Образовательный портал - Kuveys

Литература, 5 класс.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографический характер повести. Светлый и радостный мир детства в повести

Цели:

    Показать учащимся автобиографический характер повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

    Совершенствовать практические навыки и умения раскрывать идейно-художественное содержание художественного произведения. Продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов. Определить отношение автора к своему герою.

    Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:

    Книга Марка Твена “Приключение Тома Сойера”.

    Рисунки учащихся.

    Электронная презентация.

Ход урока

І. Организационный этап.

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы обратимся к творчеству Марка Твена – крупнейшего американского писателя. Посмотрите на портрет писателя, (Слайд №1) запечатлевший его в пожилом возрасте, - с усами и седой шевелюрой. Старшая дочь Сюзи оставила детские воспоминания об отце: “У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики”. Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить, каким был этот человек.

    Какой у него был характер?

    Был ли он послушным ребенком или озорником?

    Добрым или жестоким?

    Домоседом или искателем приключений?

    Были ли у него друзья?

(Ребята представят себе вихрастого мальчишку, веселого и неугомонного. Иначе как смог бы он написать такие веселые книги, рассказать о проделках и приключениях своих героев – Тома Сойера и Гека Финна?)

2.Слово учителя:

- В своей автобиографии Твен говорил о том, что Тома Сойера во многом писал с самого себя, а в предисловии к повести утверждал, что большинство описанных в ней приключений взято из жизни – они произошли или с ним, или с его одноклассниками.

3. Сообщение учеников- биографов.

- В “Автобиографии” писатель говорил, что у каждого из героев был прототип в реальной жизни. Том Сойер – это он сам, тетя Поли – его мать, Сид – его брат Генри, Гек – Том Бленкеншип, сын местного пьяницы, негр –Джим – дядюшка Дэниель.

В предисловии к повести “Приключение Тома Сойера” писатель выразился осторожнее: “Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты мною самим, остальные мальчишками, учившимися вместе со мной в школе. Гек Финн списан с натуры, Том Сойер тоже, но не с одного оригинала – он представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых я знал…”

(Нужно остановиться на этом моменте, потому что для учеников шестого класса граница между искусством и жизнью все ещё размыта. Скажем о том, что писатель, взяв материал из жизни, преображает его, и Том Сойер, конечно, не простой автопортрет.)

4. Проверка домашнего задания .

(Каждый учащийся получил задание: дома подготовить к пересказу эпизод, который больше всего запомнился. Какие места показались самыми смешными? Что именной вызвало смех? Предлагалось сделать рисунок к эпизоду.)

ІІІ. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя .

- Знаю, что вы не очень доверяете взрослым, когда слышите от них: «Эх, где мое детство?». В будущей взрослой жизни вы видите себя самостоятельными, независимыми, успешными... Но не торопитесь расставаться с детством. Поверьте, взрослые правы: детство - это самое прекрасное время.

Н а доске представлены ваши, ребята, рисунки, сделанные к различным главам книги. Я делаю вывод о том, что приключения Тома Сойера и его друзей не оставили в стороне никого из нас. Так давайте же войдем в неповторимый, светлый мир детства главных героев.

  1. Р абота над осмыслением содержания повести .

Вопросы:
- Давайте вспомним, с чего начинается повесть? Каким предстает перед нами Том с первых страниц? (Слайд №2) Зачитаем портретную характеристику, которую дает автор.

(Уже с первых строк книги Том предстает перед нами во всем блеске мальчишеской непоседливости и озорства, изворотливости.)
-Посмотрим, внимательно ли вы читали произведение? Кто сказал о Томе? (слайд №3)

- Как автор характеризует Тома? Как его характеризует тетя Полли? Есть ли у Тома мечта?

- Почему же так бросаются в глаза выдумки Тома, его непоседливость, его озорство и шалости? (слайд №4)

(Это для тихого городка – целое событие. Поэтому Том с его озорством, огромной жизненной энергией, словно стихийное бедствие для тети Полли и всех остальных горожан.)

- Все дети ходят в школу. Почему же Том ненавидел школу и церковь? Ответ подтвердите текстом.

(Том не любил школу, ему не нравится учить уроки, перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.)

- В каком эпизоде проявляются «романтические» наклонности Тома?(слайд №5)

3. «Театр» на уроке. Сцена «Знакомство Тома с Беки».

4. «Театр» на уроке. Сцена «Гонки клеща и разбитое сердце»;

сцена «Будущий храбрый пират».

- Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным?

- Где и почему мальчишки чувствуют себя свободными и счастливыми? Почему? (слайд №6,7)

- Но почему друзья, всё же, покидают чудесный остров?

- Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере?

- А как сам автор относится к своим героям?

І V . Подведение итогов урока.

Слово учителя.

Все мы родом из детства. Эта истина проста, как все гениальное. Детство – это целый мир: яркий, разнообразный, полный тайн и загадок. В нем всегда найдется место для шалостей и развлечений, для подвигов и нелепых поступков, для первой любви и для первых измен и разочарований. Но самое главное, что детство – это неиссякаемый источник знаний, с которыми к человеку приходит опыт. «Приключения Тома Сойера», я уверена, никого не оставили равнодушными. Создается впечатление, что не судьба посылает испытание мальчику, а наоборот – именно он испытывает судьбу. Некоторые поступки можно считать бессмысленными, но верность героя своим идеалам, уверенность в победе добра не могут не восхищать читателя. И хочется, чтобы все взрослые время от времени вспоминали, что они родом из детства, тогда, возможно, и их мир станет солнечным.

V . Домашнее задание . Написать письмо Тому о своем детстве.

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема:

« Марка Твена «Приключение Тома Сойера»»

Образовательное учреждение:

МБОУ СОШ № 25

Класс: 5 «Б»

СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА:

ДЖАНАЛОВА Д.А.

ГРУППА:

1081

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Веретелник Е.А.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ:

ГАЛЯН С. В.

УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК:

2014 \ 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема: Светлый и радостный мир детства в произведении Марка Твена «Приключение Тома Сойера»

Учебная задача: составление кластера

Термины: повесть, биография, автобиография, автобиографическое произведение

Цель:

  1. постижение учащимися художественного мира повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера", особенностей изображения мира детства, в котором герои отличаются богатым воображением, душевной чистотой, свободолюбием; восприятие и декодирование учащимся – читателями ХХI столетия - изображенного в художественном произведении и сопоставление с реалиями сегодняшнего дня;
  1. развитие умения школьников целостно воспринимать текст большого объема, аргументировать свои суждения ссылками на текст; развивать связную речь, навыки выразительного чтения;
  1. воспитание у детей оптимистических взглядов на жизнь, чувства товарищества, взаимовыручки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

Фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский

Оборудование: портрет Марка Твена (цветная репродукция), выставка детских рисунков к повести “Приключения Тома Сойера”.

Дата проведения:

Ход урока

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с повестью Марка Твена «Приключение Тома Сойера»

ІІ. Актуализация опорных знаний

Учитель: На предыдущем уроке мы начали изучение произведения, название которого содержит слово, завораживающее непредвиденностью, таинственностью. Приключения... “Приключения Тома Сойера” - так называется повесть Марка Твена (повторная демонстрация портрета писателя). При изучении материала на уроке, знакомстве со статьей учебника дома вы смогли убедиться, что жизнь Марка Твена тоже наполнена приключениями - счастливыми и трагическими, интересными и опасными, веселыми и непредсказуемыми. Припомним некоторые из них, ведь повесть “Приключения Тома Сойера” непосредственно связана с жизнью писателя.

2. Беседа с учащимися

  1. - Какие факты биографии писателя вас больше всего поразили?
  2. - Кем довелось работать Марку Твену, прежде чем он стал писателем?
  3. -Какие черты характера, на ваш взгляд, помогли Марку Твену стать всемирно известным писателем?
  4. - Назовите произведения, написанные Марком Твеном для детей.
  5. - У Твена есть книга воспоминаний, которая называется "Автобиография". И все же она не настолько известна, как “Приключения Тома Сойера”. Чем можно объяснить такую популярность?

(Вывод о жизнерадостном, оптимистическом восприятии мира Марком Твеном, о трудолюбии и веселом характере писателя, об оптимизме, который помогает преодолевать трудности, находить в себе силы достичь цели.)

Припомните, что такое повесть? (Повесть – это произведение, в котором рассказывается об истории жизни человека, которая тесно переплетается с судьбой других людей. )

В чем особенности автобиографической повести? (Автобиографическое произведение - литературное произведение, созданное на основе собственного опыта из жизни списателя )

Докажите, что “Приключения Тома Сойера” - автобиографическая повесть.

І II . Основной этап

1 учебная ситуация

Учитель: Знаю, что вы не очень доверяете взрослым, когда слышите от них воспоминания о детстве, наполненные сожалением, что то время прошло. В будущей взрослой жизни вы видите себя самостоятельными, независимыми, успешными... Но не слишком ли вы торопитесь расставаться с детством? Возможно, взрослые правы хотя бы в одном: детство - это самое прекрасное время? На сегодняшнем уроке попробуем найти ответ на этот вопрос.

2 учебная ситуация - Проверка домашнего задания. Комментарии детей к рисункам

Учитель: На доске представлены ваши, ребята, рисунки, сделанные к различным главам книги. И сейчас я попрошу вас прокомментировать свои работы. Ответьте, почему именно этот эпизод из книги вам захотелось изобразить на бумаге?

(Ученики демонстрируют и комментируют свои рисунки)

Учитель: Итак, на основе ваших замечательных рисунков и их комментирования, я делаю вывод о том, что приключения Тома Сойера и его друзей не оставили в стороне никого из нас. Так давайте же войдем в неповторимый, светлый мир детства главных героев.

3 учебная ситуация - Работа над осмыслением содержания повести

Учитель: Ребята, давайте вспомним в каком городе происходит действие романа? Что это за город?

Ученики: г. Санкт-Петербург.

Учитель. Американцы любили давать маленьким провинциальным городкам названия крупных городов и даже столиц других стран. Есть у них не только Санкт-Петербург, но и Константинополь и даже Париж.

Учитель: Почему же Том ненавидел школу и церковь?

Ученики: Том не любил школу, ему не нравится учить уроки,перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.

Учитель:

  1. А какие приключенческие книги прочитали вы? (рекомендации учителя: книги для чтения)
  2. - Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным? Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере?
  3. - А кто из персонажей книги похож на Тома? Такой же озорник? Чем похожи они на Тома?

4 учебная ситуация – работа с главой «Том знакомится с Бекки»

Учитель: Ребята, откройте на своих учебниках главу «Том знакомится с Бекки»

(Чтение по ролям от начала главы до слов: «Ой, тетя Полли, идите скорей»)

Какие качества характера героя проявляются в данном эпизоде?

Ученики: Хитрость ……

Учитель: почему Том не хочет идти в школу?

***

Герой называет школу темницей. Он знает, что в школе его ждет скучное «жужжание» класса и жестокое наказание за малейшую провинность. Средством убеждения и воспитания, с точки зрения местных педагогов, является палка.

  1. За что наказали Тома Сойера, когда он пришел в школу?
  2. Почему взрослые не разрешают дружить с Гекльберри Финном? Найдите строчки содержащие ответ на вопрос

Прочитайте выразительно фрагмент начиная со слов: «И еще, потому что…» до слов «…хорошо воспитанные»

  1. Почему все мальчики и в том числе Том «души не чаяли» в Гекке?

***

Живописная фигура маленького бродяги, ведущего независимый образ жизни встает со страниц романа, как живое олицетворение той большой гуманистической темы свободы, которая лежит в основе произведения.

Озорник и бунтарь, Том Сойер является любимым героем Марка Твена, именно потому что он инстинктивно отметает от себя всё способное заглушить свойственное ему живое чувство жизни.

Раскрывая внутренний мир своего героя писатель показывает, что ребенок в каждом предмете видит свою «игровую» занимательную сторону.

Учитель: Найдите абзац со словами «Том приветствовал романтического бродягу». (Кто-то один читает выразительно до слов «…причем каждый чувствовал что стал богаче»)

  1. Почему ребята верят, что все эти истории – правда?

***

Юные герои романа хотят верить в волшебную природу жизни, видеть в мире чудесное. Так становится интереснее жить, появляется самое главное, что поддерживает человека всю жизнь- надежда.

Всей логикой своего романа, всей системой его художественных образов Тве подводит читателя к мысли о том, что жизнь по природе своей может быть чудесной, увлекательной, что «чудеса» скрыты в самых обыкновенных предметах.

Юмористически обыгрывая наивность детского восприятия жизни Твен в то же время утверждает красоту жизни, как нечто несомненное и объективно существующее.

  1. Как ведут себя герои в сцене покупки клеща?
  2. Какие вещи становятся предметом купли-продажи в мире Тома и Гекка?

Богатство взрослых имеет столь же относительную ценность, как сокровища Тома и Гекка

Учитель: Какой рисунок нарисовал Том когда его посадил и к Бекки (что изображенно)?

Ученики: Том нарисовал песочные часы, увенчанные круглой луной, приделал к ним тонкие соломинки ручек и ножек и вооружил растопыренные пальчики громаднейшим веером.

5 учебная ситуация - Работа над эпиграфом

Почему именно эти слова мы взяли эпиграфом к нашему уроку?

6 учебная ситуация – составление кластера

Учитель: Ребята предлагаю вам составить кластер с качествами характера Тома. Все знают как составлять кластер? (на слайде будет представлен алгоритм составления кластера)

І V . Итоги урока. Оценивание деятельности учащихся

Вывод. В повести "Приключения Тома Сойера" Марк Твен создал светлый, радостный мир детства, ведь детство- это самый прекрасный период жизни.

V. Домашнее задание

Найти эпизоды, подтверждающие изобрететельность и предприимчивость главного героя, подготовить их пересказ от имени главного героя.

Творческое задание: продолжить предложение: "Что бы я взял во взрослую жизнь из детства".

ДИАНА, В ЦЕЛОМ НЕПЛОХО. НО! ПОСКОЛЬКУ НЕТ КОНЦ ЕПЦИИ, РЕЗУЛЬТАТ НЕЯСЕН И ВСЕ КАК-ТО РАССЫПАЕТСЯ. НЕПОНЯТНО К ЧЕМУ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРИВЕСТИ ДЕТЕЙ. МОЖЕТ БЫТЬ СДЕЛАТЬ В ИТОГЕ КЛАСТЕР С КАЧЕСТВАМИ ЕГО ХАРАКТЕРА?

Марк Твен Мендельсон Морис Осипович

Детство писателя и «Приключения Тома Сойера»

Начнем этот разговор о Марке Твене с того, с чего обычно начинают жизнеописания. Сэмюел Клеменс родился 30 ноября 1835 года в деревушке Флорида штата Миссури. Ребенок был еще совсем мал, когда его родители переехали в поселок, расположенный на реке Миссисипи. Там, в Ганнибале, и прошло детство будущего писателя.

Детство Марка Твена…

Перед нами возникает в ослепительном сиянии летнего дня широчайшая и полноводная Миссисипи. Над ее величественной гладью дремлет крохотное поселение. Кругом безмолвие лесов, все пронизано покоем.

Детство Марка Твена…

Эти слова у многих читателей вызовут представление о благословляемом солнцем мирном городишке, о веселой жизни непоседливых мальчуганов.

Кажется, мы видим, как маленький Сэмюел Клеменс и его товарищи белят забор, наслаждаясь своим трудом. Вот начинается драка с незнакомым мальчиком. Дети, конечно, ищут клад. Легкой, подпрыгивающей походкой движется мальчуган, изображающий речное судно. «Подойдя ближе, он убавил скорость, стал посреди улицы и принялся не торопясь заворачивать, осторожно, с надлежащею важностью, потому что представлял собою «Большую Миссури», сидящую в воде на девять футов. Он был и пароход, и капитан, и сигнальный колокол в одно и то же время, так что ему приходилось воображать, будто он стоит на своем собственном мостике, отдает себе команду и сам же выполняет ее».

А теперь мы видим зеленый островок, где царит весенняя природа и нет никого из взрослых. Помните, мальчики съели яичницу из черепашьих яиц, найденных в песке, а затем стали носиться взад и вперед по отмели. Они гонялись друг за другом, «сбрасывая с себя на бегу одежду, а потом голые мчались далеко-далеко, к мелководью, продолжая бесноваться и там. Сильное течение порою сбивало их с ног, но от этого им становилось еще веселее».

Ни для кого не секрет, конечно, что эти строки почерпнуты из книги Твена о Томе Сойере. Но разве, изображая приключения Тома и его друзей, автор не описывал свое собственное детство?! В десятках книг и сотнях статей рассказывается о том, кого из своих родных или близких знакомых писатель воплотил в образах Сида, тети Полли, Гека, индейца Джо. Окруженный спутниками детских лет Твена, Том Сойер превращается во «второе я» самого писателя.

Да, детство Твена, как и детство Тома Сойера, прошло на берегах одной из величайших рек мира. В жизни будущего писателя были и безмятежные дни на островке, который лежит неподалеку от Ганнибала, и озорная радость купания в Миссисипи потихоньку от взрослых, и недовольство унылой школой, где учитель так охотно пользуется розгой, и захватывающие приключения, и счастье близости к девственной природе. Что и говорить, в безудержной энергии Тома, в его тяготении к раздолью и свободе, в буйном воображении мальчика и в его стихийном демократизме, в неутолимой жажде увлекательной, полнокровной жизни и вере в амулеты, в его детских устремлениях и невзгодах сказались различные черты характера самого Сэмюела Клеменса.

Возле Ганнибала, как и около Санкт-Петербурга, в котором развертывается действие «Приключений Тома Сойера», находились таинственные пещеры, в которых можно было заблудиться, как заблудились Том и Бекки. А прототип Кардифской горы, которую, как сказано в книге о Томе Сойере, видно было отовсюду и которая весною сплошь зарастала зеленью, назывался в Ганнибале холмом Холлидея.

О поэзии твеновского детства, о лесах, окружавших Ганнибал, о величии и прелести гигантской Миссисипи, реки - друга и утешителя, источника сказаний реки-кормилицы, реки, заполнявшей чуть ли не весь горизонт мальчишеского сознания, никто не скажет лучше автора «Приключений Тома Сойера».

Но Санкт-Петербург и Ганнибал - это все-таки не одно и то же. В конечном счете образ тети Полли не очень-то уж много нам говорит о жизни и характере родителей Твена. Образ самого Тома Сойера далеко не во всем автобиографичен.

Марк Твен писал о своем детстве не только в «Приключениях Тома Сойера». Мало найдется художников слова, которые с таким постоянством, как Твен, снова и снова возвращались к ранним годам своей жизни. О детстве писателя можно узнать немало интересного из «Приключений Гекльберри Финна», «Позолоченного века», «Тома Сойера-сыщика» и «Тома Сойера за границей», «Простофили Вильсона», «Автобиографии» и даже из книги об авторстве шекспировских пьес. Из рассказов и повестей Твена: «Деревенские жители, 1840-43», «Гек Финн и Том Сойер среди индейцев», «Таинственный незнакомец в Ганнибале» - мы тоже, по-видимому, могли бы почерпнуть груду ценных сведений о жизни Сэмюела Клеменса в его детские годы, а заодно и об Америке 40-х годов прошлого века, если бы только эти произведения были… опубликованы. В настоящее время они известны в отрывках.

Впрочем, о Твене-ребенке, о его родителях и о стране, в которой он родился и вырос, говорят не одни лишь сочинения писателя. В распоряжении исследователя есть, разумеется, и иной, обширный, хотя (как чувствует, пожалуй, каждый биограф) далеко еще не достаточный материал: воспоминания современников, исторические документы.

Все это помогает увидеть Сэма Клеменса и окружавших его людей такими, какими они были на самом деле.

Из книги Вечерний звон автора Губерман Игорь

Хижина дяди Тома Наверняка понятие «негритянская работа» некогда возникло у литераторов. И как-то очень прочно утвердилось в языке. Некто что-то сочинил, но появился этот плод труда и вдохновения под именем того, кто оплатил работу. За множество политиков писали книги

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора

Хижина дядя Тома – 2 Я почему-то понимал тогда и чувствовал, что негритянство – это некая воронка и меня в нее бесповоротно засосет. Настолько понимал, что даже мысленно прикидывал, о ком еще я мог бы написать с таким же удовольствием и интересом. А тщеславие – ничуть не

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Визитка и дедушка Тома Во всякой трагедии есть доля фарса. Наверное, это для того, чтобы смех отвлек человека от горьких мыслей. Ведь смех - замечательное лекарство!Только до смеха ли мне было, когда я увидела странную фигуру, продвигающуюся зигзагами по самой широкой

Из книги Ким Филби автора Долгополов Николай Михайлович

Светлана ТОМА Первой любовью Светланы стал ее «крестный отец» в кинематографе режиссер Эмиль Лотяну. В пору их знакомства Лотяну было 29 лет, а Томе – 19. Их встреча оказалась делом случая.Окончив среднюю школу, Тома собиралась пойти по стопам своей тети, которая, закончив

Из книги Приключения писателя-фантаста в "Cтране Cчастливых" автора Харитонов Евгений Викторович

Целые тома секретов Собеседник: - Боюсь, что здесь свою роль сыграл и предвоенный период, когда докладывали, докладывали - а даты нападения переносились. И только когда это все пошло уже в комплексе, когда вся группа Филби стала работать, их воспринимали уже по-другому.

Из книги Там, где всегда ветер автора Романушко Мария Сергеевна

Евгений Викторович Харитонов Приключения писателя-фантаста в "Cтране Cчастливых" Ян Леопольдович Ларри В декабре 1940 года на имя Сталина пришло необычное письмо:"Дорогой Иосиф Виссарионович!Каждый великий человек велик по-своему. После одного остаются великие

Из книги Марк Твен автора Мендельсон Морис Осипович

Новенькая Тома Тома пришла в наш класс среди зимы, мы с ней подружились. В том смысле, что она пока не определилась, с кем ей дружить, а я была «свободным художником», ни с кем не ходила в парочке, как шерочка-с-машерочкой, поэтому каждая новая девочка в классе дружила сначала

Из книги Фонвизин автора Люстров Михаил Юрьевич

«Приключения Тома Сойера» Написав о лоцманах, Твен смог вернуться к «Приключениям Тома Сойера».Вскоре повесть была завершена и вышла в свет. В «Приключениях Тома Сойера» Твен показывает себя мастером приключенческой литературы. Книга полна юмора, вызывает то улыбку, то

Из книги Красавица и чудовище автора Тарасова Татьяна Анатольевна

Знакомство с Тома Вновь Фонвизин обращается к литературному творчеству лишь через несколько лет после завершения потрясших Россию внутренних и внешних неурядиц. В 1777 году в Петербурге выходит анонимный, но, несомненно, принадлежащий Фонвизину перевод «Слова

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Турне Тома Коллинза Тома Коллинза я называю Колумбом, потому что он открыл для русских фигуристов Америку. Том знает и любит каждого из нас, он знает, наверное, лучше нас, во всяком случае не хуже, советское, а теперь российское фигурное катание. Коллинз - великий человек,

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

АРХИТЕКТОР ТОМА ДЕ ТОМОН Жан Франсуа Тома родился в Париже в семье мещанина в 1760 году. После окончания школы он стал одним из лучших учеников Королевской академии архитектуры в Париже, однако Большой Римской премии не удостоился, заняв на конкурсе лишь четвёртое место и

Из книги Марк Твен автора Ромм Анна Сергеевна

«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». 1982 Продолжаю осуществлять свой план: дарить детям - с экрана - свои любимые книги. В этом фильме начали свой звездный путь два артиста: Мария Миронова (Бекки) и Влад Галкин (Гекльберри). Любой режиссер мечтает снять классный

Из книги Том 4. Приключения Тома Сойера. Жизнь на Миссисипи автора Твен Марк

«Приключения Тома Сойера» Работая над «Томом Сойером», Твен сам хорошо не знал, пишет ли его для взрослых или для детей. Вложив в эту задорную, насмешливую, жизнерадостную книгу свои заветные мысли и стремления, писатель был склонен думать, что «Приключения Тома Сойера»

Из книги автора

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА Предисловие Большинство приключений, описанных в этой книге, происходило взаправду: два-три приключения - со мною, остальные - со школьными моими товарищами. Гек Финн существовал на самом деле. Том Сойер тоже. Но не в качестве отдельного лица: в

Из книги автора

«Приключения Тома Сойера» Следующим - после «Позолоченного века» - крупным произведением Марка Твена был цикл очерков, опубликованных в 1875 году в журнале «Атлантик» под названием «Старые времена на Миссисипи». Позднее эти очерки вошли в книгу «Жизнь на Миссисипи»,

«Приключения Тома Сойера» - замечательная книга, магическая, таинственная. Она прекрасна прежде всего своей глубиной. Каждый человек в любом возрасте может найти в ней что-то свое: ребенок - увлекательную историю, взрослый - искрометный юмор Марка Твена и воспоминания о детстве. Главный герой романа во время каждого прочтения произведения предстает в новом свете, т.е. характеристика Тома Сойера всегда разная, всегда свежая.

Том Сойер - обычный ребенок

Вряд ли Томаса Сойера можно назвать хулиганом, скорее уж он - озорник. И, что важнее, у него есть время и возможность заниматься всеми Он живет с тетей, которая хоть и старается держать его в строгости, но у нее это плохо получается. Да, Тома наказывают, но, несмотря на это, он живет вполне благополучно.

Он сметлив, находчив, как почти каждый ребенок его возраста (примерно 11-12 лет), стоит только вспомнить историю с забором, когда Том убедил всех детей в округе, что труд - это священное право и привилегия, а не тяжкое бремя.

Такая характеристика Тома Сойера выдает в нем человека не очень-то плохого. Далее личность самого известного придумщика и озорника будет раскрываться все новыми и новыми гранями.

Дружба, любовь и благородство не чужды Тому Сойеру

Другая добродетель Сойера - способность любить и жертвовать - предстает перед читателем во всей красе тогда, когда мальчик обнаруживает, что любит Ради нее он даже идет на жертву: подставляет свое тело под удары учительских розог за ее проступок. Это ведь замечательная характеристика Тома Сойера, которая высвечивает возвышенное отношение к даме сердца.

У Тома Сойера есть совесть. Они с Геком стали свидетелями убийства, и даже несмотря на совсем не иллюзорную опасность для их жизни, мальчики решились-таки помочь полиции и вызволить из тюрьмы бедолагу Меффа Поттера. Поступок с их стороны не только благородный, но и мужественный.

Том Сойер и Гекльберри Финн как противостояние мира детства и мира взрослости

Почему Том именно такой? Потому что у него относительно все хорошо. Том хоть и трудный, но любимый ребенок, и он это знает. Поэтому почти все время живет в мире детства, в мире грез и фантазий, лишь изредка выглядывая в реальную действительность. Характеристика Тома Сойера в этом смысле не отличается от характеристики любого другого благополучного подростка. Такой вывод можно сделать, только если соотнести два образа - Для Сойера фантазии - как воздух, которым он дышит. Том полон надежд. В нем почти нет разочарований, поэтому он верит в придуманные миры и в придуманных людей.

Гек совсем другой. У него много проблем, нет родителей. Вернее, есть отец-алкоголик, но лучше бы его не было. Отец для Гека - источник постоянного беспокойства. Родитель его, конечно, пропал несколько лет назад, но доподлинно известно, что он не умер, а значит, он может в любой момент появиться в городе и начать снова третировать своего горемычного сына.

Для Гека фантазии - это опиум, благодаря которому жизнь еще хоть как-то можно выносить, но жить в мире иллюзий взрослый человек не может все время (а Финн именно такой).

Сойера даже немного жаль, потому что он не знает, как обстоят дела на самом деле. Его мир обходится без трагедии, тогда как существование Гека - это постоянная борьба. Совсем так же, как и у обычного взрослого человека: он выходит из мира детства и понимает, что его обманули. Таким образом, готова еще одна характеристика Тома Сойера.

Каким бы Том мог быть взрослым?

Соблазнительный вопрос для всех тех, кто читал «Приключения Тома Сойера». Но, кажется, недаром повествование о мальчиках не говорит ничего об их взрослых жизнях. Тут может быть как минимум две причины: либо в этих жизнях не будет ничего примечательного, либо для кого-то жизнь дальше не преподнесет приятных сюрпризов. И все это может быть.

Каким станет Том Сойер? Характеристика может быть такой: в будущем он обычный, рядовой человек без особенных жизненных свершений. Его детство полно разнообразных приключений, но по большому счету они всегда случались в некоторой зоне комфорта, и это позволяло Тому постоянно фабриковать фантазии.

С Геком другая история. В конце приключений Финн уходит из буржуазного мира, где царят сытость и моральность, в мир улиц, где властвует свобода, на его взгляд. Мальчик-бродяга не терпит рамок. Но вечно жить вне рамок и дышать только воздухом свободы невозможно, ибо любая жизнь нуждается в той или иной форме. Если же отдельно взятом сосуде (человеке) не ограничить, то он вырвется наружу, разрушив сам сосуд. Проще говоря, если Гек не изберет для себя определенную систему ценностей, он может вполне спиться и умереть под забором, как и его папаша, или сгинуть в пьяной драке. Взрослая жизнь не такая светлая, как жизнь ребенка, а жаль.

На этой не слишком радостной ноте нам говорит «до свидания» Том Сойер. Характеристика героя на этом завершается.

"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой…

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…

Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…

1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…

Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…

Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…

Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…

Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…

Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: