Образовательный портал - Kuveys

Экономические отношения - это отношения, в которые вступают люди в своей общественной жизни, в процессе создания жизненных благ, продуктов и услуг. Они охватывают всё общественное производство, как материальное, так и нематериальное. Известно, что основой производственных экономических отношений выступают формы собственности на средства производства.

В современном обществе основными формами собственности на средства производства являются государственная и частная. Кроме того, существует собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

Экономика ФКиС учитывает специфичность экономических отношений, возникающих в связи с наличием различных форм собственности и их переплетением. Например, управление физкультуры и спорта на любом предприятии, имеет чаще всего государственную (спортивные сооружения), профсоюзную (средства из бюджета профсоюзов) и личной собственностью (оплата абонементов). При использовании этих видов собственности учитывается их различный юридический статус.

Государственная собственность включает находящиеся в ведении Федерального агентства по ФКиС спортсооружения, предприятия, изготавливающие спортивный инвентарь и т.п. Агентство заботится о сохранности и приумножении государственной собственности, об её использовании для занятий физической культурой и спортом всеми членами общества.

Ведущая роль государственной собственности открывает возможности для обеспечения единства интересов отдельных ведомств, спортивных обществ в осуществлении физкультурной и спортивной деятельности Постановления, распоряжения Федерального агентства по физической культуре и спорту, как государственного органа обязательны для физкультурных организаций всех ведомств и спортивных обществ.

Государственное руководство физкультурным движением позволяет придать обязательную силу физкультурно-спортивным и оздоровительным мероприятиям, проводимым в учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях.

На муниципальные спорткомитеты возлагается обязанность координировать усилия ДСО и других спортивных организаций по комплексному решению вопросов развития их материальной базы, оказания помощи в выборе места для площадок и стадионов, в их оборудовании, в организации соревнований в производстве спортивных товаров и др.

Большинство спортивных сооружений является собственностью государственных предприятий и организаций, подчинены различным министерствам и ведомствам страны. Часть из этих сооружений предприятия: передают в распоряжение профсоюзов и ДСО. Между ними возникают определённые экономические отношения, связанные с эксплуатацией этих сооружений.

В оперативном управлении общественных организаций профсоюзов, ДСО, РОСТО находятся, помимо спортивных сооружений производственные предприятия, административные здания, учебно-спортивные и туристические базы и т.д.

Согласно уставу ДСО профсоюзов, их имущество могут пользоваться все физкультурники и спортсмены, являющиеся членами ДСО. ОНИ имеют право заниматься в спортивных секциях и командах, участвовать во всех мероприятиях, проводимых ДСО: спортивных соревнованиях, праздниках, спартакиадах, обучаться на курсах, учебно-тренировочных сборах, в спортивных школах. Члены ДСО бесплатно пользуются спортивными сооружениями, оборудованием, инвентарем.

Существование разных форм общественной собственности обусловливает многообразие форм управления физкультурными организациями: через Федеральное агентство, спорткомитеты и отраслевые ведомства; через профсоюзы и другие общественные организации; через смешанную государственно-профсоюзную или кооперативно-профсоюзную систему).

Многообразие форм управления физкультурными организациями порождает ведомственную разобщенность в использовании спортивных соружений, их неравномерное распределение между отраслями и производственными объединениями.

За последние годы сложилась неодинаковая насыщенность физкультурных организаций спортивными сооружениями. Это приводит в ряде случаев к их неполному использованию. Например, школы, вузы, техникумы располагают большей частью спортивных площадок, но ощущают острую нехватку стадионов, плавательных бассейнов, футбольных полей.

Неодинаковое количество спортивных сооружений наблюдается в рамках одного и того же района. Крупные предприятия, располагая большими накоплениями, создают сеть спортивных сооружений. Так как не все имеют такие возможности, возникает «спортивное неравенство» производственных коллективов одного и того же района: одни имеют в избытке спортивные сооружения, что приводит к их неполному использованию, другие же испытывают острую нехватку, что ограничивает возможности развития у них физической культуры и спорта.

Ведомственная разобщенность, разделяющая физкультурников на «своих» u «чужих», затрудняет проведение общих мероприятий для населения, проживающего в одном районе. Она, как правило, ведет к различиям в порядке и размерах финансирования и материально-технического снабжения. В итоге возникает неравномерное размещение спортивных сооружений, разная степень обеспеченности ими населения.

Для ликвидации недостатков в сфере физической культуры и спорта, вызванных подобной разобщенностью, необходимо совершенствовать экономические отношения.

Фундаментальная проблема экономической теории - проблема регулирования действий участников производства. Процветание экономики в любой стране - всегда результат согласованных действий производителей, тогда как кризис - результат их антагонизма.

Оптимальный механизм регулирования - вечная проблема экономики, так как бесконечно изменяются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы.

Первый подход получил название" классического ", согласно которому максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы. Однако практика показала тупиковость "классического" подхода, ибо такой экономической организации объективно присущи производственные кризисы и социальный антагонизм.

Сторонники противоположного ("социалистического") подхода считают, что действия участников производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации (что произвести, когда, сколько, для кого). Контроль со стороны общества осуществляет его властный институт - государство, обладающее правом и силой к внеэкономическому принуждению. Директивная организация производства объективно отрицает рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей. Исключительная важность и необходимость вмешательства государства в экономику признается различными экономическими концепциями. Но до абсурда она была доведена, к нашему несчастью, именно в советской «экономике».

Директивная планомерность стала определяться как экономическая модель государственного «социализма». Практика показала тупиковость этой формы организации общественного производства: ведь ей присущи еще большие, чем «классической» модели, пороки - хронический дефицит, разрушающий экономику, и тоталитаризм, разрушающий все остальное.

Современное постиндустриальное общество доказало практическую возможность решения проблемы оптимального регулирования экономики в рамках «смешанной системы», в которой абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация ориентирующим воздействием государства. Это-то, что и позволило создать «социально-регулируемую рыночную экономику», в которой рынок сохранен, но рынок обузданный.

Иными словами, современная «социально-регулируемая» экономика - это конечно, «рыночная экономика», но такая, в которой рыночное устройство общества переросло, наконец, в общественное устройство рынка.

Экономическая наука, которая изучает становление и развитие «капитализма» и «социализма», получила название «политической экономии». Она была и остается самостоятельной научной дисциплиной. Из неё выросла современная экономическая теория, которую в англоязычных странах часто, называют «экономикс».

Представление экономики физической культуры и спорта было бы неполным без анализа категорий потребностей и экономического интереса. Потребности можно определить как нужду индивида или общества в целом в чем-либо. Очевидно, что потребности выступают в качестве движущей силы и побудительного мотива в достижении какой-либо цели. Осознанные потребности трансформируются в интересы , то есть реальные причины социальных и экономических действий. Взаимосвязь индивидуальных и общественных потребностей с физической культурой и спортом представим следующим образом (см. рис.1).

Рис.1. Взаимосвязь индивидуальных и общественных потребностей с физкультурой и спортом.

Потребности людей, в конечном счете, преобразуются в спрос, то есть желание и способность покупать товары и услуги. Спрос на спортивные товары и услуги в рыночной системе порождает ответную реакцию со стороны производителей данной продукции – они разрабатывают и поставляют на рынок все более качественные и совершенные товары спортивного назначения, стараются наиболее полно удовлетворить новые потребности общества.

Удовлетворяя спрос, производители спортивных товаров и услуг создают предложение, то есть то количество продукции, которое они намерены продать потребителям при сложившейся рыночной цене. Объемы спроса и предложения товаров на рынках определяются в соответствии с законами спроса и предложения, а также их взаимодействием.

Как следует из рис.1, спрос на спортивные товары и услуги на микроуровне предъявляют отдельные индивиды – профессиональные спортсмены, физкультурники, любители активного отдыха и спортивного туризма. Для большинства людей основным ценностным ориентиром является здоровье. За многовековую историю человечества со всей определенностью было установлено, что наилучшим способом сохранить или восстановить здоровье являются физическая культура и спорт. Более того, регулярные занятия физкультурой и спортом позволяют людям не только сохранять здоровье, но и значительно продлять трудоспособный возраст , делают человека более активным в общественной жизни и на производстве. Таким образом, здоровье отдельного человека и общества в целом – категория не только медицинская, но и экономическая.

Немаловажное место в иерархии ценностных ориентиров занимает потребность в достижениях. Спорт помогает многим людям реализовать эту потребность, дает возможность достичь вершин мастерства и славы за счет своих спортивных талантов, развитых упорными тренировками. Если спорт в какой-либо стране недостаточно развит или недоступен большинству граждан, то люди, склонные к занятиям спортом, вынуждены заниматься иными видами деятельности, в том числе криминального характера. В этом случае их таланты идут не на благо общества, а направляются в деструктивное русло, нанося материальный и моральный ущерб экономике и обществу.

Рассматривая потребности человека, нельзя не остановиться и на такой важной их составляющей, как потребности в отдыхе и развлечениях. Под отдыхом в данном контексте понимается не пассивное состояние покоя, а деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению трудоспособности. В экономическом аспекте потребность в отдыхе и развлечениях следует рассматривать с трех точек зрения:

    Во-первых, проводя свободное время на спортплощадках и стадионах, люди активно отдыхают от повседневного труда, наиболее полно восстанавливая свои физические и интеллектуальные ресурсы;

    Во-вторых, активный отдых с элементами физической культуры и спорта являются альтернативой пассивному малоподвижному отдыху с поглощением чрезмерного количества пищи и алкогольных напитков;

    В-третьих, проводя свой досуг на стадионах, спортивных трассах и в спорткомплексах в качестве болельщиков, люди получают необходимый заряд эмоций и переживаний, своеобразный катарсис.1 Кроме того, посещая спортивно-массовые мероприятия, болельщики расходуют на них денежные средства, создавая в сфере физкультуры и спорта новые рабочие места.

На макроуровне спрос отдельных людей преобразуется в совокупный спрос, в экономические отношения в области физической культуры и спорта включается государство, которое непосредственно заинтересовано в развитии таких отношений и их всемерной поддержке. Государство, таким образом, стимулирует спрос на рынках спортивной продукции и спортивной информации, а также способствует расширению предложения. Реализуется государственная поддержка физической культуры и спорта посредством оказания помощи спортивной индустрии и предпринимательству в области спортивных отношений как в форме налоговых и иных льгот, так и в форме прямого финансирования из бюджетов всех уровней.

Экономические отношения в области физической культуры и спорта разносторонни и многогранны. Они включают в себя всю совокупность хозяйственных отношений по поводу производства и купли-продажи спортивных товаров и услуг соответствующими производителями и потребителями, экономические взаимоотношения спортивных клубов, федераций, спортивных обществ, отдельных спортсменов и тренеров между собой и во взаимодействии с болельщиками. Важной отраслью экономических отношений являются спортивные рынки труда и финансовых инвестиций, системы оплаты труда и премирования спортсменов и тренеров, их социального страхования и пенсионного обеспечения.

В современной российской практике экономические отношения в физической культуре и спорте на рыночной основе только начинают формироваться; в стадии становления находится индустрия спорта, спортивного предпринимательства, туризма и их инфраструктуры. Только в последние годы стали появляться спортивные профессиональные союзы и ветеранские организации, отрабатываться и унифицироваться схемы страхования спортсменов от различных рисков и травм, вырабатываться цивилизованные формы трансфертов спортсменов в иностранные и национальные спортивные клубы. В области спортивной инфраструктуры также наметились значительные позитивные сдвиги: в течение последних лет сформировалась целая отрасль производства, базирующаяся на спортивно-массовых мероприятиях. Возникла комплексная система фирм, специализирующихся на:

    Поиске отечественных и зарубежных спонсоров для отдельных спортсменов, клубов, сборных и команд мастеров;

    Предоставлении спортсменам и тренерам сервисных услуг в зарубежных турне;

    Пенсионном обеспечении спортсменов по индивидуальным схемам;

    Страховании спортсменов;

    Юридическом обслуживании спортсменов и тренеров;

    Трудоустройстве спортсменов и тренеров.

Конечно, при становлении новой спортивной индустрии и формировании рынков спортивных услуг в России не все проходит гладко и своевременно: довольно часто несовершенная законодательная база мешает развитию меценатства и спонсорства в спорте, формирования эффективной системы правовой и социальной защиты спортсменов и тренеров. Пока далеки от совершенства схемы налогообложения производителей спортивных товаров и услуг, принципы финансирования спортивного образования. И все-таки наметившиеся в последние годы позитивные перемены в этой важнейшей сфере экономических отношений, а также первые положительные результаты реформ позволяют нам говорить о будущих благоприятных перспективах российской спортивной индустрии и ее инфраструктуры.

В России большую часть финансовой ответственности за развитие физкультуры и спорта берет на себя государство. Сфера физической культуры и спорта в России в абсолютных суммах финансируется по нарастающему тренду, ежегодно бюджетные ассигнования увеличиваются в среднем на 47,0% 1 . При общих тенденциях увеличения финансирования сохраняется небольшой удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в федеральном бюджете и относительная неизменность доли отрасли на уровне 0,17-0,2% от ВВП, что примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах 2 .

Сложившийся объем финансирования государством не позволяет в полной мере реализовать социально-экономические функции физической культуры и спорта.

Принято считать, что государственное финансирование в сфере физкультурно-спортивных услуг должно осуществляться там, где присутствие государства необходимо: детский спорт, массовый спорт, адаптивные программы. Другие виды деятельности физической культуры и спорта должны предоставляться на коммерческой основе и находиться под воздействием косвенного государственного регулирования (корпоративный спорт, спорт высших достижений, др.).

Среди основных задач, поставленных Стратегией развития физкультуры и спорта на период до 2020 г., следует отметить: создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; пропаганду здорового образа жизни, включающего как

Российский статистический ежегодник: 2008: Стат. сборник / Росстат. - М.: Росстат, 2009.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

важнейший элемент занятия спортом; модернизацию системы физического воспитания, в том числе в образовательных учреждениях; развитие инфраструктуры сферы спорта.

В соответствии со Стратегией развития физкультуры и спорта определены важнейшие целевые ориентиры на предстоящий период: увеличение доли граждан, систематически занимающихся спортом, - до 30% к 2015 г., до 40% к 2020 г., повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности - до 30% к 2015 г., до 48% к 2020 г. (рис. 25).

Расширение источников финансирования возможно, как представляется, за счет привлечения кредитов для реализации долгосрочных проектов, строительства и модернизации спортивных сооружений, в том числе банков с государственным участием, негосударственных банков с представлением государственных либо муниципальных гарантий под выделенные кредиты с минимальными ставками либо субсидированием кредитных ставок. Один из вариантов - софинансирование (с участием федерального и местных бюджетов) строительства на конкретных территориях спортивной инфраструктуры и спортивных объектов шаговой доступности к массовому потребителю.

Согласно Федеральному закону РФ «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 237-ФЗ), ст. 3, законодательство в сфере физической культуры и спорта базируется на принципе «сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта» .

Многообразие субъектов физической культуры и спорта в РФ (физкультурно-спортивные организации, образовательные учреждения, спортивно-технические, научные организации, Олимпийский, Параолимпийский, Сурдолимпийский комитеты России, специальная Олимпиада России, федеральные органы исполнительной власти, профсоюзы в области физкультуры и спорта, граждане, занимающиеся физкультурой, спортсмены, тренеры, судьи и прочие специалисты) обусловливает различные подходы в регулировании их деятельности, различные пропорции в государственном регулировании и саморегулировании.

Так, к модели совместного регулирования может быть отнесена деятельность общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций, которые как общественные организации (объединения) вправе получать финансовую и иную (не противоречащую законодательству) поддержку для реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Рис. 25. Стратегические цели и задачи развития физической культуры и спорта в России (составлено автором по материалам Доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 годы. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, 2009 г.)

В настоящий момент большинство общественных организаций являются абсолютно независимыми, однако значительную часть финансирования они получают от государства.

Основными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций в спортивной сфере являются общественные объединения (федерации), спортивные общества, союзы, ассоциации, спортивные клубы и коллективы. В частности, в ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 237-ФЗ) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указано, что к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся: физкультурноспортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественногосударственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Одна из специфических организационно-правовых форм, характерных именно для спортивных некоммерческих организаций, - федерация. В вышеупомянутом законе определено, что «спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд». Спортивные федерации могут быть как международными (всемирные и региональные), так и национальными неправительственными организациями. Общероссийские и региональные спортивные федерации подлежат обязательной аккредитации. По одному виду спорта на территории Российской Федерации или одного субъекта Российской Федерации может быть аккредитована только одна общественная организация соответственно в качестве общероссийской или региональной спортивной федерации.

Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России» является добровольным, самоуправляемым, неправительственным общественным объединением - союзом юридических лиц - общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, признанным Международным олимпийским комитетом (далее - МОК).

В состав ОКР входят в качестве коллективных членов более 60 федераций по олимпийским и неолимпийским видам спорта.

Основное направление деятельности МОКа и входящих в него НОКов, в том числе и ОКР, - развитие олимпийского движения, пропаганда ценностей олимпизма, борьба с допингом, организация Олимпиад и др. Реализуя эти цели, данные организации ведут предпринимательскую деятельность в поисках источников финансирования.

В настоящее время в отечественном спорте все большее развитие приобретают такие инновационные организационно-правовые формы, как саморегулируемые организации. В основном саморегулируемые организации в спорте создаются в отрасли строительства спортивных объектов и производства спортивного оборудования. Консолидация отраслевых бизнес-объединений и операторов рынка спортивных услуг и их объединение в саморегулируемые организации осуществляются для решения вопросов гармонизации интересов государства, общества, потребителей и производителей в сфере спорта. Данные организации имеют соответствующую государственную аккредитацию в Едином государственном реестре саморегулируемых организаций. Одной из задач их функционирования является техническое регулирование (технические регламенты), создание стандартов и методик проверки безопасности использования спортивного оборудования.

К числу проблем, решаемых саморегулируемыми организациями в сфере спортивного строительства, можно отнести 1:

  • 1. Разработку и реализацию концепции создания спортивного сооружения - до начала проектирования должна быть создана концепция будущего функционирования объекта спорта (технико-экономическое обоснование, бизнес-план), экономическая составляющая, ресурсное обеспечение и обеспечение его жизнедеятельности, ожидаемые доходы, его социальная составляющая и т.д.;
  • 2. Ведение реестра объектов спорта - каждый спортивный объект характеризуется наличием спортивных помещений, залов, оборудования, назначение которых позволяет установить уровень проводимых в нем мероприятий, соревнований, игр и т.п.;
  • 3. Обеспечение безопасности объекта спорта - безопасности для спортсменов, зрителей, обслуживающего персонала, а также экологической безопасности;
  • 4. Энергосбережение - каждый объект спорта в силу тех или иных причин является объектом повышенной энергопотребляемости (катки, бассейны и т.д.);
  • 5. Стандартизацию и сертификацию сооружений, оборудования, инвентаря и услуг в спортивной отрасли.

Идея саморегулирования наиболее полно воплощается в некоммерческом секторе сферы физической культуры и спорта. Фитнес- индустрия, виды спорта с высоким уровнем коммерциализации, такие как гольф, бодибилдинг и др., организуют свою деятельность по сетевому принципу, объединяясь в общественные организации, союзы, ассоциации и т.п.

Федеральный Закон РФ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N9 315-ФЗ.

Ассоциация профессионального фитнеса (FPA), основанная в 1992 г., - объединение экспертов фитнес-индустрии, специализирующихся в области фитнес-обучения, сертификации, кадрового и фитнес-консалтинга 1 . Ассоциация занимается организацией учебных курсов-семинаров, разработкой учебных программ, методик и технологий, проведением тестирования и аттестацией персонала, содействием в трудоустройстве и подборе сотрудников, осуществлением консалтинга по проектированию, организации и управлению фитнес-клубом. С 2001 г. было сертифицировано более 4 тыс. специалистов. Выпускники Ассоциации работают более чем в 500 клубах Москвы, других российских и зарубежных городов. Под руководством экспертов FPA реализован ряд успешных консалтинговых проектов.

Ассоциация профессионалов фитнеса - единственная в Москве аккредитованная государством (Департаментом образования г. Москвы), специализирующаяся на фитнес-образовании.

Миссия FPA декларирована как объединение усилий участников индустрии фитнеса для обеспечения высоких стандартов работы и максимального качества услуг. Реализация миссии достигается посредством выполнения следующих задач: разработка и внедрение профессиональных и образовательных стандартов в области обучения и сертификации специалистов фитнеса; оказание правовой поддержки компаниям в области лицензирования, техники, технологии, налогообложения, профессиональной подготовки кадров; координация в реализации фитнес- проектов; создание эффективных технологий управления фитнес-клубом; образовательная и научно-методологическая деятельность.

Общероссийская общественная организация «Ассоциация гольфа России» (АГР) базируется на принципах равноправия ее членов, самоуправления и функционирует с целью развития, пропаганды и популяризации гольфа в России 2 . Ее деятельность осуществляется в соответствии с российским законодательством об общественных объединениях, о физкультуре и спорте, а также уставами международных федераций и европейских ассоциаций гольфа. АГР - это некоммерческая организация, получаемый ею доход направляется на реализацию уставных целей и задач. Она взаимодействует в рамках своих интересов с органами государственной и местной власти, сотрудничает с российскими и международными организациями, является членом Олимпийского комитета России.

В соответствии с аккредитацией АГР имеет право проводить как российские, так и международные спортивные соревнования, создавать свои структурные подразделения в виде филиалов, отделений или представительств.

http://fitncss-pro.ru

http://rusgolf.ru

Цели АГР, по своей сути, отражают задачи саморегулирования в сфере российского гольфа: разработку и проведение единой политики развития гольфа в России, в том числе расширение круга лиц, занимающихся этим видом спорта, повышение уровня мастерства как спортсменов-профессионалов, так и любителей; обеспечение поддержки и содействия девелоперам и инвесторам, участвующим в создании гольф-сооружений; создание нормативов и требований единой спортивной классификации, совершенствование организационнометодологических основ подготовки спортсменов, тренеров, медицинского и другого персонала; обеспечение защиты прав и интересов спортсменов, тренеров, ветеранов и других работников физкультурноспортивных общественных объединений в сфере гольфа и т.п.

Для осуществления своих целей и задач АГР в соответствии с действующим законодательством осуществляет предпринимательскую и внешнеэкономическую деятельность, создает хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные структуры, создает, приобретает, предоставляет в пользование или аренду различное имущество и др. АГР имеет право создавать внутреннюю ассоциацию спортсменов, тренеров, судей и других участников спортивной деятельности, поощрять их, ходатайствовать о присуждении почетных званий и наград перед государственными российскими и международными организациями.

Имущество и ресурсы АГР как некоммерческой организации формируются за счет характерных для этой деловой формы источников: членских, вступительных и добровольных взносов, пожертвований и поступлений от оказания различных платных услуг (лекций, консультаций, издательской и другой деятельности).

Развитие физической культурой и спорта за рубежом может быть представлено двумя основными моделями: американской, отличающейся децентрализацией и незначительным участием государства в организации и управлении физкультурно-спортивной деятельностью в стране, и европейской моделью, в которой государство в той или иной степени поддерживает массовый спорт, спорт высших достижений, и в некоторых странах - профессиональный спорт.

Общим для обеих моделей является то, что спортивные ассоциации (федерации) и клубы - это основа для развития спорта во всех странах, физкультурно-спортивное движение обладает автономией при определенном вмешательстве государства в спортивную жизнь страны. Тенденция усиления роли государства прослеживается в формировании спортивной инфраструктуры, в поддержании имиджа страны посредством спорта высших достижений, использовании физкультурноспортивного движения для решения социальных проблем (например, спорт для инвалидов).

Американская модель спортивного движения характеризуется:

  • спортом для всех (рекреационный спорт, клубный спорт и т.п.);
  • спортом высших достижений;
  • профессиональным спортом.

Поддержкой американского массового спорта занимаются городские спортивные советы (комиссии), действующие как негосударственные некоммерческие организации, выполняющие на договорных условиях консультативные функции для муниципальных органов. Их основная миссия состоит в поддержке действующих в городах спортивных организаций, клубов, команд и проведении соревнований.

Организация спорта высших достижений в США отличается своей децентрализованностью. Спортивные организации, такие как Олимпийский комитет США (ЮСОК), Национальная ассоциация студенческого спорта (НКАА), Любительский спортивный союз (ААЮ), национальные федерации по видам спорта и др., являются независимыми самостоятельными организациями.

Участие государства в физкультурно-спортивной деятельности ограничивается нормативно-законодательным регулированием. Управленческие функции в спорте выполняют различные общественные организации, в том числе Олимпийский комитет США (ЮСОК).

Основа американского спорта высших достижений - студенческий спорт, поскольку за счет спортсменов-студентов укомплектовывают до 75% состава сборных команд США.

Американский профессиональный спорт организуют профессиональные лиги, ассоциации, союзы, а в игровых видах спорта клубы- команды (например, Национальная бейсбольная, футбольная, хоккейная лиги).

Американская модель отличается от европейской тем, что основными видами спортивной деятельности (спорт для всех, спорт высших достижений и профессиональный спорт) занимаются различные спортивные организации.

Европейская модель характеризуется активным участием в спортивном движении Европейского совета (ЕС), его спортивных конференций и комитетов по развитию спорта в европейских странах.

Основным нормативным документом является Европейская хартия по спорту для всех (1975 г.). Деятельность ЕС способствовала свободе передвижения спортсменов и созданию единого рынка в европейском спорте; выработке политики спортивного радио- и телевещания; взаимодействию спорта с системами образования, здравоохранения и др.; привлечению региональных, муниципальных и местных органов власти к решению проблем спорта и т.д. Позиция ЕС в спорте свидетельствует о том, что сформировались два уровня управления: европейский и национальный, обеспечивающие координацию в развитии спорта.

Однако в рамках европейской модели остаются существенные различия в организации управления спортом в разных странах. По степени участия государства в управлении можно выделить, во- первых, страны, где эти функции выполняет государственная структура или организация, находящаяся под контролем государства, во-вторых, страны, в которых функции управления сосредоточены в руках спортивных конфедераций, т.е. неправительственных организаций, объединяющих национальные спортивные федерации по видам спорта.

К первой группе стран с сильным влиянием государства относятся Великобритания, Германия, Франция, Финляндия, Испания, Люксембург и ряд других. Во второй группе объединены страны, в которых управление спортом сконцентрировано в общественных структурах, в том числе Италия, Швеция, Бельгия, Дания, Австрия и др.

Развитие спорта обусловлено национальной спецификой государства, особенностями структуры управления. В большинстве стран основные источники финансирования физической культуры и спорта - это средства государственного и местных бюджетов, поступления от лотерей, коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации, фондов, населения. В зарубежной практике значительный объем работ во время проведения спортивных мероприятий осуществляется волонтерами.

Развитие кабельного и платного ТВ, спортивных телеканалов (Евроспорт и др.) усилило использование телевидения как источника финансирования спорта. Доля традиционных источников финансирования спорта постепенно уменьшается вследствие роста средств от бизнеса, что создает экономическое давление на спорт, вынуждая подчиняться требованиям коммерции.

Государственное финансирование спорта в развитых странах осуществляется федеральным правительством с целью содержания органов государственного управления спортом, проведения спортивных мероприятий, строительства спортивных сооружений национального масштаба, подготовки кадров, проведения научно-исследовательской и информационной деятельности.

Средства местных органов власти в основном направляются на развитие массового спорта, а также на финансовую поддержку команд по игровым видам спорта (футбол, баскетбол, хоккей и т.д.), на содержание спортивных клубов, спортсооружений муниципального уровня и т.д.

Финансирование спорта в европейских государствах осуществляется по следующим направлениям: спорт высших достижений; спортивные федерации и организации; спортивные клубы; спортивные сооружения; проведение спортивных мероприятий.

В Германии, Испании, Италии, Финляндии, Швеции, Швейцарии и Португалии субсидии из государственного бюджета на спорт высших достижений составляют 5-15%. На содержание административных структур всех уровней затрачивается в Великобритании - 93%, Италии, Франции - 54% и Германии - 45% от выделяемых средств. В большинстве европейских стран приоритетом в расходовании этих средств пользуются спортклубы, которым, например, в Германии выделяется 41%, тогда как федерациям - только 4%, в Италии - 67 и 7%, в Швеции - 36 и 6%, во Франции - 31 и 23%, в Испании - 50 и 50% от их общего объема.

В Великобритании преобладает доля субсидий федерациям - до 85%, а спортклубам - 7%. В Германии, Франции и Швеции около 50% выделяемых средств расходуют на строительство и эксплуатацию спортивных сооружений.

В развитых странах финансирование спорта из государственного бюджета существенно дополняется за счет частных источников, затраты которых в среднем составляют 1,5-1,8%. Активизация спортивного маркетинга и спонсорства увеличивает эту долю в спортивном бюджете отдельных стран до 40%.

В США основными источниками финансирования любительского спорта являются:

  • членские и вступительные взносы членов команд, клубов, учебных заведений, спортивных организаций;
  • доходы от платных услуг пользования спортивным оборудованием, тренажерами, саунами, массажными кабинетами, соляриями и др.;
  • доходы от продажи билетов на соревнования по игровым видам спорта - американский футбол, баскетбол, волейбол, хоккей;
  • продажа прав трансляции телевизионным компаниям;
  • доходы от продажи сувениров, спортивных вымпелов, значков, программ соревнований, буклетов;
  • доходы от парковки автомашин около спортивных сооружений во время соревнований и т.д.;
  • добровольные пожертвования частных лиц, фирм и корпораций, общественных фондов.

Основу любительского спорта высших достижений в США составляет студенческий спорт, который поддерживается поступлениями из федеральной казны штатов и Правительства США.

  • www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.htmJ

С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому прямо не участвующей в создании материального продукта. Физическая культура и спорт – одна из сфер общественной деятельности. Развитие этой сферы происходит на базе экономических отношений общества. Предназначено для преподавателей и студентов вузов по направлению подготовки 49.03.01 – физическая культура, а также для широкого круга лиц и специалистов в области физической культуры и спорта.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика физической культуры и спорта (М. А. Соломченко, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© М. А. Соломченко, 2014

© Академия безопасности и выживания, 2014

Тема 1. Теоретико-методологические основы экономики физической культуры и спорта

1. Введение в курс «Экономика физической культуры и спорта»;

2. Экономика физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина;

3. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства;

4. Экономические отношения в сфере физической культуры и спорта;

5. Механизм современной экономики рекреации.

С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому прямо не участвующей в создании материального продукта.

Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др.

Названные виды деятельности обеспечиваются предприятиями (организациями), отличающимися принадлежностью к разным сферам народного хозяйства, направленностью своей основной деятельности, но их интегрированное функционирование как единого хозяйственного комплекса с единым координирующим органом управления объективно оправдано тем, что они вместе, на основе взаимозависимости удовлетворяют одни и те же потребности людей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта. Именно это является одним из важнейших оснований утверждать, что физическая культура и спорт сформировались в отрасль народного хозяйства.

В экономической литературе существует ряд определений отрасли народного хозяйства как экономического понятия, одним из наиболее распространенных среди которых является следующее.

Отрасль – это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работающих и удовлетворяемых потребностей.

Приведенное определение относится, прежде всего, к отраслям производственной сферы, однако, его правомерно перенести на любую отрасль народного хозяйства, так как в нем содержатся главные признаки, лежащие в основе, с одной стороны, объединения в отрасль различных хозяйственных единиц, а с другой стороны – отличия одной отрасли от другой. В основе объединения различных хозяйственных единиц в отрасль лежат в первую очередь:

а) особенности труда работников предприятий (организаций), выполняющих специфические функции в системе общественного разделения труда;

б) особенности используемых средств труда;

в) специфическая форма результата труда.


Отрасль предполагает объединение функционирующих в ней предприятий (организаций) и их отраслевое обособление на основе единого органа управления. Вместе с тем отрасль может совпадать или не совпадать с границами отраслевых министерств (ведомств). Ситуация «несовпадения» весьма характерна для отрасли «физическая культура и спорт».

Единым государственным органом управления отраслью в настоящее время является Федеральное агентство по ФКиС. Однако значительное количество физкультурно-спортивных организаций определенного типа управляются др. министерствами (ведомствами).

Анализ динамики основных показателей физической культуры и спорта в масштабах страны свидетельствует о наличии в развитии отрасли ряда тенденций, приобретающих в последние годы позитивный характер. К основным из этих тенденций следует отнести:

– прогрессивное, в отличие от предшествующего периода, развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, рост числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, а также численности занимающихся физической культурой и спортом;

– систематический рост численности физкультурных кадров, а также количества физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.


Оценить подробнее характер динамики основных показателей развития физической культуры и спорта за более длительный промежуток времени не представляется возможным в связи с введением в 1998 г. новой формы государственной статистической отчетности и несовпадением в связи с этим содержания ряда ее показателей.

Вместе с тем развитию физической культуры и спорта на протяжении последних лет свойственны и негативные тенденции. В первую очередь это бюджетное финансирование отрасли по остаточному принципу, неисполнение законодательных актов в части утвержденных нормативов финансирования физической культуры и спорта, а также невыполнение плановых показателей бюджетного финансирования и др.

В целях преодоления имеющих место негативных тенденций, а также дальнейшей стабилизации позитивных тенденций в развитии отрасли «физическая культура и спорт» в последние годы исполнительной властью Российской Федерации был принят ряд важных решений. Одним из них явилась разработка Правительством Российской Федерации ещё в 1996 г. «Социальных нормативов и норм», к числу которых относятся и те, которые характеризуют перспективы развития отрасли «физическая культура и спорт».

1.2. Экономика физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, действуют и в сфере физической культуры и спорта. Спортивная экономика является конкретной отраслевой дисциплиной. Она имеет свой предмет изучения, решает свои специфические задачи.

Предметом спортивной экономики, как научной и учебной дисциплины являются экономические отношения, между членами общества в сфере физической культуры и спорта.

Спортивная экономика изучает конкретный механизм проявления экономических законов. Он отличается своеобразием эксплуатации материально-технической базы, особенностями экономических отношений и, прежде всего отношениями собственности на средства производства, на средства физкультурной и спортивной деятельности, особенностями труда и его результата.

Задачами спортивной экономики является не только изучение экономических отношений и законов, складывающихся в этой отрасли, но и постоянное совершенствование хозяйственного механизма деятельности физкультурных и спортивных организаций, принятие экономически обоснованных управленческих решений, наиболее рациональное использование всех ресурсов отрасли – денежных, материальных, трудовых.

Практика показывает, что только экономически обоснованные решения позволяют успешно достигать общих и конкретных целей, которые ставят перед собой физкультурные и спортивные организации по развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы и спорта высших достижений. Нередко достижение таких целей оказывается нереальным вследствие экономических просчётов или нерационального, неумелого использования имеющихся средств.

В каждой отрасли народного хозяйства проявляются экономические отношения, характерные в целом для конкретной страны. Методологической основой для их анализа является общая экономическая теория – экономика, предметом которой, как известно, является проблема повышения эффективности используемых ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Эта общая для народного хозяйства любой страны проблема характерна и для каждой отрасли. Применительно к отрасли «физическая культура и спорт» она находит проявление, например, в следующих вопросах: как повысить конкурентоспособность физкультурно-спортивной организации; как наиболее эффективно использовать сеть физкультурно-спортивных сооружений и каждое из них в отдельности; как реализовать большее количество абонементов для занятий в физкультурно-оздоровительных группах, билетов на спортивные соревнования и др.

Таким образом, предметом спортивной экономики как научной дисциплины является проблема выбора наиболее рациональных способов потребления ресурсов (факторов производства) для расширения рынка производимых услуг, максимального приближения их ассортимента и качества к потребительским запросам. Решение этой комплексной проблемы предполагает кроме использования чисто экономических инструментов разработку моделей управления и организации производства, применение социально-психологических методов стимулирования работников, системы маркетинговых средств, продвигающих услуги и товары к потребителям, и др.

В понимании предмета отраслевой экономики обнаруживается взаимосвязь двух основных разделов экономической теории – макроэкономики и микроэкономики.

Макроэкономика исследует экономику как целое, а также важнейшие ее секторы (государственный сектор, бизнес, домохозяйства и др.; промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынки, потребительский рынок и т. д.) с использованием для этого агрегированных макроэкономических показателей и их связей, например, с деньгами, занятостью, государственными расходами и др.

Микроэкономика изучает относительно маломасштабные экономические процессы, субъекты, явления (предприятия и индивидуальных предпринимателей, их хозяйственную деятельность, а также экономические отношения между ними). В центре ее внимания находятся конкретные производители и потребители: их решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли.

Очевидно, что выбор оптимальных решений на микроуровне зависит не только от возможностей конкретных физкультурно-спортивных организаций, но и от макроэкономических параметров. Для производителей услуг (товаров) в отрасли «физическая культура и спорт» это предполагает всесторонний анализ факторов, влияющих на спрос и предложение их продукции. Так, например, прогнозируя спрос, нужно исходить из того, насколько значительное место в иерархии потребностей семьи занимает потребность проводить досуг в секциях и клубах, заниматься туризмом, посещать зрелищные спортивные мероприятия, что отражает микроэкономический уровень анализа. Но в то же время складывающийся на рынке уровень цен, номинальные доходы, система льгот для определенных категорий населения, то есть общеэкономические (макроэкономические) параметры, могут изменить тенденции микроэкономических спросообразующих факторов, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Аналогичным образом обстоит дело и с предложением: помимо влияния на него спроса и размеров капитала на масштабы производства могут оказывать позитивное или негативное влияние такие макроэкономические факторы, как налоговая политика, цена кредита, уровень инфляции и т. п.

Экономические исследования, оценки и прогнозы, проводимые в отрасли «физическая культура и спорт», базируясь на общей экономической теории как методологической основе, широко используют данные менеджмента (управления), правоведения, социологии и других наук.

Таким образом, экономика физической культуры и спорта как научная дисциплина, рассматривая экономические отношения общества в их конкретных проявлениях применительно к практическим задачам отрасли, реализует важнейшее назначение этой науки – разрабатывать научно обоснованные рекомендации, способствующие более эффективному производству разнообразных услуг.

Экономика физической культуры и спорта как учебная дисциплина призвана использовать результаты научных исследований в учебном процессе, вооружая будущих специалистов знаниями экономических аспектов профессиональной деятельности, что делает их подготовку более комплексной.

1.3. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства

Физическая культура и спорт – одна из сфер общественной деятельности. Развитие этой сферы происходит на базе экономических о тношений общества.

Все предприятия и учреждения народного хозяйства нашей страны, в зависимости от выполняемых ими функций, сведены в отрасли. Физическая культура и спорт, как отрасль народного хозяйства, представляет собой систему предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение всестороннего физического совершенствования человека.

Формирование физической культуры и спорта, как отрасли народного хозяйства, обусловлено необходимостью обеспечения согласованных действий всех служб и взаимосвязанных подразделений этой сферы, направленных на равномерное распределение основных фондов и кадров по территории страны.

Какое же место занимают физическая культура спорт в системе общественного производства и в отраслевой структуре народного хозяйства? Всё общественное производство подразделяется на два вида: первый вид – материальное производство; в торой вид – нематериальное производство.

Физическую культуру и спорт следует отнести к нематериальному производству. Пользуясь плодами материального производства (спортсооружения, инвентарь, одежда), физическая культура производит свою специфическую продукцию – спортивные услуги, расширяя фонд личного потребления общества.

Физическая культура и спорт располагают своими специфическими элементами производства. Это, во-первых, средства труда: спортивные сооружения, их оборудование, спортивный инвентарь; во-вторых, труд физкультурных работников; в-третьих, предмет труда физкультурников и спортсменов.

В соответствии с разграничением в общественном производстве все отрасли народного хозяйства подразделяются на производственную сферу и непроизводственную сферу. Результат труда работников отраслей производственной сферы носит материальную, вещественную форму. Отрасли же, входящие Внепроизводственную сферу, участвуют в создании общественного продукта и национального дохода косвенно, через воздействие на работников производственной сферы. К ним относятся просвещение, здравоохранение, управление, коммунальное хозяйство и др.

Физическая культура и спорт – отрасль народного хозяйства, основной экономической функцией которой является производство спортивных услуг. В сфере физической культуры и спорта, необходимо различать работников, оказывающих спортивные услуги, и всех тех, кто, занимаясь физической культурой и спортом, потребляет, пользуется этими услугами.

Занятия физической культурой и спортом предназначены для личного потребления. Такое потребление осуществляется в различных формах, и требуют затрат: определённого количества материальных благ, времени, физических и умственных усилий. При этом возникают услуги в их чистом виде, что связано с деятельностью по обслуживанию личного потребления. Оказывают эти услуги не сами потребители (физкультурники, спортсмены ), а специальные лица, физкультурные работники, для которых спортивные услуги являются производственной, трудовой деятельностью.

В процессе оказания спортивных услуг используются специальные материальные средства: спортивные сооружения, инвентарь, одежда, обувь и другое имущество, то есть всё то, что составляет материально-техническую базу физической культуры и спорта.

Труд физкультурных работников осуществляется в определенных организационных формах, созданы научные и учебные заведения, органы управления физкультурными и спортивными организациями. Короче говоря, появляются все атрибуты, характеризующие любую отрасль народного хозяйства. Физическая культура, как самостоятельная отрасль народного хозяйства. Всё это вместе и составляет экономику физической культуры и спорта.

1.4. Экономические отношения в сфере физической культуры и спорта

Экономические отношения – это отношения, в которые вступают люди в своей общественной жизни, в процессе создания жизненных благ, продуктов и услуг. Они охватывают всё общественное производство, как материальное, так и нематериальное. Известно, что основой производственных экономических отношений выступают формы собственности на средства производства.

В современном обществе основными формами собственности на средства производства являются государственная и частная. Кроме того, существует собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

Экономика ФКиС учитывает специфичность экономических отношений, возникающих в связи с наличием различных форм собственности и их переплетением. Например, управление физкультуры и спорта на любом предприятии, имеет чаще всего государственную (спортивные сооружения), профсоюзную (средства из бюджета профсоюзов) и личной собственностью (оплата абонементов). При использовании этих видов собственности учитывается их различный юридический статус.

Государственная собственность включает находящиеся в ведении Федерального агентства по ФКиС спортсооружения, предприятия, изготавливающие спортивный инвентарь и т. п. Агентство заботится о сохранности и приумножении государственной собственности, об её использовании для занятий физической культурой и спортом всеми членами общества.

Ведущая роль государственной собственности открывает возможности для обеспечения единства интересов отдельных ведомств, спортивных обществ в осуществлении физкультурной и спортивной деятельности Постановления, распоряжения Федерального агентства по физической культуре и спорту, как государственного органа обязательны для физкультурных организаций всех ведомств и спортивных обществ.

Государственное руководство физкультурным движением позволяет придать обязательную силу физкультурно-спортивным и оздоровительным мероприятиям, проводимым в учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях.

На муниципальные спорткомитеты возлагается обязанность координировать усилия ДСО и других спортивных организаций по комплексному решению вопросов развития их материальной базы, оказания помощи в выборе места для площадок и стадионов, в их оборудовании, в организации соревнований в производстве спортивных товаров и др.

Большинство спортивных сооружений является собственностью государственных предприятий и организаций, подчинены различным министерствам и ведомствам страны. Часть из этих сооружений предприятия: передают в распоряжение профсоюзов и ДСО. Между ними возникают определённые экономические отношения, связанные с эксплуатацией этих сооружений.

В оперативном управлении общественных организаций профсоюзов, ДСО, РОСТО находятся, помимо спортивных сооружений производственные предприятия, административные здания, учебно-спортивные и туристические базы и т. д.

Согласно уставу ДСО профсоюзов, их имущество могут пользоваться все физкультурники и спортсмены, являющиеся членами ДСО. ОНИ имеют право заниматься в спортивных секциях и командах, участвовать во всех мероприятиях, проводимых ДСО: спортивных соревнованиях, праздниках, спартакиадах, обучаться на курсах, учебно-тренировочных сборах, в спортивных школах. Члены ДСО бесплатно пользуются спортивными сооружениями, оборудованием, инвентарем.

Существование разных форм общественной собственности обусловливает многообразие форм управления физкультурными организациями: через Федеральное агентство, спорткомитеты и отраслевые ведомства; через профсоюзы и другие общественные организации; через смешанную государственно-профсоюзную или кооперативно-профсоюзную систему).

Многообразие форм управления физкультурными организациями порождает ведомственную разобщенность в использовании спортивных сооружений, их неравномерное распределение между отраслями и производственными объединениями.

За последние годы сложилась неодинаковая насыщенность физкультурных организаций спортивными сооружениями. Это приводит в ряде случаев к их неполному использованию. Например, школы, вузы, техникумы располагают большей частью спортивных площадок, но ощущают острую нехватку стадионов, плавательных бассейнов, футбольных полей.

Неодинаковое количество спортивных сооружений наблюдается в рамках одного и того же района. Крупные предприятия, располагая большими накоплениями, создают сеть спортивных сооружений. Так как не все имеют такие возможности, возникает «спортивное неравенство» производственных коллективов одного и того же района: одни имеют в избытке спортивные сооружения, что приводит к их неполному использованию, другие же испытывают острую нехватку, что ограничивает возможности развития у них физической культуры и спорта.

Ведомственная разобщенность, разделяющая физкультурников на «своих» u «чужих», затрудняет проведение общих мероприятий для населения, проживающего в одном районе. Она, как правило, ведет к различиям в порядке и размерах финансирования и материально-технического снабжения. В итоге возникает неравномерное размещение спортивных сооружений, разная степень обеспеченности ими населения.

Для ликвидации недостатков в сфере физической культуры и спорта, вызванных подобной разобщенностью, необходимо совершенствовать экономические отношения.

Фундаментальная проблема экономической теории – проблема регулирования действий участников производства. Процветание экономики в любой стране – всегда результат согласованных действий производителей, тогда как кризис – результат их антагонизма .

Оптимальный механизм регулирования – вечная проблема экономики, так как бесконечно изменяются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы.

Первый подход получил название «классического », согласно которому максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы. Однако практика показала тупиковость «классического» подхода, ибо такой экономической организации объективно присущи производственные кризисы и социальный антагонизм.

Сторонники противоположного (социалистического) подхода считают, что действия участников производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации (что произвести, когда, сколько, для кого). Контроль со стороны общества осуществляет его властный институт – государство, обладающее правом и силой к внеэкономическому принуждению. Директивная организация производства объективно отрицает рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей. Исключительная важность и необходимость вмешательства государства в экономику признается различными экономическими концепциями. Но до абсурда она была доведена, к нашему несчастью, именно в советской «экономике».

Директивная планомерность стала определяться как экономическая модель государственного «социализма». Практика показала тупиковость этой формы организации общественного производства: ведь ей присущи еще большие, чем «классической» модели, пороки – хронический дефицит, разрушающий экономику, и тоталитаризм, разрушающий все остальное.

Современное постиндустриальное общество доказало практическую возможность решения проблемы оптимального регулирования экономики в рамках «смешанной системы» , в которой абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация ориентирующим воздействием государства. Это-то, что и позволило создать «социально-регулируемую рыночную экономику», в которой рынок сохранен, но рынок обузданный.

Иными словами, современная «социально-регулируемая» экономика – это конечно, «рыночная экономика», но такая, в которой рыночное устройство общества переросло, наконец, в общественное устройство рынка.

Экономическая наука, которая изучает становление и развитие «капитализма» и «социализма» , получила название «политической экономии». Она была и остается самостоятельной научной дисциплиной. Из неё выросла современная экономическая теория, которую в англоязычных странах часто, называют «экономикс».

1.5. Механизм современной спортивной экономики

Главный объект современной экономической теории – классической механизм опосредованного регулирования экономики (в «классической» и «государственно-социалистической» системах он отсутствует). Три обстоятельства характерные для современной экономики распространяются и на экономику физической культуры и спорта.

1. Современная экономика является рыночной; поэтому и современную экономическую теорию в сфере физической культуры и спорта, можно определить как науку о механизме регулирования рыночной экономики (рыночных процессов ).

2. Рыночной экономике, а следовательно и экономике физической культуры и спорта присущи неустранимые недостатки, а именно сложность удовлетворения общих потребностей (образование, наука, культура, поддержка нетрудоспособных, экология), несправедливая дифференциация доходов, монополизм. Поэтому необходим механизм оптимального. регулирования рыночной экономики, направленный на максимизацию её «плюсов» и минимизацию её «минусов».

3. В свою очередь, оптимальное регулирование в спортивной практике достижимо, прежде всего, через социальное («государственное») вмешательство в рыночную экономику.


Поэтому особая проблема современной экономической теории заключается в нахождении эффективной меры такого вмешательства: его недостаточность приводит к «стихийности», а чрезмерность – к «директивности».

Всё сказанное позволяет определить объект современной экономической теории, как механизм социально-оптимального регулирования рыночной экономики.

Строя модель такого механизма, современная экономическая теория исходит из необходимости максимального использования заложенных в ней самой, возможностей оптимального, регулирования, а не её насильственной ломки.

Наибольшим экономическим потенциалом, как показала историческая практика, обладает естественное стремление каждого участника рыночной экономики к достижению собственной экономической выгоды. Экономическая наука – единственная из всех социальных наук, которая изучает механизм достижения частной выгоды.

Частная выгода есть общее основание, на котором стоит рыночная экономика. Достижение частной выгоды требует соответствующих обязательных предпосылок:

1. Экономические процессы – это результат множества актов выбора способа достижения чистой экономической выгоды. Нет такого выбора – нет и рыночной экономики. Поэтому, механизм её регулирования должен обеспечивать реальную возможность подобного выбора. Но рыночное понимание «выбора выгоды» шире, чем только денежной выгоды.

На самом деле речь идет и о возможности выбора сферы и форм конкуренции, выбора при изобилии предложения, выбора сферы приложения капитала, – словом, выбора по всему набору возможностей, предоставляемых рыночной экономикой каждому её участнику, прежде всего – покупателю.

2. Выбор осуществляет индивид, вот почему и механизм регулирования рыночной экономики должен обеспечивать возможность выбора способа достижения чистой выгоды как можно большему числу индивидов. Только такая предпосылка будет способствовать развитию экономической активности большинства трудоспособного населения.

3. Цель индивидуального экономического выбора – достижение максимально возможной (в данных условиях и для данного индивида) чистой выгоды. Обеспечение возможности такой «максимальности» – одно из требований к механизму социального регулирования рыночной экономики.

4. Индивидуальный выбор способа достижения максимально чистой выгоды всегда осуществляется рационально. Это значит, что каждый выбор есть результат произведенной индивидом оценки соотношения выгоды и затрат на ее достижения.

Поэтому и механизм социального регулирования рыночной экономики должен предоставить возможность (прежде всего публикацией всесторонней объективной экономической информации) для такого рационального поведения её участников.

5. Взаимодействие между участниками рыночного производства происходит по обязательным для всех них правилам (обычно юридически оформленным).


Остановимся на этой предпосылке подробнее, поскольку правовая регламентация действий участников рыночного производства – это, пожалуй, единственная жёсткость, необходимая рынку.

Если бы не было единых общеобразовательных правил, то рыночные процессы, в которых каждый стремится к собственной выгоде. Действительно представляли бы собой анархию непредсказуемого произвола.

В жёсткой правовой регламентации заинтересован каждый участник рыночной экономики, это обязательная предпосылка механизма её социального регулирования.

Правила определяют: кто, когда, при каких условиях и какое действие может совершить. Среди этих правил основным является правило (право ) собственности – правовое основание рыночной экономики. Оно может быть многосекторной, а следовательно, всегда представлено разными формами собственности и хозяйствования (государственная, акционерная, кооперативная, индивидуальная, смешанная, межгосударственная ).

Право собственности должно одинаково стоять на охране всех её форм: отечественной, иностранной, личной, частной, государственной, кооперативной, акционерной, трудовой. Право собственности фиксирует имущественный статус экономического субъекта, то есть «что» и «кому » принадлежит. Оно признаёт и защищает имущественную принадлежность всего сообщества участников рыночной экономики.

Помимо субъектной фиксации имущественной принадлежности, право собственности определяет, какие именно действия собственника являются правомерными по отношению к данному объекту собственности (например, при использовании земли, транспорта ).

Право собственности особенно важно для функционирования рыночной экономики потому, что в бесконечно изменяющемся взаимодействии её участников фиксирует изменение правового статуса рыночных субъектов.

Объективная необходимость в жёстких правилах поведения участников рыночной экономики объясняет, почему механизм её социального регулирования широко использует правовые формы регламентации хозяйственной деятельности.

Оценивая названные предпосылки рыночной экономики, необходимо выделить следующее:

Во-первых, каждая предпосылка представляет известное допущение, так как не всегда возможен «выбор », не всегда он «свободный ». Индивид может ошибаться на счёт «максимальности » и «рациональности » своих действий, так как часто нарушаются сами «правила ». В то же время трудно отрицать, что экономика «выбора» «индивида» и «выгоды » придаёт понятию «рынок » демократическое, гуманистическое содержание.

Во-вторых, при таких предпосылках рыночная экономика предстаёт как результат неизвестных нам – ни на практике, ни в теории, – феноменов типа «выбор», «индивид», «максимализм», «рациональность» и «правила ».

В-третьих, объясняя рыночные процессы названными предпосылками, экономическая теория, несомненно, упрощает сущность рыночной экономики и механизм её регулирования. Но это упрощение оправданно, поскольку отражает требования здравого смысла, которым обычно руководствуются рыночные субъекты. Очевидно, что таким требованиям должен отвечать и механизм регулирования рыночной экономики.


Рыночная экономика – совокупность свободных рациональных выборов индивидами способов достижения максимальной чистой выгоды по общепринятым правилам, а это значит, что цивилизованный рынок обращён к каждому, открыт для каждого, в том числе и в сфере физической культуры и спорта.

При становлении новой спортивной индустрии и формировании рынков физкультурно-спортивных услуг в России не всё проходит гладко и своевременно: довольно часто несовершенная законодательная база мешает развитию меценатства и спонсорства в спорте, формирования современной эффективной системы правовой, социальной защиты спортсменов, тренеров. Далеки ещё от совершенства схемы налогообложения производителей спортивных товаров, услуг и принципы финансирования спортивного образования (В. В. Галкин, 2006). Наметившиеся в последние 3 года позитивные перемены в сфере экономических отношений, позволяют говорить о будущих благоприятных перспективах российской спортивной индустрии.


Вопросы для самостоятельной работы.

1. К какому виду общественного производства относится физическая культура и спорт?

2. Что является предметом изучения экономики физической культуры и спорта?

3. Какие задачи решает экономика физической культуры и спорта?

4. Какова отраслевая структура народного хозяйства России?

5. На основе каких признаков физическую культуру и спорт можно рассматривать как одну из отраслей народного хозяйства?

6. Какой продукт производится в отрасли «физическая культура и спорт»?

7. В чём состоят специфические особенности социально-культурных услуг в отличие от материальных услуг и товаров?

8. В чём состоит роль и значение физической культуры и спорта для экономики и общества?

9. Как влияет физическая культура и спорт на экономический рост?

10. Что изучает экономика спорта?

11. Какие проблемы имеются в современной экономике спорта России?

12. Какие экономические явления и процессы изучает микро-и макроэкономика спорта?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    реферат , добавлен 22.04.2011

    Собственность как основа производственных отношений. Ее место в экономической системе. Организационно-экономические и социально-экономические отношения между людьми в процессе организации производства и по поводу распределения экономических благ.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2010

    Изучение теоретических и практических противоречий в экономике и поиск способов их устранения. Исследование сущности социально-экономического развития, от каких факторов оно зависит. Влияние социально-экономических противоречий на экономику страны.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Социально-экономическая система как целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу обмена и потребления товаров и услуг, анализ особенностей формирования и развития.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2013

    Классификация экономических систем. Уровневый характер экономических отношений. Производительные силы и производственные отношения, хозяйственный механизм. Роль государственного регулирования рыночной экономики. Формационный и цивилизационный подходы.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2009

    Экономическая социология как специальная социологическая теория, иерархическая структура ее категорий. Метод экономической социологии, его особенности. Понятие социального механизма, специфика социальных механизмов регулирования экономических отношений.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Понятие рыночных и нерыночных агентов как участников экономических процессов. Дифференциация институциональных, мотивационных и поведенческих функций при формировании экономического агента как субъекта рыночных отношений различных видов хозяйствования.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: