Образовательный портал - Kuveys

Пражский голем

В переводе с древнееврейского «комок», «неготовое», «неоформленное», а также - «болван», «глупец». О возможности производства големов - искусственных созданий, лишенных собственной воли и души, - рассказывается в некоторых религиозных иудаистских текстах каббалистической традиции.

В каббалистических текстах XII века големами стали называть особых существ, которые способен сотворить человек при помощи заклинаний. К ним относятся оживленные мертвецы, «адские курицы» (создания из яиц), мандрагоры, гомункулы и големы - самые сложные для «производства». Големы могут быть созданы из любой нерастительной материи (глина, вода, кровь) при помощи магического ритуала, который доступен только ученому, морально чистому и незапятнанному человеку, просвещенному раввину. Цели создания големов - самые разные: в книге Петра Вайля «Гений места» приводится легенда о двух голодных раввинах, которые вылепили из глины теленка, оживили его, убили и съели.

В Средневековье возникло множество легенд о раввинах - создателях големов.

Среди них - раввин из Хелма Элиах бен Иуда (Баал Шем) и польский хасид Юдель Розенберг, оставивший подробное описание технологии големопроизводства. Рабби Баал Шем сотворил Голема себе на погибель. Начертанное им на лбу глиняного истукана слово «эмет» (в переводе с иврита - «истина») оживляло его, а для «отключения» этого создания нужно было стереть первую букву - тогда «эмет» превращался в «мет», что означает «смерть». Баал Шем стер эту букву, но не успел отскочить в сторону. Голем обрушился и убил своего создателя.

Но самый известный создатель Голема - рабби Иегуда Лёв Бесалель, верховный раввин Праги. Интересно, что ни во время его служения, ни после его смерти никаких легенд о Големе, связанных с его именем, сложено не было. В 1709 году вышла первая книга о чудесах рабби Лёва, написанная его правнуком Нафтали Коэном, но и в ней не было ни слова о Големе, как и в биографии рабби, увидевшей свет в 1718 году. Все же в конце XVIII века легенда о пражском Големе попала в еврейский фольклор всей Германии, а затем - в один из сборников сказок и сказаний братьев Гримм. Однако по-прежнему возникновение Голема в Праге никак не было связано с рабби Левом.

Первое упоминание о создании рабби Левом пражского Голема относится только к 1841 году: в сборнике «Пражские тайны» Сватека (1868 год) появляется подробный рассказ о создании Голема пражским раввином и его помощниками.

Насчет того, зачем рабби Лёву вдруг понадобился Голем, существуют разные версии. Согласно первой, Голем был создан для помощи Лёву по хозяйству (так считает А. Ирасек). По другой - Голем был для рабби существом экспериментальным, на котором он проверял свое овладение тайнами Каббалы. И самая распространенная - Голем был вылеплен и оживлен для защиты гетто от погромов. Время его создания - март 1580 года.

ЛЕГЕНДЫ О ГОЛЕМЕ

Дело было в 1530 году. Один священнослужитель по имени Тадеуш, фанатичный противник евреев, снова пытался превратить покой и согласие в распри и раздор и вызвать новые суеверные обвинения. Рабби Лёв узнал об этом вовремя и во сне задал небу вопрос, какими средствами начать ему борьбу с врагом и как противостоять злу. Он получил следующий разложенный по алфавиту ответ: Ata Bra Golem Dewuk Hachomer Wrtigzar Zedim Chewel Torfe Israel - «Сотвори Голема из глины для защиты своего народа». Рабби Лёв истолковал сочетание слов так, что он может при помощи открытого ему небом числа букв создать из глины живое существо.

Он позвал своего зятя Ицхака бен Симона и его ученика Якоба Сассона и поведал им тайну, как может быть создан Голем. «Я требую вашей помощи потому, что для его сотворения нужны четыре стихии: ты, Ицхак, - огонь, ты, Якоб, - вода, я сам - воздух, а вместе мы создадим из четвертой стихии - земли - Голема».

В установленный день все трое направились после полуночи в микве (ритуальную баню), потом пошли молча домой, где прочитали молитвы. В конце концов они направились за город к берегу Влтавы. Там они нашли глину и сразу взялись за работу.

При свете факела и под чтение псалмов работа проходила в лихорадочной спешке. Они вылепили из глины фигуру мужчины со всеми конечностями длиной в три локтя. Голем лежал лицом вверх. Потом мужчины встали у его ног так, чтобы смотреть ему прямо в лицо.

Рабби Лёв приказал Ицхаку семь раз обойти вокруг глиняного тела справа налево, доверив ему цируфим - фразу, которую тот должен при этом произнести. Когда это было сделано, глиняное тело стало огненно-красным.

Тогда рабби велел Якобу обойти тело справа налево семь раз, сообщив и ему определенный для его стихии цируфим. Когда тот завершил свое задание, огненно-красный цвет исчез, в глиняном теле потекла вода, из кожи пробились волосы, а на пальцах - ногти.

Наконец рабби Лёв сам обошел глиняное тело, вложил ему в рот написанный на пергаменте шем. Кланяясь востоку и западу, югу и северу, все трое одновременно произнесли слова: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». И вот благодаря трем стихиям - огню, воде и воздуху четвертая стихия - земля - ожила. Голем, открыв глаза, озирался в изумлении. Рабби Лёв сказал ему: «Вставай на ноги!» И он встал.

Потом на него надели одежду служки-шамеса, и вскоре он выглядел как обычный человек, правда, далеко не красавец. Грубые черты лица, очень плотное телосложение, на вид лет тридцати, очень сильный, но неповоротливый, с темным цветом кожи. Говорить Голем не умел.

На рассвете все четверо пошли домой.

По пути рабби Лёв сказал Голему: «Знай, что мы тебя сотворили из кома земли. Твоя задача - защищать евреев от преследований, тебя будут звать Йозеф, и ты будешь ночевать в раввинате. Ты, Йозеф, должен слушаться моих приказов, куда и когда бы я тебя ни послал, в огонь и воду, если я тебе прикажу прыгнуть с крыши и если я тебя пошлю на дно моря». Йозеф кивнул в знак согласия.

Дома рабби Лёв сказал, что на улице встретил немого незнакомца, пожалел его и принял в слуги раввината.

Силы Голема были очень велики. Он управлялся со всей хозяйственной работой в доме раввина, помогал ему при богослужениях и отпугнул всех посягателей на безопасность еврейского гетто.

Рабби Лёв ввел обычай давать Голему по пятницам после обеда своего рода дневной план, потому что в субботу хотел общаться с ним только в крайнем случае. Как правило, рабби Лёв велел ему не делать в субботу ничего другого, кроме как стоять на посту и быть осторожным.

Однажды рабби Лёв забыл дать в пятницу после обеда Голему его дневной план, и тот оказался предоставлен самому себе. Когда наступил вечер, Голем стал метаться по гетто, все сокрушая на своем пути. Люди разбегались с криком: «Йозеф Голем сошел с ума!»

Вскоре весть об этом донеслась до Староновой синагоги, где молился рабби Лёв. Он прервал молитву, выбежал наружу и закричал в пустоту: «Йозеф, остановись!» И люди увидели, как Голем сразу же застыл как истукан. Рабби Лёву сообщили, где стоит Голем, раввин подошел к нему и шепнул на ухо: «Иди домой и ложись спать». И Голем послушался его, как дитя.

С этой пятницы никогда не случалось, чтобы он забыл дать Голему его дневной план, зная, что Голем способен опустошить всю Прагу, если его вовремя не остановить.

По одной из версий, Голем якобы влюбился в дочь самого раввина Лёва и начал мстить жителям гетто из-за своего неразделенного чувства. Такая трактовка проникла в художественные тексты начала 1900-х годов (пьесы Антонина Фенцла, Артура Голитшера, один из ранних романов Макса Брода). Мотив несчастной любви Голема попал и в одноименный фильм немецкого режиссера Пауля Вегенера. Но эта версия, что называется, притянута за уши. Бунт Голема - это бесконтрольные мистические силы, разбуженные человеком на свою погибель. Так или иначе, но Лёв через 13 лет после создания глиняного человека принял решение об уничтожении Голема.

Когда общине больше не грозила опасность, рабби Лёв снова вызвал своего зятя Ицхака и его ученика Якоба, участвовавших в сотворении Голема, и сказал им: «Теперь Голем стал лишним, так как нам уже не надо опасаться врагов. Поэтому мы должны его уничтожить».

Лёв велел Голему перенести свою постель на чердак Староновой синагоги и ночевать там. В два часа ночи пришли Ицхак и Якоб. Все трое поднялись со слугой на чердак, где спал Голем, и приступили к его уничтожению.

Они делали все противоположно тому, как во время сотворения. Если, создавая его, они стояли у ног Голема, то на этот раз встали к его голове. Слова из Книги Бытия тоже читались наоборот.

После этого Голем снова стал глыбой, как до своего оживления. Рабби Лёв позвал слугу, взял у него свечи и приказал ему раздеть Голема до рубашки. Одежду он велел незаметно сжечь. Застывшего Голема укрыли старыми одеяниями и остатками книг, хранимых на чердаке синагоги.

Утром на еврейских улицах узнали, что Йозеф Голем ночью исчез из города. Только несколько человек знали правду. Рабби Лёв приказал объявить во всех синагогах и молитвенных домах о строгом запрете входить на чердак Староновой синагоги.

В конце XVIII века на чердак синагоги поднялся тогдашний пражский раввин Эзехииль Ландау. Он очень испугался того, что там увидел, никому об этом не рассказал и подтвердил запрет раввина Лёва.

В 1920 году известный пражский писатель и журналист Эгон Эрвин Киш предпринял экскурсию в поисках Голема на чердак Староновой синагоги, но не нашел там ничего, кроме старого хлама и голубей. Но это уже не могло ничего изменить - миф о Големе прочно вошел в пражскую мифологию (к тому времени уже был опубликован и роман Мейринка «Голем»). Объяснение тому, куда же исчез с чердака Голем, нашел сам Киш в одном из сборников легенд - якобы Голем был оживлен неким каменщиком, к которому случайно попал в руки шем, после чего вышел из-под контроля, убил семь человек и был унесен белым голубем, спустившимся с неба.

По другой версии, Голем был оживлен неким Абрахамом Хаимом для использования в злых целях. Однако в еврейском гетто началась чума, и когда стали умирать дети самого Хаима, тот понял, что прогневал Бога, и счел за лучшее похоронить Голема в чумной могиле на Виселичном верхе (ныне - пражский район Грдлоржезы к востоку от Жижкова).

Сегодня Голем так или иначе присутствует в Праге на каждом шагу. На витринах сувенирных лавочек можно увидеть открытки с Големом, майки с его изображением, брелоки для часов, плакаты, статуэтки из керамики и пластмассы - на любой вкус. Легендарное существо стало героем не только романов и мрачных экспрессионистских фильмов начала XX века, но и детских мультиков.

Из книги Как зовут вашего бога? Великие аферы XX века [журнальный вариант] автора

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

ПРАЖСКИЙ ГРАД Прага, расположенная на реке Влтаве, по праву считается одним из самых красивых городов мира. И действительно, немного есть городов в Европе, которые при самом своем рождении получили бы в дар такое красивое месторасположение. Но прежде чем город стал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Град (Пражский) Град Пражский (Prazsky hrad), историческое ядро г. Праги, укрепленная резиденция чешских правителей и архиепископов. Основан в 9 в. на месте древнеславянского городища. Расположенный на холме на левом берегу р. Влтава, Г. представляет собой сложный комплекс

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

автора Новиков В. И.

05. Пражский град Вот этот силуэт на холме над городом, подсвеченный желтым и зеленым сказочный замок со шпилями – это и есть Град (Pra?k? Hrad), главная мишень всех приезжающих в Прагу туристов. Про него всем известно, что он самый большой в Европе и что здесь живет президент.

Из книги Великие аферы XX века. Том 1 автора Голубицкий Сергей Михайлович

Голем (евр.) - «комок» - могучее человекоподобное мифическое существо, слепленное из глины. Послушен и глуп, исполняет простые домашние работы, но может выйти из повиновения (обычно от неправильного обращения) и тогда становится

Из книги автора

Из книги автора

ПРАЖСКИЙ ГРАФОМАН Альманах (позднее журнал) Союза русскоязычных писателей в Чешской Республике. Выходит за счет личных средств авторов и при поддержке Пражского магистрата. Объем - 150 полос. «Для нас, - говорит Наталья Волкова, - это фактически возможность выйти из

Из книги автора

Голем (Der Golem) Роман (1915)Прага, начало века. Повествование ведется от первого лица. Герой не то спит, не то бодрствует. Лунный луч падает в изножие его кровати. Герой ощущает, что его спящее тело лежит в кровати, а «чувства отделились от тела и больше от него не зависят»…Вдруг

Из книги автора

Голем Бюно вернулся в легендарный гостиничный номер 1162 и с головой ушел в подготовку революции. Хотя, по большому счету, готовить было нечего: с Теодором Рузвельтом Бюно встречался 10 октября 1903 года, а революцию в Панаме сыграли уже 3 ноября. Из чего следует, что

25Янв

Что такое Голем

Голем – это жуткий монстр, изготовленный из глины в форме огромного человека, основная цель которого защита и исполнение желаний своего создателя.

Происхождение големов или кто их придумал?

Данные существа происходят из еврейского . В большинстве историй, создателями големов были раввины. Основная идея заключалась в том, что святой человек и его близость к Богу, получает божественную силу, которая может вдохнуть жизнь в глиняную фигуру. Но, так как создатель голема не является Богом, то и даровать душу своему созданию он не может. Таким образом, творение уступает человеку в форме, интеллекте и свободе воли. Также из-за отсутствия души големы лишены дара речи.

Большинство историй о големах датируются периодом средневековья. По большому счету эти создания выступали защитниками еврейского народа или карающей силой против обидчиков.

Голем в легендах. Инструкция как создать голема в домашних условиях?

В некоторых легендах описан процесс создания данных существ. После изготовления глиняной фигуры, святой человек должен написать на лбу священное слово, оживляющее монстра. В некоторых источниках сказано, что это слово писали на листе бумаги или табличке, затем помещали ее в рот голему. В первой опубликованной истории об этом чудовище, а именно в коллекции еврейских сказок от 1847 года указано, что для оживления нужно написать слово «Эмет» (истина ). Для отключения необходимо стереть первую букву в слове, что бы получилось – Мет (смерть ). После чего жизнь покинет глиняную форму.

Позже, в 19-м веке, голем вошел в сферу западноевропейской культуры и фольклора. Христианское духовенство начало использовать его образ как символ чрезмерной опасности при использовании . Под этим влиянием появилась история о том, как создатель теряет контроль над созданным существом.

Искусственно созданное человеком, в которое кабалисты, с помощью оккультных наук вдохнули жизнь. Преимущественно создавались из глины, камня, металла. Внешне, голем напоминал человека.

Создание голема, часто сравнивают с библейским сотворением Адама. Где бог лепит человека из глины и вдувает в него жизнь. Но в отличии от библейского Адама, голем существо бездушное, не имеет речи и мышления. При создании голема, фигурку рекомендовалось лепить ростом с десятилетнего ребенка. Оживленный голем быстро растет, и его сила достигает нечеловеческих размеров. Голем подчинен своему создателю, его основная функция защита, также его используют для различных целей в быту. Где нужно применить силу.

Помимо исполинской силы, големы не поддавались практически никакой магии. В мифологии известны случаи, когда голем вырывался из-под воли своего создателя. Превращаясь в ослепленное ненавистью существо. Снося все на своем пути и убивая всех, кто рядом. В том числе своего создателя.

Голем встречается в сказаниях многих народов. У евреев- это великан из глины.

Самая известная легенда о големе, это пражский голем. Его создал для охраны еврейского народа пражский раввин Лев. В предрассветный час раввин с двумя помощниками, на берегу реки Влатвы, вылепил человеческую фигуру, ростом с 3 локтя. Проведя магический ритуал и вложив в рот голема шем (тайное имя бога), Лев оживил глиняное существо.

Голем был похож на уродливого мужчину, лет 30ти. Его сила во много раз превосходила человеческую. Днем голем был слугой и выполнял поручения раввина. Ночью охранял еврейский квартал. По легенде голем изначально не употреблял пищи и не говорил ни слова.

Но позже у него проснулся зверский аппетит, и составляло большого труда накормить голема.

Также, спустя время парижский голем стал говорить короткими фразами и показывал задатки разума. Так он спрашивал у преподобного Леве:

  • - Кто есть голем?
  • - Кто отец и мать голем?
  • - Для чего голем?
  • - Голем не хочет быть один.

То есть ему стало известно чувство одиночества. Голем стал осознавать себя, проявлять эмоции. Он начал играть с детьми в догонялки, хотя его громоздкое неуклюжее тело ему этого не позволяло. Голема стало тянуть к детям и к людям. Он хотел общения. Но люди в страхе бежали от него. Дети не хотели брать пражского голема в свои игры.

Так защитник еврейского гетто, был изгоем. От него требовали подчинения и помощи, но дать ему ничего не могли.

По легенде раввин каждую пятницу вечером вынимал из пражского голема шем, чтобы он не мог действовать. Так как раввин в субботу был в синагоге. Но однажды праведный Лев забыл обездвижить своего подчинённого. И пражский голем взбунтовался. Он громил дома и имущество жителей еврейского квартала. Люди в панике разбегались от голема. Возможно чувство безысходности и одиночества толкнули его в объятия ненависти.

Раввин смог вытащить шем из взбунтовавшего голема. После он отнес его безжизненное тело на чердак синагоги и схоронил под священными писаниями. Позже в 1920 году чешский журналист поднимался на чердак, но кроме мусора там ничего не обнаружил.

По другой версии, пражский голем влюбился в дочь раввина Мириам. Она в шутку назвала себя невестой голема. Глиняный человек следовал за ней по всюду и не давал раввину вытащить шем. Он все больше выходил из подчинения и по неосторожности разрушал, все что было рядом. Тогда раввин подговорил Мириам, и она, поддавшись уговорам отца, обездвижила голема.

Есть еще версия, что голем просто стал не нужен раввину и жителям еврейского квартала. Он выполнил свою миссию. Евреям ничего не угрожало. И преподобный Лев просто усыпил его. Проведя тот же ритуал, что и при воскрешении, но в обратном порядке.

Жители Праги до сих пор верят, что их голем оживает каждые 33 года. И встаёт на защиту их города.

Легенда о големе это предупреждение о том, что человек не сможет подменить бога. Что созданное человеком существо, не будет полноценным, в нем не будет души. Создание голема это мистический путь, по которому может пройти только чистый помыслами и праведный человек. Каким был раввин Лев.

Известна еще одна легенда о создании голема. В ней пророк Иеремией при создании глиняного человека, написал ему на лбу «Бог есть правда». Но голем выдернул нож у пророка и переделал надпись в «Бог мертв». Это говорит о мистической злобной силе, появляющейся при создании голема.

В русских сказаниях тоже есть существа, чье создание похоже на создание голема. Это Снегурочка и Глиняный Парень, у которого, как и у пражского голема был безудержный аппетит. Он ел не только обычную еду, но и всех попадающихся на пути людей и животных. Единственным отличие персонажей русского фольклора, от легенды о пражском големе, это то что они изначально могли думать и говорить.

Всем известный литературный персонаж Франкенштейн, тоже голем. Только телом ему послужила не глина, а тела разных людей. И оживал он не с помощью оккультных знаний, а с помощью науки.

Виды големов

В разных мифологиях големов различают по видам:

  • Каменный голем. Похож на кусок ожившей скалы. Место обитания горы.
  • Голем земли. Живет преимущественно на равнине. Из себя представляет небольшой холм. Не такие агрессивные как каменные големы.
  • Огненный голем. Место обитания вулканы. Обладает разумом. Их часто сравнивают с . Наделены магическими силами.
  • Голем воды. Оживший сгусток воды. Также имеет разум. Менее агрессивен, чем предыдущие големы.


Представление в лондонском мюзик-холле. Ведущий комедиант Дэн Лено объявляет публике: начнем с конца.

Элизабет Кри входит утром в спальню своего мужа, репортер и драматург Джон Кри мертв. Прибывший к месту происшествия констебль обнаруживает в камине пепел от сгоревших бумаг покойного. Предсмертной записки тот не оставил. Горничная Эвелин находит на кухне пузырек из-под яда. Лекарство Джону обычно подносила перед сном жена. Вечером супруги шумно ссорились. Элизабет арестована, она подозревается в убийстве мужа.

Шоу в мюзик-холле. На сцене Дэн Лено в женском платье и парике. Любимица мюзик-холла малышка Лиззи обвиняется в том, что она отравила мужа. Но город боялся голема из Лаймхауса. Кем он был? Кого он еще хотел погубить? Голем нанес удар за день до ее ареста.

Лаймхаус, Лондон, 1880 год. Инспекторы Скотланд-Ярда Робертс и Килдейр едут на место преступления. Поступило сообщение о пятерых погибших: лавочник мистер Джерард, его жена Мери, служанка и двое детей. По этому адресу уже было совершено убийство около 70 лет назад. Карету инспекторов осаждает толпа репортеров. Это дело рук голема? Когда будет пойман убийца? Инспектор Робертс самоустраняется от скандального дела, расследование предстоит вести Килдейру. В доме полно зевак. Тела погибших представляют собой жуткое зрелище, все кругом залито кровью. На стене надпись: быть пассивным зрителем, значит делить вину с преступником.

Килдейр берет себе в помощники констебля. Об инспекторе ходят слухи: он не из тех, кто женится. Возможно, по этой причине он уже много лет работает в отделе краж и мошенничества, расследование убийства ему поручено впервые. Килдейр пытается отыскать логику в действиях маньяка, которого все называют големом. Вчера зарезали семью лавочника, неделю назад – проститутку, еще ранее – пожилого ученого Соломона Вейла. Отрезанный член старика убийца оставил в качестве закладки в книге по еврейскому фольклору на странице с легендой о големе. Поэтому пресса и наградила маньяка этим прозвищем. Килдейр считает, что убийце это явно по душе, он пытается оставить какое-то послание. Инспектор предлагает констеблю отправиться в библиотеку. Килдейр уверен, что для Скотланд-Ярда он – козел отпущения, им в отличие от инспектора Робертса с легкостью пожертвуют. Репутация Робертса будет сохранена, а народ получит кровь, зрелища которой так жаждет.

Надпись на стене в спальне покойного лавочника – цитата из книги Томаса Де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств». Килдейр обнаруживает, что на полях ее страниц голем оставил дневниковые записи, в которых описывает все свои преступления. Детектив спрашивает, кто последний брал эту книгу. Библиотекарь утверждает, что в журнале посещаемости читального зала есть записи о посетителях, но кто какую книгу брал, установить невозможно. 24 сентября (дата последней дневниковой записи) читальный зал посетили четверо мужчин: Дэн Лено, Карл Маркс, Джордж Гиссинг и Джон Кри. Детектив дает поручение констеблю раздобыть образцы почерков всех этих людей.

Килдейр посещает зал судебных заседаний, где проходит процесс над Элизабет Кри. Обвиняемая утверждает, что незадолго до смерти ее муж пребывал в подавленном состоянии, написанная им пьеса «Перекресток беды» провалилась. Судья сомневается в искренности Элизабет, ведь та – актриса. Сейчас она исполняет роль леди. Но Лиззи была внебрачным ребенком, родилась в неблагополучном районе Лондона. Девочкой она шила паруса и довольно много времени проводила в доках с мужчинами, которым приносила свой товар. Зрители в зале суда смеются над сальными намеками в адрес обвиняемой. Элизабет утверждает, что была набожным и невинным ребенком. Мать была чрезмерно строга с Лиззи. Она жестоко наказала дочь, когда заподозрила, что та позволяет мужчинам совершать с ней непотребства (с тех пор у Элизабет все связанное с сексом вызывает страх и отвращение). Судья прерывает откровенный рассказ Элизабет и объявляет перерыв.

Бывший работодатель Джона Кри не смог предоставить образец его почерка, рукописи репортеров не хранят. Килдейр читает запись голема от 5 сентября, когда была убита первая жертва – проститутка. Он представляет убийцей Джона Кри. Инспектор даже находит некоторую логику в действиях маньяка. Тот воображает себя своего рода творцом, как в книге Де Квинси. Убийство проститутки, по словам преступника, было скромной, приватной репетицией. Своей жертве он вырезал глаза, поскольку боялся, что в них мог отпечататься его силуэт.

Килдейр посещает тюремную камеру Элизабет Кри. Та говорит, что великий комик Дэн Лено часто затрагивал в своих шоу тему несправедливости по отношению к женщинам. Но грань между комедией и трагедией слишком тонка. Килдейр утверждает, что не стал бы осуждать Элизабет за то, что она отравила мужа, у нее могли быть на то веские причины. Та свою вину отрицает. Килдейр говорит, что Джон Кри подозревается в серии жестоких убийств. Если его почерк совпадет с тем, что обнаружен в книге, к утверждению Элизабет о самоубийстве Джона прислушаются, и тогда ее могут освободить. Элизабет говорит, что упустила свой шанс стать актрисой. Единственный шанс раскрыть нашумевшие убийства потеряет и Килдейр. Свои бумаги Джон сжег, доказать, что он – голем, не получится. Элизабет рассказывает инспектору о том, как складывалась ее судьба в юности. Ее мать рано умерла, Лиззи росла в мюзик-холле. Ее наставником и покровителем стал Дэн Лено. А первой ее любовью были книги.

Об ее отношениях с Лено Элизабет спрашивают и во время судебного заседания. Сторона обвинения напоминает, что Дэна Лено недавно допрашивали по делу голема, но актер был отпущен за недостаточностью улик.

Килдейру удается выяснить, что платье убитой проститутки ранее было сценическим костюмом Лено. За год до этого актер продал его лавочнику, которой торговал подержанными вещами. Лавочник и его семья также стали жертвой голема. Но Дэна Лено после допроса отпустили.

Килдейр снова наносит визит в тюрьму. Он говорит Элизабет Кри, что для нее голем по-прежнему опасен. Женщине грозит смерть, ее могут повесить. Элизабет рассказывает, как познакомилась со своим будущим мужем. Джон Кри пришел в мюзик-холл, чтобы взять интервью у актеров труппы. На привлекательного джентльмена обратила внимание одна из ведущих актрис – Элеонор. Но тот был очарован юной Лиззи, про которую Лено сказал, что у нее настоящий талант. В то время Лиззи не выступала на сцене, в труппе она была девочкой на побегушках. Карлик Виктор во время ужина начал отпускать похабные шуточки в ее адрес. Лиззи пожаловалась Джону. Утром Виктора обнаружили мертвым. Вечернее шоу Лено решил посвятить памяти Виктора. На сцену впервые вышла Лиззи. Ее номер имел успех у публики. Девушка выступала в костюме морячка. Дэн сам часто наряжался для шоу женщиной, но он спросил, почему Лиззи выбрала такой сценический образ. Та ответила, что таким образом намеревается отпугнуть от себя мужчин.

Инспектор Килдейр и констебль встречаются с Карлом Марксом. Тот утверждает, что убийства голема носят ритуальный характер. Маньяк уничтожает символы Лондона. Килдейр просит Маркса предоставить ему образец почерка. Маркс соглашается написать продиктованную фразу. По мнению Килдейра философ и социолог мог совершить убийство проститутки, чтобы привлечь внимание к своим идеям. Но когда в тексте дневника речь заходит о убийстве еврея, инспектор понимает, что подозревать в этом Маркса – нелепо. Он не мог этого сделать.

В зале суда допрашивают Эвелин. Она утверждает, что отношения между супругами Кри были натянутыми, накануне убийства у них случилась шумная ссора. Эвелин слышала слова Джона: «Ты чертовка, это твоих рук дело». Это равнозначно смертному приговору Элизабет.

Килдейр пытается убедить Элизабет, что ей следует заявить: показания Эвелин продиктованы чувством ревности. Та говорит, что никогда не препятствовала отношениям между Джоном и Эвелин. Элизабет согласилась выйти замуж за Джона только потому, что рассчитывала на главную роль в его пьесе. Это был брак по расчету, хотя Дэн Лено всячески ее от этого отговаривал. Сценическая карьера Лиззи в тому времени была на пике, Джон как начинающий драматург тоже был в ней заинтересован.

Инспектор Килдейр и констебль ищут последнего подозреваемого по делу голема – Джорджа Гиссинга. Его обнаруживают в Лаймхаусе, в подпольном опиумном притоне. Гиссинг здесь работает, пишет романы о жизни городской бедноты. Килдейр полагает, что ученый, женившийся на падшей женщине, вполне может оказаться убийцей старого еврея. Он диктует Гессингу текст из дневника голема. Почерк не совпадает. Но Килдейр обнаруживает место в записях настоящего убийцы, на которые он раньше не обратил внимания. Голем купил запонки в лавке подержанных вещей. Инспектор проверяет журнал лавочника от 10 сентября, там присутствуют две знакомые фамилии – Кри и Лено. Теперь Килдейр склонен считать големом Дэна Лено.

Килдейр и констебль приходят на новое шоу мюзик-холла под названием «Синяя борода». После представления они наносят визит в гримерку Лено. Актер не покупал запонки, о чем свидетельствуют выписки из его счетов. В указанный день он приобрел женскую шляпу. Ссылаясь на занятость, Лено отказывается предоставить инспектору образец почерка, он обещает зайти для этого завтра на Скотланд-Ярд. Но пока актер снимает грим, он может отвечать на вопросы о Джоне Кри. Лено говорит, что видел покойного вечером, когда состоялась премьера его пьесы. Спектакль провалился. В настоящее время театр принадлежит Лено, он стал директором после смерти предыдущего управляющего, которого все называли Дядя. Килдейр спрашивает, почему Элизабет не хочет называть своего покойного мужа убийцей. Инспектора также интересуют подробности смерти Виктора. Лено считает, что кончина Дяди имеет большее отношение к расследуемому делу.

Килдейр задает вопросы о Дяде Элизабет. Та рассказывает, что управляющий склонял ее к порнографическим фотосъемкам. Этим занимались многие актрисы. Лиззи с возмущением отвергла неприличное предложение. Дядя взял девушку силой и лишил ее невинности. Лиззи рассказала обо всем Джону. Тот, чтобы вернуть ей честь, сделал Элизабет предложение, она стала его женой. Через три дня после этого Дядя умер. Килдейр полагает, что его убил Джон. Элизабет утверждает, что не нуждается в помощи, и спасения она не заслуживает. После заключения брака Джон стал требовать от Лиззи интимных отношений. Той это было настолько невыносимо, что она наняла Эвелин горничной. Элизабет платила актрисе в два раза больше, чем та зарабатывала в театре. В условия их договора входило, что Эвелин будет вместо нее выполнять супружеские обязанности.

Элизабет ждала, когда же будет написана пьеса, в которой ей обещана главная роль. Но оказалась, что Джон даже не приступал к ее написанию. Элизабет пришла в читальный зал, где муж якобы работал над пьесой, и устроила ему скандал. Тот решил, что причиной недовольства жены является чувство ревности по отношению к Эвелин. Джон приступил к написанию новой пьесы, и там роли для Элизабет не предусмотрено. Ведь теперь она – леди, ей не место на сцене. Элизабет поставила «Перекресток бед» сама, без разрешения мужа. Спектакль был освистан публикой. Возле театра между супругами произошла шумная ссора. На стороне Джона была Эвелин, Элизабет защищал Дэн. Взбешенный Джон уехал один. Килдейр говорит, что в тот вечер голем совершил убийство семьи лавочника. Инспектор уговаривает Элизабет признаться в том, что она отравила мужа, поскольку боялась за свою жизнь. В этом случае присяжные могут ее пожалеть. Элизабет говорит, что не нуждается ни в чьей жалости.

Присяжные выносят приговор: виновна. Элизабет Кри повесят завтра утром в десять часов утра. Килдейр не теряет надежды спасти Элизабет. Он хочет доказать, что Джон Кри был убийцей. Элизабет хочет, чтобы инспектор разоблачил голема. Она говорит, что у Дэна Лено сохранился экземпляр пьесы «Перекресток зла». Но Килдейр не может сравнить почерк – у Лено только печатный вариант. Оригинальная рукопись находится в библиотеке, которая откроется лишь утром.

Килдейру удается прибежать к месту казни в последнюю минуту. Он добивается отсрочки исполнения приговора на час для того, чтобы убедить за это время судью изменить решение. Инспектор просит Элизабет написать расписку о том, что ее покойный муж был убийцей. Женщина пишет: Я и есть голем. Килдейр с ужасом обнаруживает, что почерк Элизабет идентичен тому, которым сделаны записи маньяка. Все эти ужасные преступления совершила Элизабет.

Килдейр в шоке. Он сжигает признание Элизабет. Женщина казнена. Джона Кри все считают големом. Жители Лондона ликуют: ужасные преступления наконец раскрыты. Инспектор Килдейр получает повышение. Вечером они вместе с констеблем идут в мюзик-холл. Здесь новое шоу. Оно посвящено жизни Лиззи. Дэн Лено решает начать историю с конца, то есть с казни Элизабет. В главной роли – Элеонор. Актриса погибает во время спектакля (никто не проверил реквизит на безопасность). Лено решает, что шоу должно продолжаться. Публика, как всегда, жаждет крови. Великий комик сам сыграет Лиззи. Это будет триумфом, которого она так хотела.


Человек так устроен, что всегда хотел уподобиться Богу - тоже стать Творцом, Создателем.В принципе, это, наверное, заложено в самой природе человека, ибо сказано, что Бог создал нас по своему образу и подобию.В священных книгах типа Библии, Корана об этом очень подробно говорится.

Например, в 32-й суре "Челобитие" говорится, что Аллах сотворил Адама из глины: "Он - Тот, Кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины" (32:6-7).

Видимо, поэтому человек и стремился всю дорогу создавать себе подобных, помимо естественного пути - размножения. В более позднем варианте это Пиноккио (в русской версии - Буратино), в еще более поздней - всякие человекоподобные роботы, создание человека из пробирки, клонирование и т.п. Но тут мы не изобрели ничего нового, потому что сотворение искусственного человека из земли, глины встречается в антропогонических мифах многих народов, например, египетских, шумеро-аккадских; в частности, существует аккадское сказание о сотворении людей из глиняных статуэток, причем они были созданы парами, а жизнь в них была вселена через пуповины - практически как и полагается по природе. Об этом же говорится и в других источниках. Но все их рассмотреть просто нереально, поэтому остановимся на одном представителе из древних мифов - Големе.

Голем - персонаж еврейской мифологии. Человек из неживой материи - глины, оживленный каббалистами с помощью тайных знаний, - все по той же аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины.

Слово "голем" происходит от слова на старом иврите "гелем", обозначающего "необработанный, сырой материал", либо просто "глина". Корень -ГЛМ- встречается в Танахе в слове на старом иврите "галми", обозначающем "моя необработанная форма". Потом, в старом идише, слово "гойлем" приобрело переносное значение "истукан", "глупый и неповоротливый человек", "болван", перекочевавшее и в современный иврит.

Еврейские мифы нашли свое неожиданное продолжение в весьма распространенной, возникшей в Праге еврейской народной легенде об искусственном человеке, созданном из глины для исполнения разных "черных" работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и, главным образом, для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения. Далее по легенде Голем, исполнив свое задание, превращается в прах. Создание Голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги Махаралю Йехуде Бен Бецалелю или рабби Леву (Лейбу), человеку, кстати, вполне реальному, родившемуся в начале XVI века. Легенда эта относится к началу XVII века. Ее изложил в романе "Голем" Густав Майринк.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. Считается также, будто Голем возрождается к новой жизни каждые тридцать три года.

Позднее тему Голема часто использовали и в поэзии, и в художественной литературе, и в театральных пьесах, и в кино, и даже в компьютерных играх. Один из самых первых фильмов - фильм 1920 года "Голем: как он пришел в мир". В нем блистали тогдашние звезды Пауль Вегенер и Лида Салмонова.

Но как же он был создан - согласно легенде старой Праги? Дело было в далеком 1580 году. Евреи, как известно, в Праге селились кучно - в т.н. Еврейском городе (на тот момент Йозефове), жили тихо, никому не мешали, наоборот - только помогали. Среди них были ювелиры, лекари, ростовщики (банкиры) и представители других полезных профессий. Однако периодически церковь устраивала на них гонения, но все как-то затихало. И вот один священнослужитель по имени Тадеуш, ярый противник евреев, в очередной раз попытался нарушить покой и согласие и спровоцировать новые суеверные обвинения против евреев. Рабби Лев предложил тогда пражскому кардиналу организовать научную духовную полемику. Наибольший интерес вызывали вопросы, используют ли евреи при праздновании Песаха (Пасхи) кровь христиан и виновны ли евреи в распятии Иисуса Христа. Рабби Лев убедительно доказал, что согласно Талмуду употребление какой-либо крови, в том числе и животных, евреям строго запрещено. К вопросу о вине евреев в смерти Христа рабби Лев заявил, что Христос умер на кресте, дабы искупить грехи человечества. Произошло это с помощью евреев, потому что так решил Бог. Христиане, наоборот, должны быть благодарны евреям, потому что иначе христианство могло бы и не возникнуть.

Потом рабби Лев во сне задал Богу Яхве вопрос, какими средствами начать борьбу со злым врагом. И Бог прислал ему ответ, внятно разложенный по алфавиту: Ata Bra Golem Dewuk Hachomer Wrtigzar Zedim Chewel Torfe Jisrael, что означало "Сотвори Голема из глины и уничтожь пошлую чернь, пожирающую евреев".

Рабби Лев, будучи очень сильным каббалистом, истолковал "присланное" сочетание слов так, что он может при помощи открытого ему Небом числа букв создать из земли - глины - живое существо. Он позвал своего зятя Ицхака бен Симеона и его ученика, левия Якоба бен Хайим Сассона, и поведал им тайну о возможности создания Голема, но объяснил, что один не справится: "Я требую вашей помощи потому, что для его сотворения нужны четыре стихии: ты, Ицхак, будешь стихией огня, ты, Якоб - стихией воды, я сам - стихией воздуха, мы вместе создадим из четвертой стихии - земли - Голема". Он подробно объяснил им, что для начала надо пройти освящение и очиститься, дабы подготовиться к великому делу сотворения искусственного человека, и научил их тому, как нужно это сделать. (Как именно надо было "освящаться" и "очищаться" - к истории непосредственного отношения не имеет.)

Когда два "волонтера" прошли все обряды и были готовы, настал судьбоносный "День Икс", который также был вычислен при помощи каббалистических знаний. Работа проходила при свете факела и под чтение псалмов. Все трое дружно вылепили из глины фигуру мужчины и положили лицом вверх. Потом стали у его ног так, чтобы смотреть ему прямо в лицо. Рабби Лев приказал Ицхаку семь раз обойти вокруг глиняного тела справа налево, научив его предварительно священному слову из книги Сефер Ецира, с помощью которого можно оживить Голема. Ицхак обошел и произнес заветные слова. После этого глиняное тело стало огненно-красным. Ицхак, как мы помним, олицетворял стихию огня.

Тогда рабби Лев велел и левию Якобу обойти тело справа налево тоже семь раз, сообщив и ему определенные для его стихии слова. Когда тот завершил свое задание, огненно- красный цвет исчез, и в глиняном теле потекла вода; из кожи пробились волосы, а на пальцах рук и ног начали расти ногти. Якоб, таким образом, исполнил свое предназначение, выступив в роли стихии воды.

Тут рабби Лев сам обошел глиняное тело, вложил ему в рот написанный на пергаменте шем (каббалистическую комбинацию букв имени Бога) и, кланяясь к востоку и западу, югу и северу, все трое одновременно произнесли слова: "И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою". Так благодаря трем стихиям (огню, воде и воздуху) четвертая стихия - земля - ожила. Голем открыл глаза.

Увидев это, рабби Лев сказал ему: "Вставай на ноги!" Голем встал. Потом на него надели одежду шамеса, и вскоре он выглядел, как нормальный человек. Только дара речи ему не доставало. Но позже выяснилось, что так даже лучше. На рассвете все четверо пошли по домам.

Пока шли, рабби Лев решил просветить свое детище, кто он и зачем явился на этот свет, и сказал: "Знай, что мы тебя сотворили из кома земли. Твоя задача - защищать евреев от преследований, тебя будут звать Йозеф, и ты будешь ночевать в раввинате. Ты, Йозеф, должен слушаться моих приказов, куда и когда бы я тебя ни послал - хоть в огонь и воду; ты должен слушаться моих приказов, если я тебе прикажу прыгнуть с крыши и если я тебя пошлю на дно моря". Йозеф кивнул головой в знак согласия. Рабби Лев привел "Йозефа" домой и сказал домашним, что на улице встретил немого незнакомца, и так как ему стало его жалко, он принял его в слуги раввината. Однако дома он запретил использовать Голема для личных нужд.

Прошло семь лет. Все эти годы "Йозеф" исполнял все приказания рабби Лева, исполнял хорошо. Далее в легенде возникает упавшая Тора. Случилось так, что в День Примирения в 1587 году в Староновой синагоге, где молился рабби Лев, глава общины уронил Тору, кладя ее в шкатулку после послеобеденного чтения. Событие вызвало среди всех собравшихся членов общины совершеннейший ужас, так как с незапамятных времен такой случай считался чуть ли не самым дурным предзнаменованием. Рабби Лев тоже взволновался и сразу приказал всем присутствующим на следующий день начать поститься. В понедельник он испросил во сне у Бога, какой грех является причиной этого дурного события. На этот раз Бог не дал ему внятного ответа, "продиктовав" лишь отдельные буквы, которых рабби Лев никак не мог истолковать. Тогда он записал их на бумажке и отдал Голему, поручив найти из них ответ ему.

Голем, просмотрев на клочок бумаги, сразу же вынул из книжного шкафа один молитвенник, открыл его и показал ту главу, которую в день смирения читали из Торы. Буквы, показанные во сне рабби Леву, были сокращенной записью заповеди "не желай жены ближнего твоего".

Увидев это, рабби Лев понял, что уронивший Тору глава общины состоял во внебрачной связи, поэтому Тора и выскользнула у него из рук. Он позвал главу общины к себе и доверительно рассказал ему о словах из сна. Тот, плача, признался в своем грехе, что действительно является любовником замужней женщины, и просил раввина назначить ему покаяние. Но рабби Лев пошел еще дальше, расторгнув по законам Моисея брак неверной жены и ее мужа.

Далее Голем выполнял много других поручений, но однажды пришел в ярость. Случилось это накануне шаббата. Рабби Лев ввел обычай давать Голему по пятницам после обеда своего рода дневной план на субботний день, потому что в шаббат он хотел общаться с ним только в крайнем случае. Как правило, рабби Лев велел ему не делать в шаббат ничего другого, кроме как стоять на посту и быть осторожным. Но в одну из пятниц рабби Лев забыл после обеда дать Голему его план на завтрашний день.


Так Голем впервые остался без задания. Едва пятница подошла к исходу и все готовились к шаббату (шаббат у евреев начинается не с утра субботы, а с вечера пятницы), Голем стал бегать, будто бешеный, по еврейскому кварталу, бить и крушить все вокруг, и ничто не могло устоять перед его могучей разрушительной силой - так его взбесил и напугал тот факт, что о нем забыли и у него нет никакого занятия. Увидев буйства Голема, люди убегали с криком: "Йозеф сошел с ума!" Тут же возникла страшная паника, и вскоре весть об этом донеслась до Староновой синагоги, где молился рабби Лев. Он выбежал и, не видя Голема, все-таки закричал в сторону улицы: "Йозеф, остановись!"

И тут люди увидели, что Голем сразу же остановился как вкопанный, преодолев силу своей ярости. Рабби Леву сообщили, где стоит Голем, раввин подошел к нему и шепнул на ухо: "Иди домой и ложись спать". И Голем послушался его как дитя. Затем рабби Лев вернулся в синагогу и приказал спеть еще раз песню для шаббата. Взволнованный рабби попросил всех свидетелей ничего не сообщать об этой истории властям, поскольку очень боялся закрытия синагоги за богохульный эксперимент по созданию искусственного человека. С этой пятницы никогда не случалось, чтобы он забыл дать Голему задание на следующий день, зная, что Голем способен опустошить всю Прагу, если его вовремя не успокоить.

После этого Голем вел себя послушно, все так же успешно защищал евреев, если в этом случалась необходимость, но прошло какое-то время и общине больше не грозила злостная клевета - император Рудольф II пообещал, что нападения христиан на евреев больше не будет, - и существование помощника стало излишним.

Тогда рабби Лев позвал к себе Ицхака и Якоба и сказал им: "Теперь Голем стал лишним, так как нам уже не надо опасаться злых обвинений. Поэтому мы должны уничтожить его". Все должно было происходить тайно. Было это в начале 1593 года.

В назначенный день рабби Лев приказал Голему, чтобы он на этот раз не ночевал в раввинате, а перенес свою постель на чердак Староновой синагоги и переночевал там. В два часа ночи к рабби Леву пришли Ицхак и Якоб, и он спросил их, может ли мертвый, т.е. не-живой, каким, по идее, является Голем, представлять собой, как и другие мертвые, предмет загрязнения. Это был очень важный вопрос, так как иначе священнослужитель не мог бы участвовать в уничтожении Голема, но рабби Лев решил, что на этот вопрос надо ответить отрицательно. Иными словами, если Голлем изначально был не-живой, то и греха убийства на священнике не будет.

Придя к такому решению, все трое поднялись со слугой на чердак синагоги и приступили к уничтожению Голема. Они делали все с точностью до наоборот по сравнению с той ночью, когда создавали человека из глины, т.е. если в ночь создания они стояли у ног Голема, напротив его головы, то сейчас они стали к его голове и смотрели на ноги. Каббалистические слова также читались наоборот.

После всех процедур Голем снова стал просто комком глины. Рабби Лев потом позвал слугу, Авраама Хаима, и приказал ему раздеть Голема до рубашки. Одежду он велел незаметно сжечь. Застывшего Голема потом укрыли старыми одеяниями и остатками книг, хранимых по еврейскому обычаю на чердаке синагоги.

Утром в еврейском квартале людям сказали, что Йозеф ночью исчез из города. Правду знали только несколько человек. Рабби Лев приказал объявить во всех синагогах и молитвенных домах о строгом запрете входить на чердак Староновой синагоги.

Вот такая легенда... На какое-то время о ней несколько подзабыли, однако о Големе снова заговорили в конце XVIII века, когда польский раввин Элия из Хелма выдвинул свою версию случившегося в Праге и якобы сам создал голема.

Говорят, правда, что пражского Голема до конца так и не удалось уничтожить, что глиняный человек продолжает ходить по улицам еврейского квартала Праги и пугать прохожих. Что его якобы даже видели, и не раз. Но это уже точно относится к легендам таинственного города Праги, причем более современным.

А вот тут уже пора перейти от легенд к реальности. Если проанализировать предания и исторические данные, то выявляются три факта, которые точно не являются вымыслом. Первый из них - приостановка пятничного богослужения рабби Левом, чтобы прекратить бесчинства некоего Йозефа. Второй - просьба к прихожанам (или посвященным в историю) не сообщать властям о каком-то эксперименте. И третий - запрет входа на чердак Староновой синагоги. Запрет действительно существовал, и даже была разобрана внешняя лестница, чтобы какой-нибудь любопытный туда не проник. Перед дверкой на чердак на высоте 10 м раньше была площадка, на которую вела деревянная лестница.

б этом свидетельствовали отверстия в стене для несущих балок. Позже они были замурованы. В XVIII веке главный раввин Праги Эзехиель Ландау (1713-1793) побывал на чердаке синагоги - приставив к стене переносную лестницу. Прежде чем подняться наверх, раввин прошел строгий обряд очищения, постился и молился. Потом в молитвенном облачении и с ремешками тефилим на голове вошел на таинственный чердак синагоги, в то время как его ученики ожидали внизу. Однако наверху он провел всего несколько минут, а когда вернулся, сильно дрожал. Что он увидел на чердаке, никому не сказал. "Пусть никто больше не осмеливается идти туда наверх и не тревожит покой Голема!" - обновил раввин строгий запрет входа на чердак.

Сегодня на чердаке Староновой синагоги нет никаких останков Голема. Но это не значит, что их там не было. На одной балке над дверью вырезана дата 1883, что говорит, что на чердаке был кто-то, кто мог останки убрать. Кстати, вход на чердак синагоги запрещен и в наши дни. По какой причине? Если из-за легенды о Големе, то этот запрет доказывает, что это не легенда!

Еще одним подтверждением реальности Голема может служить повторение 92-го псалма во время богослужения в Староновой синагоге. Эта традиция может быть напоминанием о давней приостановке проповеди раввина из-за дебоширства Голема. Подобной традиции нет ни в одной другой синагоге.

Тайна чердака синагоги и легенды о Големе очень сильно заинтересовали чешского исследователя и писателя Ивана Маркеля, который занимался этим вопросом около тридцати лет. В 1984 году он добился-таки разрешения подняться на чердак синагоги, обыскал с радаром весь чердак, прослушал стены, но ничего, естественно, не нашел.

Кстати, за весь ХХ век Маркель был вторым, кого пустили на чердак. Первым был пишущий на немецком языке журналист еврейского происхождения Эгон Эрвин Киш (1885-1948), также увлеченный легендой о Големе. Он побывал на чердаке в 20-х годах. У него был друг, тоже еврей, не менее увлеченный этой темой. С ним Киш познакомился в 1915 году. Тот служил в австро-венгерских войсках и переписывал некоторые части рукописи. В книге, которую он купил в польском городе Пршемысле, описана судьба Голема, старинного глиняного робота. Написана она сразу после смерти рабби Лева. Из текста следует, что тело Голема, вероятно, не осталось на чердаке Староновой синагоги. Вполне может быть, оно временно скрыто в одной из частей нынешнего Йозефова.

Маркель считает, что следы тела Голема могут вести в несколько разных мест в Праге. Чтобы лучше разобраться во всей этой истории, он изучил книгу, которую в 1909 году выпустил польский еврей раввин Юдель Розенберг. Эта книга - первое подробное повествование о жизни рабби Лева и возможного Голема. Розенберг утверждал, что перевел первоначальный еврейский текст - "Чудеса Махарала", написанный Исаком Кацем, учеником и зятем рабби Лева. Согласно этому сочинению Голема на самом деле оживляли с помощью шема, чему соответствуют и другие версии этой истории. Вполне возможно, что Кишу его друг рассказал именно о той книге, которая послужила основой труда Исака Каца.

Маркель в своих исследованиях опирался и на статьи Эгона Эрвина Киша, в частности, на статью в воскресном приложении к газете Prager Tagblatt от 12.9.1920. В ней Киш пишет, что наиболее результативно будет связать с исчезновением Голема слугу рабби Лева Авраама Хаима, который принимал участие в уничтожении тела. Вероятно, Хаим со своими родственниками тайно перевез Голема в подземное помещение пражской Пинкасовой синагоги. Спустя несколько дней он перемещает его в другой подвал на бывшей Цыганской улочке - в дом, который тогда частично принадлежал пражскому еврею Ашеру Бальбиреру. Оттуда Ашер Бальбирер перевез тело на частично заброшенное еврейское кладбище у телевизионной вышки на Жижкове, на бывшем Холме Виселиц Sibenicni vrch, ныне Фибиховой улице.

Не остался ли там Голем и поныне? Не является ли это вымыслом? Происхождение перевода Киша невозможно проследить, а в его рукописи есть несколько исторических неточностей, правда, не очень важных, да и кто застрахован от неточностей, тем более что речь идет о событиях пятисотлетней давности. Самая важная из неточностей - что еврейское кладбище для умерших от эпидемии чумы в то время еще не существовало, оно появилось спустя девяносто лет. Но могло ведь быть и другое кладбище?

Второй след ведет на Старое еврейское кладбище в Йозефове. След весьма правдоподобный. Дело в том, что в пражских архивах нашлась запись, что в 1883 году в синагоге проводился ремонт, при котором также заменили прогнившие балки на чердаке (вот откуда на балке цифры 1883) и на внешней стороне смонтировали временную лестницу из металлических скоб. Чердак был очищен, а обнаруженные вещи спущены вниз и закопаны на старом еврейском кладбище. Какие это были вещи, никто уже не знает, а архивные записи обходят этот момент молчанием: вещи, и все. Вместе с предметами могли вынести и тело Голема.

Если предположить, что члены еврейской общины в 1883 году нашли среди священных книг и молитвенного облачения человеческие кости (или что-то непонятное - типа фигуры из глины), то находку бы скрыли или тайно закопали на кладбище, потому что в то время снова поднялась волна антисемитизма, и евреев опять обвиняли в ритуальном использовании крови христиан.

Кстати, о вынесенных и закопанных вещах: какая такая необходимость была закапывать старый хлам четырехсотлетней давности и остатки книг? И именно на кладбище?! Не проще ли было это просто сжечь?

Далее история делает неожиданный поворот, которого никто не ожидал. В 1999 году к Ивану Маркелю обращается индонезиец Тедди Сунарди, который изучает право в Карловом университете. Он и вносит в расследование удивительный поворот. Индонезийца, мать которого чешка, с детства посещают странные сны и видения с незнакомой старой площадью с колонной или другими неизвестными ему местами, напоминающими улицы какого-то старого европейского города. Он зарисовывает эти места и жутко удивляется, когда в его рисунках мать узнает Староместскую площадь!

Индонезиец позже идентифицирует свои сны и с другими пражскими местами, в первую очередь со старым пражским Еврейским городом в том виде, каким он был перед обширной перестройкой в конце XIX века. Молодой человек попал в Прагу только на учебу, в детстве мать его туда не возила, и он не видел эти места даже на фотографиях. Но индонезийский студент знает такие подробности о старой Праге, которые могут знать только специалисты по ее истории. Председатель клуба "За старую Прагу" доктор философии Катержина Бечкова проверяла его память, показывая ему старые фотографии разных мест Еврейского города до перестройки. Тедди пробовал отвечать, что где. Результаты были поразительные - около 80 процентов четких попаданий!

Экстрасенсы, подключенные к исследованиям, выяснили, что Сунарди во сне разговаривает с давно умершими людьми, среди которых и пражский раввин Якуб Шмилес (1570-1634). Он в одном из снов сообщил студенту, что тело Голема лежит в пражском Йозефове в доме, где через шестьдесят дней умрет человек. Вычисленная дата приходилась на 31 июля 1999 года, когда смерть действительно посетила дом №849/6 на пражской улице У Милосердных. В подвале этого дома Маркель потом искал закопанного Голема, и снова с радаром. Поиск не увенчался успехом, но чешский исследователь пришел к шокирующей взаимосвязи: этот дом расположен в нескольких метрах от бывшей Цыганской улочки, которую упоминает рукопись Киша!

Или тело Голема (человеческий скелет, глиняная фигура или остатки таинственного механизма - такая версия тоже имела место, ведь рабби Лев был известен своей мудростью, обширными знаниями естественных и тайных наук. Он мог, например, построить искусственный механизм. Хоть это и кажется менее правдоподобным, но эту версию нельзя полностью исключить) похоронено в другом месте и лежит где-то поблизости от этой пражской улочки и ждет своего первооткрывателя?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: