Образовательный портал - Kuveys

Персефона срывает цветок,
Борис Валледжо

Александр Исачев

Персефона, в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса – бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца. Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду – богу подземного царства.

Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери.

Прозерпина,
Данте Габриэль Росетти

Фредерик Лейтон

Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель. Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне.

Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть – с мужем.

Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос. В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.


Персефона , Ко́ра ("девушка", "дева"), в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых, одна из двенадцати богов и богинь олимпийского пантеона.

Семья и окружение

Персефона дочь Зевса и Деметры, позднее ставшая супругой Аида, который с разрешения Зевса похитил ее у матери.

Зевс соблазнил Деметру, превратившись в змея (по мифу фригийцев он был в образе быка). Деметра вскормила свою дочь в пещере вместе с нимфами, по одному из мифов Персефона росла вместе с Афиной и Артемидой (либо с Афродитой). Её спутницами и подружками были нимфы Иахе (Яхе), Фено (Файно) и Левкиппа. А сторожила её нимфа Каллигенейя.

Когда Персефона подросла, она стала прекрасной и жизнерадостной девушкой, к ней сватались Арес и Аполлон.

Она стала приёмной матерью Адониса. Согласно Суде Персефона имела дочь от Аида Макарию (богиню блаженной смерти), а согласно орфикам, родила от него же Евменид. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия (или Загрея).

Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида. Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых).

Мифы

Самым распространенным мифом о Персефоне можно назвать Миф о похищении Персефоны Аидом . В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу у озера Перг (по Гигину), собирала цветы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых. Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби. Она наслала на землю засуху и неурожай, она поклялась, что пока Персефона не вернется к ней, ни один росток не произрастет на земле. И Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею и царевичам Триполему, Эвмолпу и Диоклесу свои священные обряды и мистерии. Но Аид перед уходом Персефоны дал ей съесть зернышко граната (по другим версиям три или семь зерен), чтобы она вернулась к нему, и дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью.

Этот гранат возник из капель крови Диониса, Персефона же до этого отказывавшаяся от пищи, проглотила зерна и была вынуждена отныне возвращаться к Аиду. Деметра, узнав об этом коварстве, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой будет возвращать земле изобилие. Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из Подземного мира, а Келей был первым священником Деметры, посвященный в ее обряды и тайны, а его сын Триполем, обученный богиней искусству выращивания пшеницы, открыл его другим людям на земле.

Персефона против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу реки Кокид Кокитиду, затопив её насмерть, и нимфу Минту, превратив ее в мяту. Вместе с тем Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями.

Упоминается Персефона и в Гомеровской "Одиссее", главный герой которой однажды спустился в подземное царство. Богиня показала ему души умерших праведных женщин. Еще один миф рассказывает о соперничестве Афродиты и Персефоны за одного из самых красивых юношей из смертных - Адониса. Афродита влюбилась в Адониса и отправила его Персефоне, чтобы уберечь. Персефона стала его приёмной матерью и когда пришёл срок расстаться, она отказалась вернуть его Афродите. Спор длился очень долго и был разрешён только с помощью Зевса, который наказал Адонису треть года проводить с Персефоной в подземном царстве, а остальное время быть предоставленным самому себе.

Имя, эпитеты и характер

Имя Персефоны произошло не из греческого языка и им не объясняется. Встречаются также диалектные варианты - Персефонея, Ферсефонея, Ферсефона, иногда Феррефатта. Часто Персефону именуют как Кора.

Одно из эпитетов Персефоны - Праксидика (др.-греч. "вершительница справедливости"). Менелай соорудил ей храм, вернувшись из-под Трои. Храм богинь Праксидик был в Галиарте. Праксидика изображалась в виде головы, и в жертву ей приносились головы (из словаря Фотия).

В микенских текстах, возможно, Персефона соответствует божеству pe-ra-si-ja, либо pe-re-swa. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространен до вторжения греков на Балканский полуостров.

Богиню также называют эпитетами Лептинида и Обримо. В римской мифологии Персефоне соответствует Прозерпина.

Культ и символика

У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории.

Культ богини преисподней существовал в Пилосе с микенской эпохи. Её почитали как законодательницу и покровительницу брачных и семейных отношений. Большую популярность богиня имела именно среди женщин. Кроме того, Повелительница царства мёртвых была олицетворением постоянной смены времён года.

Персефона связана также с элевсинским культом Деметры. Храм Деметры и Персефоны в Элевсине стал неким памятником страданиям матери и дочери. В сентябре девять дней в этом храме совершались инсценировки мифа о Деметре и Персефоне (элевсинские мистерии). Участники таинства были уверены в том, что таким образом они обеспечивают возвращение Персефоны, а вместе с тем и богатый урожай, даруемый Деметрой.

Весной древние греки отмечали праздник, посвященный воссоединению матери-Деметры со свей дочерью. Проходили пышные празднества в честь наступления весны. Еще один праздник был посвящён Персефоне - Тесмофории, который справлялся при участии свободнорождённых женщин, во время посева в конце октября. Праздник проводился на средства наиболее обеспеченных и уважаемых женщин Афин. В первый день женщины собирались вместе и отправлялись в Галимунт (местность в древней Аттике), обмениваясь шутками. В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы, куда и отправлялись женщины. На второй день в храме приносились жертвы, в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвёртый день праздника проводился в унынии и посте, на пятый день устраивался шикарный и весёлый пир, с играми и плясками. Об этом празднике писал Аристофан в комедии "Женщины на празднике Тесмофорий".

В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классическо-олимпийского. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.

Цветком Персефоны называют нарцисс. В некоторых источниках говорится о том, что возвращаясь из царства мёртвых, Персефона иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы, чтобы мать увидела её отовсюду. Однако другие источники ассоциируют созвездие Девы с самой Деметрой.

В культуре и искусстве

В произведениях мифографов и в литературе Персефона стала символом бессмертия души. Образ этой богини очень популярен как в изобразительном искусстве, так и в музыке и литературе. Особенно часто используется тематика мифа о Похищении Персефоны.

Среди древних писателей, описывавших Персефону, были Платон в "Кратиле", Гесиод в "Теогонии", Порфирий "О пещере нимф", Клавдиан в "Похищение Прозерпины", Павсаний в "Описании Эллады", Овидий в "Метаморфозах", Гомер в "Одиссее" и многие другие.

Из более современных литературных произведений известны такие, как "Прозерпина" стихотворения Гёте и Эвариста Парни (перевод этого произведения на русский язык сделан А.С. Пушкиным), а так же "Богиня весны" Каста Филиса и "Пыльца" Джеффа Нуна.

Образ Персефоны и Прозерпины так же использовался в музыкальных произведениях, например, в одноименных опере Сен-Санса и музыкальнай трагедии Люлли.

В скульптуре стоит обратить внимание на скульптуры "Похищение Прозерпины" Бернини 1622 года и Франсуа Жирардона 1700 года.

Среди картин известны "Похищение Прозерпины" Никколо дель Аббате, Париса Бордоне и Йозефа Хайнца. Картина хранящаяся в художественной галерее Лидса известна всему миру, это "Возвращение Персефоны" Фредерика Лейтона (1891 г), на которой изображена сцена встречи Деметры и Персефоны в той самой пещере, где Деметра вырастила свою дочь. Это светлая и радостная живопись, насыщенная цветами охры и лазури. Известна также великолепная работа Альбрехта Дюрера - гравюра "Похищение Прозерпины на единороге", 1516 г. Данте Габриэль Россетти в 1874 году изобразил Персефону (Прозерпину) в мрачных коридорах дворца в подземном царстве Аида. В руках она держит тот самый гранат, зёрна которого не дали ей покинуть царство мёртвых.

Персефона в современности

Образ Персефоны и мифа о её похищении не оставляет воображение и современных деятелей искусства. Например, в 2009 году известный немецкий композитор Вольфганг Рим написал оперу "Прозерпина".

Именем Персефоны назван крупный астероид главного пояса, который был открыт 23 февраля 1895 года немецким астрономом Максом Вольфом в обсерватории Хайдельберга.

Владыки царства мертвых. Аид похитил Персефону и увез ее в свои подземные владения .

Деметра страстно любила свою дочь, чья пропажа повергла ее в страшное горе и отчаяние. Гомер в гимне, посвященном богине жатвы, рассказывает о похищении Персефоны следующее. Отец Персефоны, Зевс , обещал Аиду в супруги эту свою дочь, и в один прекрасный день, когда юная богиня вместе с подругами собирала по полям и лугам душистые цветы, земля разверзлась, появился на своей колеснице мрачный властитель царства теней и увлек Персефону в свой дворец.

Похищение Прозерпины (Персефоны). Картина Рембрандта, ок. 1632

Никто не видел этого похищения, и только чуткое ухо матери, Деметры, услыхало крики дочери о помощи. Она поспешила к Персефоне, но не нашла ее. Полная отчаяния, отправляется Деметра на поиски своей дочери. С восхода солнца и до заката ищет она ее, но все напрасно. Наступает ночь, Деметра зажигает факел на горе Этне, продолжая в темноте искать Персефону. Девять дней и ночей проводит она в этих поисках, забывая о пище и питье. Она обходит весь шар земной, однако следа ее дочери нет нигде.

Тогда Деметра обращается к Гелиосу (Солнцу) и просит его, всевидящего, сказать ей, кто похитил Персефону. Гелиос говорит ей, что это сделал Аид с разрешения властелина богов. Богиня объявляет тогда Зевсу, что до тех пор, пока ей ее дочь не будет возвращена, она не станет заботиться о плодородии земли.

И действительно на земле наступает голод и грозит гибелью всему человечеству. Зевс не может допустить этой гибели и соглашается вернуть Персефону матери. Но Аид уговаривает ничего не подозревавшую Персефону съесть несколько зерен граната; этот плод считался эмблемой брака, а поэтому она не может уже покинуть навсегда Аида, так как брак с ним считается теперь заключенным.

Асалаф, сын реки Ахеронта, видевший, как Персефона ела гранат, рассказывает об этом Зевсу. Рассерженная таким доносом Деметра тотчас же превращает Асалафа в сову. Тогда боги решают на совете, что Персефона будет проводить на земле с матерью две трети года, а одну треть в царстве Аида, под землей.

Мифы древней Греции. Аид. Царь поневоле

Именно поэтому две трети года все цветет и зеленеет на земле: нивы покрываются золотистыми колосьями, плоды зреют на деревьях, повсюду вырастают прекрасные цветы. Персефона проводит это время с матерью и наслаждается солнечным светом. Затем наступает последняя треть года – зима: все растительное царство замирает, засыпает – потому что Персефона скрылась в мрачном жилище Плутона, а покинутая Деметра грустит, облачается в траурные одежды, а вместе с ней и вся земля.

Персефона считается в мифологии царицей ада. Пребывая там, она властвует над тенями умерших и над фуриями , но как только наступает весна, крылатый посланник богов Гермес сходит в ад и приводит ее на землю. На саркофагах очень часто изображалось возвращение Персефоны на землю, потому что это возвращение в царство света после пребывания в царстве теней являлось как бы намеком на воскрешение усопших и будущую жизнь.

Пракситель изваял прекрасную группу «Похищение Персефоны», которая пользовалась большой славой в древности. Художники нового времени тоже часто трактуют этот сюжет в своих произведениях. Между ними всего более замечательны картины Рубенса и Джулио Романо, а также мраморная группа Жирардона в Версале.

Персефона и Аид, богиня весны и повелитель мертвых - божественная пара, отношения которых покрыты тайной. Впрочем, как и архетипы самих божеств. ..

Мистерии Персефоны составляли одну из трех частей Элевсинских мистерий, носили сакральный характер. Их называли «Последнее испытание». Сведения о том, что на них происходило, не дошли до наших дней. Участникам запрещалось разглашать происходящее.Известно, что целью этих мистерий было достижение плодородия.

Аид и вовсе не объявляется в мире живых, разве что похитить Деву Кору, которую впоследствии назовут Персефоной.


Осень и зиму Персефона проводит с Аидом под землей - в царстве мёртвых, а весну и лето - на поверхности, в царстве живых, с матерью Деметрой. Деметра - богиня плодородия и материнства, богиня плодоносящей земли.
Каждый год Аид поднимается на поверхность, лишь затем чтобы увести в свой дом Персефону, ставшую его законной женой.
Таким образом, жизнь Персефоны представляет собой нескончаемое путешествие от мамы к мужу - от мужа к маме, и обратно. Это бесконечный цикл, замкнутый круг, который никак не может развернуться в спираль.
Царство Аида - серая, бесплодная земля; мертвые болота; засохшие деревья, мрачные туманы. Появившись в подземном мире, Персефона умудрилась принести весну даже туда. «…вся эта гниль вечно умирающей осени сменилась буйной растительностью и огромны ми корнями, вершины которых расцветали на поверхности земли и уходили в небо.
Таково было превращение, свершенное Прозерпиной (Персефоной) » (Е.Головин «Прозерпина»).


Персефона и сама изменилась, теперь у нее появилась территория, где она стала полноправной хозяйкой. Встреча с Аидом, не смотря на ореол «криминальности», явилась событием, которое способствовало взрослению Коры-Персефоны, и ее отделению от матери.
Однако тоскующая в разлуке мать заставляет Персефону постоянно возвращаться к уже отжившим себя моделям поведения. Вечно потерянное беспомощное, похищенное дитя; вечная мамина дочка…
Если взглянуть на Аида глазами матери-Деметры, он вполне способен внушить ужас: мрачный повелитель теней, похититель и совратитель юной девы.

(Впрочем, Деметре и другие претенденты на руку дочери не нравились, даже красавец Аполлон ей не угодил. Деметра предпочитала считать Кору слишком юной для замужества).
Аид даже не бывает на Олимпе - архетипическом очаге общественных законов, создателями которых являются Зевс и его любимые дети Аполлон и Афина. Эти законы - для смертных, но не для Аида. А значит, он - вне законов, вне социальных ценностей. Либо живет согласно законам, которые он один и ведает…
Секрет в том, что Персе фона, несомненно, любит Аида. Историю их любви рассказывают все возможные варианты сказок «Красавица и чудовище», и «Аленький цветочек».

Не кажется ли странным тот факт, что Деметра, вместо того чтобы завести других детей и отпустить дочь во взрослую жизнь, отчаянно цепляется за нее? Ведь это противоречит самой природе. После того, как детеныши подрастают, самка любого вида животных отпускает их восвояси и рожает новое потомство! Откуда у самой богини плодородия такое…бесплодие?
Почему Деметра не в силах принести весну на землю без помощи Персефоны?
Деметра - богиня сельского хозяйства, это богиня культивированной природы, а значит, искусственного плодородия. Ее культ появился довольно поздно, пройдя стадии древних, неуправляемых как сама стихия богинь - Геи, Реи Кибелы. И в итоге мать Земля из Великой и Ужасной Матери превратилась в заботливую матушку Деметру, которая полностью сконцентрирована на своем чаде (и других интересов, у нее, по видимому, нет).
Плодородие Деметры - это как плодородие огорода, родного и собственноручно вспаханного. Однако, какие бы чудеса агрономии мы бы не проявляли - урожай всегда будет зависеть от капризов природы.
Греки того времени научились возделывать землю, но были по-прежнему зависимы от природных условий. А это уже другое плодородие, то самое, что вне человеческих законов! И его символизирует Аид, который является не только богом мертвых, но и богом подземных недр - подземного богатства.
Персефона оказалась на перепутье между дикой и культивированной природой. Ее миссия чрезвычайно важна.
Она приносит любовь в сердце Аида, отчего наступает весна в подземном царстве, и подземная часть растений набирает рост. Так богиня воздействует на дикую природу!
А потом Персефона поднимается на поверхность и приносит весну в огороды и вспаханные поля, приносит урожай и по сути спасает цивилизацию людей от голода))) Без Персефоны Деметра, увы, не плодоносит, так же как растение не может жить, если его корневая часть повреждена.

Персефона - чрезвычайно древнее божество. Похоже, более древнее, чем ее мать Деметра, облик который выкристаллизовался с приходом земледелия.
Перевод имени «Персефона» утерян, что может говорить о том, что оно имеет древнее, не-греческое происхождение. «Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров.» http://mythology.org.ua/Персефона
Как ни странно, сама Персефона также бесплодна. У Персефоны и Аида не было детей. Персефона стала приёмной матерью младенцу Адонису, который вскоре превратился в красивейшего среди смертных мужчину. По настоянию Персефоны, Адонис проводит треть года с приёмной матерью, две трети - с возлюбленной, богиней Афродитой. Как мы видим, Персефона в точности повторяет модель поведения своей матери…
Однако бесплодной Персефона оказывается только в поздних мифах. Согласно более древним мифам, в которых божества еще сохраняли зооморфный облик, у Персефоны был сын по имени Загрей.
Загрея называли Диким Охотником. Он был чрезвычайно важным божеством в те давние времена, когда охота была основным источником пропитания.
Я обратилась к сказке «Красавица и чудовище» неслучайно. Персефона зачала Загрея, вступив в союз с неким божеством, принявшим образ Дракона (Змея), словом, устрашающий, звериный облик.
В некоторых мифах этот Змей - не кто иной, как сам Зевс, отец Персефоны. В других мифах это Аид. Исследователь А.Ф. Лосев пишет: « На монетах IV в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону».
http://www.sno.pro1.ru/lib/losev2/15.htm

Лосев также пишет о совмещении хточнических (зооморфных) мифов с героическими. Хтоническое начало, безусловно, представлено Аидом, в то время как Героическое начало представляет Зевс - основополагающий архетип патриархальной цивилизации.
Если поначалу кажется, что Загрей был плодом кровосмесительной связи, то при более детальном исследовании образов Аида и Зевса становится понятно, что кровосмешение едва ли имело место быть.
Существо, от которого был зачат Загрей, было хтоническим, представителем природного хаоса, а не зевсовой цивилизации.
Когда мы входим в пространство природы, социальные предрассудки перестают довлеть над нами. Там не существует неприличного, не существует греховного, условности стираются.
Аид являет собой теневую сторону архетипа Зевса. Зевс - царь цивилизации, Аид - царь мира смерти, что так же неподвластна людям, как природа.
Были времена, когда цивилизации еще не было.
Но природа существовала всегда. В те далекие времена Аид и Зевс были одним божеством, символизирующим Мужское начало. Именно от него и зачала Персефона. Загрей - сын Аида, либо сын хточнической, «звериной» ипостаси Зевса - а это и есть Аид.

Был ли Загрей плодом инцеста - в мире природы не так уж важно. В некоторых мифах архетип Заргея сливался с архетипом Аида и Зевса, что добавляет дополнительный «инцестуальный» оттенок:
« Загрей настолько же сын Аида, насколько он и сам Аид; и, кроме того, он настолько же сын Зевса, насколько он и сам Зевс …» (А.Ф. Лосев).
С точки зрения социальных норм союз Аида и Персефоны в любом случае является кровосмесительным (Аид - дядя Персефоны), просто это не столь вопиюще, как в случае с Зевсом.
...Когда девушка начинает встречаться с мужчиной намного старше себя, ей может прийти в голову стыдливая мысль: «Да он мне в отцы годится!» (или с мужчиной значительно младше, и тогда женщина сетует, что она годится ему в матери). Мысль, в которая отсылает к инцесту…
Вместо того, чтобы наслаждаться красотой слияния вечности и обновления - двух важнейших животворящих энергий, мы пускаемся в социальные предрассудки. Так наша внутренняя Персефона и становится бесплодной…
P.S. Загрею тоже не дали пожить в свое удовольствие. Гера, поборница социальных порядков, направила на него гнев титанов. Титаны разорвали Загрея на части, Зевс испепелил их за это молниями. Афине удалось спасти сердце Загрея и принести его в сохранности к Зевсу. Зевс съел его сердце и зачал второе воплощение Загрея от смертной женщины Семелы. А рожденного младенца назвали Дионисом. Он стал богом земледелия и празднеств, а также измененных состояний сознания. Дионису удалось объединить хаос дикой природы и упорядоченность сельского хозяйства. Мистерии Диониса приобрели не менее широкую популярность, чем мистерии Деметры и Персефоны.
"Дионис — это бог последней космической эпохи, царствующий над миром, или, как говорит один источник, «наш владыка» (А.Ф. Лосев)
«...Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса»….

Posted on Feb. 10th, 2015 at 08:55 pm |

Мифы называют греческую богиню Персефону дочерью Зевса и Деметры. Эта юная, жизнерадостная и цветущая богиня входила в пантеон верховных богов Греции в качестве жены властителя подземного мира – .

Богиня Персефона в греческой мифологии

Деметра, мать Персефоны, почиталась греками как богиня плодородия и земледелия. Ее любовная связь с братом Зевсом описывается весьма скудно, и, учитывая тот факт, что любвеобильностью Деметра не отличалась, можно сделать вывод, что верховный бог Олимпа просто соблазнил сестру. Однако Персефона стала любимой дочерью Деметры, духовная связь этих богинь была очень сильна.

Перед изучающими греческие мифы исследователями Персефона предстает в самых различных ипостасях. Одна из них – юная и прекрасная дочь Деметры, символ весны и цветения. Вторая – могущественная повелительница мира мертвых и ревнивая жена, способная жестоко покарать соперниц. Третий образ – сердечная и сочувствующая проводница душ умерших. По мнению многих ученых, образ богини Персефоны в греческой мифологии был заимствован у путешественников с Балкан. Однако эта богиня стала весьма популярной и встречается во многих мифах.

По одной из легенд Персефона пыталась помочь Орфею вернуть свою жену в мир живых. Она, как никто другой, могла понять его желание, ведь саму Персефону поселили в царстве Аида насильно. Орфею было поставлено одно условие – уходить из мира мертвых не оглядываясь на следующую за ним жену, но он не сумел справиться с искушением и потерял свою Эвридику навсегда.

Некоторые мифы рассказывают о любовных увлечениях бога Аида и его жены Персефоны. Своих соперниц богиня подземного мира уничтожала без жалости – нимфу Минту она превратила в мяту, нимфу Кокид – затоптала. Хотя у самой Персефоны тоже были возлюбленные – Адонис и Дионис. Причем за любовь Адониса богиня Персефона боролась с самой Афродитой. Зевс, которому надоели споры этих двух богинь, приказал Адонису 4 месяца жить с одной возлюбленной, 4 – с другой, а оставшееся время года быть предоставленным самому себе.

Миф о Персефоне и Аиде

Самый популярный миф о Персефоне рассказывает о похищении ее Аидом. Властителю мира мертвых очень нравилась прелестная дочь Деметры. В один прекрасный день, когда ничего не подозревающая Персефона гуляла по цветущему лугу со своими подругами под присмотром Гелиоса, из-под земли появилась колесница, которой правил Аид. Подземный бог схватил Персефону и унес в царство смерти.

Деметра не могла смириться с тем, что любимая дочь станет женой старого Аида, и она ее никогда не увидит. Мать просила помощи у различных богов, у самого Зевса, но никто не смог ей помочь. Из-за страданий Деметры началась великая засуха, растения перестали расти, животные и люди начали гибнуть, некому стало приносить богам богатые жертвы. Тогда Зевс испугался и попробовал исправить ситуацию. Он попросил Гермеса уговорить Аида вернуть Персефону.

Властитель царства мертвых, разумеется, вовсе не горел желанием возвращать молодую жену матери, но и пойти на столь явный с Зевсом он не мог. Поэтому Аид пошел на хитрость – угостил Персефону зернами граната. Этот фрукт в Греции считается символом супружества, поэтому Персефона с тех пор вынуждена была оставаться женой Аида.

Обнимая обретенную дочь, Деметра заплакала. Эти слезы живительной влагой упали на землю, засуха закончилась, и угроза полной гибели людей исчезла. Но когда Деметра узнала о том, что Персефона съела гранатовые зерна, она поняла, что дочь не останется с ней навсегда. Зевс повелел Персефоне 8 месяцев в году проводить с матерью, а на 4 месяца спускаться в подземное царство к мужу. Деметра смирилась с таким решением главного божества, однако отныне в знак ее скорби в Греции на 4 месяца воцарялась зима.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: