Образовательный портал - Kuveys

В предложенном для анализа тексте В.В. Шахиджанян поднимает проблему поиска призвания. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социального характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему, размышляя о том, что каждому человеку необходимо выбрать не просто профессию, а призвание, которое будет его вдохновлять делать работу с душой, то есть человек будет увлечен своим делом, а не будет жаловаться остальным, как тяжело ему справляться со своими служебными обязанностями и как он ненавидит свою работу: "Главное - любить, знать своё дело и с увлечением к нему относиться. Тогда к призванию приходит признание. Три условия хорошей работы: любить, знать и увлекаться делом".

А также писатель рассуждает о том, что не так-то просто найти дело своей жизни и получить в нем признание: для этого нужно стараться, совершать усилия, достигать цели, ведь далеко не всё получается с первого раза, поэтому надо пробовать делать попытки, даже если они принесут ошибки: "Далеко не всё и не у всех получается сразу.

Известный клоун Леонид Енгибаров искал себя более десяти лет. Пробы и ошибки, ошибки и пробы. Добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя".

Авторская позиция ясна: В.В. Шахиджанян приходит к мысли, что если каждый человек найдет свое призвание, то решатся многие проблемы современного общества, улучшится жизнь людей. Также Шахиджанян считает, что лучше тратить свое время на поиски своего дела, совершение ошибок и их исправление, помочь другим искать свое призвание, чем до конца старости оставаться недовольным от нелюбимой работы.

Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что время, потраченное на поиски себя, никогда не станет потраченным впустую временем, оно обязательно окупится, напротив, время, которое тратится на нелюбимую, но хорошо оплачиваемую работу, нелюбимое дело, сокращает жизнь человека, ничего не приносит, кроме недовольства.

Одним из примеров является высказывание Максима Горького, с которым невозможно не согласиться: "Нужно любить то, что делаешь. Тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества". Если правильно выбрать свою профессию, найти призвание, то работа не будет в тягость, не станет тяжким бременем, а будет приносить воодушевление и радость.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Другим примером может служить роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". До встречи с Воландом на Патриарших прудах Иван Бездомный был членом МАССОЛИТа и поэтом, пишущим стихи на заданные темы. Оказавшись в психиатрической клинике доктора Стравинского, он встречает Мастера и понимает свою бездарность, понимает, что его стихи ужасны. Иван Бездомный отказывается от сочинения стихов. Далее он становится Иваном Николаевичем Поныревым - сотрудником Института истории и философии, профессором.

Таким образом можно сделать следующий вывод: нелегко найти свое призвание, поэтому нужно искать то дело, которое тебе по душе.

Текст. По Е. Гришковцу
(1)Мне хотелось быть студентом. (2)Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.
(3)В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (4)Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлекательную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие существуют жизненные перспективы.
(5)Первым делом я пошел на день открытых дверей биологического факультета. (6)Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснется во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. (7)А если еще мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперименты, и если мне помогут дорисовать образ ученого-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюльверновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения.
(8)Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. (9)В назначенное нам время никто не пришел. (10)Мы ждали минут двадцать. (11)Мы - это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных во всех смыслах парней выпускного школьного возраста.
(12)Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. (13)Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними губами. (14)Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. (15)Она провела нас по нескольким лабораториям. (16)Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. (17)Были там еще и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами. (18)Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется. (19)В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочинения или контрольной работы.
(20)- Вот и все! - сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. - (21)В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятельно. (22)Вот вам программа для поступающих. (23)Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. (24)Приходите. (25)Мы вас очень ждем, и у нас вам будет очень интересно.
(26)Я был весьма озадачен. (27)Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? (28)Что мне показалось не тем? (29)Чего я ожидал? (ЗО)Что же не то?
(31)И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть ученый. (32)Там не было никого, похожего на Пага-неля. (ЗЗ)Все было нормально, тихо и деловито. (34)И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак.
(По Е. Гришковцу)

Сочинение
Каждому молодому человеку приходится сталкиваться с проблемой выбора будущей профессии, выбора жизненного пути. Зачастую мы выбираем этот путь необдуманно, делаем случайный выбор, и затем превращаемся в рабов своей профессии, рутинно выполняя свои обязанности, не испытывая радости от своего труда. Вот такую проблему, проблему выбора профессии ставит в своем тексте известный драматург и писатель Е. Гришковец.
Его герой идет на день открытых дверей в университет, не имея никакой четкой позиции: «Мне хотелось быть студентом. Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно». Наверное, с таким желанием надо было бы поступать в какое-то другое учебное заведение, а не в университет. Но герой идет на биофак, надеясь, что он встретит людей, похожих на Паганеля, ученого из романов Жюля Верна, что ему предложат в будущем экспедиции, научные эксперименты, и его любовь к биологии вспыхнет с новой силой, и это будет его жизненный выбор. К сожалению, все оказалось совсем не так. Никто не развлекал, не завлекал. Неприветливая дама в белом халате провела абитуриентов по лабораториям, в которых работали студенты, дала программы для поступающих, предложила самостоятельно посетить зоологический музей. Молодой герой Гришковца был озадачен, ведь он не нашел никого, похожего на Паганеля: «все было нормально, тихо и деловито». И юноша приходит к решению не поступать на биофак. Автор, описывая душевное состояние своего героя, уделяет внимание тому, как не понравилось юноше отношение преподавателя к абитуриентам, что встреча была холодной, что не было той романтики, на которую настроил себя молодой человек.
Позиция автора состоит в том, что профессию надо выбирать не по внешним ее признакам, не по книжным героям, а по призванию. И задуматься об этом надо раньше, а не тогда, когда уже пришло время поступать в вуз.
Я согласна с мнением автора, потому что это настолько важное и серьезное для человека событие - выбор жизненного пути, что к нему нельзя относиться так легкомысленно, как отнесся герой рассказа.
Выбор профессии - это зачастую судьба человека, поэтому он так важен. В романе Юрия Германа «Дело, которому ты служишь» герой, Володя Устименко, выбирает профессию врача, выбирает ее осознанно, читает медицинские книги, еще не все понимая в них, пользуется словарем, чтобы добиться смысла. Он целенаправленно идет к своей мечте, поэтому становится прекрасным хирургом, оперирует раненых под обстрелом во время войны, потом становится главврачом больницы, созданной практически с нуля. Вот пример серьезного отношения к выбору профессии, это призвание, жертвенность, ответственность.
Еще один пример воплощенной в жизнь мечты - это судьба Сани Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана». Еще в детстве он узнает об экспедиции капитана Татаринова, пропавшей во льдах Арктики. И он ставит себе цель - найти ее. Он становится летчиком, работает на севере, и ему удается осуществить свою мечту. Его девизом стали слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Жаль, что для молодых людей нынешнего поколения главным становится не служение людям, обществу, а получение выгоды или поиски веселой, необременительной жизни. Может быть, поэтому герою рассказа и не удалось стать биологом.

Дата публикации: 17.07.2017

Лучшая подборка аргументов к следующим проблемам:

Проблема выбора профессии.

Как выбрать профессию?

Что влияет на выбор профессии?

Роль профессии в жизни человека.

Проблема поиска призвания.

Как найти свое призвание?

Насколько важно для человека заниматься любимым делом?

Возможны тезисы:

Человек выбирает профессию опираясь на свои интересы

Многие люди делают все возможное, чтобы получить работу мечты

Некоторым людям удается найти свое призвание уже в детстве

Иногда, чтобы быть счастливым, человеку необходимо заниматься любимым делом

Часто выбор профессии зависит от личностных качеств человека

К сожалению, некоторые люди находят призвания спустя десятилетия


Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» был любознательным ребенком и не боялся трудностей. Однажды он познакомился с девочкой, которая открыла ему удивительный мир книг о приключениях путешественников и экспедициях. Возможно, именно эти произведения в совокупности с личными качествами повлияли на Санин выбор профессии: он решил поступить в лётную школу.

В. А. Каверин, роман «Два капитана»

Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» мечтал стать летчиком, но попасть в нужное учебное заведение было не так просто. Чувствуя, что нашел свое призвание, Александр Григорьев делал все возможное, чтобы достичь цели: следил за здоровьем, делал выписки из полярных путешествий и собирал вырезки о первых полетах на сервер, даже читал теорию самолета строения, заучивая наизусть непонятные моменты.

В. А. Каверин, роман «Два капитана»


Главный герой романа В. А. Каверина «Два капитана» страстно увлекался историями об экспедициях. Рассуждая о трудностях, с которыми столкнулся Амундсен, Саня пришел к выводу, что на самолете путешественник добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. Так юноша осознал, что хочет поступить в лётную школу.

В рассказе М. И. Веллера «Хочу быть дворником» еще раз подтверждается, что человеку важно заниматься любимым делом. Юноша хотел мести улицы и здороваться с прохожими, однако родители не одобрили выбор сына. Ему пришлось много учиться, после чего он стал академиком. Спустя много лет желание быть дворником не исчезло, и после выхода на пенсию рассказчик устроился на работу, о которой мечтал.

М. И. Веллер, рассказ «Хочу быть дворником»


Вспомним небольшое произведение М. И. Веллера «Хочу быть дворником». Подметание улиц по утрам привлекало рассказчика. Он видел много преимуществ в работе дворника: все тебя знают, все улыбаются, никто не понизит и не уволит. Наверное, рассказчик любил спокойствие, поэтому его интересовало это, казалось бы, непрестижное дело.

В. В. Маяковский, стихотворение «Кем быть?»

В детском стихотворении В. В. Маяковского «Кем быть?» поднимается серьезный вопрос профессионального самоопределения. В этом произведении поэт показал, что каждая работа хороша и интересна, и, делая выбор, надо прислушиваться к своим предпочтениям.

Главный герой романа Б. Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» смело брался за любое дело. Самым главным для Егора было выполнять работу добросовестно, с удовольствием и с душой. Но не всем работодателям нравился такой подход, их больше интересовали сроки.


Б. Л. Васильев, роман «Не стреляйте в белых лебедей»

В романе Б. Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой нашел свое призвание лишь в зрелом возрасте. Полушкин многократно терял работу из-за своей простодушности. Но, честный и любящий природу, он стал прекрасным лесничим.

Пример из жизни

Александр Суворов уже в детстве проявлял интерес к военному делу, самостоятельно изучал артиллерию и военную историю. Но из-за его слабого здоровья родители были категорически против увлечения сына. Александр не отступал, закалялся и много занимался, и в конце концов построил военную карьеру.

Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача - понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Различают два типа комментария.

Внимание

В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!

Типы информации в тексте

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.

Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Концептуальная информация - это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
Выявление подтекстовой информации - авторского глубинного смысла высказывания - требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Введение цитат в текст сочинения

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Прямая речь - это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.

Например:
Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосёт глаза.

При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге - куст встаёт, особенно - рябина...».

Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста - достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.

При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.

Я - старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)

Что проверяет эксперт?

1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.

Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

В романе В.А. Каверина особенно жизненно важным представляется вопрос выбора будущей профессии для Сани Григорьева и его друга Вальки Жукова. Валентин – мальчик увлекающийся, его постоянно влекут всё новые и новые сферы знания. Но в итоге выбирает биологию и становится профессором. Саня очень долго идёт к своему выбору. Ещё будучи немым, он неоднократно слушал письмо, повествующее об экспедиции капитана Татаринова. В подростковом возрасте ему приходит мысль, что на самолёте достичь северного полюса гораздо проще, чем на собачьих повозках. И это решает его судьбу. Он посвящает всё своё время главной цели – стать лётчиком. Считая себя невысоким, он занимается спортом, неустанно тренируется, готовится отвечать на все вопросы по устройству самолёта. В итоге он становится лётчиком и достигает своей цели. Так мечта детства становится смыслом всей жизни.

2. Л.Н. Толстой «Отрочество»

Герой автобиографической повести Николенька Иртеньев на пороге взросления стоит перед выбором будущего дела всей жизни. Одарённый богатым духовным миром, он мечтает стать полезным и общественно значимым человеком. Он воображает себя «великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым сознанием своего достоинства». Главный герой готовится к поступлению на математический факультет, только потому, «что слова: синусы, тангенсы, дифференциалы, интегралы и т. д., чрезвычайно нравятся мне». Впоследствии жизнь покажет, что выбор, сделанный таким образом, неправильный. Книга Л.Н. Толстого убеждает нас походить к выбору жизненного пути более ответственно.

3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Жизнь – долгий путь, который хочется пройти с ответственностью за каждый день. Иногда на жизненном пути происходят внезапные перемены, после которых человек понимает, что главное – впереди. Так случилось с Мастером. Он прожил большую часть жизни, работая в одном из московских музеев. Он был историком по образованию и занимался переводами, так как знал пять языков. Однажды, выиграв большие деньги, он решил посвятить себя любимому занятию: написанию романа о Понтии Пилате. Другой герой романа Иван Бездомный – писатель, даже поэт, подвязался в Грибоедове, продавая свои бесталанные произведения Берлиозу, пользуясь всеми благами МАССОЛИТа. Но встреча с Воландом, смерть Берлиоза, а потом знакомство с Мастером изменили жизнь Ивана, он стал историком, перестал писать свои бездарные стихи и посвятил свою жизнь науке: он стал сотрудником института истории и философии, профессором – Иваном Николаевичем Поныревым. Его ежемесячно беспокоит полнолуние, но он знает то, чего не знает никто. Булгаков даёт понять, что выбор профессии – дело сложное и не всегда однозначное.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: