Образовательный портал - Kuveys





















Включить эффекты

1 из 21

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Жизнь пресного водоема" в игровой форме рассказывает ученикам о животном и растительном мире пресных водоемов планеты. Приводится описание птиц, насекомых, животных, рыб, надводных и подводных растений и др. К каждому виду имеется фотография и загадка.

  • Кроссворд;
  • Растения водоема;
  • Значение растений водоемов;
  • Животные водоемов;
  • Подводные жители водоемов;
  • Насекомые.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Щавелева О.А.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Кувшинка

Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда: привязан плот –
Он никуда не поплывет.

Слайд 3

Кроссворд

  • Слайд 4

    Озеро

  • Слайд 5

    Растения водоема

  • Слайд 6

    Ряска

    Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.

    Слайд 7

    Кубышка

    Цветок кубышки

    Слайд 8

    Белая кувшинка

    Белая кувшинка

    Слайд 9

    Череда

    На берегах водоёма растет череда

    Слайд 10

    Стрелолист

    Стрелолист

    Слайд 11

    Водоросли

    Слайд 12

    Растения водоемов

  • Слайд 13

    Раки

    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед.

    Слайд 14

    Цапля

    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..

    Слайд 15

    Рыбы

    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала.

    Слайд 16

    Бобры

    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину.

    Слайд 17

    Сом

    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно.

    Слайд 18

    Улитка

    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине?

    Слайд 19

    Стрекоза

    Голубойа эропланчик
    Сел на белый одуванчик.

    Слайд 20

    Утка

    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку.

    Слайд 21

    Интернет-источники

    http://сайт/

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    Ход урока


    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.

    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?



    (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.

    Учитель.
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель. (показ фотографий)

    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    ряска (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный
    Растения водоемов:

    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)


    Ученики.

    Учитель.
    (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)

    Ученики.

    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики.
    Учитель.


    Ученики.

    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель.
    растения - карась - щука;

    Ученики.

    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.
    Ученики.

    4) Найти лишнее название:







    Домашнее задание.


    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    1. Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема.
    2. Познакомить с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями.
    3. Сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема.
    4. Развивать познавательный интерес учащихся.

    Оборудование: презентация «Жизнь пресного водоема»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель. О каком природном сообществе рассказывается в этом стихотворении? Где мы только что побывали?
    Ученики. В этом стихотворении говорится о реке.
    Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животного и растительного мира пресного водоема. Узнаем, как они связаны друг с другом.
    II. Проверка домашнего задания.
    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?
    – Какие живые существа встречаются на лугу?
    – Почему луг называют природным сообществом?
    – Приведите примеры экологических связей луга.
    Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова. (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет.
    2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве.
    3. Этот житель луга имеет скрипучий голос.
    4. Эта птица звонко поет «пить-полоть».
    5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком.
    6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый.
    7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.
    8. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.
    9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.
    10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных.
    11. Земноводное, которое можно встретить на лугу.
    12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное.

    Учитель. Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга? Почему луга нуждаются в защите? Почему нельзя поджигать старую траву?
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель. Сегодня мы отправляемся на берег пресного водоема. Какие водоемы называют пресными?
    Ученики. Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище.
    Учитель. Вы неоднократно наблюдали за водоемами. Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа (показ фотографий) . Вот растения: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кубышка, кувшинка, ряска, различные водоросли. Вот животные: рыбы, лягушки, улитки, различные насекомые: стрекозы, клоп-водомерка и др.
    Давайте познакомимся с ними поближе.
    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    Очень богат растительный мир водоема. Одни растения растут в самом водоеме, а другие на берегу. Если посмотреть на поверхность водоема, то можно увидеть, что она покрыта маленькими зелеными листочками. Это растение ряска . Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом. (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный привлекает к себе внимание красивыми бело-розовыми цветками, собранными в рыхлое соцветие на верхушке стебля. Листья сусака очень узкие, длинные, прямые. Они собраны пучком и поднимаются вверх от основания стебля.
    Растения водоемов:
    1 – ирис; 2 – белокрыльник; 3 – пушица; 4 – стрелолист; 5 – камыш; 6 – рогоз; 7 – кубышка; 8 – ряска; 9 – белая кувшинка; 10 – перистолистник; 11 – элодея
    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)

    Какую роль выполняют растения в водоеме?
    Ученики. Растения вырабатывают кислород, являются домом для животных и пищей.
    Учащиеся составляют схему о роли растений в водоеме. (слайд 12)
    Учитель. Как уже говорилось, живут в мелких водоемах и разные животные: лягушки, рыбы, насекомые.
    Многих животных вы уже хорошо знаете. Попробуйте их угадать. (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)
    Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный водоем» на с. 192–193 учебника и найти, каких животных еще не назвали.
    Ученики. Жук-плавунец, клоп-водомерка, карась, двустворчатые моллюски, головастики, прудовик, катушка.
    Учащиеся самостоятельно читают текст на с. 195 учебника.
    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики. Головастики – это детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок.
    Учитель. Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.
    Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб.
    Назовите, какие хищники обитают в водоемах.
    Ученики. Цапля, клоп-водомерка, щука, жук-плавунец, лягушки.
    Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель. Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания.
    растения - карась - щука;
    растения - головастики - утки.
    Ученики. Растения и животные живут сообща. Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются многие животные. Головастики питаются водорослями, а утка – головастиками.
    Значит, пресный водоем – это природное сообщество.
    Учитель. Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» на с. 196–198 учебника. Какие беды принес человек водоему?
    Ученики. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, а это поставило под угрозу существование многих растений и животных. Отлов рыбы привел к увеличению количества больной рыбы.
    Учитель. Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме?
    Ученики. Не надо ловить раков-санитаров и моллюсков-фильтров. Не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек. Надо охранять редкие растения водоема: белые кувшинки и кубышки.

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Составить 2–3 цепи питания, сложившиеся в водоеме.
    2. Задание «Подумай!» на с. 198 учебника.
    3. Составить схему «Животные водоема».

    4) Найти лишнее название:

    а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;
    б) бобр, жаба, выдра, ондатра;
    в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар;
    г) карась, щука, сом, дельфин.
    V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
    Ученики читают вывод на с. 199 учебника.
    Домашнее задание.
    С. 191–200. Ответы на вопросы «Проверь себя».
    Ответить на вопрос: надо ли охранять болота?

    Скачать конспект

    Презентация по слайдам

    Текст слайда: МБОУ Подозёрская СОШ Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс Учитель: Щавелёва Ольга Александровна Жизнь пресного водоёма


    Текст слайда: Лежит кувшинка на листке, Как на плоту упругом, И поплыла бы по реке К приветливым подругам, Да вот беда: привязан плот – Он никуда не поплывет.


    Текст слайда: 2 3 4 5 6 8 7 9 10 12 11 А Б Ч О К А А 1 Б К И Ч Е Н З У К Е Т Р О С О К П Ь Л П Е Р Е Т Л Е Г О С Я Р К С У Ё Л И С А В С А П К Я Ь Ш У С У Я Т А К М А Ц И Р Е Щ К И Л Т Я М Г О М К У Ж И Щ Ь Л И Л К К Ш У Г Я Х А М А Н О А


    Текст слайда:


    Текст слайда:


    Текст слайда: Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.


    Текст слайда: Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью.


    Текст слайда: Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени.


    Текст слайда: На берегах водоёма растет череда. Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду.

    Слайд №10


    Текст слайда: Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра.

    Слайд №11


    Текст слайда: В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды.

    Слайд №12


    Текст слайда:

    Слайд №13


    Текст слайда: Под водой живет народ, Ходит задом наперед.

    Слайд №14


    Текст слайда: Длинным клювом тонким Схватит лягушонка – Капнет с клюва капля. Кто же это?..

    Слайд №15


    Текст слайда: У нее во рту пила. Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь – в котел попала.

    Слайд №16


    Текст слайда: Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину.

    Слайд №17


    Текст слайда: На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.

    Текст слайда: Интернет-источники http://detirisuyut.ru/raspisan… http://900igr.net/kartinki/okr… http://vredno.com.ua/2010/08/1… http://krasozera.narod.ru/shar… http://pesik.su/2011/01/presny… http://900igr.net/kartinki/okr… http://900igr.net/kartinki/okr… http://smotret-mir.ru/page/106 http://nobivac.ru.com/?ru=tagg… http://otbrosi-on.ru/?rup=quat… http://summer-fishing.narod.ru… http://vyazanie-4you.info/arti… http://raskrashkirus.ru/streko… http://www.airflightstpeterspb… http://fisher-fan.ru/?p=599 http://totalrating.ru/catalog/… http://totalrating.ru/catalog/… http://animalworld.com.ua/news… http://affeeacol.ucoz.ru/news/… http://www.aquatoria.by/rasten… http://www.uzaok.ru/viewtopic.…

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2» Открытый урок окружающего мира в 4Б классе Учитель: Соколова Н.Е. п. Ковернино 2014 Тема урока Цель урока:

    в пресных водах»

    Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество.

    Посмотрите вот сюда.

    Тихо плещется вода,

    Ряска, лилии, рогоз,

    И кубышка, и тростник.

    Есть беззубка, прудовик,

    Водомерка вот бежит.

    Всюду бурно жизнь кипит в нем!

    Это пресный………….

    водоём!

    Тема урока Цель урока: Исследовать пресный водоем как природное сообщество.

    в пресных водоёмах»

    Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество. Мы – исследователи. План изучения природного сообщества 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Влияние человека на сообщество. 6. Охрана сообщества.
    • Водоёмы
    • Искусственные
    • Естественные
    • Океан
    • Озеро
    • Водохранилище
    • Канал

    ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ

    ВОДОХРАНИЛИЩЕ

    Работа в группах

    Ботаники

    Стрекоза

    Физкультминутка

    1. Экологические связи в пресном водоеме. Круговорот веществ. 2. Экологические проблемы сообщества. 3. Правила поведения у водоема. Работа в тетради, с.84. №4 Самостоятельная работа. кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы. А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки . Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска . По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы . А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают улитки – прудовики и катушки. Продолжите фразу: Мне хотелось бы… Дома я… Мне кажется, что …

    Класс: 4

    Ключевые слова: окружающий мир , презентация

    Презентация к уроку
























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.

    Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.

    Ход урока

    І. Организационный момент.

    ІІ. Актуализация опорных знаний.

    1. Беседа.

    Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры ).

    Приведите примеры экологических связей луга.

    Вопросы к кроссворду:
    Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел –
    Он вспорхнул и улетел. (Бабочка )

    С ветки на тропинку,
    С травинки на травинку
    Прыгает пружинка –
    Зелёненькая спинка. (Кузнечик )

    На лугу он живёт,
    И всё время спать зовёт!
    - Пить-пирю, спать пора!
    Так до самого утра!
    Кто такую птичку знает?
    Кто загадку отгадает? (Перепел )

    Та птичка хвостиком трясёт
    И на земле жучков клюёт.
    Живёт она, где есть вода,
    Её узнаешь без труда! (Трясогузка )

    Словно синий огонёк
    Кто-то вдруг во ржи зажёг.
    Яркий полевой цветок.
    Что же это? (Василёк )

    Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка )

    Быстрая и юркая,
    В змеевидной шкурке я,
    А за хвост меня поймаешь,
    Сразу тут же потеряешь. (Ящерица )

    Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик )

    Тёплым днём, весною, в мае
    Каждый про меня узнает.
    Я не муха, не паук.
    Я жужжу! Я майский... (жук )

    Выпуча глаза сидит,
    По-французски говорит,
    По-блошьи прыгает,
    По-человечьи плавает. (Лягушка )

    Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон )

    Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга )

    3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.

    Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?

    Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.

    ІІІ. Самоопределение к деятельности.

    Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.

    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилии, рогоз,
    И кубышка, и тростник,
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит –
    Бурно жизнь кипит в нём.
    Это пресный... (водоём).

    О чём будем говорить на уроке?

    Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

    ІV. Работа над новым материалом.

    1. Беседа.

    Что такое водоём?

    • Водоём – место скопления или хранения воды.
    • Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные .)
    • О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных )
    • Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?

    2. Показать на карте.

    Типы водоёмов.

    Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?

    Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?

    Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.

    Проверка. Что интересного узнали?

    Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос )

    4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?

    Роль растений в жизни водоёма.

    • Дом для животных
    • Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
    • Пища для животных.

    5. Самостоятельная работа.

    По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.

    Кого можно увидеть на поверхности воды?

    В толще воды?

    На дне водоёма?

    Слайды 8-9.

    Отгадайте загадки.

    Пёстрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку-
    Спотыкалочку. (Утка )

    Под водой
    Живёт народ,
    Ходит задом
    Наперёд. (Рак )

    У родителей и деток
    Вся одежда из монеток. (Рыба )

    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом )

    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза )

    Строят дом без топора,
    Дом без хвороста и тины
    И плотину. (Бобры )

    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине. (Улитка )

    V. Обобщение знаний.

    Кто где живёт

    На поверхности воды

    -> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки

    -> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы

    В толще воды

    -> головастики лягушек и жаб

    -> разные виды рыб

    -> водоросли

    -> моллюски: перловица, прудовик, катушка

    -> речные раки

    Связаны с водоёмами

    -> птицы: утки, цапли

    -> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры

    Вывод по изученному материалу.

    Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

    Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

    VІ. Дополнительный материал “Пресные водоёмы нашего края”

    Озеро Ханка, река Раздольная.

    Слайды 13-18.

    Озеро Ханка.

    • Расположение: Дальний Восток
    • Высота: 68-70 м
    • Площадь: 4070 км?
    • Объём: 18,3 км?
    • Наибольшая глубина: 10,6 м
    • Средняя глубина: 4,5 м
    • Площадь водосбора: 16 980 км?
    • Впадающие реки: Лефу, Мельгуновка, Синтуха и др.
    • Вытекающая река: Сунгача

    Слайды 19-21.

    Река Раздольная.

    • Река Раздольная протекает по территории России и Китаю.
    • Исток – слияние рек: Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ.
    • Устье: Амурский залив Японского моря.
    • Длина: 245 км
    • Площадь бассейна: 16 830 км?

    VІІ. Составление памятки “Человек у воды”

    • Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
    • Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
    • Не разрушай жилища животных!
    • Береги лягушек и головастиков!
    • Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
    • Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
    • Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!

    VІІІ. Подведение итогов урока.

    Какова была цель урока?

    Какие знания вы получили?

    ІX. Рефлексия.

    Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”

    Кого можно поблагодарить за урок?

    X. Домашнее задание.

    • Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.
    • Выполнить задания 5-7 “Рабочей тетради”.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Тихо плещется вода, Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник. Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит. Всюду бурно жизнь кипит. О чём сегодня пойдёт речь?

    Жизнь пресного водоёма

    Пресно- водный водоем пруд река озеро Водо- храни- лище Почему мы будем говорить только о пресных водоёмах? Какие пресные водоёмы вы знаете?

    На низких берегах водоёмов почва очень увлажнённая, так как во время дождей и таяния снега здесь долго задерживается вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения Растения пресного водоёма

    Растет рогоз по болотам, берегам рек, прудов, озер и водохранилищ. Стебли толстые, цилиндрические. Цветки собраны в цилиндрические черно-бурые бархатистые соцветия-початки. Пух из початков идет для изготовления фетра, подушек, отепления домов. Из стеблей готовят силос, плетут ковры, циновки, вьют канаты, делают бумагу и кровлю домов. Рогоз

    Камыш Многолетние растения 100- 250 см высотой, с ползучим корневищем. Цветет в конце весны-начале лета. Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков. Для плетения используют листья. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый - в конце августа - начале сентября.

    Осока Большинство осок растут на болотистых местах и вдоль водоемов. Очень изящное, густодернистое растение высотой 70-150 см. Листья сизо-зеленые шириной 8-16 мм, плоские. Имеет 4-7 цилиндрических колосков длиной 5-15 см.

    Кубышка Кубышка является обитателем трех сред: почвы - в ней на дне водоема укрепляются корни; воды - почти всё растение растет и развивается, окруженное водой, и воздуха. На поверхности воды лежат плавающие листья, снизу их омывает вода, сверху - окружает воздух. Цветки развиваются и цветут над водой.

    Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют, купавами, водяными лилиями Кувшинка

    Это самое маленькое цветковое растение Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски Ряска

    Рдест Многолетнее травянистое водное растение. Нижние листья погружены в воду. Верхние плавают у поверхности воды. Цветки мелкие собраны в колосовидные цилиндрические соцветия.

    Элодея Это растение, из-за своей способности очень быстро расти и создавать плотные скопления, мешающие судоходству и рыболовству, также называют "водяная чума" или "водяная зараза".

    Телорез Жесткие листья легко ранят человека своими краями с колючими зубцами, отсюда и название "телорез".

    Животный мир пресного водоёма

    Самая крупная стрекоза, обитающая возле наших водоёмов - большое коромысло Свою добычу- мелких насекомых- стрекоза схватывает и пожирает на лету Стрекоза - большое коромысло

    Жук-плавунец - самый большой жук обитающий в пресных водоёмах Длина его тела 3 см Жук - плавунец

    Водомерки, как ещё называют клопов – водомеров, скользят по поверхности водоёма Эти насекомые очень проворны Клоп - водомер

    Раки обитают только в чистой воде, они устраивают себе на дне под корягами или камнями норки и проводят весь день в них К вечеру выползают из убежищ в поисках пищи - малоподвижных животных, погибших рыб, червей, улиток Рак

    Улитка - прудовик

    Рыбы пресного водоёма Сом Щука Карась Окунь

    Птицы пресного водоёма Утки Гуси Аисты Цапли

    Звери пресного водоёма Бобры Ондатры Нутрия Выдра

    Источник рыбы, птицы, пушных зверей Источник питьевой воды Источник эстетического наслаждения Место для отдыха и спорта человек Пресный водоём и человек

    Водоём Место для отдыха и спорта Источник рыбы и птицы, пушных зверей Источник питьевой воды Источник эстетического наслаждения


    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
  • ПОДЕЛИТЬСЯ: