Образовательный портал - Kuveys

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII - XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену "двухступенчатому" механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов "нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма" эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

До принятия новой Конституции в Российской Федерации существовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти - Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьезную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации "тирании большинства", завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкиваются на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.

Для системы российского типа парламентаризма важнейшим и первостепенным является не принцип разделения властей, как для системы парламентаризма западного типа, а принцип преемственности. Почему? Обратимся к истории парламентских отношений.

27 апреля 1906 года в пять часов вечера в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце собрались свыше 500 представителей, избранных по всем городам и всей необъятной Российской Империи. Собрание по поручению императора Николая II открыл статс-секретарь, действительный статский советник Фриш. Он торжество зачитал текст «Обещания...», то есть присяги: «работать по мере сил и разумения» и «хранить верность Государю Императору». Так начал свою работу российский парламент, вошедший в историю под названием Государственной Думы. С этого момента ведет свое летоисчисление современный российский парламентаризм.

Именно – современный, то есть согласно западноевропейским представлениям о парламенте как высшем законодательном и представительном органе государственной власти. Мы специально подчеркиваем это обстоятельство, потому что, вопреки бытующему как на Западе, так и в кругах «западников» нашей страны мнению, парламентская деятельность и уж тем более народное представительство во власти через избранных населением посланцев насчитывает на Руси не одно столетие, а может быть, и тысячелетие. Достаточно вспомнить собрания дружинников в Киевской Руси, новгородские и псковские народные вече, Земские соборы. Все они, как и многие другие аналогичные, но с поправкой на национальные и местные особенности, органы народного волеизъявления, представляли собой естественные прототипы современного парламентаризма.

Не имеют под собой достаточно разумных оснований и попытки некоторых политизированных специалистов представить дело так, что с прекращением работы весной

1917 года IV Государственной Думы и с разгоном в январе 1918 года большевиками Учредительного собрания в нашей стране наступил «перерыв» в реализации парламентской деятельности, и только возрождённая в декабре 1993 года – январе 1994 года Государственная Дума первого созыва, которую некоторые называют также V Государственной Думой, прервала семидесятилетний «антракт» и восстановила российский парламентаризм. Ничего подобного.

Советы, по имени которых после октября 1917 года была названа наша страна – Союз Советских Социалистических Республик, прекративший свое существование в декабре

1991 года, – получавшие на разных исторических этапах разные названия, также являются полноправными и полноценными, кстати, всецело признанными мировой парламентской практикой, представительными законодательными органами власти. Опыт деятельности Советов всех уровней, сыгравших огромную роль в строительстве и укреплении государственности и правопорядка на территории бывшего СССР, не только нельзя отвергать из-за сиюминутной политической конъюнктуры. Наоборот, наряду с историей I-IV Государственных Дум начала

ХХ века, Земских соборов ХVI–XVII веков, земского движения середины – конца XIX века изучать самым тщательным и добросовестным образом. От такого изучения, а может быть, и использования высших достижений советской модели парламентаризма не будет никакого вреда, но опять-таки, наоборот, только польза.

Соблюдение принципа преемственности и бережного отношения к историческим реалиям российского парламентаризма и народного представительства как раз и составляет основу авторской позиции, тот, хочется надеяться, фундаментальный подход, которым издавна руководствуются отечественные государствоведение и политико-правовая мысль. Этот принцип, этот подход не чужд и зарубежной теории и практике парламентаризма.

Термин «парламент» происходит от английского «parliament», который обязан своим рождением французскому глаголу «parler» – «говорить». Впрочем, в дореволюционной Франции парламентом назывался провинциальный суд, и лишь впоследствии этот термин стал эквивалентом английского.

Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть короля ограничило собрание крупнейших феодалов (лордов, то есть господ), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и графств (сельских территориальных единиц). Подобные сословные и сословно-представительные учреждения возникли затем в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах. Впоследствии они развились в представительные учреждения современного типа или были заменены ими.

То есть, как видим, и для западного типа парламентаризма принцип преемственности отнюдь не пустой звук. Он также имеет существенное значение для становления и особенно для развития парламентаризма, в мировой практике.

Другой основополагающий принцип парламентской деятельности, без которого она невозможна по определению, – это принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. В теории государства и права общепринятым считается обозначать терминами «соединение» и «разделение» властей принципы организации и механизм реализации государственной власти.

Очевидно, что по своей сути государственная власть едина, всякое ее дробление на составные части чревато развалом всей властной системы. Как это произошло с распадом СССР. Вынули

из-под КПСС статью 6 Конституции СССР, сделали ее только политической партией, а властной структурой – нет, и государство рухнуло. Так же произошло и с Российской империей, когда ее лишили принципа самодержавной власти.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей проводится в жизнь во всех демократических странах. Его эффективность очевидна. Во-первых, реализация этого принципа ведет к разделению труда между органами государства, отсюда результативность их деятельности. Каждый орган специализируется на «своей» работе. Создаются условия роста профессионализма госслужащих. Во-вторых, решается сложнейшая проблема-создание непрерывно действующего конституционного взаимоконтроля высших органов государства. Это предупреждает сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. В-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Принцип разделения властей – равноправная организация власти в демократическом государстве, при которой взаимодействуют, взаимодополняют друг друга три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Третий основополагающий принцип парламентаризма – это ответственность Правительства перед парламентом. В данном случае здесь вопрос нужно ставить шире – ответственность исполнительной власти в лице не только Правительства, но и Правительства перед парламентом, а также высшей судебной власти. Эта ответственность закреплена в статьях 102 и 103 Конституции Российской Федерации. Здесь мы пока ограничимся простым обозначением признаков этого принципа, а далее в лекции рассмотрим их подробнее уже через призму роли парламента как участника механизма сдержек и противовесов во властных отношениях.

Парламентский принцип ответственности реализуется через исключительные полномочия Совета Федерации, которые определены в ст. 102 Конституции. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ меду субъектами Федерации; утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России; назначение выборов Президента; отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов; назначение на должность Генерального прокурора, а также заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Эти полномочия находятся в исключительном ведении Совета Федерации. Счетная палата образуется для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета из числа депутатов Совета Федерации и Государственной Думы.

И вторая часть реализуется через исключительные полномочия Государственной Думы. Они определены в ст. 103 Конституции России: согласие Президента на назначение Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Четвертый основополагающий принцип – наличие политически ответственных парламентских партий – закреплен и подробно прописан в Федеральном законе

«О политических партиях» (2001 г.).

Демократия - вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ. При этом управление государством осуществляется народом либо напрямую (прямая демократия ), либо косвенно, через избираемых посредников или через судебные разбирательства (представительная демократия ). В современной политической науке термин «демократия» употребляется как для обозначения теоретической идеальной модели (нормативный подход), так и для описания реально существующих государственных систем в странах, где политический процесс относительно полно отвечает требованиям, предъявляемым к демократии как идеалу (эмпирический подход).

Главным признаком демократии является законодательно обеспеченные выборные формы как пропорционального представительства во власти (коллективный орган) так и авторитарного представительства (президент), и обязательного наличия любых форм неотъемлемых прав граждан, несущих в себе механизм защиты интересов меньшинств.

Исходной формой демократии была прямая демократия в небольших городах-государствах в древней Греции (Афинская демократия), и некоторых древних городах на Руси. Критика демократии (в её античных формах) имеется уже в теории государства Платона (диалог «Государство»), одним из главных недостатков демократии у которого выступает её крайне низкая обороноспособность. При этом во многом анализ Платона относится и к современным формам демократии, хотя многие современные авторы надеются на то, что технический прогресс делает демократию значительно более жизнеспособной. Существуют и многочисленные примеры более современной критики демократии, основывающиеся на различных теоретических подходах. Впоследствии, с усложнением решаемых государством задач, прямая демократия была практически повсеместно вытеснена монархическими формами правления. В настоящее время демократическое правление обычно носит форму западной европейской представительной демократии, получившей название «либеральная демократия». Среди её теоретических основоположников были Жан Жак Руссо (1712-1778), Джон Локк (1632-1704) и Монтескьё (1689-1755). Развитие средств массовой коммуникации, автоматической обработки информации, теории искусственного интеллекта с инженерией знаний, с учетом нарастающих сложностей с реализацией представительной демократии, возродило интерес к её прямым формам.

Современные теории демократии: Партисипационная, Плебисцитарная демократия, Плюралистическая, Рыночная, Социалистическая, Полиархия, Информационная, Электронная демократия, Делиберативная демократия.

39. Происхождение и признаки парламентаризма.

Парламентаризм - система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.

Основная особенность парламентаризма - наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы работы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др.

Парламентаризм как конституционно-правовое явление опирается на ряд общих принципов - разделение властей, непосредственную и представительную демократию, правовой характер государства, обеспечивающий верховенство закона, законность - являющихся основами конституционного строя. Одновременно, парламентаризм непосредственно проявляется в определенном положении, функциях и компетенции парламента, коллегиальных, гласных процедурах работы, правовом и социальном статусе депутатов. Более широкое понимание парламентаризма требует выделения фундаментальных блоков института парламентаризма, выявления основных признаков парламентаризма.

Признаки парламентаризма:

    наличие парламента как представительного органа власти, наделенного исключительным правом принимать законы;

    демократизм в формировании и деятельности парламента;

    подотчетность и подконтрольность парламента народу;

    уровень правовой культуры общества включает осознание и уважение ценностей представительной демократии.

Становление парламентаризма.

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания - первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801-1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

«Российский парламентаризм» - Права парламентария вне палаты. Обязанности парламентария вне палаты. Принятый федеральный закон. Основные признаки парламентаризма. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Формирование Государственной Думы. Контрольная функция. Принятие закона и передача в СФ. Компетенция Совета палаты (СФ). Законодательный (законотворческий) процесс.

«Парламентский урок» - 2010 г. – «Я.Закон. 2008 г. – «Выборы депутата». Цель Парламентского урока - формирование гражданского общества. 2011 г. – «Закон и законодатели». Парламентский урок. Парламентский урок: итог. Формы Парламентского урока. Нельзя создать репутацию на том, что вы только собираетесь сделать. (Генри Форд).

«Русский парламент» - Система беспарламентской демократии. Период становления Советов. Период практического строительства. Возможность роспуска Думы. Период действия Конституции РСФСР. Время СССР. Политическая система России. Становление парламентаризма в России. Состояние парламентаризма. Сценарии развития парламентаризма.

«Власть в РФ» - Основания для досрочного прекращения полномочий ЗАКС. Модели региональной исполнительной власти. Система исполнительной власти. Законодательная власть. Основные функции и полномочия главы субъекта РФ. Модель. Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Нет высшего должностного лица.

«История власти в России» - Государственное и региональное управление. Введение. Общинное самоуправление. Восстановление системы промышленных министерств. Альбом наглядных пособий дает. Судебная власть Российской Федерации. Вооруженное противостояние. Присоединение к Москве Новгорода Великого. Система государственного и местного самоуправления.

«Современный парламентаризм» - Деятельность Собрания депутатов. Председатель. Депутатами. Принятие законов регионального уровня. Современный парламентаризм. Элементы парламентаризма. Современная Российская государственность. Значимость региональных парламентов. Роль законадательных (представительных) органов. Комиссия по социальным вопросам.

Всего в теме 17 презентаций

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: