Образовательный портал - Kuveys

Провалы рынка – это такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать не оптимальное, или нежелательное для общества экономические решения, т.е. когда рыночные механизмы направляют деятельность фирм или независимых предпринимателей в выгодное субъективно для них направление, но не оптимальное для всего общества.

Важно!!! Такие решения – это не результат ошибок субъектов рынка или посторонних причин, а результат действий самого рынка.

Обычно выделяют следующие провалы рынка:

1.тенденция к установлению отдельными экономическими субъектами монополистического контроля над рынками. Конкурентная среда может привести к образованию олигополий или монополий. Рыночная система не имеет внутренних механизмов, противодействующих монополизации рынка. Отсюда возникает потребность в антимонопольном законодательстве и регулировании.

2. неравномерность распространения информации в экономической среде. Продавец обладает значительно большим информацией о своем продукте, чем покупатель. Такое явление получило название – ассиметричность информации. Затраты для получения информации доступны не всем участникам рынка. Эти затраты являются одним из главных видов транзакционных издержек. Признание затратности передачи и получения информации это одно из главных отличий современной экономической теории от неоклассических доктрин. Величина прибыли зависит не только от ресурсных …

На общественные блага не действует принцип исключительности, т.е. потребление блага одним из членов общества не уменьшает способность других пользоваться этим благом.

Сам рынок не в состоянии..,поскольку очень сложно измерить полезность, получаемую каждым членом общества при потреблении общественного блага. Соответственно невозможно определить сколько должен платить каждый за пользование общественным благом. Неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов…. Рынок нейтральный и распределяем блага.

Новые доходы..результатом

Для рыночной системы характерна тенденция, концентрация богатства на одном полюсе… не противоречит принципам рынка, если оно происходит

5.Особое место занимает неспособность рынка …Экстерналиии- это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц..Экстерналии не являются результатом видом деятельности тех,

(че то пропустили)

Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в госуправленческой или производственной структуры

Основные экономические функции государства:

1. Производство общественных благ.

2. Регулирование деятельности естественных монополий – это сфера экономической деятельности, где удельные издержки производства неуклонно понижаются с ростом объема предложения товаров и услуг, т.е. чем больше производится товаров, тем ниже издержки производства единицы продукции и соответственно цена.



В США гос-во контролирует цены на эти продукции.

Самые распространенные цены.

Налоговое выравнивание доходов.

Поддержание макроэкономической стабильности – деятельность государства направленная на ликвидацию инфляции, безработицы, экономического кризиса.

Экономический цикл – подъем, пик, падение, кризис, топтание

Интенсивный и экстенсивный экономический рост. Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение объемов используемых производственных ресурсов на основе уже существующей технологии. Через экстенсивный тип экономического роста прошли практически все государства, в частности, в период индустриализации, когда создавались основы современной экономики.

Интенсивный тип экономического роста предполагает увеличение объемов, выпускаемой продукции, предполагает увеличение продукции за счет улучшения использования существующих ресурсов уже имеющихся ресурсов. Можно сказать что экстенсивный тип делает упор на количественные факторы, а интенсивный тип на качественные факторы.

Совершенствование технологии предполагает повышение производительности труда, ресурса и энергосбережения. Строго говоря, на практике не существует чисто экстенсивного или чисто интенсивного типа экономического роста. В реальной жизни существует тесное взаимодействие различный факторов, в частности, более корректно будет говорить о преимущественно экстенсивном и преимущественно интенсивном типе экономического роста.

В Советском Союзе в большая часть его истории господствовал приемущественно экстенсивный. В период индустриализации в торговый оборот было вовлечено огромное количество ресурсо и трудовой силы за счет экономических ресурсов, за счет различных ресурсов и сельких жителей.

Как известно, Советский Союз обладал огромным количеством природных ресурсов и до определенного времени (примерно до начала 70х годов) большими ресурсами рабочей силы. Однако, начиная с этого периода все более острой становится проблема нехватки рабочей силы.

В развитых странах Запада начинается более(начиная со второй половины 20 века) начинается переход на преимущественно интенсивный тип экономического роста. Это выражалось в создании новых отраслей промышленности, таких как электронная, и переход на все более совершенные технологии. В массовом порядке происходила модернизация и реконструкция производства, в результате чего, практически при тех же объемах производственных ресурсах, прежде всего за счет производительности труда, происходило резкое увеличение производимой продукции.

В Советском Союзе много говорилось о необходимости такого же перехода от экстенсивного к интенсивному типу. Но на практике мы продолжали развиваться по экстенсивному пути. В результате начинается более увеличиваться отставание советской экономики (по качественным показателям) от Западной (производительность труда, материалоемкость, энергоемкость выпускаемой продукции).

Проведенные исследования в ведущих развитых странах показывают устойчивую тенденцию повышения указанных факторов в обеспечении экономических фактов. Таким образом в современной России задача масштабной модернизации в числе прочих призвана решить проблему перехода на качественно новый тип экономического роста.

Экономическая интеграция.

Экономическая интеграция предполагает тесное взаимодействие и переплетение национальных экономик в результате чего возникает единый воспроизводственный процесс, т.е. участвующие в нем национальные экономики создают единый многонациональный хозяйственный комплекс.

На сегодняшний день наиболее ярким примером региональной экономической интеграции является Евросоюз, в который входят 27 стран (в его рамках действует еврозона, куда входит 17 стран). Официальным началом создания Евросоюза считается подписание римского договора в 1957 году в Риме. Его подписали Франция, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). У каждой из этих 6ти стран уже длительное время были тесно связаны между собой, взаимодополняли друг-друга.

Причины краха рыночной экономики. Плановая экономическая система характеризуется прежде всего монопольной ролью государства во всех экономических вопросах. Государство – собственник всех экономических ресурсов. Распределяет их, определяет ассортимент и объем, выпускаемой продукции. Устанавливает цены и заработную плату для всех участников производства. Все хозяйствующие субъекты в условиях плановой экономике строго подчиняются указаниям из центра. Такая система как и все остальное имеет свои плюсы и минусы. К «+» плановой экономике относится:

1. Возможность концентрации необходимых ресурсов в кратчайшие сроки для реализации крупнейших проектов. Пример: Возникла задача создать ядерное оружие – выделяются деньги и дальше все решается и так со всеми сложнейшими задачами.

2. Способность решать сложнейшие социальные проблемы (создание бесплатного здравоохранения, отсутствие безработицы)

Недостатки плановой экономики:

1. Отсутствие эффективной системы мотивации для большинства участников экономического процесса. (уравнительное распределение)

2. Отсутствие конкуренции

3. Неэффективное использование, имеющихся ресурсов

Основные достижения плановой экономики в Советском Союзе:

1. Создана одна из самых мощных в мире экономических систем, не уступавшая США

2. Были решены основные социальные проблемы

3. Выдающиеся результаты были достигнуты в развитие фундаментальной науки и исследования космического пространства.

По мере развития плановой экономики и выходы ее на новый уровень в 70х годах начали проявляться негативные тенденции. В частности переходе от энтенсивного к интенсивному ходу развития. В итоге советская экономика в 70х годах начинает входить в период застоя. Руководство страны подчеркивало необходимость перехода на новое качество экономического роста, однако, на практике этого не наблюдается.В 70ые годы советский союз начинает испытывать недостаток рабочей силы для продолжения экстенсивного роста поскольку основной ее источник (сельское население) был практически исчерпан. Кроме того в 70ые годы советский союз столкнулся с неблагоприятными тенденциями на мировом нефтяном рынке (Нефть подскочила в цене в 4 раза, мы получали доход, а США оказали давление на Саудовскую арабию). В 80ые годы советская экономике испытала негативное воздействие следующих факторов:

1. Ввод войск в Афганистан, что потребовало огромных бюджетных расходов

2. Ликвидация последствий чернобольской аварии

3. Непродуманная антиалкогольная компания Горбачева, что привело к массовому сокращению бюджетных доходов

4. Развертывание программы СОИ (Звездные войны) и необходимость ответа на неё Рейгана.

В этих условиях в советском обществе все чаще возникает вопрос: Почему наша страна, добившаяся общепризнанных выдающихся успехов в фундаментальной науки в создании системы образования и здравоохранения, не может обеспечить столь же высокий уровень жизни для своих граждан, который уже достигли в Западно-Европейских странах. И постепенно общество приходит к выводу о необходимости смены экономической системы

Провалы рынка образуются вследствие несовершенства рыночных институтов и инструментов. При этом одним из главных пунктом является то, что совершенная рыночная экономика не способна решать социально-экономические вопросы, которые являются очень важными для общества. То есть рынок, который работает автономно, просто не станет заботиться об обычных гражданах, так как не будет иметь для этого стимула.

Государственное вмешательство

Тут-то и необходимо государственное вмешательство. Если торговые отношения не позволяют рационально распределять средства между гражданами, необходимо создать для этого условия. Например, бесплатное образование. Если рынок существует автономно, людей можно не обеспечивать знаниями, так как не выгодно обучать сразу всех. Лучше учить грамоте только тех, кто имеет деньги.

Можно сделать вывод, что провалы рынка – это своеобразные препятствия, которые не позволяют достигать обществу эффективности. Как правило, выделяют четыре основных и несколько дополнительных провалов. Это внешние эффекты, общественные блага, монополия и ассиметричная информация.

Основные провалы рынка

Под внешними эффектами понимают все, что напрямую не связано с экономикой. Самый яркий пример – химическое загрязнение водоемов. Если бы государство не создавало законы по защите экологии, предприниматели бы давно могли уничтожить целые флоры и фауны. Нет смысла строить очистительные сооружения, тратить деньги, если все можно делать и так. Экологические законы устанавливают определенные нормы, превышение которых грозит огромным штрафом.

Общественные блага – это все то, что необходимо обществу, но не является чей-то частной собственностью. Например, дороги. Людям необходимы условия для передвижения на транспорте. Если бы всем управлял рынок, качественные дороги были бы только на пути к предприятию, а в остальных местах царила бы разруха. То же самое касается образования, медицины, полиции и многого другого.

Монополии представляют угрозу для большей части общества. Представьте, что вы можете покупать хлеб только у одного человека. При этом он может распоряжаться его ценой и качеством как хочет. Например, поставить цену 1000 р. за булку, а качество сделать ужасным. Даже если бы вы захотели купить другой хлеб, у вас бы просто не получилось. Государство запрещает функционирование подобных предприятий.

Последний пункт – это асимметричность информации. Если говорить простым языком, это условия, в которых продавец знает о товаре больше, чем покупатель. В результате наблюдается отрицательная динамика. Например, покупатель может купить очень некачественный товар из-за того, что не знает точную характеристику. Государство разрабатывает ГОСТы и заставляет производителей указывать всю необходимую информацию.

План.

  1. Провалы (фиаско) рынка.

Аннотация лекции.

Таким образом,

Рынок развивается, усложняется, появляются различные подходы к его пониманию. В экономической литературе они широко представлены. Выберем такое определение рынка:

Рынок – это система экономических отношений между продавцами и покупателями, основанная на купле и продаже товаров, услуг и денег.

Наиболее полно сущность рынка раскрывается через его функции :

  • Информационная.
  • Регулирующая.
  • Стимулирующая.
  • Контролирующая.
  • Ценообразующая
  • Дифференцирующая.

Рынок – великое завоевание человеческой цивилизации, но в то же время он имеет и недостатки.

Положительные черты рынка:

  • Гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям.
  • Оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек.
  • Независимость производителей и потребителей в принятии решений.
  • Способность удовлетворять потребности в необходимом количестве и высоком качестве.
  1. Подходы к классификации видов рынка. Инфраструктура рынка.

Рынок имеет определённую структуру – внутреннее строение отдельных элементов рынка. Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие:

  1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок денег и т.п.
  2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.
  3. По степени ограничения конкуренции : рынок свободной конкуренции, рынок чистой монополии, рынок олигополии, рынок монополистической конкуренции.
  4. По отраслям : автомобильный, зерновой и т.д.
  5. По характеру продаж : оптовый, розничный.
  6. С точки зрения соответствия закону : легальный рынок (соответствующий закону) и теневой рынок (не соответствующий).
  7. Также разделяют рынок продавцов и рынок покупателей.

Инфраструктура рынка.

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, обеспечивающих успешное функционирование рынка. Инфраструктура выполняет очень важные функции: облегчает встречу продавцов и покупателей, облегчает сделки, позволяет государству и обществу контролировать рынок.

Следует различать инфраструктуру товарного, финансового рынков, рынка труда.

Элементы инфраструктуры рынка: товарная биржа, фондовая биржа, биржа труда, банки, налоговые службы и т.д.

Биржа – рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы, где цены устанавливаются публично (котируются). Это определение не относится к бирже труда.

В практике товарных бирж встречаются несколько типов сделок : форвардные, фьючерсные, опцион. Биржевая практика связана с понятием «хеджирование» (ограждение, страхование). Это процесс, который преследует цель обеспечить страхование от возможных потерь из-за резкого колебания цен.

Основными действующими лицами на бирже являются : брокер, маклер, дилер, «бык», «медведь».

  1. Провалы (фиаско) рынка.

Провалы – это случаи, когда рыночное саморегулирование не решает экономические и социальные проблемы рынка и требуется государственное вмешательство для их решения. Форм проявления провалов рынка много:

  • Возникновение внешних эффектов.
  • Рынок не производит общественные блага.
  • Асимметричность информации.
  • Рынок связан с риском и неопределённостью.

Что такое внешние эффекты ? Это издержки или выгоды от побочного воздействия внешних эффектов в процессе рыночных операций, не отражающиеся, однако на рыночных ценах товаров и услуг. Внешние эффекты воздействуют прежде всего на третьих лиц (людей, непосредственно не участвующих в материальных и денежных затратах на производство этих услуг и товаров. Внешние эффекты бывают отрицательными и положительными.

Последствия существования внешних эффектов заключаются в том, что ресурсы распределяются неэффективно и теряется общественная полезность. Примером отрицательных внешних эффектов могут быть такие явления как загрязнение окружающей среды фирмами (вредные выбросы) или эффект «пассивного курения».

Сегодня последствия загрязнения окружающей среды приняли международный характер (мировой «парниковый эффект»).

Вопрос о регулировании внешних эффектов в ХХ-ХХI веках стоит очень остро. Отрицательные внешние эффекты регулируются при помощи стандартов и норм, налогов, «платы за выбросы» и т.д.

Положительные внешние эффекты – допустим, облегчение возможности получить дополнительное образование – учёные, например, А. Пигу, предлагают регулировать через субсидии и гранты.

Общественное благо – это товары и услуги, в которых нуждаются все, независимо от платы за них. Чисто общественное благо – благо, которое нельзя предоставить одному лицу без предоставления всем остальным. Обычно эти блага потребляются сообща. Общественные блага обладают чертами неисключаемости и совместного потребления; появление новых потребителей обычно не уменьшает выгоду потребления для других и т.д.

Эти блага обычно связаны с эффектом «безбилетника», который заключается в том, что у людей возникает соблазн не платить за их производство. Трудность получения платы за них приводит к невыгодности их производства, так что государство вынуждено брать его на себя. Пример чисто общественных благ: национальная оборона, дорожная сеть, пожарная служба и т.п. Фактически эти товары оплачиваются всеми налогоплательщиками. Есть и другие виды общественных благ, которые люди могут получать как бесплатно, так и за плату.

Ещё один вид провала рынка – асимметричность информации . Это ситуация, когда часть участников рынка в процессе сделки владеют важной информацией, которой не владеют другие участник сделки. Это явление имеет отношение ко многим рынкам: рынку труда, рынку сложных товаров и услуг, ценных бумаг и т.п.

Контрольные вопросы для самопроверки.

  1. Назовите функции рынка. Какие из этих функций, на ваш взгляд, не работают в экономике современной России?
  2. Какие функции выполняет инфраструктура рынка? Какие элементы инфраструктуры финансового рынка вы знаете?
  3. Назовите формы проявления провалов рынка.
  4. Назовите основных агентов рынка.

Вопросы для обсуждения.

  1. Объясните, каким образом рынок служит средством обмена информацией о решениях домохозяйств и фирм.
  2. Связаны ли провалы рынка с этическими проблемами? Или здесь только экономика?

Основная литература.

1. Пястолов С.М. Экономика.гл.6

2. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Видяпина В.И. И Журавлевой Г.П. - Гл.10,11.


Вопросы для размышления.

  1. Дайте экономическое объяснение графическому изображению постоянных, переменных, общих, средних и предельных издержек.
  2. В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного, фирмы могут осуществлять все желательные изменения в структуре применяемых ресурсов. Чем в таком случае будет определяться минимальный эффективный размер фирм?

Основная литература.

1. Пястолов.С.М.Экономика.,гл.3

2. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Видяпина В.И. И Журавлевой Г.П. - Гл.3-7,11.

Дополнительная литература.

  1. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2./Под ред. Журавлевой Г.П.- Гл.5,6.
  2. Экономика. /Под ред. Булатова А.С.- Гл.5.
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика. /Под. Ред. Грязновой А.Г., Юданова В.П. Т.2
  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Гл.3-13.
  5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл.4,30.

Вопросы для размышления.

  1. Как вы понимаете выражение Ф. Хайека: «Конкуренция – процедура открытия…»?
  2. От чего зависит, будет ли отрасль конкурентной, то есть состоящей из большого количества небольших фирм, или в ней будут господствовать несколько крупных фирм?
  3. В чём сходство и в чём различие между монополистической конкуренцией и совершенной конкуренцией?
  4. В чём сильные и слабые стороны антимонопольного регулирования в России?
  5. Немногочисленность конкурентов-олигополистов означает всеобщую взаимосвязанность. При прочих равных условиях эта взаимозависимость изменится прямо или обратно пропорционально дифференциации продукта по числу фирм?

Лекция 5.

План

  1. Сущность инфляции как социально-экономического процесса.
  2. Условия и причины возникновения инфляции, факторы инфляции.
  3. Основные принципы классификации инфляции.
  4. Измерение инфляции: показатели и основные проблемы.
  5. Социально-экономические последствия инфляции.
  6. Антиинфляционная политика.

Аннотация лекции

  1. Сущность инфляции как социально-экономического процесса.

Термин «инфляция» (от лат. Inflatio – «вздутие») впервые был введён в оборот в ходе Гражданской войны в США в 1861-1865 гг. XIX века для обозначения ситуации потери деньгами своей покупательной способности. В научной литературе это понятие появилось в ХХ веке.

Однако само по себе данное явление известно человечеству с момента появления денежного обращения. А в ХХ веке инфляция стала хронической, практически неизбежной, так как провоцирующих её факторов было значительно больше, чем сдерживающих.

В экономической теории подходы к пониманию роли и последствий инфляции были разные. Представители классической буржуазной политэкономии изучали инфляцию как часть теории денег. Даже Дж. М. Кейнс впервые проанализировал инфляцию в качестве элемента макроэкономической теории, а позже монетарная теория уже включила проблемы инфляции в макроэкономическую теорию как её важную составляющую. Всё это позволяет предположить, что инфляция – неоднозначное явление.

В российской экономической литературе инфляция трактовалась по-разному. В 1930-е годы – как чрезмерный выпуск денежных знаков; в 1960-1970-е гг. – как многофакторное явление, не имеющее однозначного толкования.

Таким образом, инфляция – многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты. Инфляции можно дать такое определение: инфляция – снижение покупательной способности номинальной денежной единицы под действием целого ряда факторов, что выражается, прежде всего, в появлении устойчивой тенденции к повышению общего уровня цен на рынках товаров и платных услуг.

В этом определении важны акценты:

  • «ряд факторов»
  • «устойчивая тенденция»
  • «общий уровень цен»
  • «на рынках товаров»
  1. Условия и причины возникновения инфляции, факторы инфляции.

Условием возникновения инфляции является несоответствие номинальной денежной массы, с одной стороны, и товарной массы – с другой. Ситуация выводится из уравнения денежного обмена (модель И. Фишера) количественной теории денег: M × V = P × Y,

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Y – реальный доход;

Р – индекс цен.

Но одно лишь это условие не объясняет причины возникновения инфляции. Инфляция может сопровождаться как ростом, так и спадом производства.

Важнейшие причины можно сгруппировать по-разному, например, разделить на внутренние и внешние.

Лекция 6.

План:

  1. Рынок труда (рабочей силы). Показатели занятости и безработица.
  2. Исторический подход к анализу причин безработицы и классификация её видов.
  3. Монетаристский подход к анализу безработицы. Современная классификация безработицы.
  4. Последствия безработицы: неэкономические и экономические. Закон Оукена.
  5. Государственная политика борьбы с безработицей.
  6. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Аннотация лекции.

  1. Рынок труда (рабочей силы). Показатели занятости и безработица.

Рынок труда – сфера устойчивого обмена меду продавцами услуг труда и покупателями этих услуг .

Этот рынок, в отличие от других, подчиняется не только законам экономики, но и социально-психологическим законам. Экономическая функция рынка труда – обеспечение оптимального воспроизводства рабочей силы, а социальная функция – обеспечение качества жизни работника и его семьи.

Механизм рынка труда на макроуровне представляет собой сочетание совокупного рыночного спроса (AD) на трудовые услуги и рыночного предложения (AS) трудовых услуг.

Объект и субъект рынка труда – население, а исходный показатель рынка труда – занятость населения.

Население (POP) с макроэкономической очки зрения делится на две группы:

  1. Включаемые в число рабочей силы (по классификации MOT – «экономически активное население» (L).
  2. Не включаемое в число рабочей силы (NL).

POP = L + NL

Людей, не включённых в состав рабочей силы NL иногда называют институциональным населением. В эту группу входят две большие подгруппы:

  • Дети до 16 лет.
  • Люди, отбывающие срок в тюрьмах.
  • Люди, находящиеся в психиатрических больницах.
  • Инвалиды.
  • Студенты дневного отделения.
  • Вышедшие на пенсию.
  • Домохозяйки.
  • Бродяги (бомжи).
  • Люди, искавшие работу, но прекратившие её поиски.

Таким образом, рабочая сила включает в себя две группы населения: занятые и безработные.

Занятые (Е) – люди, имеющие работу, при этом неважно, занят человек полный или неполный рабочий день

Безработные (U) – люди, не имеющие работы, но активно её ищущие, или ожидающие начала трудовой деятельности. Поиск работы – главный критерий безработного.

Показатели безработицы:

  1. Основной показатель – уровень безработицы. Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы.

U = U х 100%

  1. Показатель средней продолжительности безработицы в расчёте на одного безработного.
  2. Удельный вес рабочего времени, потерянного из-за безработицы.

Рынок: сущность, функции. Провалы рынка.

План.

  1. Рынок: сущность, функции, структура.
  2. Подходы к классификации видов рынка. Инфраструктура рынка.
  3. Провалы (фиаско) рынка.

Аннотация лекции.

  1. Рынок: сущность, функции, структура.

В истории развития рыночного хозяйства можно выделить ряд этапов: обмен, товарное обращение, рынок.

Главное условие появления обмена, а затем и рынка – общественное разделение труда. Обмен существует во всех исторических эпохах (может быть также и обмен продуктами труда – бартер), товарное же обращение появилось позднее. Оно представляет собой товарный обмен, опосредованный деньгами (Т – Д – Т), поэтому связано с денежным обращением. Примерно 6-7 тысяч лет назад товарное обращение начало носить всеобщий характер и утвердилось как система рынка.

Таким образом, рынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного хозяйства, обусловленный разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования. При этом рынок не только историческое явление, но и культурное, философское и, конечно, экономическое.

Рынок развивается, усложняется, появляются различные подходы к его пониманию. В экономической литературе они широко представлены. Выберем такое определение рынка.

Общественные блага. Чисто общественное благо (pure public good) - это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона. Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех. В условиях командно- административной системы в разряд общественных благ попали такие блага, которые не должны были там оказаться, например, централизованное водоснабжение, электроснабжение, общественный транспорт. В условиях рыночной экономики из-за централизованного распределения этих благ их невозможно исключить из потребления, что затрудняет рыночные реформы в нашей стране. Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным благом.

Чисто частное благо (pure private good) - это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями) и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. Цена в данном случае не является переменной величиной.

Проблема безбилетника . Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации - большая редкость.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца" (free-rider problem).

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.

Провалы рынка. Функции государства в рыночной экономике . «Провалы» (фиаско) рынка (market failures) - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1) монополия;

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной эко­номики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения.

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего, поощрение конкуренции и либерализация рынков , снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства . Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности , развитие процессов приватизации.

Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Главным образом, к ним относятся:

Ø наличие надежной правовой базы проведения денационализации;

Ø создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка в первую очередь);

Ø хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;

Ø предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.

Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому "провалы" рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены "провалами" государства.

Вопросы лекции

1. Провалы рынка как основания деятельности государства.

а) внешние эффекты;

б) рыночная власть, показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Гиршмана (HHI);

в) общественные блага;

г) неполная информация.

2. Способы решения проблемы внешних эффектов (устранение провалов рынка): рыночные и административные инструменты.

а) корректирующие налоги и субсидии Пигу;

б) изменения в правах собственности: теорема Коуза;

в) законодательные запреты.

3. Фиаско государства. Проблемы, создаваемым государством.

Может ли государство быть неэффективным?

В данной лекции речь пойдет о том, насколько рынки в состоянии размещать ресурсы эффективно.

Во-первых, "провалы рынка" есть основание для государственного вмешательства в рыночный механизм. Мы увидим различные способы коррекции рынков и их дополнения посредством деятельности государства.

И, наконец, во-вторых, государство – далеко не идеальный механизм, ему также, как и рынку, присущи свои изъяны.

Если при работе в автоматическом режиме рынок по каким-либо причинам не обеспечивает общественную эффективность, то в таком случае говорят о провалах рынка .

Провалы рынка (фиаско рынка) есть препятствия, не позволяющие рыночному механизму достичь общественной эффективности, или то, что рынок не способен обеспечить и поэтому выполняет государство. Само по себе «фиаско » рынка - это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Поэтому «провалы» («фиаско») рынка обычно подразумевает государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.

Формы провалов рынка:

1) внешние эффекты;

2) рыночная власть монополий (показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Ниршмана (HHI)

3) общественные блага;

4) неполная информация

Внешние эффекты . О них мы уже упоминали ранее. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах .

Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении .

Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках .

Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении.


Таким образом, полные издержки для общества в целом (общественные издержки ), связанные с производством какого-либо блага, есть частные издержки фирм-производителей и те издержки, которые они «перекладывают» на других. Правда, не всегда ясно, что считать внешними издержками, так как отнесение чего-либо к таковым весьма субъективно и внешние издержки одних часто являются внешними выгодами для других.

Общественные издержки – частные издержки плюс внешние эффекты в производстве .

Подобным же образом полные выгоды для общества в целом (общественные выгоды , связанные с потреблением какого-либо блага, есть частные выгоды потребителей данного блага и те выгоды, которые достаются другим.

Общественные выгоды – частные выгоды плюс внешние эффекты в потреблении.

Можно выделить четыре разновидности внешних эффектов.

1. Внешние издержки производства . Предположим, что химзавод расположен выше по течению реки, чем пивзавод. В этом случае производство химической продукции накладывает дополнительные издержки на производителя пива (дополнительная очистка воды и т.п.). Это означает, что предельные общественные издержки (MSC ) производства химической продукции превышает предельные частные издержки (МС ) на величину внешних предельных издержек (MEC ).

На рис. 15.2 общественно эффективный выпуск химзавода будет Q * , где P = MSC . Химзавод, однако, будет выпускать объем продукции, равный Q ¢ (где P = MC ), который превышает эффективный уровень. Таким образом внешние издержки ведут к перепроизводству с точки зрения общественных интересов.

Рис. 15.2 Внешние издержки производства.

Проблема внешних издержек возникает из-за того, что никто не обладает правами собственности на естественные водоемы, воздух, а, следовательно, не может не допускать их загрязнение или же требовать за это плату в виде компенсации ущерба. В результате контроль за чистотой водоемов и воздуха возлагается на государство.

2. Внешние выгоды производства . Одним из примеров такой ситуации могут быть финансируемые какой-либо фирмой исследования и разработки. Если их результаты становятся доступными другим фирмам, то они имеют чистый выигрыш, не неся никаких затрат на его получение. Предельные общественные издержки исследований и разработок, следовательно, меньше, чем предельные частные издержки. Ведь не несущие расходов компании за счет бесплатного доступа к результатам исследований и разработок добиваются снижения своих издержек.

На рисунке, подобном рис. 15.2, в этом случае следовало бы поместить кривую MSC ниже кривой МС (превышение МС над MSC составляло бы предельные внешние выгоды – MEB ). Объем исследований и разработок, обеспечиваемый несущей расходы на них фирмой, установился бы там, где Р = МС , т.е. оказался бы меньше общественно эффективного уровня, при котором Р = MSC . Принимая во внимание тот факт, что финансирующая исследования и разработки фирма получает только частные выгоды, она не будет заинтересована осуществлять их в объеме, равном общественно эффективному.

3. Внешние издержки потребления . Если предположить, что поселок расположен вдоль шоссе, то пользование автомобилями, проезжающими через него дачниками приносит жителям этого поселка различного рода неудобства в виде загрязнения воздуха, шума, перегруженности дороги.

На рис. 15.3 изображены предельная полезность и цена использования автомобилем для его владельца. Число поездок на дачу автомобилистом составит Q ¢, то есть установится там, где MВ = P (где цена есть стоимость бензина, масла, износа покрышек и т.п. на одну поездку). Общественно эффективное количество поездок, однако, было бы меньше Q ¢, а именно, - Q * , то есть соответствовало бы такому количеству, при котором MSB = Р . Здесь превышение над MSB есть MEC (для потребителей).

Рис. 15.3 Внешние издержки потребления.

4. Внешние выгоды от потребления . Если снова обратиться к использованному выше примеру, то можно утверждать, что в случае, когда многие дачники станут пользоваться электричкой вместо автомобилей, то жители расположенного на шоссе поселка выиграют. В результате предельные общественные выгоды поездки на электричке окажутся больше, чем предельные частные выгоды. Для представления такой ситуации на рис.15.3 достаточно поменять местами и MSB . В таком случае превышение MSB над есть MEB .

Выводы. Подводя итоги рассмотрению внешних эффектов можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, когда имеют место внешние издержки много, а их цена занижается .

Во-вторых, когда имеют место внешние выгоды , то благ производится или потребляется слишком мало, а их цена занижается .

В-третьих, внешние издержки или выгоды от рыночных операций не отражаются в ценах .

В-четвёртых, суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения частных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности, т. е. в каждом из случаев наличия внешних эффектов рынок не выравнивает MSB и MSC .

Рыночная власть. В предыдущих лекциях были кратко рассмотрены потери общества от рыночной власти монополии. Здесь к этому вопросу стоит вернуться уже на основе полученных нами дополнительных знаний.

Всегда, когда на рынках имеет место монополия, монопсония или же какая-либо форма несовершенной конкуренции, рынок не в состоянии установить равенство между MSB и MSC . Это показано с помощью рис. 15.4, который показывает кривые выручки и издержек для монополиста. При этом предполагается, что внешние эффекты отсутствуют. Общественно эффективный выпуск равен Q c , при котором MSB = MSC . Монополист, однако, производит меньшее количество, равное Q m , при котором MR = MC .

Рис. 15.4. Выпуск монополиста ниже общественно эффективного уровня.

В то же время потери общества от монополии можно показать и несколько иным способом, используя понятия излишков потребителя и производителя. На рис. 15.5 изображена отрасль, которая первоначально находится в условиях совершенной конкуренции, а затем превращается в монополию. Причем кривые выручки и издержек при этом не меняются.

Рис. 15.5 Чистые потери общества от монополизации.

При совершенной конкуренции в отрасли установится объем выпуска равный Q c , который будет продаваться по цене Р с. Здесь МС (= S ) = P (=AR ). Общая полезность потребителей представлена площадью под кривой спроса (MU ), которая есть сумма всех обозначенных цифрами площадей (от 1 до 7). Общие расходы потребителей есть Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Излишек потребителей есть разность между общей полезностью и общими расходами, или же пространство между ценой и кривой спроса (площади 1 + 2 + 3).

Излишек производителей (прибыль) есть разность между общей выручкой и общими издержками. Общая выручка равна Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Общие издержки есть площадь под кривой МС (площади 6 + 7). Излишек производителей есть пространство между ценой и кривой МС (площади 4 + 5).

Здесь нужно сделать одну оговорку. Строго говоря, площадь под кривой МС – это общие переменные издержки. Для того чтобы получить излишек производителей необходимо из суммы площадей 4 и 5 вычесть и все постоянные издержки. Но так как постоянные издержки не изменяются с изменением выпуска, то они не влияют на дальнейшие рассуждения, относящиеся к излишку производителей при совершенной конкуренции и монополии. В принципе, можно считать, что постоянные издержки отсутствуют (что, как мы уже знаем, справедливо для длительного периода).

Сумма излишков потребителей и излишка производителя есть пространство между кривой спроса и кривой МС . Это сумма площадей 1, 2, 3, 4 и 5.

Что произойдет, если отрасль превратится в монополию? Фирма-монополист будет производить Q m , приравнивая свои MR и MC , и реализовывать эту продукцию по цене P m . Общая выручка есть P m ´ Q m (площади 2 + 4 + 6). Общие издержки монополиста – это пространство под кривой МС (площадь 6). Таким образом, излишек производителя теперь есть сумма площадей 2 и 4. Это явно больший излишек, чем у производителей при совершенной конкуренции (так как площадь 2 больше, чем площадь 5).

В то же время излишек потребителей существенно сократится. При уровне потребления соответствующего Q m , общая полезность представлена суммой площадей 1, 2, 4 и 6, в то время как расходы потребителей представляют площади 2, 4 и 6. Излишек потребителей, таким образом, это лишь площадь 1. Заметим, что площадь 2 трансформировалась из потребительского излишка в излишек производителя-монополиста.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: