Образовательный портал - Kuveys

Тест юмористических фраз (ТЮФ) - оригинальная компак­тная методика диагностики мотивационной сферы личности.

В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов - юмористических фраз. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содер­жание которой соответствует предметному содержанию этого класса.

Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в за­висимости от собственной интерпретации усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных).

Основные темы:

1.Агрессия - самозащита;

2.Взаимоотношения полов;

3.Пагубные пристрастия (пьянство);

6.Карьера;

7.Семейные неурядицы;

8.Социальные неурядицы;

9.Бездарность в искусстве;

10.Человеческая глупость.

Набор ТЮФ

1.Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.

3.Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4.Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5.Без женщин жить нельзя на свете-тем более в темноте.

6.Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7.Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10.Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.

11."Терпение и труд все перетрут" - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.

12.Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше и не жить.

13.Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14.Морская качка изображена художником с таким сход­ством, что при одном взгляде на картину тошнило.

15.Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

16.И фиговый листок отпадает.

17.Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за сме­лость.

18.Не было ни гроша, и не будет.

19.Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда поднимаешься по служебной лестнице.

20.Странная картина открылась взору уважаемого класси­ка: это была экранизация его романа.

21.Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22.Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23.Выпился в алкоголики.

24."Семь раз отмерь - один отрежь", - объяснял старый палач молодому.

25.Брала от жизни все, что входило в моду.

26.Деньги - тем большее зло, чем их меньше.

27.Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется.

28.Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.

29.Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.

30.Она шипела на мужа, как газированная вода.

31.Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.

32.Не бойтесь этой гранаты: она ручная.

33.Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.

34."Не хлебом единым жив человек", - кричали возбуж­денные покупатели в очереди за мясом.

35.Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

36.Единственное, что было в нем мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.

37."Нелегок писательский труд", - говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38.Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.

39.Деньги есть деньги! В этой фразе глубокий смысл, но нет запятой.

41.Поэт шел в гору, но гора эта была Парнасом.

42.Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

43.Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44."Душит - значит любит" (Дездемона).

45.В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

46.Нашел место в жизни - найди жене.

47.Писал с принципиальных кассовых позиций.

48.Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за 2-3 часа до ее начала.

49.Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

50.Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?

51.Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни се­мейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.

52.Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

53."У меня ничего не осталось, кроме тебя", - признался он ей... за три дня до зарплаты.

54.Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.

55.Мясник строил свое благополучие на чужих костях.

56.Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.

57."Пить - здоровью вредить", - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ее ласками.

58.И на "пегасах" порой гарцуют всадники без головы.

59.Только в очень хорошем настроении она называла получ­ку мужа деньгами.

60.Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61."Удивительное - ядом!" - сказал Сальери.

62.Нарушение моды королями становится модой для их под­данных.

63.Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

64.Жена шефа много симпатичнее, чем шеф жены.

65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.

66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

67.Когда она заговаривала о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком.

68.Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.

69.Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70.Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

71.Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

72.Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.

73.В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.

74.Мечтает устроиться на доходное лобное место.

75.При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

76.В этой столовой можно не только червячка заморить.

77.Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

78.Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

79.Если все время мыслить, на что же существовать?

80.Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая - там.

81.Мода на форму черепа стоила ей многого.

82.Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83.Ломал голову, а сломал шею.

84."А здесь я работаю для потомства", - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.

85.Закон всеобщего тяготения к шаблону.

86.Всем модам Отелло предпочитал декольте.

87.Интеллигенты умирают сидя.

88.Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в кара­куле ходит.

89.Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности!

90.Забытый писатель искал забвения в вине.

91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.

93.Не лещ без бутылки.

94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть лич­ная заинтересованность.

95.Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

96.Перед злоупотреблением не разбалтывай!

97.Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

98.Не всякая кучка могучая.

99.Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

100. Графомания - это потребность души или семейного бюд­жета?

Процедура проведения:

Предлагается расклассифицировать юмористические фразы, используя перечень основных тем так, чтобы можно было подсчитать количество фраз на каждую тему. Десять полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. Выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенные и т.д.

Лингвистический тест

1.Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

1. преобладающее большинство

2. очевидное-невероятное

3. первая премьера

4. ночная серенада

2. Определите значения иностранных слов, выберите правильный вариант.

антогонизм:

1. Репутация

2. Противоречия

3. Равнодушие.

антология :

1. Музыкальное произведение

2. Биография

3. Сборник избранных произведений

апелляция :

1. Просьба о пересмотре чего-либо

2. Музыкальное произведение

3. Косметическая процедура

раритет :

1. Равенство

2. Старинная ценная вещь

3. Предмет интерьера

феномен :

1. Необычное явление

2. Страстный болельщик, поклонник

3. Профессия

3. Выберите примеры, в которых лексическое значение указано верно:

1. Большак – представитель партии большевиков

2. Диорама – двойной стеклопакет

3. Каракатица – морской моллюск, выделяющий красящее вещество

4. Конъюнктура – болезнь глаз, вызванная попаданием инфекции.

5. Мизансцена – малая сцена в театре.

6. Мараторий – отсрочка на определенный срок.

7. Резюме – кондитерское изделие.

8. Перипетии – мелкие морские обитатели океанического дна.

4. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный вариант:

Альфа и омега :

1. Начало и конец

2. Окончание

3. Решение важного вопроса

Ударяться в амбицию

1. Зазнаваться

2. Потерпеть поражение

3. Бурно проявлять свое недовольство

Кисейная барышня :

1. Важная женщина

2. Изнеженный человек

3. Мелочные хлопоты

5. Выберите верный ответ:

Культура, в первую очередь – это:

1. поклонение, почитание,

2. непрерывное, целенаправленное движение,

3. высокий уровень развития.

Аспект культуры речи, основа которого – соблюдение правил литературного языка -

1. когнитивный,

2. коммуникативный,

3. этический,

4. нормативный.

Соответствие аспектов культуры речи основным понятиям:

Нормативный аспект - целесообразность речи

Этический аспект - правильность речи

Коммуникативный аспект - правила языкового поведения

Соответствие форм языка их сути:

Жаргон - высшая форма национального языка

Просторечие - речь профессиональных групп людей

Литературный язык - речь недостаточно грамотных слоев населения

Высшей формой национального языка является язык…

1. писателей – классиков,

2. старославянский,

3. научных и учебных книг,

4. литературный.

Наиболее доступным и популярным из современных толковых словарей является словарь …

Стилистическая окраска слова фиксируется в словаре в стилистических …

Введите ответ _______________________

Введите ответ _______________________

Средства богатства речи:

1. омонимы,

2. паронимы,

3. синонимы.


Похожая информация.


Оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе в определенной мере достоинства стандартизованного, измерительного экспресс-теста и индивидуализированной проективной техники. Авторы методики - В.С. Бабина (Болдырева) и А.Г. Шмелев.

В основу методики положен принцип тематической классификации неоднозначных стимулов (юмористических фраз или острот). Испытуемые классифицируют многозначные стимулы в соответствии с собственной апперцепцией (усмотрением), относя одинаковые фразы к разным темам - тематическим конструктам. Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что субъект апперцептирует именно эту тему в многозначных стимулах, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность). В результате количество стимулов, отнесенных субъектом к одной теме, резко превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам.

Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз, напечатанных на карточках. 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (испытуемые усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10-ти основных). Все использованные фразы были опубликованы в отечественных современных сатирико-юмористических изданиях (наибольший вклад - рубрика «Фразы» с 16-ой полосы «Литературной газеты»). На основе нормативных экспериментов многозначные фразы подбирались таким образом, чтобы средние значения 10-ти классов (по 10-ти заданным темам) были равны между собой. Стимульный материал легко размножается, дублируется и при необходимости освежается за счет новых острот и новых тем (что не изменяет диагностический принцип, лежащий в основе методики).

Процедура проведения теста проста и оперативна. Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому колоду карточек с юмористическими фразами и в инструкции маскирует личностную направленность теста, ориентируя испытуемого на изучение остроумия:

Инструкция: «Это тест на понимание юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза (или острота) имеет определенное содержание. Вам нужно понять это содержание и отнести фразу к соответствующей теме».

Названия тем, напечатанные на отдельных карточках, раскладываются перед испытуемым.

В предлагаемой версии ТЮФ использовались темы (даются их бытовые названия):

Эти темы не явились результатом применения какой-либо теоретической системы классификации мотивов, а были выделены эмпирически с помощью кластер-анализа экспертных оценок нескольких сотен опубликованных шуток, т.е. отражают наиболее устойчивые и распространенные конструкты обыденного сознания.



Список юмористических фраз:

  1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.
  2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.
  3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
  4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.
  5. Без женщин жить нельзя на свете - и тем более в темноте,
  6. Чтобы лучше понять душу человека, лучше всего ее вынуть.
  7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
  8. С кем поведешься, с тем и наберешься.
  9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.
  10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.
  11. Терпенье и труд все перетрут, - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.
  12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.
  13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.
  14. Морская качка была изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.
  15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.
  16. И фиговый листок отпадает.
  17. Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за смелость.
  18. Не было ни гроша, и не будет!
  19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.
  20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.
  21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты ненастоящий карьерист.
  22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.
  23. Вылился в алкоголики.
  24. Семь раз отмерь - один отрежь, - объяснял старый палач молодому.
  25. Брала от жизни все, что входило в моду.
  26. Деньги тем большее зло, чем их меньше.
  27. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется!
  28. Ему пришла в голову мысль, но не застав никого, ушла.
  29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.
  30. Она шипела на мужа как газированная вода.
  31. Я пью не больше ста граммов, но выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.
  32. Не бойтесь этой гранаты - она ручная.
  33. Дети - цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться.
  34. Не хлебом единым жив человек! - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.
  35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин.
  36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.
  37. Нелегок этот писательский труд, - говорит Евгений Сазонов ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.
  38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.
  39. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.
  40. Призвание хорошо, а звание лучше.
  41. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом.
  42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.
  43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
  44. «Душит - значит любит» (Дездемона).
  45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.
  46. Нашел место в жизни - найди жене.
  47. Писал с принципиальных кассовых позиций.
  48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за два-три часа до ее начала.
  49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.
  50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?
  51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни мебели это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.
  52. Если умный человек идет в гору, значит он материально заинтересован.
  53. У меня ничего не осталось, кроме тебя, - признавался он ей за три дня до зарплаты.
  54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.
  55. Мясник строил материальное благополучие на чужих костях.
  56. Голова его что-нибудь да стоила... Вместе с бобровой шапкой.
  57. Пить - здоровью вредить, - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только он уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.
  58. И на Пегасах порой гарцуют всадники без головы.
  59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.
  60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
  61. Удивительное - ядом! - сказал Сальери.
  62. Нарушение моды королями становится модой для их подданных.
  63. Нетрезвый взгляд на вещи позволяет обходиться баз них.
  64. Жена шефа много лучше, чем шеф жены.
  65. Если у тебя умная жена, - будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.
  66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.
  67. Когда она заговаривала о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком.
  68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.
  69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.
  70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.
  71. Дороже всего нам обходится то, чего нельзя достать ни за какие деньги.
  72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.
  73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.
  74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
  75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка
  76. В этой столовой можно не только червячка заморить.
  77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.
  78. Последний крик моды обычно раздается из-под прилавка.
  79. Если все время мыслить, то на что же существовать?
  80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая - там.
  81. Мода на форму черепа стоила ей многого.
  82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.
  83. Ломал голову, а сломал шею.
  84. А здесь я работаю для потомства, - гордо намекнул Евг.Сазонов, указывая посетителям на диван.
  85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.
  86. Всем модам Оттелло предпочитал декольте.
  87. Интеллигенты умирают сидя.
  88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.
  89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности!
  90. Забытый писатель искал забвения в вине.
  91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.
  92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.
  93. Не лезь без бутылки!
  94. Даже роль Оттелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
  95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
  96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!
  97. Не всякая кучка могучая.
  98. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.
  99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.
  100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета

Обработка результатов:

При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо перевести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем: появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышенную напряженность (значимость) соответствующей мотивационной темы, появление слабого тематического конструкта (малочисленного класса шуток) означает второстепенность соответствующей мотивационной темы.

Подсчет тестового балла не требует применения ключей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тестов (ММИЛ, 16 ЛФ), в которых показатели по шкалам сравниваются с популяционными нормами, в данном случае показатели сравниваются внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие - второстепенны, и т.д. Использование в ТЮФе норм с внутренним критерием не отменяет возможность получения популяционных норм (известно, что такие классы, как 1, 8, 9 и 10 являются более многочисленными у большинства людей).

При анализе мотивационных профилей ТЮФ следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу актуально удовлетворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение.

тема мотив преграда
Садизм самосохранение разнообразные «агрессивные» факторы, угрожающие физической целостности индивида
Секс вступление в интимно-сексуальные отношения, разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризованные субъектом социальные запреты на проявление сексуальности вне специальных ситуаций супружеской интимности
Пагубные пристрастия (пьянство) употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств интериоризованные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкогольных напитков и т.п.)
Деньги личное материальное благосостояние недостаток денег, высокие цены и т.п.
Мода самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха скачки моды, дефицит и высокая цена престижных товаров
Карьера достижение высокого положения в обществе, получение широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки под рядового труженика
Семейные неурядицы семейное благополучие несоответствующее ожиданиям субъекта поведение членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади)
Социальные неурядицы социальное благополучие асоциальность, «несознательность» окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданской собственности
Бездарность в искусстве поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность эстетическая беспринципность так называемых «людей искусства», обилие бездарных произведений.
Человеческая глупость познание, стремление к истине как к самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием невежество, ограниченность окружающих

Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные диагностические сведения. Поэтому ТЮФ рекомендуется применять в батарее с другими методиками (прежде всего, с ТАТом), а также в сочетании с беседой и анализом биографических данных испытуемого.

Дополнительные замечания

1. При интерпретации выраженного «пика» на диагностическом профиле психолог должен учитывать (в индивидуальном случав) возможность инверсии функций мотива и преграды. Например, «пик» по 1-ой теме может означать и чрезмерную агрессивность (активно-оборонительную реакцию на страх - фрустрацию потребности в самосохранении), и чрезмерную «мозахистическую» пассивную незащищенность (депрессия, пассивно-оборонительная реакция). Как и в тесте конструктов, ТЮФ указывает на значимость тематического конструкта, а не на положение индивида на континууме оси-конструкта.

2. Выраженный «провал» (низкий балл по теме) может означать «апперцептивную слепоту» по отношению к сверхзначимой теме - репрессивный механизм психологической защиты (подавление под действием внутренней цензуры и т.п.).

3. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности определенных пар или троек тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из «чужой» темы позволяет выявить склейку тематических конструктов.

4. В отличие от обыкновенных тест-опросников, где профиль может быть одновременно «приподнят» или «опущен» по всем шкалам, в данном случае используются ипсативные нормы – «площадь под кривой» профиля остается постоянной - равной 100 (количество фраз в тесте): одни темы «притягивают» (апперцепируют) к себе фразы из других тем.

Заполняемый профиль ТЮФ

5. Различные темы имеют неодноплановый теоретико-психологический статус: потребности организма - темы I, 2, возможно, 3;

потребности индивида - темы 4, 5, 6, возможно, 3, 7, 8;

потребности личности - темы 9, 10, возможно, 7, 8.

Ключ к тесту

№ юмор. фразы № темы № юмор. фразы № темы
Однозначные фразы Многозначные фразы
6, 9
2, 5
4, 5
1, 2, 3
9, 10
4, 7
3, 8
1, 9
5, 6, 8
3, 5
2, 6, 7
2, 10
2, 8
5, 7
3, 4
2, 6
7, 9
4, 8
2, 7
3, 9
1, 4, 6
3, 7
2, 3
2, 3
5, 8
4, 10
6, 8
1, 5, 4
8, 9
1, 10, 8
2, 9
5, 9, 10
1, 2, 5
1, 8, 10
4, 5, 10
1, 6, 9
3, 9
4, 7
2, 4, 5
3, 8
1, 2 1, 2, 7, 9
3, 10 2, 7
6, 7 8, 10
4, 9 5, 8
3, 6 8, 9, 10
2, 10 2, 9, 10
8,10 4, 9
7, 1
4, 6
2, 4
6, 10, 8
1, 4, 8
5, 10

II. Тест-опросник измерения мотивации достижения . Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминов).

Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым. Тест-опросник для измерения мотивации достижении предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.

Мотивация достижения - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудачи. Формирование мотивации к успеху или к избеганию неудачи зависит от условий воспитания и среды, а также:

1) личностных стандартов (оценок субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи);

2) привлекательности самооценки (привлекательности для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности);

3) индивидуальных предпочтений типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или за неудачу себе или окружающим обстоятельствам).

Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы: мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Инструкция: « Вам предлагается ряд утверждений, определяющих отношение человека к некоторым жизненным ситуациям. Оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений. Для каждого утверждения проставьте отметку в колонке, соответствующей вашему выбору:

3 – полностью согласен;

2 – согласен;

1 – скорее согласен, чем не согласен;

0 – нейтрален;

1 – скорее не согласен, чем согласен;

2 – не согласен;

3 – полностью не согласен.

Не тратьте время на обдумывание, давайте тот ответ, который первым приходит в голову, поскольку при обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не содержательный анализ ответов по отдельным пунктам. Каждое следующее утверждение читайте только после того, как оценили предыдущее, постарайтесь ничего не пропускать. Свободно и искренне выражайте свое мнение».

Текст опросника.


"Ни в чем не проявляется так характер людей,
как в том, что они находят смешным".
Иоганн Вольфганг Гете

Цели исследования

Как известно, разные люди смеются над разными вещами. В данном исследовании была предпринята попытка подтвердить или опровергнуть данный тезис. Для этого необходимо выяснить, существуют ли значимые различия в предпочтениях юмора. И, во-вторых, являются ли эти различия столь устойчивыми и значимыми в статистическом смысле, что на них можно построить косвенную психодиагностическую методику.

Прикладной и методический контекст исследования

С 1982 года под руководством А.Г.Шмелева создан ряд версий оригинального Теста Юмористических Фраз (см. Шмелев, Болдырева, 1982; Общая психодиагностика, 1997; Словарь-справочник по психодиагностике, 1999). Наибольшее распространение и признание получила так называемая классификационная версия этой методики. В этом случае испытуемому предлагается отнести юмористическую фразу (афоризм) к одному из тематических классов. Эта методика обнаружила ряд своих достоинств, но одновременно и ряд недостатков. Для использования в контексте консультативной практики (в ситуации клиента) она оказалась более пригодной, чем для использования в ситуации экспертизы - в контексте организационной (индустриальной) психологии. За годы либеральных реформ существенно устарел, потерял "свежесть" и "социальную остроту" сам набор фраз, на которых строился ТЮФ. Пять лет назад возникла идея обновления стимульного материала (набора фраз), а также изучения психодиагностических возможностей другого методического приема, основанного на задании испытуемого оценить, насколько та или иная фраза кажется ему "смешной". Эту версию ТЮФа мы назвали "оценочной", и она получила условной рабочее обозначение ТЮФО.

Разработка стандартизированной проективной методики ТЮФО (тест юмористических фраз в его оценочной модификации) проводится в рамках исследований, связанных с изучением возможности косвенной диагностики личности (Большой Пятерки факторов), основанной на принципе оценочного шкалирования юмористических фраз.

Проективный потенциал методики заключается в использовании метода шкалирования специфического стимульного материала (юмористических фраз), непосредственно не связанного с основной задачей разрабатываемого теста - личностной диагностики (Большая Пятерка факторов).

Основной процедурой изучения возможности косвенной диагностики личности являлась проверка внешней валидности версии теста юмористических фраз (ТЮФО). Как уже отмечалось, в этом тесте испытуемым предлагается оценить юмористическую фразу по степени юмора. В качестве внешнего критерия валидности использовался тест "Большая пятерка ".

Это, в свою очередь, позволило выделить шутки, над которыми смеются люди с теми или иными личностными характеристиками.

"ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРОВЕРСИЯ"

По данной шкале получено 19 значимых корреляций, среди которых преобладают прямокоррелирующие пункты (18 пунктов). Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по высокому полюсу шкалы "Экстраверсия-интроверия" чаще других оценивают данные шутки (18 фраз) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным низким показателем (ближе к полюсу "интроверсия") чаще других оценивают данные шутки (18 фраз) как наименее смешные или остроумные.

Шутки с обратной корреляцией (1 фраза) выше оцениваются "интровертами". То есть, над тем, над чем смеются экстраверты, не смеются интроверты, и наоборот. Но в целом, как мы видим, "экстраверты" в нашем эксперимента смеются чаще. Что следует признать вполне содержательно правдоподобной содержательной закономерностью, так как именно с полюсом "эстраверсия" связан более высокий уровень "оптимизма" и "жизнелюбия". Напомним, например, что в этот вторичный фактор Р.Кэттел включает свой первичный фактор F из 16PF.

Большинство "значимых" шуток, коррелирующих с данной шкалой "Большой пятерки", связаны с межличностными отношениями, обращены ко второму лицу, предполагают диалог ("Девушка, а Вы владеете языком по-французски?"; "Если Вы рассказали даме фривольный анекдот, а дама не смеется, значит, она его знала"; "Мадам! Банан еще и кушать можно"; "Я сказал выпивке "нет", но она на это не реагирует" и т.п.).

В целом, юмор экстравертов носит несколько бесцеремонный, издевательский и даже агрессивный характер. Многие фразы, скоррелированные с данным фактором, относятся к классам "садизм" и "секс" - примитивно-организмических шуток ("Чем удобряли, то и выросло"; "Если есть на ночь молоко с огурцами, то Ваша финская сантехника быстрее окупится!" и т.п.). То есть, это так называемый "организмический" уровень, срабатывают мотивы, тесно связанные с базальными биологическими потребностями, которые обычно подвергаются действию цензуры сознания у людей с высоким уровнем социализации.

"СОГЛАСИЕ-НЕЗАВИСИМОСТЬ"

По данной шкале получено 9 значимых корреляций, среди которых есть как прямые (5 пунктов), так и обратные корреляции (4 пункта).

Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "согласие" чаще других оценивают данные шутки (5 фраз) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "независимость" чаще других оценивают данные шутки (5 фраз) как наименее смешные или остроумные.

Шутки, прямокоррелирующие с данной шкалой, носят самоуничижительный характер, - неконфликтные люди смеются над собой ("Скромное молчание лучший повод в споре с руководством"; "Вы меня, дурака, за кого держите?"; "Что у женщины на уме, то мужчине не по карману!" и т.п.).

Большинство "значимых" шуток, обратнокоррелирующих с данной шкалой, связаны с т.н. "черным юмором", - это злые, жестокие шутки ("Мертвый друг не предаст"; "Не трогай папу за нос! И, вообще, отойди от гроба" и т.п.). Данные фразы относятся к классу "садизм".

"САМОКОНТРОЛЬ-ИМПУЛЬСИВНОСТЬ"

По данной шкале получено 10 значимых корреляций, среди которых есть как прямые (6 пунктов), так и обратные корреляции (4 пункта).

Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "самоконтроль" чаще других оценивают данные шутки (6 фраз) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "импульсивность" чаще других оценивают данные шутки (6 фраз) как наименее смешные или остроумные.

Шутки, с обратной корреляцией (4 фразы) оцениваются данными респондентами с точностью наоборот.

Шутки, прямокоррелирующие с данной шкалой, представляют собой рекомендации, инструкции к действиям ("Капли в рот не брать! Надпись на глазных каплях"; "Сразу не стреляй! Поздоровайся сначала!"; "Хочешь вернуться из отпуска позже - предупреди начальника, а хочешь вернуться раньше - предупреди жену" и т.п.). То есть, люди, которым свойственен высокий уровень самоконтроля, более смешными считают шутки, в которых также наблюдается организованность действий.

Большинство "значимых" шуток, обратнокоррелирующих с данной шкалой, объединены использованием эмоциональных оценочных категорий ("Расизм - это как негр. Его не должно быть!"; "Возвращается муж домой внезапно из Интернета…" и т.п.). То есть, люди, которым свойственна импульсивность действий, более смешными считают шутки, в которых наблюдается "вербальная импульсивность".

"СТАБИЛЬНОСТЬ-ТРЕВОЖНОСТЬ"

По данной шкале получено 7 значимых корреляций, среди которых есть как прямые (4 пункта), так и обратные корреляции (3 пункта).

Прямые корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "стабильность" чаще других оценивают данные шутки (4 фразы) как наиболее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "тревожность" чаще других оценивают данные шутки (4 фразы) как наименее смешные или остроумные.

Шутки, с обратной корреляцией (3 фразы) оцениваются данными респондентами с точностью наоборот.

Большинство "значимых" шуток, как прямо, так и обратнокоррелирующих с данной шкалой, представляют собой оценки различных ситуаций и явлений; некие наблюдения, умозаключения, основанные на собственном опыте (прямые: "Если никакого смысла нет в вопросе, - не стоит искать его в ответе"; "Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем"; обратные: "Никто никогда не сплетничает о тайных достоинствах других людей" и т.п.). По всей видимости, тревожные люди чаще других пытаются рационализировать явления окружающей действительности, избавиться от неопределенности, поэтому шутки подобного рода оцениваются ими как более смешные или остроумные.

"ОБУЧАЕМОСТЬ-ИНЕРТНОСТЬ"

По данной шкале получено 15 значимых корреляций, среди которых преобладают обратнокоррелирующие пункты (13 фраз).

Обратные корреляции обозначают, что респонденты с выраженным показателем по шкале "обучаемость" чаще других оценивают данные шутки (13 фраз) как наименее смешные или остроумные, и, наоборот, респонденты с выраженным показателем по шкале "инертность" чаще других оценивают данные шутки (13 фраз) как наиболее смешные или остроумные.

Шутки, с прямой корреляцией (2 фразы) оцениваются данными респондентами с точностью наоборот.

"Значимые" шутки, обратнокоррелирующие с данной шкалой, так или иначе связаны темами денег, работы, профессиональной самоактуализации, карьеризма, конкуренции ("Конечно, счастье не зависит от количества денег. Но лучше плакать в лимузине, чем в автобусе"; "Как не работай - всегда найдется козел, который работает меньше, а получает больше"; "В бизнесмене все должно быть прекрасно - и 600-й мерс, и дача на канарах, и контрольный выстрел в голову..."; "Пока семь раз отмеришь - другие уже отрежут!"; "Первым гаишником был Соловей-разбойник. Он сидел у дороги, свистел и грабил").

Шутки, прямокоррелирующие с данной шкалой, носят характер некоторого высмеивания других ("Имел такой склад ума, что хоть сторожа нанимай", "Видеть Вас одно удовольствие, а не видеть - другое").

Наибольшее число пунктов, коррелирующих внешним фактором, приходится на первый фактор индивидуальности - "Экстраверсия" (19 пунктов).

  • пятый фактор "Обучаемость" - 15 пунктов;
  • третий фактор "Самоконтроль" - 10 пунктов;
  • второй фактор "Согласие" - 9 пунктов;
  • четвертый фактор "Стабильность" - 7 пунктов.

Максимальное количество значимых пунктов по данной шкале из всех факторов Большой Пятерки обусловлено тем, что экстравертированные люди более общительны, открыты, предположительно, смеются чаще.

Таким образом, мы подтвердили утверждение о том, что "разные люди смеются над разными вещами", а, следовательно, можем констатировать возможность косвенной диагностики личности.

Это открывает определенные перспективы на дальнейшее совершенствование тестов такого рода, что может привести к тому, что психологическое тестирование из утомительной и длительной процедуры, например, заполнения анкет, содержащих множество похожих вопросов, превратится в, своего рода, развлечение. Ведь, то, над чем мы смеемся, раскрывает в определенной степени суть нашей личности.

Тест юмористических фраз (ТЮФ) – оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизованного измерительного экспресс–теста и индивидуализированной проективной техники. Разработан А.Г. Шмелевым и В.С. Бабиной. Релевантной практической задачей ТЮФ является, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции.

Тест, состоящий из 100 юмористических фраз, позволяет выявить доминирующую в подсознании человека установку на повышенную чувствительность в одной из следующих сфер:

1. Агрессия - самозащита.
2. Межполовые отношения.
3. Пагубные привычки (в данном случае - пьянство).
4. Деньги.
5. Мода.
6. Карьера.
7. Семейные неурядицы.
8. Социальные проблемы.
9. Бездарность в искусстве и другом творческом деле.
10. Человеческая глупость.

Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах (а таких в методике 40) улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке.

Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание, читая последовательно юмористические фразы, относит их к какой-либо из этих сфер. О наличии установки (или установок) судят по тому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере: чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее.

В свою очередь установка может свидетельствовать о нескольких вещах:

  1. О наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере.
  2. О наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания.
  3. О наличии комплексов, связанных с данной сферой.

Методика в состоянии ответить только на вопрос, касающийся наличия установки, но полностью объяснить ее не может. Для этого требуется специальное исследование, которое может провести только профессионально подготовленный психолог.

Инструкция . «Перед вами 100 юмористических фраз и 10 разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них».

Список юмористических фраз

1. Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев.
2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже приходится сгибаться.
3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.
5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте.
6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.
7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
8. С кем поведешься, с тем и наберешься.
9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.
10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.
11. «Терпение и труд все перетрут», - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.
12. Все в природе связано, поэтому без связей лучше не жить.
13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.
14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.
15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.
16. И фиговый листок отпадает.
17. Одежда! Мой компас земной, а удача-награда за смелость.
18. Не было ни гроша, и не будет ни шиша.
19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.
20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.
21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.
22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.
23. Выпился в алкоголики.
24. «Семь раз отмерь - один раз отрежь», - объяснял старый палач молодому.
25. Брала от жизни все, что входило в моду.
26. Деньги - тем меньшее зло, чем их меньше.
27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.
28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.
29. Выбирая из двух зол - выбирай оба: потом и этого не будет.
30. Она шипела на мужа как газированная вода.
31. Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, и начинаю сначала.
32. Не бойтесь этой гранаты: она - ручная.
33. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.
34. «Не хлебом единым жив человек!» - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.
35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!
36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.
37. «Нелегок этот писательский труд», - говорил Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.
38. Шагая в ногу с модой, следите за тем, чтобы она не свернула за угол.
39. «Деньги есть деньги!» - В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.
40. Призвание хорошо, а звание лучше.
41. Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом.
42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.
43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
44. «Душит - значит любит» (Дездемона).
45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.
46. Нашел место в жизни - найди жене.
47. Писал с принципиальных кассовых позиций.
48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести на 2-3 часа раньше.
49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.
50. Почему чаще всего неограниченные возможности у неограниченных людей?
51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.
52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.
53. «У меня ничего не осталось, кроме тебя», - признался он ей... за три дня до зарплаты.
54. Круглые дураки в люди не выходят, их выкатывают.
55. Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях.
56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.
57. «Пить - здоровью вредить», - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.
58. И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы.
59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.
60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
61. «Удивительное - ядом!» - сказал Сальери.
62. Нарушение моды королями становится модой для подданных.
63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.
64. Жена шефа намного лучше, чем шеф жены.
65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.
66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.
67. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.
68. Не только сам укладывался в получку, но укладывал и своих приятелей.
69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.
70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.
71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.
72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, если он чужой.
73. В повести так немало пили, что из нее можно было гнать спирт.
74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.
76. В этой столовой можно не только червяка заморить.
77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.
78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.
79. Если все время мыслить, то на что же существовать?
80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна «рука» - тут, другая - там.
81. Мода на форму черепа стоила ей немалого.
82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.
83. Ломал голову, а сломал шею.
84. «А здесь я работаю для потомства», - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.
85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.
86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.
87. Интеллигенты умирают сидя.
88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.
89. Столько еще дантесов прозябает в неизвестности!
90. Забытый писатель искал забвение в вине.
91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.
92. Модельеры призваны одевать женщин. И они же все время стараются их раздеть.
93. Бывает осень и у людей.
94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!
97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.
98. Не всякая кучка - могучая.
99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.
100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета.

(А.Г. ШМЕЛЁВ, В.С. БОЛДЫРЕВА)

Друкується за: Носс И.Н. Руководство по психодиагностике.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – С.329-330, С. 640-645.

Методика оценки личностных особенностей, связанных с пониманием юмора, разработана А.Г. Шмелёвым и B.C. Болдыревой в 1982 году.

В качестве стимульного материала используются 80 (100) юмористических фраз или афоризмов, из которых половина однозначно относится к одной из 10 тем, а остальные фразы являются многозначными. Задача испытуемых, исходя из собственной апперцепции, усмотреть в них одну из десяти основных тем. Соответствие фраз основным темам определено при помощи нормативных экспериментов (валидность и надёжность ТЮФ подтверждены в ходе статистического сопоставления его результатов с результатами теста тематической апперцепции и другими методиками). В методике отражены следующие основные диагностические темы: садизм, секс, пагубные пристрастия, деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве и человеческая глупость.

Проективные потенциал методики заключается в том, что субъект относит к одному классу как однозначные, так и многозначные стимулы. Процедура проведения теста достаточно проста. Испытуемому предлагается классифицировать набор карточек с фразами таким образом, чтобы в одной группе находились карточки с фразами на одну тему. Закончив классификацию, испытуемый даёт название выделенным им классам. По этим названиям экспериментатор идентифицирует одну из десяти тем, которой соответствует выделенный испытуемым класс. Если испытуемый неясно формулирует интерпретируемое название, то идентификация стандартной темы производится по однозначным фразам, попавшим в состав класса. Так, если в выделенную группу карточек попадают три и более фраз, однозначно относящихся к основной теме, то к ней же относится и вся группа. Авторы методики полагают, что чем больше количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса является представлением сверх значимой, или доминирующей, мотивации, предмет которой соответствует содержанию данной темы.

Подсчёт тестовых баллов, отражающих выраженность отдельных мотивационных тем, сводится к подсчёту ответов в соответствующих им группах. Показатели мотивационных баллов могут представляться в виде графического профиля, отражающего общий объем мотивации и силу проявления определённых мотивов.

В ходе интерпретации результатов могут даже сравниваться показатели элементов структуры индивидуального профиля мотивационных тем, их доминирование или соотношение. Таким образом могут анализироваться не только изолированные темы, но и их комбинации.

Возможно проведение сложного содержательного анализа семантических отношений между фразами-понятиями, включёнными испытуемым в значимые темы. Показатели напряжённости (количество фраз-понятий, отнесенных к теме) мотивационной темы могут отражать не только силу мотива, но и силу преграды или фрустратора потребности.

Процедура проведения. Испытуемому предлагается классифицировать колоду карточек с юмористическими фразами по определённым десяти темам в соответствии со следующей инструкцией: «Разделите, пожалуйста, карточки на группы так, чтобы в одной группе лежали карточки на одну тему».

Обработка результатов. Психологу необходимо подсчитывать количество карточек в соответствующей группе, чтобы приписать определённый балл мотивационной сфере. Десять полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличии от стандартизированных тестов, показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального мотивационного профиля человека. Таким образом выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенны и т.д.

Опросник ТЮФ

К какой из десяти категорий относятся перечисленные утверждения:

1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.

3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5. Без женщин жить нельзя на свете – тем более в темноте.

6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление жене.

11. «Терпение и труд все перетрут», - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.

12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.

13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.

15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

16. И фиговый листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача – награда за смелость.

18. Не было ни гроша, и не будет!

19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.

20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.

21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит – ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23. Выпился в алкоголики.

24. «Семь раз отмерь – один отрежь», - объяснял старый палач молодому.

25. Брала от жизни все, что входило в моду.

26. Деньги тем большее зло, чем их меньше.

27. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется.

28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.

29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.

30. Она шипела на мужа, как газированная вода.

31. Я не пью больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.

32. Не бойтесь этой гранаты: она ручная.

33. Дети – цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться.

34. «Не хлебом единым жив человек!» - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин.

36. Единственное, что было в нем мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.

37. «Не легок этот писательский труд» - говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.

39. «Деньги есть деньги!» В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.

40. Призвание хорошо, а звание лучше.

41. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом.

42. Стриптиз моды: макси, мини, миди, голый король.

43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44. Душит – значит любит. (Дездемона).

45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

46. Нашел место в жизни – найди жене.

47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за два-три часа до ее начала.

49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?

51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель тоже.

52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

53. «У меня ничего не осталось, кроме тебя», - признался он ей… за три дня до зарплаты.

54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.

55. Мясник строил материальное благополучие на чужих костях.

56. Голова его чего-нибудь да стоила… вместе с бобровой шапкой.

57. «Пить – здоровью вредить», - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военоначальнику Олоферну, как только тот уснул опьяненный вином и ласками Юдифи.

58. И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы.

59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.

60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61. «Удивительное – ядом!» - сказал Сальери.

62. Нарушение моды королями становится модой для их подданных.

63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

64. Жена шефа много лучше, чем шеф жены.

65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с древа познания, если глупая – с дерева жизни.

66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

67. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.

69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

72. Хорошо, когда у женщин есть муж, но еще лучше, когда он чужой.

73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.

75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

76. В этой столовой можно не только червячка заморить.

77. Женщины пьянили его, особенно, когда в их обществе он пил водку.

78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

79. Если все время мыслить, на что же существовать?

80. Быстро подниматься по служебной лестнице: одна «рука» тут, другая – там.

81. Мода на форму черепа стоила ей многого.

82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал голову, а сломал шею.

84. «А здесь я работаю для потомства», - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.

85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.

86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты умирают сидя.

88. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.

89. Сколько еще дантесов прозябают в неизвестности!

90. Забытый писатель искал забвение в вине.

91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.

93. Не лещ без бутылки.

94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.

95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!

97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

98. Не всякая кучка могучая.

99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

100. Графомания – это потребность души или семейного бюджета?

Регистрационный бланк к ТЮФ

В регистрационном бланке в соответствующей графе запишите номер утверждения.

Садизм Секс Пагубные пристрасти Деньги Мода Карьера Семейные неурядицы Социальные неурядицы Бездарность в искусстве Человеческая глупость
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: