Образовательный портал - Kuveys

Народы майя населяли территории:

  • на западе - от мексиканского штата Табаско,
  • на востоке -до западных окраин Гондураса и Сальвадора.

Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области.

  1. Северная - полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой, - отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды -карстовые колодцы (сеноты).
  2. Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых.
  3. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м. штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы -жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли.

Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.

История цивилизации майя

Периодизация истории майя

  • …-1500 г. до н.э. - Архаический период
  • 1500-800 гг. до н.э. - Ранний формативный
  • 800-300 гг. до н.э. - Средний формативный
  • 300 г. до н.э. - 150 г. н.э. - Поздний формативный
  • 150-300 гг. - Протоклассический
  • 300-600 гг. - Раннеклассический
  • 600-900 гг. - Позднеклассический
  • 900-1200 гг. - Ранний постклассический
  • 1200-1530 гг. - Поздний постклассический

Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000-1500 гг. до н.э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.

В VI-IV вв. до н.э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид - приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.

Классический период - I (III) -X вв. н. э.- время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными территориями города-государства. Как правило, города на этих территориях отстояли от центра не далее 30 км, что, видимо, обусловлено проблемами коммуникации из-за отсутствия в регионе тягловых животных. Население наиболее крупных городов-государств (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50-70 тыс. человек. Правители больших царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись местными правителями - сахалями. Последние не были назначаемыми чиновниками, а происходили из местных правящих родов. Существовала и сложная дворцовая иерархия: писцы, чиновники, церемонимейстеры и др.

Несмотря на меняющуюся структуру социальных отношений, власть в городах-государствах передавалась по племенной схеме, что находило свое выражение в пышном культе обожествленных царских предков, кроме того, власть могла принадлежать и женщинам. Поскольку акрополи и города майя носили «генетический» характер и ассоциировались только с конкретными представителями того или иного рода, это явилось причиной периодического запустения отдельных акрополей и окончательного «оставления» городов майя в X в., когда вторгшиеся захватчики уничтожили представителей элиты, связанных кровным родством с захороненными в пределах акрополей (пирамидах) предками. Без такой связи акрополь утрачивал значение символа власти.

Социальная структура

Свидетельство тенденции к централизации власти в III-X вв. - узурпация правителями столичных центров ритуальной игры в мяч, возникновение которой восходит к временам внутриплеменной ротации власти и коллективного принятия решений. Аристократия концентрирует в своих руках торговлю ценными предметами, бобами какао и минералами, используемыми для изготовления украшений и ремесленных изделий,- обсидианом, жадеитом и др. Торговые пути пролегали как по суше, так по рекам и морям, далеко уходя на чужие территории.

В иероглифических текстах упоминаются жрецы, разделявшиеся на

  • жрецов-идеологов,
  • жрецов-астрономов,
  • «видящих» и
  • прорицателей.

Для прорицаний использовались психоделические практики.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло (Гватемала). Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Основу общества составляли свободные общинники, селившиеся семейными домовладениями иногда вблизи городов, а иногда и на значительном удалении от них, что связано с характером землепользования и необходимостью менять (из-за снижения урожайности) каждые 4 года обрабатываемые семьей посевные участки.

В свободное от сева и сбора урожая время, общинники участвовали в общественных работах и военных компаниях. Только в постклассическом периоде стала выделяться особая прослойка полупрофессиональных воинов-хольканов, которые требовали от общины «услуг и подношений».

В текстах майя часто упоминаются военачальники. Войны носили характер кратковременных набегов для разорения противника и иногда захвата пленников. Войны в регионе велись постоянно и способствовали реструктуризации политической власти, усиливая одни города при ослаблении и подчинении других. Данных о рабовладении у классических майя нет. Если рабов и использовали, то в качестве домашних слуг.

Сведения о правовой системе майя отсутствуют.

Кризис X века — политическая и культурная перестройка

К X в. в Центральном районе начинаются активные миграции, при этом резко, в 3-6 раз сокращается население. Городские центры приходят в запустение, политическая жизнь замирает. Строительство почти не ведется. Меняются ориентиры в идеологии и искусстве - культ царских предков утрачивает первоочередное значение, тогда как обоснованием власти правителя становится происхождение от легендарных «тольтекских завоевателей».

На Юкатане кризис конца классического периода не привел к сокращению населения и падению городов. В ряде случаев гегемония от старых, классических центров переходит к новым. Процессы социальных и политических изменений после разрушения тольтеками традиционной для майя системы городской власти наблюдаются в постклассическом периоде на примере таких городов, как

  • Чичен-Ица тольтеков в X-XIII вв.;
  • Майяпан в период правления Кокомов в XIII-XV вв.;
  • постклассический Мани, в подчинении которого в XVI в. находилось 17 городков и селений.

К моменту появления испанцев на юго-востоке Юкатана сформировалось государство Акалан (майя-чонталь), где уже выделился столичный город Ицамканак с подчиненными 76 городами и селениями. В нем администрация, храмы, 100 домов из камня, 4 квартала со своими покровителями и их храмы, совет глав кварталов.

Конфедерации городов со своей столицей стали новым типом политико-территориальных образований, контролировавшим политическую, административную, религиозную и научную сферы жизни. В сфере духовной концепция реинкарнации уходит в область религиозной абстракции, что позволяет городам (возникающим столицам) сохранять свои функции и после смены власти. Междоусобные войны становятся нормой, город приобретает оборонительные характеристики. Одновременно происходит рост территории, усложнение системы контроля и защиты.

У юкатанских майя существовало рабовладение, была развита торговля рабами. Рабов использовали для переноски тяжестей и домашней работы, но чаще приобретали для принесения в жертву.

В горной Гватемале с наступлением постклассического периода распространяется «майя-тольтекский стиль». Очевидно, проникшие науакультурные группы были, как и на Юкатане, ассимилированы местным населением. В результате образовалась конфедерация 4 племен майя - какчикелей, киче, цутихиль и рабиналь, подчинившая в XIII-XIV вв. различные майя- и науаязычные племена горной Гватемалы. В результате междоусобиц конфедерация вскоре распалась, почти одновременно с вторжением ацтеков и появлением в начале XVI в. испанцев.

Хозяйственная деятельность

Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы - индюков. Функцию кошки выполняла носуха - разновидность енота.

В классический период майя активно применяли ирригацию и другие способы интенсивного земледелия, в частности «приподнятые поля» схожие со знаменитыми ацтекскими чинампами: в долинах рек создавались искусственные насыпи, которые при разливах возвышались над водой и задерживали ил, что значительно повышало плодородие. Для повышения урожайности участок одновременно засевали маисом и бобовыми, что создавало эффект удобрения почвы. Вблизи жилища высаживались фруктовые деревья, перец-чиле, являющийся важным компонентом пищевого рациона индейцев.

Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало. Главной сферой его применения могли быть плантации многолетних культур - какао, фруктовых деревьев, находившихся в частной собственности.

Культура цивилизации майя

Научные знания и письмо

Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для своих построений они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли.

Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе ольмекской. Письмо майя было фонетическим, морфемно-силлабическим, предполагавшим одновременное использование около 400 знаков. Одна из наиболее ранних надписей - 292 г. н. э.- обнаружена на стеле из Тикаля (№ 29). Основное количество текстов было нанесено на монументальные памятники или предметы мелкой пластики. Особый источник представляют тексты на керамических сосудах.

Книги майя

Сохранились лишь 4 рукописи майя -«кодексы», представляющие сложенные гармошкой (страницами) длинные полосы бумаги из коры фикуса («индейская бумага»), относящиеся к постклассическому периоду, очевидно, переписанные с более древних образцов. Регулярное переписывание книг, вероятно, издревле практиковалось в регионе и было связано со сложностями хранения рукописей в условиях влажного жаркого климата.

Дрезденская рукопись представляет собой полосу «индейской бумаги» длиной 3,5 м, высотой 20,5 см, сложенной в 39 страниц. Она была создана ранее XIII в. на Юкатане, откуда ее вывезли в Испанию в дар императору Карлу V, от которого она попала в Вену, где в 1739 г. у неизвестного частного лица ее приобрел библиотекарь Иоганн Кристиан Гетце для Дрезденской Королевской библиотеки.

Парижская рукопись - полоса бумаги общей длиной 1,45 м и 12 см высотой, сложенной в 11 страниц, из которых начальные полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане (XIII-XV вв.). В 1832 г. она была приобретена Парижской Национальной библиотекой (хранится здесь и ныне).

Мадридская рукопись была написана не ранее XV в. Она состоит из двух фрагментов без начала и конца «индейской бумаги» высотой 13 см, общей длиной 7,15 м, сложенных в 56 страниц. Первая часть была приобретена в Эстремадуре Хосе Игнасио Миро в 1875 г. Поскольку было высказано предположение, что она некогда принадлежала завоевателю Мексики Кортесу, то отсюда ее название - «кодекс Кортеса», или кортезианская. Второй фрагмент в 1869 г. был приобретен Брассер-де-Бурбуром у дона Хуана Тро-и-Ортолано и был назван ортоланским. Соединенные вместе куски стали называться Мадридской рукописью, она хранится с тех пор в Мадриде в Музее Америк.

Рукопись Гролье находилась в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца, датируемые XIII в. Очевидно, эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным миштекским влиянием. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности изображений.

Тексты на керамических сосудах майя называют «глиняными книгами». В текстах отражены практически все стороны жизни древнего общества-от быта до сложных религиозных представлений.

Дешифровка письма майя была осуществлена в 50-е годы XX в. Ю.В. Кнорозовым на основании разработанного им же метода позиционной статистики.

Архитектура

Наивысшего расцвета архитектура майя достигает в классический период: активно воздвигаются церемониальные комплексы, условно называемые акрополями, с пирамидами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг центральной прямоугольной площади. Здания возводились на массивных платформах. При строительстве использовался «ложный свод» - пространство между кладкой крыши постепенно сужалось кверху, пока стены свода не смыкались. Крышу часто венчали массивные гребни, украшенные лепниной. Техника строительства могла быть разной - от каменной кладки до бетонообразной массы и даже кирпичей. Здания раскрашивались, чаще красным цветом.

Выделяются два основных типа построек - дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы представляли собой длинные, как правило одноэтажные здания, стоявшие на платформах, иногда многоярусных. При этом переход по анфиладам комнат напоминал лабиринт. Окон не было и свет проникал лишь сквозь дверные проемы и специальные вентиляционные отверстия. Возможно, дворцовые постройки отождествлялись с длинными ходами пещер. Почти единственным примером построек в несколько этажей является дворцовый комплекс в Паленке, где еще и возведена башня.

Храмы ставились на пирамидах, высота которых иногда достигала 50-60 м. К храму вели многоступенчатые лестницы. Пирамида воплощала гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков. Поэтому здесь же могло помешаться элитное захоронение - иногда под пирамидой, иногда в ее толще, а чаще сразу под полом храма. В некоторых случаях пирамида возводилась непосредственно над естественной пещерой. Сооружение поверх пирамиды, условно называемое храмом, не обладало эстетикой внутреннего весьма ограниченного пространства. Функциональное значение имели дверной проем и помещавшаяся у стены напротив этого проема скамья. Храм служил лишь обозначением выхода из пещеры прапредков, о чем свидетельствует его внешнее убранство и иногда связь с внутрипирамидальными погребальными камерами.

В постклассику появляется новый тип площади и сооружений. Ансамбль формируется вокруг пирамиды. По сторонам площади возводятся крытые галереи с колоннами. В центре располагается небольшая церемониальная платформа. Появляются платформы для стояков с жердями, унизанными черепами. Сами сооружения значительно сокращаются в размерах, иногда не соответствующие человеческому росту.

Скульптура

Фризы зданий и массивные кровельные гребни покрывались лепниной из известкового раствора -штука. Притолоки храмов и воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями. В большинстве областей ограничивались техникой рельефа, только в Копане получила распространение круглая скульптура. Изображались дворцовые и батальные сцены, ритуалы, личины божеств и т. д. Как и здания, надписи и монументы обычно раскрашивались.

К монументальной скульптуре относятся и стелы майя - плоские, высотой около 2 м монолиты, покрывавшиеся резьбой или росписями. Наиболее высокие стелы достигают 10 м. Стелы как правило ассоциированы с алтарями - круглыми или прямоугольными камнями, устанавливавшимися перед стелами. Стелы с алтарями являлись усовершенствованием ольмекских монументов и служили для передачи трехуровневого пространства мироздания: алтарь символизировал нижний уровень - переход между мирами, средний уровень занимало изображение событий, происходящих с конкретным персонажем, а верхний уровень символизировал возрождение новой жизни. В случае отсутствия алтаря изображаемый на нем сюжет компенсировался появлением на стеле нижнего, «пещерного», уровня, или рельефной ниши, внутри которой и помещалось основное изображение. В некоторых городах большое распространение получили грубо закругленные плоские алтари, клавшиеся на землю перед стелой, или же каменные фигурные изображения рептилий, как например, в Копане.

Тексты на стелах могли посвящаться историческим событиям, но чаще всего носили календарный характер, отмечая периоды правления того или иного правителя.

Живопись

Произведения монументальной живописи создавались на внутренних стенах зданий, погребальных камер. Краска накладывалась либо по сырой штукатурке (фреска), либо по сухому грунту. Основная тема росписей - массовые сцены сражений, празднеств и т. д. Наиболее известны росписи Бонампака - здания из трех помещений, стены и потолки которых целиком покрыты росписью, посвященной победе в военных действиях. К изобразительному искусству майя следует отнести полихромную роспись на керамике, отличающуюся большим сюжетным разнообразием, а также рисунки в «кодексах».

Драматическое искусство

Драматическое искусство майя вышло непосредственно из религиозных церемоний. Единственное дошедшее до нас произведение - это драма Рабиналь-Ачи, записанная в XIX в. В основе сюжета -пленение воина киче воинами общины рабиналь. Действие развивается в форме своеобразного диалога пленника с другими главными героями. Основной поэтический прием -традиционное для устного индейского фольклора ритмическое повторение: участник диалога повторяет фразу, сказанную его противником, и затем произносит свою. Исторические события - войны рабиналя с киче - накладываются на мифологическую основу - сказание о похищении богини вод-супруги старого бога дождя. Драма кончалась реальным жертвоприношением главного героя. Дошли сведения о существовании других драматических произведений, а также комедий.

Речь идет о цивилизации в дебрях тропического леса. Руины загадочной цивилизации, просуществовавшей более тысячи лет.

Древние майя. Они строили величественные пирамиды, роскошные дворцы и просторные площади. В джунглях они были господами .

Они эффективно использовали источники энергии и создавали удивительные инженерные сооружения и произведения искусства на протяжении полутора тысяч лет.

Но внезапно древняя цивилизация с многовековой историей исчезла : шумные города опустели, и над ними сомкнулись джунгли.

Код майя

Тикаль был одним из немногих городов, набравших силу еще в доклассический период, и благополучно просуществовал до конца классического периода. История этого города не прерывалась.

Но в 6 веке у Тикаля появился соперник: зашла звезда города под названием .

У майя было два города с сильными правителями: Калакмуль и Тикаль. Между ними происходили конфликты . Как правило, их инициатором был Калакмуль: он постоянно заключал союзы с соседями Тикаля против общего врага.

Икин-Чан-Кавиль и Храм Великого Ягуара

Мощным государством Калакмуль стал благодаря решительному и дальновидному правителю. Звали его Икин-Чан-Кавиль .

Он построил одно из самых известных сооружений майя, эта пирамида пережила века: .

Строительство потребовало огромных усилий. Пирамида был не только храмом, но и символом силы и авторитета правителя : предполагалось, что убедившись в могуществе правителя, люди будут переходить на его сторону.

Строить в тропическом лесу и сегодня непросто, а они строили пирамиды орудиями каменного века. Большинство технологий, которые мы применяем при строительстве крупных сооружений, были неизвестны майя: у них не было тяглового скота , не было орудий из металла .

У майя были лишь практически неисчерпаемые запасы известняка и рабочие руки. Каждый подданный государства был обязан ежегодно отработать на правителя определенное время.

Из каменоломен к месту строительства камень приходилось тащить волоком или нести на спине. Для этого у них были корзины с лямкой, или, как ее еще называют – налобной обвязкой . Таким способом можно было нести десятки килограммов камней.

Ступень за ступенью пирамида росла ввысь. По мере необходимости возводили и переставляли деревянные «леса». Блоки обтесывали каменными резцами и деревянными киянками.

Внутреннюю поверхность стен оставляли необработанной, зато снаружи наводили лоск: обмазывали раствором – так называемой «штукатуркой майя» , и красили в красный цвет.

Они знали о колесе, о металле, но на практике не использовали ни того, ни другого. Видимо, они считали, что чем больше затрачено труда, тем больше ценность сооружения.

Фасад Храма Великого Ягуара обращен за запад , в сторону заходящего солнца. Храм на главной площади Тикаля был символом власти правителя, оплатившего богам долг народа.

Икин-Чан-Кавиль построил его в честь победы над главным соперником , Калакмулем, в 736 году. Затем в 743-744 годах он нанес поражение союзникам Калакмуля, угрожавшим Тикалю: на запада и на востоке. Петля, сдавливавшая «горло» Тикаля, была разорвана.

В честь этой победы он перестраивает и расширяет дворец, возводит новые пирамиды. Тикаль в нынешнем виде – это, в основном, плоды той победы.

Скорее всего, именно он начал строительство самого высокого сооружения Тикаля храма IV . Пирамида объемом в 200 тысяч кубометров камня высотой в 65 метров с 22-этажный дом. С ее вершины, возвышавшейся над тропическим лесом, открывался великолепный вид на город.

В других городах майя тоже строили высокие сооружения, но в эпоху правления Икин-Чан-Кавиля Тикаль был самым могущественным городом цивилизации майя. Но не единственным.

Загадочный правитель

В 400 километрах к западу еще одна династия строила свой акрополь. В 7 веке там появился незаурядный правитель. Он превратил один из самых влажных городов в мире в «Мекку» архитектуры Нового света.

Он входит в святилище, оглядывается и видит в полу отверстия с каменными заглушками . Он предполагает, что через эти отверстия продевали канаты, что поднять массивную плиту вроде нынешних опускных дверей. Он сдвигает плиту и идет вниз по лестнице, забитой грязью и каменными обломками.

Таких пирамид майя никто прежде не видел, и он начинает копать. Он идет по мокрым ступеням, добирается до площадки и видит, что лестница поворачивает. Он продолжает копать и находит потайные двери и ложные проходы – явный признак того, что план сооружения был тщательно продуман.

Наконец, спустя долгих 3 года, он добирается до основания 25-метровой лестницы. Перед ним небольшой проход и каменный саркофаг с 6 скелетами – останками тех, кого принесли в жертву, чтобы они охраняли того, кто построил этот храм. Но имени этого человека он пока не знает.

И вот, наконец, он видит перед собой дверь – огромный треугольный камень. Вместе с помощниками он открывает дверь и входит внутрь.

Там находится склеп размерами 9 метров в длину и 7 в высоту. А в нем- массивный саркофаг из единого куска известняка с резной крышкой с изображением правителя.

Ее кромка окрашена киноварью – красной краской и смазана ядом против возможных грабителей. Если бы этим способом пользовались египтяне, возможно, до нас дошло бы больше древних сокровищ.

Здесь мы видим изображение щита , такой же щит изображен и в святилище. На языке древних майя щит звучит как «пакаль». Альберто Рус открыл гробницу выдающегося правителя майя – Пакаля Великого .

Пакаль Великий

Открытие Храма надписей изменило наши представления о пирамидах майя: они не были просто усыпальницами.

Помимо лестницы строители провели к гробнице скважину в виде тонкостенной трубы . Через эту трубу любое слово, сказанное на вершине пирамиды, было слышно в склепе. Таким образом, можно было напрямую общаться с Пакалем, лежащим в усыпальнице.

20-тонный саркофаг должен был пережить вечность. Чтобы положить внутрь тело, нужно было сдвинуть крышку в сторону. После смерти Пакаля крышку поставили на месту, замуровали вход и засыпали лестницу.

Камнерезы изобразили на крышке символическую картину возрождения Пакаля в загробном мире. А также своего рода таблицу, в которой поместили 640 иероглифов с повествованием об истории правления Пакаля .

В большинстве пирамид майя практически нет текстов, с Храмом надписей ситуация противоположная: буквально каждый камень как снаружи, так и внутри напоминает о том, что здесь место упокоения основателя одной из величайших династий майя.

В 683 году на 68 году правления в возрасте 80 лет великий правитель майя Пакаль скончался . Тело покрасили киноварью и усыпали драгоценностями. Лиц укрыли нефритовой маской.

Кан-Балам

Пакаль был великим правителем, но его сын терпеливо ждал своей очереди – почти 50 лет.

Надо было успеть совершить что-то великое. На помощь пришли законы физики и матушка Природа.

684 год. Великий правитель Пакаль превратил Паленке в город, каких еще не знала культура майя. После 68 лет у власти его похоронили в гробнице, не уступающей усыпальницам египетских фараонов. Продолжить дело, начатое отцом, предстояло его сыну. Его звали Кан-Балам .

Пакаль основал династию, но укрепил государство и тем самым создал условия для ее продолжения его сын.

48-летний правитель приступил к строительству трех храмов сразу . Этот комплекс увековечил его имя.

Он построил «Группу Креста» — один из самых сложных и изящных храмовых комплексов в истории майя. Его творение возвышалось над дворцом его отца. Есть мнение, что этот комплекс отражает характер его создателя: он хотел оставить о себе память, как хотел и его отец.



Он повелел построить три сооружения: Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца .

Система исчисления майя

В эту эпоху архитектура вышла на качественно новый уровень. Система исчисления майя позволяла производить сложные расчеты, не доступные другим культурам.



Майя опередили остальное человечество, введя символ для обозначения ноля . Набор из трех символов: ракушки, обозначавшей ноль, точки – единицы, и черты – пятерки в различных комбинациях позволял производить операции с огромными числами.

Греки и римляне были выдающимися инженерами, но их математическая система была ограничена, поскольку не имела ноля. Как ни странно, великие строители, философы по сравнению с майя были никудышными математиками.

Не исключено, что архитекторы Кан-Балана умели извлекать из числа квадратный корень и знали о золотом сечении , пропорции, присущие неживой природе, животным и даже человеку - 1 к 1,618.

Соотношение расстояния от макушки до пупка и от пупка до подошв почти точно соответствует .

Ученые находят эту пропорцию в сооружениях, воздвигнутых тысячи лет назад: в египетских пирамидах, в греческом . Ее изучал : есть мнение, что золотая пропорция присутствует в чертах .

Возможно, что с помощью одних палок и веревки инженеры Кан-Балама умели извлекать . В Храме Креста к этой пропорции близки пилоны при входе, сами врата и стены внутреннего помещения. Размеры боковых стен и фасадов при виде сверху соотносятся как 1 к 1,618.

Чередование квадратов и прямоугольников создает на полу Храма Креста удивительную геометрическую картину, полную мифологической и исторической символики.

Водоснабжение Паленке

Но не все здания в Паленке строились с расчетом на загробную жизнь, архитекторы думали и о более практичных вещах.

Между 800 и 1050 годом Чичен-Ица становится крупным и сильным городом. Сюда стекались люди со всех концов страны, и он извлекал их этого выгоду.

Караколь – астрономическая обсерватория

В городе среди прочих зданий выделяется Караколь , астрономическая обсерватория. Время и звезды чрезвычайно интересовали майя, в небе они искали ответы на свои вопросы.

Скорее всего майя пользовались таким приспособлением, как визир . Наблюдая за прохождением звезд через перекрестие визира, они делали определенные выводы.


Несмотря на примитивные инструменты, майя точно вычисляли движения звезд и планет и ход времени.

Караколь не вписывается в общую планировку города, но отклонение в 27,5 градусов на северо-запад соответствует самой северной позиции Венеры на небе.

Здание ориентировано на небесные тела и явления, а именно: движение Венеры и равноденствие .

. Кажется, что узкие щели расположены в беспорядке, но они точно соответствую астрономическим событиям.

Судя по тому, что пропорции и ориентация Караколя не вписываются в общую планировку, мы можем судить о роли Венеры в представлениях майя.

Венера ведет себя не так, как другие небесные тела, она движется по небу то в одном направлении, то в другом. Видимо, Караколь указывал дни, когда Венера меняет направление движения.

Зная закономерности движения небесных тел, майя создали два взаимосвязанных календаря : ритуальный и солнечный Это были самые точные календари Древнего мира .

Солнечный год майя состоял из 365 дней . Кроме того, они с не меньшей точностью определили периоды обращения Венеры и лунных затмений.

Новая эра расцвета майя

Майя потребовалось всего 200 лет, чтобы возродить пришедшую в упадок на юге цивилизацию. Но, как оказалось, на севере их поджидал не менее страшный враг : он уничтожил культуру майя, оставив города нетронутыми.

В 9 веке н.э. города классического периода майя по непонятной причине пустеют, и начинается новая эра расцвета .

При возрождении культуры на севере, майя как никогда прежде сумели на практике использовать свои познания в астрономии. Преклонение майя перед небесной механикой наложило отпечаток на архитектуру Чичен-Ицы.

Главным сооружением Чичен-Ицы стал , или «Замок», построенный в 9-10 веках н.э.

365 ступеней, по количеству дней года гражданского календаря майя. 52 плиты символизируют 52-летний цикл, а 9 ступеней – 18-месячный цикл солнечного календаря.

Храм ориентирован так, что дважды в год тень от Солнца падает определенным образом. При взгляде на балюстраду и северо-западный угол Эль-Кастильо на закате Солнца можно было наблюдать удивительную игру теней . Освещенные треугольники уступов пирамиды заканчивались у подножья каменной головой змеи. С небес на землю спускался «змей», и это означало наступление сезона дождей.

Майя видели в этом проявлению воли бога , «Оперенного змея».

Майя умели определять – дни, когда продолжительность дня и ночи одинакова. Каждый год 21 марта можно было наблюдать нисхождение Кукулькана.

Планировка города вокруг Эль-Кастильо приобрела новое качество – простор : храмы, рынок, площадка для игры в мяч, колоннады.

Скорее всего, бортики с колоннадами служили не только ритуальным целям. Возможно, сюда либо специально приглашали, либо мог прийти каждый, чтобы посмотреть, как в город прибывают процессии послов и купцов из других городов.

Эти колонны похожи на греческие и римские, но для майя это был совершенно новый тип строительной конструкции, они позволяли делать крышу плоской. Отпала необходимость в ступенчатой кладке , которая не давала 100-процентной уверенности в том, что свод не обрушится.

Конструкция колонн проста: цилиндрические барабаны ставили один на другой на прослойку из гравия. Сверху клали квадратную плиту, а кровлю делали деревянной и покрывали известковым раствором.



Теперь происходящее внутри храмов было доступно большему числу людей, нежели в эпоху классических пирамид майя. На те пирамиды поднимались только избранные, храмы ставили на вершине, и снизу не было видно, что в них происходит, а здания с колоннами были более доступны .

Гибель цивилизации майя

Однако, так продолжалось недолго, расцвет Чичен-Ицы длился 200 лет, а затем его постигла судьба южных соседей: она загадочно обезлюдела .

Когда испанцы в 1517 году высадились на Юкатане, все города майя были покинуты и заброшены . Наследники рухнувшей цивилизации жили в разрозненных поселениях, но мужественно сопротивлялись .

Покорить их оказалось трудно: вместо того, чтобы как у взять в плен правителя, им приходилось захватывать деревни по одной. Уходя, они оставляли в тылу потенциальные очаги восстания .

Воины майя убивали конкистадоров тысячами, но их оружие было бессильно против другого врага: болезни . За 100 лет погибло 90% населения Нового Света. Оставшихся в живых ожидали преследования.

Прибыл из Испании, чтобы обратить майя в христианство, и в своем рвении не знал пощады .

Ланда был идеалистом. Он прибыл в Новый Свет, чтобы спасать души, обращать туземцев в истинную веру. Но майя отнюдь не собирались отказываться от своих верований.

12 июля 1562 года Ланда сжег все рукописи майя , полагая их дьявольскими письменами. Были уничтожены знания, накопленные майя за тысячу лет, для истории это была великая трагедия .

По счастливой случайности, четыре кодекса избежали гибели в пламени и не затерялись со временем. В 19 веке часть этих рукописей удалось вызволить из рук монахов, и со временем они стали известны широкой общественности.

Археология майя только начинается

Древние майя пытались найти ответы на вопросы, глядя с земли на небо, а сейчас мы ищем ответы, глядя с неба на землю.

Недавно НАСА и с помощью современных технологий попытались найти новые, неизвестные города майя. Холмы, поросшие лесом, вполне могут оказаться руинами древних городов, заброшенных сотни лет назад. Возможно, разгадка тайн майя лежит у нас под ногами.

Археология майя только начинается : до сих пор не исследовано неимоверное число городов, храмов и прочих сооружений. «Золотой» век археологии майя впереди: к концу века это будет одна из наиболее изученных цивилизаций Древнего мира.

Майя были умны, изобретательны, но отличались склонность к насилию. Чем же так привлекает ученых поколение за поколением это высокоразвитая и вместе с тем загадочная цивилизация? Архитектура величественных дворцов и храмов? Замысловатые иероглифы? Или удивительные познания в астрономии и математике с беспрецедентным для древности понятием ноля? Или же народ, сумевший построить не деревню, не городишко, а великолепные города в одном из самых негостеприимных уголков планеты?

Во влажных тропических лесах между и Юкатаном до сир пор скрыты сотни неизвестных городов майя . Только в одном Паленке до сих пор не раскопано полторы тысячи сооружений. Если представить, какие археологические сокровища ждут ученых в городах, подобных Тикалю и Паленке, становится ясно, что джунгли хранят еще много тайн загадочной цивилизации майя .

История цивилизации майя остается покрытой тайной. Но науке удалось выяснить, что многие из секретов – не больше, чем миф. Разрушал легенды представитель международного издательства National Geografic Майкл Шапиро.

1. Цивилизация майя внезапно исчезла

Как падение Римской империи не означало конец существования римских граждан, так и исчезновение государства майя, которое достигло эпогея своего развития в IX в. до н.э., не означает, что коренное население бесследно исчезло.

Сегодня примерно 40% жителей Гватемалы, около 14 млн человек, проживающие на юге Мексики и полуострове Юкатан, являются потомками народов майя.

Майи стойко пережили пять столетий испанской оккупации, сохранив при этом культурные традиции, исконный аграрный образ жизни и обычай празднования фестивалей.

Более 20 провинций Гватемалы населены отдельными народностями майя. Каждая из них имеет собственную культуру, одежду и язык. Так тысячи лет майя живут за пределами своей империи.

2. Майи не верили в конец света

В фильмах про апокалипсис нам рассказывают, что майи пророчили . Этот момент приходился на 5000 год по календарю майя. Но это не соответствует действительности.

Представители древней цивилизации праздновали начало следующего цикла, который наступит в 5125 году также, как мы отмечали наступление нового тысячелетия. Не обнаружено ни одной записи, свидетельствующей о конце времен. Во всяком случае они надеялись, что с новой эрой человечество вступит в эпоху высшего сознания, укрепления мира и глубокого понимания других народов, населяющих землю.

3. Древние майя придумали концепцию нуля.


Календарь народов майя опирается в расчет на значение ноль. Однако, идея нуля, вероятно, не тайна цивилизации майя. Она возникла в . И только в IV в. до н.э. это изобретение стало ассоциироваться с народами майя.

Ноль в письме цивилизации был представлен символом, похожим на раковину. Численная система майя основывалась на 20 факторах. Их числа состояли из целых единиц: 1, 20, 400 и т.д. Чтобы написать, к примеру, число 403, они использовали единицу 400, плюс ноль единиц 20, и три единицы 1. Так возникло понятие нуля.

4. Город майя остался под землей

Основные достопримечательности, построенные народами майя, как Паленке в южной Мексике и на севере, были найдены во время археологических раскопок. Другие остаются погребенными под землей. В Гватемале найдены насыпи, под которыми, возможно, спрятаны великие храмы.

Самые мало посещаемые достопримечательности находятся в Эль-Мирадор и Ауксактун, к северу от Тикаля в джунглях Гватемалы. В Белизе находятся открытые руиные Алтун Ха в 30 км от Белиз-Сити

Во всех этих местах можно увидеть пирамиды.

5. Народы майя придумали сауны


Вот это действительно тайна цивилизации майя, о существовании которой сложно поспорить. Древние майя пользовались парной в каменной сайне, известной как «темаскаль» на полуострове Юкатан. Сауны майя, «sweathouse», по-прежнему популярное место отдыха у туристов. Их предлагают гостям отелей и курортов по всему миру.

Древние города народы майя строили из сырцового кирпича – грязи. Они использовались для духовного удовлетворения и здоровья. Пар делали смешивая воду с огнем. Иногда добавляли в воду листья. Пот очищал кожу и разум.

6. Империя майя была уничтожена вулканом


Ряд вулканов в Гватемале остаются активными. В городе Антигуа-Гватемала можно лицезреть извержение вулкана Фуэго, низвергающего столбы дыма и сбрасывающего огненную лаву. Особенно великолепно зрелище в ночное время. Недалеко от Антигуа, примерно в 1,5 часах езды, находится вулкан Расауа, который извергается регулярно уже в течение нескольких лет.

В Антигуа организована продажа однодневных туров по пешей прогулке в нескольких метрах от лавы.

7. Беловодные реки майя пересекали на лодках

Тайна цивилизации майя о строительстве надежных плотов давно разгадана. В Гватемале созданы условия для первоклассного катания на лодках Рио Кахабон. В ходе поездки можно получить массу впечатлений и познакомиться с местностью, где жили древние майя, — джунгли на берегу реки.

Река Усумасинта проходит черех границы Мексики и Гватемалы. Во время прогулки по реке группа останавливается для осмотра руин Пьедрас Неграс.

8. В цивилизации майя был популярен спорт


В городах были найдены площадки для игры в мяч. Проводились состязания среди команд. Футбольный мяч делали из твердой резины. Некоторые ученые считают, что внутри мяча помещался человеческий череп.

Культурно-зрелищные мероприятия заканчивались человеческими жертвоприношениями. Вероятно, эта участь ожидала проигравших. Гиды в Тикаль утверждают, что в жертву приносили победителя.

«Умереть в Тикаль считалось честью», — рассказывают местные проводники.

9. Пирамиды майя построены с учетом астрономических событий


Ни для кого не секрет, что майи разбирались в астрономии. Многие сооружения, такие как Эль Кастильо (Храм Кукулькана) и пирамиды в Чичен-Ица отражают астрономические события.

Эта тайна цивилизации майя связывает историю народа с соседним государством – древним Египтом. , вдоль северной грани Кукулькана проходить тень, похожая на змею. Это явление вызвано прохождением луча солнца через девять террас здания.

Храм Эль-Караколь в Чичен-Ица известен как обсерватория, связанная с орбитой Венеры. Парадная лестница направлена к северной части Венеры, а углы здания соответствуют положению солнца в день летнего солнцестояния на восходе и зимнего солнцестояния на закате.

10. Никто не знает, что стало причиной упадка цивилизации майя


С конца VIII по начало IX в. до н.э. города майя пришли в запустение. Люди погибли или ушли в другие населенные пункты. Культура, высокоорганизованное орошение, сельское хозяйство, астрономия и строительная техника были забыты. Почему, никто не знает ответ.

Ученые выдвинули по поводу гибели древней цивилизации несколько гипотез:
Противостояние между городами-государствами майя.
Перенаселение, что привело к ухудшению экологии, истощению почвы и изменению климата.
Усиление влияния господствующего класса, духовенства и правящей верхушки.

Что же на самом деле стало причиной упадка развитой цивилизации, археологи до сих пор затрудняются сказать.

МАЙЯ
исторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира. Некоторые культурные традиции древних майя сохраняют ок. 2,5 млн. их современных потомков, представляющих более 30 этнических групп и языковых диалектов.
ДРЕВНИЕ МАЙЯ
Среда обитания. В течение I - начале II тысячелетия н.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.
Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.
Периодизация истории майя. В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Обнаруженное в "Храме надписей" захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился (по нашему летосчислению), в 603 и умер в 683. Усопшего украшали нефритовое ожерелье, массивные серьги (знак военной доблести), браслеты, мозаичная маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен в каменном саркофаге, на котором были высечены имена и портреты его прославленных предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик, имевшая немалую власть. В захоронения обычно помещали сосуды, по-видимому с едой и напитками, предназначенные для питания усопшего на его пути в загробный мир. В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались исключительно государственными делами - организовывали и возглавляли военные набеги против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества, принимали участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами, жрецами, прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга. За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный характер. В поздний классический период (650-950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек. В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений. К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье - области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.







Майяская игра в мяч. Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н.э. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп. Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания. Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.
Последние города майя. Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. 900, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов "чи" ("рот") и "ица" ("стена"), но его архитектура в т.н. стиле Пуук нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450) Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты - например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.




Календарь древних майя. В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления - т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием "тун", разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени - 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.
Майяские обычаи и социальная организация. Обряд кровопускания.
На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств - будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.
Социальная организация. Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом - простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи. Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.



Письмо и изобразительное искусство. Испанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524-1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов. Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались "гармошкой" под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок. Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар. Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец.

Когда на полуостров Юкатан, что в Центральной Америке, в начале XVI века прибыли испанские конкистадоры во главе с Эрнандесом де Кордобой, они встретились здесь с легендарными индейцами майя. На тот момент их цивилизация находилась уже в серьёзном упадке и кризисе. Но так было не всегда...

Доклассический и классический период

Считается, что история цивилизации майя началось ещё в третьем тысячелетии до н. э. Традиционно учёные выделяют доклассический, классический и постклассический период её развития.

В доклассическом периоде (то есть примерно до 250 года н. э.) на Юкатане возникают первые города-государства, происходит освоение технологий подсечного земледелия, технологий создания тканей, инструментов, орудий и т. д. В качестве примеров крупных городов доклассического периода стоит назвать Накбе и Эль-Мирадор. Именно в Эль-Мирадоре была обнаружена самая большая пирамида майя. Её высота составляла 72 метра.

Что касается письменности, то она появилась у майя около 700 года до н. э. В целом этот народ имел одну из самых продвинутых систем письма. Майя оставляли надписи повсюду, в том числе на стенах своих строений. Эти надписи помогли впоследствии пролить свет на многие аспекты их жизни.

В классический период цивилизация майя - это множество крупных и оживлённых городов, и в каждом из них правил свой правитель. Культура майя в это время распространилась на весь полуостров Юкатан. Также в это время возникли новые великолепные города - Коба, Чичен-Ица, Ушмаль и т. д.

В эпоху расцвета в майянских городах возводились акрополи - церемониальные комплексы высотой в десятки метров, включающие в себя пирамиды, дворцы и другие объекты. А на самом верху акрополей обязательно строились маленькие квадратные храмы без окон. В некоторых городах существовали ещё и обсерватории - башенки с местами для наблюдения за другими планетами и звёздами.


Города, храмы и крупные посевные участки были соединены между собой дорогами, так называемыми сакбе. Сакбе делали из щебня, гальки и известняка - то есть это были не просто просёлочные дороги, а нечто гораздо более продвинутое и совершенное.

Сферы, в которых майя достигли значительных успехов

Индейцам майя удалось создать поистине уникальную цивилизацию. Они не знали колеса и не умели обрабатывать железо. В производстве оружия эти индейцы тоже не преуспели. На протяжении долгих столетий их образцы оружия не слишком изменились (и, вероятно, это одна из причин, почему европейцы в итоге оказались сильней). Но это не помешало индейцам майя хорошо понимать математику, геометрию и астрономию, строить высокие пирамиды и храмы. Значимым элементом всех строений был «майяский свод» - оригинальное арочное сужение крыши, не встречающееся больше практически нигде.

Древние майя умели делать и сложные гидравлические системы орошения. Благодаря этому на достаточно непростых с точки зрения земледелия почвах они растили полезные сельскохозяйственные культуры.

Медицина у древних майя тоже была развита великолепно. Лечением людей у них занимались прошедшие определённое обучение люди. Местные врачеватели с точностью определяли множество недугов (в том числе астму, туберкулёз, язвы и т. д.) и боролись с ними посредством ингаляций, снадобий, приготовленных из естественных ингредиентов лекарственных средств.

Индейцы майя в подробностях знали человеческую анатомию, и поэтому местные врачи были способны делать сложнейшие операции. Поражённые участки тела или участки, на которых развивалась опухоль, удаляли ножами, раны зашивали иголкой с волосом, а для анестезии использовались вещества с наркотическим эффектом.

В распоряжении майянских врачей были инструменты из вулканического стекла и камней. Кстати, не только медицинские, но и многие другие инструменты и приспособления, майя создавали именно из этих материалов. И некоторые из них, по мнению современных учёных, были даже совершеннее европейских металлических аналогов.


Искусство майя в классический период тоже поражало своей сложностью, изощрённостью и изяществом. Оно нашло своё выражение в барельефах, росписях на стенах, керамических изделиях, скульптурах. Произведения искусства, оставленные майя, отличает тяготение к мифологической тематике, сложные гротескные образы. Ключевые мотивы - антропоморфные божества, змеи и выразительные маски.


Календарь и майянская система счёта

Календарь, созданный майя, достоин отдельного разговора - он был действительно очень замысловатый и длинный. Год, согласно этому календарю, делился на восемнадцать месяцев по двадцать суток. Впрочем, таких понятий, как «начало года» или «конец года», у майя не было - индейцы просто рассчитывали циклы и ритмы движения планет. Время для майя двигалось по кругу, всё повторялось вновь и вновь. В этом удивительно точном календаре содержались ещё и подробные сведения о передвижениях небесных тел.

И ещё один забавный факт, связанный с календарём майя. Однажды учёные на юго-востоке Мексики нашли стелу, оставшуюся от древних индейцев. Согласно надписям на этой стеле, календарь майя заканчивался датой 21 декабря 2012 года. Многие почему-то стали считать эту дату датой конца света. В итоге всё обернулось фарсом - ничего особенного ни 21, ни 22 декабря 2012 года не случилось.


То, что год у майя делился на месяцы по 20 суток, не случайно. Местная система счёта была именно двадцатиричной. При счёте индейцы Центральной Америки (Мезоамерики) издревле использовали пальцы и рук, и ног одновременно. Каждая двадцатка дополнительно делилась на пятёрки, что соответствует числу пальцев.

Для удобства расчётов майя даже ввели обозначение нуля. Его представляли как полую раковину от улитки (этим же символом выражалась и бесконечность). Ноль действительно нужен во многих математических вычислениях, однако, например, в античной Греции эту цифру не использовали - просто не додумались до этого.

Жертвоприношения и другие жестокие обычаи майя

Древние майя действительно весьма активно практиковали человеческие жертвоприношения - это один из наиболее известных фактов об этой индейской цивилизации. В жертву людей приносили поистине варварскими способами, в том числе путём вырывания сердца из грудной клетки и путём захоронения заживо.

Считалось, что человеку, которого выбрали жертвой, оказывали высочайшую честь - он получал статус посланника к божествам. Математики и астрономы делали специальные подсчёты, чтобы узнать, когда наступит наилучшее время для принесения жертвы и кто наилучшим образом подойдёт для этой роли. В связи с этим жертвами нередко становились свои же соплеменники, а не ацтеки и не ольмеки.

В политеистической религии майя боги считались смертными сущностями. И это доказывают изображения богов-детей и богов-стариков, оставленных индейцами. И можно сделать вывод, что жертвоприношения были призваны ещё продлить срок жизни того или иного бога.

А ещё майя верили, что человек должен пройти через тринадцать кругов испытаний, прежде чем попасть в рай. Этот путь считался очень трудным, считалось, что пройти его до конца способны не все души. Однако умершие при родах женщины, воины, погибшие в бою, и ритуальные жертвы попадали, согласно верованиям древних майя, к богам сразу, минуя все круги.

Также считалось, что в лучшем мире без лишних испытаний оказывались и те, кто проигрывал в своеобразной игре в мяч. Эта спортивная игра представляла собой смесь регби, футбола и баскетбола. Играли в неё мужчины в шлемах и в защите на локтях и коленях. Цель игры была предельно проста - необходимо было забросить каучуковый мячик в обруч, расположенный на шестиметровой высоте. К мячу можно было прикасаться только плечами, бёдрами и ступнями. Всю команду проигравших или нескольких её членов по завершении игры умерщвляли.


Постклассический период

Примерно в 850 году н. э. майя начали покидать свои величественные города, один за другим, и причины этого явления по-прежнему не ясны. Сложные постройки и системы водоснабжения стали приходить в негодность. Через какое-то время майя в принципе перестали строить новые высокие здания, проводить торжественные церемонии и заниматься астрономией.

Меньше чем за два века величие цивилизации в значительной степени сошло на нет. Остались отдельные процветающие населённые пункты, но уже никогда майя не суждено было вернуть своё былое величие. Так цивизилизация вступила в свой постклассический период (987 год - конец XVI века). Это время ознаменовалось принятием новых суровых законов, новыми стилями в искусстве, перемешиванием культур, междоусобными войнами и в конце концов прибытием конкистадоров.

Причины упадка цивилизации

О причинах того, почему цивилизация майя так быстро деградировала, по-прежнему спорят исследователи. Все гипотезы насчёт фактического исчезновения цивилизации майя делятся на две группы - экологические и неэкологические.

Экологические гипотезы основаны на следующем посыле: майя нарушили на баланс с той природной средой, в которой они обитали. То есть стремительно растущее население столкнулось с нехваткой качественных почв, годящихся для земледелия, а также с засухой и дефицитом питьевой воды.

Есть учёные, которые весьма активно отстаивают версию о страшной засухе, вынудившей майя уйти из городов (в частности, геолог Геральд Хауг). А в начале 2012 года учёные из Университета Саутгемптона опубликовали итоги своих скрупулёзных исследований, которые тоже подтверждают эту версию. Согласно этим исследованиям нехватка пресной воды на Юкатане могла стать ощутимым при понижении уровня осадков на 40 процентов (и такое понижение, вероятно, имело место между 810 и 950 годами н. э.). Данная аномалия привела к тому, что питьевой воды стало не хватать, привычный образ жизни майя стал рушиться и они в массовом порядке покинули свои города.


Неэкологические гипотезы - это гипотезы о междоусобных войнах, завоеваниях другими племенами индейцев, эпидемиях, неких социальных катастрофах. И, например, версию о завоевании майя подтверждают некоторые археологические находки на Юкатане. Если говорить конкретней, в поселениях майя были найдены артефакты, принадлежавшие тольтекам - другому народу Мезоамерики. Как бы там ни было, когда в 1517 году испанцы прибыли на Юкатан, индейцы майя уже жили преимущественно в сельскохозяйственных общинах.


Конкистадоры приплыли с недобрыми намерениями, да ещё и вдобавок ко всему завезли со Старого Света в Америку болезни, которые до этого были не известны майя (к примеру, оспу и корь). И в итоге к концу XVII века майя потерпели полное поражение - последний свободный майянский город Тайясаль пал в 1697 году.

Документальный фильм от History Channel «Загадки майя. Тайны древности».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: