УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ТАВРИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск N 6 (45)
ЭКСПЕРТОЛОГИЯ
Позаченюк Е. А., кандидат географических наук, доцент кафедры геоэкологии
В начало | Предыдущий выпуск | Следующий выпускВ настоящее время складывается несколько парадоксальная ситуация: экспертиза становится нормой жизни общества и престижной формой деятельности. Тем не менее теория экспертиз до настоящего времени не сформировалась. Необходимость становления новой науки экспертологии была отмечена П. К. Космачевым
. Активное внедрение экспертной деятельности шло со второй половины ХХ века, когда в развитии системы природа-общество возникли достаточно сложные задачи, связанные с осознанием наличия блока неопределенности в развитии нелинейных систем и ряда их свойств, в частности, свойства размытости. Понимание этого требует несколько иных подходов к решению проблем природно-хозяйственных систем. Это хорошо отражает принцип несовместимости Л. А. Заде: высокая точность исследования не совместима с большой сложностью объекта исследования. Из этого следует, что в географических системах значение и возможности строгих методов исследования сравнительно ограничены, на первый план выходят методы не формализованные и слабо формализованные. Подобного рода задачи стали решаться с использованием экспертного метода исследования. Под экспертизой в общем виде понимают исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний (словарь иностранных слов, 1954, с. 799). Термин экспертиза происходит от лат. еxpertus (франц. expertise) - опытный. Основу метода экспертных оценок заложили Дельфийские оракулы (жрецы храма Аполлона у подножия г.Парнас в Греции), которые обнародовывали предсказание после ознакомление всех членов совета с обстоятельствами дела и тщательного обсуждения на совете дельфийских мудрецов. При принятии решений они пользовались системой правил, к которым, например, относились: "Хорошо во всем соблюдать меру", "Ничего слишком", "Познай самого себя", "Все наперед обдумай" и др. В настоящее время метод коллективного обсуждения и согласования различных мнений получил названия метода Дельфи. Развитие экспертного метода шло снизу от потребностей практики. Появилось большое число типов, классов и видов экспертиз и около 300 методов экспертных оценок. При этом прослеживается отставание общей теории и методологии экспертного метода исследования: в первую очередь научно-обоснованной терминологии, классификации, выявление общих понятий и принципов исследования. С учетом современных данных понятие "экспертиза" следует определить как метод исследования и разрешение проблемных ситуаций крупными специалистами, обладающими специальными знаниями, путем выбора наиболее аргументированных решений. Экспертный метод исследования применяется в тех случаях когда:
1) на основании известных законов невозможно предсказать поведение системы в будущем;
2) при невозможности экспериментальной проверки предполагаемого хода процесса;
3) при наличии неопределенных факторов, которые не поддаются контролю;
4) при наличии многовариантных путей решения проблемы;
5) при неполноте информации, на основе которой принимается решение. При формировании экспертных решений уже используются формализованные методы исследования. Основываясь на положениях теории операций
и следуя логике С. Н. Сархисян и др.
, мы предлагаем при рассмотрении сложных систем, требующих экспертных решений, выделят три типа факторов, определяющих их функционирование и развитие:
1) детерминированные факторы, которые можно определить на основании строгих детерминированных зависимостей. В географии к таким относятся зональные закономерности; показатели, определенные через балансовые уравнения; региональные закономерности такие как микрозональность, позиционность, гидроморфная поясность и др.;
2) стохастические факторы, которые описываются случайными величинами с известным законом распределения: климатические и демографические показатели, производство биомассы, волнения моря и др.;
3) неопределенные факторы, для каждого из которых известна только область возможных значений. Неопределенность - системное свойство, подразумевающее невозможность исчерпывающего отображения сложных природных и природно-социальных систем. С учетом указанных факторов экспертная задача формулируется следующим образом: при заданных значениях детерминированных факторов А1...., Аi..., Ар, вероятностных факторов с известным распределением В1...., Вi..., Вn и с учетом неопределенных факторов Х1..., Хi..., Хк, найти оптимальное значение У1..., Уi..., Ум из области Qу..., Qуi..., Qум. Подобные задачи, содержащие три блока, которые определяются разными условиями, при непременном присутствии неопределенного блока и являются объектами экспертного метода исследования (рис.1). С трехблоковой структурой экспертизы корреспондирует три типа информации:
1) информация подтвержденная экспериментами или статистическими наблюдениями (эмпирические факты);
2) информация подкрепленная малым количеством свидетельств, основанная на знании существующей ситуации (информация в виде гипотез);
3) информация основанная на единичных фактах, мнениях (информация в форме предположений). Эти три типа информации, также как и структура экспертизы образует триаду: закон-гипотеза-предположение. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что идет активное становление экспертного метода исследования. В соответствие со структурой методов научного познания экспертный метод можно отнести к общенаучным (рис.2), наряду с такими методами как сравнительный, исторический, географический, математический, системный, экологический и др. Экспертный метод, все в большей степени используется в научных исследованиях и производственной деятельности, а с углублением наших представлений о реальном мире роль его будет возрастать.
Рис.1
. Структура экспертного метода исследования
Рис.2
. Место экспертного метода в системе методов познания
Таблица
Направления развития классификации экспертиз
Классификационные направления | Основание классификации | Примеры классификационных категорий |
|
Организационное | уровень организации | межгосударственные |
|
уровень проработки | первичные |
||
постоянные |
|||
Деятельное | вид деятельности | вид государственной деятельности |
|
Объектное | реальные объекты природно-хозяйственных и социальных систем | природно-хозяйственные |
|
материалы, вещества и др. | физические |
||
проекты и программы развития природно-хозяйственных и социальных систем | все виды природно-хозяйственных и социальных систем, документация по созданию новой техники, технологий, материалов, веществ и др. |
||
Мировоззренческие уровни рефлексии | форма отражения | ноологические
: |
|
уровень отражения | монодисциплинарные |
||
Функциональное | основная задача, выполняемая экспертными исследованиями | монофункциональные
: |
Литература .
1. Космачев К. П. Географическая экспертиза. (Методологические аспекты). Новосибирск: Наука, 1981. - 107 с. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. - М.: Наука, 1973. - С. 157. 2. Вентцель Е. С. Исследование операций. - М.: Советское радио, 1972. - 551 с. 3. Саркисян С. А., Лисичкин В. А., Каспин В. И. Введение в теорию принятия решений // Теория прогнозирования и принятия решений. - М.: Высшая школа, 1977. - С. 223-269. 4. Лисичкин В. А. Экспертные методы // Теория прогнозирования и принятия решений.- М.: Высшая школа, 1977. - С. 149-155. 5. Горелов В. А. Сингулярные методы прогнозирования // Рабочая книга по прогнозированию. - М.: Мысль, 1982 - С.132-189. 6. Тейл Т. Экономические прогнозы и принятие решений. М.: Статистика, 1971. - 488 с. 7. Глазовский Н. Ф. Проблемы эколого-географической экспертизы// Новое мышление в географии. - М.: 1991. - С. 110-118. 8. Федоров Ю. М. Гуманитарная экспертиза: основные понятия интратеории // Гуманитарная экспертиза. Возможности и перспективы. - Новосибирск: Наука. Сибирск. отд., 1992. - С. 33-66. 9. Гуманитарная экспертиза. Возможности и перспективы. - Новосибирск: Наука. Сибирск. отд., 1992. - 210 с. 10. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. - М. Наука, 1973. - С. 157. 11. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии.- 1992, - N 12. - С. 3-20.
Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского
Серия «Исторические науки». Том 24 (63), № 2: спецвыпуск «История Украины». 2011 г. С. 105–110.
УДК: 947.7 (477.75)
Сеитмеметова С. А.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Украина
E-mail: [email protected] Представлен краткий анализ учебной печатной продукции издаваемой типографией газеты «Терджиман». Рассмотрены основные учебные пособия, рекомендованные И. Гаспринским для преподавания светских дисциплин в мусульманских школах.
Ключевые слова: «Терджиман», И. Гаспринский, крымские татары.
В марте 2011 г. в Крыму отмечался 160-летний юбилей со дня рождения Исмаила Гаспринскиого выдающегося общественного деятеля, публициста, реформатора старометодной религиозной школы, просветителя, получившего известность и признание среди всего мусульманского мира. С 1883г. И.Гаспринский стал издавать и редактировать первую национальную газету на крымскотатарском и русском языках под названием «Переводчик-Терджиман». Свою типографию, располагающуюся в Бахчисарае, где ныне находится Дом музей, просветитель развивал в достаточно сложных условиях, пытаясь следить за новинками полиграфического дела. Конечно же, здесь издавались газеты, литературные произведения, справочники по медицине, экономике, философии, книги религиозной тематики. Чего стоит, издаваемый в различных форматах Коран, который неоднократно выигрывал в конкурентной борьбе с мощными полиграфическими предприятиями Великобритании на Восточном рынке, значительная часть тиражей которого отправлялась в Египет, Индию и другие страны для продажи. Однако самым важным направлением для издательства И. Гаспринского стала учебная печатная продукция, которая непосредственно содействовала распространению просвещения среди крымских татар.
Целью данной работы является выявление и анализ учебной печатной продукции издаваемой типографией газеты «Терджиман», рекомендованной И. Гаспринским для изучения светских дисциплин в мусульманских школах. Отдельные аспекты этой проблемы были рассмотрены в работах Ганкевича В.Ю., Абибуллаевой Э.Э., Аблаева Э.А. и Богдановича И.А.
Светские дисциплины внедрились в систему образования крымских мектебов лишь благодаря реформам, вызванным общественно-педагогическим движением джадидизмом, где И. Гаспринский был общепризнанным лидером, самым известным пропагандистом звукового метода. Джадидизм в Крыму обладал рядом специфичных особенностей, совсем не характерных для развития этого движения в других регионах империи. Вся борьба за создание и развитие сети новометодных школ обычно шла путем законности, и дискуссия велась лишь в существующих правовых СЕИТМЕМЕТОВА С. А.
рамках, лишь изредка сходя с них. В последних случаях деятели национального просвещения все же пытались войти в легальную сферу, стремясь изменить законодательство путем убеждения чиновников и демонстрацией прогрессивных моментов в крымскотатарском образовании. Со своей стороны мусульманское духовенство достаточно быстро перешло на позиции джадидизма, поддерживая и развивая его основополагающие принципы в педагогике.
Для успешного распространения новых методов понадобилась принципиально новая учебная и методическая литература. К концу XIX века национальная школа столкнулась с острейшей проблемой нехватки учебной литературы. Недостаток в этих пособиях частично заполняли книги, изданные в Казани, однако и их недоставало и приходилось обращаться к иностранным, прежде всего турецким книгам. К литературе изданной за рубежом российское и губернское учебное начальство относилось очень настороженно. Именно по этому 10 июля 1892 года по соглашению МВД министр народного просвещения признал нужным принять правило, чтобы в подведомственных Министерству народного просвещения мусульманских школах употреблялись лишь печатные книги, одобренные русской цензурой. Проблеме учебной литературы уделялось достаточное внимание и в «Правилах 1906 года». В национально-конфессиональных училищах могли применяться лишь книги российского издания .
Для новометодных школ Крыма И. Гаспринским были написаны и изданы популярные учебные пособия. Среди них на особом месте стоят 4 выпуска знаменитого «Ходжа-и субъян» («Учитель детей»), ставшего первым светским учебником для крымскотатарских мектебе. «Ходжа-и субъян» был издан в 1884 г. На его обложке были написаны такие слова: «В невежестве детей ответственны их родители» .
«Ходжа-и субъян» представлял собой классическое учебное пособие для учащихся начального звена образования. Именно по этому учебнику крымскотатарские дети занимались на протяжении 30 лет, изучая азбуку по звуковому методу. Кроме того, что «Ходжа-и субъян» был учебником для начальных новометодных школ, он так же был одобрен как учебник для земских министерских начальных школ и конфессиональных мектебов. Взяв за образец учебные книги К. Д. Ушинского, И.
Гаспринский ввел в издание произведения классической литературы, фольклора, а так же собственные литературные миниатюры и сказки. По смыслу учебник был близок к русским учебникам, однако все же был составлен с учетом национальной специфики. Содержание букваря охватывает рассказы религиозного характера, отрывки из жизнеописания пророков, примеры сур из Корана и т.д. Вместе с этим в учебнике было представлено большое количество разнообразных упражнений, направленных на пояснение предметов чувственного мира, который мы можем виУЧЕБНИКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА И. ГАСПРИНСКОГО ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ … деть (обувь, лампа, очки, часы, швейная машинка и т.д.). Одним из составных успеха учебника являлся религиозно-духовное и прогрессивно-демократическое направление его содержания. Эти качества обеспечили букварю теоретическую и практическую актуальность для педагогической науки .
Букварь реализует общепедагогическую концепцию И. Гаспринского, состоящую из идеи народности воспитания и обучения детей родным языком, так как чтобы народность стала самостоятельной, нужно два условия – родной язык и национальное просвещение. Особое место в учебнике занимает тема любви к Отечеству.
На понятном для детей материале подаются эпизоды по отечественной истории, географии, биологии, фольклора и т.д. Учебник пронизан стремлением воспитать в детях такие качества, как правдивость и честность, дисциплинированность и организованность, любовь и уважение к родителям, старшим и окружающим, культура в поведении, стремление к науке и знаниям, инициативность, активность. На эти темы и направлены материалы всех четырех частей учебника.
И. Гаспринский на страницах «Терджимана» определял, что «составленное и проверенное нами на практике начальное пособие под названием «Детский Учитель» - «Ходжа-и субъян» - содержит (для учителей) основание школьной дисциплины и порядка, начала педагогики и приемы обучения, и последовательные уроки для детей (с указаниями для преподавателя) по татарской и арабской грамоте, диктовке, арифметики и мусульманскому закону. Учебник приноровлен для пользования людей, не имеющих педагогической подготовки, и, думаем, что книжка наша послужит не только для годжи и мектебдара, но и всякой грамотной матери для обучения своего ребенка» .
Одним из передовых принципов обучения является осознанность и активность в обучении. Ярким примером этому служит использование Гаспринским звукового метода обучения грамоте. Он рекомендует аналитико-синтетический метод письма и чтения, введенное К. Д. Ушинским.
Последовательность чтения была таковой:
звуковой разбор слова, письмо; чтение написанного; чтение слов и цитат в азбуке;
чтение и переписывание новых слов из азбуки; поиск знакомых букв и словосочетаний в тексте; составление слов из букв печатной азбуки, наклеенных на картон.
«Ходжа-и субъян» является лучшим примером крымскотатарского учебника, составленного по принципу наглядности. Оценивая значение наглядности в начальном обучении, И. Гаспринский писал: «Мы отвели значительное место рисункам…»
Впрочем, эти иллюстрации не противоречили шариату. Далее пояснял, что третья часть учебника содержит 18 рисунков, а четвертая – 31. Упражнения, рассказы, истории написаны простым, доступным языком, что бы книгу «могли легко понять в татарской семье». В первой части предоставлялось изучение всех букв алфавита. После усвоения всех букв дети должны были перейти к чтению маленьких рассказов («Сад», «Огород», «Мать и сын», «Падишах и старик», «Русское государство» и т.д.). Затем изучался арабский язык. На обложке второй части учебника указывалось: «Специальный учебник по изучению тюркского языка». Третью часть учебника составляло «Обучение чтению и полезные сообщения». Учебник был издан на двух языках – крымскотатарском (арабская графика) и русским (кириллица) .
СЕИТМЕМЕТОВА С. А.
В 1894г. был издан учебник «Къырает тюркий» («Турецкая хрестоматия») хрестоматия для «детского чтения», являющаяся неким продолжением учебника «Ходжа-и субъян». Хрестоматия включает в себя материалы по арифметике, чтению, письменным упражнениям, географии и истории, которые все время перемежаются . Литературные произведения, помещенные в хрестоматии в основном небольшие рассказы познавательного характера, а так же нравственновоспитательного содержания – о добре и зле, справедливости и обидах, о человеческой преданности и пр. Таким же образом дается наставление по географии, сначала в общем плане, потом к каждому уроку. В процессе знаний по географии учащиеся получают элементарные знания о воде и суше, о земле, о странах света, о людях их населяющих, о морях, океанах, экономике и хозяйстве . По своему содержанию «Къырает тюркий» дополняет «Ходжа-и субъян» поучительными рассказами по некоторым общеобразовательным предметам: арифметике, географии, истории, естествознанию, ботанике, зоологии. В условиях, когда в крымскотатарской школе не было ни одного официального учебника ни по одному предмету, «Къырает тюркий» представлял собой не просто хрестоматию, но своеобразный синтетический учебник для начальной школы на родном языке .
Для обучения правильному и красивому почерку И. Гаспринский предлагал наборы дешевых каллиграфических тетрадей-прописей, которые широко использовались в начальных новометодных школах. Они помогали научиться правильно писать арабской вязью «способом наведения». Для обучения крупному письму рекомендовались тетради «Слюс», а для мелкого «Рик-а». Совершенствовать свое умение в написании персидских текстов помогала тетрадь «Талик» .
После приобретения типографии И. Гаспринский, еще до появления «Терджимана» издал отдельные брошюры. В 1882 г. были изданы: «Мираат джедид» («Новое зеркало»), «Сальнаме-и-тюркий» («Краткая тюркская грамматика»). В 1885 г.
было издано пособие «Русие джогърафиясы» («География России»). В 1897 г. – вышла целая серия учебников по грамматике. Среди них: «Персидская грамматика», «Арабская грамматика», «Турецкая грамматика» .
Особое внимание следует уделить пособию «Сарф тюркий» («Турецкая грамматика») 1897года. Это учебное пособие включает в себя сведения по фонетике, графике и грамматике тюркских языков. Теоретические положения сопровождаются иллюстрациями и материалом для практических работ, даны грамматические правила, охватывающие отдельные явления морфологии тюркских языков. «Сарф-и тюркий» состоит из двух небольших по объему частей. В первой части, названной «Харф» («Буква»), рассматриваются вопросы графики, излагаются правила письма арабскими буквами. Вторая часть посвящена частям речи, их грамматическим категориям и словообразованию. В данном учебном пособии, как и в других грамматиках этого времени, использовалась заимствованная из арабского языка терминология. Однако еще в начале XX века автор «Грамматики» делает попытку отойти от традиционной арабской терминологии и использовать в качестве терминов общетюркские слова.
Среди методических пособий стоит выделить «Рехбер муаллимин яки муаллимлер елдаши» («Руководство учителю или спутник учителей»), который знакоУЧЕБНИКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА И. ГАСПРИНСКОГО ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ … мил с основными принципами джадидизма. На страницах труда были освящены проблемы обучения в мектебах «усул-и кадим». В первую очередь, он давал ценные советы по организации научной работы учителя и вообще школы.
В 1889 году И. Гаспринский издает книгу под названием «Джиан наме»
(«Страноведение»), в которой дает общее понятие о географии, о географической карте, о странах мира, народах живущих в различных частях света, традициях и обычаях. Книга практически становится пособием по географии, знакомя школьников с политической, экономической, физической картой мира .
В 1892 г. в типо-литогрографии газеты «Терджиман-Переводчик» был издан «Беден-и инсан» («Анатомия»), в 1894 г. – «Нумюне-и хаттат ве ресим» («Правила правописания»), в 1897 г. – «Мухтасир ильм-и эсап» («Научная математика»), в 1901 г. – «Атласлы джография».
В книге «Насихат-и тыббие» («Врачебные наставления»), изданной 1901 году, И. Гаспринский делает краткий обзор несчастных случаев в жизни человека и рассказывает, как следует оказывать первую помощь в домашних условиях, какие меры предосторожности следует соблюдать при обращении с больными и раненными .
В 1910 году вышел целый комплект учебников и учебных пособий, куда кроме «Ходжа и субъяна» входили Коран, «Течвид» – учебник для обучения правильному произношению сур Корана, «Ильми-хал» – учебник по богословию для мусульмансунитов, где раскрывались основные вероучения, богослужения, морали, основные религиозные обряды, «Тарих ислям» – учебник, посвященный священной истории в освещении исламской догматики, «Сарф» – краткая грамматика родного языка, «Талик фарси» – краткий учебник персидского языка.
Благодаря успешной деятельности И. Гаспринского на ниве просвещения, фонды крымскотатарской педагогики пополнились десятком учебников, брошюр, многочисленной и разнообразной периодики и иной книжной продукции, учебного, научно-популярного, общеобразовательного, художественного направления и среди них учебники для преподавания светских дисциплин, таких как: анатомия, география, математика занимали одно из центральных мест. Учебные пособия, написанные И. Гаспринским, внесли в жизнь новометодных школ новые дидактические принципы, подняли значение урока как основной формы организации учебного процесса, став первыми светскими пособиями для мусульманских школ Крыма.
Список литературы
1. Ганкевич В.Ю. Очерки истории крымскотатарского народного образования. Реформирование этноконфессиональных учебных заведений мусульман в Таврической губернии в XIX – начале XX веков / В. Ю. Ганкевич. – Симферополь: Таврия, 1998. – 164 с.
2. Гафаров С. Исмаил Гаспринский – великий просветитель / сост. Зиядинов Ф. – Симферополь:
Тарпан, 2001. – 258 с.
3. Османов Ю. Из плена лжи: научные статьи о творчестве и деятельности Исмаила Гаспринского / Ю. Османов. – Симферополь: Доля, 2001. – 256 с.
4. Абибуллаева Э.Э. Педагогічні основи «Ходжа-и субїян» / Э.Э. Абибуллаева // Эстафета поколений: мат-лы науч.-практ. конф. посвященной 130-летию со дня открытия Симферопольской татарской учительской школы (21–22 ноября 2002 г.) – Симферополь: Доля, 2003. – С. 62–68
СЕИТМЕМЕТОВА С. А.
6. Аблаев Э. А. Прогрессивные педагогические идеи крымских татар второй половины XIX – начала XX века.: на материале педагогического наследия И. Гаспринского: дисс. … д-ра. пед. наук:
13.00.01. – Ташкент, 1991. – 266 с.
7. Богдановіч І. О., Ганкевич В. Ю. До джерел кримськотатарської журналістики: навчальний посібник / І. О. Богдановіч., В. Ю. Ганкевич. – Сімферополь, 2004. – 356 с.
Сєїтмеметова C. А. Підручники видавництва І. Гаспринського для викладання світських дисциплін у мусульманських школах / С. А. Сєїтмеметова // Вчені записки Таврійського національного університету ім. В. І. Вернадського. Серія «Історичні науки». – 2011. – Т. 24 (63), № 2: спецвипуск «Історія України» – С. 105–110.
У статті наданий короткий аналіз навчальної друкованої продукції надрукованої видавництвом газети «Терджиман». Розглянуто основні навчальні посібники, рекомендовані І. Гаспринським для викладання світських дисциплін у мусульманських школах.
Ключові слова: «Терджіман», І. Гаспрінський, кримські татари.
Seitmemetova S. A. Books by I. Gasprinsky" edition for teaching secular disciplines in Muslim
schools / S. A. Seitmemetova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. – Series:
Historical Scince. – 2011. – Vol. 24 (63), No 2: “History of Ukraine”. – P. 105–110.
In the article is a short analysis of educational printed production published by the publishing house "Terdzhiman." Here are considered the main educational publications which are recommended by I. Gasprinsky for teaching secular subjects in Muslim schools Keywords: «Terdzhiman», I. Gasprinskiy, Crimean Tatars.
–  –  –
Похожие работы:
«13/05/2014 ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОБЗОР ИТОГИ ЗА ДЕНЬ, НОВОСТИ, КАЛЕНДАРЬ КОРПОРАТИВНЫХ СОБЫТИЙ Индексы акций: УТРЕННИЙ ОБЗОР РЫНКА: Американские рынки идут на новые рекорды, Европа и Ср.Восток попутно потянув за собой Европу и Азию. KASE Index 1 072,74 -0,16% Торги на американском рынке прошли на EURO STOXX 50 3 206,97 +0,72% оптимистичной ноте. Итогом первого дня недели FTSE 100 6 851,75 +0,55% стало то, что индексы S&P 500 и Доу Джонс в США очередной раз обновили свои рекорды, закрывшись Dow Jones...»
«Социальные движения 20-х годов XX века в Афганистане, 1989, 264 страниц, Хакназар Назарович Назаров, 5836600112, 9785836600112, Дониш, 1989 Опубликовано: 18th March 2011 Социальные движения 20-х годов XX века в Афганистане СКАЧАТЬ http://bit.ly/1cAJ3A9 Афганистан, борьба и созидание, Олег Григорьевич Чернета, 1984, Afghanistan, 141 страниц.. The Afghanistan crisis problems and perspectives, Nehru Memorial Museum and Library, 2002, History, 171 страниц. This Volume Is A Serious Academic...»
«Утвержден решением Единственного акционера ОАО «Оренбургэнергосбыт» «06» июня 2014 года ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ЭнергосбыТ Плюс» («Оренбургэнергосбыт») ЗА 2013 ГОД И.о. Генерального директора ЗАО «КЭС -Энергосбыт управляющей организации ОАО «Оренбургэнергосбыт» Ю.Б.Чернявская Директор филиала ЗАО «Учетно-финансовый центр» Т.П. Антипова в г.Оренбурге Московская область 2014 год СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Обращение к акционерам Генерального директора Управляющей организации...»
«Отчёт о мероприятиях в честь 70-летия Победы 70 лет назад отгремели праздничные салюты, сменив грохот артиллерийских орудий. 70 лет мирного неба над головой. Много ли это 70 лет? Для человека это целая жизнь, для истории лишь мгновенье. Памяти великой войны. В нашей школе есть такой замечательный цикл: уроки памяти. Что ж, наше время поистине прекрасно. Мы защищены и счастливы. Всегда нам хватает и еды, и развлечений. Но что будет, если опять начнется война. Ужасы, голод, бомбежки, страх,...»
«Пашковский Пётр Игоревич ИНТЕГРАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РОССИИ: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ В статье рассматривается проблема периодизации российской интеграционной активности на евразийском пространстве. На базе анализа исторического опыта конкретизировано содержание её основных этапов. Приведены подходы специалистов. Показано, что периоды взлётов и падений имперского могущества России не подчиняются хронологической ритмичности, имея различную протяжённость во времени. Выделяются пять стадий...»
«Полное наименование на русском языке: Некоммерческое партнерство «Национальная Федерация массажистов»Полное наименование на английском языке: «National Federation of Massage Therapists» Организация – это сила сегодняшнего дня. Без нее нельзя достичь ничего сколько-нибудь значимого. Sophia Palmer (1897) В 2011 году была создана, а в 2012 году зарегистрирована профессиональная организация специалистов в области массажа в качестве Некоммерческого партнерства «Национальная Федерации массажистов»....»
«Оглавление РАЗДЕЛ 1. ОБРАЩЕНИЕ К АКЦИОНЕРАМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО «КРАСПРИГОРОД». 1.1. Основные финансовые и производственные показатели отчетного года. 1.2. Введенные в строй за прошедший год объекты основных средств 1.3. Участие Общества в реформировании отрасли железнодорожного транспорта России. 7 1.4. Основные вехи развития Общества в отчетном году, достигнутые за 2014 год результаты. 1.5. Задачи, стоящие перед Обществом в следующем году 1.6....»
«ГАСАН ГУЛИЕВ СМЕРТЬ ДИПЛОМАТА, ИЛИ К ИСТОКАМ КОНФЛИКТА В КАРАБАХЕ Документально-публицистический очерк Издатель Вахид Азиз Издательство «Эргюн» Баку 1995 г. Г 94 О 21 Г 95 Гасан ГУЛИЕВ. Смерть дипломата, или к истокам конфликта в Карабахе. Баку, 1995 г «Эргюн». В книге писателя и литературоведа Гасана Гулиева освещены истоки Карабахского конфликта; они увязаны с деятельностью и смертью дипломата и поэта А. С. Грибоедова, оказавшегося в эпицентре важнейших исторических событий начала XIX века....»
2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
УДК ***.**
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ РУКОПИСЕЙ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ
В НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ
"УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ТАВРИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО"
Михайлова Т.В.
Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Украина
E-mail: [email protected]
Приведены правила оформления статей для публикации в научных журналах "Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского" всех серий. Описаны структура статьи, правила форматирования текста, заголовков, списка литературы и аннотаций. Правила составлены согласно требованиям Департамента атестації кадрів Міниістерства освіти і науки, молоді та спорту України.
Ключевые слова: структура статьи, оформление статьи, параметры страницы.
PACS
:
*****
ВВЕДЕНИЕ
Данные правила созданы в помощь авторам при подготовке рукописей для публикации в научных журналах "Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского" всех серий. Журналы публикуют статьи, содержащие новые теоретические и практические результаты в области технических, естественных и гуманитарных наук. Публикуются также обзоры современного состояния разработки важных научных проблем, статьи по педагогике высшего образования.
В соответствии с приказом МОНмолодьспорту Украины № 1111 от 17.10.2012 г. «Про затвердження Порядку формування Переліку наукових фахових видань України» статьи для публикации в журналах принимаются на русском, украинском и английском языках, но на сайтах журналов статьи размещаются только на английском языке.
Статьи для публикации в журнале «Ученые записки ТНУ имени В.И. Вернадского» соответствующей серии принимаются в электронной форме и распечатанные на листах бумаги формата А4 на русском, украинском или английском языках. Каждая статья, представленная для публикации в журнал на русском или украинском языке, должна содержать расширенную аннотацию на английском языке объемом не менее 1 стр., заголовок статьи и список литературы на английском языке. Для статей, представленных для публикации на английском языке, расширенная аннотация не требуется.
1. СТРУКТУРА СТАТЬИ
Статья должна состоять из логически связанных разделов. Если статья объемом более 4 страниц, то каждый раздел должен начинаться с заголовка (названия раздела). В статье обязательно должны быть следующие элементы:
2. ОФОРМЛЕНИЕ СТАТЬИ
Рукопись предоставляется в виде файла в формате Microsoft Word (.doc) или Rich Text Format (.rtf) и в распечатанном виде.
Объем рукописи не ограничен.
Параметры страницы: формат бумаги А4 (210 297 мм), зеркальные поля
Во всей статье используется шрифт Times New Roman .
Страницы рукописи не нумеруются .
Слова отделяются друг от друга одним пробелом. Перед знаками препинания (точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки) пробел не ставится . Дефис (например, в слове “генерал-майор”) обозначается одним символом "-", тире символом "-". Использование переносов в рукописи недопустимо .
Сокращения отдельных слов и словосочетаний на русском, украинском и иностранных языках производят по ГОСТ 7.12-93.
Инициалы приводятся после фамилии автора.
Заголовки разделов и подразделов в статье (кроме Введения и Заключения ) должны нумероваться. Красная строка по всей статье (кроме заголовка и аннотации) 0,75 см.
Таблица 1
Размер и стиль шрифта для элементов статьи
Код УДК |
Междустрочный интервал 1,5. Выравнивание по левому краю
|
Название статьи |
Прописные (заглавные) буквы, размер шрифта 11, полужирное начертание. Междустрочный интервал 1,5. Выравнивание по центру. После названия статьи точка не ставится. |
Фамилия и инициалы автора |
Размер шрифта 11, полужирное начертание, курсив. Междустрочный интервал 1,5. Выравнивание по центру.
|
Место работы Электронный адрес
|
Размер шрифта 9, полужирный курсив. Выравнивание по ширине.
|
Аннотация |
Размер шрифта 9. Междустрочный интервал одинарный. Выравнивание по ширине. Фразу «ключевые слова» следует выделить полужирным курсивом. |
PACS number |
Размер шрифта 10, полужирный курсив. Междустрочный интервал – одинарный, интервал перед строкой 3 пт. Выравнивание по левому краю
|
Основной текст, Подписи к иллюстрациям
|
Размер шрифта 11. Междустрочный интервал – одинарный. Выравнивание по ширине.
|
Заголовки разделов |
Размер шрифта 10, полужирный, все буквы – заглавные. Междустрочный интервал – одинарный, по интервалу перед и после заголовка. Выравнивание по ширине. |
Заголовки подразделов |
Размер шрифта 11, полужирный, первая буква предложения заглавная. Междустрочный интервал – одинарный, один интервал перед подзаголовком. Выравнивание по ширине Точка в конце заголовка раздела не ставится. |
Оформление заголовка статьи
Если авторы статьи работают (учатся) не в одном учреждении, то под списком фамилий указываются полные названия учреждений в порядке ссылок (ссылка обозначается верхним индексом после фамилии и инициалов автора).
E-mail: [email protected]
Keywords:
PACS: 42.65. ± k
Оформление иллюстраций
Иллюстрации (чертежи, схемы, графики, диаграммы, рисунки) в тексте статьи обозначают сокращением Рис. 1. Рисунки и таблицы размещаются в тексте статьи, после ссылки на них. Графическая иллюстрация не обтекается текстом ни слева, ни справа. Подписи размещаются под рисунками и оформляются, как и основной текст статьи (Рис. 1). Подпись из одной строки выравнивается по центру. В конце подписи рисунка ставится точка. Между рисунком и его подписью межстрочный интервал – 1,5.
Fig. 1. Temperature dependence of the frequency of absorption band IIb ν=15178.5см -1 (T =120K) of transition 4 I 15/2 → 4 F 9/2 of Er 3+ ion of ErFeO 3 .
Оформление таблиц
Все таблицы нумеруют арабскими цифрами (например, Таблица 1, выравнивание по правому краю), снабжаются заголовком, который печатается строчными буквами (кроме первой прописной) и помещается над таблицей, выравнивание по центру. До слова «Таблица», после заголовка таблицы и после таблицы пропускается строка. Если таблица располагается на нескольких страницах, слово «Таблица» указывают один раз над первой ее частью, а головка таблицы дополняется строкой с номерами столбцов. Над другими частями таблицы пишут «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы, и повтором строки с номерами столбцов. В конце заголовков и подзаголовков таблицы точки не ставят.
Таблица должна быть размещена в тексте таким образом, чтобы её можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
Оформление формул
Формулы располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются, в центре строки . Простые формулы желательно набирать не с помощью редактора формул, а как текст, содержащий символы.
Стили форматирования элементов формулы:
Номер формулы указывают на уровне формулы в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Формулы переносятся на следующую строку только на знаках операций, знак операции в начале следующей строки повторяется. При переносе на знаке операции умножения применяется знак "х". Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.
Для обозначения вектора не используется специальный символ, необходимые величины выделяются полужирным начертанием. В тексте статьи векторы также следует оформлять полужирным начертанием.
Пример оформления формул в тесте статьи:
Электрическое поле несущей гармоники импульса в диэлектрической пленке описывается уравнением
, (1)
где – нелинейная диэлектрическая проницаемость.
Если символы в формуле сливаются, то между ними вставляется пробел.
Оформление списка литературы
References
Пример полного описания ссылок на статьи, книги, электронные издания и тезисы конференции:
Author1 N.P. and Author2 N.P., Title of the paper, e-print arXiv:Article-id (Year).
Author1 N.P. and Author2 N.P, Book Title , Number of pages p. (Publisher, City, Year).
Author1 N.P., Title of the abstract, Abstracts (or proceedings) of Conference , edited by Editor1 N.P. (Publisher, City, Year), p. First page number.
Список литературы
Оформление аннотаций
Аннотации в конце статьи оформляются по следующему образцу:
Теоретично і експериментально показана можливість управління фазою оптичного вихора за допомогою варіювання напруженості зовнішнього електричного поля в діелектричному резонаторі Фабри-Перо. У інтерферометрі Маха-Цендера, в об"єктному плечі якого було встановлено кристал фосфіду галію у формі прямокутної призми, отримана інтерференційна картина у вигляді спіралі, що обертається навколо своєї осі при зміні напруженості зовнішнього електричного поля. Число оборотів спіралі залежить від напруженості зовнішнього електричного поля. Розглянуте явище може бути використане для конструювання датчиків фізичних величин і оптичних елементів, що застосовуються в оптичних лініях передачі інформації.
Ключові слова:
оптичний вихор, діелектричний резонатор, зовнішнє електричне поле.
Dzedolik I. V. C
ontrol of optical vortex phase by external electric field in the dielectric resonator /
I. V. Dzedolik, S. N. Lapayeva, V. I. Vershitsky, L. S. Markova
//
Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. – Series: Physics and Mathematics Sciences. – 20... – Vol. , No. . – P. .
The possibility of an optical vortex phase control by the variation of external electric field in the dielectric Fabry-Perot resonator is shown theoretically and experimentally. In the Mach-Zehnder interferometer where the crystal gallium phosphide in the form of rectangular prism in the objective shoulder is placed, the interference pattern is obtained in the form of a spiral rotating around its own axis if the intensity of external electric field is changing. The number of turns of the spiral depends on the intensity of the external electric field. Considered phenomenon can be used for designing of the physical quantity data sensors and the optical devices applied in the optical transmission lines.
Keywords:
optical vortex, dielectric resonator, external electric field.
Следует обратить внимание на то, что «Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского» следует писать как «
Scientific
Notes
of
Taurida
National
V
.
I
.
Vernadsky
University
»
и «В
чені записки Таврійського національного університету імені В.
І. Вернадського».
Точное название серии приведены на сайте НИЧ ТНУ science.crimea.edu
в разделе Периодические издания, Ученые записки ТНУ, Свидетельство о государственной регистрации
.
Пример оформления расширенной аннотации на английском языке
:
CONTROL OF OPTICAL VORTEX PHASE BY EXTERNAL ELECTRIC FIELD IN THE DIELECTRIC RESONATOR
Dzedolik I.V., Lapayeva S.N., Vershitsky V.I., Markova L.S.
Taurida National V.I. Vernadsky University, Simferopol, Crimea, Ukraine
E-mail: [email protected]
The possibility of an optical vortex phase control by the variation of external electric field in the dielectric Fabry-Perot resonator is shown theoretically and experimentally. In the Mach-Zehnder interferometer where the crystal gallium phosphide in the form of rectangular prism in the objective shoulder is placed, the interference pattern is obtained in the form of a spiral rotating around its own axis if the intensity of external electric field is changing. The number of turns of the spiral depends on the intensity of the external electric field. Considered phenomenon can be used for designing of the physical quantity data sensors and the optical devices applied in the optical transmission lines.
(объем текста аннотации - 1 стр.)
Keywords: optical vortex, dielectric resonator, external electric field.
PACS: 42.65. ± k
References
1. Mock A., Lu L., O’Brien J.D., Spectral properties of photonic crystal double heterostructure resonant cavities, Optics Express
, 16
, 9391 (2008).
2. Sukhoivanov I.A., Guryev I.V. Photonic crystals: physics and practical modeling, 241 p.(Springer, 2009).
3. Reinhart F. K., Nelson D. F., McKenna J., Electro-optical and waveguide properties of reverse-biased gallium phosphide p-n junction, Phys. Rev ., 177 , 1208 (1969).