Образовательный портал - Kuveys

Однородными членами предложения называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову в предложении и являющиеся одним и тем же членом предложения.

Однородные члены отделяются друг от друга запятыми :

Было светло, радостно, тепло !
Снег, дождь, ветер не волновали этого человека.
Задорный, весёлый, удивительно знакомый голос остановил его.
Он бежал, летел, нёсся навстречу своей мечте.

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:

  • повторяющимися союзами то...то, ни...ни, или...или :
    То снег, то ветер;
  • двойными союзами как-так и, не только-но и, если не-то :
    Зеленели как деревья, так и кусты. Зеленели не только деревья, но и кусты. Листья распускаются если не в апреле, то в мае (запятая перед если не ставится).

Перед одиночным союзом "и" запятая не ставится:
Зеленели деревья, кусты, цветы, и травы.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов:
Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах .

Двоеточие перед перечислением ставится, если:

  • необходимо предупредить читателя, что далее следует перечисление :
    Между тем здесь есть много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных) и т. п. (И. А. Гончаров)
  • перечислению предшествует :

    обобщающее слово : В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов);
    вводное слово (как-то, а именно, например и т. п.), при этом вводное слово отделяется запятой: Для торговли эти промыслы едва доставляют несколько неважных предметов, как-то: шкур, рогов, клыков. (И. А.Гончаров)

Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени. (И. А. Гончаров)

Двоеточием и тире выделяется перечисление, находящееся в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово, а после перечисления предложение продолжается: И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками. (А. С. Пушкин).

Задачи и тесты по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при "и"

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 8 Тестов: 3

  • Пунктуация при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Знаки препинания при определениях и приложениях - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 1

Внимание! В разных рядах запятая перед перед "и" невозможна!

Запомните, что:

  1. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие;
  2. если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после обобщающего слова ставится тире;
  3. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то, как Вы уже знаете, после него ставится двоеточие; но если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов необходимо поставить тире.

Например:
Все: дети, взрослые, собаки - смешались в одну кучу.

§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, ещё слова например, как-то, а именно ), например:

Отовсюду поднялись казаки : от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов (Гоголь).

Выступили знакомые подробности : оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стал, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком (Л. Толстой).

Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки (С. Аксаков).

2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

Из-под сена виднелись : самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки (Л. Толстой).

§ 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно, например:

И всё это : и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка – напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.

§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединённых с первым посредством союзов и заключающих в себе:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чём говорится в первом предложении, например:

Я не ошибся : старик не отказался от предлагаемого стакана (Пушкин).

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её : то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).

Тут открылась картина довольно занимательная : широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа (Лермонтов).

б) основание, причина того, о чём говорится в первом предложении, например:

Не нагнать тебе бешеной тройки : кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).

Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы : судьба – это была та тёмная граница, за которую не переступало сознание древних (Белинский).

§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединёнными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

И вот бакенщик и помощник-киргиз видят : плывут по реке две лодки (А.Н. Толстой).

Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю : лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз... (Лермонтов).

Вот, наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись : на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею... (Лермонтов).

Я знаю : в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

Павел чувствует : чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский).

Но (без оттенка предупреждения):

Слышу, земля задрожала (Некрасов).

§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил : «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).

По окончании работы Пётр спросил Ибрагима : «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?» (Пушкин).

А я думал : «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

Я думал о том, какой это тяжёлый и ленивый малый.

Я старался вспомнить, где был я в тот день ровно год тому назад.

Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

С точки зрения языка, список, или перечень, — это то же самое предложение (или предложения), записанное(-ые) не в строчку, как обычные, а в столбик (впрочем, иногда и в строчку). А раз это почти обычные предложения, то и оформляются они почти как обычные предложения. Что из этого следует? А то, что, для правильного оформления списка (перечня) на концах его строк должны стоять знаки препинания, а в конце предложения необходимо поставить точку. Для начала рассмотрим корректные варианты оформления списков, а потом обсудим их подробнее.


Варианты оформления перечней:

I … предложение перед списком.

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

II … предложение перед списком:

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

III … предложение перед списком:

1) первый пункт;

2) второй пункт;

3) третий пункт.

В каких случаях какой вариант оформления списка будет правильнее?

Если пункты в перечне короткие, состоят из одной фразы или даже пары слов, то на конце имеет смысл ставить точку с запятой, а строки начинать со строчной буквы (вариант III). В конце предложения всегда ставится точка, поэтому и на конце нашего записанного в столбик предложения надо поставить точку.

Если пункты распространенные, состоят из нескольких фраз, на конце всех пунктов стоит поставить точки, а сами предложения начинать с большой буквы (варианты I и II).

При этом если вы оформляете список цифрами, а не буллитами (жирными точками или другими значками), обратите внимание, что если пункты заканчиваются точками, то и после цифр должны стоять точки (как в вариантах I и II). Если же на конце пунктов точки с запятой, то после цифр лучше ставить скобку (вариант III). Это объясняется тем, что после точки должна идти большая буква, а большая буква в первом слове пункта идет только в тех случаях, когда точки идут и на концах строк. Как правило, после римских цифр скобки не ставятся, то есть их не стоит употреблять в III варианте.

Что же касается последнего предложения перед списком, то двоеточие обычно ставят, когда конец фразы представляет собой явную отсылку к списку или содержит обобщающее слово. Например, если фраза заканчивается на словах «такие как:» или «следующие параметры/области/разделы/ и т.д. и т.п.». Если же список подразумевается логически, но прямых отсылок к нему нет, то лучше поставить точку.

Еще один момент, связанный с тем, как правильно оформить список, — стилистический. Он заключается в том, что в идеале все пункты перечня должны быть согласованы с предваряющим список предложением и представлять собой что-то вроде однородных членов. При этом предлог, если он нужен после обобщающего слова, лучше ставить в начале первого или каждого пункта (в зависимости от контекста), а не оставлять перед списком.

Например, неправильными будут несогласованные варианты:

Я хотел рассказать маме:

* дела в школе;

* планы на каникулы;

* новости друзей.

Я хотел рассказать маме о:

* делах в школе;

* поехать в каникулы;

* хорошо покушать.

Данный список лучше было бы оформить следующим образом:

Я хотел рассказать маме:

* о делах в школе;

* о том, куда я хочу поехать на каникулы;

* о новостях друзей;

* о том, что я хочу хорошо покушать.

Если вы собираетесь сделать список внутри списка, то правила оформления от этого никак не изменятся. Желательно, правда, выбрать другие буллиты или цифры (например, не «1.», а «а)», чтобы читатели понимали, где один список прерывается другим и где какое перечисление заканчивается. Также для перечня каждого последующего уровня, как правило, делается больший отступ с левого края страницы.

Двоеточие

§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то*, а именно ), например:

      Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.

Гоголь

      Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.

Л. Толстой

      Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.

С. Аксаков

2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

      Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

Пушкин

      Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.

Л. Толстой

      Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

Лермонтов

б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

Некрасов

      Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.

Белинский

§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

      И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.

А. Н. Толстой

      Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез...

Лермонтов

      Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею...

Лермонтов

      Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Пушкин

      Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

Н. Островский

Но (без оттенка предупреждения):

      Слышу, земля задрожала.

Некрасов

§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

      Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».

Пушкин

      По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»

Пушкин

      А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»

Чехов

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

    Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
    Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
    Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
    Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

* Комментарий редакции портала

Дефисное написание составного союза как-т о (в значении "а именно") следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.

Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические - работают нормально ».

Раздельное написание составного союза как то позволяет отличить его на письме от местоименного наречия ка к-то .


Перечни оформляются по общим правилам:
  1. римские цифры употребляются без скобок. После римских цифр ставится точка, а первое слово пишется с прописной буквы;
  2. после строчных букв (которые употребляются только со скобкой) и арабских цифр со скобками точка не ставится и первое слово пишется со строчной буквы;
  3. в конце рубрики, вводимой строчной буквой или арабской цифрой со скобкой, ставится точка с запятой (кроме последней).
Перечень может оформляться внутри абзаца. Перед перечислением в таком случае ставится двоеточие, используются строчные буквы или арабские цифры (с закрывающей скобкой). Первое слово в перечне пишется со строчной буквы, каждое положение отделяется друг от друга точкой с запятой. Например:
Почти каждая из тем сочинений может оказаться: а) исторической: Историзм прозы А. С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»); Человек и его время в прозе А. И. Солженицына; б) этической: Нравственная проблематика в «школьной» прозе последних лет; в) публицистической: Война как трагедия народа в современной русской прозе; г) философской: Проблема добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Перечень может оформляться и путем абзацного членения. В этих случаях могут использоваться арабские цифры без скобок (после которых ставится точка), первое слово пишется с прописной буквы, а в конце ставится необходимый знак препинания (точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак). Например:
Культура речи
  1. Речевая культура. Речевой этикет.
  2. Языковые нормы.
  3. Точность речи.
  4. Логичность речи.
  5. Основные черты информационной речи.
  6. Чистота речи.
  7. Речь, призывающая к действию.
  8. Выразительность речи.
  9. Убеждающая речь.
  10. Уместность речи.
  11. Стили русского литературного языка.
Если перечень одноступенчатый, то он может оформляться несколькими способами.
  1. способ
Фраза, которая вводит перечень, является конструкцией, продолжающей рубрики. После нее ставится двоеточие, пункты перечня сопровождаются ограничительным тире, начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой:
Основные части сочинения-отзыва:
  • мнение автора сочинения о прочитанном;
  • краткая характеристика произведения литературы (без подробного пересказа);
  • вывод: почему понравилось (не понравилось) данное произведение (или творчество конкретного писателя).
  1. способ
Фраза, вводящая перечень, является или законченным предложением, или конструкцией, которую продолжают рубрики. После нее ставится двоеточие; для нумерации используются либо строчные буквы русского алфавита, либо арабские цифры с закрывающей скобкой. Пункты перечня начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой:
Чтобы сочинение было написано успешно необходимы:
  1. хорошее знание текста художественных произведений;
  2. знание литературно-критических работ, посвященных этим произведениям;
  3. знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
  4. знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми течениями;
  5. умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества;
  6. владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
  7. умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
  8. наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
  9. владение языковой и стилистической грамотностью.
III способ
Предложение, вводящее перечень, - завершенное, однако в нем часто присутствуют слова, требующие уточнения: некоторые, разные, следующие и т. п. Для нумерации обычно используются арабские цифры с точкой. Пункты перечня начинаются с прописной буквы:
В простейшем виде сочинение должно освещать следующие вопросы:
  1. Автор, название книги, кем издана, где, год издания.
  2. Краткие сведения о писателе (необязательно).
  3. О чем говорится в книге (кратко).
  4. Главная мысль произведения.
  5. Главные герои. Кто из героев больше всего понравился (не понравился) и почему.
  6. Какими достоинствами или недостатками, по вашему мнению, обладает эта книга?
  7. Советуете ли прочитать книгу другим? Что дает вам чтение этой книги?
Если перечню необходимо двухступенчатое абзацное членение, то на практике применяются два варианта: 1) сначала используют римские цифры, а затем арабские (без скобки);
  1. сначала используются арабские цифры (без скобки), а затем буквы русского алфавита (со скобкой).
  1. вариант
План к теме типа «Роль портретной характеристики...»
  1. Портретная характеристика как один из главных художественных приемов в литературном произведении.
  2. Объем темы.
  3. Творческий метод (реалистическое или романтическое порт- ретирование), используемый писателем.
  4. Портретные характеристики (или характеристика) образов (образа) и их функции.
  1. Прямое портретирование (описание внешности человека).
  2. Косвенная характеристика (через деталь: одежда, интерьер, животные, образ жизни, черты характера и др.).
  1. Значение и роль портретной характеристики для раскрытия главной идеи произведения. Как портрет помогает понять психологию и поступки героев.
  1. вариант
Анализ пейзажа
  1. Пейзаж как художественный прием.
  2. Функции пейзажа в художественном произведении:
а) дополнительное средство характеристики героя;
б) социально-историческая характеристика;
в) фон, декорация;
г) для характеристики психологического состояния героя;
д) философская;
е) символическре значение;
ж) композиционное значение;
з) как внесценический персонаж, действующее лицо.
При необходимости трехступенчатого членения перечня сначала используются римские цифры, потом арабские (без скобок), затем буквы русского алфавита или ограничительное тире.
План сравнительной характеристики героев
  1. Вступление. Проблематика и идейная направленность произведения.
  2. Образы, помогающие раскрыть главную идею произведения. Противопоставление образов.
  1. На каком основании можно сравнить образы:
а) по половому признаку (все темы типа «Женские образы...»);
б) по сходству черт характера (положительных или отрицательных);
в) по социальному положению (дворянство, купечество, «маленький человек», чиновничество, босяки, люмпены);
г) по роду занятий (помещик, крестьянин, студент, солдат, рабочий, офицер и т. п.);
д) по национальному признаку;
е) по мировоззрению;
ж) по принадлежности к одному и тому же поколению, эпохе.
  1. Что отличает их друг от друга (отличия могут быть проведены по тем же пунктам).
  2. В чем смысл сравнения образов (либо противопоставление, либо взаимодополнение).
  3. Значение образов для развития действия произведения.
  4. Характеристика образов друг друга (если есть).
  5. Как автор относится к этим героям (авторская оценка образов).
  1. Роль и значение сравниваемых образов для раскрытия главной идеи произведения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: