм (вм. свойствен)



2. Ошибки при образовании степеней сравнения
Самый талантливейший поэт XIX века (вм. самый талантливый)

Более тяжелее перенесла разлуку Наташа (вм. более тяжело)

Младшую дочь ему было жальчее (нет нормативной формы сравнительной степени)

Он хорошее меня (вм. лучше)



Нарушения в образовании форм местоимений

1. Неправильное образование местоимений 3-го лица мн. ч.

Ихний сын, ихняя книга (вм. их)

Сестра старше него (вм. его)

Разница между ей и подругами очень большая (вм. ней)


Ошибки в склонении числительных

1. Ошибки в склонении количественных числительных
На это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот)

В стах метрах (вм. в ста)

Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление)

С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью)



2. Ошибки в склонении составных порядковых числительных

…до тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча)

3. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе)

По обоим сторонам дороги (вм. по обеим)

Ампутация обоих ног (вм. обеих)



4. Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих)

Троих дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три)

Ошибки в образовании глагольных форм

1. Ошибки в образовании личных форм глаголов
Ветер колыхает листву (вм. колышет)

Ими двигает чувство сострадания (вм. движет)



2. Ошибки в образовании повелительного наклонения

Едь (вм. поезжай)

Ляжь (вм. ляг)



3. Неверное образование видовых форм

Институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует)

Ошибки в образовании причастий и деепричастий

1. Неправильное образование действительных и страдательных причастий

Ручейки, стекаемые вниз, были холодными (вм. стекающие)

Изделия, выпускающиеся в России, известны и за рубежом (вм. выпускаемые)



2. Ошибки при образовании деепричастий

Вышев на сцену, артист поклонился (вм. выйдя)

Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия)



Ошибки при образовании наречий

1. Использование разговорной формы вместо литературной

Он тута

Остановите здеся



Ошибки в построении словосочетаний (нарушения синтаксических норм)

Ошибки в согласовании
1. Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными
Молодежь собрались в парке (вм. собралась)

Стая лебедей летели (вм. летела)


2. Неправильное употребление числа сказуемого
Чтобы приносить пользу Родине, нужно знания, честность (вм. нужны)

Там жила старая бабушка и ее внук

(вм. там жили)


3. Согласование обобщающего слова и однородных членов

На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва, Орел… (вм. Красноярска, Москвы, Орла)

Ошибки в управлении
1. Употребление неверно выбранного падежа

Заведующий кафедры (вм. заведующий кафедрой)

Летать вертолетом (вм. на вертолете)

Плыть лодкой (вм. на лодке)

Согласно приказа (вм. приказу)



Ошибки в построении простого предложения (нарушения синтаксических норм)

Ошибки в построении простых неосложненных предложений

1. Личное местоимение дублирует подлежащее

Это автор, он всегда ставит острые вопросы.

2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка

Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить)

Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала).



Ошибки в построении простых предложений, осложненных однородными членами

1. Рассогласование времен

Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит).

2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий

Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди.

В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов.



3. Парное сочетание несопоставимых понятий

Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас…

4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов

Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).

5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных

Комната просторная и светла.

Ошибки в построении предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами

1. Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

Автор знакомит нас с Базаровым, ведущего трудовой образ жизни. (вм. ведущим)
2. Ошибки в построении средней части:

Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении

Отсутствие последовательности в мыслях

Использование структурно однообразных предложений

Основная часть содержит ненужные, не имеющие отношения к теме сведения

содержит смысловые повторы


Простакова всячески издевалась над крепостными. Она заботилась о воспитании и обучении Митрофанушки.

Простакова воспитала из Митрофанушки грубияна. Комедия Фонвизина имеет большое значение в наши дни.

Я провел лето в деревне. Я помогал бабушке. Мы собирали грибы и ягоды. Мы купались в речке.

Вместо рассуждения о проблеме текста, поднятой его авторм Михалковым: «Автором данного текста является Михалков. Как известно, он известный писатель, писавший стихи, басни, рассказы, повести. Они пользовались большой популярностью у детей…

Проблема, поставленная в тексте… Итак, проблема заключается в том, что…




3. Неудачная концовка (дублирование вывода)
Итак, Простакова своей любовью к сыну вредит ему. Таким образом, она своей любовью воспитывает в нем лень, распушенность, бессердечие.

Ошибки в употреблении параллельных синтаксических конструкций (нарушения синтаксических норм)

Ошибки в построении простых предложений вместо сложных и наоборот

1. Употребление конструкций с причастными оборотами вместо более целесообразного использования сложного предложения с придаточным определительным
Вдали виднелись сосны, покрытые снегом, сверкавшим на солнце, играющем своими лучами

(Ср.: Вдали виднелись сосны, покрытые снегом, который сверкал на солнце, играющем своими лучами)



2. Употребление конструкций со словом который вместо придаточных оборотов
В тексте подняты вопросы, которые очень важны, которые связаны с ценностями русского народа.

(Ср.: В тексте подняты вопросы, которые очень важны, связанные с ценностями русского народа)



3. Ошибки в построении конструкции с деепричастным оборотом, употребленном в безличном или неопределенно-личном предложении

Находясь в Болдине, Пушкиным была окончена 9-я глава.

(Ср.: Когда Пушкин находился в Болдине, он окончил…)


Ошибки в словоупотреблении (нарушение лексических норм)

Лексические анахронизмы

Ошибки, связанные с перенесением современного слова на действительность прошлого или наоборот, немотивированное использование архаизмов в современной речи

В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.

Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов, собравшихся в Филях..

Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.


Вульгаризация речи (этико-речевые ошибки)

1. Использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий, обесцененной лексики), а также инвектив (оскорблений)
…политические ворюги и шестерки.

Хрен с ним, со старым маразматиком.

Ему его мать на фиг не нужна.

Да он просто придурок.

За это его надо как следует отфигачить.

Я ненавижу всех хачиков.



2. Использование лингвоцинизиов – слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления

Жмурик (о покойнике)

накопитель (помещение для ожидания посадки в самолет)

Раскольников типа раскаялся

Мы как бы умные люди


Двусмысленность (амфиболия)

Неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи

Учителю надо многое сказать (учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать?)

Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее

Ребенок требует ухода матери

На костре – лучшие люди села.

Студентам из Африки сдать хвосты на третьем этаже.

Выбейте мне печенку (о покупке печени)

Археологи заметили, что покойники ил южного захоронения перекликаются с покойниками северного захоронения.

Прочитав роман Достоевского «Преступление и наказание», я понял, как надо решать свои проблемы



Неблагозвучие (какология, какофония)

Нецелесообразное стечение звуков при образовании слов, словосочетаний, предложений, вызывающие нежелательные, часто грубые, непристойные ассоциации

Утек, подлец! Ужо постой…[ужопастой] (А. Блок)

Их тыщи, а нас рать [насрат’ ]

Пока, Кать [покакат’ ]

И шаг твой землю тяготил [ишак твой]



Канцелярские штампы (канцелярит)

Стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте

Катериной было принято решение утопиться.

Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.

Жуковский осуществил перевод «Слова о полку Игореве».


Нарушения лексической сочетаемости

Нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание

Микроскопическая разница (вм. незначительная)

Обильное общение (обильным может быть полив грядок, а не общение)

Одержать поражение (вм. победу)

Павка Корчагин был политически активен в быту и в личной жизни.



Ошибки в употреблении синонимов

Неверный выбор одного из близких по значению слов

Екатерина была поставлена на престол (вм. возведена)

Капитан надел нарядный китель (вм. парадный)

Его имя знакомо во многих странах (вм. известно)


Ошибки в употреблении паронимов

Неразличение паронимов

Вы уже ходили вешаться? (вм. взвешиваться)

Одень пальто (вм. надень)

Скрипка в этом произведении – сольный инструмент (вм. солирующий)


Ошибки в употреблении антонимов

Неправильный подбор антонима

Эта комедия вызывает у зрителя не только смех, но и сострадание (вм.: смех – слезы, сострадание – равнодушие).

Плеоназм

Немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания

В апреле месяце (достаточно: в апреле)

Памятный сувенир (достаточно: сувенир)

Моя автобиография (достаточно: автобиография)

Труп мертвеца (достаточно: труп)



Тавтология

Неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же, однокоренных или созвучных слов

Следует сказать следующее

С одним моряком случился случай

Надо сказать следующее



Ошибки в выборе слова

Неоправданное использование похожего слова

Пустота фамусовского общества рано возбуждала Чацкого (вм. возмущала, раздражала)

А. Блок – мастер звукозаписи.



ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

(неязыковые ошибки, заключающиеся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по теме, приводит факты, не соответствующие действительности)



Ленский вернулся в свое имение из Англии.

В томике Пушкина я прочитала: «Белеет парус одинокий…»

«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…» Каждый образованный человек скажет тебе, что это строки из «Слова о полку Игореве».

Вспоминаются замечательные строчки: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, словно голубые…»

У Юрия Лермонтова была няня Ирина Родионовна.


Имя существительное

Род является постоянной категорией для существительных. Сложности при употреблении возникают у существительных иностранного происхождения, у которых род зафиксирован в словарях.

Несклоняемые одушевленные существительные относятся к м.р., если обозначают лиц мужского пола, и к ж.р., если называют лиц женского пола. Наименования профессий относятся к м.р., но в языке могут существовать словообразовательные пары. Синтаксически (с помощью прилагательных) род может уточняться.

Несклоняемые неодушевленные существительные могут относиться ко всем трем родам. У них род определяется по словарю.

Собственные несклоняемые существительные имеют тот же род, что и слова , являющиеся родовым наименованием.

Слова тюль, толь, шампунь, студень м.р.

У склоняемых аббревиатур род определяется по окончанию. Иногда род определяется по роду главного слова.

Падеж является второй категорией существительного, которая может вызывать трудности словоупотребления.

При склонении нужно учитывать следующие правила:

Славянские имена на –о склоняются по 2 склонению.

Фамилии на –аго, -яго, -их, -ых не склоняются.

Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на гласную, не склоняются.

Фамилии на –ко не склоняются.

Существительные м.р. обладают вариантным окончанием в форме Им.П. мн.ч. вариантное окончание –А встречается в следующих случаях:

В односложных словах,

В двух- и трехсложных словах с ударением на первом слоге,

В словах латинского происхождения, обозначающих одушевленные предметы и получивших широкое распространение,

Существуют варианты падежных окончаний в Р.П. мн.ч. у следующих групп существительных:

Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие парные предметы, искл. Пара носков,

Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие национальности с основой на –н или –р,

Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие название воинских групп, искл. Минеров, саперов,

Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие названия некоторых единиц измерения,

Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие названия некоторых плодов.

Окончание –ов встречается у существительных помидоров, томатов, апельсинов, мандаринов.

Упражнение 3. Образуйте форму мн.ч. им.п. у следующих существительных:

Директор -а"

Доктор -а"

Инспектор -а"

Отпуск -а"

Паспорт -а"

Профессор -а"

Сторож -а"

Бухгалтер –ы

Выбор –ы


Договор –ы

Инженер –ы

Лектор –ы

По"рт –ы


Почерк –и

Приговор –ы

Редактор –ы

То"рт –ы


Трактор –ы

Шофер –ы

Упражнение 5. Образуйте форму Р.П. мн.ч. у следующих существительных:

(ПАРА) ботинки (ботинок), погоны (погон), сапоги (сапог), чулки (чулок), носки (-ов), апельсины (-ов), гектары (-ов), фильмы (-ов).

СРЕДИ армяне (армян), калмыки (-ов), киргизы (-ов), грузины (грузин), башкиры (башкир), монголы (-ов), таджики (-ов), татары (татар), турки (турок), якуты (-ов), цыгане (цыган).

НЕСКОЛЬКО амперы (ампер), граммы (-ов), ватты (ватт), вольты (вольт), килограммы (-ов).

ОТРЯД солдаты (солдат), партизаны (партизан), гусары (гусар), минеры (-ов), саперы (-ов).

НЕСКОЛЬКО басня (басен), туфля (туфель), кочерга (кочерёг), свадьба (свадеб), простыня (простынь), яблоня (яблонь), доля (долей), пригоршня (пригоршней), свеча (свечей), (но игра не стоит свеч).

НЕТ устье (устьев), платье (платьев), побережье (побережий), яблоко (яблок), личико (личиков), болотце (болотцев), полотенце (полотенец), одеяльце (одеялец).

Имя прилагательное

У прилагательных на –енный при образовании краткой формы возникают 2 варианта: на –ен, -енен. Нормативной формой является 1.

Степень сравнения образуется тоже только у качественных прилагательных и имеет 2 разновидности:

сравнительная:

простая образуется с помощью суффиксов –е, -ше, -ее, -ей (разговорная)

составная образуется сочетанием частиц более, менее с прилагательным.

превосходная:

простая образуется с помощью суффиксов –айш-, -ейш-,

составная образуется с помощью местоимений самый с прилагательным, всех с простой сравнительной степенью.

В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени прилагательных: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.

Формы «более лучший» и «более худший» не употребляются, т.к. второе слово само выражает значение сравнительной степени.

Упражнение 1. Образуйте краткую форму у прилагательных:

Добрый –добр, большущий, светлый – светел, маленький, хитрый – хитер, теплый – тепел, горелый, деловой, острый – остер, полный – полон, золотой, больной – болен, молодой – молод, вороной, коричневый, естественный – естествен, горячий – горяч, бесчисленный – бесчислен, величественный – величествен, способный – способен, многочисленный – многочислен, легкомысленный – легкомыслен.

Упражнение 3. Допишите имена прилагательные, поставив их в краткую форму:

Прием был очень торжест… (торжествен). Суров и величест….(величествен) вид на цепь снеговых гор. Этот метод лечения действ….(действен) и безболезн…(безболезнен). Ответ двусмысл…(двусмыслен).

Имя числительное

При употреблении числительных главная сложность заключается в правильном образовании падежных форм сложных (состоящих из двух корней) и составных (состоящих из нескольких слов) числительных:

При склонении сложных и составных числительных каждая их часть ставится в нужном падеже.

Числительные 40, 90, 100 имеют только 2 падежные формы: им.п. в.п. - сорок, девяносто , сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста.

Числительное оба сочетается с существительными м.р., обе – ж.р.

Числительное полтора сочетается с существительными м.р., ср.р., числительное полторы – ж.р.

Составные числительные, оканчивающиеся на 2,3,4, сочетаются с существительными в ед.ч.

В сложных словах, первая часть которых является числительным, эта часть употребляется в форме р.п., искл. 90,100 – в им.п.

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста


Падежи

От 50 до 80

От 500 до 800

200, 300,400

Им.

Пятьдесят

Пятьсот

Двести

Род.

Пятидесяти

Пятисот

Двухсот

Дат.

Пятидесяти

Пятистам

Двумстам

Вин.

Пятьдесят

Пятьсот

Двести

Твор.

Пятьюдесятью

Пятьюстами

Двумястами

Предл.

(о) пятидесяти

(о) пятистах

(о) двухстах

Склонение составных числительных, обозначающих целое число

Падежи

Составное числительное 1986

Им.

Одна тысяча девятьсот восемьдесят шесть

Род.

Одной тысячи девятисот восьмидесяти шести

Дат.

Одной тысяче девятистам восьмидесяти шести

Вин.

Одну тысячу девятьсот восемьдесят шесть

Твор.

Одной тысячей девятьюстами восьмьюдесятью шестью

Предл.

(об) одной тысяче девятистах восьмидесяти шести

Склонение числительных двое, трое, четверо, оба, обе

Падежи

Двое

Трое

Четверо

Оба

Обе

Им.

Двое

Трое

Четверо

Оба

Обе

Род.

Двоих

Троих

Четверых

Обоих

Обеих

Дат.

Двоим

Троим

Четверым

Обоим

Обеим

Вин.

Как Им. или Род.

Как Им. или Род.

Как Им. или Род.

Как Им. или Род.

Как Им. или Род.

Твор.

Двоими

Троими

Четверыми

Обоими

Обеими

Предл.

(о) двоих

(о) троих

(о) четверых

(об) обоих

(об) обеих

Глаголы.

Существуют следующие сложности, связанные с употреблением глаголов:

Недостаточные глаголы не образуют отдельные формы (1л. Ед.ч.). В этом случае необходимо использовать описательные обороты, например, смогу убедить.

Изобилующие глаголы образуют по две грамматические формы одного типа. Одна из них литературная, другая – разговорная, например, плещут – плескают.

Существуют пары глаголов – лазать – лазить – второе имеет разговорную окраску.

В качестве однородных членов предложения обычно употребляются глаголы одного вида.


Упражнение 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением глаголов:

Алеша подружил со сторожем. Ребята игрались в комнате. Инструмент надо ложить в ящик. Марусе стало все хуже и хуже. Необходимо сосредотачивать внимание на серьезных вопросах. Я победю в этом соревновании. Мне необходимо прочесть эту книгу.


Задания.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более пятиста человек

2) инженеры

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) к две тысячи пятому году

2) жгёт костер

3) пачка макарон

4) фильм интереснее

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые бухгалтеры

2) ихней работы

3) в течение тридцати пяти минут

4) дамских туфель

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) прочитая рассказ

2) менее значительный

3) в две тысячи пятом году

4) поезжай домой

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) с пятидесятью

2) оденьтесь теплее

3) высохла

4) спелых абрикосов

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

3) платьев

4) блюдцев

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году

2) выдвинуть сто четыре кандидата

3) около четырех миллионов трехсот тысяч

4) по семьдесят лет

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара ботинок

2) пара носок

3) пара чулок

4) много баклажанов

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) глубочайшее озеро

2) положи на место

3) повары вкусно готовили

4) трое суток

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) много облаков

2) хорошо проповедовает

3) поезжай

4) с двумястами тридцатью рублями

11. Запишите словосочетания , исправив ошибки, если нужно.

Более нужнее, обои брата, испеки пироги.

Белый тюль, большой мазоль, ихний брат.

Скучаю по вас, вкусные торта, ягода эта слаже.

Нет местов, согласно приказа, трое детей.

Более моложе, тонна помидоров, килограмм яблоков.

Кладите на место, обоих книг, десять грамм.

Более красивее, скоро выбора, договоры подписаны.

Не махай руками, около двухсот человек, четверо кошек.

Шесть пар носок, извиняюсь за своё поведение, лягте здесь.

Ляжь отдохни, пять яблоков, песни цыган.

Пирожок с повидлой, нет сапогов, беги назад.

Положь на стол, в обеих сумках,сыпет весь день дождь,

Их дети, более шестиста книг, обожгётесь.

В двухтысяч шестом году,грущу по вам, пара ботинок.

Много поместьев, самый счастливейший человек, двое ножниц.

Пара туфель, мы хочем, сколько сейчас время.

Блюда болгаров, я победю, трое медвежат.

Более лучший, более честный, более грамотнее.

Структура русского языка такова, что слова в словосочетаниях и предложениях связываются между собой с помощью окончаний. Они меняют формы слова, приспосабливая их друг под друга. По какому принципу это происходит и какие особенности имеют формы слова у разных частей речи.

Образование формы слова в русском языке

С помощью окончаний они меняются у имен существительных, имен прилагательных, числительных, местоимений и глаголов. Так, например, у существительных это число и падеж, у прилагательных к этим двум грамматическим показателям добавляется еще и род, а у глаголов в настоящем и будущем времени с помощью окончаний изменяются число и лицо, в прошедшем – число и род.

В процессе разбора слова очень важно выделить окончание, ведь именно оно будет “говорить” о меняющихся грамматических показателях. Даже если это нулевое окончание, то есть оно не выражено буквами, оно все равно демонстрирует определенные грамматические показатели.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все окончания являются формообразующими морфемами, то есть такими, которые не образуют новые слова, но позволяют изменить форму уже существующих.

Кроме формообразующих окончаний существует еще такая вспомогательная формообразующая единица, как суффикс. Их всего два – для глаголов прошедшего времени и для инфинитивов.

Нормы образования слов и морфологические трудности

В русском языке много морфологических норм образования форм слова, которые изучаются на уроках русского языка, когда существительные склоняются по падежам, а глаголы спрягаются по лицам и так далее. В большинстве своем эти нормы усваиваются достаточно просто, но есть сложные случаи, которые следует запомнить.

Например, у существительных это образование множественного числа в ряде слов, а также отдельно – образование формы конкретно родительного падежа множественного числа. У прилагательных может вызвать затруднение выбор между простой и составной формой превосходной и сравнительной степеней. То же касается и наречий.

Традиционно сложной темой является склонение числительных, ряд сложностей есть и у такой части речи, как местоимение. У глаголов затруднение вызывают такие морфологические нормы, как возвратная форма, повелительное наклонение, прошедшее время и некоторые личные формы.

Для того, чтобы образовать составную превосходную форму прилагательного можно использовать такие слова, как самый или наиболее. Они считаются равноправными, но все же, с точки зрения литературного языка, лучшим выбором будет слово самый.

Что мы узнали?

Формы слова в русском языке образуются в основном с помощью окончаний, но есть и такие, для которых необходим формообразующий суффикс – это скорее исключение. Речь идет всего о двух формах глагола – инфинитиве и прошедшем времени. Большинство морфологических норм образуются по общим правилам, простым и понятным, но некоторые из них предполагают более сложную схему, чем другие. Их правописание следует запомнить.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 108.

Class="clearfix">

Все грамматические ошибки, которые встречаются в речи, можно отнести к одной из трёх групп: словообразовательные (ошибочное словообразование), морфологические (ошибочное образование форм частей речи) и синтаксические (ошибки в построении словосочетаний и предложений). Познакомьтесь с примерами и проверьте себя: нет ли среди этих ошибок актуальных для вас?

1. Ошибочное словообразование .

Оно наблюдается, например, в словах будующий , над смехаться, следущий (правильно: будущий, насмехаться, следующий ).

2. Морфологические ошибки:

Неправильное образование формы существительного: не хватает время , модные польта , свежие торта (нужно: не хватает времени, модные пальто, свежие торты );

Неправильное образование формы прилагательного: более красивее, красивше (нужно: более красивый, красивее );

Неправильное образование формы числительного: с шестьсот рублями,в двух тысяча третьем году (нужно: с шестьюстами рублями, в две тысячи третьем году );

Неправильное образование формы местоимения: ихнего отца, ихние дети (нужно: их отца, их дети);

Неправильное образование формы наречия: откудова, отсюдова (нужно: откуда, отсюда );

Неправильное образование формы глагола: они хочут, ложат, ездиют, я ездию ; пиша письмо (нужно: они хотят, кладут, ездят, я езжу; когда я писал письмо );

3. Синтаксические ошибки:

Нарушение согласования: с группой ребят, увлекающимися спортом (нужно: с группой ребят (каких ?), увлекающих ся спортом );

Нарушение управления: сделать свой кабинет более красивый ; показалось о том, что (нужно: сделать свой кабинет более красивым; показалось, что );

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: растут много деревьев (нужно: растёт много деревьев или растут деревья);

Ошибки в построении предложения с однородными членами: Хочу рассказать о значении книг и почему я их люблю . (Нужно: Хочу рассказать о значении книг и о том, почему я их люблю.);

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом: Рисуя , мои мысли всегда текли спокойно. (Нужно: Рисуя, я всегда спокойно размышляю . Или: Когда я рисую, мои мысли всегда текут спокойно.);

Ошибки в построении простого и сложного предложения: Мне показалось то, что это сон. Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал . (Нужно: Мне показалось , что это сон. Ты не забудешь никогда о человеке, который столько для тебя сделал .);

Нарушение границ предложения: Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны . (Нужно: Он тяжело задумался, поэтому глаза его так печальны .);

Ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза: Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный . (Нужно: Мне нравится этот город, потому что он маленький и уютный . Сравните: Мы поссорились из-за того, что каждый настаивал на своём и не хотел уступить .)

В русском языке существует множество слов, изменяемых по падежам, числам, временам, - именно поэтому наш родной язык так сложен для изучения иностранцами. Однако многие русскоязычные люди с детства привыкают к тем или иным формам, например, к падежам и временам и обычно не совершают никаких глупых ошибок. Есть и такие формы, в которых путаются как дети, так и взрослые. Именно поэтому ошибка в образовании является довольно распространенной на ЕГЭ (едином государственном экзамене), который в наше время пишут выпускники одиннадцатого класса.

Задание на определение неверной формы слова

В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.

  • Приведем вам пример такого задания:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ПРИДЕТ на работу;
  • горячих ОЛАДИЙ;
  • ОДЕЛ шапку;
  • нет свободных МЕСТ;

Формы существительных

Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.

Множественное число в именительном падеже

Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.

  • Оканчивается на Ы: офицеры, торты, контейнеры, лидеры, порты, лекторы, шоферы, конструкторы, ревизоры, инженеры, редакторы, приговоры, ораторы, возрасты, тренеры, выборы, бухгалтеры, авторы, стажеры, договоры, снайперы, тракторы.
  • Оканчивается на И: табели, слесари, аптекари, почерки, конюхи.
  • Оканчивается на А: профессора, берега, инспектора, сторожа, директора, округа, катера, ордера, отпуска, доктора, века, адреса, сорта, стога.
  • Оканчивается на Я: якоря, кителя, штемпеля.
  • Существительные на -МЯ занимают отдельное место в образовании формах слова. Такие слова, как бремя, вымя, семя или время во множественном числе имеет окончания -ен или -ен: времена, семена, имена, нет времени, нет имени.

Родительный падеж множественного числа

В этом случае есть целых три варианта форм слова: нулевое окончание, окончание -ов (-ев) или окончание -ей.

Сначала разберем нулевое окончание.

  • Нулевое окончание - это предметы-пары: ботинок, чулок, сапог, погон, валенок, туфель. Исключение, которое важно запомнить: носков!
  • Нулевое окончание, когда имеются военные профессии, отряды: солдат, гусар, партизан.
  • Когда говорится о фруктах, например: килограмм яблок, вафель, дынь. Но, запомните: килограмм апельсинов, лимонов, мандаринов.
  • Нулевое окончание: блюдец, полотенец, басен, сабель.
  • Когда национальности на -н или -р: грузин, армян, болгар. НО!: казахов и узбеков.

Теперь окончание -ов (-ев).

  • Сюда входят исключения из предыдущего правила: носков, апельсинов, мандаринов, помидоров, драгунов, томатов.
  • А также другие слова: подмастерьев, низовьев, саперов, рельсов, гектаров, граммов, килограммов.

И окончания на -ей: простыней, врачей, будней, граблей, долей, яслей.

Степени сравнения прилагательных

Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила еще раз.

Степень сравнения Как образовать степень? Пример
Сравнительная простая Основа прилагательного в именительном падеже и суффиксы -ее (ей), -е, -ше, которые показывают сравнение с чем-либо. Красивее (кстати, ударение в слове на И), лучше, холоднее, больше, выше, теплее.
Сравнительная составная Прилагательное и более, менее. Более темный, менее холодный, более здоровый, менее высокий.
Превосходная простая Основа прилагательного в именительном падеже с добавлением суффиксов -айш, -ейш для того, чтобы показать превосходство чего-либо. Красивейший, тончайший, вкуснейший
Превосходная составная Прилагательное и вспомогательные слова наиболее, наименее. Наиболее вкусный, наименее подходящий, наиболее тонкий.

Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: "более лучше" или "более вкуснее". Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.

Формы числительных

В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.

Составные числительные

Чтобы правильно записать склоняйте каждую часть числительного отдельно. В таблице представлены склонения по падежам составных числительных разных групп - шаблон, на который можно ориентироваться.

А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.

Собирательные числительные

Собирательные числительные - например, двое, пятеро, шестеро. Есть некоторые случаи, в которых они употребляются.

  • Существительные мужского рода, обозначающие лица (трое слесарей).
  • Существительные, которые можно отнести и к мужскому, и женскому роду, общие (четверо непосед).
  • Парные предметы (двое чулок).
  • Те существительные, которые не имеют единственное число (двое ножниц).
  • Существительные, обозначающие детенышей различных животных (пятеро поросят).

Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».

Порядковые числительные

Как правильно склонять "в 1954 году?". В таких числительных склоняется только последнее число: "В тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году". Ни в коем случае не стоит склонять каждое числительное - это будет считаться ошибкой.

Обе, оба, обоих

Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.

Слово "оба" употребляется с существительными мужского и среднего рода, а "обе" - с существительными женского.

Слова, в употреблении которых часто допускают ошибки

Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.

  • Запомните: «их»! Ни в коем случае не «ихний».
  • После предлогов у местоимений всегда добавляется буква "н". Например: у них, за ними, о ней. Неграмотно употреблять местоимение "у ней". Правильно будет сказать: «у нее».
  • Между глаголами «одеть» и «надеть» есть существенная разница. Первый глагол употребляется в тех случаях, когда кто-то одевает кого-то: "Мама одела сына". А глагол «надеть» означает надеть на себя: "Надеть шапку".
  • Есть два глагола, которые часто путают: «класть» и «положить». Глагол «класть» употребляется без приставки, а вот «положить» без приставки никогда не употребляется. То есть, нельзя сказать «поклала» или «ложила».
  • В современном русском языке есть суффикс -сь, но ни в коем случае не -ся. В русских народных сказках это не будет считаться ошибкой, но сейчас так лучше не говорить. Правильно сказать: «учились», а не «училися».
  • Есть группа слов с приставкой "по" или "под", куда некоторые невольно подставляют лишнюю букву. Запомните: постричься, поскользнуться, почерк. Однако: «подчеркнуть».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: