Образовательный портал - Kuveys

Водоросли в большинстве случаев относят к растениям, произрастающим в воде, но группа живых организмов намного больше и включает в себя одноклеточные формы жизни, часть из которых по размеру не превышает микрон. Обитать они могут:

  • в толще воды, не будучи прикрепленными ни к какому объекту или обитателю подводного мира;
  • у морского дна, прикрепляясь к нему и другим водорослям слоевищем;
  • в верхних слоях почвы;
  • на деревьях, изгородях, стенах домов и т.д.

Типы водорослей

Водоросли отличают по числу клеток:

  • одноклеточные;
  • многоклеточные (преимущественно, нитевидные);
  • колониальные;
  • неклеточные.

Также имеется разница в строении клеток и пигментном составе водорослей. В связи с этим выделяют:

  • зеленые (с окраской зеленого тона и незначительными вкраплениями желтого);
  • сине-зеленые (с пигментами зеленого, синего, красного и желтого оттенка);
  • бурые (с зелеными и бурыми пигментами);
  • красные (с пигментами различных оттенков красного);
  • желто-зеленые (с окраской соответствующих тонов, а также двумя жгутиками разного строения и длины);
  • золотистые (с пигментами, образующими золотистый цвет, и клетками, не имеющим оболочки либо заключенными в плотный панцирь);
  • диатомовые (с крепким панцирем, состоящим из двух половинок, и окраской буроватого тона);
  • пиррофитовые (буровато-желого оттенка с голыми либо покрытыми панцирем клетками);
  • а также эвгленовые водоросли (одноклеточные, голые, с одним либо двумя жгутиками).

Размножаются водоросли несколькими способами:

  • вегетативным (простым делением клеток тела организма);
  • половым (слиянием половых клеток растения с образованием зиготы);
  • бесполым (зооспорами).

В зависимости от вида водорослей и того, насколько благоприятны условия среды, число поколений всего за несколько лет может превышать 1000.

Влияние водорослей на окружающую природу

Все виды водорослей за счет присутствия в клетках хлорофилла образуют кислород. Доля его от всего объема, продуцируемого растениями планеты Земля, составляет 30 - 50%. Вырабатывая кислород, водоросли поглощают углекислый газ, процент которого на сегодняшний день в атмосфере достаточно высок.

Также водоросли выступают источником пищи для многих других живых существ. Ими питаются моллюски, ракообразные, различные виды рыб. Их высокая приспособляемость к суровым условиям обеспечивает качественной питательной средой растения и животных высоко в горах, в заполярных регионах и т.д.

Если в водоемах водорослей становится слишком много, вода начинает цвести. Ряд их, например, сине-зеленые водоросли, в этот период активно выделяют токсичное вещество. Особо высока его концентрация у поверхности воды. Постепенно это приводит к гибели водных обитателей и значительному ухудшению качества воды, вплоть до заболачивания.

Значение водорослей для человека

Водоросли приносят пользу не только растительному и животному миру. Человечество также активно пользуется ими. Жизнедеятельность организмов в прошлом стала для современного поколения источником полезных ископаемых, в перечне которых стоит отметить горючие сланцы и известняки.

Водоросли, съедобные для человека, употребляются в пищу. Они обогащают организм полезными микроэлементами и являются источником йода.

Ряд водорослей активно используется для очистки воды в искусственных замкнутых системах, например, аквариумах.

Выделяют из водорослей полезные вещества, которые используются в качестве БАДов, входят в витаминно-минеральные комплексы и активно применяются в кулинарии.

Хламидомонада, хлорелла, вольвокс Спирогира, улотрикс, кладофораНазовите жизненные формы водорослей
(по клеточному строению)
Хламидомонада, хлорелла, вольвокс
Спирогира, улотрикс, кладофора

Что это за водоросль, каково её строение?

Одноклеточная зеленая водоросль- хламидомонада

Жгутик
Оболочка
Хроматофор
Светочувствительный
глазок
Ядро

Биологический диктант
1. Водоросли относят к живым организмам потому,
что они …, …, …, и …
2. Тело водорослей не разделено на органы
поэтому их относят к … растениям.
3. Тело водорослей называют …
4. Тело водорослей состоит из …
5. В клетках водорослей, как и у других растений
содержится ….

6. Из окружающей среды водоросли поглощают
вещества …
7. Размножаются водоросли... и … путём.
8. Споры, имеющие жгутики называют …
9. В хроматофорах водорослей происходит
процесс…
10. Водоросли. как автотрофы являются
поставщиками …
11. Рост водорослей…

Правильные ответы
1. Питаются, дышат, растут и размножаются
2. Низшим
3. Слоевище (таллом)
4. Клеток
5. Хлоропласты
6. Всей поверхностью тела
7. Половым и бесполым
8. Зооспоры
9. Фотосинтеза
10.Кислород
11.Неограниченный

«Разнообразие водорослей, их значение в природе и жизни человека»

Тема урока:
«Разнообразие
водорослей,
их значение в
природе и
жизни
человека»

Работа с учебником, опорным конспектом

Разнообразие водорослей
Насчитывается около 30 тыс. видов
водорослей. На основании различий в
наборе пигментов, особенностей
морфологии различают 10 отделов
водорослей:
сине-зелёные
золотистые
пиррофитовые
диатомовые
жёлто-зелёные
эвгленовые
зелёные
харовые
бурые
красные

Отделы водорослей
(сравнительная таблица)
Признаки
1.
Количество
видов (тыс.)
2
Организаци
я таллома
3. Среда
обитания
4. Пигменты
клеток
5.Представи
тели
Зеленые
Диатомовые
Бурые
Красные

Зеленые водоросли

Хламидомонада
хара
хлорелла
улотрикс

Диатомовые водоросли

Верхний ряд, слева направо: хетоцерос двойной, диатомея тонкая,
фрагилярия, талассиосира балтийская, рабдонема.
Нижний ряд, слева направо: мастоглора голубая, мелозира северная,
табеллярия, навикула морская, пиннулярия

саргассум

Бурые водоросли
саргассум
пельвеция
фукус
ламинария

Красные водоросли или багрянки
Верхний ряд, слева направо: ирландский мох, эндокладия
колючая, порфира, гелидиум.
Нижний ряд, слева направо: пальмария обманчивая, гигартина,
филлофора, полиневра

источник кислорода

Значение водорослей в природе
пища для
морских
животных
образуют горные
породы:
диатомиты
известняк
источник
кислорода
Симбиоз с грибами
участвуют
в
образовани
и лечебных
грязей
вызывают
цветение
воды

Цветение воды вокруг горячего источника в Рифовой долине в восточной Африке

Значение
водорослей
для
человека

Морская капуста

Агар - агар
Из багрянок получают вещество
агар – агар. Уже 20г агара на 1л
воды после остывания образуют
плотный студень. Его применяют
во всех микробиологических
лабораториях мира для получения
чистых культур микроорганизмов.

Впишите буквы правильных утверждений в пустые квадраты последовательно – и вы получите зашифрованное слово

В – Большинство водорослей живут в воде
А – Водоросли – исключительно многоклеточные
растения
Т – Тело водорослей разделено на органы
О – Таллом водоросли может быть зеленого, бурого,
красного цвета

К – Хламидомонада живет в соленой воде
Д – Таллом хламидомонады одноклеточный
О – Ламинария – бурая водоросль
Р – Хламидомонада и хлорелла – зеленые
водоросли
О – Ламинарию человек использует в пищу
С – Водорослями питаются водные животные
Л – Из водорослей добывают йод
И – Водоросли обогащают воду кислородом

Зашифрованное слово

В О Д О Р О С Л И

Домашнее задание

§ 39 (читать, ответить
устно на вопросы)
§35-38 (повторить)
Опорный конспект
выучить (закончить
таблицу-значение)
Выполнить кроссворд по
теме урока (по
желанию)

Подведение итога урока:
Какие знания, полученные на уроке
пригодятся вам в жизни?
Давайте подсчитаем бонусы

В рамках реализации новых образовательных стандартов в среднем звене, на уроках биологии 5 класс, активно реализуетс системно-деятельностный подход к обучению, с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ технологий и т.д.. Данный мастер-класс может быть использован как урок актуализации знаний или урок закрепления знаний.

Цель урока: изучить строение многоклеточных водорослей и их многообразие, а также значение для человека и в природе.

Задачи урока:

· познакомить учащихся с особенностями строения многоклеточных водорослей, их значением в природе и жизни человека;

· продолжить формирование умения работать с учебником;

· активизировать и интегрировать знания по смежным дисциплинам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Многообразие водорослей и их значение в природе и жизни человека»

«Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа», - эти слова принадлежат учёному В.А. Обручеву.

Цель урока: изучить строение многоклеточных водорослей и их многообразие, а также значение для человека и в природе.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями строения многоклеточных водорослей, их значением в природе и жизни человека;
  • продолжить формирование умения работать с учебником;
  • активизировать и интегрировать знания по смежным дисциплинам.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют представление о многоклеточных водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.

Метапредметные: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия урока: растения низшие, растения высшие, водоросли: зеленые, бурые, красные, слоевище (таллом), ризоиды, хроматофор,

Деятельность учащихся: работа с текстом ииллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении, работа с дидактическими карточками.

Оборудование: ИКТ персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный кинопроектор, презентация, таблицы с изображением водорослей, гербарии, морские водоросли, дидактические карточки, банка салата из морской капусты, мороженое, кусочек кожи, банка краски, агар-агар, йод.

Ход урока:

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада, что вы пришли сегодня на урок с хорошим настроением. Говорят, улыбка – поцелуй души. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Присаживайтесь на свои места. Я не сомневаюсь в том, что сегодня вы дружно и активно поработаете на уроке.

Обратите внимание что, у вас на столах лежат индивидуальные оценочные листы, в которых вы буде сегодня выполнять задания и выставлять себе оценки сами, подпишите их.

  1. Проверка знаний: работа в индивидуальных картах обучающегося.

Учитель:

Загадка: Есть змеи стометровые,
Зеленые, лиловые,
Есть бурые, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе.
(Водоросли)

Почему водоросли относят к низшим растениям, объясните?

Какая наука изучает водоросли?

Почему водоросли называют «древнейшими»?

Задание №1. Ребята, выберите из предложенного перечня признаки, характерные для растений. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Встречаются повсеместно.
  2. Активно передвигаются
  3. Неподвижны
  4. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород-очищая воздух.
  5. Питаются за счёт фотосинтеза.
  6. Питаются готовыми органическими веществами.
  7. Бывают низшие и высшие.
  8. Тело может состоять из одной клетки или быть многоклеточным.
  9. Клетка покрыта оболочкой из целлюлозы.
  10. В цитоплазме содержится вакуоль с клеточным соком.

(Правильные: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10) Max-8 баллов

Задание №2. Max – 5 баллов

  1. Наука о водорослях называется - ………(Альгология)
  2. …………. живут не только в воде, но и на суше. (Водоросли)
  3. Многоклеточные водоросли прикрепляются к субстрату при помощи - …..(ризоидов)
  4. Тело водорослей называется - ……..(слоевищем).
  5. Способ питания водорослей – ……….(фотосинтез).

(Правильные ответы: альгология, водоросли, ризоиды, фотосинтез, слоевище)

Задание №3 . Рассмотрите рисунок, найдите на нем водоросль. Почему это растение вы считаете водорослью? (2 балла за полный правильный ответ, 1 балл за частичный ответ)

  1. Изучение нового материала:

1. Актуализация знаний.

Проблема: На столе учителя: банка салата из морской капусты, мороженое, кусочек кожи, банка краски, гербарные экземпляры водорослей.

Вопрос: что может объединять все эти предметы? (учащиеся высказывают свои предположения, но учитель предлагает вернуться к ответу на вопрос в конце урока?

Итак, тема нашего урока: «Многообразие водорослей и их значение в природе и в жизни человека».

2. Классификация водорослей:


Рис. 2 Хламидомонада

Рис. 3 Улотрикс

(1балл)

УЧИТЕЛЬ: - Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Тело многоклеточных водорослей не имеет нестоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом ), крепятся к субстрату с помощью ризоидов . Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы, а размеры многоклеточных водорослей могут достигать десятков метров (макроцистис 150-300м). (записываем схему (а) на доске, а учащиеся в тетрадях).

Теперь работаем по группам (класс предварительно разделён на три группы, назначены кураторы). Первая группа - стр.95-97 во время чтения и работой с рисунками дополняем таблицу примерами представителей зелёных водорослей. Вторая группа – стр.98 во время чтения дополняет примерами представителей бурых водорослей. Третья группа – стр. 98-99 во время чтения и работы с рисунками дополняет схему примерами зелёных, бурых и красных водорослей. На работу 3-4 минуты.

Царство Растения

Низшие Высшие

Водоросли

Одноклеточные Многоклеточные

Зелёные

(хламидомонада) Зелёные Бурые Красные

Хлорелла (Ульва) (Лаинария) (Порфира)

(5 баллов)

Работа по группа проверяется на интерактивной доске во время составления схемы.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (1,5 минуты)

3. Многообразие многоклеточных зеленых водорослей.

Обучающиеся слушают докладчиков и заполняют в таблице раздел «Что я знаю о значении водорослей?»

Учитель: Зеленые водоросли бывают одно- и многоклеточными, образуют нити, шаровидные колонии, листовидные структуры и т.д. Один из хорошо известных родов – плеврококк, одноклеточная водоросль, образующая зеленые налеты, часто наблюдаемые на коре деревьев. Самая крупная зеленая водоросль – морской салат (Ulva), макрофит листовидной формы. В процессе жизнедеятельности клетки делятся, и водоросль растет. В благоприятный период она размножается бесполым способом, а в неблагоприятный – половым, т.е. с помощью гамет.

УЧАЩИЙСЯ 1: Хлорелла – ветеран космической биологии: во время полётов в космос проводили опыты по очищению воздуха и переработки органических остатков в отсеках космических кораблей. Среди подвижных зелёных водорослей известен вольвокс, который открыл Антони Ван Левенгук и сравнил его со Вселенной.

Учитель: Так, у берегов Мексиканского залива, господствует ягодоносный саргассум. Во время шторма бушующие волны уносят его и передают течению Гольфстриму и несёт его далеко в океан. Длительный дрейф заканчивается вблизи Азорских островов, где растения накапливаются в спокойном море. Моряки боялись попадать в воды этого моря. О каком море идёт речь и какие водоросли его образуют?

4. Бурые и красные морские водоросли (сообщение учащихся). УЧАЩИЙСЯ 2: Бурые водоросли - в этой группе нет одноклеточных, все они образуют слоевища – от тонких нитей из одного ряда клеток до огромных (до 50 м!) полос и лент бурого и синевато-бурого цвета. Бурые водоросли - неподвижные, прикреплённые формы. Размножение вегетативное, бесполое и половое. Бурые водоросли живут в основном в море, за исключением нескольких пресноводных видов. Почти все бурые водоросли растут будучи прикрепленными к морскому дну, камням, другим водорослям. Лишь саргассы одного из районов Атлантики, окруженного кольцевым течением, свободно плавают на поверхности, поддерживаемые мелкими ягодообразными поплавками – пузырьками.

УЧАЩИЙСЯ 3: Большую пользу людям приносят водоросли ламинарии, известные в быту как морская капуста. Ее слоевище достигает в длину нескольких метров. Во многих странах Европы, Азии и Америки ламинарии используют в пищу, как корм скоту, и для промышленной переработки. Из них получают ценные препараты – альгинат, маннит, ламинарин. Особенно давно и широко используют ламинарию в Японии и Китае. Из нее делают овощную икру и пюре, салаты, консервы и даже... конфеты. Соли альгиновой кислоты – альгинаты могут связывать на единицу объема 300 объемов воды, образуя вязкий раствор. Альгинаты требуются при производстве мороженого, фруктовых соков, консервов, пластмасс, лаков и красок, они нужны в текстильной промышленности, книгопечатании, медицине, парфюмерии и даже в литейном деле. Не менее важен и другой продукт, получаемый из бурых водорослей, – шестиатомный спирт маннит. Он нужен и при лечении диабета, и при выделке кож, бумаги, лаков, красок. Делают из него и сильную взрывчатку. В морях южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль – знаменитый грушеносный макроцистис. Общая длина его (по данным ученых) достигает от 150 до 300 м и больше.

УЧАЩИЙСЯ 4: Красные водоросли - многоклеточные, очень редко одноклеточные, сложного строения большинство из них – морские листовидные, кустистые или корковые макрофиты, обитающие ниже линии отлива. Красные водоросли донные растения, в планктоне не встречаются. Они проникают на большую (до 200 м) глубину. Причина теневыносливости красных водорослей – их фотосинтезирующие пигменты. Окраска водорослей зависит от глубины их обитания. На мелководье они желто-зеленого или голубоватого цвета, глубже розовеют, потом краснеют. Самый интенсивный красный цвет имеют на глубине более 50 м. Но так они выглядят, будучи вытащенными на поверхность, на прямой солнечный свет. Водолазы на дне видят их черными: ведь красные лучи поглощаются первыми метрами воды. Фотосинтез красных водорослей идет в синих лучах, наиболее глубоко проникающих в воду. Способы размножения красных водорослей разнообразны: деление слоевища, споры (без жгутиков). Половой процесс очень сложен.

УЧАЩИЙСЯ 5: Одну из живущих в Северном море водорослей – хондрус – в сухом виде издавна употребляют как лекарство при заболевании дыхательных путей. Из других багрянок добывают агар-агар, применяемый во всех микробиологических лабораториях мира для получения чистых культур микробов. Без него, впрочем, не обходятся и в пищевой промышленности, и даже при производстве кинофотопленки. Кондитеры и пекари добавляют в тесто небольшое количество агар-агара, чтобы дольше не черствели пирожные, бисквиты, хлеб. У некоторых красных водорослей слоевища сильно пропитываются известью, отчего они становятся похожими на кораллы. Многие коралловые рифы в значительной мере образованы именно этими отмершими водорослями. В отличие от кораллов они идут далеко на север, образуя в Баренцевом и Белом морях в местах с сильным течением красно-розовые корки на каменистом дне.

Учитель: Ребята, оцените свою работу по пятибалльной шкале. При оценке примите во внимание: на сколько для вас был интересен учебный материал; как часто вы отвлекались; все ли вам было понятно; принимали ли вы активное участие на данном этапе урока.

5. Значение водорослей в природе и жизни человека (6 мин.)

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника стр.99-101, ведут запись в тетради.

Значение водорослей:

«+»

Что я знаю о значении водорослей

« - »

Полезность водорослей.

Пища для водных животных.

Пища для человека.

Источник агар-агара

Лекарства.

Бумага.

Кали

Ппочвообразовательного процесса.

Источник йода.

Минеральные соли.

Клей, лаки, краски.

Причиняемый вред.

Загрязняют источники воды, часто придавая ей неприятный вкус и запах.

Засорение пляжей. Многие морские макрофиты во время штормов отрываются от субстрата и выбрасываются волнами и ветром на пляж, буквально заваливая его своей гниющей массой.

Гибель рыбы.

Вызывают отравления и болезни. Несколько видов водорослей, попадая в организм животных, вызывают отравления, иногда смертельные. Другие оказываются сущим бедствием в теплицах или повреждают листья растений.

После указанного времени учитель предоставляет правильные ответы на доске (Таблица в тетради). Исправляют ошибки и выставляют сами себе баллы за это задание - max – 5 балла.

  1. Закрепление-рефлексия.
  1. «Чёрный ящик». Каждой группе выносят Чёрные ящики, в которые помещены таинственные предметы, связанные с водорослями. Обучающиеся читают задание и угадывают, что лежит в ящике. За правильно отгаданную загадку выставляется 1 балл .

1 ящик (первой группе)–

Вот лекарство. Ты не бойся:

Для здоровья и красы

Детям мажут им коленки,

Локти, щёки и носы. (ЙОД)

2 ящик (второй группе)–

Посмотрите! Под водой

Вырос целый сад.

Он накормит нас с тобой,

Попадёт в салат. (салат из морской капусты, банка с салатом )

3 ящик (третьей группе)-

Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна. (СОЛЬ)

  1. «Ты- мне, я – тебе». Работа в парах. Обучающим предлагается составить по два вопроса и задать их друг другу. Первый вопрос о строении водоросли. Второй вопрос – о значении водорослей. Max. 2 балла.

Учитель: - Ребята сегодня на уроке мы познакомились с многообразием водорослей, их значением в природе и жизни человека и я думаю, что теперь вы готовы ответить на вопрос, заданный в начале урока, что может объединять все предметы, находящиеся на моем столе? (Ответ: они все изготовлены либо из водорослей, либо с использованием их продуктов)

Рефлексия:

Что сегодня понравилось на уроке?

Что узнал нового?

Что не понял?

Подведение итогов: подсчитываются баллы

Max-30 баллов.

30-26 –оценка 5

25-21- оценка 4

20-16 оценка 3

Ниже 16, ребята не отчаивайтесь, дома изучите материал и закрепите? после параграфа.

IV.Домашнее задание. П.18 читать, словарная работа. Творческая работа: сообщение или реферат.

Литература:

  1. http://biolicey2vrn.ru/index/mnogoobrazie_vodoroslej/0-92
  2. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / В.В. Пасечник. – М.:Дрофа, 2012. – 141,(3)с.
  3. Биология: Диагностические работы к учебнику В.. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015. – 92 с.
  4. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/Сост.Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вента-Граф, 2001. – 208 с: ил. (За страницами учебника).

Предварительный просмотр:

Оценочная карта

Ученика 5 Б класса____________________

Задание №1 .Ребята, выберите из предложенного перечня признаки, характерные для растений. За каждый правильный ответ 1 балл. Max. 8 баллов.

Выпишите номера признаков _______________________________ баллов

Задание №2. Вставьте по смыслу недостающее слово. За каждый правильный ответ - 1 балл, Max – 5 баллов

  1. Наука о водорослях называется - ………
  2. …………. …..живут не только в воде, но и на суше.
  3. Многоклеточные водоросли прикрепляются к субстрату при помощи - ………..
  4. Тело водорослей называется - ………………
  5. Способ питания водорослей – ……………...

Баллов

Задание №3 . Рассмотрите рисунок, найдите на нем водоросль. Почему это растение вы считаете водорослью? (2 балла за полный правильный ответ, 1 балл за частичный ответ)

Баллов

Задание №4. Классификация водорослей:

Рис. 1 Вольвокс Рис. 2 Хламидомонада

Рис. 3Улотрикс

Рассмотрите рисунок и выявите различия в строении изображенных на нем растений. Какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого рисунка? (1балл)

Баллов

Задание №5. Составьте схему классификации Водорослей, дополните её примерами.

Водоросли, их разнообразие и значение в природе

По учебнику:

И.Н. Пономаревой

И.В. Николаева

О.А. Корниловой

Учитель биологии

Ушкарева В.Я


Низшие растения

Отдел Мохообразные

Отдел Цветковые

Отдел

Отдел Зеленые водоросли.

Отдел Диатомовые водоросли

Отдел Бурые водоросли

Отдел Красные водоросли

Царство

Растения

Споровые

Семенные

Низшие растения


Низшие растения: отсутствие тела, расчлененного на органы. Нет тканей.

Тело многоклеточных водорослей представлено талломом: нитчатое (

Размножение: бесполое, половое, вегетативное

Распространение в воде: во взвешенном состоянии (планктон); на границе «вода- воздух (нейстон); на дне или на значительной глубине (бентос); на подводных скалах (перифитон).


Многоклеточные

Водоросли

Одноклеточные


Строение водорослей

Тело водоросли не дифференцировано на поглощающую и фотосинтезирующую части.


Разнообразие водорослей: 1- фукус; 2- ульва; 3- спирогира; 4- ацетабулярия; 5- нереоцистис.

Тело водорослей представлено слоевищем , или талломом . Форма

слоевища разнообразна.


Хроматофор

У разных видов

хроматофоры

имеют различную форму:

чашевидную, ленточную,

звездчатую, пластинчатую



Размножение хламидомонады

А- бесполое размножение;

В- половое размножение


Размножение водорослей

Улотрикс Зооспора Улотрикс ( бесполое )

Гамета

Зигота Улотрикс (половое )

Гамета

Улотрикс Зооспора Улотрикс

Размножение улотрикса: 1- нитчатая водоросль;

2- деление клетки с образованием зооспор(3);

4- деление клетки с образованием гамет(5);

6- слияние гамет; 7- зигота.


Отдел Зеленые водоросли

Ацетабулярия

хлорелла

Спирогира

Хламидомонада

Улотрикс

  • Одноклеточные, колониальные,

многоклеточные

  • Около 20000 видов
  • Запасное вещество- крахмал

Ульва


Отдел Красные водоросли(багрянки )

Грациллярия

порфира

  • Порфиру, грациллярию

употребляют в пищу.

  • Из багрянок добывают агар- агар
  • В основном многоклеточные
  • Около 4000 видов
  • Запасное вещество- багрянковый крахмал.

Отдел Бурые водоросли

Ламинария

Фукус пузырчатый

Многоклеточные

Около 1500 видов

Запасное вещество

Ламинарии

Макроцистис

Саргассум


Значение

использование

водорослей


Значение водорослей

В природе

1. Корм для водных животных

В хозяйственной деятельности человека

2. Насыщение кислородом толщи воды, а также воздуха над водоемом.

1. Пища для человека

2. Сырье для получения агар- агара для кондитерской, микробиологической промышленности.

3. Оболочки образуют осадочные породы – известняк, диатомит.

4. Зеленые водоросли входят в состав лишайников.

3. Сырье для получения органических кислот, спиртов, витаминов, красителей, йода, лекарств.

4. Биологическое очищение вод.

5. Участвуют в почвообразовании.

6. Бурые водоросли образуют на дне заросли – прибежище для обитателей морей.

5. Органический ил – сырье для удобрений.

7. Красные- участвуют в формировании океанических островов.

6. Причина «цветения воды»

Вред судоходству (обрастают днища кораблей) и гидротехническим сооружениям.


Подведем итоги

  • Водоросли- это древнейшие растения Земли, имеющие одноклеточное и многоклеточное строение. Их тело не разделено на органы. У многоклеточных водорослей оно представлено слоевищем(талломом). В клетках водорослей содержатся хроматофоры с фотосинтезирующими пигментами. Обмен веществ и фотосинтез водоросли осуществляется всей поверхностью тела. Размножаются бесполым и половым путем.

Запомни

  • Водоросли
  • Низшие растения
  • Слоевище
  • Хроматофор
  • Зооспора.

Знаете ли вы?

Макроцистис грушевидный

Среди бурых водорослей есть гиганты (макроцистис грушевидный – до 60м в длину) и карлики (стеблонема – до 1 мм) растительного мира.


Ламинария японская

В наших северных и дальневосточных холодных морях произрастает много видов рода ламинария , имеющих слоевище в виде длинной ленты, растущей на коротком стволике. Большинство видов ламинарии имеют таллом длиной 2-6м, а у ламинарии японской – до 12м. Произрастает ламинария на глубине 10-80м.


В н.в обнаружено более 100 видов

водорослей, развивающих на

поверхности льда и снега. Среди

них наиболее часто встречается

хламидомонада снежная

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей

Цели: продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с раз-личными многоклеточными водорослями, со средой их обитания и особенностями строения и размножения; дать представление о роли водорослей в природе, использовании их в науке, технике, хозяйстве человека, о мерах по охране водорослей; продолжить формирование умения работать с микроскопом и навыка выпол-нения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: таблицы: «Одноклеточные водо-росли», «Многоклеточные водоросли», «Бурые и красные водо-росли», цветковое растение элодея из аквариума, гербарии различ-ных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума; некоторые предметы, сделанные из водорослей: салат из морской капусты, пищевые добавки с водорослями, йод, агар-агар и т. д.

Ключевые слова и понятия: нитчатые водоросли (улотрикс, кладофора, спирогира), бурые водоросли (ламинария, фукус, саргассум), красные водоросли (филлофора, порфира, птилота, радимения); слоевище (таллом), ризоиды, спорангий, ядро с яд-рышком, вакуоль, хроматофор; бесполое размножение, половое размножение, конъюгация; зооспоры, подвижные гаметы, споры, зигота; фитопланктон

Ход урока

Актуализация знаний

Работа у доски

К доске вызывают двух учеников. Одному из них нужно изо-бразить строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомо-нады, а другому — хлореллы и указать основные органеллы этой водоросли. На выполнение задания отводится около 2—3 мин. После ученики устно отвечают по нарисованной схеме.

Далее к доске выходят еще три ученика. Один из них изобра-жает схему бесполого размножения хламидомонады, другой — по-лового размножения хламидомонады, а третий — размножения хлореллы. После учащиеся устно отвечают по нарисованным ими схемам.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На прошлом уроке мы изучали одноклеточные водоросли. Сегодня перейдем к многоклеточным. А начнем с нитчатых во-дорослей.

Как вы думаете, за что они получили такое название? (От-веты учащихся.)

Эти водоросли напоминают по своему внешнему виду длин-ные нити.

Среди нитчатых водорослей самой распространенной в наших широтах является спирогира. Это многоклеточная зеленая водо-росль, клетки которой расположены в один ряд. Рост происходит за счет деления всего тела. Растение ведет неприкрепленный образ жизни. Нити его свободно перемещаются в воде под действием различных течений. Это обычный обитатель наших прудов и рек с несильным течением. Вы, часто купаясь в пруду или реке, на-верное, обнаруживали скопления зеленой, скользкой на ощупь тины. Это и есть нити спирогиры.

(Учитель демонстрирует изображение этой водоросли на таб-лицах и по возможности и в живом или засушенном виде.)

Клетки спирогиры имеют вытянутую форму. Снаружи они покрыты слоем слизи.

Как вы думаете, за что эта водоросль получила такое на-звание? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Хроматофоры в клетках этой водоросли имеют особое строе-ние. Они длинные, вытянутые и расположены в цитоплазме вдоль стенки клетки, как бы опоясывая ее по спирали. Отсюда и на-звание. В центре клетки расположено крупное ядро с ядрышком . Достаточно большое пространство занимает вакуоль.

Вспомните, какими способами могут размножаться однокле-точные зеленые водоросли. (Половым или бесполым путем.)

Для спирогиры тоже характерно как половое, так и бесполое размножение. При бесполом методе нити спирогиры разрываются, клетки каждой из частей начинают делиться, давая начало новым молодым организмам.

Когда происходит бесполое размножение хламидомонады? (При благоприятных условиях .)

Спирогира также размножается при благоприятных условиях, чаще всего летом, бесполым путем.

Половое размножение спирогиры несколько отличается от идентичного хламидомонады. При половом размножении спирогиры две нити располагаются параллельно друг другу. За-тем они сближаются и обволакиваются слизью. Клетки, распо-ложенные ближе всего друг к другу, образуют особые выросты, которые соединяются, создавая канал, по которому содержимое одной клетки перетекает в другую. Таким образом происходит оплодотворение и образуется зигота . Зигота покрывается толстой оболочкой и может длительное время находиться в состоянии по-коя. После определенного периода покоя зигота прорастает и дает начало новому организму. Такой способ полового размножения называется конъюгацией.

На камнях и корягах, лежащих на дне неглубоких рек, часто можно обнаружить еще одну нитчатую водоросль — улотрикс. Скопления улотрикса выглядят как ярко-зеленые шелковистые нити. Тело этого растения также состоит из одного ряда клеток, но клетки не вытянутые, как у спирогиры, а более короткие. Растет улотрикс за счет деления клеток, расположенных толь-ко на верхушке. Кроме того, эта водоросль ведет прикрепленный образ жизни. Она приклеивается к субстрату особой бесцветной клеткой. В цитоплазме каждой из клеток водоросли можно обна-ружить ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца.

Бесполое размножение этой водоросли происходит посредст-вом зооспор.

Вспомните, что такое зооспора.

Зооспоры — подвижные клетки со жгутиками, при помощи которых осуществляется бесполое размножение. Зооспоры сво-бодно плавают, а затем прикрепляются к субстрату, делятся и дают начало новому организму.

Какой способ размножения чаще всего встречается у водо-рослей при неблагоприятных условиях? (Они размножают-ся половым путем.)

При половом размножении улотрикса в некоторых клетках во-доросли образуются многочисленные подвижные гаметы со жгу-тиками. Гаметы от разных особей сливаются попарно и образуют зиготу. Зигота также покрывается толстой оболочкой и может в течение длительного времени находиться в состоянии покоя. Как только создаются условия, благоприятные для жизни во-доросли, зигота делится на 4 клетки-споры. Споры опускаются на дно и, прикрепившись к субстрату, начинают делиться, давая начало новой особи.

Достаточно часто в пресных и соленых водоемах встречается многоклеточная зеленая водоросль кладофора. Она также является нитчатой водорослью, но более высокоорганизованной, чем спи-рогира и улотрикс. Нити кладофоры ветвятся. Молодые кладо-форы ведут прикрепленный образ жизни, но впоследствии часто обламываются и пускаются в свободное плавание. Интересной особенностью этого растения является наличие в каждой клетке большого числа ядер. Подобные явления никогда не встречаются в клетках высших растений.


Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 39; учебник В.В. Пасечника § 12), а также личным опытом, укажите значение водорослей в природе и жизни человека.

(На выполнение этого задания отводится около 3—5 мин, по-сле чего берутся на проверку тетради у 2—3 учеников, а еще 3—4 отвечают устно. Учитель сопровождает устные ответы учащихся демонстрацией таблиц и по возможности некоторых продуктов из водорослей: салата из морской капусты, пищевых добавок с во-дорослями, йода, агар-агара и т. д.)

Роль водорослей в природе

В процессе фотосинтеза трансформируют энергию солнца в энергию, доступную для других организмов, и выделяют кислород, необходимый для их дыхания.

Пища для многих морских животных (морские ежи, рыбы и пр.) и морских водоплавающих птиц.

Приют для рыб и многих других животных.

Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.

Некоторые виды одноклеточных водорослей являются пио-нерными растениями: попадая на бесплодные субстраты, они участвуют в почвообразовании.

Некоторые виды водорослей входят в состав комплексных организмов (лишайников).

Роль водорослей в жизни и деятельности человека

Продукты питания для человека (ламинария, ульва).

Использование в качестве добавки к корму для скота.

Изготовление удобрений.

Получение агар-агара, используемого в пищевой промыш-ленности и микробиологии (красные водоросли).

Использование в химической промышленности (получение йода, калийных солей, спирта, уксусной кислоты и т. д.).

Биологическая очистка технических и сточных вод (хлами-домонада, хлорелла).

Получение лекарственных препаратов и биологически ак-тивных добавок к пище.

Вред, наносимый водорослями человеку и его деятельности

Чрезмерное размножение в оросительных каналах затруд-няет подачу воды.

Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затруд-няет сезонный вылов рыбы.

Чрезмерное размножение водорослей приводит к затруд-нению судоходства.

Творческие задания.

Нарисовать картину подводного мира, на которой будут присутствовать различные отделы водорослей: красные, бурые, зеленые, и т. д.

Сочинить сказку о жизни в подводном царстве, где главны-ми действующими лицами будут водоросли.

В книгах каких писателей встречаются описания подвод-ного мира?

Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти в спе-циальной литературе названия и описание водорослей, выращи-ваемых в пресных и в соленых аквариумах. К каким водорослям они относятся?

Водоросли. Учебный фильм

Путешествие по Африке. Лес водорослей.Познавательный фильм.

Морские водоросли Ламинария

Морские водоросли и Зелёные технологии компании Olmix - RU

Морские водоросли

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: