Образовательный портал - Kuveys

философский материалистический марксизм общество

История развития взглядов на развитие общества в философской мысли

В современной социологии существует такое определение общества: «Общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности» .

Первым и существенным признаком в данном определении являются слова «исторически развивающаяся». Что же представляет собой развитие общества?

В наиболее общем смысле развитие - это процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному), главной характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового.

При размышлении над историческим процессом возникают такие вопросы: является развитие общества, то есть история прогрессом и совершенствованием или же регрессом и упадком? Или, быть может, она представляет собой периодический или даже беспорядочно колеблющийся циклический процесс, в котором эпохи расцвета и упадка сменяют друг друга порой почти регулярно, порой же совершенно бессистемно? Или же она -- результат наложения всех этих составных частей, так что на некую однозначную тенденцию накладываются периодические или беспорядочные колебания?

В разные времена существовали различные взгляды на развитие общества. Так, Аврелий Августин считал, что в основе развития общества лежит некая божественная сила.

Гегель утверждал, что изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной идеей, ее саморазвитием.

А. Тойнби, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев признавали духовную основу социального развития.

Исторический процесс имеет свою логику и законы -- говорят одни ученые: это объективные исторические закономерности, единство мировой истории, прогресс в развитии общества. Другие считают, что этого нет -- все явления и процессы уникальны и неповторимы. Поэтому нет закономерностей, нет единой мировой истории.

К сторонникам первого подхода можно отнести немецкого философа Г. Гегеля. Опираясь на предшествующие достижения в изучении развития общества и, в частности, на теорию общественного прогресса, идеи о единстве исторического процесса и многообразия его форм, Гегель выдвинул и обосновал, правда, с позиций объективного идеализма, принципиально новую и оригинальную концепцию об истории как закономерном процессе, в котором каждый период и эпоха, какими бы своеобразными и необычными они ни были, тем не менее в совокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитии человеческого общества. Взгляды Гегеля были весьма прогрессивны для своего времени.

Законы общественного развития крайне важны для понимания жизни общества и для осмысления и проектирования его будущего, в т.ч. и для модернизационных теоретизаций.

В Новейшей философии законы общественного развития активно исследуются, в основном, в ее двух соответствующих науках: в современной политической экономии и в социальной философии Новейшей философии (экономические законы в общественных науках лишь декларируются и используются, в основном, как учебное пособие, а при анализе экономики и, тем более, планировании социально-экономического развития конкретной страны реально не учитываются, даже странно как-то).

На основе законов общественного развития не только прослеживаются общие тенденции развития общества и делаются прогнозы, но и осуществляется сочетание теоретического и практического; главное, для этого всего создается теоретическое основание, что очень важно для понимания и планирования развития общества, тем более, для осуществления модернизационного проектирования.

Но законы общественного развития имеют и гносеологическое значение: в частности, они являются одними из теоретических положений основания модернизационных теоретизаций.

Законы общественного развития - это достаточно сложное теоретическое положение.

Во-первых, науки не знают, что такое законы, и сводят их и их многообразие к повторяющимся явлениям, при этом попадая в двусмысленную ситуацию: ведь если законы есть, то надо указать, где они есть, и что они из себя представляют, а не редуцировать их только к их проявлению, к явлениям, т.е. необходимо, как минимум, идентифицировать самость законов и указать их «местоположение» - сферу, где они «существуют», из которой они «действуют», - чтобы понять их механизмы, что на основе материалистической парадигмы сделать невозможно. И наукам необходимо, по сути, отрицать законы, что, с другой стороны, невозможно и составляет неразрешимое противоречие.

Во-вторых, особенно трудно наукам с законами общественного развития. Это в СССР было все просто: все законы служили пропаганде движения к коммунизму, но, правда, так как не было известно, что такое закон, и марксизм-ленинизм был искажен, то вместо законов подсовывались лозунги КПСС и выслуживающихся ученых. И простота законов движения к коммунизму для СССР плохо закончилась. А на самом деле при обсуждении законов общественного развития в общественных науках возникли большие трудности: надо знать, что такое закон, как быть с его объективностью, особенно касающейся смены старого новым (в т.ч. капитализма, что совсем уж неугодно буржуазной экономической науке, которая поэтому и свелась к обсуждению трендов и графиков) и т.д. И усугубляющиеся голод, нищету, падение нравственности, кризисы и т.д. на фоне роскоши небольшой группы людей и заявлений чиновников о заботе о населении наукам тоже надо придумать, как объяснить. И др.

А в диалектической философии знания о законах общественного развития получены на базе гегелевского определения закона. Они органично впитали грандиозные знания гегелевской философии и классической и марксистской политических экономий.

На основе диалектических исследований было, в частности, понято, почему исторический материализм и буржуазные общественные науки не могли и не могут получить достаточных представлений о развитии общества и формировать программы его развития, или что только Новейшая философия обладает соответствующими знаниями; и это в ней хорошо понято.

Было получено понимание системы законов общественного развития.

Однако поскольку понятие ее самой и составляющих ее законов усложняется еще и их взаимосвязанностью с различными нематериальными факторами, оказывающими влияние на общественное развитие (что вообще чуждо материалистичным, особенно позитивистским наукам), то пока ограничимся общим обозначением внешнего проявления части структуры обсуждаемых законов (и затем, в следующей статье, обозначением их субъективного дополнения).

2) Экономическое бытие общества.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление мате-риальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собствен-ности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Экономическая сфера высту-пает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфе-ре осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим. Можно выделить обективную и субективную сторону общественного бытия. Объективная его сторона - это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить и кото-рые заставляют их действовать в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия относится и то со-стояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколе-ние людей застает уже сложившимся. Субъективная сторона общественного бытия людей - это их сознания и воля. {поясне-ние:}К сознанию и воле понятие "бытие "применимо только в том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в дея-тельности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличающи-ми их от животных. Без развития материального производства общество существовать не может: оно погибнет, если не будут удовлетворяться жизненно необходимые потребности людей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения и т.д. Поэтому любое современное общество придает развитию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уровня жизни людей, что означает не только достаточное удовлетворение вышеуказанных по-требностей, но также решение проблем здравоохранения, образования, быта и отдыха, социального обеспечения и развития ду-ховной культуры. Материальное производство создает необходимые условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества. Т.о., благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, решения его многочисленных проблем. Уже одно это указывает на его фундаментальную роль в обще-ственном развитии, историческом процессе. Однако дело не ограничивается этим. Материальное производство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества, то есть существование определенных классов, других социальных групп и слоев общества. Их наличие обусловлено общественным разделением труда, а также экономическими отношениями соб-ственности на средства производства и распределения создаваемых в обществе материальных благ. Этим обусловлено деление людей на различные профессиональные и социальные группы, по видам деятельности, получаемым доходам и т.д.

Способ производства материальных благ имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Про-изводительные силы - это прежде всего люди с их знаниями, умениями и навыками к труду, а также средства производства, включающие в себя орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется про-изводство. Производственные отношения есть отношения между людьми в процессе производства. Это в первую очередь отно-шения собственности на средства производства. Их собственники яв-ляются, по сути, хозяевами заводов, фабрик, шахт и других крупных, средних и мелких предприятий, функционирующих в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и т.д. И, как хозяева, они нанимают для работы на своих предприятиях рабочих, инженеров и служащих на тех или иных услови-ях. В зависимости от характера собственности - частной, коллективной, государственной - хозяевами пред-приятий могут являть-ся отдельные люди, различные коллективы и государство. Производственные отношения - это также отношения обмена дея-тельностью между людьми на базе сложившегося разделе-ния труда. Их суть заключается в том, что один человек, например инженер, как бы отдает другим людям и обществу свой труд, но при этом пользуется результатами труда и услугами дртгих лю-дей, скаждм, земледельца, врача, учителя, ученого и т.д. Таким образом осуществляется обмен деятельностью между представи-телями разных профессий и видов труда. Наконец, к производственным отношениям относятся отношения распределения созданных в обществе материальных благ, которые распределяются между участниками производства, ис-ходя из отношений собственности на средства производства и его продукты, а также из условий оплаты труда работающих, зафиксированных в тру-довом соглашении или контракте. Итак, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу про-изводства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производственные отношения складываются, исходя из объективных потребностей людей и потребностей самого производства. Данные потребности заставляют людей находить наибо-лее рациональные формы производственной деятельности, чтобы эффективнее использовать имеющиеся в их распоряжении производительные силы, прежде всего способности производителей (их знания, навыки, умения), а также возможности средств производства, в том числе техники и технологии. В любом обществе люди постоянно решают эту фундаментальную проблему. От того, каким образом и насколько она решается, зависит подъем производства и рост общественного богатства, что создает возможности решения экономических, социальных и иных проблем. Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты. Они определяют социальный характер и направленность общественного производства. Смена или же преобразование отношений собственности неизбежно влекут за собой смену и пре-образование других звеньев производственных отношений. Это ведет и к изменению социального характера способа производ-ства и в конечном счете к изменению облика всего общества.

Понятно, что общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и са-мого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в обществе осуществляются не только производственная, но и другие ви-ды деятельности, различного рода общественные отно-т.д. Таким образом осуществляется обмен деятельностью между предста-вителями разных профессий и видов труда.

Наконец, к производственным отношениям относятся отношения распределения созданных в обществе материальных благ, которые распределяются между участниками производства, ис-ходя из отношений собственности на средства производства и его продукты, а также из условий оплаты труда работающих, зафиксированных в трудовом соглашении или контракте. Итак, произ-водственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и по-требления материальных благ. Производственные отношения складываются, исходя из объективных потребностей людей и потребностей самого производства. Данные потребности заставляют людей находить наиболее рациональные формы производ-ственной деятельности, чтобы эффективнее использовать имеющиеся в их распоряжении произ-водительные силы, прежде всего способности производителей (их знания, навыки, умения), а также возможности средств производства, в том числе техники и технологии. В любом обществе люди постоянно решают эту фундаментальную проблему. От того, каким образом и насколько она решается, зависит подъем производства и рост общественного богатства, что создает возможности решения экономических, социальных и иных проблем.

Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты. Они определяют социальный характер и направленность общественного производства. Смена или же преобразование отноше-ний собственности неизбежно влекут за собой смену и преобразование других звеньев производственных отношений. Это ведет и к изменению социального характера способа производства и в конечном счете к изменению облика всего общества.

Философские проблемы экономической жизни общества:

В отличие от физики др.ест. наук фил-я иммет дело с человеком, причем занятым вполне определенным делом. В завис-ти от того, что в этом определенном деле становится предметом более пристального рассмотрения, могут формироваться разл. Карти-ны одной и той же экон-ой реальности. Общность - это совок-ть индивидов. Объединенных в процессе воспроизводства жизни. Экономика - обмен веществ между природой и человеческим родом, опосредуемый сознательной деятельностью. Воспроизвод-ство - повторяющаяся последовательность процесса производства, распределения, обмена и потребления мат. благ, необходи-мых для продолжения жизни человеческой общности. Хозяйствование - внесение изменений в жизнь внеш предметов,осуществляемое в процессе производства и направленное на их присвоение. Присвоение - подчинение жизни благ. Экономику в широком смысле слова определяют как способ производства матер жизни, включая совокупность производственных отноше-ний, присущих данному общественному строю. Ядро экономики - матер производство. Способ произ -ва обуславливает соц, полит и дух процесс жизни вообще. К раскрытию действит роли матер произ-ва и труд.деят-ти в жизни общества наука пришла не сразу. Вершина развития полит экономии- системы А.Смита и Д.Рикардо.Источник богатства - труд вообще. Но они не дош-ли до понимания абстрактного труда, не дали анализа прибавочной стоимости. Это сделали Маркс и Энгельс. Они пришли к выводу,что способ произ-ва представляет собой диалектическое единство производит сил и производств отношений.

Западные мыслители еще в эпоху Просвещения пытались найти материалистические закономерности в истории человечества. На протяжении прошедших столетий удалось обнаружить ряд интересных, одинаково повторяющихся в разных ситуациях явлений и взаимосвязи между разными явлениями, получивших название законов развития общества.
1. Закон Парето: существует обратная зависимость между уровнем доходов и числом их получателей. То есть чем меньше количество людей в данном социальном слое по мере приближения к вершине общественной пирамиды, тем большие доходы они получают.

2. Закон неравенства гласит: 20 % людей в мире получают 80 % всех доходов, 80 % всей работы на предприятии делается 20 % от общего числа всех работников, 20 % потребителей пива выпивают 80 % проданного напитка.

3. Закон возмездия – дело, осуществленное путем насилия и крови дает отрицательный результат и приводит к плохим последствиям для того, кто это дело задумал. От этих последствий страдают как виновные, так и невиновные.

4. Закон добра – доброе дело, осуществленное хорошими методами, даст прекрасные плоды. Так приобщение рабочих к совладению предприятием путем продажи акций значительно повысит производительность труда на нем. Введение государством всеобщего базового бесплатного образования будет способствовать ускорению экономического роста, увеличению числа научных открытий, повышению производительности труда.

6. Закон концентрации власти или железный закон олигархии. Данный закон выявил Р. Михельс в 1911 г. Любая организация эффективна, только если власть концентрируется в руках немногих людей . Любое демократическое движение, партия со временем вырождаются в олигархию – закрытую группу правителей, которая не заинтересована в эффективном управлении, а только лишь в сохранении своей власти.

7. Закон силы как частный случай закона сохранения энергии. По православной трактовке бесчинная сила стремится заполнить собой все близлежащее пространство, где нет силы благочинной. Западная цивилизация, в условиях кризиса русской цивилизации, ведет активную экономическую, политическую, культурную (примитивную и во многом безнравственную) экспансию в Восточной Европе.



8. Закон усреднения. Крайности отбрасываются, если они не ведут к приспособлению вида в животном мире или у людей, для характеристики того или иного социального слоя берутся его средние количественные показатели, природа и общество стремится к средним показателям.

9. Закон противодействия – по мнению западной философии, всякое действие рождает протест, свою противоположность. Противоположность стремится полностью уничтожить действие. Православные исследователи считают – Бог мир устроил диалектично, но никак не в противоречиях. Не всякое действие рождает протест и свою противоположность. Добро никогда не рождает зла, а зло – добра.

11. Закон неравномерности развития. В истории человечества разные регионы Земли изведали как расцвет, так и упадок в ту или иную эпоху. В то или иное столетие разные страны являлись лидерами в политической и экономической сферах, опережая соседей. Это и было неравенством государств по уровню развития.

12. Закон взаимосвязи явлений. Произведенное действие влечет ряд последствий.

13. Закон цикличного развития. Одно и то же явление имеет свойство повторяться в основных своих характеристиках в будущем. Естественно, на новом отрезке развития цивилизации у данного явления будут новые оригинальные черты.

14. Закон роста бюрократии или закон С. Паркинсона. Все великие цивилизации, начиная с древнего Рима, проходили в своей истории ряд последовательных стадий в своем развитии от минимальной роли чиновничества и его небольшой численности к подавлению огромным бюрократическим аппаратом частной инициативы и регламентации всех важнейших сторон общественной жизни. Если данную тенденцию вовремя не остановить и не ограничить роль чиновников разумными рамками – цивилизация погибает.

15. Закон усложнения гласит: с развитием общества происходит дифференциация внутри его структуры (увеличение количества социальных слоев, их дробление на более мелкие слои). Сложные структуры более уязвимы перед воздействием внешней среды и внутренних потрясений, чем простые общества. В случае если сложные системы не выдерживают натиска катастроф и потрясений, они упрощаются.

17. Закон демократизации политической жизни. В 19 веке немецкий ученый Георг Гервинус сформулировал “правило всего исторического развития“ – монархическое устройство государства сменяется в ходе революций на аристократическое, затем идет переход к демократическому. Следует подчеркнуть – данная схема действительно имеет место быть с 16 века – появление республики Нидерланды в 16 веке, установление олигархической системы управления Англией вследствие ограничения королевской власти (1689 г.), французская революция (1789 г.) и провозглашение впервые в истории Франции республики, окончательное крушение претензий династии Бурбонов на усиление своей власти (1830), формирование режима финансовой олигархии при Луи Филиппе, парламентская реформа 19 века в Англии как очередной шаг на пути демократизации и наконец установление конституционной монархии в Пруссии после революции 1848 г.

Материалисты утверждают, что исследование причин общественного развития следует начинать с изучения процесса производства непосредственной жизни, с объяснения практики из идей, а не идейных образований из практики.

Тогда оказывается, что источником общественного развития является противоречие (борьба) между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Возможности удовлетворения потребностей зависят от развития и борьбы двух факторов: производительных сил и производственных отношений, составляющих способ производства материальной жизни, который обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Исторические типы производственных отношений обусловлены формационными ступенями развития производительных сил.

На известной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот и в надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных и философских форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.

Суть идеалистического понимания истории заключается в том, что исследование общества начинается не с анализа результатов практической деятельности, а с рассмотрения её идейных мотивов. Главный фактор развития видится в политической, религиозной, теоретической борьбе, а материальное производство рассматривается как второстепенный фактор. И тогда, следовательно, история человечества предстает не как история общественных отношений, а как история, морали, права, философии и т. д.

Способы развития общества:

Эволюция (от лат. evolutio - развертывание, изменения). В широком смысле - это любое развитие. В узком смысле - это процесс постепенного накопления количественных изменений в обществе, которые подготавливают изменения качественные.

Революция (от лат. revolution - переворот) - качественные изменения, коренной переворот в социальной жизни, обеспечивающий поступательное прогрессивное развитие. Революция может происходить во всем обществе (социальная революция) и в отдельных его сферах (политическая, научная и т. д.).

Эволюция и революция не существуют друг без друга. Будучи двумя противоположностями они, вместе с тем, находятся в единстве: эволюционные изменения рано или поздно приводят к революционным, качественным превращениям, а те, в свою очередь, дают простор этапу эволюции.

Направленность общественного развития:

Первая группа мыслителей утверждает, что для исторического процесса характерна цикличная направленность (Платон, Аристотель, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П.Сорокин).

Вторая группа настаивает на том, что доминирующим направлением общественного развития является регрессивное (Гесиод, Сенека, Буажильбер).

Третья группа утверждает, что прогрессивная направленность истории преобладает. Человечество развивается от менее совершенного к более совершенному.(А. Августин, Г. Гегель, К. Маркс).

Вообще прогресс - это движение вперед, от низшего к высшему, от простого к сложному, переход на более высокую ступень развития, изменения к лучшему; развитие нового, передового; это процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление жизни.

Стадийность исторического развития

Теоретические конструкции прогрессивного стадийного развития общества предлагали как идеалисты, так и материалисты.

Примером идеалистической трактовки прогресса может быть концепция трехстадийного развития общества, принадлежащая И. Изелену (1728–1802), по которой человечество в своем развитии проходит последовательно стадии: 1) господства чувств и первобытной простоты; 2) преобладания фантазий над чувствами и смягчения нравов под воздействием разума и воспитания; 3) господства разума над чувствами и фантазией.

В эпоху Просвещения в трудах таких выдающихся ученых и мыслителей как А. Тюрго, А. Смит, А. Барнав, С. Десницкий и др., была разработана материалистическая четырехстадийная концепция прогресса (охотническо-собирательская стадия, скотоводческая, земледельческая и коммерческая), основанная на анализе технологических способов производства, географической среды, потребностей людей и других факторов.

К. Маркс и Ф. Энгельс, систематизировав и как бы подведя итог всем учениям об общественным прогрессе, разработали теорию общественных формаций.

Теория общественных формаций К. Маркса

Согласно К. Марксу человечество в своем развитии проходит два глобальных периода: «царство необходимости», то есть подчиненности каким либо внешним силам и «царство свободы». Первый период, в свою очередь, имеет свои ступени восхождения - общественные формации.

Общественная формация, по К. Марксу, - это ступень развития общества, выделяемая на основе признака наличия или отсутствия антагонистических классов, эксплуатации и частной собственности. К Маркс рассматривает три общественные формации: «первичную», архаичную (доэкономическую), «вторичную» (экономическую) и «третичную», коммунистическую (постэкономическую), переход между которыми происходит в виде длительных качественных скачков - социальных революций.

Общественное бытие и общественное сознание

Общественное бытие - это практическая жизнь общества. Практика (греч. praktikos - деятельный) - это чувство-предметная, целенаправленная совместная деятельность людей по освоению природных и социальных объектов сообразно своим потребностям и запросам. Только человек способен практически и преобразовательно относиться к окружающему его природному и социальному миру, создавая необходимые для себя условия жизнедеятельности, изменения окружающего мира, общественных отношений, общества в целом.

Мера освоения предметов окружающего мира выражается в формах практики, которые носят исторический характер, то есть с развитием общества меняются.

Формы практики (по средствам жизнедеятельности общества): материальное производство, социальная деятельность, научное экспериментирование, техническая деятельность.

Совершенствование материального производства, его

производительных сил и производственных отношений, является условием, основой и движущей силой всего общественного развития. Так же как общество не может перестать потреблять, так же не может оно перестать производить. Тру

Социальная деятельность представляет из себя совершенствование социальных форм и отношений (классовая борьба, война, революционные изменения, различные процессы управления, обслуживания и т. п.).

Научное экспериментирование - это проверка на истинность научных знаний до их широкого использования.

Техническая деятельность составляют сегодня ядро производительных сил общества, в которой живет человек, оказывают существенное влияние на всю общественную жизнь и на самого человека.

Общественное сознание (по своему содержанию) - это

совокупность идей, теорий, взглядов, традиций, чувств, норм и мнений, в которых отражается общественное бытие конкретного общества на определенном этапе его развития.

Общественное сознание (по способу формирования и механизму функционирования) не является простой суммой индивидуальных сознаний, а есть то общее, что содержится в сознании членов общества, а также результат объединения, синтез общих идей.

Общественное сознание (по своей сущности) - это отражение общественного бытия посредством идеальных образов в сознании социальных субъектов и в активном обратном воздействии на общественное бытие.

Законы взаимодействия общественного сознания и общественного бытия:

1. Закон относительного соответствия общественного сознания структуре, логике функционирования и изменения общественного бытия. Его содержание раскрывается в следующих основных чертах:

В гносеологическом плане общественное бытие и общественное сознание это две абсолютные противоположности: первое определяет второе;

В функциональном плане общественное сознание иногда может развиваться без общественного бытия и общественное бытие может в некоторых случаях развиваться без влияния общественного сознания.

2. Закон активного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Этот закон проявляется через взаимодействие общественных сознаний различных социальных групп, при решающем духовном воздействии доминирующей общественной группы.

Эти законы были обоснованы К. Марксом.

Уровни общественного сознания:

Обыденный уровень составляют общественные взгляды, возникающие и существующие на основе непосредственного отражения людьми общественного бытия, исходя из их ближайших потребностей и интересов. Для эмпирического уровня характерны: стихийность, не строгая систематизация, неустойчивость, эмоциональная окраска.

Теоретический уровень общественного сознания отличается от эмпирического большей завершенностью, устойчивостью, логической стройностью, глубиной и системностью отражения мира. Знания на данном уровне получают преимущественно на основе теоретических исследований. Они существуют в виде идеологии и естественнонаучных теорий.

Формы сознания (по предмету отражения): политическая, нравственная, религиозная, научная, правовая, эстетическая, философская.

Мораль - это вид духовно-практической деятельности, направленный на регулирование общественных отношений и поведения людей с помощью общественного мнения. Нравственность выражает индивидуальных срез морали, то есть её преломление в сознании единичного субъекта.

Мораль включает в себя моральное сознание, моральное поведение и моральные отношения.

Нравственное (моральное) сознание - это совокупность идей и взглядов о характере и формах поведения людей в обществе, их отношении друг к другу, следовательно, оно выполняет роль регулятора поведения людей. В нравственном сознании потребности и интересы социальных субъектов выражается в виде общепризнанных идей и концепций, предписаний и оценок подкреплённых силой массового примера, привычек, общественного мнения, традиций.

В нравственное сознание входят: ценности и ценностные ориентации, этические чувства, нравственные суждения, нравственные принципы, категории морали и, конечно же, нравственные нормы.

Особенности нравственного сознания:

Во-первых, нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением и поэтому нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеальный характер: человек должен осознать то, как его поведение оценивается общественным мнением, принять это и скорректировать своё поведение на будущее.

Во-вторых, нравственное сознание имеет специфические категории: добро, зло, справедливость, долг, совесть.

В-третьих, моральные нормы распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь).

В-четвертых, существует два уровня нравственного сознания: обыденный и теоретический. На первом отражается реальные нравы общества, на втором формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного долженствования.

Справедливость занимает особое место в нравственном сознании. Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Потому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости на все времена и для всех народов. Понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости - степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества. Понятие справедливости - это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация относительных и субъективных представлений о добре и зле.

Древнейший принцип - «Не делай другим того, чего не желаешь себе» - считается золотым правилом нравственности.

Совесть - это способность человека к нравственному самоопределению, к самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам.

Политическое сознание - это совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания не только специфическим объектом отражения, но и другими особенностями:

Более конкретно выраженными субъектами познания.

Преобладанием тех идей, теорий и чувств, которые циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве.

Правовое сознание

Право - это вид духовно-практической деятельности, направленный на регулирование общественных отношений и поведения людей с помощью закона. Правосознание является элементом права (наряду с правовыми отношениями и правовой деятельностью).

Правосознание есть такая форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе юридических законов, правомерность или неправомерность поступков, прав и обязанностей членов общества.

Эстетическое сознание - есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Отражение действительности в эстетическом сознании осуществляется через понятие прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в форме художественного образа. При этом эстетическое сознание нельзя отождествлять с искусством, так как оно пронизывает все сферы человеческой деятельности, а не только мир художественных ценностей. Эстетическое сознание выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную, гедонистическую.

Искусство является видом духовного производства в области эстетического освоения мира.

Эстетизм - это способность человека видеть прекрасное в искусстве и во всех проявлениях жизни.

Законы развития общества:

Всеобщие закономерности - это обусловленность реального общественного процесса диалектическими законами развития объективного мира, то есть законами которым подчинены все без исключения предметы, процессы, явления.

Под общими законами понимаются законы, которым подчиняется возникновение, становление, функционирование и развитие в целом всех социальных объектов (систем), независимо от уровня их сложности, от их соподчиненности друг к другу, от их иерархичности. В число таких законов входят:

1. Закон осознанного характера жизнедеятельности социальных организмов.

2. Закон первичности общественных отношений, вторичности социальных образований (общности людей) и третичности социальных институтов (устойчивых форм организации жизнедеятельности людей) и их диалектичной взаимосвязи.

3. Закон единства антропо-, социо- и культурогенеза, который утверждает, что происхождение человека, общества и его культуры и с «филогенетической», из «онтогенетической» точек зрения следует рассматривать как единый, целостный процесс, как в пространстве, так и во времени.

4. Закон решающей роли человеческой трудовой деятельности в становлении и развитии общественных систем. История подтверждает, что формы активности людей, и, прежде всего, труда обуславливают сущность, содержание, форму и функционирование общественных отношений, организаций и институтов.

5. Законы соотношения общественного бытия (практики людей) и общественного сознания.

6. Закономерности диалектико-материалистического развития исторического процесса: диалектики производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, революции и эволюции.

7. Закон прогрессивно-стадийного развития общества и его преломления в особенностях локальных цивилизаций, что выражает диалектическое единство сменности и преемственности, прерывности и непрерывности.

8. Закон неравномерного развития различных обществ.

Специальные законы. Им подчинено функционирование и развитие специфических социальных систем: экономической, политической, духовной и т. п., или же отдельных этапов (стадий, формаций) общественного развития. К таким законам можно отнести закон стоимости, закон революционной ситуации и т. д.

Частные общественные законы фиксируют некоторые устойчивые связи, проявляющиеся на уровне самых простых социальных подсистем. Как правило, специальные и частные социальные законы более вероятностны, чем всеобщие.

Следует избегать фаталистического и волюнтаристского понимания законов общественной жизни.

Фатализм - представление о законах как о неизбежных, роковым образом действующих на людей силах, против которых они бессильны. Фатализм разоружает людей, делает их пассивными и беспечными.

Волюнтаризм - это мировоззренческая установка, абсолютизирующая своду человеческого целеполагания и действия; взгляд на закон как на результат произвола, как на следствие никем не ограниченной воли. Волюнтаризм может приводить к авантюризму, неадекватному поведению по принципу «что хочу, то и ворочу».

Формы общественного развития:

формация и цивилизация.

Общественная формация - это конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, то есть характеризующийся определенной ступенью развития его производительных сил и соответствующим ей типом производственных отношений.

Цивилизация в широком смысле слова - это возникшая в результате разложения первобытного общества (дикости и варварства) развивающаяся социокультурная система, обладающая следующими признаками: частная собственность и рыночные отношения; сословная или сословно-классовая структура общества; государственность; урбанизация; информатизация; производящее хозяйство.

Цивилизация имеет три типа:

Индустриальный тип (западная, буржуазная цивилизация) предполагает преобразование, ломку, трансформацию окружающий природы и социальной среды, интенсивное революционное развитие, смену социальных структур.

Аграрный тип (восточная, традиционная, циклическая цивилизация) предполагает стремление вжиться в природную и социальную среду, воздействовать на нее как бы изнутри, оставаясь ее частью, экстенсивное развитие, доминирование традиции и преемственности.

Постиндустриальный тип - общество высокого массового индивидуализированные потребления, развития сферы услуг, информационного сектора, новой мотивации и творчества.

Модернизация - это переход аграрной цивилизации к индустриальной.

Варианты модернизации:

1. Перенесение всех прогрессивных элементов в полном объеме с учетом местных особенностей (Япония, Индия и т. д.).

2. Перенос только организационно-технологических элементов при сохранении старых общественных отношений (Китай).

3. Перенос только технологии при отрицании рынка и буржуазной демократии (Сев. Корея).

Цивилизация в узком смысле - это устойчивая социокультурная общность людей и стран, сохраняющих свое своеобразие, уникальность на больших отрезках истории.

Признаками локальной цивилизации являются: один хозяйственный и культурный тип и уровень развития; основные народы цивилизации относятся к одному и тому же или сходным расово антропологическим типам; длительность существования; наличие общих ценностей, черт психологического склада, ментальных установок; сходство или однотипность языка.

Подходы в интерпретации понятия «цивилизация» в ее узком смысле:

1. Культурологический подход (М. Вебер, А. Тойнби) рассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия.

2. Социологический подход (Д. Уилкинс) отвергает понимание цивилизации как социума, скрепленного однородной культурой. Культурная гомогенность может отсутствовать, главным же для образования цивилизации становятся: общий пространственно-временной ареал, городские центры и социально-политические связи.

3. Этнопсихологический подход (Л. Гумилев) связывает понятие цивилизации с особенностями этнической истории и психологии.

4. Географический детерминизм (Л. Мечников) считал, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития:

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине XIX века. Главное внимание он уделяет рассмотрению того общего, что есть в истории всех народов, а именно - прохождение ими одних и тех же стадий в своем развитии; все это сочетается с той или иной степенью рассмотрения особенностей различных народов и цивилизаций. Выделение общественных стадий (формаций) основывается на определяющей, в конечном счете, роли экономических факторов (развитие и взаимосвязь производительных сил и производственных отношений). В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется классовая борьба.

Конкретная интерпретация формаций в лоне этой парадигмы постоянно менялась: марксова концепция трех общественных формаций в советский период была заменена так называемой «пятичленкой» (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая общественно-экономические формации), а сейчас пробивает себе дорогу четырехформационная концепция.

Цивилизационный подход разрабатывался в XIX–XX столетиях в трудах Н. Данилевского (теория локальных «культурно-исторических типов»), Л. Мечникова, О. Шпенглера (теория локальных культур, переходящих и умирающих в цивилизации), А. Тойнби, Л. Семенниковой. Он рассматривает историю через призму возникновения, развития, перспектив и особенностей различных локальных цивилизаций и их сравнения. Стадийность при этом учитывается, но остается на втором месте.

Объективной основой этих подходов является существование в историческом процессе трех взаимопроникающих пластов, познание каждого из которых требует применения особой методологии.

Первый пласт - поверхностный, событийный; требует только правильной фиксации. Второй пласт охватывает многообразие исторического процесса, его особенности в этническом, религиозном, хозяйственном, психологическом и других отношениях. Его исследование производится методами цивилизационного подхода и, в первую очередь сравнительно-историческим. Наконец, третий, глубинно сущностной пласт воплощает в себе единство исторического процесса, его основу и самые общие закономерности развития общества. Он познается лишь средствами разработанной К.Марксом абстрактно-логической формационной методологии. Формационный подход позволяет не только теоретически воспроизвести внутреннюю логику общественного процесса. Но и построить его мысленную модель, обращенную в будущее. Правильное сочетание и корректное использование обозначенных подходов является важным условием военно-исторических исследований.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. В философском аспекте системный подход означает формирование системного взгляда на мир, базирующегося на идее целостности, сложной организации и самодвижения исследуемых систем. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом.

Система обладает особыми системными качествами: порядок, организация системы как целого выше, чем ее отдельных элементов. Важными системными принципами также являются структурность -- возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы, обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему высшего «органического» типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией.

С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой - целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер.

Самое большое, чего достигла домарксистская социология, было введение в науку понятия «социальный организм» (О. Конт). Ценность такого открытия несомненна. Однако общество не сводится к организму. В более широком плане, т.е. не только социологическом, но и философском, человеческое общество выступает как специфический вид объективной реальности и как особая ступень в космическом процессе.

Общественная жизнь в рамках марксизма была понята как высшая форма движения материи, возникшая на определенной ступени ее развития (саморазвития) и обладающая собственной логикой бытия. Последнее означает, что, хотя человеческое общество и является живой системой, оно качественно отличается от других живых систем, выступает и как объект, и как субъект материальной действительности. При этом объективное не равно материальному, а субъективное -- идеальному.

1. Законы развития общества и их специфика

философский материалистический марксизм общество

1.1 История развития взглядов на развитие общества в философской мысли

В современной социологии существует такое определение общества: «Общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности» .

Первым и существенным признаком в данном определении являются слова «исторически развивающаяся». Что же представляет собой развитие общества?

В наиболее общем смысле развитие - это процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному), главной характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового.

При размышлении над историческим процессом возникают такие вопросы: является развитие общества, то есть история прогрессом и совершенствованием или же регрессом и упадком? Или, быть может, она представляет собой периодический или даже беспорядочно колеблющийся циклический процесс, в котором эпохи расцвета и упадка сменяют друг друга порой почти регулярно, порой же совершенно бессистемно? Или же она -- результат наложения всех этих составных частей, так что на некую однозначную тенденцию накладываются периодические или беспорядочные колебания?

В разные времена существовали различные взгляды на развитие общества. Так, Аврелий Августин считал, что в основе развития общества лежит некая божественная сила.

Гегель утверждал, что изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной идеей, ее саморазвитием.

А. Тойнби, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев признавали духовную основу социального развития.

Исторический процесс имеет свою логику и законы -- говорят одни ученые: это объективные исторические закономерности, единство мировой истории, прогресс в развитии общества. Другие считают, что этого нет -- все явления и процессы уникальны и неповторимы. Поэтому нет закономерностей, нет единой мировой истории.

К сторонникам первого подхода можно отнести немецкого философа Г. Гегеля. Опираясь на предшествующие достижения в изучении развития общества и, в частности, на теорию общественного прогресса, идеи о единстве исторического процесса и многообразия его форм, Гегель выдвинул и обосновал, правда, с позиций объективного идеализма, принципиально новую и оригинальную концепцию об истории как закономерном процессе, в котором каждый период и эпоха, какими бы своеобразными и необычными они ни были, тем не менее в совокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитии человеческого общества. Взгляды Гегеля были весьма прогрессивны для своего времени.

1.2 Диалектико-материалистическая концепция развития общества

Несмотря на отдельные верные мысли, высказанные различными философами еще в древности, наука об обществе и законах его развития до марксизма не была создана. В конечном счете, философы во взглядах на общество оставались идеалистами, а их философские учения страдали рядом существенных недостатков.

Авторы различных концепций в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем они вызываются, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в уровне развития материального производства. Следовательно, они останавливались на поверхности явлений, в то время как задача науки -- проникнуть за часто обманчивую видимость и поверхность событий в их сущность, открыть их определяющие причины.

Домарксистские социологи между окружающей природой и обществом усматривали пропасть, не видя и не понимая того, что человек и, в известном смысле, человеческое общество, хотя и специфическая, но все же часть единого материального мира, а следовательно, и закономерности развития общества тоже объективны, несмотря на их специфичность.

Только преодолев недостатки во взглядах на развитие общества, можно было обосновать научное, диалектико-материалистическое понимание истории. Это было сделано Марксом и Энгельсом.

Социальная концепция марксизма исходит из основополагающего принципа о том, что в обществе, как и в природе, функционируют законы, в соответствии с которыми происходят социальные изменения. Это, конечно, не означает, что деятельность отдельного человека и общества в целом полностью детерминирована этими законами. Ни человек, ни общество не могут изменить эти законы, но в их силах познать эти законы и использовать полученные знания или на пользу, или во вред человечеству. Основные положения этих законов были сформулированы еще на заре становления исторического материализма. Их суть заключается в том, что «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления» .

Марксистское учение об обществе -- исторический материализм -- представляет собой результат распространения на общество законов материалистической диалектики. Так, например, диалектический закон единства и борьбы противоположностей, который указывает на внутренний источник всякого развития, применительно к обществу означает, что источником его саморазвития выступают социальные противоречия. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот указывает на механизм развития. Развитие производительных сил происходит эволюционным образом (количественное изменение), тогда как производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (качественное изменение). Закон отрицания указывает на общее направление развития - отрицание предыдущей социально-экономической формации.

Кроме этого, классики марксизма открыли ряд социологических законов: определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; приоритетной роли экономического базиса применительно к надстройке; соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил; прогрессивной смены общественно-экономических формаций; социальных революций; возрастания роли народных масс в истории; возвышения потребностей и др. При этом всюду действуют обратные связи, а поэтому проявляются законы: относительной самостоятельности общественного сознания и его активного воздействия на общественное бытие; активной роли надстройки по отношению к базису; обратного воздействия производственных отношений на производительные силы; наряду с формационными действиями общецивилизационных процессов; функционирования естественно-эволюционных самоналаживающихся процессов в жизни общества; на фоне возрастания роли народа, увеличения значения отдельных его субъектов, вплоть до личностей, как выдающихся, так и рядовых. Акцент на обратные воздействия, цивилизационные и естественно-эволюционные процессы - достижение в основном современной социально-философской мысли.

Ныне широкое признание получило понятие закона общества как философско-социологической категории для обозначения существенных, общих, необходимых, устойчивых, системных отношений социального бытия, формирование, функционирование и воспроизводство которых совершаются в процессе человеческой деятельности.

Законы общества, как и законы природы, объективны по своему характеру; их качественное отличие в том, что они есть законы человеческой деятельности и общественных отношений.

Проблема закономерностей общества и их использования продолжает оставаться в ряду наиболее актуальных. Однако здесь встречаются и противоречивые ситуации. Так, значительная часть политологов, политэкономов, социологов, философов на Западе предпочитает сейчас не пользоваться понятиями «закон общества» или отрицает его научный статус. В то же время многие из них профессионально анализируют существенные, необходимые, повторяющиеся отношения в различных сферах общественной жизни (т.е. фактические законы общества) и завершают исследования рекомендациями не столько апологетического характера, сколько имеющими теоретическую и практическую ценность.

П. Самуэльсон в качестве законов рассматривает повторяющиеся, необходимые связи, отношения в экономическом процессе жизнедеятельности общества, решающего проблемы что, как и для кого производить. Дж. Кейнс, В. Леонтьев, Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин, Т. Парсонс, Д. Белл, А. Тоффлер и др. исследуют законы общества, анализируя существенные, необходимые, повторяющиеся отношения не только в экономической, но и иных сферах общественной жизни, при этом зачастую формулируют практические рекомендации. Г.С. Гурвич полагает, что социологические законы - это интегративная характеристика сложившихся комбинаций реальных ансамблей, они не могут претендовать на универсальность и неизменность, поэтому ориентироваться необходимо на микросоциологию, на изучение человека в конкретных ситуациях его деятельности. Социум, считает Гурвич, есть продукт коллективного творчества и волевых усилий людей. Общество должно стремиться к выработке механизмов, блокирующих нарастание в нем негативных тенденций (к этому ведет централизация, бюрократизация, технократизация социальной жизни). Идеал Гурвича - плюралистическая демократия, децентрализованное планирование экономики, «плюралистический коллективизм» на принципах самоуправления .

Диалектико-материалистическая философия различает законы общества по степени охвата сфер общественной жизни (социальное пространство) и степени продолжительности функционирования (социальное время). В связи с этим выделяются три основные группы законов. Это наиболее общие законы, они охватывают все основные сферы жизни общества и функционируют на протяжении всей человеческой истории (например, закон обусловленности способом производства материальной жизни существования и развития общества, закон взаимодействия экономического базиса и надстройки). Далее, это общие законы -- они функционируют в одной или в нескольких сферах и на протяжении ряда исторических этапов (закон стоимости, закон соответствия производственных отношений производительным силам и др.). Наконец, это специфические, или частные, законы, присущие отдельным сферам жизни общества и действующие в рамках исторически определенной ступени развития общества (закон прибавочной стоимости и др.) .

Ошибочно полагать, что все социальные законы открыты. С изменением условий одни законы отмирают, другие возникают. Например, на смену законам натурального обмена пришли законы товарно-денежных отношений.

Обнаружилось сходство законов природы и законов общества. Так, поведение отдельной частицы в физике описывается вероятностным образом, аналогично социолог описывает поведение отдельной личности. Поведение же большого числа частиц и людей подчиняется статистическим закономерностям. Вместе с тем в отличие от природной социальная закономерность обладает специфическими чертами. В развитии общества заключена не одна, а несколько возможностей, поэтому всегда актуальной остается задача определения реальной возможности, выражающей доминирующую тенденцию в развитии.

Общественные отношения и формы культуры более подвижны и преходящи, чем изменения в природе. Естественными являются пики и спады, возвраты, замедления и ускорения исторического движения.

Таким образом, с точки зрения материалистической философии социальные законы обладают рядом специфических черт.

1. Общественные отношения принимают форму общественных интересов, потребностей, целей, чувств и настроений людей, а это значит, что социальные законы -- законы не только материальной, но и духовной деятельности.

2. Поскольку общество одновременно является и объектом и субъектом, социальные законы -- это законы человеческой деятельности. Без человеческой деятельности, которая генетически первична, нет и не может быть социальной закономерности. История не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Г.В. Плеханов писал: «К сожалению, не всем еще ясна нелепость... противопоставления личностей - законам общественной жизни; деятельности людей - внутренней логике форм их общежития» .

3. Социальные законы по характеру своего проявления статистические, т.е. законы-тенденции. Такого типа законы функционируют там, где имеют место массовые случайные действия, явления (стохастические процессы). История «делается» таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных волеизъявлений, которые в конечном счете определяются конкретными жизненными обстоятельствами.

Каким бы ни был ход истории, люди делают ее так: каждый преследует свои собственные, сознательно поставленные цели, а общий итог этого множества действующих по различным направлениям стремлений, их равнодействующая есть исторические события, из которых и складывается ход истории.

4. Спецификой социальных законов является их историчность. Вследствие того, что социальная эволюция протекает более быстрыми темпами, чем эволюция природы, общественные отношения и формы культуры более подвижны, чем геологические периоды. Именно поэтому не должны создаваться утопические проекты, не должна конструироваться на свой лад история и не должны рассматриваться общественные законы раз и навсегда данными. Социальный организм чрезвычайно динамичен, и его законы позволяют уловить лишь общую линию развития, тенденцию, а это создает малую вероятность установления строгих сроков наступления событий .

Социальные законы отражают наличие социальной необходимости и объективного хода общественной жизни.

Действия социальных законов конкретизируются, прежде всего, общефилософскими категориями, которые применительно к обществу приобретают социальную окраску. Они обусловлены социальной формой движения материи. Таковы категории «социальная материя», «социальное время», «социальное пространство», «социальное противоречие», «социальное отрицание», «социальная революция», а также «общественное бытие» и «общественное сознание». В социальной философии возникают новые пары категорий -- «свобода» и «необходимость», «базис» и «надстройка», «объективные условия» и «субъективные факторы», а также «общественная формация», «способ производства» и др.

Объективность исторического процесса ярче всего проявляется в зависимости общества от природы и астрофизических факторов, что всегда подчеркивалось представителями философии космизма.

Критерий объективности социальной жизни, а значит, и социальных законов заключается в наличии социальной преемственности, так как каждое поколение начинает с той реальной основы, которая ему досталась.

Современная философия, используя идеи синергетики, подчеркивает, что действие социологических законов проявляется исподволь, исходя из собственных форм образования, собственных сил, способностей, потенций. Вместе с тем в динамике социума стихийно-спонтанное начало переплетено с целе-волевым началом, объективная заданность процессов и состояний соединена с субъективными устремлениями людей. Человек отдельным обусловленностям придает дополнительную энергию, к другим относится нейтрально, т. е. позволяет течь без его вмешательства, третьи направления потока пытается пресекать. Понимание места и роли человека в механизме социальной закономерности преодолевает упрощенные представления об автоматизме действия законов и их однонаправленности.

2. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов

Основным источником развития общества диалектико-материалистическая концепция считает разрешение социальных противоречий и конфликтов. Что же представляет собой понятия «противоречие», «конфликт», каково их содержание и виды?

Под социальным противоречием в современной социальной философии и социологии понимается взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей. Природа и суть его в том, что в процессе стремления удовлетворить, реализовать свои потребности, цели и интересы, действия одних социальных субъектов не соответствуют, не согласуются с действиями других. Причинами социальных противоречий и проблем могут быть: отсутствие средств и условий; препятствия на пути к цели; несогласованность целей между субъектами и т.д. Будучи различными, по уровню значимости противоречия на определенном этапе зачастую приводят к социальному конфликту.

Конфликтом (от лат. confliktus - столкновение) принято называть наивысшую стадию противоречия, когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга. Социальный конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает зоны кризиса. Кризис проявляется в резком усилении социальной напряжённости, которая нередко перерастает в конфликт. Социологи марксистской и немарксистской ориентации отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами.

Конфликт с точки зрения философии - категория, отражающая стадию (фазу и форму) развития категории «противоречие», когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга и снятия противоречия.

Большинство ученых склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов темпы их осуществления.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Еще китайские философы в VII-VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей.

Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли. В работах, посвященных римской истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их положительную роль в общественном развитии.

Однако более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом. В 1776 г. вышла его работа «Исследования о природе и причинах богатства народов», в которой он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. Одной из их причин он считал социальную поляризацию между «накоплением богатства» и «привязанным к труду классом».

Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт - это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались немецкий социолог М. Вебер, австрийский социолог Л. Гумплович и др.

С позиций исторического материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются, прежде всего, социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий капиталистического строя.

Маркс был первым философом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты, прежде всего, в материальной жизни. «На известной ступени своего развития, -- пишет он, -- материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или -- что является только юридическим выражением последних -- с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции... Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями».

Следует обратить внимание на три принципиальных. Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция -- есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты -- соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.

Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, ибо конфликты рассматривались этим учением только как столкновение между антагонистическими классами. К тому же в марксистской концепции абсолютизировались экономические отношения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами.

Современное же понятие «социального конфликта» было впервые введено в научный оборот немецким философом Георгом Зиммелем, который так назвал одну из своих работ, изданную в первой четверти XX века.

Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в XX в. При этом теория конфликта противостоит теории структурно-функционального анализа общества. Представители функционализма придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления, общество представляет собой «систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее составных элементов, таких как государство, политические партий, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семьи и т.д.

Ральф Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества исходя в того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает социальный конфликт каждый момент. В основе причины формирования и развития социальных конфликтов ученый видел конфликт интересов. Любое общество, по его мнению, опирается на принуждение. Для членов общества изначально характерно неравенство социальных позиций (например, в распределении собственности и власти), а отсюда и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизм. Дарендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и порожденные им социальные противоречия создают социальную напряженность и конфликтные ситуации. Интересы субъектов непосредственно влияют на формирование конфликта. Поэтому, чтобы понять природу конфликта, необходимо, прежде всего, понять природу интереса и способы его осознания субъектами конфликта.

По мнению Дарендорфа, в основе социальных конфликтов часто лежат политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господствующие и подчиненные. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. А отсюда и противоречия их интересов. Неравенство социальных позиций отражено в самой власти, которая позволяет одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей.

Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, за лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Конфликт воспринимается не как благо, а как неизбежный способ разрешения противоречий.

Дарендорф утверждает, что конфликты - это всепронизывающие компоненты общественной жизни. Их невозможно устранить только потому, что мы их не желаем, с ними надо считаться как с реальностью. Конфликты - источники инноваций и социальных перемен. Они не позволяют обществу застаиваться, так как постоянно создают напряжение. Согласно Дарендорфу, подавление и «отмена» конфликта ведет к его обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.

Общая теория конфликта разрабатывается также американским социологом Кеннетом Эвартом Боулдингом, который написал работу “Конфликт и защита: общая теория” (1963). Он констатирует, что в современных обществах возможно и необходимо регулирование социальных конфликтов. Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Представление о сущности социальных конфликтов позволяет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия. По мнению К. Боулдинга, конфликт - это ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями. Конфликт выступает как вид социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему. И тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничивать.

Все конфликты можно классифицировать по разным основаниям.

По своим функциям конфликты обычно делят на разрушающие (дезинтегративные) и созидающие (интегративные).

Разрушительные. Многие социальные конфликты являются высоко дестабилизирующими в социальных системах. Внутренний конфликт разрушает групповое единство. Забастовки могут оставить без работы тысячи людей и нанести серьезный урон промышленности, атомный конфликт грозит уничтожению человечества.

Даже когда конфликты достигают нового равновесия, когда образуются новые структуры, цена за это может быть очень большой. Тридцатилетняя война (1619-1648) установила принцип религиозной терпимости, создала новые социальные структуры, но она уменьшила население Германии по крайней мере на треть, принесла разрушения, оставила массу брошенных земель.

Говоря о интегративных, позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. В результате социального конфликта возможно скорейшее внедрение новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации.

Современная диалектико-материалистическая философия также уделяет значительное внимание выяснению роли конфликтов в развитии общества. Законы социального развития неизбежно приводят к возникновению разделенного (структурированного) общества. Социум расслаивается на социальные группы с различающимися, даже трудно совместимыми, доходящими до антагонизма интересами и притязаниями. Накал борьбы между отдельными личностями, группами, классами, государствами и т. п. умеряется их заинтересованностью в сохранении общих ресурсов для сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации. Разделение (дифференциация) общества становится источником серьезных конфликтов, а необходимость устранения или локализации этих конфликтов превращается в источник новых напряженностей. Чтобы этого избежать, в обществе должны формироваться социальные и духовные механизмы сглаживания, смягчения неизбежных противоречий на основе использования разумных компромиссов.

Заключение

Таким образом, современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

Развитие общества происходит по определенным законам. Социальные законы есть необходимые связи между определенными сторонами и сферами общественной жизни.

С точки зрения материалистической философии общественная жизнь детерминирована, но, в отличие от природной, социальные законы обладают рядом специфических черт.

Применение диалектико-материалистического метода к анализу общественной жизни и ее истории позволил открыть целый ряд общесоциологических законов. Каковы же эти законы?

1. Закон определяющей роли способа производства по отношению к другим сферам деятельности.

2. Закон определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке.

3. Закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.

4. Закон прогрессивной смены общественно-экономических формаций.

5. Закон социальной революции.

6. Закон возрастающей роли народных масс в истории.

7. Закон относительной самостоятельности общественного сознания.

8. Закон возвышения потребностей и др.

Мир социальных законов многолик. С изменением условий одни из них отмирают, другие формируются. (Например, закон смены формы). Поэтому нелепо полагать, что все социальные законы уже открыты, а социальная наука достигла завершенности.

Существует большое количество социальных законов частного порядка, которые действуют в определенных сферах общества и изучаются конкретными социальными науками (политэкономия, демография, политология, правоведение, искусствоведение, языкознание и т.д.). Но в любом случае независимо от масштаба действия социальные законы отражают наличие социальной необходимости и объективного хода общественной жизни.

Источником развития общества выступают социальные противоречия и конфликты. Конфликт с точки зрения философии - категория, отражающая стадию (фазу и форму) развития категории «противоречие», когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга и снятия противоречия.

Между тенденциями движения социума к стабильности и к конфликтности имеется подвижное соотношение. Эти две линии динамики общества составляют единство пересекающихся и дополняющих друг друга противоположностей.

Список использованных источников

1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.

2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. -- Изд. 2-е. -- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

3. Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями - Мн.: Интерпрессервис, 2003.

4. Калмыков В. Н. Основы философии: Учеб. пособие - Мн.: Высш. шк., 2003.

5. Маркс К. К критике политической экономии /Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.13.

6. Философия: учеб, для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Ю. А. Харин - Мн. : ТетраСистемс, 2006.

7. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей ред. В.Л. Калашникова. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общество как философская проблема. Взаимодействие общества и природы. О социальной структуре общества. Специфические законы общества. Философские проблемы экономической жизни общества. Философия политики. Общественное сознание и духовная жизнь общества.

    реферат , добавлен 23.05.2008

    Проблема развития общества в истории философии. Исторический процесс в материалистической концепции Маркса. Вопрос смысла жизни человека. Понятие и виды социальной мобильности. Стратификация современной России. Форма правления, типы политических режимов.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2011

    реферат , добавлен 16.10.2010

    Природа как одна из сфер бытия, естественная часть мира и среда обитания человека. Природа в истории философской мысли. Динамика природы от неживой к живой. Понятие жизни как ценности. Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    Экономическая жизнь общества как неотъемлемая часть общественной жизни и ее основные проявления. Объективные экономические законы. Экономические отношения и интересы. Взаимодействие объективных и субъективных сторон экономической жизни общества.

    реферат , добавлен 16.02.2008

    Предмет философии, ее проблемы, структура, функции и мирвоззренческий потенциал. Специфика философской картины мира. Принципы диалектики, ее законы, категории и смысл. Исторические типы и перспективы философской мысли, особенности ее развития в России.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2009

    Развитие научных представлений об обществе, являющемся совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Основные свойства общества: системность, универсальность. Содержание идеалистической и материалистической концепций общества.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2012

    Специфика русской философии, её основные формы и общие формальные особенности, выдающиеся представители. История становления философской мысли и этапы ее развития. Законы диалектики - учения о всеобщей связи. Сущность необходимости и случайности.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    Краткая история исследований феномена гражданского общества как философской проблемы. Раскрытие содержания всеобщей теории гражданского общества, её значение в социологии и политике. Экономические, политические и духовные элементы современного общества.

    реферат , добавлен 29.04.2013

    Материальная основа функционирования и развития общества, выраженная в трудах Маркса. Характер взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания. Понятие "истинного" и "ложного" сознания. Принципы и законы материалистической диалектики.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: