Образовательный портал - Kuveys

Конечной целью и ключевым фактором специфического и педагогического процесса по формированию двигатель­ных навыков, морально-волевых и психологических качеств обу­чаемых является физическое совершенство, которое предполагает высокий уровень физического состояния, физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности.

Физическое состояние оценивается по сумме показателей физического развития, состояния здоровья и физической подго­товленности личности.

Физическое развитие характеризуют такие морфологиче­ские показатели, как рост, вес, окружность груди, развитие мы­шечной системы. Сюда включаются жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др. Уро­вень физического развития определяется по данным внешнего ос­мотра и антропологическим измерениям.

Состояние здоровья зависит от нормального функциониро­вания всех органов и систем человека, а также от наличия или от­сутствия болезней, морфологических изменений организма обу­чаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского ос­мотра (диспансеризации).

Физическая подготовленность слушателей предполагает разносторонние двигательные способности, оптимальный уровень развития физических и прикладных навыков. Она совершенствуется под влиянием систематических занятий фи­зическими упражнениями, с помощью которых развивается сила, быстрота, выносливость и ловкость.

Под влиянием упражнений значительно улучшается функ­циональное состояние организма обучаемого. При этом совершен­ствуются функции нервной системы, которые затормаживают процессы возбуждения, регулируют реакции на изменение ситуа­ции.

У натренированных слушателей сердечно­сосудистая система на различные нагрузки реагирует рационально. Так, при резких ее увеличениях она характеризуется экономной работой органов кровообращения и сокращением восстановитель­ного периода. Повышенный объем легких обеспечивает хорошее снабжение кислородом крови и повышает ее защитные свойства. Это, в свою очередь, благотворно сказывается на деятельности других систем и органов.

Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме человека. Так, в мышцах увеличивается содержание гликогена, являющегося основным энергетическим веществом. Он расходуется экономно, окисление продуктов распада происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется. Проис­ходят и другие благоприятные процессы в организме, что способ­ствует укреплению здоровья, а также общей и профессиональной работоспособности.

Учебные занятия, тренировки в секциях улучшают физиче­ское развитие, укрепляют здоровье, повышают уровень разносто­ронней физической подготовленности слушателей, то есть являются основным средством физического совершенствова­ния

Физическая подготовленность слушателей сти­мулирует умственную деятельность, способствует лучшему освое­нию учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию негативных факторов. Высокий уровень физической подготовленности находится в прямой зависимости от профессиональной деятельности и позво­ляет слушателям четко выполнять свои функции, пре­одолевать физические нагрузки, нервно-психические напряжения, восстанавливаться в небольшие промежутки времени между уче­бой и отдыхом. Физически подготовленные слушатели менее подвержены утомлению, быстро усваивают учебный мате­риал, как правило, хорошо учатся, становятся хорошими профес­сионалами.

Известно, что новые технологические системы, применяе­мые в учебном процессе, не снижают, а, наоборот, подчеркивают роль человека в управлении. Человек остается важ­нейшим и наиболее надежным звеном любой системы управления. Степень его надежности зависит от технических, физиологиче­ских, организационных и других факторов. Поэтому важно систе­матически повышать и поддерживать на определенном уровне фи­зическое состояние обучаемых. Это осуществляется за счет систе­матического выполнения специфических упражнений, которые положительно влияют на физическое состояние, особенно на вы­работку тонкой двигательной координации.

Чрезмерное наращивание физической силы вызывает ско­ванность и напряженность, затрудняет овладение тонкими двига­тельными навыками. Баскетбол, волейбол, настольный теннис, плавание способствуют развитию высокой проприоцептивной чув­ствительности и других важных качеств.

Физическое совершенство обучаемого определяется ком­плексными показателями его морфологических особенностей, функциональных возможностей и двигательных способностей. Формирование физического совершенства представляет собой многогранный процесс, который зависит от правильного исполь­зования средств, методов, организации и условий учебной дея­тельности педагогов, их материального благосостояния, а также от военно-социальных условий слушателей.

Следует учитывать, что курсанты во время учебы в ВУЗе заметно меняются морфологически, прибавляют в весе и росте. Это происходит за счет того, что в данные годы они за­крепляют и шлифуют навыки систематического физического со­вершенствования, приобретенные в школе. Слушатели становятся самостоятельными личностями и занимаются физическими уп­ражнениями вполне осознанно.

В ВУЗах имеются объективные предпосылки для раз­вития физических и духовных сил, морально-волевых и психоло­гических качеств обучаемых. В конечном счете, это ведет к гармо­ничному развитию личности, физическому совершенству. Этому способствует хорошо организованный учебный процесс и отдых, калорийное питание, сон, нормальные бытовые условия, медицин­ское обеспечение и контроль, соблюдение правил личной и обще­ственной гигиены, наличие свободного времени, избавление от вредных привычек.

Однако главное и эффективное средство в достижении фи­зического совершенства - это упражнения, разные по характеру и интенсивности. Их целенаправленное использование оказывает многостороннее и глубокое влияние на физическое состояние, фи­зическое развитие, состояние здоровья и физическую подготов­ленность слушателей. При систематическом выполне­нии упражнений мышцы претерпевают изменения, которые затра­гивают антропометрические и внешние признаки, а также функ­циональные показатели. Правильное и регулярное выполнение уп­ражнений обеспечивает удлинение, утолщение и повышение прочности костей, улучшение эластичности связок; укрепляет и увеличивает массу мышц.

Под влиянием упражнений увеличивается окружность груд­ной клетки, плеч и бедер, уменьшается окружность живота и тол­щина кожно-жировой складки; снижается возможность получения травм. Кроме того, существенно изменяется в лучшую сторону: форма грудной клетки, позвоночника, рук, шеи, ног и стоп стано­вится естественной и пропорциональной; мышцы - рельефными; походка, осанка и фигура - гармоничными и красивыми. Заметно улучшаются и функциональные показатели: увеличиваются жизненная емкость и объем легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила; стабилизируется вес.

В ряде случаев упражнения способствуют устранению или исправлению сформировавшихся или врожденных недостатков в телосложении. Особенно этому благоприятствуют занятия по гим­настике, лыжной подготовке, плава­нию, спортивным и подвижным играм, другим видам спорта.

Таким образом, физическая культура является составной частью образовательного процесса. Важно, чтобы ее организация, средства, методы и формы способствовали успешному освоению знаний слушателями.


См.: Примерим учебная программа по дисциплине "Физическая культура (физическая подготовка)" для курсантов ВУЗ МО РФ. М.: СК МОРФ. 1996.

Теория и организация физической подготовки войск: Учебник. СПб: ВИФК, 1992.

24 февраля 2013, 09:54

Введение

Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, относящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основными смежными понятиями. Речь идет в первую очередь о понятиях <физическое воспитание> и <система физического воспитания>, а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как <физическое развитие>, <физическое совершенство>, <физическая культура> и <спорт>.

Понятия «физическое развитие» и «физическое совершенство»

В самом общем смысле физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется прежде всего существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Известно, что на протяжении жизни индивида последовательно сменяются различные периоды развития: пренатальный (внутриутробный), ранний постнатальный (первые годы жизни), детский, подростковый, юношеский, периоды зрелости и старения Наиболее значительные прогрессивные изменения форм и функциональных возможностей организма происходят в первые периоды; затем наступают периоды относительной стабилизадии форм и функций, сменяемые по мере старения периодами возрастной инволюции, когда определенные морфо-функциональные свойства организма постепенно регрессируют.

Этот жизненный цикл физического развития воспроизводится от поколения к поколению, повторяясь в определенных чертах и вместе с тем приобретая новые черты в зависимости от всей совокупности естественных и общественных условий существования людей. Хотя биологическая эволюция современного человека, по-видимому, в основном завершена, новые поколения существенно отличаются от предыдущих не только своими функциональными возможностями, но и морфологически.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер - быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным.

Зная и умело используя объективные закономерности физического развития человека, можно, в принципе, так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для индивида и общества, обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для созидательного труда и других общественно полезных форм деятельности, и даже <отодвинуть> сроки естественного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.

Эти возможности целесообразного управления физическим развитием реализуются при известных условиях в процессе физического воспитания. Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что процессе физического развития в принципе управляем; в целесообразно направляющем воздействии на этот процесс прежде всего и состоит специфическая социальная функция (назначение) физического воспитания.

Физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности. Оптимизация физического развития при этом идет по пути достижения все более высоких показателей физического совершенства. Понятие <физическое совершенство> обобщает представления об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Причем подразумевается, что эта мера оптимально соответствует требованиям трудовой и других сфер его жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья. Конкретно исторический характер физического совершенства состоит в том, что его действительные черты (признаки, показатели и т. п.) определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом данном историческом этапе и потому меняются по мере развития общества. Отсюда следует, в частности, что нет и не может быть некоего неизменного идеала физического совершенства, как нет и не может быть неизменных эталонных показателей его.

Ценности физической культуры

Ценность - это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Они существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, насколько осваиваются ценности данной культуры. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют свою специфическую систему ценностей.

В этой связи, говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный - и представлять механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждой личности.

К общественным ценностям физической культуры мы относим накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения - все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. Особенно важно подчеркнуть значение для общества интенционных ценностей, которые определяют значимость и престижность физической культуры и спорта среди других социальных явлений. Финансирование, правовая основа, сформированность положительного общественного мнения - вот основные показатели, характеризующие уровень значимости интенционных ценностей физической культуры в данном социуме.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Валеологические ценности физической культуры в рассматриваемом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание. Так, к валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явную валеологическую направленность: самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды - результат освоения валеологических ценностей физической культуры.

Международное спортивное движение

Международное спортивное движение - это важная часть социально-культурной сферы общественной жизни. Сюда можно отнести следующие мероприятия, которые классифицируются по следующим признакам:

а) по географическому - на всемирные и региональные;

б) по характеру членства в них - на коллективные и индивидуальные;

в) по профессиональной принадлежности - по видам спорта;

г) по религиозным убеждениям - на специальные и универсальные.

К приведенной классификации необходимо добавить, что эти организации могут быть классифицированы по срокам их деятельности на временные и постоянные. К категории временных относятся международные конгрессы, симпозиумы, конференции. К постоянным - спортивные неправительственные организации, например Генеральная Ассоциация международных спортивных федераций. Отсюда следует, что членами спортивных организаций являются национальные и международные спортивные организации, а также отдельные лица. Кроме того, различают НСО общего характера, деятельность которых разнообразна (например, Международный Совет физического воспитания и спорта - СИЕПСС); специальные - по видам спорта(международные спортивные федерации); по отраслям знаний и деятельности(например, Ассоциация спортивной прессы - АИСП); по профессиональному признаку(например, Европейская федерация психологии спорта и физической деятельности -ФЕПСАК); по религиозному (например, Международный католический союз физического воспитания и спорта) и другие объединения.

Составляющие здорового образа жизни и их характеристики

К основным составляющим здорового образа жизни относят: режим труда и отдыха, организация сна, режим питания, оптимальная двигательная активность, профилактика вредных привычек.

Режим труда и отдыха. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы адаптации исчерпываются, человек начинает испытывать дискомфорт, утомляемость. поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству, предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение.

Режим дня - нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать состоянию здоровья, физическому состоянию, интересам и ценностным ориентациям личности. Необходимо обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы.

Организация сна. Сон - обязательная и наиболее полноценная форма отдыха. Обычная норма сна для студентов - 8 часов. Относительно учебной деятельности. необходимо учитывать то обстоятельство, что напряженную умственную деятельность надо прекращать за 1,5 часа до отдыха ко сну, поскольку это затрудняет засыпание, приводит к вялости и плохому самочувствию после пробуждения.

Различают сон глубокий и поверхностный. Наиболее эффективный глубокий сон. Для этого необходимо исключить перед сном эмоциональную напряженность, проветривать комнату, принимать пищу за 2-3 часа до сна. Распространенное расстройство сна называют бессонницей. Бессонница, вызванная излишним волнением и тревожностью, называется ситуативной. Обычно она проходит с исчезновением беспокойства. Причиной стойкого расстройства сна могут быть употребление снотворных средств, если их принимать периодически.

Режим питания. Питание является одним из ведущих характеристик здорового образа жизни. Каждый студент должен знать принципы рационального питания. Рациональное питание - это физиологически полноценный прием пищи с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижение энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными веществами - белками, жирами, углеводами; сбалансированность минеральных веществ и витаминов; ритмичность приема пищи.

Важным аспектом культуры питания является режим питания и распределение калорийности пищи в течение суток. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило - полноценно питаться не менее 3-4 раз в день. Систематические нарушения режима питания (еда в сухомятку, редкие или обильные, беспорядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, в частности гастритов, холециститов.

Оптимальная двигательная активность. Систематическое использование соответствующих полу, возрасту и состоянию здоровья - один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов.

У большинства людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность значительно ограничена. Это присуще и студентам. Негативным последствием этого является гиподинамия и гипокинезия, которые являются причиной многих болезней. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая задача - определение оптимальных, а также минимально и максимально возможных режимов двигательной активности.

Профилактика вредных привычек. Вредные привычки - курение, употребление алкоголя и наркотиков - оказывают пагубное влияние на организм человека, снижают умственную работоспособность. Они не совместимы с занятиями физическими упражнениями, здоровым образом жизни. Курение - вредная и опасная привычка, которая развивается по принципу условного рефлекса. При курении вместе с табачным дымом поступают многие ядовитые продукты. В основном это никотин и смолистые вещества. Систематическое курение оказывает отрицательное влияние на центральную нервную систему и на организм в целом. Смертельная доза никотина для человека - 50 мг (при выкуривании 1 сигареты в организм поступает около 1 мг никотина). У курильщиков часто отмечаются головные боли, нарушение сна, понижение умственной работоспособности. Курение также вызывает различные заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Употребление алкогольных напитков, как и курение, ведет к резким нарушениям здоровья. Установлено, что даже малые дозы алкоголя угнетают тормозные процессы в центральной нервной системе, что нарушает необходимый баланс между тормозными и возбудительными процессами в пользу последних. При этом у человека резко снижаются умственные способности. Он не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным. Вместе с этим нарушается и физическая работоспособность, уменьшается скорость двигательных реакций, снижается сила, ухудшается точность движений. К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Их основное свойство - способность вызывать состояние эйфории. Приобщение к наркотическим веществам связано с процессом стойкого привыкания («зависимости») к ним. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотиков. При передозировке наркотиков нередки случаи смерти. При привыкании к препарату отказ от него вызывает состояние абстиненции, которое сопровождается спазмами и болями мышц, в пояснице.

Заключение

Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека. Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей и определяют в комплексе общий уровень физической работоспособности.

Список литературы

  1. 1. Авдеева М. С., Богатырев В. С., Осипов Р. Л. Уровень физической подготовленности младших школьников // Проблемы и перспективы физической культуры и спорта: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. В. В. Чапайкина. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. - С. 44-53.
  2. 2. Фетисов, В.А. С думой о здоровье нации - М.: Росспорт, 2005 - С. 2.
  3. 3. Яшин В.Н. Здоровый образ жизни: Учебное пособие для студентов медицинских училищ М., 2003. - 95 с.

Контрольная работа

по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта»

1. Перечислите важнейшие конкретные показатели физически совершенного человека современности

1) -крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2)-высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3)пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4)-всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5)-владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия

6)-физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

2. Перечислите законы, которыми определяется и которым под чиняется процесс физического развития человека

1) закон наследственности

2) закон возрастной ступенчатости

3) закон единства организма и среды

4) биологический закон упражняемости

5) з акон единства форм и функций организма в его деятельности

3. Перечислите виды (составные части) физического воспитания:

1) Упражнения

2) Подвижные игры

3) Спортивные игры

4) Игры на месте

5) Упражнения с предметами

4. Перечислите традиционные методы физического воспитания:

1) Словестный метод

2) Наглядный метод

3) Метод упражнения

4) Проблемные методы

5) Метод проекта

5. Заполните таблицу «Оздоровительное значение, образова тельная роль, влияние на личность физических упражнений»

Оздоровительное значение физических упражнений

Образовательная роль

физических упражнений

Влияние физических

упражнений на личность

Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях. Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают. С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

6. Заполните таблицу «Этапы обучения двигательным действи ям»

Этапы обучения

(названия)

Цель этапа

обучения

Основные педагогические задачи этапа

ознакомление, первоначальное

разучивание движения

обучить основам техники двигательного действия,

добиться выполнения его хотя бы в

приближенной форме

создать общее представление о двигательном действии;

научить частям (элементам) техники этого действия;

сформировать общий ритм двигательного акта;

предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного

Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе

разучиваемого двигательного

действия, сформированного

на первом этапе обучения

углубленно понять закономерности движений действия;

уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;

усовершенствовать ритм выполнения движения;

создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

формирование двигательного

навыка, достижение

двигательного мастерства.

добиться совершенного владения двигательным

действием в разнообразных

условиях его применения, необходимо применять методы

как для закрепления разучиваемого упражнения, так и

для его возможного варьирования.

закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;

избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;

совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;

облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).

Физическое совершенство

высшая степень гармонического физического развития (См. Физическое развитие) и всесторонней физической подготовленности человека, оптимально соответствующая требованиям трудовой и др. сфер жизнедеятельности. Достижение Ф. с. в масштабах всего общества возможно в условиях социализма, при котором заботу о всестороннем физическом развитии, охране и улучшении здоровья всего населения берёт на себя государство, создающее наиболее благоприятную природную и социальную среду для нравственного и физического совершенствования человека. В социалистическом обществе Физическое воспитание является органической частью общегосударственной системы коммунистического воспитания, направленного на формирование «... нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС, 1976, с. 120–121).


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Физическое совершенство" в других словарях:

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - (от греч. physis природа) обусловленный исторически конкретным об вом оптимальный уровень развития физических качеств и способностей человека, направленных на достижение социально значимых целей; одна из важнейших характеристик гармонического… … Эстетика: Словарь

    физическое совершенство - fizinis tobulumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aukščiausias asmens kūno kultūros lygis, idealas. atitikmenys: angl. physical excellence; physical perfection vok. physische Perfection, f; physische Vollkommenheit, f rus.… … Sporto terminų žodynas

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - исторически обусловленный уровень физического развития, здоровья и двигательной подготовленности человека, обеспечивающий ему наилучшую приспособляемость к жизни и трудовой деятельности … Психомоторика: cловарь-справочник

    Физическое совершенство - В широком смысле слова есть целевая сущность физической культуры, представляющая собой результат целенаправленного формирования гармонично развитого организма человека … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    совершенство - , а, ср. * “Физическое совершенство.” Название значка ГТО /V степени. ◘ Значок IV степени [ГТО] “Физическое совершенство”. Юность, 1972, № 4, 100 … Толковый словарь языка Совдепии

    Процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и… … Большая советская энциклопедия

    Физическое воспитание - целенаправленное развитие физических способностей, двигательных навыков и умений человека, способствующее его физическому совершенству как неотъемлемому качеству всесторонне развитой личности (см. Всестороннее развитие личности). Физическое… … Научный коммунизм: Словарь

    Понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. В естественном языке под С. может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость… … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Готов к труду и обороне. Запрос «ГТО» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Готов к труду и обороне» (ГТО) программа физкультурной подготовки в общеобразовательных,… … Википедия

    Запрос «ГТО» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. ГТО «Готов к труду и обороне» программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой … Википедия

Книги

  • Путь к силе и здоровью , Георг Гаккеншмидт. Содержание: Воспоминания о Гаккеншмидте Введение Глава I. Упражнения для молодыхи старых Глава II. Мы должны быть сильными Глава III. Мнения знаменитых атлетов о тренировке Глава IV.…
  • Миф о красоте. Стереотипы против женщин , Вульф Наоми. «Миф о красоте» - культовое произведение американской писательницы и журналистки Наоми Вульф. В нем автор рассказывает о том, откуда берутся стереотипные представления о женской красоте и…

от греч. physis - природа) - обусловленный исторически конкретным об-вом оптимальный уровень развития физических качеств и способностей человека, направленных на достижение социально значимых -целей; одна из важнейших характеристик гармонического развития личности. Понятие «Ф. с.» в различные исторические эпохи изменялось, приобретая различное содержание в зависимости от характера социальных отношений и определяемого ими типа общественного идеала. В эпоху античной демократии физическое развитие свободного человека было необходимым условием воспитания воина д гражданина. В период разложения рабовладельческого об-ва и с появлением наемного войска физическое развитие перестает быть целью общественного воспитания и становится частным делом. Христианская доктрина аскетизма, долгое время определявшая общественное сознание, практически исключала требование физического совершенствования человека. Выдающиеся гуманисты прошлого (Ф. Рабле, М. Монтень, Руссо), и особенно социалисты-утописты (Ш. Фурье, К. А. Сен-Симон, Р. Оуэн), придавали особое значение формированию Ф. с., но связывали этот процесс прежде всего с игровой деятельностью. Только марксизм, выявив действительные условия освобождения труда, определил и условия, при к-рых Ф. с. выдвигается в число задач социальной практики. В социалистическом об-ве Ф. с, выступает как обобщенная цель всей системы физического воспитания народа и одновременно предстает как неотъемлемая часть коммунистического эстетического идеала, поскольку, во-первых, служит нормой, образцом, целью и, во-вторых, воплощается в конкретно-чувственном образе. Понятие «Ф. с.» выражает определенные представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека, сами эти представления формируются в практике активных занятий физической культурой, в процессе физического воспитания. Конкретные формы достижения Ф. с. и воспринимаются как явления эстетического порядка. Образ Ф. с. приобретает достоинство красоты в той мере, в какой он в своей чувственно-конкретной целостности выступает как гуманистическая ценность, способствующая гармоническому развитию личности, расширению границ свободы об-ва и индивида. Завоеванием социализма является как раз то, что он не просто открыл красоту свободного человека, в т. ч. и в отношении пластическом, двигательном, но и сделал эту свободу достоянием каждого. Закономерно, что в Программе КПСС указывается на необходимость вести целеустремленную работу по «формированию гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». В качестве эстетического идеала, выражающего наши представления о прекрасном в телесном облике человека, Ф. с. становится одним из ориентиров в системе социалистических ценностей. Одновременно оно предстает и как процесс физического воспитания, нацеленного на раскрытие творческих потенций человека.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: